Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дагестан в творчестве русских художников XIX - начала XX века Гейбатова, Лейла Гейбатовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гейбатова, Лейла Гейбатовна. Дагестан в творчестве русских художников XIX - начала XX века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Гейбатова Лейла Гейбатовна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2011.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Вопросы истории становления и развития межнациональных и межконфессиональных отношений в области искусства представляются наиболее значимыми направлениями современного отечественного искусствознания в аспекте широкого гуманитарного дискурса по проблемам сохранения государственной целостности и обеспечения мира и согласия между народами нашей страны. Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью восполнить пробелы российской историографии в изучении развития русско-дагестанских связей в сфере художественной культуры.

Наше обращение к заявленной художественной проблематике, стремление к современному прочтению произведений русских художников XIX века, посвященных народам Северного Кавказа и событиям Кавказской войны, продиктованы не только интересом к историческому прошлому, к наследию отечественной живописи и графики, еще не достаточно исследованному в данном тематическом ракурсе, но и пониманием важности изучения этого наследия сегодня в этнокультурном и этнополитическом плане. Позитивный опыт прошлого, прежде всего русского искусства, основанного на гуманистических и демократических принципах, проникнутого сочувствием к народам Кавказа, может оказаться полезным в осмыслении и решении сложных проблем современности, в преодолении отчужденности и межэтнических недоразумений и конфликтов, явившихся отчасти отголосками минувших событий, отчасти возникших стихийно или вызванных искусственно в новых условиях под влиянием различных политических, социальных, религиозных и иных факторов.

Исследование творчества русских художников в Дагестане в контексте культурно-исторических процессов становления русско-дагестанских отношений способствует более глубокому осмыслению сложного пути развития художественной культуры России XIX - начала XX века, позволяет осветить многие довольно интересные стороны ее жизни, порою малоизвестные и лучше понять роль ориентализма в русском искусстве этого периода.

В ситуации развития современной художественной жизни Дагестана постановка темы диссертационной работы вытекает из научно-теоретической посылки о том, что онтология сегодняшней дагестанской культуры не может быть объективно рассмотрена без решения вопроса о генезисе его изобразительного искусства. Изучение генеалогии профессионального изобразительного искусства республики может послужить основанием для научной разработки проблематики современного художественного праксиса в решении вопросов культурной политики, воспитания и обучения национальных художественных кадров. Степень разработанности проблемы. Постановка вопроса о необходимости исследования дагестанской темы в творчестве русских

художников была обозначена попытками ученых представить исторический материал в наиболее полном по персоналиям и хронологически систематизированном обзоре (Н. П. Воронкина, М. И. Магомедова-Чалабова), а также наметить подходы к выявлению преемственной связи в аспекте становления дагестанского изобразительного искусства (С. М. Червонная, 3. А. Гейбатова-Шолохова, Э. М. Путерброт). Анализ художественного наследия с позиции прямой исторической детерминанты стал определяющим в научном подходе авторов сборника «Художественная культура Дагестана XIX века», учеными (3. А. Гейбатова-Шолохова, М. И. Магомедова-Чалабова) был значительно расширен материал исследования, предприняты попытки апробации иконографического метода на примерах портретной графики (М. Доногоно-Коркмас).

В результате решения научно-практических задач по каталогизации дагестанского цикла произведений художников Г. Г. Гагарина и Е. Е. Лансере (М. Доногоно-Коркмас, Т. П. Петенина), поисковой и реставрационной деятельности (П. С. Гамзатова) были получены достоверные количественные данные, позволившие оценить масштабы художественного наследия русских художников, связанного с разработкой кавказской проблематики, а также реализован проект по созданию копии утраченной панорамы Ф. Рубо «Штурм аула Ахульго».

Кроме научной литературы, структурно и содержательно близкой к диссертационной, информационную базу составили монографии, посвященные творческим биографиям русских художников. Научные труды искусствоведов Ю. Я. Халаминского, А. Н. Савинова, В. М. Лобанова, А. Д. Боровского, А. Г. Верещагиной содержат ценные сведения; исследования О. И. Подобедовой, А. В. Корниловой, О. В. Федоровой отличают фундаментальность, глубокий художественно-стилистический анализ, вместе с тем слабое освещение дагестанского периода творчества художников в определенной мере говорит о недооценке его художественно-эстетической и историко-культурной значимости.

Теоретические подходы к рассмотрению творчества русских художников, исследуемого периода, как культурно-исторического явления в контексте истории развития художественной культуры Дагестана были только намечены исследователями в коллективном труде «Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941».

Значимые определения в аспекте теоретического обоснования исторических, политических, социокультурных факторов развития художественного явления были высказаны в рамках кавказоведческих (В. В. Дегоев, М. Р. Гасанов) и культурологических (Г. Г. Гамзатов, Д. М. Магомедов) исследований, важные научные положения по вопросу о представлениях и характере отношений русского общества XIX века к культуре дагестанских народов были сформулированы в области музыкознания (М. А. Якубов) и литературоведения (А. М. Аджиев и Э. С. Хидирова).

Объектом изучения исследования является коммуникативная функция художественного языка изобразительного искусства в аспекте генезиса и развития межнациональных культурных связей.

Предметом изучения определяется история развития русско-
дагестанских отношений в сфере художественной культуры. Отражение
дагестанской темы в русском изобразительном искусстве XIX - начала XX
века, его роль в процессе формирования профессионального

изобразительного искусства Дагестана.

Целью исследования является определение роли и значения творчества русских художников в Дагестане XIX - начала XX века в развитии русско-дагестанских культурных связей.

В соответствии с поставленной целью в диссертации сформулированы следующие задачи:

выявить движущие механизмы формирования интереса к Кавказу (Дагестану) в русском изобразительном искусстве XIX века;

дать научную интерпретацию художественного наследия, связанного с разработкой кавказской темы (Дагестана), в русском изобразительном искусстве XIX - начала XX века в контексте развития художественных стилей и направлений русского изобразительного искусства этого периода;

исследовать характер отражения инонационального культурного опыта и опыта контактов с иным культурно-цивилизационным миром в творчестве русских художников в Дагестане. Рассмотреть вопросы культурной адаптации в инонациональной среде и проблемы трансформации художественного языка (влияния, заимствования);

определить место и значение дагестанской темы в мировоззренческой картине времени, в художественно-эстетических и духовных исканиях русских художников XIX - начала XX века;

обосновать роль русского искусства в становлении профессионального изобразительного искусства Дагестана.

Методологический подход диссертационной работы связывается с необходимостью научного рассмотрения предмета исследования в структурной связи с инициирующими его социокультурными и идейно-художественными процессами, а также анализа его культурно-исторической роли в развитии национальных культур, что определяет целесообразность комплексного подхода.

Исходя из историко-искусствоведческого аспекта исследования в основу каузальной связи положена научно обоснованная концепция истории развития изобразительного искусства, представленная системой стилей и художественных направлений. Термин «ориентализм» трактуется расширительно как в отношении определения его историко-хронологических границ, так и охвата географической зоны, что имеет обоснование не только с позиции современного научного знания по проблеме ориентализма, но и вытекает из самого предмета диссертационного исследования. Наше обращение к ориентализму как объективной культурно-исторической

тенденции западноевропейского и русского искусства, развивавшегося в рамках ведущих художественных направлений XIX - начала XX века: поздний классицизм, романтизм, реализм, модерн, - позволяет выявить специфические особенности конкретного предмета изучения, не изолируя его от общих закономерностей и исторических процессов развития культуры.

В качестве опорных, базовых подходов в изучении художественного явления используются классические методы: формально-стилистический и иконографический анализ, в ряде случаев применяются данные статистических исследований и некоторые принципы семиотического анализа.

Постановка задач диссертационного исследования (анализ мотивации творческого обращения художников к теме Кавказа, отражения истории межнациональных отношений в произведениях изобразительного искусства, влияния русского искусства на развитие художественной культуры Дагестана, определение роли художественного наследия русских художников, связанного с Дагестаном, в развитии русской культуры XIX -начала XX века) предполагает введение культурно-исторического дискурса в русло искусствоведческой работы и определяет выраженный культурологический вектор в ее методологии, внимание к проблематике истории культуры и социологии искусства.

Методологической базой послужили научные труды: по искусствознанию - А. А. Федорова-Давыдова, Б. Р. Виппера, Д. В. Сарабьянова, В. В. Ванслова, С. М. Червонной, Г. Ю Стернина, А. А. Михайловой, В. С. Раздольской, А. К. Якимовича, В. М. Петрова; в области межнациональных и межконфессиональных взаимодействий - С. М. Червонной, М. Р. Гасанова; по вопросам истории культуры Дагестана - Г. Г. Гамзатова, Д. М. Магомедова, М. А. Якубова; научные труды по истории Кавказской войны - В. Дегоева; по проблемам постколониальных исследований - Э. Сайд.

На защиту выносятся следующие положения:

творчество русских художников в Дагестане XIX - начала XX века представляет собой сложный и неравномерный процесс освоения инонациональной культуры. Масштаб художественного наследия, связанного с разработкой кавказской проблематики, в частности Дагестана, в творчестве русских мастеров количественно и качественно не равнозначен;

интерес художников к Дагестану формировался во взаимосвязи с обстоятельствами политической и культурно-исторической ситуации Кавказской войны, при этом исследование показало, что здесь лежали и проблемы развития собственно художественного языка, тесно связанные с эстетикой романтизма;

- творчество русских художников в Дагестане исследованного периода
отразило в своих произведениях, посвященных Кавказу, реальные страницы
российской истории и обогатило русское искусство новыми формами,

образами, представлениями, способствовало развитию разных видов и жанров;

- в отдельных произведениях на дагестанскую тему вопреки
официальным установкам проявилось искреннее внимание к жизни горцев,
их культуре, умение постичь глубинную суть исторических событий;

- ориентализм в русском искусстве постепенно вливается в русло
инонациональной культуры, где преобразуется в качественно новое явление
художественной культуры - профессиональное изобразительное искусство
Дагестана, генетический код которого носит интернациональный характер.

Научная новизна. 1. Впервые предпринята попытка комплексного рассмотрения исторического процесса формирования русско-дагестанских связей в области художественной культуры на раннем и наименее изученном этапе их становления. 2. Предмет исследования рассмотрен через призму составляющих его факторов, что определило активное использование междисциплинарного дискурса в контексте решения поставленных задач. 3. На современном этапе изученности темы по полноте представленного в диссертации фактологического матери&та и использованию методологических подходов к его научному анализу исследование не имеет аналогов в отечественном искусствознании. 4. В ткань исследования вводится целый ряд произведений на дагестанскую тему: Г. Г. Гагарина -более десяти графических работ, В. Ф. Тимма - более семи, Т. Горшельта -шесть произведений; живописные полотна И. Н. Занковского («Аул Корода», «Сакля Шамиля», «Салтынское ущелье»), Ф. Е. Бурова («Портрет Шамиля»), Н. Е. Сверчкова («Портрет Шамиля»), Е. Е. Лансере («Темир-Хан-Шура», «Тидиб», «Орода»; дагестанский натюрморт, этнографические зарисовки, портреты дагестанцев, образы детей), ранее никогда не подвергавшихся искусствоведческому анализу.

Научная и практическая значимость. В исследовании истории русского изобразительного искусства, связанного с освоением кавказской проблематики, нами были освещены некоторые малоизвестные российскому искусствознанию стороны русской художественной культуры XIX - начала XX века. Раскрытие темы диссертационной работы даст возможность лучше понять роль русско-дагестанских культурных связей в истории развития национального изобразительного искусства, поможет в выявлении характера национальных взаимосвязей в современном искусстве. Результаты научной работы могут быть использованы в дальнейших научных поисках по проблемам взаимодействия национальных культур в области изобразительного искусства, в сфере социокультурных исследований, в разработке стратегии развития межнационального диалога в современной культуре, главным образом для северокавказского культурного ареала. Опыт исследования может быть полезен в отношении изучения других национальных культур и регионов нашей страны. Содержание работы и выводы автора могут иметь широкое применение в образовательных и воспитательных целях, в разработке учебных программ по истории

изобразительного искусства для художественных школ, училищ и высших учебных заведений. Материалы диссертационной работы, представляющие интерес прежде всего для искусствоведов, могут быть полезны историкам, этнографам, педагогам и другим специалистам, занимающимся вопросами изучения истории русского изобразительного искусства и художественной культуры Дагестана.

Материал исследования. Художественные произведения на дагестанскую тему русских художников: Г. Г. Гагарина, В. Ф. Тимма, Т. Горшельта, В. В. Верещагина, И. Ф. Александровского, И. К. Айвазовского, И. Н. Занковского, П. И. Бабаева, Г. Виллевальде, П. Н. Грузинского, Ф. Е. Бурова, Н. Е. Сверчкова, Н. А. Ярошенко, Ф. А. Рубо, Е. Е. Лансере. В диссертации анализируются 42 живописные работы и более 60 графических. В материал исследования также вошли рисунки великого русского поэта М. Ю. Лермонтова и кавказский альбом рисунков Д. А. Милютина.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании отдела истории искусств Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук, в отделе русского искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Ее материалы апробировались в лекционной работе, в научных статьях, выступлениях автора на международных, всероссийских и региональных конференциях по проблемам изобразительного искусства.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка библиографии и использованных архивных материалов, а также приложений в виде аннотированного списка исследуемых, наиболее значительных произведений и иллюстраций. Библиографический список включает 148 источников. Объем работы - 170 страниц машинописного текста.

Похожие диссертации на Дагестан в творчестве русских художников XIX - начала XX века