Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену Рожкова Александра Александровна

Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену
<
Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рожкова Александра Александровна. Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Рожкова Александра Александровна; [Место защиты: Поволж. гос. социально-гуман. акад.].- Магнитогорск, 2010.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/464

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. С. де Бовуар и Ж.-П. Сартр: период исканий

1.1. «Воспоминания благовоспитанной девицы»: Симоны де Бовуар до встречи с Жаном-Полем Сартром 23

1.2. Переписка С. де Бовуар с Ж.-П. Сартром 1930-1963 годов: «необходимая любовь» как модель «метафизической целостности» 44

Глава II. Симона де Бовуар и Жак-Лоран Бост, С. де Бовуар и Н. Олгрен: период воплощений

2.1. Переписка С. де Бовуар с Ж.-Л. Бостом 1934-1940 годов: «случайная любовь» как проект «обретения самое себя в своем субъективном существовании» 84

2.2. Переписка Симоны де Бовуар с Н. Олгреном 1947-1964 годов: «всеобъемлющая любовь» как способ экзистенциалистского существования 104

2.3. «Трансатлантический роман. Письма к Нельсону Олгрену. 1947-1964»: образ «трансцендентной» женщины» как доминанта экзистенциалистской любви Бовуар 131

Заключение 148

Список литературы 154

Введение к работе

Творчество Симоны де Бовуар актуально и сегодня наряду с творческим наследием таких ее современников, как Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Дюрас, Ф. Саган, Н. Саррот. Мировую известность С. де Бовуар принесла книга «Второй пол» (1949), посвященная исследованию феномена «женского» и положения женщины в обществе. В 1954 г. удостоенным Гонкуровской премии романом «Мандарины» талантливый исследователь «женского удела» заявила миру о себе как о состоявшейся писательнице с особой манерой повествования, которая заключается в художественном осмыслении личного опыта.

Произведения Бовуар невозможно анализировать без привлечения биографического материала. Немало исследовательских работ на Западе посвящены личности С. де Бовуар и ее жизни. Благодаря монографиям Д. Бэйр, М. Декуб, К. Франси и Ф. Гонтье, Ж. Женнари, А.-К. Жаккар, С. Жульен-Кафиэ, Т. Кефе, Ш. Мубашир, Ф. Ретифа, К.- Зел Ромеро современный читатель имеет представление о том, каким человеком была Бовуар. В последние годы к ним добавились вышедшие в 2006 г. книги К. Монтрейль «Симона де Бовуар» и Х. Роули «Тет-а-тет: Бовуар и Сартр: пакт любви»; опубликованные в 2007 г. книги И. Галстер «Бовуар на протяжении всего своего творческого пути», Х. Бушардо «Симона де Бовуар». Подобно тому, как «появившиеся посмертно книги о Сартре рассказывают нам больше о человеке, чем о писателе», так и в случае с Бовуар всех гораздо больше интересует не то, «что делает интеллектуал», а то, «какой он человек».

Новый ракурс исследования творчества Симоны де Бовуар в современном отечественном бовуароведении обозначил С. Великовский. В своей статье «Зачем смерть?» ученый охарактеризовал повесть Бовуар «Очень легкая смерть» как «очередной эпизод пространного жизнеописания», обратив внимание на особенность авторской манеры повествования - «исповедально-аналитический автобиографизм».

Значимости автобиографической составляющей в творчестве Бовуар уделила немалое внимание Н.И. Полторацкая в монографии «Большое приключение благовоспитанной девицы. Книги воспоминаний Симоны де Бовуар» (1992). По ее мнению, «до сих пор не предпринимались попытки использовать мемуары писательницы для изучения предпосылок – психологических, социальных, культурных и исторических – формирования ее своеобразной, но вместе с тем типичной индивидуалистической мировоззренческой ориентации». Проанализировав большое количество не рассматривавшегося ранее материала (романов, пьес, публицистики С. де Бовуар, работ литературоведов и критиков, дневников, эссе, мемуаров, публицистики писателей – современников автора), Н.И. Полторацкая воссоздала атмосферу, в которой жила и творила писательница.

Исследовательницей были выявлены не только доминанты жизни и творчества автора (философия экзистенциализма и любовь), но и их взаимосвязь. Изыскания Н.И. Полторацкой обозначили новый продуктивный подход к изучению творчества Бовуар, использованный нами в предпринятом исследовании.

Главными адресатами Симоны де Бовуар были мужчины: философ, писатель и политический деятель – Жан-Поль Сартр – первый мужчина писательницы, с которым она поддерживала отношения всю жизнь; брат французского романиста и сценариста Пьера Боста, автор «Последнего из ремесел» (1946), ученик Сартра и член «сартрической семьи» – Жак-Лоран Бост и американский прозаик – Нельсон Олгрен – ее последняя большая любовь. Именно этим мужчинам С. де Бовуар посвятила большую часть своей переписки. Поэтому не будет преувеличением с нашей стороны назвать эту часть корреспонденции писательницы ядром ее эпистолярного творчества.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что переписка Симоны де Бовуар 1930-1964 годов впервые становится объектом литературоведческого анализа в качестве единого текста («авантекста» произведений автора), отражающего становление Бовуар как личности, как художника, как теоретика экзистенциализма и одного из основоположников феминизма.

Актуальность темы исследования обусловлена художественной значимостью и малой изученностью переписки С. де Бовуар 1930-1964 годов в России, в которых нашла отражение одна из важнейших доминант ее жизни и творчества – идея любви.

Объект диссертационного исследования – переписка Симоны де Бовуар с Жаном-Полем Сартром, Жаком-Лораном Бостом и Нельсоном Олгреном, а также воспоминания Бовуар, описывающие формирование и становление ее личности.

Материал исследования – изданные посмертно две книги ее писем к Ж.-П. Сартру («Lettres Sartre 1930-1939; 1940-1963» (1990)), переписка с Н. Олгреном («Lettres Nelson Algren: Un amour transatlantique, 1947-1964» (1997)), опубликованная в «Correspondance croise 1937-1940» (2004) переписка с Ж.-Л. Бостом и первый том ее посвященных детству, отрочеству и юности воспоминаний («Mmoires d'une jeune fille range» (1958)).

Предмет нашей работы составляет отраженная в переписке 1930-1964 годов доминанта жизни и творчества С. де Бовуар – любовь (идея любви автора), поэтика этой переписки.

Цель нашего исследования: рассмотреть становление Симоны де Бовуар как личности, как художника, как теоретика экзистенциализма и одного из основоположников феминизма через художественное своеобразие переписки Бовуар с Сартром, Бостом и Олгреном 1930-1964 годов и отраженную в ней идею любви.

Цель и предмет определяют необходимость решения следующих задач:

– через анализ первой книги мемуаров С. де Бовуар «Воспоминания благовоспитанной девицы» рассмотреть важнейшие этапы формирования личности автора;

– исследовать отраженную в переписке Бовуар с Сартром 1930-1963 годов идею «необходимой любви» не только как возможность достижения «метафизической целостности» с себе подобным Другим, но и как форму личностной и творческой самореализации писательницы;

– в переписке Бовуар с Бостом 1934-1940 годов рассмотреть идею «случайной любви» как некой возможности обретения и реализации автора через телесно-душевную трансценденцию;

– через анализ художественного своеобразия «Трансатлантического романа» рассмотреть идею «всеобъемлющей любви» С. де Бовуар и ее роль в становлении автора;

– через образ «трансцендентной» женщины», воплощенный в «Трансатлантическом романе» выявить специфику и роль идеи любви Бовуар в ее жизни и творчестве.

Методологической основой исследования стали методы литературной герменевтики, «пристального чтения», биографический, формальный, и сравнительный методы. В работе также используются приемы текстологического анализа, хронотопический и психологический подходы. Теоретической основой исследования послужили труды труды по литературоведению, философии и психологии: Л.Г. Андреева, М.М. Бахтина, С.И. Великовского, А.Н. Веселовского, Л. Гинзбург, Е.М. Евниной, Л. Зониной, Д.С. Лихачева, Е.М. Мелетинского, Т.Л. Мотылевой, В.С. Мухиной, Н.И. Полторацкой, Б.И. Пуришева, Б.В. Томашевского, Ю.Н. Тынянова, С.Л. Фокина, Р.А. Фридман, Э.Н. Шевяковой, В.В. Шервашидзе, В.Ф. Шишмарева, а также зарубежных ученых: К. Анжелфор, Ж. Бреннера, О. Вейнингера, М. Каила, Е. Коссака, Л. Лазар, Х. Ортеги-и-Гассета, С. Рой, Х. Роули, Ж.-П. Саккани, У.М. Тодда III, Э. Фромма, К.Г. Юнга, К.Г. Ясперса.

Необходимой составляющей методологической основы следует назвать эссеистику и философские манифесты представителей философии французского экзистенциализма – А. Камю и Ж.-П. Сартра.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что впервые переписка С. де Бовуар рассматривается через призму философии экзистенциализма.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в возможности применения полученных результатов в лекционных курсах по истории литературы и истории культуры. Отдельные положения и материалы диссертации могут быть использованы при составлении учебных пособий для студентов-филологов, а также при подготовке курсовых и дипломных работ по филологии.

Апробация работы. Авторская концепция была представлена на кафедре русской классической литературы МаГУ; обсуждалась на внутривузовских научно-практических конференциях и аспирантских семинарах (2005-2007) в Магнитогорском государственном университете; на международной научной конференции «VII Ручьевские чтения. Литературный процесс в зеркале рубежного сознания: Философский, лингвистический, эстетический, культурологический аспекты» (Магнитогорск, 2004), на международной научно-практической конференции «VIII Ручьевские чтения: Изменяющаяся Россия в литературном дискурсе: исторический, теоретический и методологические аспекты» (Магнитогорск, 2007). Авторская концепция была представлена в докладе на XVIII Пуришевских чтениях (Литература конца XX-начала XXI века в межкультурной коммуникации, 4-7 апреля 2006 года): «Необходимая любовь» Симоны де Бовуар: «Lettres Sartre 1930-1939; 1940-1963»; на XIX Пуришевских чтениях (Переходные периоды в мировой литературе и культуре, 2007): «Роль философии французского экзистенциализма в формировании творческой доминанты Симоны де Бовуар».

Материалы исследования представлены в 8 публикациях, общим объемом 4 п. л.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В «Воспоминаниях благовоспитанной девицы» нашли отражение представления С. де Бовуар об идеальном возлюбленном, которые сформировались у нее в период детства (незаурядная творческая личность отца, титанический образ Христа), отрочества («беспокойство» кузена Жака, бунтарство Зазы, книги) и ранней юности (героический альтруизм Р. Гаррика, собственная потребность в духовном развитии). Ж.-П. Сартр стал живым воплощением этих представлений.

  2. Переписка Симоны де Бовуар с Жаном-Полем Сартром 1930-1963 годов демонстрирует воплощение идеи духовной, экстатической любви двух интеллектуалов, которая была действенной формой противостояния абсурдности человеческого существования и реализации «фундаментального проекта» (термин Сартра) жизни каждого из них: существовать для себя и собственного развития, т. е. жить в состоянии экзистенции (у Сартра – быть писателем, философом, общественно-политическим деятелем; у Бовуар – быть писателем).

  3. В переписке Бовуар с Бостом 1934-1940 годов нашла отражение идея «случайной любви», реализуя которую Бовуар утверждала (трансцендировала) себя в мире плоти в качестве самодостаточного субъекта собственного бытия.

  4. В переписке С. де Бовуар с Н. Олгреном 1947-1964 годов запечатлена идея «всеобъемлющей любви» - действенном способе полноценного (духовного и телесного) трансцендентного существования Бовуар в мире, утверждения себя в качестве сформировавшейся полноценной женщины, писательницы философа и одного из основоположников феминизма.

  5. В «Трансатлантическом романе. Письма к Нельсону Олгрену. 1947-1964 доминантой идеи любви Симоны де Бовуар стал образ «трансцендентной» женщины» - женщины, утверждающей возможность собственного существования в патриархальном мире в качестве субъекта собственного бытия, другую модель взаимоотношений такой женщины с мужчиной.

Структура работы определена логикой решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 230 источников на русском, французском, английском и немецком языках. Общий объем исследования – 174 страницы.

«Воспоминания благовоспитанной девицы»: Симоны де Бовуар до встречи с Жаном-Полем Сартром

Прежде чем приступить к анализу переписки Симоны де Бовуар, которая запечатлела ее личный опыт, ее идею «необходимой любви», целесообразно обратиться к первой книге мемуаров автора1 и выявить ключевые моменты «наиважнейшего возраста, определяющего вомногом строй души, умственную культуру и даже дальнейшую судьбу человека» [Мухина, 2003: 96], оказавшие влияние на формирование авторской идеи любви.

Общеизвестно, что «в первое десятилетие жизни психика ребенка в своем развитии проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст» [Там же: 96]. «Именно в детстве, -продолжает исследовательница B.C. Мухина, - начинают складываться те глубинные различия между детьми, которые во многом предопределяют будущие сущностные характеристики их индивидуальностей, а, следовательно, и выбор жизненного пути» [Там же: 97].

Книгу-возвращение, книгу-путешествие в собственное детство, отрочество и начало юности Симона де Бовуар создает в 1958 году: «Я ввязалась в безрассудное приключение, когда стала о себе рассказывать: начнешь говорить - и не можешь остановиться» [Полторацкая, 1992:3]. Цель этого «безрассудного приключения» сводилась к тому, чтобы, будучи взрослой, «вернуться в собственное детство и сотворить из него абсолютный шедевр» [ВБД: 73], проанализировав предпосылки, истоки формирования собственной личности, личных и писательских предпочтений и взглядов: «Я собираюсь предпринять кое-что в другом жанре - воспоминания о детстве и юности, не ограничиваясь просто рассказом, а пытаясь ответить на вопросы: кем я была? Каким образом стала тем, чем стала в моих взаимоотношениях с миром, в котором жила и живу?» [Бовуар, 2003: 574]. В своей рецензии на книгу критик Бошам говорит об этом так: «Ничего в этой книге не заставляет думать о каком-то журнале, который изо дня в день описывает события. Как раз наоборот, Симона 1958 года сообщает нам результаты самоанализа, такого самоанализа, который может сделать человек, получивший образование в школе психологии нашего времени. Перед нами та Симона, которой она видела себя» [Beauchamp, 1959: 7].

В «Воспоминаниях благовоспитанной девицы» показано не только формирование юной женщины Бовуар — главной героини книги, но и чувствуется присутствие Бовуар-автора, в полной мере реализующего собственное, весьма специфичное отношение к жизни и творчеству: «По-моему, недостаточно только думать или только жить; подлинное уважение вызывали у меня люди, которые «придумывали свою жизнь» [ВБД: 288].

В монографии Н.И. Полторацкой «Большое приключение благовоспитанной девицы. Книги воспоминаний Симоны де Бовуар» (1992) одна из четырех глав, «Разрыв семейного круга», целиком посвящена «Воспоминаниям...». Четырехчастную структуру книги исследовательница рассматривает как четыре этапа взросления и социологизации автора: «произведение состоит из четырех частей, каждая из которых соответствует законченному периоду жизни писательницы»: первая часть - «ранние годы»; вторая - «превращение из девочки в барышню и постепенное усложнение ее духовного мира»; третья - «учеба в университете»; четвертая -«подготовка Бовуар к выпускным экзаменам и главное событие юности Симоны: ее знакомство и сближение с Жаном-Полем Сартром» [Полторацкая, 1992: 15].

Название книги пришло из той поры, когда Бовуар тайком читала «запретную» для ее возраста и девичьей нравственности литературу: Сашу Гитри, Флер и Кайаве, Капюса, Бернстена, Батайя и Тристана Бернара. Вполне возможно, что у последнего, автора книги «Воспоминания благовоспитанного молодого человека» (1899), и было позаимствовано заглавие книги, которое свидетельствовало о двойственности детского бытия героини.

Жизнь Симоны делилась на жизнь внешнюю, в которой она, подобно остальным своим сверстницам, носила шляпку и ходила в церковь на причастие - вела жизнь благовоспитанной девицы своего круга1 - и жизнь внутреннюю - жизнь индивидуальности со своим собственным внутренним миром, мнением и представлением о жизни и ее ценностях. Внешние описания собственного детства и юности, учебы в школе «Дезир» и Сорбонне служат своеобразным прологом, предваряющим «роман о внутренней жизни» [ВБД: 268] чувств, впечатлений и ощущений. Именно последние становятся главным критерием истинности и ценности окружающего ее мира и всего, что в нем есть в раннем детстве Симоны де Бовуар: «между тем, что я любила, и тем, что не любила, зияла пропасть» [Там же: 16].

Оборотом «я любила» или конструкцией, начинающейся личным местоимением «я» в сочетании с глагольной формой, Бовуар раскрывает перед читателем резко выраженное индивидуалистическое отношение собственного «Я» к остальному миру: «Я смотрела, щупала, изучала мир из укрытия», « Ялюбила, чтобы вещи хоть немного сопротивлялись», «я так любила учиться» или «Я любила слушать, как в серой утренней дымке наши шаги звенят на плитах тротуара» [Там же: 8, 28, 29, 38]. Все, что вызывало в сердце юной Симоны отклик, превращалось для нее в акт любви-поклонения, была ли то прогулка в дедовском имении в Мериньяке или до боли знакомое лицо .

Переписка С. де Бовуар с Ж.-П. Сартром 1930-1963 годов: «необходимая любовь» как модель «метафизической целостности»

Двухтомное издание писем Симоны де Бовуар к Жан-Полю Сартру -«Lettres a Sartre 1930-1939; 1940-1963» - вышло в 1990 году в издательстве «Gallimard» и сразу стало объектом пристального внимания не только читательской публики, но и критиков, литературоведов, «из пограничной области быта переместившись в область литературы» [Дезен, 1988: 26], «став литературным фактом» [Тынянов, 1977: 63]. В этой «пограничной» переписке запечатлена двойственная природа этой корреспонденции: природа бытового предназначения и природа литературного значения.

Во Франции «Письма к Сартру...» вкупе с другими интимными свидетельствами взаимоотношений двух великих людей исследовала К. Пуассон, изучая «амбибиографию» ( биографию двух в одном ) их жизни и творчества. Результатом чего явилась книга «Сартр и Бовуар: от я к мы» [Poisson, 2002]. К «Письмам...» как к одному из первоисточников в своей книге «Тет-а-тет: Бовуар и Сартр: пакт любви» [Rowley, 2006] неоднократно обращается X. Роули. К их двухтомному изданию апеллирует и К. Анжелфор, исследуя вопрос полового отождествления Бовуар самой себя [Angelfars, 1998]. В России к двухтомному эпистолярию С. де Бовуар обращались специалист по литературе, философии и культуре Франции XX века С. Фокин [Фокин, 2002а] и исследователь творчества Симоны де Бовуар Н.И. Полторацкая [Полторацкая, 2005].

Широкому кругу западных читателей «Письма к Сартру...» оказались интересны не столько в качестве документа определенной эпохи, иллюстрирующего жизнь незаурядной личности, сколько в качестве произведения, запечатлевшего идею нетрадиционной формы взаимоотношений между мужчиной и женщиной - идею «необходимой любви», выявлению специфики которой посвящен наш параграф. О месте идеи «необходимой любви» в жизни и творчестве С. де Бовуар в конце 90-х годов вышло несколько оригинальных исследований: А. Стипетика («Симона де Бовуар между «необходимой любовью» и «любовью случайной»), У. Тидда («Случайность и возникшая необходимость. Дневники Бовуар»)1. Авторы обозначенных работ выявляют специфику этой идеи любви при помощи сравнительно-сопоставительного метода исследования, опираясь на данные биографии писательницы, без учета «философского аспекта» взаимоотноше ний двух незаурядных личностей. В нашем исследовании идеи «необходимой любви» мы исходим из того, что именно идеи французского экзистенциализ ма были определяющими для необычных взаимоотношений Сартра и Бовуар. Словосочетание «необходимая любовь» появляется у Симоны де Бовуар в книге «Сила зрелости», где она, ссылаясь на Сартра, объясняет как ее происхождение, так и появление словосочетания «amour necessaire», обозначающего этот вид любви: «Sartre n avait pas la vocation de la monogamie. Entre nous, m expliquait-il en utilisant un vocabulaire qui lui etait cher, il s agit d un amour necessaire: il convient que nous connaissions aussi des amours contingentes» - «У Сартра не было пристрастия к моногамии. «Между нами, - говорил он в своей обычной манере, - любовь необходимая; я допускаю, что мы можем познать и любовь случайную» [Beauvoir, 1960: 50]. Заметим, что Бовуар говорит об «amour necessaire» как о «понятии» из словаря Сартра. Тем не менее, в своей переписке с ним, начиная с 1939 года, она активно использует слова «необходимость» («necessaire») и «нужда» («besoin») при описании своих к нему чувств: «Сейчас я хотела бы видеть Вас и только Вас; все так полно, необходимо и счастливо с Вами; Вы - другой, моя истинная жизнь .. . Любовь моя, моя жизнь - я люблю Вас, я хотела бы Вас увидеть; как я нуждаюсь в Вас; как я была бы несчастна, если бы Вас не было» [LS, vol. 1:75-76]1, «Я так нулсдаюсъ, помимо Ваших нежных писем в чем-нибудь еще, что сделало бы Ваше присутствие более ощутимым» [Ibid., vol. 2: 46], «Любимый, я не знаю, чувствуете ли Вы такую необходимость, как я, - я ее перенесла со всем терпением, как только могла, но больше не могу, так как я больше не беспокоюсь, а задыхаюсь» [Ibid.: 168] и пр .

В «Дневниках странной войны» Сартра «amour necessaire» синонимична идее «постоянной и управляемой любви» [Сартр, 20026: 305]: «Наши отношения были «построены» — на основе совершенной искренности, всецелой взаимной преданности; свои прихоти, и все, что в нас было беспокойного, мы приносили в жертву этой постоянной и управляемой любви, которую мы построили.

Переписка С. де Бовуар с Ж.-Л. Бостом 1934-1940 годов: «случайная любовь» как проект «обретения самое себя в своем субъективном существовании»

В формировании воззрений автора на сущность и природу экзистенциалистской любви большую роль сыграла идея «случайной любви» с Бостом. «Разделение на мужское или женское, - утверждает в «Бытии и ничто» Сартр, — как раз и является случайностью для человеческой реальности ... мужчина, как и женщина, существует - ни больше, ни меньше» [Сартр, 2002а: 398]. Экзистенциализм утверждает возможность свободного выбора проекта собственного существования: «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать ... Он есть лишь то, что сам из себя делает ... станет таким, каков его проект бытия» [Сартр, 1990: 323]. Для полноцепного существования в мире в качестве субъекта собственного бытия Бовуар необходим был проект, который бы утверждал ее как «существенное» не только через духовное, но и через плотское, конечное начало, т. к. «два начала борются в представителях обоих полов: плотское и духовное, конечное и трансцендентное» [ВП: 804]. Проектом обретения, познания и утверждения себя в мире плоти у Бовуар стал проект чувственной любви — сознательного «превосхождения себя, но отнюдь не отречения от себя» [ВП:441]. В его основе лежит «взаимопонимание двух свободных личностей», их «взаимный обмен» чувствами, а также осознанная потребность сосуществования вдвоем для взаимного утверждения другого в качестве необходимой составляющей собственного будничного бытия [Там же: 545, 804]. По экзистенциальной морали обреченного на свободу («мы приговорены к свободе» [Сартр, 1990: 327]), одиночество и ответственность.

Воплощением этого проекта и явилась возникшая на основе дружеского союза идея «случайной любви» С. де Бовуар и Ж-Л. Боста (автор посвященных обществу и политике статей, которые он публиковал, помимо «Temps Modernes», одним из учредителей и корреспондентов которого являлся, в «L Express», «Nouvel Obscrvateur» под псевдонимом Клод Тартар). Ко времени знакомства в 1935 году Бовуар с молодым учеником Сартра она уже преподавала философию в парижском лицее Мольера, осуществляя свое «субъективное существование» в мире и через мир. Бост сразу вызвал ее интерес: «Как только он толкнул дверь в кафе «Метрополь» с одновременно дерзким и застенчивым видом, я сразу же прониклась симпатией к нему» [СС: 9]. Прогулки по Парижу, кино, лыжи приводят сначала к дружбе (с 1935 по 1937 годы), а позднее, в 1938 году к «случайной любви»: «мы с Бостом не стали сдерживать себя, когда однажды в Альпах, оказавшись в одной палатке, захотели заняться любовью» [Бовуар, 2003: 221]. В период от 14 и 15 августа 1937 года два написанные Босту письма подписаны нейтральным «S. de Beauvoir». Свои первые письма к Сартру и Ол грену Бовуар подписывает также.

Исследовать идею «случайной любви» Бовуар стало возможным благодаря ее двумстам пятидесяти сохранившимся письмам к «малышу Босту» (прозвище, данное старшим братом, закрепится за ним и между членами «семьи»), которые вместе с письмами Боста к ней и фрагментами его дневника были опубликованы в 2004 году отдельной книгой - «Correspondance croisee 1937-1940» («Перекрестная переписка 1937-1940»1. В силу специфики издания нумерация писем в нем отсутствует, поэтому нам самим пришлось определять их количество. Сделать это оказалось довольно непросто по нескольким причинам: во-первых, далеко не каждое письмо автора приводится с данными на конверте, во-вторых, на некоторых из них отсутствует обращение или же подпись. Основным критерием того, что перед нами отдельное письмо, было наличие хотя бы одного из вышеперечисленных признаков.

Трепетное отношение к любым свидетельствам собственного существования самодостаточной женщины и жизни людей, с ним связанных, в частности, к корреспонденции - характерная черта С. де Бовуар, которая хранила такие «документальные» свидетельства собственной жизни с особым тщанием. С. Ле Бон де Бовуар, рассказывая во вступительной статье данного издания про случайно обнаруженные ею письма Симоны де Бовуар к Ж.-П. Сартру, отмечает, что большая их часть сохранена писательницей вместе с конвертами [Le Bon Beauvoir, 1990, vol 1: 9]. Б. Ламблен в своих «Мемуарах...» рассказывает о том, что Бовуар постоянно «забывала» вернуть письма Сартра к Ламблен, которые она в 1939 году «взяла почитать»: «На протяжении трех лет, до самой своей смерти в апреле 1986 года, она всякий раз приходила в кафе или ресторан, где мы встречались с пустыми руками. Иногда я спрашивала: «Ты не принесла мне письма Сартра?» Оказывалось, она их снова забыла. Я заподозрила, что она не отдаст мне их никогда.

Похожие диссертации на Любовь в жизни и творчестве Симоны де Бовуар и ее отражение в переписке 1930-1964 годов : письма к Ж.-П. Сартру, Ж.-Л. Босту, Н. Олгрену