Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Маджмуат-уш-шуаро" Фазли Намангони и традиции составления тазкире в таджикской литературе ХIX- начала ХХ вв. Раджабов Эхсонджон Исломович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Раджабов Эхсонджон Исломович. "Маджмуат-уш-шуаро" Фазли Намангони и традиции составления тазкире в таджикской литературе ХIX- начала ХХ вв.: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Раджабов Эхсонджон Исломович;[Место защиты: Таджикский государственный национальный университет].- Душанбе, 2013

Введение к работе

Диссертация посвящается исследованию роли и значении одного из известных представителей таджикской литературы периода второй половины XVIII и начала XIX вв. Фазли Намангони, уникальный талант и дарование, которого проявились не только в возрождении традиции составления тазкире но и в его нововведении - создании тазкире в стихах, а также научной интерпретации языкового и стилистического своеобразия творческого наследия поэта.

Актуальность темы диссертационного исследования. Изучение и научное осмысление литературного наследия различных эпох, в особенности тазкире относится к числу актуальных вопросов литературоведения, имеющее особое теоретическое и прикладное значение, поскольку исследование ценных литературных источников позволит представить целостную картину эволюции таджикской литературы и литературных взаимосвязей, определить основные литературные направления и тенденции, наглядно показать закономерности эволюции литературных жанров и художественных стилей, а также наметить дальнейшие перспективы исследований в этой области. Ввиду этого исследование жизнедеятельности и творческого наследия Фазли Намангони предоставляет собой ценный научный материал, способствующий выявлению характерных особенностей недостаточно изученного по настоящее время периода развития литературы, в частности литературного круга Коканда во второй половине XVIII и начала XIX вв.

В научно-критической литературе существует множество достойных работ, посвященных истории развития традиции составления тазкире, однако многоаспектному исследованию жизни и творческого наследия Фазли Намангони, а также о роли и значении тазкире «Маджмуат-уш-шуаро» в истории таджикской литературы до сих пор не уделено должное внимание.

Вместе с тем многие исследователи , подчеркивая значимость тазкире признают, что «Маджмуат-уш-шуаро» является одним из важнейших источников в изучении биографии и творчества поэтов литературного круга Коканда второй половины XVIII и начала XIX веков. В этой связи таджикский критик и публицист Б. Азизи в своем отзыве о тазкире «Намунаи адабиёти точик» Садриддина Айни, основываясь на сведениях «Маджмуат-уш-шуаро», утверждает о том, что сведения, приведенные Айни о некоторых поэтах являются неполными и тем самым подчеркивает роль и значение тазкире Фазли в изучении истории таджикской литературы.

Степень разработанности научной проблемы Традиции составления тазкире в истории персидско-таджикской литературы исследованы отечественными и зарубежными учеными Холиком Мирзозода, Абдулгани Мирзоевым, Камолом Айни, Расулом Хадизаде, Султаном Вахидовым, Абдунаби Саттаровым, Замирой Гаффаравой, Ахмад Гулчини Маони, Саидризо Накави, Мухаммад Казвини, Эдуардом Брауном и другими.

Следует отметить, что первое упоминание о Фазли и его тазкире принадлежит поэту Мушрифу Исфаранги, служившему при дворе Эмира Умархана. В его историческом произведении «Шохномаи нусратпаем» посвященном жизни и политической деятельности Эмира Умархана, приведены краткие сведения о Фазли и его творчестве. В последующем о сочинении Фазли Намангони «Маджмуат-уш-шуаро» в своем тазкире «Тухфат-ул-ахбоб» упоминает Кари Рахматуллах Возех, сведения которого в дальнейшем были использованы другими составителями тазкире-Мирсиддикхоаом Хашматом, Садриддином Айни, Пуладжаном Кайюмовым, а также авторами ряда научных работ о данном периоде литературы.

Одним из важных, и вместе с тем требующих разъяснения, моментов является то, что в некоторых тазкире начала ХХ века, таких как «Афзал-ут-тазкор» Афзал Махдума Пирмасти, «Тазкират-уш-шуаро» Абдуллаходжа Абди, «Тазкори аш’ор» Садри Зие, «Тазкират-уш-шуаро» Хаджи Не’матуллоха Мухтарама поэты литературного круга Коканда представлены на основании сведений тазкире Фазли, однако само имя Фазли и его тазкире не упоминаются.

Тазкире Садриддина Айни «Намунаи адабиёти точик» также считается источником исследования биографии и литературного наследия Фазли Намагони, однако и в этом сочинении со ссылкой на тазкире Возеха приведены лишь некоторые сведения о «Маджмуат-уш-шуаро» и две газели из поэзии Фазли. Другим произведением, в котором содержатся сведения о Фазли и его тазкире, является «Тазкираи Кайюми» Пуладжана Кайюмова. В этом произведении, состоящем из 6 частей, приведены краткие сведения о 334 поэтах, в том числе о Фазли.

Достойны внимания и научные изыскания ученых-востоковедов о развитии таджикской литературы в рассматриваемый период. М. Хартман и Х. Хофман являются первыми учеными, которые высказали свое мнение о печатном издании тазкире Фазли. Русские востоковеды - Н. Наливкин и А. Наливкина в своем исследовании о политической и культурной обстановке в Кокандском ханстве в XVIII и XIX веках приводят также сведения о литературной жизни ханства и информацию о некоторых поэтах. Однако сведения упомянутых исследователей являются краткими и имеют информационный характер

Исследуемая нами проблема в некоторой степени привлекла внимание известных таджикских литературоведов Н.осирджона Ма’суми, Абдулгани Мирзаева, Расула Хадизаде, Турсунбоя Не’матзода, Усмана Каримова, Наджми Сайфиева, Амирбека Абибова, Садри Са’диева, Субхона Амиркулова, а также узбекских ученых Олима Шарафуддинова, Вахида Захидова, Азиза Каюмова, Саидумара Султана, Эргашали Шадиева в научных изыскания которых исследована картина литературной жизни трех литературных кругах Мовареннахра .

Монография А. Каюмова «Кукон адабий мухити» («Литературный круг Коканда») является серьезным исследованием о литературном течении рассматриваемого периода. Автор в одном из разделов своей книги - «Манба’хо» («Источники») приводит ценные сведения о жизни Фазли, а также неоднократно подчеркивает уникальность его тазкире в качестве значимого источника в исследовании литературы данного периода: «Несмотря на то, что «Маджмуа-и шоирон» Фазли состоит из касыд, газелей и других стихотворных жанров, оно представляется значимым в изучении литературного круга Коканда первой половины XIX века, и является одним из ценнейших литературных источников» (4, 12). Вместе с тем А. Каюмов, подобно другим литературоведам советского периода, выражает негативное отношение к придворным поэтам, восхваляющим шаха. По его мнению, поэтическое мастерство Фазли проявилось лишь в написании хвалебных стихотворений.

Усман Каримов в разделе «Ма’хазхои адабию та’рихи» («Литературные и исторические источники») книги «Адабиёти точик дар нимаи дувуми асри XVIII ва аввали асри XIX» («Таджикская литература во второй половине XVIII и начале XIX веков») при обзоре и комментировании литературных источников данного периода уделил особое внимание «Маджмуат-уш-шуаро» и указал на идейную ограниченность составителя тазкире. Исследователь приходит к выводу о том, что «Маджмуат-уш-шуаро» предоставляет достоверные сведения для изучения литературной среды Коканда, и в особенности, для осмысления напряженной борьбы между литераторами-сторонниками народа и представителями феодальной аристократии начала XIX века» (3, 25). Автор признает, что тазкире Фазли наравне с «Мазхар-ул-мусаннифин» Мухаммадамина Насафи содержит важные факты и сведения о литературных течениях XVIII и начала XIX веков, и вместе с тем, определяя статус Фазли в качестве «одного из панегириков Умархона», оценивает его труд с этой точки зрения.

В статье С. Амиркулова «Муборизаи мафкурави дар адабиёти нимаи якуми асри XIX» («Идейная борьба в литературе первой половины XIX века») содержатся аналитические суждения, соответствующие идеологии советского времени. Вместе с тем, автор статьи доказывает тот факт, что тазкире Фазли является одним из важнейших источников в изучении биографии и творчества поэтов литературного круга Коканда второй половины XVIII и начала XIX веков.

Таким образом, несмотря на то, что исследуемая нами проблема привлекала к себе внимание отечественных и зарубежных литературоведов, многие аспекты, связанные с лексико-семантическими особенностями тазкире, способами компановки, критериями отбора поэтических текстов и критического мышления Фазли Намангони не были вовлечены в орбиту многоаспектного исследования и научного комментирования, в то время как именно в ней существует уникальная возможность познать пути эволюции таджикской литературы и различных тенденций литературного круга Коканда во второй половине XVIII и начала XIX вв.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основной целью настоящего диссертационного исследования является изучение и выявление литературной ценности тазкире «Маджмуат-уш-шуаро» Фазли Намангони. В наши дни представляется актуальным и необходимым новый взгляд на литературные источники XIX века, в особенности на тазкире Фазли. Изучение и исследование данного произведения способствует освещению и осмыслению многих аспектов истории литературы данного периода. Вместе с тем, одной из задач научного исследования является объективное изучение личности Фазли Намангони как поэта и составителя тазкире.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:

- исследование истории эволюции таджикской литературы периода XVIII и XIX веков, а также творчество поэтов литературного круга Коканда;

- определение роли и значении Фазли Намангони в возрождении традиции составления тазкире и создании стихотворного тазкире;

- исследование литературных течений рассматриваемого периода;

- изучение и критическое осмысление тазкире «Маджмуат-уш-шуаро» Фазли Намангони;

-определение литературной и исторической ценности тазкире «Маджмуат-уш-шуаро» Фазли Намангони;

-определение роли и значения поэтов Кокандской литературной среды в эволюции таджикской литературы и анализ своеобразия их творчества на основе сведений тазкире «Маджмуат-уш-шуаро»;

-сравнительный анализ тазкире Фазли с последующими тазкире с целью выявления преемственности традиции составления тазкире в таджикской литературе;

-определение литературно-эстетических критериев Фазли Намангони при составлении тазкире«Маджмуат-уш-шуаро» .

Объектом исследования выступает лексико-семантические и структурные особенности тазкире Фазли Намангони «Маджмуат-уш-шуаро» и значение творческого наследия поэта в возрождении традиции составления тазкире и новаторство поэта в создании нового литературного жанра-стихотворного тазкире.

Предмет исследования литературное наследие Фазли Намангони и развитие традиции составления тазкире в персидско-таджикской литературе ХIХ - начала ХХ вв.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, Расула Ходизаде, Садри Са’диева, Сахобиддина Сиддика, Султонмурода Вохидова, Субхона Амиркулова, Усмона Каримова, Эргашали Шодиева, Абдулманнона Насриддина, Матлубы Ходжаевой, Замиры Гаффаровой, Эдуарда Брауна, Евгения Бертельса, Мухаммада Казвини, Ахмада Гулчини Маони, Саидризо Накави, Шахрияра Накави, Абдулхусайна Зарринкуба, Абдулгани Мирзоева, Иосифа Брагинского

В связи с тем, что целью диссертационного исследования является изучение тазкире Фазли Намангони и определение его литературной значимости и исторической ценности, в качестве главного источника использованы рукопись «Маджмуат-уш-шуаро» и литографическое издание тазкире. Кроме того, в процессе исследования использован ряд исторических и литературных произведений, такие как «Мунтахаб-ут-таворих» Мухаммада Хакимхона, «Шохномаи нусратпаем» Мушрифа Исфаранги, «Тухфат-ул-ахбоб» Возеха, «Тазкират-уш-шуаро» Хашмата, «Намунаи адабиёти точик» Айни, «Тазкираи Кайюми» А. Кайюмова, а также диваны и сборники поэтов.

В диссертации в основном использован сравнительно-исторический метод исследования. В необходимых случаях использовались также методы стилистического и контекстуального анализа, а также приемы статистического подсчета.

Научная новизна результатов исследования. В диссертации впервые исследованы биография и творческое наследие Фазли Намангони, подвергнуты научному анализу стилистические и языковые особенности тазкире «Маджмуат-уш-шуаро», определены роль и значение данного произведения в качестве источника, и в связи с этим освещены некоторые вопросы таджикской литературы периода второй половины XVIII и начала XIX веков. Настоящее исследование отличается тем, что в нем осуществлен новый подход к изучению проблемы: если в предшествующих работах ученые лишь затрагивали вопросы литературно-художественных особенностей сочинений Фазли Намангони, то в данной работе произведение рассматривается с точки зрения особенностей компановки, лексико-стилистических, структурных особенностей, а также литературно-эстетических критериев осмысления творчества литераторов, являющегося одним из важных катализаторов развития литературы.

Теоретическая значимость диссертации заключается в обобщении опыта предшествующих монографических трудов, статей по исследуемой теме, раскрытии культурно-исторического значения художественного творения Фазли Намангони в возрождении традиции составления тазкире и его новаторство поэта в создании нового литературного жанра –стихотворного тазкире, отражает культурно-историческую взаимосвязь таджикской и узбекской культур. Сформулированные теоретические положения и выводы способствуют углублению представлений о литературные течениях малоизученного периода истории таджикской литературы и эволюция литературных жанров во второй половине XIX и начала XX века, а также в освещении вопросов критического осмысления творчества поэтов, что может оказаться весьма плодотворной для решения вопросов, связанных с исследованием истории развития традиции составления тазкире, литературной критики и эволюции таджикской литературы.

Практическая значимость диссертации Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при изучении таджикско-персидской литературы XVIII и XIX веков, при подготовке спецкурсов по стилистике и литературной критике, в качестве учебного материала в процессе преподавания истории литературы в вузах и общеобразовательных школах.

Апробация материалов диссертации. Результаты проведенного исследования отражены в ряде докладов, прочитанных диссертантом на научных семинарах факультета таджикской филологии, а также на традиционных ежегодных конференциях преподавателей ХГУ им. академика Б.Гафурова (2009-2013). По теме диссертации опубликовано 6 статей в коллективных сборниках и периодической печати, 2 из которых опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенных заседаниях кафедры классической таджикской литературы ХГУ им. академика Б.Гафурова (протокол № 1, от 17.06.2013 г.) и кафедры истории таджикской литературы Таджикского национального университета (протокол № 13 от 27. 09. 2013 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, 9 разделов и списка использованной литературы.

Основные положенияи результаты исследования, выносимые на защиту:

«Маджмуат-уш-шуаро» Фазли Намангони благодаря ценным сведениям о личности, биографии и творчестве поэтов, представляет собой значимый источник изучения эволюции литературы и литературных жанров второй половины XVIII и первой половины XIX веков.

С появлением «Маджмуат-уш-шуаро» Фазли Намангони в таджикской литературе во второй половине XIX и начала XX века после векового перерыва вновь возродились традиции составления тазкире.

В истории персидско-таджикской литературе Фазли Намангони является первым литератором, создавшим тазкире в стихотворной форме. Возникновение в таджикской литературе целого ряда стихотворных тазкире в подражание художественного стиля писателя является ярким свидетельством того, что творчество Фазли Намангони занимает достойное место в таджикской литературе.

В «Маджмуат-уш-шуаро» благодаря личному знакомству литератора предоставляются достоверные сведения об имени и происхождении, социальном положении, возрасте, личных качествах, родственных связях, литературных взаимосвязях и творчестве 88 таджикских и узбекских поэтов второй половины XVIII и первой половины XIX века, что свидетельствует о весомости и авторитетности данного источника .

«Маджмуат-уш-шуаро» Фазли Намангони составлен не только с учетом опыта предыдущих летописцев, но и обладает значительным преимуществом с точки зрения структуры и содержания, стиля и манеры изложения, способа компоновки материала и представлению сведений .

Критические суждения Фазли Намангони как тонкого знатока литературы и литературного критика являются важными в осмыслении роли и значения творческого наследия поэтов исследуемого периода.

Критика и критическое мышление, являющееся одним из предпосылок развития и эволюции литературы, свидетельствует о вековых корнях и богатстве креативного мышления таджикского народа.

Похожие диссертации на "Маджмуат-уш-шуаро" Фазли Намангони и традиции составления тазкире в таджикской литературе ХIX- начала ХХ вв.