Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков. Становление традиций в литературе США Баранова, Ксения Михайловна

Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков. Становление традиций в литературе США
<
Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков. Становление традиций в литературе США Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков. Становление традиций в литературе США Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков. Становление традиций в литературе США Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков. Становление традиций в литературе США Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков. Становление традиций в литературе США
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баранова, Ксения Михайловна. Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков. Становление традиций в литературе США : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.03 / Баранова Ксения Михайловна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный областной университет"].- Москва, 2011.- 490 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-10/67

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ 27

1.1. Мотив и смежные с ним категории как структурные единицы
литературного произведения 27

1.2. Неоднозначность использования термина мотив в
современном литературоведении 50

,.,1.3. Соотношение категорий мотив и лейтмотив в современном

литературоведении 66

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII ВЕКА 81

  1. Духовный облик «Нового Адама». Лейтмотивы дневниковых записей Уильяма Брэдфорда 83

  2. Возникновение гражданского идеала. Мотивы произведений Джона Уинтропа, Роджера Уильямса и Сэмюэля Сьюолла 134

  3. Духовное освоение пустыни. Лейтмотивы ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ и ДИКИЕ ПРОСТОРЫ в произведении Мэри Роландсон «Повествование о пленении и избавлении миссис Мэри Роландсон» 185

ГЛАВА III. ОПЫТ ДУХОВНОГО ПРОБУЖДЕНИЯ: ТВОРЧЕСТВО
ДЖОНАТАНА ЭДВАРДСА 219

  1. Джонатан Эдварде - наследник европейского пуританизма... 219

  2. Джонатан Эдварде как один из родоначальников американского пуританизма. Мотивы ИЗБРАННОСТЬ и ДОСТОИНСТВО, ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ в произведениях 40-50-х годов 255

  3. У истоков нравственного идеала. Диссертация Джонатана Эдвардса «Сущность истинной добродетели» 285


V

ГЛАВА IV. БЕНЖАМИН ФРАНКЛИН. ДОКТРИНА ДУХОВНОГО И
МОРАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 312

4.1. Наследие традиций XVII века в «Альманахе Бедного

Ричарда 312

4.2. Эволюция мотивов ТРУДОЛЮБИЕ, ИЗБРАННОСТЬ и
ДОСТОИНСТВО, ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ в творчестве

Б. Франклина. «Автобиография» как учение о нравственном
совершенствовании личности 355

4.3. Франклин и американский менталитет. Идеи, породившие
национальные культурные традиции 392

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 424

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 448

Введение к работе

Культура любого народа тесно связана с его историей. Как подчеркивается в философском энциклопедическом словаре, в понятии культура фиксируется « ... качественное своеобразие исторически-конкретных форм жизнедеятельности человека на разных этапах общественного развития» [450: с.292]. Поэтому, когда происходит отрыв культурного наследия от исторического фона, приходится говорить о несостоятельности подобных теорий. Следовательно, анализ центральных «осей» или понятийных узлов, которые «держат» литературу в этой культуре в русле выработанных ею национальных традиций, является одним из важнейших аспектов исследования литературы как части духовной культуры.

В литературе каждого народа находит отражение самосознание нации, а значит можно говорить о проверке сознательно выраженных идей, которые, несмотря на бег времени, остаются востребованными и в настоящее время, ибо являются основополагающими, т.е. максимально важными. В этом плане несомненный интерес представляет та область литературоведения, которая прослеживает «художественные нервы» произведений литературы, иначе говоря, «сквозные» темы, мотивы, образы, т.е. то, что способствует реализации главных идей художественного текста или целого ряда таких текстов.

Американская литература в этом отношении весьма самобытна. На первый взгляд, она с трудом поддается выявлению закономерностей с точки зрения рассмотрения особенностей национальной культуры. По мнению самих американцев, ее «строительство» шло несколько искусственным путем. Основные идеи, закладываемые в сознание зарождающегося общества, были заимствованы. Они были перенесены на североамериканский континент, в частности в Новую Англию, из Европы. Таким образом, долгое время культура жителей первых колоний восточного побережья отождествлялась ими с английской культурой. Такое положение дел было особенно характерно для первой половины XVII столетия.

Однако подспудно, по мере освоения континента у переселенцев появляется свой собственный жизненный опыт. Его интерпретация»«оседает» и накапливается в их сознании. На наш взгляд, будущие черты национальной культуры начинают складываться уже в раннюю эпоху колонизации Северной Америки. Это и есть первый фактор особого интереса к феномену зарождающейся американской культуры и литературы. Вторую зону интереса, тесно примыкающую к первой, можно усмотреть в возникновении некоего «синтеза» или «диалога» вновь формируемых представлений и тех идей, которые были вывезены в Америку из Европы в начале XVII века. Естественно, последние не могли оставаться неизменными.

Неуклонно и последовательно, согласуясь с существующими реалиями бытия, они подвергались определенным трансформациям. Заданные основополагающие принципы жизни, с которыми европейцы прибыли в Америку, стали изменяться, отклоняясь от того, что было привычным и традиционным. В этом можно усмотреть начало той глубокой эволюции, которую эти воззрения претерпевали в последующем. Анализ происходившей в то время эволюции менталитета членов новоанглийских общин представляет собой серьезную научную проблему, которая отражается в американской литературе XVII-XVIII веков и находится в центре внимания нашей работы.

Исследователи колониального периода (М.М. Коренева, Л.А. Мишина, Е.А. Стеценко, В.И. Солодовник и др.), который является важнейшим периодом становления американской литературы, подчеркивают, что она по-своему уникальна и преимущественно базируется на религиозной основе. С этим выводом нельзя не согласиться. Прежде всего, следует помнить, что большинство первых переселенцев Новой Англии — это люди, умонастроения которых можно охарактеризовать одним словом — пуританизм. По мнению колонистов, они строили здоровое общество на новых землях, общество, основанное нахтремлении к порядку, то есть создавали базис для сильного и демократического государства.

Во многих работах американского* литературоведения: изучаемая нами эпоха обозначается термином pre-national literature..Именно этот временной^ отрезок может рассматриваться как период- зарождения американской* словесности, в течение которого колонисты пытались осознать, и выделить то, что было чрезвычайно важно для их существования, а потому находило отражение в сочинениях первых американских литераторов. Анализ их произведений показывает, что большинство из членов общин воспринимали идеи провиденциальное, избранности, негреховности, диких просторов; трудолюбия, свободы и равенства как основополагающие. Таким образом, в своих дневниках, трактатах, проповедях, хрониках сочинители XVII века не только* начинают использовать вышеперечисленные категории, но и обращаются к ним все чаще.

В литературе XVII века можно выделить целый ряд мотивов: ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ (PROVIDENCE), ИЗБРАННОСТЬ И ДОСТОИНСТВО (WORTHINESS), НЕГРЕХОВНОСТЬ (INNOCENCE); ДИКИЕ ПРОСТОРЫ (WILDERNESS), ТРУДОЛЮБИЕ (INDUSTRY), FREEDOM (СВОБОДА), EQUALITY (РАВЕНСТВО), которые затем находят свое воплощение в произведениях авторов XVIII-XX веков; а это значит, что указанные мотивы можно полагать сквозными и рассматривать как истоки развития основных тем американской литературы, на протяжении нескольких столетий. Термин сквозной мотив используется в исследовании для обозначения тех значимых элементов, повествований, которые прослеживаются на протяжении всей эпохи и являются факторами отображения в литературе указанного периода доминантных идей.. Если проанализировать выделенные нами для исследования мотивы, то можно сказать, что они представляют собой своеобразные «слагаемые», которые, дополняя друг друга на начальном этапе образования словесности Новой Англии, начинают проявляться с определенной долей повторяемости в различных сочинениях авторов XVII-XVIII веков.

Мотив представляет собой важный компонент литературного текста. Теоретическое обоснование данная категория» получает на рубеже XIX-XX веков и в течение всего прошлого столетия находится в центре исследовательских интересов таких отечественных ученых, как Э.А. Бальбуров, А.Л. Бем, Н.В. Брагинская, Н.М. Ведерникова, А.Н. Веселовский, Б.М. Гаспаров, Г.В. Краснов, Н.Е. Меднис, Е.М. Мелетинский, СЮ. Неклюдов, Т.И. Печерская, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, А.В. Рафаева, И.В. Силантьев, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, О.М. Фрейденберг. и др.

Не меньший интерес к изучению указанной проблемы проявляют и зарубежные исследователи: Дейвид Бароуз {David J. Burrows), Тина Блю (Tina Blue), Алан Дандес (Alan Dundes), Хорст Демрич (Horst S. Daemmrich), Кенет Пайк (Kenneth L. Pike), Стиф Томпсон (Stith Thompson), Алейн Силвер (Alain Silver), Джеймс У реи ни (James Ursini), Роберт Эйзенхауер (Robert G. Eisenhauer) и др.

Современный период развития литературоведения также характеризуется неослабевающим интересом к анализу и изучению мотива. Ученые пытаются составить целостную теорию данного феномена, а потому различные изыскания в этой области являются определенным вкладом в разрабатываемую проблематику.

В современном литературоведении мотив понимается далеко не однозначно. Ученые предлагают различные его трактовки. Многие считают, что мотив выступает в качестве простейшей, повествовательной единицы, которая включена в тему произведения (А.Н. Веселовский) или, иными словами, рассматривают его как компонента сюжета. Одни исследователи, указывая на способность мотива к развитию и осложнению побочными мотивами, приравнивают его к сюжету (А.Л1 Бем). Другие, подчеркивая эстетическую значимость мотива, увязывают содержание этой категории с понятием образности (А.Н: Веселовскищ ОМ- Фрейденберг). Подобные выводы дают основание рассматривать, мотив- в качестве: образной повествовательной формулы.

С точки зрения некоторых исследователей (А.Л. Бем); мотив; может обрастать ассоциациями: На основании этого делается вывод о его способности перерастать в символ (И.Ві. Силантьев). На возможность выделения мотива в рамках какого-либо направления или литературы целой эпохи и их переосмысления в последующих временных планах указывается в энциклопедических справочниках [442]. Таким образом, можно говорить о несколько более широком толковании терминал мотив, в наши дни по сравнению с началом XX века. Многие ученые указывают на связь темы и мотива (Б.В. Томашевский, В.Б. Шкловский, Л.К. Незванкина, Л.М.. Щемелева, Е.Р. Кирдянова), некоторые - на связь архетипа; и мотива^ (А.А.. Фаустов, А.Ю. Большакова). Интересна позиция М.Ю. Тюленина, который считает, что тема литературного.произведения находится вне текста и воплощается в мотиве, который является непосредственным структурным элементом текста [253: с.437].

Архетип обычно же определяется как более: интуитивное начало. Этим термином скорее обозначают наиболее общие и фундаментальные мотивы и образы, лежащие в основе любых художественных структур. Немаловажно также и то, что они обладают качеством универсальности [441].

Существенной для нашего исследования представляется точка: зрения В.Б. Шкловского. Ученый не рассматривает мотив в качестве «кирпичиков» строения фабулы. Он полагает, что мотив — это единица типологического анализа сюжетов литературной эпохи в целом; На комплексность мотива в качестве сложной образной единицы также можно найти ссылки в литературе [93]. Большинство ученых указывают на способность мотива повторяться, переходить из одного произведения в другое и даже характеризовать целую эпоху. Итак, можно констатировать, что существует значительный разброс во мнениях о том, что такое мотив и какова его функция в структуре художественного текста.

Для нашего исследования мы определяем мотив как повторяющийся в течение длительного периода развития литературы элемент повествования-, пронизывающий целый ряд произведений в рамках изучаемого временного отрезка и характеризующий зарождающийся национальный менталитет. Мотив может восприниматься как существенная часть последнего. Подобное понимание мотива представляется для нас очень важным, ибо позволяет рассматривать его и как надтекстовое образование, проходящее сквозной линией через сочинения разных авторов одной исторической эпохи. В этом смысле особую роль играют идейные мотивы, которые в конкретных текстах, наполняясь соответствующим содержанием, могут превращаться в сюжетно-образные. В данной работе мотив интересует нас как художественное воплощение в литературе некоторых составляющих американского самосознания.

Считаем, что нет необходимости восстанавливать все важные подробности истории колонизации континента, т.к. они хорошо известны. Между тем, анализ первых дневников, автобиографий, трактатов, памфлетов, созданных в XVII веке, а также в первой половине XVIII века, доказывает, что в письменной литературе постоянно отмечались выделенные нами мотивы. Присутствуя в сознании колонистов, они, естественно, отражались на страницах литературных произведений. Даже простой статистический подсчет подтверждает это. До сих пор, однако, литературоведение не ответило на вопрос, каким образом протестантские по своей сути понятия секуляризировались; как фольклорное сознание перерабатывало христианские догмы. Все это представляет, на наш взгляд, несомненный интерес для современной американистики.

Предлагаемые в данной работе для анализа мотивы были отобраны в связи с: особенностями формирования национальной литературы США, вобравшей в себя многое из европейского интеллектуального опыта, а также формирующихся собственных представлений о мире; необходимостью уточнения в литературе США места заимствованного и исконного элементов; важностью изучения влияния религиозно-философского течения пуританизма на формирование самосознания и литературы складывающейся нации; недостаточной изученностью теоретических вопросов, связанных с зарождением и развитием основных мотивов американской литературы.

В диссертации при изучении материалов литературных источников соблюдалась следующая последовательность их анализа: сначала в текст работы вводилась краткая история создания того или иного произведения, затем предлагалась общая характеристика самого сочинения с учетом того, как оно воспринималось критикой. Следующий этап — это выделение актуальных проблем через мотивы и лейтмотивы исследуемых трудов. В общую характеристику работ колониальных авторов целенаправленно вводились размышления о художественных достоинствах словесности XVII-XVIII веков, ибо этот момент, не имеющий однозначного решения в науке, представляется достаточно важным.

Рассматриваемые в настоящем исследовании мотивы повторяются не только в рамках одного произведения того или иного автора. Их можно вычленить и отметить в работах многих сочинителей колониального периода. Тот факт, что они упоминаются с известной долей повторения практически во всех повествованиях этой эпохи, указывает на то значение, которое эти категории имел» в идейном плане для колонистов на протяжении двух веков.

Обращая внимание на отличия между мотивом и лейтмотивом (см. раздел 1.3 диссертации), укажем, что для каждого термина в качестве обязательной его характеристики выступает повторяемость. Однако для лейтмотива эта способность реализуется только в пределах текста. За его пределами наблюдается повторение мотива, который может пронизывать всю эпоху и выступать в качестве сквозного мотива.

Новый уровень обобщения и повышение значимости исследуемых мотивов для характеристики всего колониального периода можно усмотреть уже в сочинениях XVIII века, в частности, в произведениях двух крупнейших представителей этого столетия, — Джонатана Эдвардса и Бенжамина Франклина. Дело в том, что вышеперечисленные мотивы постоянно возникают в рамках всего достаточно обширного творчества обоих авторов. Таким образом, отмечаемые в конкретных текстах XVII века лейтмотивы переходят в произведения XVIII века и, характеризуя весьма длительный период времени, выступают в качестве важных элементов формирующегося самосознания зарождающейся нации. Подчеркнем еще раз, что они проявляются именно как сквозные мотивы в течение всего колониального периода, т.е. целой исторической эпохи.

Отметим, что мотив затрагивает как тему произведения, так и его сюжет. При этом для нашей работы оказываются важными не формальные признаки мотива, а его функции, среди которых мы выделяем идейные, а также сюжетно-образные, т.е. структурирующие сюжет и образную систему. Первые из названных здесь мотивов в значительной степени тяготеют к мифическим истокам. Сюжетно-образные функции рассматриваемых мотивов были выявлены в конкретных эпизодах различных произведений, причем и те, и другие оказываются весьма существенными при анализе творчества американских колониальных авторов.

Наряду с фундаментальными работами в области изучения мотива, теоретической базой нашего исследования также являются основные изыскания известных отечественных американистов, американских и европейских ученых, анализирующих произведения интересующего нас периода. Речь идет о трудах таких известных авторов, как А.В: Ващенко, А.Ф. Головенченко, А.А. Долинин, А.А. Елистратова, Я.Н. Засурский, A.M. Зверев, М.М. Коренева, Т.Л. Морозова, А.Н. Николюкин, P.M. Самарин, Н.И. Самохвалов, Т.И. Сильман, В.И. Солодовник, А.И. Старцев, Е.А. Стеценко, A.M. Шемякин. Необходимо также упомянуть труды Лорена Баритца (Loren Baritz), Ван Вик Брукс (Van Wyck Brooks), Эдвина Гостада (Edvin Gaustard), Руфус Грисвольд (Rufus Griswold), Филиппа Гура (Philip F. Gura), Элизабет Дан (Elizabeth E. Dann), Карл Ван Дорен {Carl Van Doren), Лазера Зиффа (Larzer Ziff), Брюса Каклика (Bruce Kuklick), Маркус Канлиф (Marcus Cunliffe), Пола Коннера (Paul W. Conner), Лео Лемэй (Leo Lemay), Мейсона Лоуенса (Mason I. Lowance), Ричард Льюис (Richard Warrington Baldwin Lewis), Перри Миллер (Perry Miller), Ричарда Нейбура (Richard Niebuhr), Барбара Оберг (Barbara В. Oberg), Гарри Стаут (Harry S. Stout), Мозес Койт Тайлер (Moses Coit Tyler), Роберта Уорена (Robert Penn Warren), Дейвид Хол (David D. Hall), Айви Швейдзера (Ivy Schweitzer).

Что касается самого колониального периода, то, естественно, он освещался во многих работах по истории литературы США. Здесь можно назвать несколько коллективных фундаментальных трудов.

Одним из первых подобных исследований была «История американской литературы» института имени Горького, изданная в 1947 году. Это самый первый опыт создания академической истории американской литературы США в нашей стране. До сих пор данная работа интересна попыткой проанализировать художественные достижения американских писателей от времен первых поселений до начала Гражданской войны. Весь исторический обзор подготовлен тремя выдающимися российскими учеными: А.А. Елистратовой, Т.И. Сильман и А.И. Старцевым. Они опирались на отечественные исследования по истории американской литературы 20-30-х годов XX века, а также на монографию известного американского литературоведа Вернона Луиса Паррингтона (V. L. Parrington) — «Основные течения американской мысли» (Main Currents in American Thought), изданную в 20-е годы прошлого столетия в США. В свет вышел лишь первый из двух запланированных томов «Истории». К сожалению, этот проект не получил дальнейшего продолжения, и работа над книгой была прекращена.

В начале 90-х годов того же века была предпринята еще одна попытка создать коллективный труд по «Истории литературы США». Предполагается издание семи томов, под редакцией известных российских литературоведов Я.Н. Засурского, М.М. Кореневой и Е.А. Стеценко. На данный момент вышли из печати 5 томов. В них уделено внимание и разным проблемам становления национальной литературы США в общем процессе формирования американской нации.

К изучению ранней американской литературы в своих монографиях обращались и иные ученые в нашей стране. Так, одним из первых исследований подобного рода стала книга А.Н. Николюкина «Литературные связи России и США. Становление литературных контактов», изданная в 1981 г. и оставившая заметный след в отечественном литературоведении. Как это явствует из названия, монография создана в русле компаративистики. Построенная на большом фактическом материале, данная работа предлагает глубокий анализ восприятия Америки россиянами вплоть до XIX века. Большое место в этом исследовании известного ученого отведено русскому и американскому Просвещению, специально разрабатывается тема «Франклин в русской литературе». Обширен, насыщен важными научными обобщениями материал и второй части монографии — «Американский романтизм и русская литература».

В отечественной американистике заметным явлением в науке стали также два издания, подготовленные учеными Института мировой литературы: «Проблемы становления американской литературы» и «Истоки и формирование американской национальной литературы XVII-XVIII вв.», изданные, соответственно, в 1981 и 1985 годах. Нельзя не назвать здесь и две монографии историка Л. Ю. Слезкина «У истоков американской истории: Виргиния. Новый Плимут» (1978) и «У истоков американской истории: Массачусетс. Мэриленд» (1980), а также исследование философа Н.Е. Покровского «Ранняя американская философия. Пуританизм» (1989).

Вопросами зарождения американской литературы занимались также отечественные литературоведы: А. Ф. Головенченко [117], Т.Л. Морозова [188, 189], Е.А. Стеценко [242, 243] и другие. Все это очень серьезные, основательные работы, детально исследующие различные исторические периоды становления американской литературы, и, тем не менее, ни в одной из них проблема мотива > как характерной закономерности становления национального менталитета не была затронута.

Помимо вышеназванных трудов в российском литературоведении существует еще несколько монографий и диссертационных исследований, в которых, так или иначе, проводится литературоведческий анализ произведений колониальных авторов. Так, в другой монографии А. Н. Николюкина «Американские писатели как критики: из истории литературоведения США XVIII-XX веков» (2000) предлагается обзор интересующего нас периода. Диссертация A.M. Шемякина «Американский роман конца XVIII века (Истоки и формирование жанра)» (1985), как видно из названия, посвящена именно жанру романа. Вся она построена на анализе произведений Хью Генри Брэкенриджа и Чарльза Брокдена Брауна и направлена на изучение становления жанра романа в американской литературе. В исследованиях Л.А. Мишиной рассматривается развитие различных жанров в американской литературе колониального периода. Это касается как ее диссертационного исследования под названием «Художественно-документальные жанры в американской литературе XVII-XVIII веков» [187], так и иных сочинений этого автора [184, 185, 186]. При написании своих работ Л.А. Мишина весьма продуктивно использует компаративный метод.

Несколько слов о том, каким образом освещается интересующая нас проблематика в американском литературоведении. Следует отметить, что интерпретация колониальной литературы тяготеет здесь к общекультурологическому типу. Объяснением последнего факта может служить то, что долгое время колониальным периодом занимались в основном американские историки и философы. Прежде всего следует упомянуть коллективный труд «Литературная история Соединенных Штатов Америки» (Literary Histoiy of the United States) под редакцией P.E. Спиллера (R.E. Spiller), У. Торпа (W. Thorp), Т.Н. Джонсона (T.LI. Johnson) и Г.С. Кэнби (H.S. Canby). Авторы исследуют те факты, которые могут рассматриваться как культурологические, повлиявшие на становление американского сознания и национальной литературы.

Необходимо также упомянуть фундаментальные труды, касающиеся изучения новоанглийского менталитета, Перри Миллера (Perry Miller), Луиса Вернона Паррингтона (Louis Vernon Parrington), Ван Вик Брукса (Van Wyck Brooks), а также иные значимые работы американских ученых, исследовавших произведения колониального периода своей страны — Мозеса Тайлера (Moses Coit Tyler), Маркуса Канлифа (Marcus Cunliffe), Клинса Брукса (Cleanth Brooks), Ричарда Льюиса (R.W.B. Lewis) и др. В них раскрывается эволюция литературы США с момента ее зарождения в начале XVII века. Однако во всех этих работах интересующие нас аспекты представлены лишь разрозненными фактами, отдельными вопросами, которые только по касательной затрагивают важную для настоящего исследования проблематику. Авторы всех перечисленных выше изысканий не включают анализ идейных и сюжетно-образных мотивов произведений колониального периода в сферу своего научного интереса.

Актуальность настоящего диссертационного исследования заключается в том, что оно находится в русле одного из наиболее разрабатываемых направлений современного литературоведения и предлагает анализ малоизученных сторон сложного процесса зарождения и дальнейшего формирования американской колониальной литературы на базе изучения^ основных мотивов в произведениях XVII-XVIII веков.

Новизна данной работы определяется тем, что впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка детально изучить семь основных мотивов произведений указанного периода (ІТРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, ИЗБРАННОСТЬ и ДОСТОИНСТВО, НЕГРЕХОВНОСТЬ, ДИКИЕ ПРОСТОРЫ, ТРУДОЛЮБИЕ, СВОБОДА, РАВЕНСТВО) в качестве идейных и сюжетно-образных составляющих этих сочинений. При этом изучаемые мотивы рассматриваются как комплексные эволюционирующие явления, характеризующие зарождающуюся американскую литературу и переходящие в менталитет формирующейся нации в качестве важных аспектов, которые находят свое отражение в литературе США последующих эпох.

Объект исследования представляют вышеперечисленные базисные или стержневые мотивы, выделенные при анализе произведений американской литературы XVII-XVIII веков.

Предметом исследования являются различные трактовки каждого из отмеченных выше основных мотивов в анализируемых произведениях колониальных авторов; уточнение взаимозависимости между ними, а также установление имеющих место интерпретационных изменений, как в рамках творчества отдельных писателей, так и всей эпохи в целом.

Выдвигаемая гипотеза проводимого нами анализа основывается на том-предположении, что указанные выше мотивы являются сквозными. Их можно проследить во многих выдающихся произведениях американской литературы XIX века, но своими корнями они уходят в колониальный период развития страны, когда* европейские переселенцы на североамериканском континенте закладывали фундамент не только нового общества и создаваемой ими новой нации, но и формировали базис для становления ч собственно американской литературы. Следовательно, необходимо определить, какое отражение упомянутые мотивы находили в литературе колониального периода на всем его протяжении, выявить совпадающие и отличительные черты их интерпретации у различных очевидцев и участников тех событий и рассмотреть их дальнейшую эволюцию, устанавливая возможности миграции анализируемых мотивов по оси центр-периферия.

Целью данного диссертационного исследования является выделение и комплексный анализ идейных и сюжетно-образных мотивов для выяснения эволюционного пути их развития в произведениях зарождающейся американской литературы XVII-XVIII веков.

Поставленная цель предопределила круг задач, выполнение которых необходимо для ее достижения: выделить для комплексного анализа в исследуемых произведениях основные мотивы, как значимые элементы для формирования американской культуры; выявить смысловое наполнение и дифференциальные признаки терминов мотив, лейтмотив, архетип, миф, символ, мифема/мифологема, тема применительно к материалу исследования; установить значение изучаемых мотивов для формирования американского национального самосознания и национальной литературы; исследовать трактовки выделенных мотивов в сочинениях разных авторов XVII века и выявить наличествующие в них моменты сходства и различия; проанализировать развитие основных мотивов в произведениях авторов XVIII века и провести их сопоставление; ' определить через анализ стержневых мотивов истоки создания нравственно-философских систем классиков американского литературного процесса XVIII века: Джонатана Эдвардса и-Бенжамина Франклина. Положения, выносимые на защиту:

Анализируемые в диссертации мотивы (ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, ИЗБРАННОСТЬ и ДОСТОИНСТВО, НЕГРЕХОВНОСТЬ, ДИКИЕ ПРОСТОРЫ, ТРУДОЛЮБИЕ, СВОБОДА, РАВЕНСТВО), являясь иногда и идейными, и сюжетно-образными, выступают в качестве стержневых в американской колониальной литературе XVII-XVIII веков, ибо проявляются с известной долей постоянства в различных произведениях многих авторов рассматриваемого периода. Все они выходят из глубин главных пуританских мифов, перенесенных первыми переселенцами Новой Англии из Европы и, вместе с тем, могут рассматриваться как связующие звенья между литературой XVII-XVIII веков и сочинениями американских романтиков XIX столетия.

Проанализированные произведения американской словесности XVII века характеризуются определенной дву плановостью. С одной стороны, они представляют собой объективное отображение исторических событий, а с другой - демонстрируют явное тяготение к образности, использованию разнообразных элементов, присущих художественным текстам, из чего можно заключить, что литература Новой Англии XVII века обладает значительно большим художественным потенциалом, чем это принято считать.

Освоение Нового Света представляло собой реальный жизненный опыт переселенцев, который отражался в их сочинениях через систему основных идейных и сюжетно-образных мотивов. Их эволюция показывала изменения, происходившие в менталитете зарождавшегося сообщества с учетом поправки на прагматически ориентированные цели выживания на неизведанных землях. Из взаимосвязи изучаемых мотивов слагалась идейная и художественная ценность самих произведений.

В дневниках XVII века можно вычленить появление первых ростков зарождающегося самосознания колонистов как сообщества. Через интерпретацию стержневых мотивов оказывается возможным проследить эволюционное движение от религиозного идеала (Брэдфорд) к гражданскому (Уинтроп), а также выявить попытки ввести в повествование элементы личного восприятия сложившихся ранее мифов (Роландсон).

Основные цели, которые преследовали поселенцы, возводя Град на Холме, и решаемые ими повседневные жизненные задачи обусловили литературную жанровую специфику первых произведений американской словесности (дневники, хроники, трактаты), в которых наблюдается зарождение и становление мозаичного сюжета.

6) Встречающиеся на страницах ранних колониальных сочинений персонажи повествования выступали одновременно в двух ипостасях. С одной стороны, они имели отношение к конкретной личности соответствующей эпохи. С другой стороны - появлялись в виде аллегорических образов, которые формировались под влиянием довлеющего над всем новоанглийским обществом религиозного идеала. Таким образом, возникающие в анализируемых произведениях идейные и сюжетно-образные мотивы отражали то реальное и идеальное, что концентрировалось в менталитете переселенцев, корректировалось с точки зрения религиозного идеала, начинающего свое смещение в сторону идеала гражданского.

Произведения Джонатана Эдвардса, одного из крупнейших новоанглийских авторов XVIII столетия, также характеризуются наличием выделенных для анализа идейных и сюжетно-образных мотивов. Последние пронизывают все его^ творчество, во многих случаях выстраивая сюжет. Поставив Божественное начало в центр мироздания, он показывает, каким образом должна быть сформирована личность американца. По сути, идеал «Нового Адама» соотносится с автором знаменитых проповедей и трактатов. Сюжетно-образные мотивы у Эдвардса взаимопереплетаются, и приводят к трансформации идеи «Нового Адама», перенося акцент на человека. Кроме того, Эдварде тяготеет к созданию образа самого Творца, показывая, как Его портрет воспринимается «Новым Адамом» в создаваемом им новом мире.

Анализ произведений Эдвардса позволяет утверждать, что правомерен вывод о его эволюции как мыслителя и писателя. Эдварде начального периода творчества не равен Эдвардсу-художнику последних лет жизни. Не ставя под сомнение значимость Создателя, в конце своей творческой деятельности автор «Свободы воли» неоднократно подчеркивает, что жизненный путь людей определяется свободой их собственного выбора этого пути.

В своих работах Джонатан Эдварде самым первым из колониальных авторов обратил внимание на необходимость самосозидания. В этом смысле его возможно рассматривать не только и не столько как «последнего из могикан», отдающего должное пуританизму, сколько воспринимать как мыслителя, начавшего прогресс американизации пуританских идеалов. Наиболее полно данное положение можно проиллюстрировать эволюцией мотивов ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, ИЗБРАННОСТЬ и ДОСТОИНСТВО в анализируемых произведениях писателя, которого с полным основанием можно воспринимать как одного из талантливых художников слова не только колониального периода, но и всей американской литературы.

В противовес общепринятому мнению, что Бенжамин Франклин в своих произведениях первым заложил основу базисного для американского самосознания тезиса о возможности добиться успеха, полагаясь только на самого себя и свои силы (self-reliance), считаем, что указанное положение применимо и к творчеству Джонатана Эдвардса. Однако сравнение их систем нравственного совершенствования дает основание утверждать, что, хотя произведения и того, и другого мыслителя опираются на воззрения, типичные для ранней колониальной словесности XVII века, они дают разное воплощение изначального идеала. У писателя-богослова видение работы над собой помещено в духовную сферу, а у известного просветителя нравственная концепция самосовершенствования, вбирая в себя идеи европейского Просвещения, направлена на практическую деятельность человека. Выявленная связь с ранними колониальными сочинениями у обоих авторов представляется более глубокой, чем это принято считать в литературоведении.

Джонатана Эдвардса и Бенжамина Франклина, очевидно, лично не знакомых друг с другом, можно метафорически рассматривать как участников судьбоносного диалога о будущем формирующейся нации. Как бы дискутируя друг с другом, обнажая точки соприкосновения своих воззрений и их различия, обе эти уникальные личности предложили в чем-то сходные, а в чем-то противопоставленные друг другу платформы изменения и развития общества, в котором они жили. Это можно проследить через эволюцию выявленных в диссертации мотивов. Речь идет о религиозно-философской программе Эдвардса и нравственно-этической системе морального совершенствования

Франклина как едином фундаменте будущего культурного самосознания нации. Материал исследования включает в себя не только труды таких видных литературных деятелей XVIII' века, как Б. Франклин и Дж. Эдварде, но и достаточно малоизученных и малоизвестных в нашей стране авторов XVIIі века, таких как У. Брэдфорд, Дж. Уинтроп, Э. Джонсон, У. Роджерс, М. Роландсон, С. Сьюолл: «История поселения в Плимуте» {Of Plymouth Plantation) У. Брэдфорда {William Bradford); «Дневник» {Journal), проповедь «Образец христианского милосердия» {A Model of Christian Charity) Дж. Уинтропа {John Winthrop); «Повествование о пленении и избавлении миссис Мэри Роландсон» (Narrative of the Captivity and Restoration of Mrs. Mary Rowlandson) M. Роландсон {Mary Rowlandson); «Кровавый догмат преследования за убеждения» {The Bloody Tenent of Presecution, for cause of Conscience, discussed, in a Conference between Truth and Peace), «Письмо к городу Провиденс» {Letter to the Town of Providence) и «Ключ к языку Америки» {A Key into the Language of America) P. Уильямса {Roger Williams); «Неемия на стене в смутные времена» {Nehemiah onthe Wall in Troublesome Time) Дж. Митчелла {Jonathan Mitchell); «Дневник» {Diary), трактат «Продажа Джозефа» {The Selling of Joseph) С. Сьюолла {Samuel Sewall); «Чудотворное знамение Сионского спасителя в Новой Англии» (The Wonderworking Providence of Sions Saviour in New England) Э. Джонсона {Edward Johnson) и др.

Материалом исследования также являлись следующие произведения Дж. Эдвардса {Jonathan Edwards): «Правила поведения» {Resolutions), «Бог славен тем, что человек ему подвластен» (God Glorified in Man's Dependence), «Описание удивительных обращений» {Narrative of Surprising Conversions), «Личное повествование» {Personal Narrative), «Грешники в руках грозного Бога» {Sinners in the Hands of an Angry God), «Трактат о религиозных чувствах» {A Treatise Concerning Religious Affections), диссертация «Сущность истинной добродетели» {The Nature of True Virtue) и др.. Помимо двух самых известных произведений Б. Франклина (Benjamin Franklin) «Автобиографии» {Autobiography) и «Альманаха Бедного Ричарда» {Poor Richard's Almanack): материалы? исследования включали в себя также его морально-философские притчи и очерки, например; «Исторический очерк конституции' и правительства Пенсильвании» {An Historical Review of the Constitution and Government of Pennsylvania), «Прошение Левой; руки» {Petition of the Left Hand), «О работорговле» {On the Slave-Trade), «Заметки относительно дикарей Северной Америки» {Remarks on the Politeness of the Savages of North America), «Обращение к населению» {Address to Public),: «Терпимость в старой Англии и в Новой Англии» {Toleration in Old and New England), «Притча против преследования» {A Parable against Persecution) w др., а также многочисленные письма известного просветителя.

Общей методологической основой исследования является системное единство выработанных литературоведением подходов к рассмотрению и анализу историкоглитературного процесса в целом. Синтез сравнительно-типологического; культурно-исторического и социокультурного методов, а также приемы нарратологического и мотивного анализов в совокупности с методом целостного анализа художественного произведения формируют исследовательский инструментарий данной работы. В диссертации творчество литераторов колониального периода анализируется в русле общих тенденций развития американской литературы.

Теоретическую значимость исследования можно усмотреть в том, что предложенная концепция; эволюции основных мотивов может оказать определенное влияние на: дальнейшую разработку теории мотива в литературе, расширить современные представления о художественной ценности произведений американских литераторов XVII-XVIII веков. Используемая в работе методология может быть перенесена на анализ иных мотивов.

Практическая ценность исследования определяется тем, что его результаты внедрены в практику преподавания на факультете английской филологии ИИЯ ГОУ ВПО МГПУ при чтении лекций и проведении семинарских занятий в рамках теоретического курса «Зарубежная литература стран изучаемого языка (Америка)», предназначенного для студентов 3-4 курсов (раздел «Ранний этап американской литературы»). Результаты исследования также могут применяться на филологических факультетах университетов при разработке спецкурсов по истории литературы США, в написании учебников и учебно-методических пособий.

Апробация данной работы осуществлялась в ходе обсуждения отдельных аспектов диссертации на заседаниях кафедры истории зарубежных литератур Московского государственного областного университета (2008, 2009, 2010 гг.), кафедры английской филологии Института иностранных языков Московского городского педагогического университета (2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.). Материалы исследования были положены в основу научных докладов и выступлений на следующих научных конференциях: III Международная научная конференция. Сравнительное литературоведение: "Стереотипы в литературах и культурах" (БСУ, Баку, 2008 г.); Международный форум специалистов в области лингвистики и иноязычной коммуникации «XXI век: содружество лингвокультур» (МГПУ, Самара, 2008); отчетные конференции по итогам научно-исследовательской работы в ГОУ ВПО МГПУ «Актуальные вопросы лингвистики, литературоведения, лингводидактики» 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 г.). По теме диссертации опубликованы 24 научные работы, две из которых монографии: «Истоки основных лейтмотивов американской литературы в произведениях колониального периода (XVII век)» (МГОУ, 2009 г.) и «XVIII столетие. Рождение американской мечты (творчество Дж. Эдвардса и Б. Франклина)» (МГОУ, 2010 г.). Основные положения диссертационного исследования явились основой для 22 научных статей, 12 из которых опубликованы в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

Структура работы. Данное диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность избранной темы для современного литературоведения; показана степень изученности проанализированного нами материала, определятся новизна исследования, его цель и задачи, раскрываются теоретическая значимость и практическая ценность выполненной работы, выдвигаются положения, выносимые на защиту, а также предлагается описание структуры диссертации.

Похожие диссертации на Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков. Становление традиций в литературе США