Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности функционирования и эволюция концепта "война" в романах Г. Бёлля Авраменко, Юлия Игоревна

Особенности функционирования и эволюция концепта
<
Особенности функционирования и эволюция концепта Особенности функционирования и эволюция концепта Особенности функционирования и эволюция концепта Особенности функционирования и эволюция концепта Особенности функционирования и эволюция концепта
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Авраменко, Юлия Игоревна. Особенности функционирования и эволюция концепта "война" в романах Г. Бёлля : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Авраменко Юлия Игоревна; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.].- Магнитогорск, 2011.- 225 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/1081

Введение к работе

Генрих Блль – лауреат Нобелевской премии по литературе 1972 года, один из наиболее ярких представителей западногерманской литературы, важнейшей чертой которой стала прочная взаимосвязанность тематических и нравственно-эстетических комплексов, касающихся войны.

Война предстает в литературе ФРГ как общественно-политический феномен, играющий исключительно важную роль в человеческой культуре, который переживается и осмысливается всей нацией и который предопределил творческий путь многих немецких писателей послевоенных лет. В этом плане можно говорить о войне как о концепте культуры, поскольку данная ментальная модель была свойственна национальному сознанию немцев в послевоенной Германии.

Междисциплинарное применение термина "концепт" обусловило появление различных определений. В качестве рабочего нами может быть принято определение, сформулированное Д.С. Лихачевым, который трактует концепт как "результат столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека". Оно представляется нам наиболее близким понятию художественного концепта в его литературоведческом значении.

Включение понятия "концепт" в терминологический аппарат литературоведения обосновывается в трудах по межкультурной коммуникации ученых нижегородской школы В.Г. Зинченко, В.Г. Зусмана, З.И. Кирнозе. В частности, В.Г. Зусман указывает, что обращение к концепту открывает новые возможности в представлении литературы в качестве коммуникативной художественной системы: "Литературный концепт – такой образ, символ или мотив (курсив наш. – Ю. А.), который имеет «выход» на геополитические, исторические, этнопсихологические моменты, лежащие вне художественного произведения". Именно включенность в ассоциативную сеть культуры делает литературный образ концептом.

В структуре концепта выделяют внутреннюю форму, ядро, актуальный слой. Внутренняя форма складывалась исторически, она включает в себя этимологические, исторические и ассоциативные признаки. Ядро концепта связано с его словарным значением и включает в себя познавательный потенциал. Актуальный слой концепта "передает непосредственную … реакцию зрителя, слушателя и читателя на понятия и представления, воплощенные в концепте". Смысловые наращения актуального слоя приводят к изменению и эволюции концепта в целом.

Внутренняя форма и ядро концепта "война" оформились достаточно четко. Под внутренней формой и ядром концепта "война" мы будем понимать "крупный продолжительный конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме боевых действий между их вооружёнными силами".

Значение актуального слоя концепта "война" дополняется новыми смыслами в романах Блля. Для него война – не только непосредственное изображение театра военных действий, но, прежде всего, системное явление человеческого бытия, чреватое своими отдаленными последствиями в судьбах людей. Как справедливо отмечает И.А. Тарасова, "в художественных текстах возможна актуализация признаков, не входящих в ядро национального концепта". Т.о., в романах Г. Блля расширяется ассоциативный ряд актуального слоя концепта "война" за счет обращения к проблематике, связанной с нравственными и психологическими последствиями войны, с необходимостью ее осмысления, признания ответственности и искупления вины.

В зарубежном литературоведении сложился довольно внушительный корпус исследований, посвященных творчеству Г. Блля, в первую очередь, это работы немецких бллеведов. Начиная с 60-х годов, выходят сборники статей, освещающие различные аспекты творчества писателя. Романам Г. Блля посвятили свои исследования Ф. Вагнер, Т. Позер, Г. Бернхард, В. Шварц, Р. Маттеи, Б. Бальзер, Дж. Райд, В. Гроссе, В. Бельманн и др. Ряд работ касаются проблем религии: А. Беккель, Г. Вирт, К. Aмери, Г. Молинг и т. д. Авторами наиболее полных биографий Генриха Блля являются Г. Формвег и К. Линдер.

Творчество писателя изучалось и отечественным литературоведением. Основное внимание исследователей было направлено на поэтику романного жанра (работы С.В. Рожновского, И.В. Роднянской и др.). Вопросы поэтики рассматривались А.Б. Ботниковой, Т.А. Остудиной, Н.Т. Рымарем, С.А. Джебраиловой и др. Советской критикой анализировались, прежде всего, антифашистская тональность и социальная проблематика произведений писателя (работы И.М. Фрадкина, П.М. Топера, М.Л. Рудницкого, И.В. Млечиной, В.И. Стеженского, Л.Б.Чрной, Т.Л. Мотылевой, Л.З. Копелева, В.Д. Днепрова).

Интерес к творчеству Г. Блля отражает и ряд диссертационных исследований (С.А. Джебраилова, С.В. Остудина, Э.А. Ильина, О.А. Байнова, И.И. Лукичева, Г.Л. Вирина, О.Н. Пономарва, О.Ю. Щибря). Следует также отметить, что в последнее время появляются интересные материалы о нем в сети интернет. Однако комплексному анализу изображение войны в творчестве писателя не подвергалось.

Таким образом, актуальность темы данного диссертационного исследования обусловлена несколькими факторами. Прежде всего, необходимостью переоценки и корректировки стереотипов, сложившихся по отношению к творчеству Г. Блля с точки зрения его идейно-нравственной основы. Это касается исследования восприятия, осмысления и изображения войны и ее последствий не только в русле определенных идеологических установок, но и в их общечеловеческом, нравственно-этическом содержании.

Война в репрезентации Г. Блля оказывается шире, чем только тема войны или проблема войны. В связи с этим есть необходимость рассмотреть войну в качестве концепта, т. е. художественной единицы, актуальный слой которой включает в себя проблематику и основные мотивы, сюжетно-композиционные особенности и образную систему и позволяет рассмотреть войну в изображении писателя более полно и разносторонне.

Помимо всего прочего актуальность работы имеет еще и методологический аспект, который связан с исследованием концепта как единицы, интегрирующей различные подходы к изучению художественного текста.

Объектом исследования выступает романное творчество Г. Блля. Особое внимание уделено романам "Где ты был, Адам?", "Дом без хозяина", "Бильярд в половине десятого", "Групповой портрет с дамой". Они наиболее полно раскрывают содержание концепта "война", а также позволяют проследить его эволюцию в произведениях писателя, т. к. в каждом из них данный концепт приобретает новое смысловое наращение.

Предметом исследования является актуальный слой концепта "война" в романах Г. Блля, его изменения и особенности функционирования.

Для анализа в структуре актуального слоя концепта "война" нами выделена, прежде всего, его образная система, включающая в себя образы милитаристов, фашистских преступников и их молчаливых пособников, т. е. всех тех, кто обслуживал гитлеровскую диктатуру или просто принимал ее. Им противопоставлены образы добрых и честных людей, не желающих мириться с несправедливостью. Кроме того, образная система включает в себя образы людей неприкаянных, неудачливых, не умеющих и не желающих быть "такими, как все". Это разнообразные типы героя-аутсайдера. В рамках проблематики взаимоотношений человека и войны, которую раскрывает данный концепт, мы выделяем в первую очередь проблему бессмысленности и бесчеловечности войны, проблему ответственности за попустительство фашизму и проблему "непреодолимости военного прошлого", а также проблему искупления вины.

Материалом для исследования послужили романы Блля, а также публицистическое наследие писателя, рассматриваемое нами в качестве историко-культурного контекста изучаемого предмета.

Ограничение основного исследуемого материала жанром романа обусловлено тем, что романы занимают центральное место в творчестве Г. Блля и военная проблематика раскрывается в них во всем многообразии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка проанализировать романы Г. Блля с точки зрения функционирования концепта "война", что позволило выявить новые художественные, идейные, моральные аспекты творчества писателя. Комплексный анализ романов Блля в контексте исследования концепта "война" позволяет также уточнить некоторые закономерности развития западного (немецкого) романа второй половины XX века.

Цель работы – рассмотреть особенности функционирования концепта "война" в романах Г. Блля, определить характер его эволюции от раннего к более зрелому периоду творчества писателя.

Цель определяет задачи исследования:

  1. Выявить своеобразие мировоззренческой позиции Г. Блля и указать, какие особенности и содержательные компоненты актуального слоя концепта "война" ею определяются.

  2. Рассмотреть основные художественные приемы функционирования концепта "война" в романах писателя.

  3. Определить характер изменений концепта "война" (от проблемы бессмысленности и бесчеловечности войны к проблеме искупления вины) в романах Г. Блля: "Где ты был, Адам?", "Дом без хозяина", "Бильярд в половине десятого", "Групповой портрет с дамой".

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные творчеству Генриха Блля и западногерманской литературе 50-70-х годов: А.В. Карельского, Л.З. Копелева, Н.П. Кубаревой, И.В. Млечиной, Т. Мотылевой, С.В. Рожновского, М.Л. Рудницкого, Т.А. Остудиной, А. Беккель, Ф. Вагнера, К. Линдера, М. Райх-Раницки, В. Шварца и др. А также исследования поэтики и теории литературы: Р. Барта, М. Бахтина, Н. Беляева, И. Ильина, Ю. Кристевой, Ж. Лашо и др.

Методологическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, разрабатывавших проблемы межкультурной коммуникации, функционирования концептов: С.А. Аскольдова-Алексеева, Ю.А. Асояна, Н.М. Крючковой, Д.С. Лихачева, Ю.С. Степанова, Л. В. Миллер, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Г. Фреге и др.

Особое значение в качестве методологического ориентира имели работы по теории межкультурной коммуникации нижегородских исследователей В.Г. Зинченко, В.Г. Зусмана, З.И. Кирнозе, в которых разработаны приемы и методы исследования художественных концептов в литературном произведении.

Поставленные задачи и цель работы определили использование следующих методов исследования:

    1. биографического (позволяет посредством анализа произведений в контексте жизненного опыта писателя выявить его индивидуально-своеобразное отношение к войне);

    2. функционального (исследование особенностей функционирования отдельных художественных приемов в литературном произведении. Данный метод позволяет выявить особенности функционирования концепта "война" в каждом отдельном случае);

    3. историко-теоретического (позволяет выявить изменения смыслового наполнения актуального слоя концепта "война" в результате изменений исторических условий).

    Кроме того, в работе использовался метод концептуального анализа (анализ непосредственно концепта "война"). Данный метод позволил определить внутреннюю форму концепта "война", его ядро, актуальный слой, а также устойчивые и вариативные элементы в его содержании.

    Научно-теоретическая значимость работы обусловлена тем, что результаты, полученные в ходе изучения концепта "война" в творчестве Г. Блля расширяют и углубляют существующие представления о военной проблематике, ее динамике в романах писателя. Указанный аспект помогает расширить теоретико-методологические подходы к изучению творческого наследия Г. Блля в отечественном и зарубежном литературоведении.

    Практическая ценность диссертационного исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы при разработке общих и специальных учебных курсов по истории зарубежной литературы XX века, в частности, при проведении семинарских занятий по творчеству Генриха Блля; в культурологических дисциплинах.

    Апробация работы: диссертация обсуждалась на заседании кафедры культурологии и зарубежной литературы МаГУ. По теме диссертации были прочитаны доклады на международной научной конференции "Пуришевские чтения" (Москва, 2009; Москва, 2010); на Всероссийской научной конференции с международным участием "Научное творчество XX века" (Красноярск, 2010); на научных конференциях Магнитогорского государственного университета. Основные результаты работы отражены в 9 публикациях.

    Концептуальные идеи диссертации сводятся к следующим положениям, выносимым на защиту:

    1. Особенности мировоззренческой позиции Г. Блля определяются такими факторами, как семья, город, социальная среда, а также политическими событиями (приход Гитлера к власти, Вторая мировая война). Этически ответственная позиция автора обусловила своеобразие проблематики, системы образов и мотивов, сюжетно-композиционной организации, составляющих актуальный слой концепта "война". Изменения в мироощущении писателя ведут к обновлению актуального слоя концепта, что нашло отражение в появлении новых проблем.

    2. Основными художественными приемами функционирования концепта "война" в творчестве Г. Блля служат интертекст, монтаж и коллаж, посредством которых раскрывается своеобразие актуального слоя концепта "война" в романах писателя. При этом интертекст является своего рода повествовательной основой романов писателя, а монтажно-коллажные конструкции используются писателем как средство повествования и выражения художественной мысли.

    3. Первую фазу эволюции актуального слоя концепта "война" в творчестве писателя отражает роман "Где ты был, Адам?", в котором актуальный слой концепта ассоциируется с проблемой бессмысленности и бесчеловечности войны. Проблема бессмысленности в романе раскрывается через дегероизацию войны. Значительную роль при этом играет мотив руин. Бесчеловечность войны рассматривается как коллективное нарушение запрета на убийство, утрата человечности. Вопрос о том, кто несет ответственность за преступления нацизма остается открытым, что является импульсом для дальнейшего развития концепта "война" в творчестве писателя.

    4. Вторую фазу эволюции концепта "война" в творчестве Г. Блля определяет проблема ответственности, которая наиболее полно и последовательно раскрывается в романе "Дом без хозяина". В нем писатель поднимает вопрос о моральной ответственности, вскрывая тем самым этическое начало данной проблемы. Писатель говорит об ответственности не только откровенных пособников фашизма, но и "невольных" соучастников национальной трагедии. Вопрос об ответственности ставится перед молодым поколением, перед будущим. Открытый финал романа свидетельствует о нерешенности данной проблемы, что способствует дальнейшей эволюции концепта "война" в творчестве Г. Блля.

    5. В романе "Бильярд в половине десятого", отражающем следующий этап эволюции концепта "война", актуальный слой концепта ассоциируется с проблемой "непреодолимости военного прошлого", которую автор раскрывает с помощью концепции времени (слияние прошлого и настоящего) и символического изображения мира (противопоставление "буйволов" "агнцам"). В центре романа история семьи Фемелей, образующих в романе некую третью группу, с которой тесно переплетается все усложняющийся мотив руин. Прошлое остается непреодолимым. Поиски путей его преодоления ведут писателя к следующему этапу эволюции концепта "война" в его творчестве.

    6. Следующий этап эволюции концепта "война" в творчестве Г. Блля отражает роман "Групповой портрет с дамой", в котором актуальный слой концепта ассоциируется с проблемой искупления вины. Писатель рассматривает войну как преступление. Расследуя шаг за шагом все звенья преступной цепочки, двигаясь при этом от проблемы бессмысленности и бесчеловечности войны к проблеме непреодолимости военного прошлого, Г. Блль приходит к решению: чтобы преодолеть прошлое, необходимо искупить вину. И в этом смысле роман "Групповой портрет с дамой" является итоговым.

    Структура работы обусловлена логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 302 наименований.

    Похожие диссертации на Особенности функционирования и эволюция концепта "война" в романах Г. Бёлля