Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема повседневности в малой прозе Т. Гарди Кучеренко, Ольга Валерьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кучеренко, Ольга Валерьевна. Проблема повседневности в малой прозе Т. Гарди : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Кучеренко Ольга Валерьевна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Тамбов, 2013.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/197

Введение к работе

Малая проза Томаса Гарди (Thomas Hardy, 1840-1928) создавалась на рубеже XIX - XX вв. Интерес к творчеству этого английского писателя базируется на постоянно осознаваемой сегодня потребности в новом осмыслении литературной классики и переходных эстетических явлений. С течением времени этот интерес получает все новые обоснования, связанные с постановкой актуальных проблем современного гуманитарного знания. Среди них - проблема взаимоотношений человека с макро- и микроисторией, проблема «человек и повседневная жизнь».

Отечественные литературоведы многократно обращались к исследованию творчества Т. Гарди. Как верно отмечает Н. Демурова, «слава Томаса Гарди в нашей стране покоится, в первую очередь, на его великолепных романах» . Незначительное количество исследований посвящено малой прозе этого викторианского писателя, что определяет новизну темы диссертации. Вместе с тем творчество Т.Гарди являет собой целостный идейно-эстетический комплекс, потому основные закономерности, отмеченные в трудах Н.М. Демуровой, Ю.М.Кондратьевой, Н.П. Михальской, М.В. Урнова и др., посвященных романам Т. Гарди, могут быть прослежены и в его малой прозе.

В числе зарубежных исследователей, которые обращаются в своих работах к разнообразным аспектам творческой деятельности писателя, можно назвать: Дж. Гранди (Joan Grundy «Hardy and the Sister Arts»), А. Джексона (Arlene M. Jackson «Illustration and the Novels of Thomas Hardy»), А. Смарта (Alastair Smart «Pictorial Imagery in the Novels of Thomas Hardy»), Л.Фернандо (Lloyd Fernando «Thomas Hardy's Rhetoric of Painting»), Г. Бэнтока (G. N. Bantock «The Social and Intellectual Background»), Т. Хендса (Timothy Hands «Thomas Hardy. Writers in Their Time»), П. Видоусона (Widdowson Peter «Hardy in History, A Study in Literary Sociology») и других.

Особое место среди этих исследований занимает анализ художественных текстов Т. Гарди на основе биографического метода. Первое из них было опубликовано под именем второй жены писателя

Демурова Н. Томас Гарди прозаик и поэт [электронный ресурс] URL 1/1 -hardyO_ 1.html (дата обращения 5.07.2013)

(Флоренс Эмили Гарди), но написанного им самим («The Early Life of Thomas Hardy, 1840-1891», «The Later Years of Thomas Hardy, 1892-1928») На настоящий момент создано более сорока биографий писателя. Безусловное лидерство в этой сфере принадлежит его соотечественникам: Л.Джонсону (Lionel Johnson «The Art of Thomas Hardy», 1923), M. Милгейту (Millgate, Michael (ed.). «The Life and Work of Thomas Hardy by Thomas Hardy », 1984; «Thomas Hardy: A Biography», 1982), Т.О'Саливану (O'Sullivan Timothy «Thomas Hardy: An Illustrated Biography», 1975) и др.).

Ко второй половине XX века усиливается интерес массового читателя, театрального и кинозрителя к творчеству Т.Гарди. Произведения писателя экранизируются и инсценируются. Питер Виддоусон называет период этого живого и непосредственного, но вместе с тем коммерциализированного интереса к творчеству Гарди временем «Hardy industry».

При этом центром творческой рефлексии становятся не только сюжеты и персонажи романов и рассказов, но и Уэссекс, понимаемый как реально существовавшее некогда географическое пространство, но вместе с тем - и как средоточие милой сердцу английской реальности. Название, под которым автор объединяет южные графства Англии в своих художественных текстах, являет собой своеобразный код, важный для национального самосознания в силу его историчности. Внимание Т. Гарди к английской провинциальной повседневности XIX века было обусловлено стремлением запечатлеть на страницах своих книг уходящий навсегда патриархальный уклад английской (викторианской) жизни. Желание «остановить мгновение», сохранить в художественном пространстве дорогие черты недавней жизни -вот одна из целей, которую он преследует в своем творчестве.

Подобное проявление хронофобии - естественная реакция на действительность, находящуюся в состоянии исторического перехода.

Патриархальный провинциальный уклад был неотъемлемой частью духовной жизни писателя. Изображение повседневности в рассказах Т.Гарди определяется как особенностями личности, эстетическими позициями писателя и конкретными задачами отдельных сюжетов, так и культурными традициями, на которые он опирался.

Актуальность исследования обусловлена постановкой проблемы повседневности на основе междисциплинарного подхода к художественному тексту, потребностью в рассмотрении указанной проблемы в современном теоретическом контексте, что позволяет определить онтологическую и культурологическую основы мировидения автора, исследовать процессы отражения культурно-эстетической традиции в индивидуальном художественном сознании.

Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественном литературоведении рассмотрен образ повседневности в малой прозе Томаса Гарди. В систему анализа включены рассказы, не переведённые на русский язык и не опубликованные в России. В диссертации впервые выявлены и системно проанализированы основные компоненты образа повседневности, определены его функции в моделировании художественного мира писателя.

Методика исследования определяется особенностями исследуемого материала, целями и задачами диссертации. Она включает в себя элементы биографического, культурно-исторического, историко-генетического, психоаналитического, социологического и герменевтического подходов и методов.

Объект исследования - художественная структура малой прозы Т. Гарди (циклы: «Уэссекские рассказы», «Группа благородных дам», «Старинные характеры», «Переменившийся человек»).

Предмет исследования - феномен повседневности и его художественное осмысление в указанных циклах малой прозы Т. Гарди.

Цель диссертации - определить содержание и закономерности репрезентации образа повседневности в малой прозе Томаса Гарди. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть феномен повседневности в качестве объекта исследования гуманитарных наук.

  2. Сделать аналитический обзор способов репрезентации образа повседневности в литературе XIX в.

  3. Определить содержание понятий «бытие», «быт», «обыденность» и «повседневность» в контексте малой прозы Томаса Гарди.

  1. Выявить значение философско-эстетических концепций XIX века для реализации образа повседневности в малой прозе Т.Гарди.

  2. Исследовать художественные функции образа повседневности в малой прозе Томаса Гарди на следующих уровнях художественного текста произведения: идеологическом, сюжетно-фабульном, персонажном, речевом.

Теоретическая значимость работы связана с определением философско-эстетических параметров феномена повседневности и возможностью использования полученных результатов при уточнении общей концепции истории английской литературы рубежа XIX -XX веков. Значимость работы обусловлена и возможностью использования ее выводов для системного описания общей конфигурации феномена повседневности, его содержания и функций в творческом наследии Т. Гарди.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при разработке вузовских курсов по истории зарубежной литературы указанного периода, спецкурсов по истории и теории английской литературы, по проблемам малой прозы, по творчеству Томаса Гарди. Результаты исследования могут быть применены при подготовке и проведении занятий в университетах, колледжах, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 9 работ, из них
3 - в изданиях ВАК РФ. Концепция и основные положения работы
обсуждались на аспирантских объединениях и заседаниях кафедры русской
и зарубежной литературы Тамбовского государственного университета
имени Г.Р.Державина, на ежегодных общероссийских конференциях
«Державинские чтения» (Тамбов 2010, 2011, 2012), ежегодных
международных научно-практических интернет-конференциях

«Гуманитарные аспекты повседневности: проблемы и перспективы развития в XXI веке» (Воронеж 2011, 2012), международных конференциях «Славянский мир: духовные традиции и словесность» (Тамбов 2010, 2011, 2012).

Теоретико-методологической основой работы стали труды М.М. Бахтина, П. Бергера, Ф. Броделя, П. Бурдье, Б. Вальденфельса, П.С. Гуревича, Э. Гуссерля, И.Т. Касавина, А. Лефевра, Ю.М Лотмана, Т. Лукмана, Б. Маркова, Ю. Хабермаса, А. Шюца, СП. Щавелева, У. Эко; а также исследования, посвященные истории и теории английской литературы, творчеству Т. Гарди: Г.В. Аникина, Е.Ю. Гениевой, Н.М. Демуровой, Н.Н. Захаровой, В.В. Ивашевой, Н.П. Михальской, Н.В. Осиповой, Б.М. Проскурнина, Н.И. Соколовой, Е.В. Сомовой, Н.А. Соловьёвой, Т.Г. Струквоой, М.В. Урнова, А.А. Федорова, В.В. Хорольского.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Образ повседневности в малой прозе Т. Гарди представляет собой сложное надтекстовое и внутритекстовое образование, ограниченное темпорально (XIX век) и локально (юго-западные графства Англии). Ему присущи системность, целостность, динамичность, многомерность и полифункциональность.

  2. Специфика образа повседневности в малой прозе Т.Гарди определяется социально-историческими, философскими, литературно-эстетическими и биографическими факторами.

  3. Структура образа повседневности включает в себя субъективное и объективное, рациональное и иррациональное начала, сосуществование и взаимодействие которых обусловливает смысловую многомерность художественного текста.

  4. Художественное осмысление повседневности происходит на всех уровнях художественного текста. Оно затрагивает образы персонажей, хронотоп (историческое и личное время повседневности), локусы повседневности (разомкнутые и замкнутые); образы вещного мира (ремёсла, гастрономия, костюм). При этом важное значение имеют сферы психологии и парапсихологии, лингвистики и паралингвистики (естественные и искусственные языки).

  1. Основные оппозиции свойств повседневности (охранительное -разрушительное, адаптивное - преобразовательное) в равной степени представлены в малой прозе Т. Гарди.

  2. Функции образа повседневности не ограничены созданием фона, на котором реализуются события - это самостоятельное звено художественного мира, неразрывно связанное со всеми его структурными элементами и участвующее в трансляции идеологии автора, сюжетно-фабульной организации текста, характеристике образов персонажей.

Структура работы. Диссертация общим объемом 180 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка литературы. Список литературы включает 287 наименований, из них 104 на английском языке.

Похожие диссертации на Проблема повседневности в малой прозе Т. Гарди