Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие Павляк, Ольга Николаевна

Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие
<
Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Павляк, Ольга Николаевна. Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03. - Ташкент, 1995. - 159 с. : 144-159.

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3-12

ГЛАВА X* ЭСЖГЛЧЕСКМ ШШЦЛЯ А»АЛ83ДЪШГА 13-61

tftlt ЭстетачеокаА идеал в лараяа А.А.Даяьшга Х6 - 31

Х.2. Лгагость в поэтической оастош Д.А.Двдь- вага 32-50

1.3. Эожпгаэсшю возареепи Дмавзга - їфвтв- в»

ГЛАВА П. Лярака А.А.Двдвага в асдакге кавров

2.Х. Жаяр идиллии

2.2. Жанр романса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139-143

БИБЛИОГРАФИЯ 144 - 159 

Введение к работе

А.А.Дельвиг - одна из примечательных фигур в русской литературе вушвянской эпохи Его творчество - часть слошого литературного процесса, ярко а своеобразно огревавшая его авввввш оообеяяоста, Шщтт ШттШ ЯП лоотлчоокоо ЯШ» ниє вовниивіі ва сопряжении неокольких систем, сохраняя сзява в ниш, вместе о тем представляет собой замкнутый худокэствев мвр оо оаовми внутренними закономерностями. Этот мир, в ко услввного стяла, ппределвишмы образом соподовшввые гре-ь оригинальной системы, дополненной вяе-текотовыни факторами, ти вин вав биография поэта, его литера» турзая роль, эствтичвскао представленая. wmiMi работах а письмах Образуешя целостность быть не столь ярка, как, окаявм у Баротаасглго ала Евтш-коза, не говоря уяв о Цушнвве, но по-свовгду самобытна Тайна обаяния поэзии Дельвига эаклкяеиа, на наш взгляд, в удивительной гармонии всех компонентов опредедеввой наш цело-стностя я ее мошт быть понята в почувствована авв ее. •ШЛ » р что творчество Дельвига представляет собой яркое в овоеаб-разнэо явление литературного процесса первой трети XIX зека. Ово отражает существенные гломентв раазатая ларака в период собственно лирического начала В его поэзии, эс-івой на условное природе школи устойчивых сталей, наметался ТОНКИЙ йИртягрі к лирике индивидуального плана Отдельные стихотаореная Дельвига относятся к числу шедевров отечественной культура Вго поааая в целой представляет собой ори-гинадьвов явлвние век в плане эстетическом, так и з плане Это законченная, внутренне пластичная систола с і, іііііішиииіши ва традацза я ее индивидуальной решении Лаучевае лирики Дельвига как целостной, завершенной оаетеш повволат, на ваш взгляд» вв только выявить своеобразие втого повтачеокого явления, но а может рассматриваться как некая попытка дополнить общие представления о поэзии пушкинской вору»

Творчество Дельавгв вцгчено крайне ва его произведения стали появляться вслед ва в 1829 году сборником стихов1 омарів Дельвига к его піпртввіві определись пре-о в тех случаях, когда перенздавалиоь его стиха. статья, в задачу которой хіходвло предоста вить довга1 Эта работы носят скорее популяризаторский» ал научный

Мнение опскрошоотл" таланта поэта, о его ШтШ оригинальности начало формироваться еще яра авава поэта а, наконец, оно оыяо оо всей очевидностью щрааено Бедшокавд "Даль-ваг своею поэтическая славой был обязан больше дружеским отношениям к Пушкину я другая осотам своего времена, нежели таланту Это была прекрасная личность, которую любили асе близкие к ней; Дельвиг любил а понимал повзаю не в одних стахотво-ренаях, но в в авава, в его ошибочно увлекало его к занятиям гей. как своим призваявем; он был поэтическая натура, но

Эти олова Балансного на долгие годы определили отиовв » пае к Дельвигу а его творчеству. Поет привлекает внимание ареала всего как ярам фигур литературного сыта душкшеокой епоха Этим объясняется дааедыто частое обращение к вшив Двльва га в ш:дуаряо1 литературе3 Подступа а ивученаю творчество Дюьаига были намечены а работа Ю Верхоаокого «Барон Дальааг. ваяврі им о ографаческае І литературные" HBMli М нового, боям серьезного отаошеная к поету (нмежжоя в Б.Тшявшкшню» Л.Виноградова» В Усшвского, Д.їідот-и еавжовйч). в этом ряду особое иесто пранадавват обстоятельному данное в серна

Шерше бшш сделана серьезная попика пишішттпя свое. образна поета. Виноградов авоаетоя шашш, сторон стани а творчества Дэдьвага. К числу вотбоаео существенных особенностей его поэзии автор статні причисляет "ее зашщутость (0.9), шщчввщвается такие "тихая светлого ала элегического чувства (G.iki)j рассматривается проблема фшюсофонах корнай и нанро-вой оргвшввніїа дарака Дельвига. фа всех доотоанотвах ствтьа, а ее автор указал перс-шымццу э азученаа творчества Дэдьвзга» она в салу жанра (вступительная статья к собранию сочааенай) ашет характер вссдедоаання» тробувдого дальнейшей разра-I, глубокого анализа. $юме того, статья Вкюгродоза аа-пасава а 1934 году. Автор а» азбежал характерного для того аро jeaa классового подхода в изучению худоввственного объекта» Так, поэзию А.Дмьвпга преддагается россштрвввть "с уче-тои одного расуакв классовой борьбы эпоха . ІЗоли в работе Виноградова классовость подхода увивалась с антерооавда в тон-шаяш в достаточно глубокими вмводаш, то в-, 1 ііельдаг А.А. Полное собрание стихотворении. - Л.:.іадатедь-ство пасате в а учебна кос 80-G0-« годов угревалось достаточно небрежное а онзсходатедьное owe—и» в гвоушищг пока В наиболее отчотлизой форуе оно вцрааадооь в статье о .дзльза-иге, поижцовной з Краткой датературвой атокдопадаа: "Достаг-ну& аззествах результатов з разработке пушввской позтачесвоі оаотеш, в пфі мавшії в вародяоцу творчеств? Дальваг, в салу узкого а кашрного характера своей поезаа, но обогащенной гду адвйвш содеравнзам» был отодзанут за ицццдй план посло-разватая русской литературы 1.

Яркай а совароглоннай подход в творчеству Дзльвага обна В.Д.Яацуро во аступатольной статье "Антон «Двдьзаг - да-торатор" к поадцдващу ааданаю собрания сочапанай іиДвдьвага2. ао а ага работа в саду вваровой заданноста не ставала своей цзлью целостный аналаз творчества поэта, а дашь правадьную ораентацаю чататаля» обратавшегося в творчеству теперь почта забитого поэта»

Свою концапааю вваяа в творчеств оовраиевний кратак С.Расоадав а кзаге "Опутнава" , где поету отведааш тммш под назаанаогл "щно гарновва" ( 1963 ). В работе гнтераоанв вабдадввзя сводятся в одной цедя - вевоэать орягвнадьаость лачноста поета а его место в пувашвокой плеяде. Собовавшо авалаз дзряка не составляет основного предмета I, но отчаста слуяат главной

1 фаткая датератураая анцакаопедая в 9 т. - Т.П. - ІЛ. $Со- эетская энцакдопедая 1964. - С. 583. 2 Явамвг А.А. Сочиневая. - Д. гХУДоааатвевпая латература. 3 Вэосадан С.Б. Спутввкя. - п.: Советский пасатель, 1983. работ существует реї цуЛи—pi» сторон деятельности Лальвага, роль Дельвига - едвого из оргаяазатороз адыдаввжа яда цветы рассштрена В.Э.Нацуро1, изучены вюдуишшя Де львига з "Литературной газете • опубликованы а црокомменти я розаны пасыза поэта .

Ивогзш псоладоватодяан отмечались дальше заслуга Дельвига з области уетрака а рлтшки. В цяиццемоя ранее ста» тъо аз кратной латерэтурвов эшшкдоавдви о его творчестве отмечается: Дарвка Дельвига, несмотря за езою камерность, сыграла большую роль а рваантза поэтачеоках форса а метрической •ШЖ в пошш- . этому вешягу ШШШ М№ скш. уделе-зн сакральные юсладозаяая .

Парадоксально, но первой а пока единственной глоногра-фаей о Дадьзитв» является книга английского асодедозаталв» в мае тзорческого метода поэта6 1 Вапуро В»Э» Северные цветы: іс тория пдмаштміггі Дальзига -Ііушкнна. - M. ifcara, lfJ7b. TUIUIIIIII Г.В. &тораконштературвоа ааачеяве выступлений іиДзльвага в Лиг во в русской лиг -М./І976. С; Тиввввгіїїіігі •» Шюьш А.А.Дэдьвага // Памятника культуры Ноше открытая. Письменность, юдуоотво. Ардаологня. - вагоднак, 1979. іфаткая литературная эшллклопедая! а 9 т. - Т.Д. - М. Со-ветская энаяклопедая, 1964« С.ЗДЗ.

5 Оеячзна JUT. Мац»in а строфика д.гушльзига // йгеское стахословвнае XIX в. - и :иаука, І979. - С.25&-377; JOBO- дан В.С. О связях ратаашэ с ввароавш цразнаяаии в отахо- творавюд двдьвага // Лрзе ютвенность а ииввяцщ вверов ирской литературы: Об.трудоз. - а. паука. 1979. - С.2І 6 Koshler Ludmila. Anton An.tonovich Delvig, A classicist in the of romanticism. -Hague- Paris: Monton, 1970. то

Творчество Дельвига до сих пор не стело объектом и диссертационного исследования•

Вместе с тем, представляется актуальным исследование творчества Дельвига з иеторическо " перспективе, определение внутренней логики и закономерностей его художественного мира, весьма сложного для понимания. Выражение мир писателя понимается и употребляется нами в завчений, с риуттрованном А»Тї» іудаковнм в его книге о Чехове: "как оригинальное и неповторимое видение вещей и духовних "еноменов, запечатленное сло-вестно" и представляет собой "единство со своими внутренни ft ми закономерностями, целостную систему" •

Представление о целостной системе может быть составлено в ходе анализа резных ее уровней. Мы определяем их следующим образом: уровень эстетического кругозора /т.е. эстетические представления о мире и о себе в мире/; уровень жанровой организации» ели и задачи исследования» Исследование лирики Дельвига как завершенное системы, раскрытие ее внутренних закономерностей, которые определили целостность и своеобразие этого поэтического явления»

Ленной целью обусловлены следующие задачи: I/ выявление эстетическое позиции А.Лельвига, которая складывается кз следующих аспектов: эстетически! идеал, реализованный в собственно поэтическом творчестве; личность поэта, воплощенная в тексте и ее внетекстовое продолнение; эсте 1тудаков А.п# Мир Чехова. -".:Советские писатель, І «-С.З. Там же. -СИ. тические взглядам выраженные в критических работах;

/ исследование лирики в аспектах жанров, которое предполагает определение особенностей жанровой системы у данного поэта; наблюдение за индивидуальным воплощением жанрового канона.

Методологическую и теотэетическую основу диссертации составляют общетеоретические исследования литературоведов, посвященные проблемам теории лирики, истории литературного процесса начала XIX века, творчеству крупневших поэтов этого времени.

Матешал и метод исследования. В данной работе анализируется творчество Дельвига как целостная система, Последовательно рассматривается каждый уровень определяемой системы.

1. Эстетическая позиция определяетвя сложным комплексом, включающим следующие компоненте; эстетический идеал поэта, поэтический личность в системе его твортества и эстетические воззрения Дельвига - критика. В спектр исследуемых проблем входят: генетическая основа и структура идеала; влияние идеала на организацию поэтического сознания; лирическое пяи и конкретно-биографическая роль автора; лирические субтэект и условия жанра. Второй круг проблем связан с эстетическими установками Дельвига-критика. Анализ ведется в сопшсфаовииии с традициями критической мысли начала века.

2. Второй уровень исследуемо поэтической системы - уровень жанровой организации. Рассматриваются жанры, определяющие особенности жанровой структуры лирики Дельвига: идиллия, романс, элегия. Указанные жанры исследуются как завершенные микросистемы со своими внутренними закономерностями. Анализ ведется на уровне лирического сюжета, субъектной организаций, эмоционального тона; частично привлекаются ритмико-интонационный и син-такаический уровни. Фоном для выявления своеобразия подхода Лельвига служат произведения Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Баратынского,

Научная новизна исследования, фрагментарное обращение к творчеству Дельвига, затрагивающее лишь отдельные его стороны и аспекты, не составляет завершенной картины,

?Лежду тем, осмысление творчества Дельвига как целостного явления позволит не только постичь своеобразие его лирики, отдельных, частных ее проявлений, но и приблизиться к пониманию художественного мира поэта Практическая и теоретическая знадптмость исследования. Данная диссертационная работа исследует проблемы как теоретико-литературные - эстетический идеал, его структура и роль в организации поэтической системы, структура жанров, так и историко-литературные - особенности лирики периода перехода от рационализма к романтизму. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении общих курсов по истории русской литературы I трети XIX века, в спецкурсах и спецсеминарах по анализу поэтического текста и по русско: лирике.

Структура -работы, І ссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие