Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанровые формы позднего средневековья в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Традиции и новаторство Селиванова, Анастасия Дмитриевна

Жанровые формы позднего средневековья в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Традиции и новаторство
<
Жанровые формы позднего средневековья в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Традиции и новаторство Жанровые формы позднего средневековья в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Традиции и новаторство Жанровые формы позднего средневековья в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Традиции и новаторство Жанровые формы позднего средневековья в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Традиции и новаторство Жанровые формы позднего средневековья в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Традиции и новаторство
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Селиванова, Анастасия Дмитриевна. Жанровые формы позднего средневековья в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Традиции и новаторство : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Селиванова Анастасия Дмитриевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2011.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/1241

Введение к работе

Актуальность нашего исследования определяется тем интересом, который испытывает современное литературоведение к проблеме жанра. Впервые в отечественной литературной науке жанровая дифференциация средневековой поэзии, функционирование и трансформация жанровых форм, соотношение жанровой традиции и оригинального авторского стиля рассматриваются на конкретных примерах лирики К. Орлеанского
и Ф. Вийона.

В качестве важнейших этапов эволюции поэтического искусства
XII–XIV вв., в первую очередь, следует отметить постепенное отмежевание поэзии от музыки и возникновение собственно поэтических жанров.
К XIV в., когда текст лишается музыкального аккомпанемента, в поэзии бытуют фиксированные формы, в которых более или менее строго определена строфика и рифмика. К ним относятся баллады, рондо
лэ и вирелэ — жанры, в рамках которых впоследствии работали
К. Орлеанский и Ф. Вийон.

Понятие «жанр» и «жанровая форма» в средневековье и принципы жанровой систематики глубоко проанализированы Г.Р. Яуссом, П. Беком, Д.С. Лихачевым, Л.В. Евдокимовой. Последние отмечают сложение из определенной группы жанров так называемых «регистров» или систем, объединенных по критериям наличия или отсутствия песенности, повествовательности, принципам строфической организации, лексических
и грамматических особенностей, а также постоянный процесс трансформации, что и объясняет обилие жанровых наименований. Для нас было важно проследить истоки происхождения жанров и их преобразование в творчестве К. Орлеанского и Ф. Вийона. Наложение одних признаков жанра на другие привело к созданию разновидностей жанра или появления особых жанровых форм, то есть произведений
с более свободным единством жанрового содержания и формы, нежели это мыслилось в творчестве их предшественников: Гийома де Машо, Эсташа Дешана, Жана Фруассара, Кристины Пизанской.

Поэзия Карла Орлеанского основывается на уже существовавших твердых формах. Однако при анализе его стихотворений очевидно новаторство в области строфической структуры баллады и рондо. Характерное для средневековой эпохи аллегорическое содержание остается традиционным. В то же время посредством умелого использования тропов и стилистических фигур К. Орлеанскому удаётся достичь особого эмоционально-психологического напряжения, не свойственного его предшественникам.

С формами баллады и рондо экспериментировал и Франсуа Вийон. Он изменял строфическую структуру, форму обращения в посылке
баллады, преобразовывал традиционную структуру рондо в серию катренов с рефреном.

Степень научной разработанности. Исследованию литературного процесса эпохи средневековья посвящали свои труды крупные отечественные и французские медиевисты XX в. Из монографических
и аналитических исследований творчества К. Орлеанского следует выделить труды Д. Пуарьона, П. Шампьона, Р.-Л. Стивенсона,
Е.В. Клюевой.

Среди исследований, посвященных поэзии Франсуа Вийона, описательные работы биографического характера (очерки, эссе и т.п.) преобладают над аналитическими. Значимыми для нас являются книга
О. Лоньона и издание Ж. Фавье, работы П. Демаролля, Д. Мюса,
Ж. Дюфурне.

Однако, несмотря на солидный объем имеющейся научной литературы и иного рода изданий, до настоящего момента проблема бытования жанровых форм в поэзии К. Орлеанского и Ф. Вийона тщательной разработке не подвергалась.

Научная новизна предпринятого нами исследования заключается
в том, что данная диссертация является первым специальным исследованием, в котором подвергаются комплексному анализу рондо, баллады и другие жанры поэзии позднего средневековья, характерные для творчества Карла Орлеанского и Франсуа Вийона.

В работе рассмотрены 123 баллады и 344 рондо К. Орлеанского;
186 лэ, 41 баллада и 4 рондо Ф. Вийона; выявлено 29 разновидностей рондо и 37 разновидностей жанровой формы баллады у Карла Орлеанского; 5 жанровых форм баллад и 1 жанровая форма рондо
у Франсуа Вийона; исследовано влияние различных стилей лексики (просторечий, «зеленого языка») на жанровые формы в «Малом завещании» и «Большом завещании» Франсуа Вийона. При сопоставлении баллад К. Орлеанского и Ф. Вийона, созданных для поэтического состязания в Блуа, привлекается баллада Фреде как одного из участников конкурса. Ряд переводов стихотворений Карла Орлеанского и Франсуа Вийона представлены на русском языке впервые.

Цель диссертации – на материале поэзии К. Орлеанского
и Ф. Вийона установить особенности функционирования и преобразования жанровых форм лирики позднего средневековья.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих исследовательских задач:

– обозначить фундаментальные принципы эволюции французского стихосложения XII–XV вв. как базиса поэзии Карла Орлеанского
и Франсуа Вийона;

– показать композиционные особенности эпических и лирических произведений поэтов-предшественников и проследить их динамику
в жанровых формах лирики Карла Орлеанского и Франсуа Вийона;

– определить роль канонов жанровых форм в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона;

– исследовать жанровые особенности баллад, лэ и рондо в поэзии Карла Орлеанского и Франсуа Вийона;

– изучить специфику поэтического языка «Малого завещания»
и «Большого завещания» Франсуа Вийона как индивидуального эстетического явления, повлиявшего на жанровую форму данных циклов.

Объектом исследования являются жанровые формы позднего средневековья в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона.

Предметом исследования является лирика Карла Орлеанского,
в частности, его баллады и рондо, а также поэзия Франсуа Вийона, в том числе его лэ, баллады и рондо как вошедшие, так и не вошедшие в «Малое завещание» и «Большое завещание».

Гипотеза данного исследования состоит в том, что Карл Орлеанский и Франсуа Вийон явились новаторами в области формы. При этом К. Орлеанский придерживался куртуазного (аристократического) стиля,
а Ф. Вийон использовал все стилистические уровни языка.

Материалом для исследования послужили баллады и рондо Карла Орлеанского, «Малое Завещание» и «Большое Завещание» Франсуа Вийона, а также его баллады и рондо, не вошедшие в данные поэтические циклы.

Источниковедческой базой диссертации послужили рукописи Карла Орлеанского и Франсуа Вийона, хранящиеся в Bibliothque Nationale
de France
(Paris). Сохранилось всего двенадцать рукописей со стихами Карла Орлеанского, воспроизведенными более или менее полно или подобранными для сборников. Эти рукописи подробно описаны Пьером Шампьоном как в отдельных работах, так и в предисловии к его двухтомному изданию стихотворений Карла Орлеанского. Отдельные публикации факсимиле Франсуа Вийона были осуществлены в изданиях Е. Дроз и Л. Мазено.

Методологическая и теоретическая база исследования – труды отечественных и зарубежных литературоведов в области поэтики позднего средневековья, теории жанра, литературы — А.Н. Веселовского,
И.Л. Гаспарова, А.Я. Гуревич, Л.В. Евдокимовой, В.М. Жирмунского,
Е.В. Клюевой, М.Б. Мейлаха, Я. Мукаржовского, Б.И. Пуришева,
Ю.Н. Тынянова, О.М. Фрейденберг, В.Е. Хализева, В.Ф. Шишмарёва,
А.Л. Штейна, Р. Драгонетти, П. ле Жантия, М. Зинка, П. Зюмтора,
А. Машабея, Ж.-Кл. Мюлеталера, А. Планш, Д. Пуарьона, Ж. Фокса,
П. Шампьона.

Методология диссертации носит комплексный характер. Помимо традиционного историко-литературного подхода, используются биографический, культурно-исторический, аналитический методы, а также метод филологического анализа и интерпретации художественного текста, сравнительно-сопоставительного анализа оригинала (на языке XIV–XV вв.) и перевода, применявшегося при оценке достоверности использования тех или иных поэтических приемов (метафор, аллегорий) в поэтических переводах произведений исследуемых поэтов.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Французская поэзия эпохи позднего средневековья эволюционировала в течение четырех веков. Развитие французской лирики проходило по нескольким направлениям и представляло собой обновление различных элементов поэтики.

  2. Лирика позднего средневековья претерпевает значительную корректировку у Карла Орлеанского, в творчестве которого наблюдаются как соблюдение куртуазных канонов, так и отказ от них. Заметна тщательная проработка структуры рондо и баллады, их образной системы (возникновение аллегорической фигуры Фортуны или Луны, колеса Фортуны, являющихся средствами выражения философского осмысления перипетий человеческой жизни и др.).

  3. Концепция fin’amor, повлиявшая на тематику твёрдых жанровых форм, сохраняется в ранний период у Карла Орлеанского. Новое осмысление она получает у Франсуа Вийона, приобретая устойчивый иронический оттенок.

  4. В поэзии Карла Орлеанского можно выделить
    29 разновидностей рондо, отличающихся от канонических форм оригинальной рифмикой, строфикой, особой организацией рефрена.

  5. Франсуа Вийон в большинстве своих произведений отказывается от устоявшихся канонов и куртуазных клише, характерных для поэзии Карла Орлеанского. Он говорил от лица рядового человека своего времени. Такое явление можно было бы охарактеризовать как демократизм, повлиявший на «размывание» чётких жанровых границ баллады и рондо. Вийоном не написано ни одного классического рондо, но его вариантом является последовательность катренов, содержащих рефренную строку.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предложенная в диссертации концепция значительно расширяет современные представления о роли творчества К. Орлеанского и Ф. Вийона в литературном процессе Франции XV в. Подходя к проблеме жанра, жанровых форм, в работе учитывалась не только специфика взаимозависимости внешней формы и внутреннего содержания, но также прослеживались пути экспериментов К. Орлеанского и Ф. Вийона
в области данных категорий. Подобная трактовка проблемы позволяет увидеть факторы, обеспечивающие как устойчивость жанровой традиции, так и динамику ее развития.

Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе настоящей работы, могут быть использованы при разработке
и обновлении курсов лекций по зарубежной литературе позднего средневековья, спецкурсов, посвященных средневековой французской поэзии XIII-XV вв., а также при написании учебно-методических
и учебных пособий.

Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории зарубежных литератур МГОУ. По теме диссертации сделаны доклады на российских и международных научных конференциях: II Международная научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Проблемы межкультурной коммуникации в современном образовательном пространстве»
(ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008 г.), Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации гуманитарных и естественных наук» (Екатеринбург, 2010 г.), II Международная студенческая научно-практическая конференция «Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания» (НГТУ, 2010 г.), межвузовская конференция
«Идейно-художественное многообразие зарубежной литературы»
(МГОУ, 2011 г.)

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, двух приложений и библиографии, состоящей из 314 наименований.

Похожие диссертации на Жанровые формы позднего средневековья в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Традиции и новаторство