Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы традиции и новаторства в творчестве Мухаммеджана Рахими Худжамкулов, Абдурашид

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Худжамкулов, Абдурашид. Проблемы традиции и новаторства в творчестве Мухаммеджана Рахими : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Худжамкулов Абдурашид; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т].- Душанбе, 2013.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/290

Введение к работе

Актуальность темы. В связи с событиями и коренными социально-политическими преобразованиями, обуславливающими формирование новых духовных потребностей общества, литература, проходя новый виток развития, неминуемо обновляется. Рождение новых тем, новых героев, новых стилей и направлений способствует этому процессу. Однако новаторство, литературные явления происходят не на пустом месте, они опираются на достижения и многовековой опыт предшествующих поколений. То есть, традиция служит своеобразным мостом, связывающим литературу прош-лых столетий с современной литературой.

Таким образом, стремительное развитие различных сфер жизни общества, требования и особенности современной эпохи, с одной стороны, развитие глобализационных процессов, синтез цивилизаций и культур, взаимосвязь и взаимовлияние литератур, рождение новых форм и тем, с другой, подтверждая важность и актуальность проблем преемственности, традиции и новаторства, выдвигают их изучение на первый план. Иначе говоря, изучение проблем традиции и новаторства является жизненно-исторической необходимостью.

Новейшая таджикская литература, продолжая традиции персидско-таджикской классической литературы, наполняется новым содержанием, обновленными жанрами и жанровыми формами. При всем том, что постепенно в поэзии и прозе рождаются новые направления, формы и стили, однако их истоки таятся в национальной литературе прошлого. Согласно мнению литературоведа А.С.Бушмина, «традиции предыдущего этапа, растворяясь в новом до утраты своих конкретных очертаний, исчезают как вещественный факт, продолжая действовать как фактор. Это подобно впадению реки в море: первая исчезает во втором».

Именно по этой причине в современном литературоведении уделяется такое серьезное внимание проблеме традиции и новаторства. Исходя из этого, исследование творчества Мухаммеджана Рахими, сыгравшего, наряду с Айни и Лахути, определенную роль в развитии и совершенствовании таджикской литературы 20-60-х годов ХХ века, имеет огромную теоре-тическую и практическую значимость.

В 20-е годы лирика М.Рахими, подобно творчеству других поэтов первого поколения таджикской советской литературы, носило, в основном, призывно- агитационный характер. Позиция ищущей мысли и поиска правдивого изображения действительности была отдана готовым шаблонным выводам, которые спускались сверху, руководителями «построения новой жизни». Писатели не могли переступать за рамки официальной политики. Таким образом, в литературе того периода политическая пропаганда и агитация достижений революции стояла на первом плане и творчество М. Рахими не могло протекать в стороне от этого общего литературного процесса. В этом смысле, невзирая на то, что М.Рахими по сути был поэтом - традиционалистом, однако его поэзия была наполнена дыханием нового времени, свежими образами, поисками новых форм. Эти особенности его творчества впервые становятся предметом всестороннего исследования.

Степень изученности проблемы. Проблема традиции и новаторства, будучи многоплановой, неразрывно связана с принципами, категориями и различными вопросами литературоведения, в том числе с народностью, гуманизмом, интернационализмом, литературным наследием, литератур-ными связями, изучением путей развития национальных литератур, разви-тием жанров, рождением новых форм и тем, индивидуальными особен-ностями творчества ведуших литераторов и с другими вопросами. В связи с этим в фундаментальных исследованиях таких известных ученых, как А. С. Бушмин, Г.И. Ломидзе, М.Б.Храпченко, А.И.Метченко, И.С.Брагинский, З.Г.Османова, З.Кедрина, А.Сайфуллоев, наряду с всесторонним исследованием важнейших проблем теории и истории литературы, огромное внимание отводится также изучению вопросов традиции и новаторства.

Необходимость изучения и исследования проблемы традиций и нова-торства многократно подчеркивалась и таджикскими литературоведами. Различные аспекты данной проблемы в какой-то степени уже получили свое объяснение в ряде исследований, в частности в работах Х.Мирзо-заде, М.Шукурова, С.Табарова, М.Давлатова, Р.Мусулмонкулова, С.Давронова, А.Сатторзода, Х.Асозода, Х.Шарифова, А.Рахмонова, Ф.М.Турсун-заде, А.Хакимова и др. таджикских ученых - литературоведов.

Одним из первых таджикских литературоведов, обративших серьезное внимание на творчество Мухаммеджана Рахими и написавший рецензию на его поэму «Любимая Москва», был С.Табаров. В процессе анализа поэмы критик в большей степени аккумулировал свое внимание на языке и стиле поэта. Ранее некоторые лаконичные высказывания относительно отдельных стихотворений М. Рахими можно было встретить в статьях Х.Юсуфи.

Автор монографии «Мухаммеджан Рахими» - известный таджикский ученый Н.Ма’суми, отмечая основные этапы жизни и многогранной деятель-ности Мухаммеджана Рахими, рассматривает творчество поэта в 20-50-х годах во взаимосвязи с периодами развития таджикской советской литературы, выявляя при этом достижения и просчеты в его произведениях. Однако следует отметить, что при всём обилии научных статей и отдельных исследовательских работ о творчестве Мухаммеджана Рахими, проблема традиции и новаторства, ярко выраженная в произведениях этого известного поэта, до сих пор не стала предметом отдельного, комплексного исследования.

Хронология исследования охватывает в основном 20- 60- е годы ХХ века и в процессе рассмотрения влияния традиций классической поэзии на творчество М.Рахими автор обращается также к произведениям представи-телей персидско-таджикской литературы IХ-ХIХ вв.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является всестороннее и более полное изучение проблемы традиций и новаторства в творчестве М.Рахими. Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

- показать на примере творчества М.Рахими процесс восприятия традиций классической литературы и народной поэзии в таджикской совет-ской литературе, выявить достижения и недостатки поэта в этом процессе;

- рассмотреть связь творений М.Рахими с таджикской классической поэ-зией, устно-поэтическим творчеством народа, творчеством современных мастеров поэзии и на этой основе выявить особенности лирики поэта;

- показать степень влияния событий времени на творчество поэта, изучения им опыта русской поэзии и литератур других бывших советских народов, обусловивших изменения традиционного характера поэзии М.Рахими;

- выявить новаторские поиски поэта, как в содержании, так и в форме лирических стихов;

- посредством сравнительного анализа поэзии М.Рахими с творениями других таджикских поэтов, показать его место и роль в обогащении таджикской советской поэзии;

- выявить особенности художественного видения поэта, определить его творческий стиль, показать роль творчества поэта в рождении, развитии и совершенствовании таджикской советской поэзии.

Научная новизна. Обсуждаемая тема впервые подвергается комплексному научному анализу. В исследовании рассматривается вопрос взаимосвязи традиций и новаторства в творчестве М.Рахими. Вместе с тем следует подчеркнуть, что изучение творчества М.Рахими в этом аспекте, с одной стороны, имея огромную значимость в выявлении его места и роли в таджикской поэзии, с другой - позволяет исследовать пути и способы использования традиций классической литературы, народной поэзии и литератур советских народов в современной таджикской литературе, ибо богатое и разноплановое литературное наследие поэта, подобно творчеству других таджикских поэтов первого поколения, отображает в себе удачи и неудачи одного из значимых периодов (начиная с 1920 по 1960гг.) таджикской советской поэзии.

Методология исследования. Методология исследования основана на принципах историко - сравнительного и типологического анализа, оправдавшего себя в литературоведческой науке, позволяет нам высказать свою точку зрения относительно проблемы традиции и новаторства в творчестве М.Рахими, формирования и поэтапного развития его литературно-эстетических воззрений.

При решении поставленных задач автор диссертации опирался на принципы, выработанные в трудах известных русских и таджикских литературоведов. В первую очередь, к их числу относятся труды А.С.Бушмина, М.Б. Храпченко, Г.И. Ломидзе, А.И. Метченко, И.С.Брагинского, З.Г.Османовой, З.Кедриной, М.Шукурова, С. Табарова, А.Сайфуллоева, Х.Мирзо-заде, Р.Мусулмонкулова, Х.Шарифова, Х.Асозода, Ф.М.Турсун-заде, А.Хакимова. Кроме этого, в процессе исследования были использованы новейшие достижения таджикского литературоведения в области поэтики, истории современной таджикской литературы и ее классического периода.

Источники и материалы исследования. Диссертация написана в форме историко-литературного и литературно-теоретического исследования. Одним из главнейших критериев работы является системность и четкость понятийных категорий. Вместе с тем решение поставленных задач и вопросов сопровождается анализом литературных материалов, почерпнутых из конкретных произведений М.Рахими. Основными источниками исследования послужили изданные произведения М.Рахими, материалы архива поэта, его рукописи, находящиеся в его доме-музее, статьи, выступления писателя и научные изыскания о его творчестве, монографические исследования и статьи литературоведов, воспоминания современников поэта.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при написании истории современной таджикской литературы, очерков о жизни и творчестве М.Рахими, истории таджикского литературоведения и таджикской литературной критики.

Материалы, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при составлении учебников и пособий по истории новой таджикской литературы для филологических факультетов высших учебных заведений, также при чтении спецкурсов: «Традиции и новаторство в творчестве М.Рахими», «Идейно-тематические и художественно-эстетические особен-ности произведений М.Рахими» и лекций по истории новой таджикской литературы на филологических факультетах.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

- поэт, обладая огромным жизненным опытом, испытав на себе все тяготы жизни, выразил своё отношение к конкретным событиям времени в форме мудрых наставлений и назиданий;

- М.Рахими был твердо убежден, что наставления и нравоучения играют важную роль в деле воспитания нового поколения и человека социалистической действительности, и исходя из этих соображений, творчески использовал в своем творчестве традиции дидактической поэзии классиков персидско-таджикской литературы в наиболее соответствующих для осу-ществления этих задач и целей поэтических жанрах и жанровых формах;

- обращение к традициям классической литературы и творческое переосмысление назидательной лирики, средств и приёмов художественного изображения, расширение диапазона традиционных тем способствовали укреплению содержательно-логических основ произведений М.Рахими, обогащению его стихов неожиданными поворотами мысли, разнообразию стихотворных размеров, придавая стихам поэта особую мелодичность и певучесть;

- творческие поиски М.Рахими в использовании традиций классической поэзии послужили твёрдой основой для дальнейшего развития этого процесса в творчестве таджикских поэтов последующих поколений, углубления нравственно-философского направления современной таджикской поэзии;

- анализ творчества М.Рахими в контексте традиции и новаторства позволяет выявить более полную картину художественного видения поэта, раскрыть его творческий стиль, показать роль творчества поэта в рождении, развитии и совершенствовании таджикской советской поэзии.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры теории и новейшей персидско-таджикской литературы Таджикского национального университета (протокол № 6 от 9.10.2012г.) и рекомендована к защите. Основное содержание диссертации было изложено в трёх статьях, опубликованных в научных журналах, входящих в Реестр ВАК Министерства просвещения и науки Российской Федерации – Вестнике Таджикского национального университета, Вестнике Таджикского государственного педагогического университета им. С.Айни. А также по теме диссертации автором было опубликовано пять статьей. Список публикаций приведён в конце автореферата.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Проблемы традиции и новаторства в творчестве Мухаммеджана Рахими