Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова Хамдохов Сурен Юрьевич

Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова
<
Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хамдохов Сурен Юрьевич. Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Хамдохов Сурен Юрьевич; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2010.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1104

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Особенности развития «военной прозы» в русской литературе 1960-1980-х годов 10

Глава II. Проблемы художественного историзма и проза А.Кешокова 34

2.1. Жанрово-стилевые особенности исторического романа ...34

2.2. Проблемы историзма в романах А. Кешокова 63

Глава III. Проблема характера в художественном решении А. Кешокова 83

3.1. Характер в литературном произведении 83

3.2. Система характеров в романе «сломанная подкова» 94

3.3. Нравственно-философские искания личности в романе «грушевый цвет» 128

Заключение 151

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы диссертационной работы обусловлена тем, что проблема художественного изображения событий Великой Отечественной войны в литературе в целом и в творчестве отдельного художника слова остаётся одной из малоизученных и сложных исследовательских проблем.

В прозе А. Кешокова, которой присущ историзм в художественном раскрытии событий, фактов, общественных отношений и характеров героев, отмечается максимальное приближение к трагическим коллизиям Великой Отечественной войны. Военная проза писателя характеризуется принципиальностью в постановке и художественном решении ключевых проблем действительности 1940-х годов в Кабардино-Балкарии, активной гуманистической позицией.

На наш взгляд, историзм художника заключается не только в точном изображении минувшего времени, исторических фактов, событий, исторических деятелей, но и в его умении исследовать прошлое и настоящее с целью разрешения сложных и насущных вопросы современности. Военная проза А. Кешокова несёт в себе огромный гуманистический заряд, отрицает войну как явление всеми своими художественными возможностями.

Прозаические произведения А. Кешокова, посвящённые теме Великой Отечественной войны, до настоящего времени не подвергались монографическому исследованию. В диссертации освещаются актуальные малоизученные проблемы творчества кабардинского писателя, связанные с художественным решением темы Великой Отечественной войны в его прозе, с жанровой системой его произведений.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы – опираясь на достижения предшествующего и современного литературоведения, исследовать проблему художественного решения темы Великой Отечественной войны в творчестве выдающегося кабардинского писателя А.П. Кешокова, особо выделив при этом вопросы историзма, соотношения факта и художественного вымысла, характера в произведениях автора в контексте русской и адыгской прозы 1960-1980-х годов.

В соответствии со спецификой обозначенной цели и для ее достижения представляется необходимым решение следующего ряда задач:

- выявить особенности становления и развития военной прозы в русской литературе 1960-1980-х годов;

- изучить специфику художественного историзма в военной прозе А. Кешокова;

- исследовать проблему соотношения исторического факта и художественного вымысла в прозе писателя;

- определить особенности художественного решения проблемы характера в романах А.П. Кешокова, посвящённых теме Великой Отечественной войны;

- провести подробный текстологический анализ романов А. Кешокова «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет».

Степень научной разработанности темы. Прозаические произведения А. Кешокова, посвящённые теме Великой Отечественной войны, до настоящего времени не подвергались специальному монографическому исследованию. Однако следует отметить, что в ряде статей и главах трудов известных ученых, литературоведов анализируются отдельные аспекты данного художественного феномена.

Изучению жанровой специфики, проблематики, структурных особенностей, образной системы, поэтики прозаических произведений А. Кешокова посвящены отдельные разделы монографических трудов ведущих адыгских литературоведов и критиков: Л.А. Бекизовой «От богатырского эпоса к роману» (1974), «Литература в потоке времени» (2008); Р.Х. Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (1999); А.Х. Мусукаевой «Ответственность перед временем» (1987); «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993); У.М. Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1990); А.А. Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгейской литературы» (1992); Ю.М. Тхагазитова «Адыгский роман» (1987), «Эволюция художественного сознания адыгов» (1996); Чамокова Т.Н. «В ритме эпохи (О литературе адыгских народов)» (1986); Шаззо К.Г. «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) и др.

Анализ военной прозы А. Кешокова потребовал обращения к русской литературе 1960-80-х годов. Военная проза в русской литературе ХХ века подробно исследована такими выдающимися литературоведами, как: А. Адамович, А. Бочаров, Г. Бровман, Л. Иванова, М. Кузнецов, А. Метченко, В. Перцов. Труды названных и других авторов помогли нам при определении контекстуальных связей военной прозы А. Кешокова с русской литературой.

Несмотря на активный читательский и научно-исследовательский интерес к творчеству А. Кешокова, на сегодняшний день остаются нерешёнными вопросы, связанные с жанровыми особенностями его военной прозы, соотношением исторического факта и художественного вымысла в ней, с проблемами характера и стилистических особенностей военных произведений писателя. Этот факт и определяет наш интерес к заявленной теме диссертационной работы, актуализирует необходимость постановки и монографического решения обозначенного круга проблем.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка монографического исследования прозы А.Кешокова, посвящённой теме Великой Отечественной войны, её проблематики, художественного соотношения факта и вымысла, системы характеров. В работе, в частности:

-определены основные этапы и закономерности формирования темы Великой Отечественной войны в прозе А. Кешокова;

-исследована специфика художественного историзма в прозе писателя;

-выявлены особенности соотношения исторического факта и художественного вымысла в прозе А. Кешокова;

-определена специфика формирования характера в военной прозе А. Кешокова (романы «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет»);

-в избранном ракурсе проведён анализ произведений о Великой Отечественной войне русских и северокавказских писателей: М. Шолохова, К. Симонова, Г. Бакланова, а также А. Налоева, Т. Керашева, И. Машбаша, К. Джегутанова, О. Хубиева и др.

Методологической основой диссертационного исследования являются основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах С.С. Аверинцева, Г.Д. Гачева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, Г.Г. Гамзатова, Н.С. Надъярных, К.К. Султанова, а также Х.И. Бакова, Л.А. Бекизовой, Ю.М. Тхагазитова, З.Х. Толгурова, К.Г. Шаззо и др. Труды названных авторов послужили методологической и теоретической базой исследования.

Для решения заявленных задач и достижения целевой установки в ходе диссертационной работы были применены различные методы исследования, в том числе сравнительно-исторический, типологический, а также некоторые методы структурной поэтики.

Материалом исследования послужили прозаические произведения А. Кешокова, посвящённые теме Великой Отечественной войны: романы «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет».

Для определения контекстуальных связей военной прозы кабардинского писателя мы привлекаем русскую и северокавказскую военную прозу: произведения М. Шолохова, К. Симонова, Г. Бакланова, А. Налоева, И. Машбаша, К. Джегутанова, А. Теппеева, О. Хубиева и др. Выбор имен и произведений обусловлен их ролью и степенью значимости в формировании художественного феномена отечественной военной прозы.

Проведение сравнительного анализа, обозначение контекста, в котором складывалась военная проза А.Кешокова, позволили нам выделить как ее общие, типологические черты, так и индивидуальные, специфические, определяющие оригинальный, неповторимый художественный мир и стиль писателя.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в разработке актуальной научной проблемы, впервые решаемой на материале военной прозы А. Кешокова в контексте русской и северокавказской литератур 1960-1980-х годов. На наш взгляд, особо значима методология исследования проблем, связанных с этапами эволюции военной прозы, как в национальной литературе, так и в творчестве отдельного писателя, с решением проблем историзма, системы характеров, а также с жанровой и художественно-стилистической спецификой военной прозы А. Кешокова.

Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории кабардинской литературы ХХ века, истории адыгских литератур, при чтении специальных курсов по творчеству А. Кешокова, а также при составлении учебных программ и разработок по истории кабардинской литературы.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (май 2010 г.) и рекомендована к защите. Основные положения исследования отражены в статьях и тезисах научных конференций (Нальчик - 2009 г., Пятигорск - 2009 г., Назрань - 2009 г.). По теме диссертационной работы опубликованы шесть статей, две из них – в реферируемых ВАК изданиях.

Структура работы. Характер избранной темы, цели и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Особенности развития «военной прозы» в русской литературе 1960-1980-х годов

Проза о Великой Отечественной войне заняла в русской и многонациональной советской литературе особое место. Она стала не просто темой, а целым направлением во всех прозаических жанрах: очерке, рассказе, повести, романе. Уже в 50-х годах наблюдается постоянное нарастание новых качеств в прозе, в том числе интерес к документальной прозе, подлинным свидетельствам событий войны: очерк С.Смирнова «Герои Брестской крепости» (1954), ставший основой документальной повести «Брестская крепость», завершенной в 1964 году.

Но наибольший подъем военной прозы обозначился в конце 50-х годов: рассказы М.Шолохова «Судьба человека», В.Богомолова «Иван»; повести Ю.Бондарева «Батальоны просят огня», Г.Бакланова «Пядь земли»; роман К.Симонова «Живые и мертвые».

Принципиально важную роль в жанровом становлении прозы сыграл рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (1956), который имел этапное значение в развитии военной советской прозы.

В прозе М.Шолохова сложнейшие драматические судьбы людей переплетаются с событиями большого исторического масштаба, а переломную роль в сюжете играют не частные мотивы, а значительные исторические события, отражающие связь отдельной личности и героико-трагического содержания эпохи. Внутренняя соизмеримость масштабов - частных и общественно значимых делает содержательной и монументальной фигуру «простого человека».

Андрей Соколов - и в этом также была важна роль рассказа в становлении военной прозы — человек трагической судьбы, жертва трагических обстоятельств истории: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» - этими словами начинается исповедь героя рассказа.

Своим рассказом М.Шолохов открывает дорогу углубленному познанию трагической героики, открытому осуждению войны. Движение времени, движение общественной мысли, проблемы послевоенного мироустройства постепенно расширяли общественные функции, тематические границы и гуманистическую направленность военной прозы. Прежде всего, это было связано со стремлением писателей овладеть всей полнотой исторических фактов, свидетельств, а также с развитием художественных возможностей литературы в изображении личности, народа, эпохи.

В период 60-70-х годов в русской литературе появляются весьма разнообразные по своей тональности и основным мотивам произведения о жизни деревни в годы войны: народно-эпические «Братья и сестры» (1958) и «Две зимы и три лета» (1968) Ф.Абрамова; героическая «Ивушка неплакучая» М.Алексеева (1974) и другие. В этих произведениях отображались судьбы людей, особенно женщин, во времена тяжелых испытаний, в них проявился общий интерес к судьбе человека, ставший впоследствии характерным для всей советской военной прозы.

Следует особо выделить жанр повести, определивший новое направление в военной прозе: психологический драматизм. Изданные в 1957 году повести Ю.Бондарева «Батальоны просят огня», Г.Бакланова «Южнее главного удара» обозначили появление этого направления. Название повести Г.Бакланова «Пядь земли» сфокусировало в себе и полемику с предшествующими панорамными романами, и убежденность в том, что происходящее на каждой пяди земли отражало всю силу и величие нравственного подвига народа.

В последующих повестях (Г. Бакланов «Мертвые сраму не имут», 1961; К. Воробьева «Убиты под Москвой», 1963; В. Быкова «Журавлиный крик», 1960, «Фронтовая страница», 1963) был сходный центральный герой, как правило, молодой солдат или лейтенант — сверстник самого писателя, и эта минимальная дистанция между автором и героями придавала повествованию обнаженную, документальную и как бы мемуарную достоверность. Наряду с прозой психологического драматизма устойчиво развивается, нередко в открытой полемике с ней, эпическая проза. Соединяя судьбу отдельной личности с жизнью всего народа, литература пыталась с максимальной полнотой воссоздать диалектическую сущность тех процессов, которые протекали в обществе в период войны. В этом случае сливаются воедино гуманизм и историзм: в глубинных связях человека с эпохой, со значительными для народа историческими фактами искала военная проза наиболее убедительные художественные решения. Произведения, нацеленные на широкий панорамный охват действительности, разделяются по типу повествования на следующие группы.

Первый тип можно назвать художественно-публицистическим: романтическая история, захватывающая многих персонажей на фронте и в тылу, смыкается в них с документальным изображением деятельности высших военных штабов. Обширная панорама событий была воссоздана в пятитомной «Блокаде» А.Чаковского (1975): действие перебрасывается из Берлина в маленький городок Белокаменск, из бункера Гитлера в кабинет Жданова, из укрепрайона за Выборгом на дачу Сталина, из окопов переднего края в городской комитет партии. А.Чаковский посвящает свое произведение лишь одного значительного события Великой Отечественной войны. После вступительных глав, посвященных событиям 1940 года, действие хронологически последовательно, часто детально воспроизводя фактические происшествия, охватывает историю великой битвы за Ленинград от начала войны до прорыва блокады в начале 1943 года. Разделение произведения на пять книг (а пятой книги на пять частей) определяется повествованием об отдельных фазах этой борьбы. Книги не носят сравнительно самостоятельного характера, они носят характер хроники. Но при этом битва под Ленинградом поставлена в широкую связь с историей всей войны. Писатель своим открыто публицистическим повествованием, опровергающим любую фальсификацию истории, соединяет историю с действительностью 70-х годов.

Жанрово-стилевые особенности исторического романа

Жанровые особенности исторического романа, его тематика, типология, образная система, роль факта, вымысла и домысла, различия исторического и ретроспективного - всё это находит отражение в трудах исследователей как русской, так и национальных литератур. Некоторые учёные выделяют исторический роман как вполне самостоятельный жанр литературы, но существуют мнения, отрицающие жанровую природу исторического романа.

И.П. Варфоломеев в монографии «Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики» (1984) выделяет следующие разновидности исторического романа как жанра. Первый - историко-реалистический роман, отличительной особенностью которого является изображение значительных исторических событий и обязательно выдающейся исторической личности. Воссоздание исторической правды является в таком произведении основной отличительной чертой. Художественный вымысел может быть связан лишь с героями вымышленными. Реальная историческая правда, деятели должны быть показаны с документальной точностью.

Второй — историко-романтический жанр, характеризующийся не столько точностью воспроизведения фактов, событий, исторических деятелей, сколько художественным раскрытием образной системы романа. В этой разновидности исторического романа допускаются «отступления» от точности факта, документа, исторических реалий. Романтический вымысел писателя может обогащать, дополнять историческую правду, а главный герой может быть представлен как типический образ данной исторической эпохи.

Третий - историко-очерковый жанр, решающий задачи правдивого достоверного изображения эпохи, событий, героев. Вымысел в подобном жанре может присутствовать, но он строго реалистичен, связан с историческими событиями.

Следует отметить труды И.В. Скачкова, Л.П. Александровой, в которых исторический роман выделяется в самостоятельный жанр. В основе жанровой дифференциации исторического романа Л.П. Александровой лежит типизация главного героя произведения, в связи с чем выделяются три основных жанра: исторический, художественно- исторический, историко-биографический.

В основе первой и второй разновидностей исторического романа должны лежать подлинно исторические события, но если в историческом жанре обязательно главный герой - реальная историческая личность, то в художественно-историческом главным героем может быть вымышленный персонаж. Историко-биографический жанр - это повествование о жизни и деятельности выдающейся исторической личности.

Сторонниками выделения исторического романа в самостоятельный жанр в русской литературе являются также Л.И. Пауткин («Советский исторический роман», 1980), СМ. Петров («Русский советский исторический роман», 1980), Н.Н. Воробьёва (Принципы историзма в изображении характера, 1978), К.К. Султанов (Динамика жанра: Особенное и общее в опыте современного романа, 1989) и другие.

В то же время, в литературоведении, наряду с мнениями, выделяющими исторический роман как самостоятельный жанр, существуют и иные точки зрения, отрицающие жанровую природу исторического романа. Подобную точку зрения можно встретить в трудах В. Оскоцкого, С. Злобина, Г. Лукача и других. В.Д. Оскоцкий отмечает, что исторический роман - это одна из тематических разновидностей романа: «называть его жанром можно лишь в том условном и неточном литературоведческом смысле, в каком мы в повседневном критическом обиходе и впрямь говорим о жанрах приключенческого или научно-фантастического, социально-психологического или семейно-бытового романа... . Ни содержание, ни форма не дают оснований выделять его в некий самостоятельный и особый вид эпического рода, развивающийся по своим собственным имманентным законам» [87:265].

Одной из существенных сторон исторического романа, характеризующих эстетическое своеобразие жанра, является художественная соотнесённость, единство исторического факта и вымысла в произведении. Данная проблема остаётся дискуссионной и в современном литературоведении, особенно в национальных литературах.

Исследователи адыгского исторического романа Л. Бекизова, Р. Камбачокова, А. Мусукаева, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитов, К. Шаззо и другие отмечают, что его важнейшей особенностью является близость к этно-фольклорной, национальной традиции народа. Именно с этих позиций исследуются первые адыгские эпические произведения «На берегах Зеленчука» X. Абукова, «Зарево» М. Дышекова, «Шамбуль» Т. Керашева, «Камбот и Ляца» А. Шогенцукова и других. Данные произведения не отвечают полностью требованиям жанра исторического романа, но именно они заложили основу адыгского исторического, историко-революционного романа. Р.Х. Камбачокова даёт следующее определение: «исторический роман есть самостоятельный литературный жанр, имеющий специфическое историческое содержание и обусловленную этим специфическую художественную форму, цель которого заключается в постижении исторического прошлого в художественных образах. Определяющие черты этого жанра - историзм, повествование об отошедшем периоде и документальность, сочетающаяся с художественным вымыслом и домыслом автора» [61:10].

Своеобразие первых адыгских романов состояло в том, что через судьбу отдельных характеров они отображали трудности времени. Реальные исторические события, преломляясь через судьбу того или иного героя, получали новое эстетическое решение, конкретизировались.

Адыгский исторический роман имеет свой генезис, свою специфику и природу. Проблема становления и развития жанра исторического романа была поставлена исследователем Р.Х. Камбачоковой, но и сегодня остаётся немало вопросов, требующих своего решения: самостоятельность жанра, его специфические особенности, связь с фольклором, специфика образной системы, особенности художественного воссоздания действительности, поэтика стилей и другое.

Проблемы историзма в романах А. Кешокова

Первый роман А. Кешокова «Чудесное мгновение», который станет первой частью будущей дилогии «Вершины не спят» (1965) стал серьёзной заявкой в решении проблем историзма в национальных литературах Северного Кавказа. Период 1960-1980-х годов характеризуется значительным ростом прозы, которая большей частью характеризуется исторической направленностью.

Историческая, или историко-революционная тематика в литературах народов Северного Кавказа в основном представлена следующими романами: в адыгейской литературе - «Дорога к счастью», «Состязание с мечтой» Т. Керашева; в абазинской - «Пробуждение гор» X. Жирова, «Горсть земли» Б. Тхайцукова, «Проданный с конём» К. Джетуганова; в кабардинской «Род Шогемоковых» X. Теунова, «Вершины не спят» А. Кешокова, «Заря над Тереком» А. Шомахова; в балкарской — «Горные орлы» Ж. Залиханова, «Новый талисман» Б. Гуртуева; в карачаевской - «Годы и горы» X. Байрамуковой, «Аманат» О. Хубиева, «Голос в горах» Д. Кубанова; в ингушской — «Из тьмы веков» И. Базоркина и др.

Как отмечали исследователи, писатели всё чаще обращаются к исторической тематике и её преобладание в романах вполне объяснимо: надо знать те корни, откуда выросло настоящее, понять прошлое в его движении к современности» [157:20].

Художественный историзм немыслим без индивидуализации, в кабардинском историческом романе проблемы масштабные и глубокие решаются через судьбы отдельных героев. В своём эпическом повествовании А. Кешоков, не выходя за пределы Северного Кавказа, сумел поднять проблемы, которые были характерны для всех уголков нашей страны.

«Вершины не спят» - роман эпопейного характера, в котором писатель поднимает огромный исторический пласт - империалистическая война, революционные события 1917 года, гражданская война, период коллективизации. В жанровом отношении это был первый кабардинский роман, охватывающий столь широкие временные рамки, позволяющие подробно и в деталях художественно воссоздать этапы исторически важного для народа освободительного движения. Дилогия также свидетельствует о возросшей аналитичности исторического романа, о новых возможностях художественного историзма в национальном романе.

Следует отметить сюжетно- композиционное построение дилогии, которое весьма своеобразно: небольшие главы, повествуя о событиях, казалось бы, незначительных, бытовых, в то же время концентрируют в себе основную художественную линию романа, передавая её по цепочке [133:152]. Порой главная нить повествования как бы исчезает, уступает место небольшим происшествиям, описанию обычаев и обрядов, авторскому раздумью, чтобы потом с новой силой зазвучать, увлечь за собой, внести поправки в судьбы героев. Известный литературовед Р. Бикмухаметов определяет жанр романа как летопись.

Повествование в романе начинается с обрисовки второстепенных героев, с несобытийных, незначительных фактов, но первые же страницы намечают последующий масштаб повествования. Основные коллизии намечены уже в начале романа, хотя на первый взгляд, здесь лишь описывается разлив реки и его последствия.

В первых крупных прозаических произведениях литератур Северного Кавказа проблемы историзма решались посредством воссоздания исторических процессов и событий через судьбы отдельных героев. На примере эволюции того или иного персонажа авторы пытались показать движение эпохи, решить проблемы социального и нравственно-психологического характера. Первый роман в национальной литературе был как правило, исторический, что объяснялось естественным желанием писателей проанализировать прошлое своего народа, оценить его, попытаться извлечь уроки и определить дальнейшие пути исторического движения.

Но проблемы историзма для молодой национальной прозы представляет определённые трудности, как справедливо отмечают литературоведы, «для исторического романа неизбежно возникает проблема соотношения потока исторических событий с человеческой личностью, с судьбой отдельного индивидуума. В развитом реалистическом романе событие не имеет самостоятельного значения: динамика, конкретная историческая суть событий выражаются через движение и столкновение человеческих характеров. Так бывает всегда. В «молодом» романе характер часто не поспевает за широкой поступью событий. События обгоняют одно другое, давая лишь условные сигналы об изменении времени. Образуется разрыв между человеком и историческим пространством» [157:21].

Главное достижение А. Кешокова — романиста, по мнению исследователей, - художественное осмысление поворотных исторических событий в судьбе кабардинского народа через судьбы отдельных героев, а также умелое соединение концептуальных проблем с проблемами каждодневными, бытовыми. В дилогии «Вершины не спят» создана целая галерея колоритных характеров со сложными судьбами, с противоречивыми духовными исканиями, с глубоким внутренним миром - это Инал Маремканов, Казгирей Матханов, Астемир Боташев, Эльдар и другие.

В романе «Вершины не спят» проза А. Кешокова не скупится на бытописание, она точна в деталях и зарисовках, богата национальным колоритом, но главное - она глубоко реалистична. Писатель убеждён, что носителем исторического гуманистического, высоконравственного начала всегда был и остаётся народ.

Как правило, своеобразие и значимость художественного творчества проявляются глубже и полнее тогда, когда автор обращается к проблемам истории народа, концентрируя своё внимание на моментах сложных и значительных.

В критике неоднократно отмечалось, что оба романа тесно взаимосвязаны. «Чудесное мгновение», в котором преобладает событийная сторона: империалистическая война, установление Советской власти, гражданская война и т.д., намечает те сюжетные линии и конфликты, которые найдут дальнейшее развитие во втором романе. Здесь же определяется вся образная система дилогии и намечается дальнейшая перспектива героев. Название второго романа — «Зелёный полумесяц» -символично, и его значение раскрывается в народной мудрости, взятой писателем в качестве эпиграфа: «Зелёный полумесяц в начале весны -предвестник урожайного лета». Менее богатый событиями роман в психологически достоверных образах героев глубоко реалистически решает исторические, социальные, нравственно-этические вопросы времени.

В кабардинской литературе проблема многогеройности всегда была одной из основных. В 1930-х годах многогеройность была одной из отрицательных характеристик для младописьменной прозы, так как она подавляла аналитичность, психологизм. Если же обратиться к жанру исторического романа, то, к примеру, романы А. Кешокова многогеройны. Исследователи задаются вопросом: является ли это результатом попытки автора «разложить» определённые функции на большее количество героев? Но в данном случае перед нами иная проблема, совершенно новая в художественном решении: писатель создаёт и зримо представляет себе целый ряд социально-психологических типов, он имеет в своём художественном активе десятки человеческих судеб, которых проводит через определённые исторические и частные события, факты, коллизии. Об этом свидетельствует сам писатель [186:161].

Характер в литературном произведении

Прежде всего - это конкретный образ со всеми присущими ему способностями мировоззрения и миропонимания. В литературном произведении отражаются конкретные характеры, принадлежащие определенной социальной среде или времени, формирующихся в ней, действующих либо в гармонии со средой и эпохой, либо в противоречиях с ними. Личность, как правило, проявляется во всех ее качествах, и поэтому изолирование качеств от целостной личности вносит определенный схематизм и искусственность в произведение.

Характер является основным объектом художественного произведения, которому и принадлежит первостепенная роль в комплексной разработке проблемы человековедения. Внутренний мир личности в его становлении и развитии, в сложностях его социальной обусловленности раскрывает нам художественное познание. Как известно, проблема личности и характера активно исследуется в философии, социологии, этике, эстетике, культурологи. Но именно концептуальность литературного образа человека отличает понятие характера в литературоведении от значения этого термина в психологии, философии, социологии: «художественный характер являет собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого, объективного и субъективного [67:481].

Под характером чаще всего понимают индивидуальные, ярко выраженные и своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. Характеризовать человека - означает дать психологию его как индивидуальности, выделить не сумму его качеств, а те черты, которые отличают данного человека от других людей и вместе с тем структурно целостны, то есть представляют собой известное единство. При этом следует отметить, что сама проблема психологизма в литературе предполагает более или менее широкий выход в область психологии, а анализ воплощенной в литературе человеческой личности следует осуществлять, учитывая достижения психологической науки.

В литературоведении давно исследуется проблема характера. Характер в литературном произведении - это конкретный живой человек со всеми присущими ему способностями мироощущения и мировоззрения. Литература - это отражение и выражение конкретных характеров, принадлежащих определенной социальной среде, формирующихся в ней, действующих либо в гармонии, либо в противоречиях с этой средой. Личность проявляется во всех ее качествах, и потому изолирование качеств от целостной личности вносит схематизм, искусственность. Как известно, основным объектом художественной литературы является характер. И именно художественное познание раскрывает нам внутренний мир личности в его живом развитии и во всей его сложной социальной обусловленности. В соотнесении человека с окружающим миром фиксируется зачастую исторически возможные цели человека. Под мировоззрением следует понимать не просто совокупность сведений, взглядов на «мир в целом», а совокупность систем взглядов, которая вписывала бы человека в целый мир. В итоге перед литературой возникает проблема личности человека, характера, которая и оказывается центральной проблемой всей духовной культуры общества.

Специальной и профессиональной задачей литературы является осмысление человеческого бытия, «высших» целей человеческой деятельности. Главное — человек, и все формируется вокруг него. Все содержание, логика, стилистика, поэтика - вся художественная ткань, форма произведения объединяется «идеей человека» (М. Бахтин), образуя с ней единое смысловое целое.

Освоение классиками русской литературы (И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.) «диалектики души человека», тщательное изображение ими «таинственного процесса» формирования характера, мыслей и чувств личности - одно из ярких открытий в области литературного творчества. Как известно, на традиции этих писателей опирается вся последующая русская и многонациональная литература XX века. В эпических произведениях современной литературы характеры изображены в становлении, в развитии, соответствуют диалектике самой жизни, породившей их. Но литература изображает не только человека, она создает образы, в которых воссоздается природа, предметный мир, события, судьбы других людей - все то, что непосредственно или опосредованно окружает человека. Сам же образ, который является изображением человека - категория более широкая, чем характер человека. И человек в его различных проявлениях богаче характера. К примеру, собственно характеру не принадлежат черты человека, обусловленные его темпераментом, его физиологическими особенностями, но в то же время все это входит в художественный образ.

Как известно, образ - это содержательная форма отражения действительности и, как форма, обладает наглядностью, изобразительностью. Характер - это категория, относящаяся к содержанию образа, представляющая собой один из наиболее значительных результатов художественного освоения действительности: «Представление о характере создается посредством изображения в литературном произведении внешних и внутренних проявлений личности героя (его психологии, речи, наружности), авторскими и иными характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии сюжета» [67:481].

Характер - вид литературного образа. Понятие «характера» пришло в литературу из других областей; о характере людей мы говорим в быту, характер - специальная проблема в психологии, социология оперирует понятиями социально-исторического, национального характера и т.д. Характер в литературе может быть исследован лишь в связи с породившим его историческим этапом народной жизни, сущностью и изменениями национального характера.

Вместе с тем характер в литературе должен быть осмыслен в связи с национальным и мировым литературным опытом, эстетическими потребностями и исторически развивающимися принципами художественного изображения человека.

Именно концептуальность литературного образа человека отличает понятие характера в литературоведении от значений этого термина в психологии, философии, социологии.

Литературный характер предполагает способность писателя находить конкретно-историческую, самобытную, неповторимую форму, проявление общего в определенной человеческой личности. При этом, народный характер - понятие не абстрактное, он воплощается в ткани произведения, существует в конкретных художественных произведениях, созданных своеобразной творческой индивидуальностью писателя.

Проблема становления и развития характера в кабардинском романе вызывает живой интерес исследователей. Как известно, роман в адыгских литературах, в частности в кабардинской, явился естественным, внутренне необходимым шагом развития литературы. Преобладание в национальной прозе второй половины XX века реалистических, аналитических тенденций, тяготение к многомерному анализу человека и действительности требовали совершенно новой, художественной эпической формы, позволяющей решать проблемы глубоких социальных и нравственных конфликтов, воссоздавать в эволюционном развитии национальных характер.

Решение проблемы характера в кабардинской прозе второй половины XX века выходит на первой план. В романах А. Шортанова, X. Теунова, А. Кешокова предстоит показать нового человека с его усложнившимся духовным миром, с противоречивостью моральных и нравственных исканий. Время требовало художественной убедительности образов. Предстояло создать цельные характеры, отказавшись от ставших штампами черно-белых красок, незамысловатых сюжетов. Необходим был переход от умозрительного героя к живой индивидуальности, от обрисовки внешнего портрета и случайных предметов к углубленному анализу психологии человека, к изображению диалектики его души.

Похожие диссертации на Художественное решение темы Великой Отечественной войны в прозе Алима Кешокова