Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева Гутиева Маргарита Татаркановна

Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева
<
Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гутиева Маргарита Татаркановна. Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02. - Владикавказ, 2005. - 153 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Героическое в поэзии Г.Плиева и принципы его художественного воплощения 10

Глава 2. Особенности использования художественно-изобразительных средств в поэтических произведениях Г.Плиева о войне 72

Заключение 137

Список литературы 141

Введение к работе

Гриш Плиев (Григорий Дзамбулатович Плиев) — один из талантливейших осетинских поэтов XX века. За свою долгую творческую жизнь (поэт пришел в литературу в 30-х годах) он создал богатое духовное наследие.

Г.Плиев родился в 1913 году. Писать начал еще в начале 30-х годов. Наиболее интересным произведением поэта тех лет было стихотворение «Испанская ночь» («Испайнаг аехсагв»). Большой же талант поэта раскрылся уже в годы Великой Отечественной войны, активным участником которой он был сам. Лирика поэта военной поры явилась значительным вкладом в осетинскую поэзию. Тема войны и мира стала ведущей в творчестве Г.Плиева. Ее он развивал и в послевоенные десятилетия. К наиболее значительным произведениям о войне относятся стихотворения «Пепельница» («Лфтхутгегдон»), «Солдат» («Салдат»), «В бою» («Хаецаены»), поэма «Семь черкесок» и др.

Г.Плиев писал пьесы, драмы, трагедии, был известным переводчиком произведений Шекспира, А.С. Пушкина. Умер поэт в 1999 году.

Несмотря на то, что Гриш Плиев внес огромный вклад в сокровищницу осетинской художественной культуры как поэт, драматург, переводчик, нет серьезных научных исследований, в которых было бы проанализировано его богатое духовное наследие и в котором была бы дана оценка его творчеству, кроме, разумеется, добротных статей известных литературоведов Н.Джусойты (59) и Ш.Джикаева (57).

Особую актуальность поэтому сейчас приобретают научные работы, в которых бы ставилась цель показать особенности поэтического мастерства, поэтики, эволюцию творческого пути Гриша Плиева, наметить широкий литературный фон, ведь изучить наследие такого крупного национального поэта в отрыве от общих закономерностей литературного процесса или конкретной исторической эпохи, в которой он жил и творил, невозможно.

Предлагаемое исследование является первой попыткой целостного изучения, анализа и осмысления поэтического творчества Гриша Плиева. В нем предполагается раскрыть специфику художественного мышления поэта, рассмотреть его поэтику как специфическую систему. Все это и определяет актуальность темы исследования.

Предметом изучения в данной работе является поэтическое творчество (в основном лирика) Гриша Плиева в контексте конкретных исторических событий, которые наравне с героями полноправно как бы присутствуют, более того, оживают в произведениях автора. Это, прежде всего, события Великой Отечественной войны. И, конечно, с учетом закономерностей и тенденций развития как осетинской, северокавказской, так и в целом русской и советской многонациональной литературы.

Цель исследования заключается в глубоком изучении поэтического творчества Гриша Плиева с точки зрения его неповторимой индивидуальности как мастера-лирика, замечательного художника слова, анализа того, насколько его творчество типологически родственно поэзии северокавказских народов, народов России в целом, насколько сумел поэт сохранить и развить эстетические традиции национальной художественной культуры. Впервые в данной работе предпринимается попытка изучения мировосприятия поэта и особенностей его поэтического мастерства. В соответствии с означенными целями в диссертации решаются задачи:

— исследование пути творческой эволюции Г.Плиева;

— показ трудностей этого пути объективного и субъективного
характера;

анализ истоков большой поэтической культуры Г.Плиева, ее органических связей как с национальной духовной культурой, так и с общечеловеческими нравственно-этическими ценностями;

раскрытие роли Г.Плиева в развитии осетинской поэзии в столь важную историческую эпоху (40-е - 90-е гг. XX в.);

исследование поэтики Г.Плиева как системы;

показ своеобразия героического в лирике поэта и художественные принципы его воплощения;

особенности художественного решения темы Великой Отечественной войны.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка целостного осмысления поэтического творчества Г.Плиева, специфики его художественного мастерства. Рассматриваются как содержательные уровни поэтических произведений Г.Плиева, так и особенности его поэтической системы. Выявляются принципы системного анализа лирических стихов поэта и его поэм. Изучаются особенности системы символов в произведениях поэта. Вообще в диссертации впервые предметом комплексного научного исследования становится лирика поэта, особенности его поэтики как системы, рассматривается, какое художественное решение получает в творчестве поэта тема Великой Отечественной войны.

Объектом изучения становится многогранное поэтическое творчество Г.Плиева в динамике, в процессе его сложного эволюционного пути развития в контексте становления национального литературного процесса 30-х — 90-х гг. XX столетия. Поскольку Г.Плиев как поэт формировался в русле развития советской многонациональной литературы, он испытал влияние не только собственно национально-мыслительного материала, но и традиций русской классической, советской многонациональной литературы. Словом, в диссертации прослежены также некоторые тенденции в раскрытии духовной общности, основы типологической близости осетинского поэта с поэтами России и Северного Кавказа.

Духовное наследие поэта, как мы уже подчеркивали, еще не становилось предметом специального изучения. А оно многообразно и сочетает в себе острую публицистичность, тонкий лиризм и эпическое начало. У поэта есть замечательные пластичные пейзажные зарисовки, исполненные внутреннего драматизма поэмы. Г.Плиеву было присуще особо острое ощущение времени, специфики эпохи. То есть чувством динамики времени, беспокойной жизни,

требующей от художника полной душевной отдачи, были обусловлены ключевые образы и мотивы, сформировавшие его поэтическую систему. Это такие символы, как путь, дорога, солнце, весна, цветущий май, цветущее дерево и т.д.

Однако все эти особенности поэтического мастерства Г.Плиева не нашли еще отражения в научных исследованиях, диссертациях, монографиях, специальных статьях, посвященных творчеству поэта.

Конечно, художественное мышление, литература, а вместе с ними и литературоведение не стоят на месте: развиваются и обогащаются новыми принципами анализа, новыми уровнями понимания поэзии, поэтического искусства и мастерства. Сейчас, когда резко изменилась эпоха, структура общественной жизни, выявились новые критерии оценки духовных ценностей, появилась необходимость глубокого и серьезного осмысления в свете тех научных требований, которые сложились в последние десятилетия, художественного мастерства и всего творчества одного из патриархов современной осетинской поэзии - Григория Дзамбулатовича Плиева.

Теоретическая значимость исследования заключается в попытке использовать принципы системно-комплексного анализа проблематики и поэтики Г.Плиева. Выявить роль поэта в развитии осетинской национальной литературы, показать закономерности и тенденции в эволюции художественного мышления Г.Плиева.

Практическая ценность диссертации очевидна: она может стать учебным пособием для изучающих историю современной осетинской литературы. Большую помощь окажет в практике вузовского и школьного преподавания национальной литературы. Полезной будет и ученым, литературоведам, пишущим историю осетинской литературы.

Методологической основой исследования стали работы русских, советских ученых, критиков, литературоведов А.М.Абрамова, В.Г.Афанасьева, В.Г.Белинского, Б.П.Гончарова, В.В.Кожинова, А.Ф.Лосева, И.М.Машбац-Верова, З.С.Паперного, К.К.Султанова, Л.И.Тимофеева, М.Б.Храпченко и др.

Также были изучены и использованы работы северокавказских и осетинских литературоведов Л.Бекизовой, А.Мусукаевой, З.Толгурова, К.Шаззо, А.Гутова, Т.Эфендиевой, З.Салагаевой, Н.Джусойты, Ш.Джикаева, Х.Ардасенова и др.

Столь богатая научно-методическая литература помогла диссертанту осмыслить проблемы, связанные со становлением Г.Плиева как поэта-художника.

Апробация. Диссертационное исследование обсуждалось на заседании отдела литературы и искусства Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И.Абаева.

В диссертации на защиту выносятся следующие положения:

категория героического - одно из важнейших слагаемых в художественно-эстетической, философско-этической концепции Г.Плиева;

в лирике поэта четко отражается связь категории героического с категориями возвышенного и трагического;

в лирике поэта дается глубинно-психологический анализ подвига как концентрированного воплощения героического начала;

в раскрытии темы войны Г.Плиев, через систему художественных образов и характеров, решает проблему доказательства истины и ее диалектической связи с художественной правдой;

поэт ярко демонстрирует диалектику традиций и новаторства в художественном осмыслении героического;

при осмыслении героического Г.Плиев выдвигает следующие художественные принципы его воплощения: 1) противопоставление войны и мира; 2) принцип изображения войны не как романтически-возвышенного деяния, а в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти; 3) строгий доку-ментализм; 4) глубокий психологизм; 5) освещение военных

8 событий через восприятие их участников, т.е. «изнутри»; 6) проблема нравственного выбора перед лицом опасности, смерти; 7) противопоставление истинной храбрости и ложной; 8) сочетание героизма и гуманизма; 9) осознание героем ответственности за судьбы других; 10) провозглашение народа носителем высоких нравственных качеств; 11) страстный пацифизм.

художественная система Г.Плиева - совокупность элементов поэтики, имеющая тенденцию к постоянному совершенствованию;

поэтика Г.Плиева — совокупность различных компонентов: лексики, ритма, интонации, рифмы, метафоры, символа, которые объединяются в своеобразное системное целое, в единство, функционирующее по своим законам;

компоненты системы определяют как гносео-онтологическую их взаимообусловленность, так и генетическую связь с художественно-философской памятью народа;

особенности системы художественных изобразительно-выразительных средств поэта определяются социально-политическими обстоятельствами и спецификой окружающего национального пространства;

важнейшая особенность поэтической системы Г.Плиева -умение включать в поэтическую фразу разнородные реалии и факты окружающей действительности и одухотворить их;

центральным компонентом образно-метафорической системы Г.Плиева является художественный образ;

понятия «мир», «труд», «солнце», «весна», «май», «дружба», «любовь», «братство» в творчестве поэта интерпретируются как символы общечеловеческого братства;

9 Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

*

*

Героическое в поэзии Г.Плиева и принципы его художественного воплощения

Героическое начало в творчестве поэта настолько четко и ярко означено, что вполне можно выделить его мировоззренческую природу, гуманизирующий характер, ценностно-смысловую направленность. Ведь оно наполняет конкретно-чувственным содержанием критерии человеческого, показывает пути духовной ориентации человека в мире, соответствующие фундаментальным ценностям человеческой жизни. В то же время, поэзия Г.Плиева, создающая образную картину мира в одной из критических «предельных ситуаций» (Ю.Бондарев), дает возможность художественными средствами рассмотреть этот мир в соотнесении с человеком, с учетом конкретного человеческого бытия, с его нравственными нормами, требованиями, идеалами. Причем, выявление нравственных качеств человека, его силы и стойкости, истоков героизма и патриотизма осуществляется через диалектический анализ его связей с обществом, через соотношения личного и общего, индивидуального сознания и социального бытия. Подлинно человеческое измерение позволяет поэту выяснить истинное значение героического начала в стихотворениях о войне, ту «подлинную меру ценностей», которой, по словам Г.Бакланова, измеряется все: «жизнь, смерть и судьба народная», тот вклад, который вносит поэт-фронтовик в дело борьбы за мир, за единение людей, за выживание человечества.

Конечно, в центре внимания поэта - человек, сформированный опре деленными социальными условиями. Г.Плиев, исследуя специфику проявле ния героического, решает задачи, выступающие как реализация элементов, его художественно-эстетического и даже философско-этического анализа. Во первых, отражает в специфической образной системе сущность и содержание нравственно-этических категорий в своих поэтических произведениях о Вели кой Отечественной войне. Во-вторых, своеобразно отражает взаимосвязи кате 11 горий героического с категориями возвышенного и трагического, дает глубинно-психологический анализ подвига, как концентрированного воплощения героического начала, решает в художественных образах и характерах проблему доказательства истины и ее диалектической взаимосвязи с художественной правдой в раскрытии темы войны, ярко демонстрирует диалектику традиций и новаторства в освещении героического в своем поэтическом творчестве, четко выделяет морально-значимые поступки персонажей и раскрывает их общесоциальную, нравственную и эстетическую ценность. Дает оценку многочисленных морально-психологических явлений, образно воссозданных в поэтических произведениях в контексте противоречий социального развития, т.е. объектов образного отражения.

Г.Плиев постоянно обращается к гуманистической мысли человечества, рассматривающей героическое как одну из важнейших духовных ценностей, сформировавшуюся в борьбе народов за свободу и независимость, за социальную справедливость.

Анализ категории героического в интерпретации поэта дает возможность выделить те концептуальные идеи, которые были восприняты положительно в процессе социокультурного развития человечества и нашли впоследствии воплощение в художественном творчестве поэта - участника Великой Отечественной войны.

Как исследует Г.Плиев, героическое - это нравственно- эстетическая категория, отражающая явления социальной жизни, основывающаяся на нравственно совершенных связях личности с обществом.

Сущностью героического является способность субъекта к особой форме самовыражения, которая характеризуется готовностью к совершению или совершением значительных по своему общественному звучанию действий, отвечающих потребностям исторического развития, прогрессивным гуманистическим идеалам. Сущность героического, проявляясь как одна из форм и закономерностей исторического процесса, находит свое выражение в дейст 12 вии, направленном на утверждение передового общественного идеала, ставшего личным.

Критерий героического в художественной трактовке Г.Плиева состоит в соответствии целенаправленной, активной, самоотверженной борьбы масс или личности объективным законам общественного развития, общественному прогрессу, когда общественная потребность выступает как необходимость, объективная закономерность, получающая коллективную или индивидуальную форму выражения.

Героическое в художественной трактовке поэта сложное, многообразное общественное явление, содержание которого определяется следующими факторами: - объективными - характером исторической эпохи, классовой сущностью общественных идеалов, национальными особенностями героических характеров, массовой или индивидуальной формой проявления; - субъективными, связанными с духовным началом личности, с наиболее полным духовным и физическим напряжением сил, способностей, высоконравственных качеств, лучших свойств личности, проявляющихся в экстремальных обстоятельствах. Содержание героического, как его раскрывает Г.Плиев в образной системе своего художественного творчества, зависит от того, насколько устойчива связь прогрессивных мотивов, духовного начала и практической деятельности масс или индивидов. Именно в содержании героического начала находит свое воплощение наиболее полное духовное и физическое напряжение сил, способностей, высоконравственных качеств, лучших свойств личности, проявляющихся в экстремальных обстоятельствах, т.е. способность к подвигу и его свершение.

Специфика героического как особого общественного феномена, богатство и многообразие его нравственно-эстетического содержания находят свое конкретное воплощение в художественном образе, являющемся способом и формой освоения и преобразования действительности в искусстве, всеобщей категорией художественного творчества.

Опираясь на классическое понимание специфики формирования образа в сознании человека, поэт в соответствии со своими эстетическими взглядами, рассматривает сущность образа не только как отражение и осмысление существующей действительности, но и как создание нового, небывалого, вымышленного мира, который, объективируясь, возвращается к действительности, как ее активное преображение, как новая эстетическая действительность.

Именно художественный образ в творчестве поэта дает возможность воссоздать общее, особенное и единичное героического начала эпохи Великой Отечественной войны, через типическое и индивидуальное воплотить в формах самой жизни героические характеры и обстоятельства.

Особенности использования художественно-изобразительных средств в поэтических произведениях Г.Плиева о войне

В книге «Общество: системность, познание и управление» В.Г.Афанасьев отмечает, что система представляет собой «целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах» (7,8). Там же читаем: «Система - это совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам» (7,19). При этом целостность системы не сводится к простой арифметической сумме ее частей. Также нельзя сказать, что «целое больше суммы своих частей» (23,124). Как подчеркивает исследователь, система отличается такими качествами и свойствами, которые не присущи ее компонентам вне целостности (23, 124).

Компоненты системы, как правило, обладают свойствами, которые могут быть реализованы только в типах связи, предлагаемых данной конкретной системой. «Часть вне целого - уже не часть, а иной объект, т.к. в целостной системе части выражают природу целого и приобретают специфические для него свойства, с другой стороны, и целое без (до) частей немыслимо» (23,128). Кроме того, система - динамичная целостность. Она способна поэтапно совершенствоваться, развиваться в зависимости от изменяющейся социальной действительности. Совершенствуется же система, когда ее компоненты приобретают новые качества и свойства, когда обогащаются типы их связей, среди которых, конечно же, генетические, структурные, субординационные. Обязательно этот процесс связан и со спецификой и структурой общественного сознания. И, конечно же, с тем, насколько глубоко осознание их субъектом, ведь система к действительности открыта, разомкнута беспредельно.

Система — не имманентно-замкнутая совокупность элементов, не абсолютная некая завершенность. Прав исследователь И.Баскевич, когда пишет, что «...Любая попытка представить в качестве цельной системы всю совокупность всех компонентов, так или иначе используемых в большом и многообразном искусстве способно лишь привести (и приводит) к схоластической путанице» (14,17).

Структурная целостность, которая достигается конкретным соотношением тех или иных элементов, способствует процессу развития системы, ее динамичности, устойчивости. Проявляет себя и другая закономерность: развитие системы дает новые качественные преобразования целого; формирует новые системообразующие элементы.

Система представляет собой развивающуюся целостность не просто потому, что она порождает «порядок, создаваемый соотношением составных частей» (83,44), а т.к. в ней существуют определенные специфические связи и взаимозависимые отношения между ее элементами. Поэтому познание системы означает или предполагает познание ее частей и, конечно же, существующие между ними связи. Особенно важно при изучении художественной системы как совокупности или единства конкретных компонентов, исследовать и разнообразные типы связей между ними, и механизм их взаимодействия.

Понимание поэтики как целостной эстетической системы в литературоведении утвердилось давно. Разумеется, художественная система - совокупность многих компонентов, целостность различных средств изображения и выражения. Художественная система в данном случае есть совокупность элементов поэтики, имеющая исторически развивающийся характер, тенденцию к постоянному совершенствованию; тенденцию, во многом обусловленную спецификой общественно-политической ситуации, уровнем философских, научных, религиозных, этических, эстетических взглядов и идеалов.

Поэтика - совокупность различных компонентов: лексики, ритма, интонации, рифмы, эпитета, метафоры, которые объединяются в своеобразное системное образование, действующее по своим законам. Данные компоненты определяют как гносео-онтологическую их взаимообусловленность, так и генетическую связь с художественно-философской памятью народа. Важно также отметить, что ни один из указанных элементов не может реализовать свои потенциальные возможности сам по себе, без всесторонней связи с другими. Особенно наглядно это просматривается, когда анализируешь творческий процесс, ведь функционально каждый из них раскрывается исключительно в единстве с другими. Скажем, метафора — категория, которая корректирует развитие поэтической мысли и занимает свое место в системе, содержательно наполняется в зависимости от эпохи, формирующей как общественную жизнь, так и авторское сознание художника.

В стихотворении «Идемте на гору» («Цомут рагьмаг», 1930) поэт пишет: Уэглэе хур йаг тынтзе калы, Уый наем зердзы риумэе сиды, Уый куы ленк казны йае малы -Мэех дэгр ленк каенаем наг цины! Марадз, рэестзег махмаз хъусы, Уемэг рахагссут узе фаендыр, -Лаег заердэерухсаей куы кусы, Уэед эей цин кэенын агрфагнды. Вон солнце сверкает, Оно нас в сердце природы призывает, Как оно плывет по небу, Так мы плывем в своей радости! Давайте, время нас слушает, Берите с собою вашу гармонь, Если человек трудится с воодушевлением, Ему хочется радоваться. (Подстрочный перевод). В данном стихотворении четко просматривается значение каждого компонента, а вместе они передают не только радостное настроение лирического «я», но и мироощущение поэта. И не только: очень важно, что и воссоздают характер эпохи.

Рассматривая проблемы поэтики как художественной системы, мы имеем возможность лучше, глубже и основательнее изучить отдельно сами компоненты, показать, каковы типы связей между ними, взаимообусловленность их, сложную динамику и диалектику, связь с жизнью, общественным сознанием. И, конечно же, процесс возникновения новых элементов. Ведь «одна из важных особенностей системного анализа - раскрытие внутренних связей той или иной совокупности явлений, связей отдельных компонентов различных социальных феноменов, исследование их структурного единства» (136,408). Так, если системно анализировать литературное произведение, то следует последить, как в лексике отражаются черты действующих лиц, внутреннее психологическое состояние лирического героя. Разумеется, конечно, и особенности социальной среды. И это закономерно, ведь в языке фиксируются не только те или иные черты жизни и психологии конкретного человека, но с его помощью создаются значительные художественные обобщения. К месту подобранное слово, удачно построенная фраза отражает самое характерное в реальной действительности, духовной жизни людей. Это касается как прозаического текста, так и поэтического. В особенности же поэтического, ведь в поэзии функциональные особенности слова проявляются гораздо ярче и четче. И не случайно: поэтический текст имеет информационную нагрузку о специфике эпохи как эмоционального характера, так и оценочного со стороны лирического героя и автора. Как специфическое средство воплощения реального образа, поэтическое слово формирует тональность произведения, участвует в становлении его общей идейно-эстетической направленности, его «сверхзадачи». В стихотворении «В шахте» («Шахты», 1932) поэт передает особыми художественно- эстетическими средствами и сложность работы шахтеров, и повседневный подвиг скромных тружеников, рискующих жизнью.

Саебыр, эггомыгэей тар шахты къултзе Сусзег цаеуылдэер сае цазстысыг калынц... Арф ран уаелахиз фаеллойы хъаебултае Дурвидар сау хаехты иггертэз згъалынц.

Тихо, молча стены темной шахты Втайне о чем-то слезы проливают... В глубине где-то дети победного труда В каменных горах печенку губят (Подстрочный перевод).

Как верно пишет Н.Г. Джусойты, «в ритмико-интонационном строе стиха всегда и неизбежно проявляется индивидуальность поэта. Стих Гриша, несмотря на внешнюю, графическую традиционность, настолько своеобразен, что легко его отличить в любом поэтическом ряду. Мне кажется, что талант слабый или подражаемый не в состоянии бывает выработать свой стих. В современной осетинской поэзии стих Гриша - одно из самых своеобразных явлений...» (59,238).

Похожие диссертации на Тема Великой Отечественной войны в поэзии Г. Плиева