Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноментальные аспекты прозы Муссы Батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины XX столетия Мамчуева Фатима Османовна

Этноментальные аспекты прозы Муссы Батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины XX столетия
<
Этноментальные аспекты прозы Муссы Батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины XX столетия Этноментальные аспекты прозы Муссы Батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины XX столетия Этноментальные аспекты прозы Муссы Батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины XX столетия Этноментальные аспекты прозы Муссы Батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины XX столетия Этноментальные аспекты прозы Муссы Батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины XX столетия
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мамчуева Фатима Османовна. Этноментальные аспекты прозы Муссы Батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины XX столетия : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Мамчуева Фатима Османовна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2010.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1122

Введение к работе

Актуальность исследования. Время рубежа XX-XXI веков характеризуется смещением духовных и культурных ценностей в обществе. Вопросы о судьбе малых народов, этносов, вопросы о судьбе их культуры являются актуальными.

Пристальное внимание народов к национальным идеям, традициям, обычаям, обрядам, языку, к своей территории, к проблемам самоопределения государственности отмечается еще в конце 1960-х годов в полиэтническом СССР. С распадом великой державы начинается бурный рост самосознания народов РФ; табу, которое было наложено на «национальное» (подавление национально-этнического сознания и национальных чувств) было снято.

В практике исследований проблемы национальной идентичности и ее интеграции в мультикультурное пространство современного общества признаны как приоритетные направления, разрабатываемые в художественном творчестве. Когда этнос обнаружит свою идентичность и не будет бояться ее утратить, на первый план выйдет фактор обогащения за счет диалога культур. Таким же образом обстоит дело и с национальным сознанием. Поэтому этническая идентичность сегодня становится основой идеологии, суть которой заключается в словах: «мы начинаем теоретически осмысливать вопросы идентичности именно в тот период истории, когда они становятся реальной проблемой» [Эриксон Э.: 1996].

Как и литературы других народов Северного Кавказа карачаевская литература, начиная с 1970-х годов восстанавливает утраченную связь с собственными национально-этническими традициями, идущими от фольклора, этикета. «Пробуждение интереса к истокам, возвращение забытых, запрещённых, отторгнутых официальной идеологией эстетических ценностей, писательских имен, возрождение традиций как ментально-бытийных, так и художественных идет в направлении поиска, обретения опоры в родной истории, определения своего незаёмного места в общепланетарном человеческом обществе» [Суюнова Н.Х.:1999].

Избранная нами тема диссертационного исследования посвящена проблеме изображения человека как представителя этноса, исследованию этноментальных основ характера, воссозданного в прозе карачаевского писателя Муссы Хаджи-Кишиевича Батчаева как представителя новой художественной традиции карачаевской литературы 1960-80-х годов.

Актуальность настоящего исследования состоит в постановке и теоретическом осмыслении неразработанной в карачаевском литературоведении кардинальной проблемы художественного мировидения, исследовании этноментальных основ, языковых особенностей картин национального мира, характеристики художественных образов в прозе карачаевского писателя Муссы Хаджи-Кишиевича Батчаева.

Мусса Батчаев принадлежит к среднему поколению карачаевских писателей, пришедших в литературу в конце 1950-х начале 60-х годов. В его творчестве наметились тенденции развития карачаевской литературы обозначенного периода.

С именем М. Батчаева связаны новаторские искания карачаевской поэзии, прозы и драматургии 1960-80-х годов. Философско-нравственные искания М.Батчаева во многом обусловлены этнокультурными, фольклорными и мифоэпическими традициями карачаевского народа, этнокультурными традициями, определившими особенности художественного этнографизма, являющимся важным вопросом при изучении национального языка с точки зрения реализованной в нем языковой (национальной) картины мира писателя.

Цель диссертационного исследования определяется её темой, необходимостью научного осмысления важнейших проблем, связанных с особенностями художественного мировидения писателя, индивидуальными способами выражения карачаевской ментальности посредством идионимии и элементов устного народного творчества, приемами создания национального мира, образа человека, воплощающего нравственное представление народа, философию мифов, легенд, афоризмов, пословиц.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:

- исследовать генетические истоки творчества М. Батчаева, обусловившие принципы изображения и характеристики национального характера, человека этноса;

- выявить художественную концепцию человека в эпической традиции;

- исследовать роль художественно-этнографических традиций формирования поэтики и стилистики жанра в осмыслении национального мировосприятия писателя, а также проследить роль фольклорно-этнографических традиций в изображении героя и действительности, в воссоздании национального характера;

- охарактеризовать этнонациональные традиции изображения и характеристики человека средствами фольклора, этикета «Тау адет», эпической традиции;

- выявить историко-этнографическую основу образов и сюжетов произведений М.Батчаева;

- исследовать мифологические персонажи карачаевских легенд и сказаний писателя в сопоставлении с общекавказскими народными героями, что позволит не только выделить их специфические качества, но и проследить общие закономерности развития кавказского фольклора, выявить северокавказскую региональную общность, основанную на сходном опыте.

Анализ произведений подчинен исследованию заявленной темы, осмыслению принципов изображения героя и действительности в многожанровом творчестве Муссы Батчаева. Указанные задачи предполагают комплексное исследование особенностей поэтики и стилистики творчества писателя с учетом освоения им как мифоэпических, так и литературных традиций в контексте творческих исканий карачаевских прозаиков 1960-80-х годов.

Научная новизна исследования. В исследовании впервые предпринята попытка монографического изучения художественных национально-этнических и мифофольклорных традиций карачаевцев, определивших национальную особенность творчества Муссы Батчаева. В прозе М. Батчаева воссоздан национально-этнический мир, своего рода этнический микрокосмос, картина мира с соответствующими образами, сюжетными коллизиями, с внутренними психологическими конфликтами. Писатель воссоздает национальный характер, опирающийся на прочные мифоэпические и этнофольклорные традиции.

В определенной степени новым является и сам подход к исследованию поставленной проблемы: разноаспектное изучение вопросов основано на индивидуальном стиле писателя. Используя стилистические и образные возможности карачаевского языка, философию мифов, легенд, афоризмов, пословиц и поговорок, М. Батчаев воссоздает мир художественных образов, описывает жизнь и судьбу карачаевского народа. Рассматриваемый период охватывает 1960-80-е годы, и жанровые формы классифицируются с опорой на проблемно-тематический уровень произведений.

В работе дается анализ языковой картины художественного мира писателя, исследуется этнопсихологический и словесно-образный мир произведений М. Батчаева, создающийся за счет использования в тексте национальной лексики, запечатленной в пословицах, поговорках, афоризмах, фразеологизмах карачаевского народа.

Объект исследования – проза карачаевского писателя-гуманиста, фольклориста, драматурга и переводчика Муссы Хаджи-Кишиевича Батчаева. Рассматриваемый нами период охватывает 1960-80-е годы, отбор произведений (преимущественно, прозу – повести, рассказы, новеллы, пьесы) обусловлен их хронологической принадлежностью к определенному периоду развития его творчества.

Материалом исследования послужили сборники «Быть человеком» (1968, 1987), «Серебряный дед», «Мои земляки» (1976), сборник сказаний и легенд «Горы и Нарты», написанный в соавторстве с Е. Стефанеевой, пьесы и повести на карачаевском языке. Исследование обозначенных произведений позволяет проанализировать языковую картину мира писателя, выявляя лингвистические особенности, стилистику и поэтику его творчества.

Методологической основой диссертационного исследования стала ориентация на целостное восприятие художественной и языковой картины мира творчества М. Батчаева, рассмотрение этой проблемы в контексте развития всей северокавказской и отечественной литературы.

Исследуя этноментальные аспекты прозы М.Батчаева, мы опирались на принципы и методы, разработанные в трудах Д.С.Лихачёва, Ю.М.Лотмана, Е.М.Мелетинского, В.М.Жирмунского, М.М.Бахтина, У.Б.Далгат, Л.Я.Гинзбург, Г.Д.Гачева, Г.Н.Поспелова, Н.С.Надьярных, А.С.Бушмина и других классиков отечественного литературоведения.

Значительную роль в решении научной концепции нашей работы сыграли труды и северокавказских литературоведов: Л.Бекизовой, М.Джуртубаева, А.Караевой, З.Караевой, З.Кучуковой, Х.Малкондуева, А.Мусукаевой, Н.Суюновой, З.Толгурова, Ф.Урусбиевой, Т.Чанкаевой.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Возрождение духовно-культурных признаков этномиросозерцания и национального менталитета карачаевцев характерно для творчества М. Батчаева, которое является художественным воплощением возрождения национального этносознания. В этом плане творчество М. Батчаева является яркой страницей карачаевской литературы.

- Обращение М.Батчаева к генетическим истокам вызвано стремлением писателя показать свою этноментальную принадлежность, воссоздать происхождение национальной истории и личности в неразрывной связи с национальным бытом, культурой, попыткой передать самобытность национального мира своего народа. Выявляя генетические истоки творчества М. Батчаева, мира художественных образов, определивших национальное своеобразие писателя, мы отмечаем качественно новый тип взаимодействия народнопоэтических традиций и литератур, пример плодотворного взаимодействия синтеза фольклора и литературы с теми национальными особенностями, которые объясняются своеобразием их исторического развития. Этот синтез на уровне реалистического сознания обогащает прозу новым типом повествования, соединения лирики и эпики, во многом определившим быстрое развитие и успехи молодой письменной литературы.

- Жанрово-стилевые искания прозы М. Батчаева позволяют проследить формирование художественных модификаций, получивших закрепление в поэтических жанрах фольклора. Существенные результаты были достигнуты в освоении жанровой системы, в обогащении поэтики повествовательных жанров, в первую очередь, рассказа, повести.

- Все творчество М.Батчаева подчинено задаче ответить на вопрос, что значит быть Человеком, и с точки зрения взывающих к нему предков, олицетворяющих многовековую мудрость и опыт родного народа, и с точки зрения нового общества, современного человечества.

- Исследование прозы М. Батчаева в аспекте раскрытия художественной концепции человека обогащает современное литературоведческое представление о проблемах национального мировидения, о принципах создания национального характера в творчестве писателя. Он обращается к внутреннему миру человека, к духовному, нравственно-этическому облику современника – представителя всего человечества и своей нации. Поэтому важнейшими аспектами прозы писателя являются философичность, психологизм, рациональность, органичное единство общечеловеческого, национального и интернационального.

- Язык произведений М.Батчаева, мир его художественных образов складывался с опорой на мифоэпические и этнокультурные традиции карачаевского народа. Язык эпоса «Нарты», пословицы, поговорки, притчи, афоризмы – весь этот арсенал был взят писателем на вооружение в ходе перевода произведений русской и советской классики, использовался для передачи идей и мыслей на карачаевском языке.

- В прозе М. Батчаева большое внимание отводится «вечным» вопросам и проблемам человеческого бытия, определяющим её философское звучание, отражающим общечеловеческие, национальные и индивидуальные взгляды писателя на окружающую действительность, на личность в ее морально-этическом, социальном, национально-историческом аспектах. Эти представления, воплощенные в прозе писателя, обладая внутренним единством, развиваются согласно определенной логики художественной концепции человека.

- Проблема «сопряжения» традиционного и нового, общественного и индивидуального является важной нравственной проблемой. Решая её, М. Батчаев добивается определенных результатов, отказавшись от социологического разрешения проблемы и переходя на рельсы психологического раскрытия характера героя.

- Анализ ряда произведений с точки зрения мифофольклорных литературных взаимодействий показывает эволюцию национально-художественного мышления в карачаевской прозе. Кроме того, выясняется, что мифологические образы, генетически и типологически сходные с персонажами, бытуют в дагестанском, грузинском, и в общекавказском тюркоязычном фольклоре (Бийнегер, Беткил, Коджоджаш).

- Специфика этнофилософского содержания прозы М. Батчаева определила и специфику проблемно-тематической направленности поэтики его прозы 1960-80-х годов.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке актуальной проблемы национального мира, языковой картины мира на материале творчества карачаевского писателя М. Батчаева, в которой на первый план выдвигается проблема этнонациональной ментальности в его творчестве. Исследование ведется с учетом эволюции художественного сознания в процессе выявления этногенетических истоков, осмысления мира художественных образов, определивших национальное своеобразие творчества писателя. Полученные в процессе работы материалы и выводы по теме диссертации, на наш взгляд, позволяют увидеть решение проблемы концепции человека на национальном материале, обогащающее современное представление о проблемах национального мировидения, о принципах создания национального характера в творчестве писателя.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе выводы и обобщения могут быть использованы при дальнейшей разработке тем и решении проблем развития карачаевской литературы; при написании коллективных трудов по истории литератур народов Северного Кавказа и РФ, а также при подготовке вузовского курса лекций «История карачаевской литературы» и в практике преподавания карачаевской литературы в средней общеобразовательной школе.

Диссертационная работа значительно восполнит представление о самобытности и индивидуальности Муссы Батчаева и расширит общий взгляд на эволюцию жанров и нравственных исканий младописьменных литератур.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедры литературы Карачаево-Черкесского государственного университета им.У.Д.Алиева (апрель 2010 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Российской Федерации» (май 2010 г.) в Кабардино-Балкарском государственном университете и рекомендована к защите.

Основные положения исследования освещались на внутривузовских, региональных, всероссийских, международных научных и научно-методических конференциях (Карачаевск, Пенза, Черкесск, Майкоп, Нальчик), в научных публикациях автора, в том числе в рецензируемом научном журнале «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова», рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ по филологии (г.Кострома, КГУ, 2009. – №2).

Структура диссертации подчинена содержанию работы и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей список художественных текстов.

Похожие диссертации на Этноментальные аспекты прозы Муссы Батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины XX столетия