Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопоэтическое своеобразие природного и вещного мира в литературе народов Сибири : на материале бурятской, эвенкийской, якутской поэзии и прозы Алексеева Намжилма Николаевна

Этнопоэтическое своеобразие природного и вещного мира в литературе народов Сибири : на материале бурятской, эвенкийской, якутской поэзии и прозы
<
Этнопоэтическое своеобразие природного и вещного мира в литературе народов Сибири : на материале бурятской, эвенкийской, якутской поэзии и прозы Этнопоэтическое своеобразие природного и вещного мира в литературе народов Сибири : на материале бурятской, эвенкийской, якутской поэзии и прозы Этнопоэтическое своеобразие природного и вещного мира в литературе народов Сибири : на материале бурятской, эвенкийской, якутской поэзии и прозы Этнопоэтическое своеобразие природного и вещного мира в литературе народов Сибири : на материале бурятской, эвенкийской, якутской поэзии и прозы Этнопоэтическое своеобразие природного и вещного мира в литературе народов Сибири : на материале бурятской, эвенкийской, якутской поэзии и прозы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алексеева Намжилма Николаевна. Этнопоэтическое своеобразие природного и вещного мира в литературе народов Сибири : на материале бурятской, эвенкийской, якутской поэзии и прозы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Алексеева Намжилма Николаевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2009.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1536

Введение к работе

Диссертационное исследование связано с изучением национальной специфики художественной образности. В связи с этим рассмотрение национальной модели мира в ее образном, в данном случае вещном и природном проявлении, становится одним из возможных путей постижения ее своеобразия и художественной содержательности.

Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом ученых-гуманитариев к проблеме специфики художественного в национальных литературах. Изучение этнопоэтической специфики искусства связано с тем, что оно является сгустком уникальных смыслов и эстетически освоенных взглядов миропонимания, которые во многом утрачиваются в жизни народов на современном этапе.

На смену накоплению и систематизации фактов приходит время целостного подхода к предмету исследования, важное место в котором отводится выявлению отношений и связей между разрозненными на первый взгляд фактами литературы и культуры народа. Закономерным результатом развития этих направлений в гуманитарных исследованиях являются попытки восстановления духовного универсума людей иных эпох...

Таким образом, определение роли этнопоэтической содержательности национальных образов в бурятской, эвенкийской, якутской литературе в ее типологической общности представляет собой актуальную исследовательскую задачу.

Цель исследования – осмыслить художественно-эстетические особенности национальных образов, выраженных вещным и природным миром в бурятской, эвенкийской, якутской литературах, определить эстетический потенциал каждой из них.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

определить содержательность и специфику национальных образов природы и вещи;

выявить художественно-эстетическую содержательность «уходящих» образов, связанных с исчезающими этнореалиями жизни народа, остающимися при этом в художественном творческом сознании;

исследовать эстетическую природу наиболее значимых «уходящих» образов;

определить типологическую содержательность образов в их ментальной общности и специфике.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые национальные художественные образы бурятской литературы рассматриваются комплексно в типологических связях с образами эвенкийской и якутской литератур. При этом предпринята попытка обоснования «уходящих» образов, их связи с этнокультурными реалиями, исчезающими из жизни народов Сибири и образующими этнопоэтический компонент художественного творчества. В таком преломлении творчество национальных писателей Сибири не становилось предметом специального исследования.

Объектом исследования являются национальные художественные образы в их природном и вещном выражении.

Предмет исследования – выявление этнопоэтической и эстетической содержательности национальных образов и их семантической трансформации в творческом процессе писателя.

Материалом исследования стали художественные произведения бурятских поэтов А. Бадаева, Д. Улзытуева, Н. Нимбуева, Д. Доржиевой, Б. Дугарова, Г. Раднаевой, Ж. Юбухаева, якутских поэтов и писателей И. Гоголева, С. Данилова, М. Ефимова, В. Лебедева, Н. Лугинова, С. Тарасова, эвенкийских авторов Д. Апросимова, А. Немтушкина и др. Художественные тексты, рассматриваемые соискателем, представлены как в оригинале, так и в переводе на русский язык С. Куняева, В. Евпатова, Е. Евтушенко, Т. Ребровой, Ю. Ряшенцева, О. Дмитриева, И. Фонякова (бурятский язык), В. Павлинова, О. Балакина, А. Медведева, В. Казанцева, Г. Фролова, Б. Сиротина, Б. Романова, А. Преловского (якутский и эвенкийский языки). Недостаточность аналитического материала в переводах на русский язык привела к необходимости представить часть произведений в подстрочных переводах с бурятского языка, произведенных автором диссертации.

Выбор периода 70-90-х гг. ХХ в. обусловлен тем, что литература данного времени представлена содружеством поэтов нескольких поколений, которое выразилось в многостороннем понимании наиболее актуальных проблем современности, усилении субъективного начала, интересе к камерной и пейзажной лирике, связанном с углубленным взглядом человека в самого себя. Это обстоятельство дает возможность проследить хронологию изменений художественных моделей национального мира на протяжении XX в.

Важным достижением отечественного литературоведения 70-х гг. ХХ в. стало установление типологического сходства явлений мирового литературного процесса и национальных литератур. В это время особенно обостряется внимание к прошлому своего народа, к его истокам, корням, встает проблема сохранения национального своеобразия. Толчком к пробуждению национально-этнического самосознания, на наш взгляд, стало глубокое осмысление событий Великой Отечественной войны, когда в литературе заявили о себе чувства родины, родного очага. В это же время в связи с понятием манкуртизма возникает идея «потерянности» не только одного человека, но и человечества в целом (Ч. Айтматов, В. Распутин, В. Астафьев и др.), которая вскрыла потаенные и сложные глубины национального самосознания.

Выбор в качестве материала исследования лирических произведений бурятской и якутской лирики связан с тем, что этот род литературы динамичнее реализует актуальные проблемы времени, вступая в диалог с читателем. В лирике был востребован основной комплекс этнических понятий и реалий, раскрывающих идеи малой родины, отчего дома, национального быта. Преобладание в работе произведений бурятской и якутской литератур в сравнении с эвенкийской обусловлено тем, что в силу определенных обстоятельств (географической расселенности, малочисленности народа и др.) эвенкийская литература находится на этапе накопления творческого опыта. Однако мы не исключаем ее из исследования, потому что данная литература, ее образная система представляются семантически и поэтически содержательным контекстом, способным обогатить поэтику и эстетику исследуемых нами литератур.

Присутствие прозы наряду с поэзией в качестве исследуемого материала объясняется тем, что в литературе 2-й половины ХХ в. в произведениях многих писателей усиливаются автобиографические, лирико-исповедальные мотивы. В произведениях ряда авторов все более активным становится субъективное начало, авторское отношение к изображаемому материалу принимает свойства лирической откровенности поэтических раздумий. Особенность такой прозы – показ мира, преломленного через субъективный взгляд автора, который своим микромиром углубляет изображение социальных явлений. Отмеченные особенности прозы активно проявились и в произведениях якутских писателей, что позволило привлечь ее в качестве материала исследования.

Научно-методологическую базу исследования составили труды по истории и теории культуры (М.М. Бахтин, Г.Д. Гачев В.М. Жирмунский, Д.С. Лихачев и др.), теории и семиотике текста (Р. Барт, Ю.М. Лотман и др.), интерпретации мифа и архетипа (Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров, М. Элиаде и др.), вопросам изучения вещного мира (А.И. Белецкий, Е.С. Добин, Р. Ингарден, Л.В. Карасев, Р.М. Кирсанова, В.Е. Хализев и др.), истории и теории литератур народов РФ (С.Ж. Балданов, З.К. Башарина, Г.И. Варламова, С.И. Гармаева, Л.С. Дампилова, С.С. Имихелова, П.В. Максимова, А.Н. Мыреева, В.Б. Окорокова, А.И Смирнова, К.К. Султанов, Н.Н. Тоборуков, Э.Ф. Шафранская и др.), работы по проблемам лирической прозы (Э.А. Бальбуров, Л.А.Новиков, А.П. Эльяшевич и др.), труды К. Юнга по теории бессознательного. Определенный интерес представляют исследования по этнологии и традиционной культуре (Л.Н. Гумилев, М.М. Маковский и др.), а также этнографические работы Н.Л. Жуковской, В.Л. Серошевского и других по культуре и быту якутов.

Основными методами исследования являются системно-функциональный, описательно-сопоставительный, сравнительно-типологический.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Природные образные модели земного, водного, космического (небесного) пространств, выполняющие сотериологическую (спасительную), очистительную и медитативную функции, расширяют художественные поиски писателей.

  2. В образной системе названных литератур обозначился типологический ряд образов, которые можно назвать «уходящими», когда определенные этнореалии, исчезая из жизни, начинают активно выполнять эстетические функции в литературе и становятся способом реконструкции национальной модели мира.

  3. Анализ содержательности образов животных – коня, оленя в национальных литературах Сибири показывает, что их исчезновение из современности остается в литературе как средство углубления и расширения трактовки анималистических мотивов.

  4. «Уходящие» образы вещного мира юрты, тордоха, коновязи, хура, хомуса и природного мира, образы аласа, степи, тайги и др. в художественном творчестве приобретают сакральный смысл, связанный с их миромоделирующей функцией. Содержательность «уходящих» образов актуализируется при изображении трагических картин, связанных с мотивами бездомья, одиночества, сиротства в современном обществе.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшей научной разработке вопросов, связанных с проблемами национальной специфики региональных литератур, этнокультурного анализа, в практике преподавания школьного и вузовского курсов литературы.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в 11 научных публикациях автора, а также изложены в докладах на международных, всероссийских, региональных научных конференциях: «Воспитательное пространство школы как среда жизненного самоопределения личности» (Улан-Удэ, 2004), «Россия-Азия: становление и развитие национального самосознания» (Улан-Удэ, 2005), «Бурятский язык и культура в условиях глобализации» (Улан-Удэ, 2005), «Научный и инновационный потенциал Байкальского региона глазами молодежи» (Улан-Удэ, 2005), «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2006), «Россия-Азия: механизмы сохранения и модернизации этничности» (Улан-Удэ, 2008), «Теория и практика преподавания языка и литературы: современное состояние, проблемы, перспективы» (Алматы, 2008), «Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность» (Ростов-на-Дону, 2009), «Славянские языки и культуры: прошлое, настоящее, будущее» (Иркутск, 2009).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы составляет 181 страница, из них основного текста 163 страницы. Список использованной литературы состоит из 192 источников.

Похожие диссертации на Этнопоэтическое своеобразие природного и вещного мира в литературе народов Сибири : на материале бурятской, эвенкийской, якутской поэзии и прозы