Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кайсын Кулиев (Личность поэта в документах и воспоминаниях современников) Кулиева Жанна Кайсыновна

Кайсын Кулиев (Личность поэта в документах и воспоминаниях современников)
<
Кайсын Кулиев (Личность поэта в документах и воспоминаниях современников) Кайсын Кулиев (Личность поэта в документах и воспоминаниях современников) Кайсын Кулиев (Личность поэта в документах и воспоминаниях современников) Кайсын Кулиев (Личность поэта в документах и воспоминаниях современников) Кайсын Кулиев (Личность поэта в документах и воспоминаниях современников) Кайсын Кулиев (Личность поэта в документах и воспоминаниях современников) Кайсын Кулиев (Личность поэта в документах и воспоминаниях современников) Кайсын Кулиев (Личность поэта в документах и воспоминаниях современников) Кайсын Кулиев (Личность поэта в документах и воспоминаниях современников)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кулиева Жанна Кайсыновна. Кайсын Кулиев (Личность поэта в документах и воспоминаниях современников) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Нальчик, 2003 198 c. РГБ ОД, 61:04-10/313-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Художественное и историко-литературное значение документального наследия Кайсына Кулиева 15

1.1. Рукописи К. Кулиева 17

1.1.1. Черновые автографы 20

1.1.2. Записные книжки 28

1.1.3. Речи и интервью 41

1.1.4. Дарственные надписи 48

1.2. Личные документы К. Кулиева 53

1.3. Переписка К. Кулиева 69

1.3.1. Письма К.Кулиеву 71

1.3.2. Письма К. Кулиева.ГГ.. 114

1.3.3. Стихи, посвященные К. Кулиеву 125

Глава 2. Личность и творчество Кайсына Кулиева в свете мемуарно-биографической литературы 131

Заключение 181

Библиография

Введение к работе

Кайсын Кулиев - известный балкарский поэт, творчество которого можно причислить к тем значительным и ярким явлениям в литературе, которые оказывают влияние на ход развития всей мировой культуры.

Интерес к творчеству Кайсына Кулиева всегда был высок и с годами он не уменьшается. Должная оценка непреходящей значимости поэзии К. Кулиева дана известным критиком и литературоведом Натальей Калиевой: «О поэзии его сказано многими, сказано хорошо и еще будет сказано, ибо она - явление, не ушедшее вместе с ним» (39:213). Бесспорно, поэзия К. Кулиева, освещенная его личностью - яркой и незаурядной - достояние не только современности, но и будущего. Слова К. Кулиева, считавшего, что «долговечны только те произведения, которые обращены к разуму и справедливости, к человечности и свободе, произведения, в которых рдеют и раны, и розы земли, те произведения, которые славят доблесть и человечность» (204: 25) - это и о его поэзии.

Творчество К. Кулиева - пример подлинного служения литературе, людям. Поэт всегда оставался верным правде жизни и назначению поэзии.

Поэзия,

Ты для меня была

Единственною святой,

Тобою гордился, тобою жил,

Но я не молился тебе, а служил (164: 228)

(Перевод Н. Гребнева) писал К. Кулиев в одном из лучших своих стихотворений «Стихи, сказанные в день рождения».

О творчестве К. Кулиева, которое на протяжении многих лет находилось в поле зрения критиков и литературоведов, написаны монографии, ста-

»

тьи, очерки, эссе. Но более детальному и достоверному осмыслению творческого и жизненного пути поэта помогает его документальное наследие, которое, как и литературное, обширно и многогранно.

В данной диссертационной работе впервые предпринята попытка рассмотреть биографию и творчество К. Кулиева сквозь призму его документального наследия.

Совокупность документальных материалов, сложившаяся в результате литературной и общественной деятельности Кайсына Кулиева, позволяет проникнуть в глубины его художественного мастерства, дать ясную, документально обоснованную оценку всех сторон его полной драматизма биографии и нелегко, но яркого пути к вершинам творчества.

В данной работе использованы подлинные документальные источники и в качестве главных ориентиров отобраны те, которые максимально полно и всесторонне отражают личность и творческий путь К. Кулиева. Ранее в таком широком и детальном аспекте они не рассматривались. Мемуарные же источники до сих пор и вовсе не анализировались. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Каждый из документов ценен своими подробностями, уникальностью.
Все они дополняют друг друга, подчеркивая неожиданные грани одного и
того же факта, явления, что способствует более точному и глубокому осве
щению биографии К. Кулиева, а также должной оценке масштабности лич
ности поэта, его причастности к подлинной культуре, его места в литературе
своего времени, ибо литература - это важная составляющая культуры вооб-

ще. «Литература - неотрывная часть культуры, ее нельзя понять вне целостного контекста всей культуры данной эпохи», - отмечал М. Бахтин (4: 502).

Для данной работы отбирались документы не только самого К. Кулиева, которые являются доминирующими, но и других деятелей литературы и искусства, с которыми он был связан и в жизни, и в творчестве. Отсутст-

С*

вующие сведения в основных документах дополняются извлечениями из других. Таким образом, с помощью комплекса источников: переписки, личных документов, воспоминаний достигается необходимая полнота в раскрытии темы диссертации.

Важно отметить, что без документальных свидетельств на многие во
просы, которые неизменно возникают при изучении поэтической биографии
^ К. Кулиева, никогда не был бы получен ответ.

Научная новизна данного исследования в том, что в нем предприни
мается попытка комплексного рассмотрения и творчества, и биографии, ли
тературной и общественной деятельности К. Кулиева посредством его доку
ментального наследия. Впервые в совокупности творчество и биография
балкарского поэта явились объектом исследования в документальном пре
ломлении с оценкой и анализом, а не просто констатацией тех или иных
^ш фактов. Существенным является и то, что работа выполнена с привлечением

новых, прежде не опубликовавшихся документов, к которым не апеллировали ранее критики и литературоведы. Работа основана на архивных материалах, документах из частных собраний, воспоминаниях современников.

Общеизвестно, что архивы хранят культурные ценности, обеспечивают
современное общество ретроспективной документной информацией. Доку
менты отражают прошлое, оно как бы материализуется в них. В то же время
они не только свидетельствуют о подробных фактах жизни художника, но и
передают дух времени, в котором он жил и творил. Это факт значимый, так
Єц как литература - неотъемлемая, важная часть процессов, формирующих эпо-

ху. Борис Пастернак говорил, что классическая литература «есть совокупность таких произведений и тенденций, которые впоследствии принимаются за мировоззрение эпохи» (177: 622).

с*

В данной диссертационной работе наряду с документами использованы и материалы периодической печати, которые дополняют архивные источники, помогая более полному, комплексному раскрытию темы.

Основная цель данного исследования - собрать воедино документы по творческому наследию Кайсына Кулиева и с их помощью проанализировать не только факты биографии и литературный путь поэта, но и зарождение, и воплощение творческих замыслов, эволюцию мастерства К. Кулиева, философскую сущность и литературную значимость его поэзии. На документальной основе раскрыть личность поэта, рассматривая такие вопросы, как писатель и время, писатель и эпоха, писатель и его современники. Кроме того осветить участие поэта в литературной жизни, его общественную и публицистическую деятельность, а с помощью мемуарных источников показать образ поэта глазами его современников.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи: проанализировать материалы, составившие документальное и литературное наследие К. Кулиева, рассмотрев их в комплексе, в соответствии с этим определить его позицию художника, ориентиры в мировоззрении, с помощью неопубликованных документов осветить более полно жизнь К. Кулиева, взглянув по-новому на некоторые факты его биографии и творчества. И в итоге - дать его портрет во всем многообразии, раскрыть духовное богатство личности поэта, его талант подлинного художника.

Методологической основой диссертации явились труды С. Аверин-цева, М. Арнаудова, М. Бахтина, А. Веселовского, Г. Гачева, Л. Гинзбург, Д. Лихачева, Г. Ломидзе, Ю. Лотмана, А. Овчаренко, Л. Тимофеева, М. Тома-шевского, Р. Якобсона, а также ученых Северного Кавказа Л. Бекизовой, X. Бакова, А. Гутова, А. Мусукаевой, 3. Толгурова, Ф. Урусбиевой.

В освещении материала, в выработке концепции и разработке структуры данной работы автор руководствовался подходами и выводами о творче-

стве Кайсына Кулиева, нашедшими отражение в исследованиях критиков и литературоведов: И. Андроникова, Н. Байрамуковой, С. Башиевой, Н. Джу-сойты, Н. Капиевой, 3. Кучуковой, Л. Мкртчяна, В. Огнева, Л. Озерова, С. Рассадина, К. Султанова, А. Теппеева, Т. Эфендиевой и других.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке сис
темного подхода к работе с документальным наследием К. Кулиева. При
v* этом образ К. Кулиева приобретает большую убедительность и достовер-

ность при поддержке документов, многие из которых проливают свет на неизвестные факты его биографии и отражают его мировоззренческие взгляды.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может оказать большую помощь исследователям творчества Кайсына Кулиева, так как в ней объединены и рассматриваются документальные материалы, которые

по тем или иным причинам не всегда доступны для исследователей.

Ш
- Работа может быть использована при чтении лекций, при подготовке

спецкурсов и спецсеминаров по литературе народов России, при разработке школьных и вузовских учебников.

Данное исследование, в котором объединены и рассматриваются рас
сеянные по архивам и частным собраниям, по периодическим изданиям до
кументы, облегчит доступ к ним, чем значительно расширит круг исследова
ний по творчеству К. Кулиева, окажет содействие в серьезном, углубленном
его изучении и будет способствовать тому, чтобы эти исследования влились
в пласт современной литературной науки, стали неотъемлемой ее частью.
^ Данная работа имеет и большое фактологическое значение. Она ос-

вещает подробности биографии поэта, ранее малоизвестные. Так как в этой работе представлены подлинные, выверенные документы, это позволит вносить уточнения при изучении и детальной атрибуции тех или иных спорных документов, корректировать некоторые аспекты в освещении биографии и творчества К. Кулиева.

с*

Но документальное обоснование событий жизни и литературного пути К. Кулиева будет неполным без экскурса в его творчество. В поэзии К. Кулиева в высшей степени находит отражение личность поэта, поэтому и документы, и вопросы творчества рассматриваются в этой работе в совокупности. Взаимодополнение всех материалов является здесь необходимым и оправданным. При параллельном анализе восполняются многие недостающие сведения, факты биографии. Сопоставление документов и творчества дает представление о пересечении документальных сведений с творческими поисками поэта, помогает понять природу его дарования, то, как воспринимал поэт современный мир, как осознавал себя в этом мире.

В поэзии всегда в какой-то мере прослеживается автобиографичность -не прямая, разумеется. Некоторая исповедальность, свойственная лирике К. Кулиева, позволяет проводить такое сопоставление, помогает выяснению деталей биографии поэта, уточнению жизненных коллизий, творческих замыслов. При таком анализе становятся ясными многие недоговоренности, устраняются неточности. И биография, и поэзия Кайсына Кулиева - неразделимое целое, и обе эти составляющие в равной степени значимы. Между творческой личностью и его произведениями существует неразрывная связь, так как в них он выражает собственный жизненный опыт, свои впечатления. Все вехи биографии К. Кулиева, весь драматизм его личной человеческой судьбы находит воплощение в его творчестве. Но поэт, разумеется, переосмысливает факты своей жизни, не переносит их бездумно в свое творчество. «Факты жизни могут стать сюжетом поэзии, только определенным образом трансформировавшись», - отмечал Юрий Лотман (52:104). Понятно, что поэзию нельзя использовать как «обычный документальный материал для реконструкции биографии». Но при этом в лирике К. Кулиева, в которой сфокусированы его философские, эстетические, нравственные воззрения, при-

сутствует и фиксирование тех или иных моментов внутренней, а иногда и событийной жизни поэта.

Подлинные авторские документы несколько отличаются от опубликованных. При рассмотрении таких источников, к примеру, как статьи, речи, выступления, интервью, эссе без редакторской правки и купюр выявляются многочисленные доселе неизвестные детали и штрихи, которые привносят в творческую характеристику поэта много нового. Этому аспекту в данной работе также уделяется внимание.

Для более полного раскрытия темы данной диссертации привлекаются и различные устные свидетельства, так как сведения, которыми обладают носители устной информации, также ценны. Но, безусловно, документальные источники более надежны, чем, к примеру, устные рассказы, которые могут подвергаться позднейшим наслоениям, искажениям. К тому же они зависят от личной интерпретации автора. А иногда бывают и утеряны навсегда, уходят безвозвратно вместе с автором. Документы в этом плане более достоверны и долговечны.

При сведении воедино многих данных, зафиксированных в различных документах, создается более целостная картина - более четко вырисовывается духовный и творческий облик поэта. Документы, рассматриваемые в комплексе, отражают в логической и хронологической последовательности все стороны жизни и творческого пути К. Кулиева. При сопоставлении различных документов подтверждается достоверность сведений о поэте. Отсюда неизбежность, а иногда и необходимость возвращения к одним и тем же темам. Поэтому для освещения того или иного факта биографии и творческого пути поэта в данной работе, имеющей четкие разделы, документы одного раздела могут фигурировать в другом, взаимодополняя друг друга.

Документальное наследие К. Кулиева охватывает значительный временной промежуток: 1938-1985 гг. - то есть всю творческую биографию поэта.

Основной пласт документов о жизни и творчестве Кайсына Кулиева отложился в Центральном государственном архиве КБР, где еще при жизни поэта в 1971 году автором данной работы был создан его личный фонд, который состоит из семи описей и насчитывает 829 дел. Данная работа подготовлена по материалам этого фонда, архивных фондов редакций, издательств, а также по документам частных собраний.

Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

В первой главе - «Художественное и историко-литературное значение документального наследия Кайсына Кулиева» - рассматриваются все периоды жизни и творчества поэта и их отражение в разнообразных документальных источниках. Это материалы к биографии К.Кулиева, публицистическое и эпистолярное наследие, материалы о литературной и общественной деятельности поэта, а также стихи, посвященные К.Кулиеву, которые примыкают к эпистолярным свидетельствам современников, в них - отношение авторов к личности и творчеству поэта.

Рукописи К.Кулиева, как документально запечатленные моменты творческой жизни поэта, играют важную роль в изучении его поэтического наследия.

Черновые автографы со следами правки К.Кулиева детально отражают работу над произведениями, помогают исправить ошибки при их публикации, позволяют устранить купюры, определить степень вмешательства редактора в прозе и публицистике, к примеру.

Знакомство с рукописями К.Кулиева позволяет соприкоснуться с творческой работой поэта над текстом. Рукописные автографы фиксируют дви-

жение и остроту, эмоциональную напряженность авторской мысли. Становится ясно, какие изменения претерпевает в ходе работы первоначальный замысел, который в итоге приобретает четкость, особую выразительность и художественную цельность.

Рукописи К.Кулиева - это самая значимая часть его творческого наследия, которая требует внимательного изучения.

Личные документы К.Кулиева составляют значительную часть его документального наследия. Они отражают биографию поэта, открывают неожиданные, малоизвестные факты его жизни, помогают точнее воссоздать картины прошедших событий, на фоне которых вырисовываются его характер, его воля к жизни, его стремление к свободе и справедливости, его любовь к родной земле, к своему народу.

Неотъемлемой частью обширного документального наследия К.Кулиева является его переписка. Письма поэта - это уникальный полный конкретных деталей, сведений о нем пласт его документального наследия. Они могут рассматриваться и как литературных факт, так как эпистолярный стиль К.Кулиева - на уровне высокой прозы.

Ценность переписки в том, что она несет разнообразную информацию, расширяет возможности многопланового раскрытия образа поэта. Переписка К.Кулиева с историко-литературной точки зрения уникальна. Она, вобрав в себя многие сведения о нем, дает представление о личностных качествах, о творческих исканиях поэта, об его отношениях с выдающимися деятелями литературы и искусства, о его роли в развитии культуры.

Круг корреспондентов К.Кулиева чрезвычайно широк. Он был связан личной дружбой с писателями, композиторами, актерами, учеными, общественными деятелями. В их числе такие известные имена, как Борис Пастернак, Дмитрий Кедрин, Александр Твардовский, Михаил Дудин, Расул Гамзатов, Аркадий Кулешов, Чингиз Айтматов, Нафи Джусойты, Мустай Карим,

Георгий Свиридов, Зара Долуханова, Иван Сем. Козловский, Марк Бернес, Михаил Ульянов, Святослав Федоров. Переписка К.Кулиева показывает и временной, и пространственный диапазон его контактов, помогает восстановить хронологию многолетнего общения К.Кулиева со своими корреспондентами, широту его дружеских связей. В письмах содержатся и размышления, и констатация весьма важных фактов, и описание жизненных ситуаций. Немаловажно и то, что письма вносят элемент искренности и достоверности в сведения о творческом и жизненном пути поэта.

Основное достоинство документов - достоверность. И главное их воздействие в том, что рассматриваемые в совокупности с творчеством они помогают составить подлинный образ поэта - яркого, самобытного художника, а также понять, что литература - дело всей его жизни и что это подлинная жизнь и подлинная поэзия. Документы говорят и о гармоничности личности К. Кулиева. Сам поэт считал, что «личностное начало определяет многое в художнике, в его творческой судьбе решает, может быть, все». Это счастливое сочетание значительности и глубины личности и поэтического таланта позволило К. Кулиеву стать поэтом такого масштаба.

На примере документов, рассмотренных в данной главе, наглядно видна значимость документального наследия К.Кулиева. Любая деталь здесь многозначительна.

Рукописи, личные документы, переписка - это обширный, уникальный источник сведений о К.Кулиеве, помогающий уточнить, детализировать данные о нем, предать гласности малоизвестные факты его биографии и творческого пути, что в итоге дает возможность воссоздать во всей полноте достоверный образ балкарского поэта.

Во второй главе - «Личность и творчество Кайсына Кулиева в свете мемуарно-биографической литературы» - рассматриваются воспоминания деятелей литературы и искусства, с которыми К. Кулиева долгие

годы связывала творческая судьба и личная дружба. В этих материалах содержатся существенные сведения о судьбе поэта, об отношении к нему крупнейших деятелей культуры, о его роли в литературном процессе и общественной жизни.

Воспоминания являются особенно важными в документальном ряду, так как они написаны на основе личных впечатлений и непосредственного общения, живо и образно воспроизводят события и подробности жизни поэта.

Все авторы воспоминаний, безусловно, понимали глубину таланта и величие личности поэта и многие из них выполнили задачу - запечатлеть навсегда его истинный образ, показать его таким, каким он был в действительности. Дополняя друг друга, эти материалы создают в совокупности представление о К. Кулиеве, как о неординарном человеке и большом художнике, именем которого будут гордиться потомки.

Авторы воспоминаний подчеркивают такие, присущие К. Кулиеву, черты, как мужество, сила духа, доброта, человечность, предельная искренность и глубина в творчестве. Они приводят высказывания поэта по вопросам литературы и искусства, которые расширяют представление о его творческих, философских, эстетических взглядах.

Особенностью воспоминаний о К.Кулиеве является и то, что в них нет неприглядных фактов, подробностей окололитературной жизни. В воспоминаниях о поэте даны точные оценки его как художника и мыслителя, подчеркивается многогранность его таланта и личности.

Воспоминания о К.Кулиеве дают многоцветную, живую картину жизни поэта, раскрывают глубины его творческого мастерства и таланта.

Мемуаристика о поэте не создает впечатления однообразия и повтора, даже при обращении к одним и тем же фактам. У каждого из авторов воспоминаний свое видение, свой взгляд на личность К.Кулиева.

Различие точек зрения, индивидуальных особенностей, личных пристрастий и вкусов, стилевых манер только подчеркивают общность авторов воспоминаний в создании реального и достоверного образа К.Кулиева - писателя и человека.

В заключении диссертации изложены основные положения и выводы, вытекающие из анализа и документального, и творческого наследия К.Кулиева. Такое совокупное рассмотрение позволяет сделать вывод, что каждый документ ценен своей уникальностью, своими подробностями. Все документы дополняют друг друга, подчеркивая неожиданные яркие грани одного и того же явления, факта.

Рассмотренные в комплексе все документальные материалы К.Кулиева составили органичное целое. С их помощью стало возможным показать личностную и творческую значимость образа поэта. Документы, включенные в контекст кулиевского творчества и биографии, явились источником биографических, историко-литературных, текстологических сведений, что способствовало более полному раскрытию темы исследования, помогло прояснить многие вопросы, касающиеся творческой и личной жизни К.Кулиева, его литературного окружения.

При сведении воедино многих данных о К.Кулиеве зафиксированных в различных документах, создается целостная картина - более четко вырисовывается подлинный облик поэта. Документы в логической и хронологической последовательности отражают все стороны жизни и творчества К.Кулиева. Анализ документального наследия К.Кулиева позволил дать портрет поэта во всем его многообразии, раскрыть духовное богатство его личности.

Рукописи К. Кулиева

Велика и неоспорима роль документального наследия Кайсына Кулиева в раскрытии философской сущности и художественной значимости его поэзии, в исследовании биографии, многогранной литературной и общественной деятельности поэта.

Высокая ценность наследия К. Кулиева обусловлена масштабностью личности поэта, индивидуальностью и самобытностью его поэтического дарования. В наследии большого художника нет незначительных документов, каждый интересен по-своему - от автографа рукописи до небольшой приписки на письме. «Всякая строчка великого писателя, - писал А.С. Пушкин в статье о Вольтере, - становится драгоценной для потомства. Мы с любопытством рассматриваем автографы, хотя бы они были не что иное, как отрывок их расходной тетради или записка к портному об отсрочке платежа. Нас невольно поражает мысль, что рука, начертавшая эти смиренные цифры, эти незначащие слова, тем же самым почерком и, может быть, тем же самым пером написала и великие творения, предмет наших изучений и восторгов» (182: 272).

Документальное наследие Кайсына Кулиева не превратилось в бесполезное для потомков собрание, осевшее мертвым грузом на архивных полках. Оно всегда востребовано. Эти материалы оказывали помощь при подготовке Т.Е., СИ., Ф.С. Эфендиевыми многотомного издания о Кайсыне Кулиеве. С этими документами работают студенты, многочисленные исследователи.

Творчество К. Кулиева будет вызывать постоянный интерес и такое же, по-пушкински, благоговейное отношение к нему и у его современников, и у последующих поколений, так как жизнь и творчество К. Кулиева - пример служения поэзии, своей родине, своему народу. И дело не только в том, что его поэзия была ярчайшим явлением в литературе того времени, но и в тех уроках, которые он своим творчеством, всей своей деятельностью преподнес всему человеческому сообществу. Он считал, что поэт не может оставаться безучастным и спокойным наблюдателем, он должен стараться понять тревоги людей всей земли. И поэтому, не думая о себе, «...боль и радость ста тысяч судеб поднимая, как ношу, на плечи», поэт должен облегчать своим словом их страдания, сопереживая, помогать выстоять в борьбе с ударами судьбы. В этом Кайсын Кулиев видел предназначение поэта, чувствующего все неладное в мире: Все дороги, все тропы земли, Что протоптаны кем-то и где-то, Где б ни начались, где б ни легли, Все прошли через сердце поэта (165: 35) (Перевод Н. Гребнева) Долг поэта, остро чувствующего неблагополучие в мире, Кайсын Кулиев видел и в том, чтобы держать ответ за судьбу всего человечества, предвидеть опасность, чтобы предостеречь мир от легкомысленной недооценки тревожных явлений. Понимая, что «на свете еще достаточно врагов Разума и Справедливости», желая людям счастливой, свободной и радостной жизни, он был в постоянной тревоге за их будущее. Это стало важнейшей, главенствующей темой его творчества:

Судьба, не разрушай того, что мило, Все то, что преступленье разрушать. Будь милосердна к людям, дай им силы Поверить в разум твой и благодать. (165: 354) (Перевод Н. Гребнева) Когда уходит большой художник, после него остаются рукописи, воспоминания, письма, материалы к биографии, перестающие быть личной собственностью. Они - достояние последующих поколений.

Подлинные автографы со следами правки К. Кулиева являются самым достоверным источником при подготовке к изданию произведений поэта, позволяют устранить разночтения, появившиеся в результате постороннего вмешательства в авторский текст. Так, в повести «Скачи, мой ослик!» (172) многочисленные редакторские сокращения, необоснованно прерывая авторский текст, значительно обеднили его, лишили описание теплоты, поэтичности. Сохранившийся подлинный вариант повести позволяет восстановить ее в первозданном виде. На этом примере видно, что любое вмешательство в текст произведения сказывается отрицательно, ибо все в нем взаимосвязано и логически выверено. Сокращая в повести приведенные поэтом сказки, редактор при этом не учел такой немаловажный факт, что сам поэт выступает здесь в роли удивительного рассказчика сказок, замечательного интерпретатора народного текста. Редакторская правка повести снизила эмоциональное воздействие повествования.

Между тем, даже в тех ситуациях, когда в качестве источника текста имеются прижизненные издания, автографы не теряют своего значения. Они исключают более поздние вторжения в произведения, выявляют ошибки при издании. Известно, что отсутствие канонического текста зачастую приводит к различного рода трансформированиям произведения. Вынуждает прибегнуть к примеру, к контаминации, когда создается гипотетический текст из разных редакций, не совсем соответствующий авторскому.

Важно отметить, что авторская правка превращает рукопись в свидетельство живого творческого процесса. При этом автографы проясняют направление творческой мысли от черновой редакции к окончательной.

В центральном госархиве КБР хранится рукопись подстрочного пере вода, выполненного К. Кулиевым, его поэмы «Завещание», которая сплошь испещрена авторской правкой. Не всегда безоговорочно принимаешь купюры поэта, сожалеешь о безжалостно вычеркнутых им строчках. Вот, к при меру, сокращенные К. Кулиевым строфы подстрочного перевода поэмы, выполненного самим поэтом: Харун не знал ни буквы. Но этот край открывался ему, как мудрая книга, и он читал ее, ходил по белым от снега дорогам, спал в сухих пещерах, пахнувших шерстью, сидел на молчащих камнях, нагретых солнцем, смотрел на потоки, несущиеся, ревя, глядел ночами на свой пастушеский костер, на скалах следил за турами, на заре (194:1).

Черновые автографы

При изучении черновых вариантов рукописей К. Кулиева можно проследить процесс правки, варьирование, «текучесть, постоянную изменчивость текста» (78:85). Хорошей иллюстрацией трудоемкой работы над усовершенствованием текста являются сохранившиеся автографы Наума Коржавина, его переводов стихов К. Кулиева (193). Переводы Н. Коржавина очень близки к оригиналу, они передают не только ритмику стиха, но и интонационно очень верны, тем не менее, совместная творческая работа над текстом поэта и его переводчика дала прекрасный результат - новый вариант стал более приближенным к авторскому видению. После постепенного уточнения текста целым рядом удачных лексических замен стихи приобретают четкую стройность и органичность, художественные средства - рельефность, а поэтические образы - цельность и живость. К. Кулиев работает даже над, казалось бы, безупречной фразой. Чем ближе знакомишься с поэтическим материалом К. Кулиева, тем яснее становится, что значит для него точность слова и мысли. Это видно в том, как он работает над отдельной строкой, а иногда над одним только словом.

По правкам К. Кулиева текста стихотворения «Зимой в Терсколе», переведенного Н. Коржавиным, видно, как тонко поэт чувствовал слово, что он считал главным, а что второстепенным. Вот некоторые примеры, которые находим, читая черновой автограф стихотворения. У Н.Коржавина есть такие строки в третьей строфе: Ты не придешь сюда - зачем мечтать об этом? А ты - ты о горах мечтаешь. Или нет? Рукой К. Кулиева это вычеркнуто и вписаны следующие строки: Все это снится мне. Ты знаешь ли об этом? Все это снится мне сияньем давних лет. Поэтом устраняется смысловая размытость. Все становится четче и поэтичней. Последняя строфа стихотворения «Зимой в Терсколе» также подверглась правке. Это пример того, как замена всего лишь одного слова может вдохнуть жизнь не только в строку, но и в целое стихотворение. У Н. Коржа-вина: Рождается мой стих. И чуть родившись прямо Через реку Баксан спешит туда, где ты. У К. Кулиева: Рождается мой стих. И чуть родившись прямо Через реку Баксан спешит домой, где ты. Несколько аморфное, неконкретное «туда, где ты» заменено на уточняющее, исполненное более глубокого смысла - «домой, где ты». Этим К. Кулиевым привнесена в текст теплая лирическая нота. Примером тщательной работы К. Кулиева над тестом может служить и подвергнутый им правке перевод стихотворения «Ночь и рассвет». У Н. Коржавина: Плеск речки... И вновь мои чувства ясны. Здесь замена выливается в единственно нужное поэту слово: Плеск речки... И вновь мои мысли ясны Исправлена на первый взгляд деталь малозаметная для читателя, но важная для поэта. Далее фразу переводчика, звучащую резко, жестко: А ночью опять генеральские лица Их злоба тупая. Проснусь и опять К. Кулиев исправляет на мягкий, нейтральный вариант, что, вероятно, в данном случае более приемлемо и обоснованно: А ночью опять генеральские лица И стрелки на картах. Проснусь... И опять Фраза стала легче, естественнее. При правке текстов стихотворений К. Кулиев освобождался от длиннот, излишних подробностей, придавая фразам большую стройность и четкость. Строки Н. Коржавина: Что стали безумны все люди мне снится, Что некому мертвых земле предавать!., приобрели после правки К. Кулиева более точный смысл, а мысль - логическую оправданность:

Мне мнятся бездомные люди, мне снится, Что некому мертвых земле предавать! Кажется, что К. Кулиев вносит небольшие изменения. Это может быть деталь на первый взгляд не главная, но очень существенная в поэтическом контексте. Поэт добивается удаления всего лишнего, неопределенного, того, что мешает выразительности. В правках поэта чувствуется проявление его художественного чутья. Верные авторские решения поэта значительно улучшили стихи в стилистическом, и в смысловом, и в эмоциональном смысле.

С такой же тщательностью работал К. Кулиев над текстом и с Даниилом Долинским. Они вместе искали более удачные соответствия оригиналу. Так Долинскому при переводе цикла «Свет матери» долго не удавалось найти эквивалент, устраивающий поэта, который в строчках: Мы к матерям входили в каждый сон, И солнце улыбалось их надежде попросил поработать над второй фразой: «солнце улыбалось» ему не понравилось. И лишь когда появился вариант: «Мы к матерям входили в каждый сон, и их мольба светила их надежде», К. Кулиев одобрил его.

Понять, как К. Кулиев представлял себе работу переводчика, какие требования предъявлял к переводу, можно из его письма к Д.Долинскому, в котором он его наставлял: «Переводи не спеша. Спокойно. Без вычурностей и красивостей, соединяй с моим видением твое видение. Тогда получится.» (112:14) Следы творческой работы над текстом хранят и страницы романа К. Кулиева «Была зима» (171), машинопись с авторской правкой которого хранится в Доме-музее поэта. Знакомство с подлинным текстом романа без купюр и редакторской правки позволяет глубже понять процесс работы над (5 ним, над стилистической и композиционной доработками романа. Становит ся ясно, какие изменения претерпевает в ходе правки первоначальный вариант текста романа, который в итоге приобретает ясность, особую выразительность и художественную цельность.

Записные книжки

В ряду рукописных документальных материалов К. Кулиева совершенно особое место занимают и представляют немалый интерес его записные книжки. Так как записные книжки пишутся без какой-либо предварительной подготовки, заданности, они отличаются свободой от каких-то ограничивающих рамок. В них, как ни в одном другом документе, художник раскрывается и как человек, и как творческая личность. Записные книжки включают в себя и философско-поэтические разду мья, и литературные заметки, эскизы, наброски, планы будущих сочинений, впечатления, наблюдения - все, что подсмотрено в жизни, что чем-то пора зило воображение поэта, дало толчок к творчеству. Размышления К. Кулиева, зафиксированные в записных книжках, глубоко личные, отмеченные только ему присущими представлениями и раздумьями. Знакомство с записными книжками поэта позволяет глубже понять его внутренний мир, его отношение к творчеству, искусству, окружающему миру. Его талант художника проявлялся и в умении наблюдать. Вот, к примеру, его впечатления от поездки в Казахстан в 1971 г. на чествование казахского писателя Абая: «30 мая утром на автомобиле выеха ли в Абаевский район. Солнечный день. Степь! Как она просторна! Степь и небо! Могила Абая. Обелиск. Огромная площадь отведена месту погребения. Иначе не могло быть. Абай так понимал степь и так ее любил! Степь и не бо!» (193). Это реакция человека творческого с его особым видением и вос приятием окружающей действительности, умением и талантом увидеть в ка залось бы обыденном нечто возвышенное и поэтическое. Для полноты впе чатления здесь уместно привести слова К. Кулиева из его речи на пятом съезде писателей СССР «Литература - дело всей жизни», в которой он каса ется того, как много дает литератору обращение к творчеству других народов: «Я довольно хорошо знал Абая Кунанбаева - основоположника казах ской письменной литературы... А вот недавно мне удалось побывать на его родине - в тех степях, где он жил, и это обогатило мои представления об Абае» (163:79).

Немалую роль играют записные книжки К. Кулиева при рассмотрении литературных и мировоззренческих взглядов поэта, его отношения к творче ству своих современников и великих предшественников. Показательно в этом плане отражение имени А. Блока в литературно-документальном наследии К. Кулиева.

Александра Блока Кайсын Кулиев считал ярчайшим явлением поэзии двадцатого века, личностью незаурядной.

В одной из записных книжек К. Кулиева имеются такие строки, касающиеся Блока: «И с белой площади Сената я тихо кланяюсь ему», - писал Блок о Пушкине. Я с каменистого и зеленого ущелья, где деревья склонили свои ветви над быстрыми водами реки Чегем, тихо кланяюсь ему, Александру Блоку» (201:2).

Стихотворение «Пушкинскому дому», строчки из которого приведены К. Кулиевым, написано Блоком для альбома Пушкинского Дома за несколько дней до того, как он выступил с вдохновенной речью «О назначении поэта» (145:413) на торжественном чествовании Пушкина в 84-ю годовщину его смерти (11 февраля 1921 г.). В публицистике А.Блока нашли отражение многие великие имена: Шекспир, Гете, Гейне, Ибсен, Стриндберг, Вагнер, но речь «О назначении поэта», оказавшаяся его литературным завещанием, «будет посвящена Пушкину, и ему же будет отдан последний поклон с белой площади Сената в стихотворении «Пушкинский Дом» (43:105).

Не случайно в записных книжках Кайсына Кулиева часто соседствуют имена Пушкина и Блока. Воздействие этих двух великих русских поэтов на творчество балкарского поэта неоспоримо. Отражение имени А.Пушкина в творчестве А. Блока и К. Кулиева является знаменательным. Блок писал в стихотворении «Пушкинскому Дому»: Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда? (144:261) К. Кулиев в стихотворении «Стихи, сказанные на площади Пушкина в Москве» пишет, что он, как и Блок в трудную минуту обращался к Пушкину, что всюду ..с ним было его имя: На памятнике я читаю строки Столь дорогие сердцу моему. Забуду ль, как, покинув край далекий, Пришел я в летний день сюда, к нему. Пришел сказать ему, что было всюду Во мне, со мной его души тепло, И в дни, когда мне было тяжело, Я знал, что с ним я снова счастлив буду (166:143) (Перевод С.Липкина) В преклонении перед этим именем двух совершенно разных, разделенных эпохами поэтов, есть что-то знаковое и в который раз подтверждающее, что «судьба Пушкина не осталась прикованной к тому временному периоду, когда он жил» и что он «победил и время, и пространство» (143:556). Эта оценка Анны Ахматовой подкрепляется следующими словами К. Кулиева: «Прозорливый Пушкин смотрел вперед, он видел лицо будущего, желал людям счастья, где бы и в каком столетии они ни жили, он верил в бессмертие жизни. Светом этой веры полна его великая поэзия. Поэтому он стал спутником и другом для многих поколений» (173).

Личность и творчество Кайсына Кулиева в свете мемуарно-биографической литературы

При создании литературного портрета художника в мемуарно-биографическом аспекте вполне закономерно обращение к прошлому, к памяти свидетелей и участников прошедших незабываемых событий. Воспоминаниям принадлежит приоритетное место в документальном наследии К. Кулиева по изучению минувшего. Только они могут дать такие сведения, о которых не скажут ни письма, ни дневники, ни личные документы.

Воспоминания являются особенно важными в документальном ряду, так как они написаны на основе личных впечатлений и непосредственного общения, ярко и образно воспроизводят события и подробности жизни К. Кулиева. Существенная значимость воспоминаний ещё и в том, что они восполняют отсутствие документов, подтверждающих фактические сведения о том или ином периоде жизни К. Кулиева.

Мемуарный источник в значительной степени интересен живыми подробностями. Авторы воспоминаний, извлекая из прошлого своего личного общения с К. Кулиевым главное, определяющее, выражают это в завершенном портрете поэта. Особую ценность представляют те воспоминания, авторы которых руководствуются стремлением придерживаться правды.

Ценность воспоминаний во многом обусловлена и тем, что они являются отражением личности самого мемуариста, особенностей восприятия им творчества и событий жизни К. Кулиева. Но наряду с этим надо учитывать, что авторы воспоминаний выражают субъективный взгляд на события прошлого, пропущенного через индивидуальное сознание пишущего. И этот фактор, присущий данному виду документов, усиливается в результате стремления автора не только отразить то, каким он видит поэта, но и осмыслить те или иные его качества и поступки, его творческий путь. Не всегда это является обоснованным. Наличествуют и спорные моменты, когда автор несколько пристрастен в своих оценках. Но положительным является то, что в основном мемуаристы избегают стремления выдвинуть себя на передний план в качестве главного героя повествования, преувеличения своих достоинств и заслуг.

В силу того, что воспоминания издаются спустя какое-то время, они содержат ретроспективный взгляд на биографию и творческую судьбу поэта, здесь возможны смещения акцентов и некоторые неточности в освещении фактов. А так как важна объективная оценка облика поэта, то вследствие этого воспоминания необходимо рассматривать в комплексе, в сопоставлении с другими документальными материалам. В воспоминаниях, естественно, нет исчерпывающей биографии К. Кулиева, да и этой цели они и не преследуют.

За годы, прошедшие со дня смерти К. Кулиева накоплена немалая мемуарная литература. Все авторы воспоминаний безусловно понимали глубину таланта и величие личности балкарского поэта и многие из них выполнили задачу - запечатлеть навсегда его истинный образ, показать его таким, каким он был в действительности. Дополняя друг друга, эти воспоминания создают в совокупности представление о К. Кулиеве, как о неординарном человеке и выдающемся художнике, именем которого будут гордиться потомки.

Среди авторов воспоминаний о поэте - крупнейшие представители литературы и искусства, общественные деятели, родные и близкие.

Большая часть воспоминаний о К. Кулиеве написана близко знавшими его людьми, с которыми он общался на протяжении многих лет своей жизни. Давнее непосредственное общение с поэтом дает широкую возможность для воссоздания его индивидуального образа. И временной фактор, разделяю щий начало работы над воспоминаниями от состоявшихся в прошлом встреч и общения, не препятствует его созданию, ибо портрет К. Кулиева воссоздается в свете всего пережитого и испытанного им.

Личность поэта, его духовный склад, мировоззренческие принципы, жизненные критерии определили содержание воспоминаний о нем. В них ясно вырисовывается яркая художническая натура с жаждой жизни и душевной щедростью, стремлением к возвышенном и прекрасному в искусстве.

Отталкиваясь от конкретных фактов, зная свойства личности и особенности творчества К. Кулиева, авторы воспоминаний с особой теплотой и тщательностью воссоздают облик поэта. В воспоминаниях содержится много ценного, немало интереснейших фактов, деталей и наблюдений. Каждая удачно найденная конкретная подробность сообщает портрету наглядную убедительность, по-новому освещает характер.

Важен также отраженный в воспоминаниях литературный фон, на котором происходило общение.

Каждый из мемуаристов ценен своим личностным восприятием пережитого прошлого, того главного, что произошло, было прочувствовано и выделено в жизни и творчестве К. Кулиева в результате встреч мемуаристов со своим удивительным современником. И авторы воспоминаний каждый раз как бы возвращают нас к тому, что запечатлелось в их памяти о жизни поэта. Зачастую авторы воспоминаний сосредоточивают свое внимание на том, что по тем или иным причинам оказалось недостаточно освещенным. При недостатке или отсутствии фактических сведений в биографии поэта, воспоминания становятся дополнительным источником данных. Благодаря им можно восстановить недостающие сведения, заполнить лакуны в биографии К. Кулиева. Поэтому даже единичные факты личной и творческой биографии поэта, отраженные в воспоминаниях, приобретают ценность.

Из-за отсутствия документов периода детства и юношества К. Кулиева на помощь приходят воспоминания, в которых подчеркиваются такие привлекательные качества будущего поэта, как живость ума, добрый характер, любознательность. Очень ценны описания детства К. Кулиева его близких. Сакинат Наршаова пишет: «Кайсын, по природе был очень здоровым мальчиком, почти никогда не болел детскими болезнями. Краснощекий, плотный, он всегда радовал глаз. По характеру был добрым, общительным и даже обаятельным. От всех нас он отличался еще и остроумием, любил шуточки, весело смеялся, если обижали старшие - не плакал. Обиды быстро забывал. Загадки он отгадывал быстрее всех. Знал их очень много. Его любили взрослые и дети. Он рано лишился отца, но сиротой себя не чувствовал: ласку и любовь ему дарили родственники и знакомые.»(95:142).

Похожие диссертации на Кайсын Кулиев (Личность поэта в документах и воспоминаниях современников)