Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время Кулаковская Людмила Реасовна

Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время
<
Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кулаковская Людмила Реасовна. Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Якутск, 2003.- 291 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-10/1208-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I История изучения жизни и творчества А.Е.Кулаковского 18

1.1 Творчество А.Е. Кулаковского в оценке якутской литературной критики. Вопросы периодизации 20

1.2 Изучение биографии А.Е. Кулаковского 51

Глава II Научная биография А.Е.Кулаковского 71

2.1. Родословная. Детские и юношеские годы. 1877 - 1900 гг 71

2.2. Формирование творческой личности. 1900 - 1910 гг 86

2.3. Поэт-мыслитель. Исторические корни эстетики А.Е.Кулаковского. 1910-1917 гг 114

2.4. Поэт и его подвиг. Научные труды А.Е.Кулаковского в контексте поисков правильного пути 1917-1924 гг 147

2.5. Начало вечного диалога с народом. Последние годы жизни А.Е.Кулаковского. 1924 - 1926 гг 190

Заключение 214

Список использованной литературы 221

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Кулаковский Алексей Елисеевич - ксекулээх лексей (1877-1926) - основоположник якутской литературы, просветитель, философ-гуманист, первый последовательный исследователь истории и культуры Якутии по таким фундаментальным научным направлениям, как экономика и социология, естествознание и этнография, этнопсихология и мифология; сделавший концептуальные классические открытия по языкознанию, литературоведению и фольклористике.

А.Е.Кулаковский - поэт, жизнь и деятельность которого протекали в ключевую эпоху в развитии якутской культуры, когда формировалось национальное самосознание народа и становились актуальными основные проблемы его духовности и контраверзы их решений.

Именно ему в истории якутской литературы выпали пророческие функции в силу его гениальности, универсальности таланта, энциклопеличности знаний, притягательности высокой нравственной культуры. Уникальность личности А.Е.Кулаковского заключается в том, что он ещё при жизни стал духовным средоточием народов Якутии, символом и дыханием якутского народа. Потому вполне закономерно, что с каждым годом возрастает интерес к творчеству и личности А.Е.Кулаковского как со стороны читателей, так и со стороны исследователей.

Биография, различные проблемы научного и литературного наследия А.Е.Кулаковского все чаще становятся объектом специального изучения. Ему посвящаются диссертационные исследования, связанные в основном с его литературным творчеством, философскими и социологическими воззрениями, книги и статьи биографического характера, статьи, касающиеся различных сторон его художественной и научной деятельности. В этих работах постепенно преодолевается ранее существовавшее восприятие личности и наследия А.Е.Кулаковского по определенным идеологическим установкам. В наши дни, исследователи отмечают необходимость "принципиально новой постановки вопросов изучения биографии и творче- н ской эволюции и как следствие этого - проблема периодизации его творчества".

К сожалению, сам поэт не оставил собственноручно написанной автобиографии, воспоминаний, за исключением отрывочных дневниковых записей. Его ученик и друг А.И.Софронов предпринял первую попытку составления биографии в докладе, посвященном 25-летию литературно-художественной и научно-исследователь-ской деятельности А.Е.Кулаковского. Этот источник для нас ценен тем, что составлен современником писателя. В нем очевидно стремление воссоздать творческий путь поэта. А.И.Софронов дает некоторые сведения из частной жизни, описывает отношение народа саха к своему первому поэту.

Из ранее существовавших работ в изучении вопросов наследия и личности А.Е.Кулаковского следует особо подчеркнуть работы профессора Г.П.Башарина. При этом мы имеем в виду не только его монографию "Три якутских реалиста-просветителя" (1944), но и его статьи, в которых впервые более подробно дается жизнеописание писателя и определяется его творческий метод.

Жизненному и творческому пути А.Е.Кулаковского посвящена монография доктора исторических наук Е.Е.Алексеева "0ксекулээх 0лексей" (1966), которая является единственной работой обобщающего критико-биографического характера.

Вилюйский период жизни раскрывают статьи известного лингвиста М.С.Иванова-Багдарыын Сулбэ.

Наиболее сложные вопросы жизни и творчества А.Е.Кулаковского освещает учебное пособие профессора Н.Н.Тобурокова "0ксекулээх 0лексей олоун уонна айар улэтин урдук уорэх кыЬатыгар уерэтии" (2001). В этих трудах постепенно преодолевается односторонний подход через призму социалистического реализма на жизнь и творчество А.Е.Кулаковского. Его биография в них дана кратко и в основных моментах, значительных для характеристики его творчества и политических взглядов. Таким образом, несмотря на определенную степень изученности данной проблемы, в настоящее время не располагаем развернутой работой, освещающей

Покатилова Н.В. А.Е.Кулаковский: проблемы историко-литературного и теоретического изучения // Наука и образование. - 2002. - N 2. - С. 14-17. достаточно полно биографию и творчество поэта, написанной с позиций новых эстетических требований в условиях деполитизации общества. Поэтому назрела необходимость дальнейших биографических исследований и научного анализа результатов обширной литературной, научной и общественной деятельности А.Е.Кулаковского.

Современный биограф А.Е.Кулаковского до недавнего времени был вынужден действовать в весьма ограниченных источниковедческих рамках. Его научные труды и литературные произведения в достаточно полном объеме издавались только до 1978 г. и стали библиографической редкостью, к тому же, изданные в советское время, они проходили цензурную обработку. Известно также, что часть произведений и научных трудов А.Е.Кулаковского после его смерти была утеряна. Ещё до конца не выявлена его переписка и многие, относящиеся к нему прямо или косвенно, архивные документы, разбросаны по многочисленным периодическим изданиям воспоминания о нем.

На сегодня, в работе над данным исследованием, расширилась её источниковедческая база за счет материалов, ранее хранившихся в закрытых фондах архивов. Благодаря этим документам, иначе освещаются многие события прошлого, по-новому воспринимается жизнь и творчество А.Е.Кулаковского. Кроме того, настало время пересмотра и анализа ранее известных материалов.

Таким образом, научно-биографические исследования, осуществляемые в целях создания обобщающего труда о А.Е.Кулаковском, назревшая необходимость познания "подлинного" 0ксекулээха путем ухода от мифов и легенд в интерпретации жизни писателя, создание научной биографии на основе всего комплекса исторических и литературных источников определяют актуальность темы диссертации. В связи с этим обретает насущную потребность задача интенсивных источниковедческих поисков в архивных и книжных фондах, обеспечивающих необходимую полноту и объективность в освещении биографии поэта и ученого.

Как всякое крупное явление в жизни народа, творческое наследие и сама личность А.Е.Кулаковского принципиально неоднозначны, и оценивались неодно- значно. При составлении научной биографии необходимо разобраться в вопросах длительной дискуссии вокруг имени поэта, опираясь на документально подтвержденные факты, что позволит объективно.оценить его жизнь и деятельность.

Актуальным является также установление новой биографической периодизации, без которой невозможно построение научного жизнеописания поэта.

В жизни А.Е.Кулаковского с достаточной отчетливостью выделяются пять основных периодов, основанных на принципе, отражающем как коренные повороты в его биографии, так и изменения в обществе. Данный принцип заключается в том, что внешнее, то есть жизнь общества, намного глубже и разностороннее отражается в биографии выдающейся личности. Однако внутренние, субъективные моменты биографии такой личности в силу ее неординарных духовных начал, полностью не растворяются во внешних явлениях общественной жизни, хотя могут в определенной степени исходить из объективной действительности. В этой связи следует отметить, что сложность изучения биографии в советское время заключалась главным образом в одностороннем стремлении биографов подчинить личностные аспекты явлений жизни человека ходу развития общественных идей.

Охватить в полном объеме факты и обстоятельства личной и творческой биографии в пределах кандидатской диссертации практически невозможно. Поэтому объектом диссертационного исследования стали основные факты жизни А.Е.Кулаковского.

Цель диссертации - путем исследования и систематизации документов, на основе выявления и уточнения исторического контекста создания художественных произведений и научных трудов выстроить наиболее полную научную биографию А.Е.Кулаковского и дать представление о многогранной личности основоположника якутской литературы в историко-культурологическом аспекте.

Реализация цели диссертации предполагает решение следующих задач: - выявление новых документов и материалов в архивных и книжных фондах, относящиеся к А.Е.Кулаковскому, его окружению, ввести их в научный оборот;

7 рассмотрение художественных произведений и научных трудов А.Е.Кулаковского, систематизация материалов литературной критики по его творчеству в качестве источников для создания биографии; изучение местной прессы с начала XX века для поисков неизвестных текстов и выявления откликов на жизнь и творчество поэта; систематизацию собранного и проанализированного материала жизни и деятельности и создание научной биографии А.Е.Кулаковского.

Методологическую основу исследования составляет системно-комплексный подход в изучении явлении литературы, что одновременно предполагает следование принципам и методам конкретно-исторического и типологического анализов. Важнейшей особенностью системного анализа М.Б.Храпченко считает "раскрытие внутренних связей отдельных компонентов различных социальных феноменов, исследование их структурного единства". При этом он подчеркивает, что "системные связи предполагают определенную общность генезиса литературно-художественных явлений и их функций". Данный принцип методологически важен и для проведения биографических изысканий, так как определяет полноту охвата всех видов биографических источников: художественные тексты, эпистолярное наследие, мемуары, архивные документы и т.д.

Системное изучение литературных явлений невозможно отделить от их исторического исследования. Поэтому для обеспечения научной объективности исследования и выводов в работе над диссертацией существенным становится конкретно-исторический принцип. Историзм литературоведческого исследования, по определению А.С.Бушмина, - это "прежде всего конкретность рассмотрения изучаемых литературных явлений как в их внутренних связях, взаимоотношениях друг с другом, так и в их обусловленности всеми факторами данного конкретно-исторического 2 Проблемы методологии системного исследования. - М., 1970.

Мейлах Б.С, Высочина Е. Проблемы комплексного подхода к изучению художественного творчества. - М., 1980. - 40 с. 3 Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы //Контекст-75: Литературно- теоретические исследования. - М., 1977. - С. 38-39, 56. й. момента". Историзм заключается "в анализе самих литературных явлений, в раскрытии причинно-следственных внутренних и внешних связей, в конкретно-исторической обусловленности их генезиса и развития" . Таким образом, принцип историзма выступает важнейшим критерием при построении биографии писателя.

Современное литературоведение находится на стадии пересмотра многих устоявшихся концепций, в том числе и концепции биографического метода. В последние годы возникает понятие "биографики (или науки о биографии) как дисциплины гуманитарного цикла", служащей для обозначения теоретических и методологических особенностей практики биографического письма. В работе А.Л.Валевского "Биографика как дисциплина гуманитарного цикла" определено, что биографика включает в себя онтологию биографического знания, исследование основных понятий и процедур биографической реконструкции и рассмотрение особенностей герменевтических ситуаций, составляющих биографический опыт.

Свою лепту в изучении биографического метода внес академик Д.С.Лихачев. В статье "Закономерности и антизакономерности в литературе" он подчеркнул: "Всякое явление окружено как бы аурой, в которой совершаются случайности и за пределы которой они не могут выходить. Допустим, гениальный писатель может родиться в самой различной среде, но в среде все ж своей эпохи. Он может получить различное воспитание, однако опять таки своего времени, а если он принадлежал к определенной среде (к определенному сословию, классу, профессии своих родителей и пр.), то здесь вступают в силу не только законы возможного, но и законы вероятности. . . Допустим, писатель в известной мере случайно может приняться за тот или иной сюжет, но все же сюжет будет зависеть от его мировоззрения, воображения, склонностей и т.д." 4 Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. - Л., 1969. - С. 118-119, 123.

Валевский А.Л. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла// Лица: Биографический альманах. 6. М. - СПб., 1995.

Лихачев Д. С. Закономерности и антизакономерности в литературе // Рус. лит.. - 1990. - N 1. - С. 3-6.

В европейской науке о литературе биографический метод как определяющий момент творчества писателя впервые был применен французским критиком Ш.О.Сент-Бёвом в 1836 г. Далее нашел применение в работах И.Тэна, Г.Брандеса, Р. де Гурмона. Определение биографического метода в современной зарубежной литературе дала в 1979 г. известный литературный критик З.А.Шаховская. В предисловии к своей книге "В поисках Набокова" она написала: "Я принадлежу к тем, которые верят, что жизнь писателя неотделима от его творчества, что они необходимо складываются вместе... и что нельзя понять его произведения, игнорируя его биографию".

В России же факты, связанные с биографией, служили своего рода подспорьем для объяснения тематики произведений, основных мотивов и образов. Новое в теоретической разработке биографической темы в литературоведении появилось в 1927 г. с выходом в свет работы Г.О.Винокура "Биография и культура" . Наперекор концепциям дореволюционной "биографической школы" автор придерживался того принципа, что "в биографии ...внешнее, только знак внутреннего и вся биография вообще - только внешнее выражение внутреннего".

Личную жизнь человека Г.О.Винокур относит, наряду с искусством, наукой, политикой и прочими формами культурной жизни, к особой области творчества. Автор книги особо подчеркивает, что научный подход к биографии писателя должен вытекать из собственной природы ее предмета и опираться на недопустимость любых подходов, навязанных "сверху".

О проблеме писательской биографии в разное время писали Ю.Н.Тынянов, Б.В.Томашевский, В.В.Виноградов, С.Аскольдов, М.М.Бахтин, И.А.Груздев, Ю.М.Лотман и др.

В конце 20-х годов началась сокрушительная критика биографического метода, как якобы утверждавшего восприятие биографии писателя вне социальной зависимости как основы литературно-художественного творчества. Марксистское

Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения. - М., 1991. - С. 10 Винокур Г.О. Биография и культура. - М., 1927 - С. 26.

10' литературоведение, изучая биографические элементы в качестве одного из источников художественного образа, признавала биографический метод только как один из приёмов исследования, и, выявляя социальный облик писателя, любые попытки связать творчество с его внутренним миром, индивидуальностью, судьбой объявляло буржуазными шатаниями, идеализмом, фрейдизмом.

Как было выше упомянуто, в последнее время биографический метод начал получать своё развитие, но особое внимание в нем исследователи обращают творческой индивидуальности писателя. К сожалению, проблема формирования личности писателя, прежде чем ему стать творцом, ими почти не поднимается. А ведь это является краеугольным камнем для понимания творческого облика, всей жизни и всего творчества художника.

Тут уместно упомянуть работу В.И.Батова "Другому как не понять тебя?" , где автор так объясняет тему своей работы: "Тема ее - в недавнем прошлом табу- текст как источник информации о психологических особенностях автора. Осмелимся утверждать: в отечественной научно-популярной литературе работ по этой теме ещё не было. Да и не могло быть: ведь совсем недавно не поощрялся "экскурс" читателя в психологию маститых авторов и не только их. Желание "понять другого" было под запретом."

Таким же сложным, как выявление имманентных свойств личности, является вопрос о соотношении жизненных реалий и творчества. Ещё В.Жуковский писал о неразрывной связи между переживаниями автора и его поэзией: "И для меня в то время было

Жизнь и поэзия одно".

В якутской же поэзии А.И.Софронов в 1921 г. просил: "При рассмотрении и разборе моих стишков убедительно прошу обращать внимание на дату, т.е. ко- гда они написаны, и судить о содержании, согласуя тому моменту...

Батов В.И. Другому как не понять тебя? - М., Знание, 1991. - С.2 10 Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.28, д.47, л.2

Таким образом, чтоб понять отношение писателя к жизни, миру, его душевный склад, истоки творческой индивидуальности, современной филологии необходимы познания в области психологии, философии, генетики.

В якутском литературоведении вопрос о неразрывной связи характера, духовного облика, судьбы и творчества писателя как самостоятельная тема исследования до последнего времени поднимался редко. Следует отметить, что есть целая серия работ о жизни и творчестве таких писателей, как А.И.Софронов, Н.Д.Неустроев, П.Ойунский, Эрилик Эристиин, Амма Аччыгыйа, Элляй, К.Урастыров, Н.Заболоцкий, Сем.Данилов, Софр.Данилов, И.Гоголев, Далан.

Однако в этих работах специальные исследования биографии писателей не ставились главной проблемой монографий. Во-первых, их творческий путь, за исключением А.И.Софронова, начинался со второй половины 20-х и в 30-40-е годы: они были и остаются писателями советского периода истории литературы, когда основные направления и методы творчества в целом опирались на стабильные идейные тенденции общественной жизни. Во-вторых, ряд названных работ был создан современниками писателей, что способствовало представлению в монографиях очеркового жизнеописания или воспоминаний личного характера. В-третьих, научные исследования жизни и творчества ряда якутских писателей на сегодняшний день могут считаться не полными именно по причине отсутствия научной биографии А.Е.Кулаковского. Они - продолжатели и защитники философских идей основоположника якутской литературы в 1920-1990-е годы: А.Софронов, современник А.Е.Кулаковского; Н.Заболоцкий и Далан, чьи творческие пути так же, как и А.Софронова, прошли через репрессии 1930-х и 1950-х годов; Семен и Соф-рон Даниловы, видные общественные деятели, придерживавшиеся концептуальных принципов справедливости и полноты художественного отражения исторической судьбы и самобытной культуры народа.

Такая крупная фигура, как основоположник якутской литературы, А.Е.Кулаковский не оставался без внимания биографов. Первая работа о том, что прежде чем стать носителем эстетических ценностей, он сформировался как лич-

12 ность, принадлежит Е.Е.Алексееву, автору монографии о жизни и творчестве А.Е.Кулаковского. В период обновления устоявшихся взглядов и традиционных подходов к истории якутской литературы Н.Н.Тобуроков издал учебное пособие о наиболее сложных вопросах изучения жизни и творчества А.Е.Кулаковского. На основе введенного им в научный оборот дневника писателя сеимчанского периода он показал духовный облик поэта в связи с его творчеством.

Тем не менее, в якутском литературоведении, когда рассматривались истоки творчества А.Е.Кулаковского, биографы ограничивались констатацией влияния устного народного творчества и русской литературы. Такие главные истоки творчества любого художника, как генетическая предрасположенность, воспитание, влияние семьи и окружающего мира, не рассматривались по причине "...разрушительной для литературы...методологии, в которых сильны тенденции "редукционизма", т.е. »13 сведения сложного к простому...

Следует отметить недостаток работ по проблемам научной биографии . В ряде вышеуказанных работ научная биография рассматривается в системе других биографических жанров (В.Н.Коновалов, Н.А.Бугрина, В.Есенков). К настоящему времени приоритетными в определении научной биографии являются концепции

В.Я.Лакшина и А.А.Демченко. В.Я.Лакшин в своей работе "А.Н.Островский:

Проблемы научной биографии" пишет, что научная биография писателя есть осно-

Алексеев Е.Е. вксекулээх влексей (А.Е. Кулаковскай): Олодун уонна айар улэтин туЬунан: (1877-1926) /Ред. Н.М. Заболоцкай; Худож. B.C. Парников. - Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1966. - 292 с.

Тобуроков Н.Н. Эксекулээх Элексей олодун уонна айар улэтин урдук уерэх кыЬатыгар уерэтии. - Дьокуускай: Кудук, 2001. - 109 с. 13 Лихачев Д.С. "Принцип дополнительности" в изучении литературы// Рус.лит.-Л., 1991- N3. - С. 36-37. 14 См.: Рыбников Н. Биографии и их изучение. - М.,1920; Биография как историческое иссле дование (обсуждение темы) // История .СССР. - 1970. - N4. С. 231-242; Шахматов Б.М. К вопросу о биографическом аспекте в историко-философских исследованиях //История фило софии и марксизм. - М., 1976; Жуков Д. Биография биографии. Размышления о жанре. - М., 1980; Есенков В. Только достоверность //Литературная газета. - 1986. - N40; Бугрина Н.А. Документальное биографическое повествование и его жанры//Факт, домысел и вымысел в ли тературе. - Иваново, 1987; Хандрос Б.М. Всматриваясь в лица. - Киев, 1988; Сивогривова А.А. Биографические жанры в литературе: история и теория. - Ростов н/Дону, 1989; Конова лов В.Н. Система жанров биографической прозы//Документальное и художественное в литера туре. - Иваново, 1994;

13 ванное на фактах, подвергнутое критическому изучению и документальной проверке, хронологическое исследование жизни автора в свете основного пафоса его творчества и идейно-художественной эволюции . В 1994 г. вышла работа А.А.Демченко "Научная биография писателя. Проблемы изучения" , где он констатирует, что научная биография представляет собой широкое научно-документальное описание жизни изучаемого деятеля, и ставит перед собой две задачи: последовательно-хронологическое изложение жизни и обобщающее исследование. А.А.Демченко отмечает, что в научной литературе нет не только систематического изложения теоретических проблем биографии, но даже соответствующего указателя литературы. Единственными библиографиями на эту тему продолжают оставаться справочники Н.Рыбникова "Изучение биографии" (М.,1922) и Н.Пиксанова "Два века русской литературы". (МЛ924).

Интересное определение научной биографии дает Н.А.Варганова: "Научная биография писателя является литературоведческим исследованием, осуществляемым посредством критического анализа источников и выявляющим своеобразие творческой личности художника в её конкретно-исторических связях с эпохой и общест- о «"17 венной средой

На сегодня незначительно количество созданных научных биографий. Под таким названием вышел лишь четырехтомник о Н.Г.Чернышевском . Другие авторы пользуются более распространенным обозначением "Биография", "Жизнь и творчество", "Жизнь", "Летопись жизни и творчества", "Энциклопедия жизни и творчества", "Материалы для биографии", "Критико-биографический очерк", "Научно-популярная биография". Из вышеназванных изданий "Летопись" и "Энциклопедия" выполняют функции справочника, представляя собой перечисление основ- 15 Лакшин В.Я. А.Н.Островский. Проблемы научной биографии. Автореферат дис... докт. фи-лол. наук. - М., 1981. - С. 3. 16Демченко А.А. Научная биография писателя: проблемы изучения. - Саратов, 1994. - С. 68 17 Варганова Н.А. Д.Л.Мордовцев: Проблемы научной биографии периода 1840-1880-х годов. Дис... канд. филол. наук. /Саратовский гос. пед. ин-т. - Саратов, 1997.

Демченко А.А. Н.Г.Чернышевский. Научная биогр. [В 3-х ч.] - Саратов: Изд-во Сар. унта. Изд. - выходит с 1978 г. 306с.

14 ; ных дат в хронологической последовательности без биографического изложения. "Критико-биографические очерки" и издания типа "Жизнь и творчество" в основном освещают творческий путь. Биография в них представляется как фон для анализа творческой деятельности. К биографическим работам относятся "Материалы для биографии" и "Научно-популярные биографии". Но отличие их от научной биографии в том, что "Материалы" включают в себя разнообразные документы как источник для изучения биографии, а научно-популярные биографии озадачены популяризацией имени конкретного человека среди читателей.

Интерес для исследователей представляет сопоставление научных и художественных биографий, хотя они и являются равноправными жанрами. Одни исследователи видят перспективность, богатейшие возможности научной биографии в раскрытии личности (Н.Ф.Бельчиков, Е.И.Покусаев). Другие определяют научную биографию чисто информационным материалом для специалистов (Е.Муза, И.Янская, В.Кардин). Третьи говорят о возможности слияния научности и художественности (И.Л.Андронников, Б.И.Бурсов, А.Гладилин).

Предмет исследования. Наиболее полное выявление архивных документов, относящихся к биографии и изучению жизни писателя, составили предмет исследования, и это обусловило его источниковедческий характер.

В данной работе биографическими источниками послужили архивные документы, мемуары, эпистолярное наследие, научные труды и художественные произведения А.Е.Кулаковского. Наиболее ценными из них являются дневники и переписка поэта как надежные источники для понимания его личности и творчества. Мемуары не уступают им по степени значительности, хотя могут быть и менее достоверными.

Известно, что в произведениях писателя отражается его личность, жизненный опыт, его биография. Поэтому произведения должны оцениваться и как факт биографии, и как источник биографических размышлений. Научные труды и про-зведения А.Е.Кулаковского в диссертации анализируются только в тех пределах,

15' которые необходимы для выполнения поставленной задачи - построения научной биографии.

Учитывая специфику жанра, в целях создания научной биографии А.Е.Кулаковского в настоящее время систематизирован обширный материал о жизни и деятельности, выявленный путем фронтального просмотра в фондах архивов и местной прессы, составлен библиографический указатель до 2002 г. Обнаружено около 1000 новых документов, в том числе не изданные произведения и научные работы. Кроме того, имеется ряд работ, предположительно принадлежащих перу А.Е.Кулаковского. Все выявленные документы будут использованы в готовящемся научном издании полного собрания сочинений в 9-ти томах, в хронологическом повествовании жизненного пути, воспроизведения событий и окружения по документам, воспоминаниям, фотодокументам. Через события, через окружение можно сделать выводы о личности А.Е.Кулаковского со своим мировоззрением, поступками и взглядами. Изучение всего комплекса биографических фактов, отраженных в выявленных документах, в их внутренней взаимосвязи предохранит от упрощения или идеализирования, вульгаризации или модернизации образа.

В настоящее время произошли коренные изменения в сознании народа, вызванные деполитизацией и деидеологизацией всех сторон общественной жизни. Этот процесс сопровождается ростом самосознания якутского народа, национально-духовным возрождением и восстановлением исторической памяти. Если литература есть выражение национального самосознания народа заключенное в слове, то крайне необходимо с современных позиций пересмотреть, переосмыслить истоки якутской литературы, т.е. жизнь и творчество наших классиков.

Еще в 1944 г. Башарин Г.П. писал: "В дореволюционной Якутии почти не было, кроме литературы, никакой другой письменной интеллектуальной культуры: ни науки, ни философии, ни естествознания. Литературное наследство Кулаковско-го, Софронова и Неустроева - это почти вся литература, вся философия, вся лингвистика, т.е вся письменная интеллектуальная культура целого якутского наро- "19 D да дореволюционного периода... . із таком широком ракурсе восприятия с пози ции применения гуманистических, общечеловеческих критериев оценки наследства классиков, в частности Кулаковского, в якутском литературоведении пока нет спе циальных работ. Есть исследования, вплотную приводящие к разрабатываемой те ме и представляющие её научно-практические истоки. Это работы Г.П.Башарина, Е.Е.Алексеева, М.С.Иванова, Н.Н.Тобурокова о жизни и деятельности, Н.М.Заболоцкого, Е.П.Шестакова, Г.С.Сыромятникова, Г.Г.Окорокова,

И.Г.Спиридонова, А.А.Бурцева, Н.Н.Тобурокова, Е.С.Сидорова, Д.Е.Васильевой, В.Н.Протодьяконова, Н.В.Покатиловой, В.Б.Окороковой, П.В.Максимовой, Л.Н.Романовой о литературном творчестве, проблематике и истоках поэзии, Н.С.Григорьева, П.А.Слепцова, Г.Г.Филиппова, И.П.Винокурова - о научных трудах по якутскому языку, Г.У.Эргиса, В.Т.Петрова, Г.М.Васильева, И.В.Пухова - о работах по фольклору и о его роли в поэзии Кулаковского, И.Е.Томского, А.В.Чугунова, М.Е.Николаева, - об экономических учениях, А.Е.Мординова, А.Г.Новикова, Августа Мурана - о философии, В.Н.Иванова, А.И.Гоголева - о работах по этнографии, И.С.Портнягина, К.Д.Уткина - о трудах по верованиям якутов, А.П.Оконешниковой, И.Е.Кириллиной - о педагогических взглядах, В.Е.Охлопкова - о социологических воззрениях и Д.Д.Саввинова -о вопросах экологии в трудах Кулаковского.

Таким образом, главная проблема предлагаемого исследования выступает, с одной стороны, актуальным и практически значимым новым направлением в якутском литературоведении, с другой стороны, представляет логическое обобщение и продолжение имеющихся работ.

Материалом для исследования послужили: документы фондов Национального архива Республики Саха (Якутия), архивов ФСБ, Якутского научного центра СО РАН, частных лиц; публикации в республиканских и улусных периодиче- 19 Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя. - Якутск: Респ. общ-во "Книга".- 1994.-С. 138.

17 ских изданиях 1908-2002 гг.; научные труды и художественные произведения А. Е. Кулаковского.

Научная новизна работы состоит в том, что:

1. Для решения поставленных вопросов разработан принципиально новый подход и методология исследования жизни и деятельности Кулаковского, заключающиеся в комплексном рассмотрении влияния менталитета народа саха, традиционных семейно-родовых, народных методов воспитания, а также наследственного фактора в становлении выдающейся личности и поэтического восприятия мира.

Впервые, опираясь на предыдущие работы о жизни и деятельности, на архивные документы и произведения А.Е.Кулаковского построена полная на сегодняшний день научная биография.

Введены в научный оборот новые документы о жизни и деятельности А.Е.Кулаковского, его ранее неизвестные произведения.

Впервые в биографическом аспекте исследованы как научные труды, так и художественные произведения А.Е.Кулаковского.

Предложена новая периодизация его жизни и деятельности.

Систематизированы и разделены на этапы материалы длительной полемики по проблемам наследия А.Е.Кулаковского.

Практическая значимость исследования заключается в том, что её основные положения и выводы имеют значение для изучения теории и истории якутской литературы и литературной критики; для освещения вопросов зарождения и развития национальной литературы в целом; в создании учебников и учебных пособий для школ и вузов республики. Научная биография А.Е.Кулаковского может быть использована как материал для лекционных и специальных курсов по истории якутской литературы, станет основой для работы над полным собранием сочинений основоположника якутской литературы.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, биобиблиографического указателя "А.Кулаковский - Оксекулээх лексей."

Творчество А.Е. Кулаковского в оценке якутской литературной критики. Вопросы периодизации

При изучении истории якутской литературной критики о творчестве А.Е.Кулаковского невозможно обойтись без группировки, систематизации фактов, без попытки выявить логическую связь исторических фактов. История многолетних споров, происходивших в якутской литературной кри тике вокруг вопросов литературного, научного наследия А.Е.Кулаковского, дана в монографиях Г.П.Башарина "Три якутских писателя-реалиста"(1944) и Г.К.Боескорова "Творчество Н.Д.Неустроева" (1965), вопросы её периодизации разработаны в работах: Е.Е.Алексеева "ксекулээх 0лексей (А.Е.Кулаковскай). Оло5ун уонна айар улэтин туЬунан (1877-1926)" (1966) и в его статье "Гримасы перестройки в изучении творчества А.Е.Кулаковского" (1993), В. Н.Прото дьяконова "ксекулээх Элексей уонна "Ойуун туулэ" поэма кэм-кэрдии дьуулугэр" (1994), Е.С.Сидорова "Сон шамана" - памятник общественной мысли в Якутии" (1994), В.Е.Охлопкова "Социологические воззрения А.Е.Кулаковского и их реализация в социальных процессах Республики Саха (Якутия)" (2001), Н.Н.Тобурокова "ксекулээх лексей олоун уонна айар улэтин урдук уерэх кыЬатыгар уерэтии" (2001).

Г.П.Башарин в своей монографии пишет, что история отношения к наследию Кулаковского в послеоктябрьское время имеет два периода. Первый период -1924-1927 гг., основной недостаток которого в том, что не было дано марксистко-ленинского анализа его творчества, а заслуга в том, что в этот период собраны и изданы основные литературные произведения и научные работы Кулаковско-го. Второй период - 1927-1938 гг., когда стали "обращать внимание на изучение Кулаковского, его творчества", но в данный период все же превалирует негативное отношение, в том числе и Н.Н.Окоемова, которые "много потрудились над тем, чтобы предать забвению Кулаковского, а вместе с ним и других прогрессивных деятелей якутского народа .

Г.К.Боескоров в книге "Творчество Н.Д.Неустроева", дал краткую периодизацию отношений к творчеству дореволюционных писателей на самих материалах критико-литературоведческого характера, сгруппировав их по концептуальным взглядам авторов. В первую группу он относит статьи и книги, рассматривающие "идейную позицию и творческую деятельность писателя в грубо извращенном свете". Вторую группу составляют материалы "в которых, наряду с признанием высокого мастерства писателя, даны его общественно-политическим взглядам явно отрицательные оценки". К третьей группе относятся те "авторы, которые искренне стремились конкретно разобраться в действительно сильных и слабых сторонах общественно-литературной деятельности писателя, на этой основе сделать соответствующие выводы и обобщения" . Автор приходит к выводу, что частая смена оценок творчества дореволюционных писателей была "обусловлена остротой борьбы двух противоположных мнений: одни признавали большую роль этих писателей в зарождении якутской художественной литературы, а другие начисто отрицали значение их общественно-литературной деятельности в духовном развитии якутского народа. В зависимости от характера культурно-политической обстановки брала верх то одна, то другая из этих двух тенденций".

Е.Е.Алексеев, с 1955 г. по настоящее время занимающийся литературным, научным наследством и биографией поэта, в исследовании о жизни и творчестве А.Е.Кулаковского, и в статье "Гримасы перестройки в изучении творчества А.Е.Кулаковского" , впервые в якутском- литературоведении в хронологической последовательности освещает историю отношений к наследию А.Е.Кулаковского.

Итак, он пишет, что до конца 1927 г. поэт оставался признанным основоположником и классиком якутской литературы. С конца 1927 г. его творчество "стало трактоваться как воплощение средневекового мракобесия, шаманизма, пессимизма и упадничества. В 30-х годах его считали выдающимся поэтом с узконационалистической, "прояпонской" политической ориентацией, который "одной ногой стоял на феодализме", другой - "на развивающемся капитализме", другие считали, что он стоит "обеими ногами на феодализме", третьи - "обеими ногами на капитализме". В 1943 г. бюро ОК партии Кулаковскому предъявило новое обвинение - участие в борьбе против советской власти в Якутии. 1944 г. ознаменован выходом книги Г.П.Башарина "Три якутских реалиста-просветителя" и реабилитизацией имен Кулаковского, Софронова, Неустроева. 6 февраля 1952 г. бюро Якутского ОК ВКП(б) приняло постановление, в котором три писателя оценивались как выразители интересов нарождавшейся буржуазии и тойонатства. Хрущевская "оттепель" позволила принять половинчатое постановление ОК партии в 1962 г. "Об исправлении ошибок в освещении некоторых вопросов истории якутской литературы", где устанавливались границы оценки писателей - как зачинателей якутской литературы. Автор более подробно останавливается на новом витке обвинений в национализме, реакционности и участии в контрреволюции "не так далеко ушедшего от уровня фольклорного мастерства" Кулаковского. Здесь он называет имена историков Ф.Г.С афронова (Якутск), В.С.Познанского и В.А.Демидова (Новосибирск), литературоведа Г.М.Васильева. В статье "Теперь действительно не потопляем", напечатанной в данном сборнике, Алексеев впервые в якутской науке вводит термин "научная биография". Применительно к изучению биографического материала, констатирует обязательность конкретно-исторического подхода к изучаемому предмету и полный учет наличных документов.

В. Н. Протодьяконов в послесловии подготовленной и изданной им книги А.Кулаковского "Сон шамана" (1994) анализирует восприятие литературной критикой поэмы и периодизирует его 2-мя этапами: 1924-1943 и 1944-1994 гг. В I этапе поэма не была понята критиками и оценена ими как националистическое и контрреволюционное произведение. II этап начинается с выхода книги Башарина "Три якутских реалиста-просветителя", где Кулаковский определен как основоположник и классик якутской литературы. Негативное отношение к творчеству поэта, пишет автор, началось со статьи Кюндэ (Иванов А.) "Фатализм, мистицизм и символизм в произведениях якутских писателей".

Е.С.Сидоров в предисловии "Сон шамана" - памятник общественной мысли в Якутии" переведенной им на русский язык и изданной книги Кулаковского "Сон шамана"(1994) дает в хронологии краткую историю отношений к наследию Кулаковского и выступает против идеологизации творчества писателя, политизации его жизненного пути. Он тоже считает, что нигилистический подход к творчеству Кулаковского начинается со статьи Кюндэ, а основным инициатором негативного подхода к творчеству трех писателей начала 50-х годов исследователь считает первого секретаря Якутского ОК КПСС С.З.Борисова.

В.Е.Охлопков в книге "Социологические воззрения А.Е.Кулаковского и их реализация в социальных процессах Республики Саха (Якутия)" дает два периода в изучении наследия мыслителя. Советский период, когда было характерно преобладание классового подхода и постсоветский период, когда открылись возможности для беспристрастного, научного анализа его взглядов.

Изучение биографии А.Е. Кулаковского

В ноябре 1962 г. на объединенном заседании правления Союза писателей Якутии, Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР и историко-филологического факультета ЯГУ совместно с представителями общественности г.Якутска было отмечено 85-летие со дня рождения А.Е.Кулаковского. Доклады, сделанные на этом заседании, вошли в сборник статей, выпущенный в 1964 г. Статья Г.П.Башарина, предваряющая сборник, охватывает весь жизненный путь А.Е.Кулаковского. Отмечая, что в формировании мировоззрения, развития его литературной, научной и общественной деятельности решающую роль сыграли не столько личные достоинства этого человека, а сколько внутриякутская историческая обстановка, автор дает обстоятельное описание Якутии конца XIX и первой четверти XX в.в.

Главную заслугу поэта автор видит в том, что им положено начало якутской художественной литературы. Он пишет, что источниками творчества Кулаков-ского являются якутский фольклор и достижения русской науки и русской классической литературы. Чувство восхищения русским народом, его культурой "в сочетании с национальной формой и местными специфическими особенностями определяло идейно-художественное содержание поэтического творчества Алексея Елисеевича и основное направление его научно-исследовательской деятельности" . Автор констатирует, что "критический реализм, прогрессивное, демократическое стремление Алексея Елисеевича были тесно связаны с постановкой им такого общенародного вопроса, как вопрос о путях избежания якутами вымирания, угроза которого возникла при царско-тойонском строе. В попытках решить этот вопрос возникли и развивались просветительские идеи Кулаковского". 4

Исследователь более всего сосредоточен на изучении позднейшего периода жизни и творческой работы А.Е.Кулаковского. В условиях обвинений его в бело-бандитизме некоторыми историками и литературоведами, естественно желание Г.П.Башарина проследить жизненный путь поэта и ученого в это смутное для всех время и проложить своего рода "канву" для объяснения его, по терминологии тех времен, "политической биографии". Уязвимый, с точки зрения советского историка, период с 1917 по 1924 гг. анализирован им в достаточной мере, благодаря введённым в научный. оборот новым материалам о жизни и деятельности Кулаковского. Рассматривая его работу комиссаром Верхоянского округа и уполномоченным земства по Верхоянскому уезду в 1917-1919 гг., Г.П.Башарин делает заключение, что Кулаковский работал плохо, бездействовал, а под конец отказался от своих должностей. Это обстоятельство Г.П.Башарин объяснил отрицательным отношением Кулаковского к эсэровско-колчаковской власти. Далее, автор на основе изучения исторических фактов, делает следующие выводы: 2. Кулаковский 1. Только при Советской власти А.Е.Кулаковский нашел себе достойное место, и были оценены его труд, талант и способности. своевременно и правильно понял значение всего того, что сделала для него и для его народа Советская власть, сохранял лояльное отношение к ней и принимал участие в осуществлении мероприятий новой власти. 3. Кулаковский был основоположником якутской литературы, первым поэтом и ученым Якутии дореволюционного периода; он является одним из первых крупных поэтов, ученых и общественных деятелей Советской Якутии - таково историческое место А.Е.Кулаковского. 4. Проблема о Кулаковском должна быть разработана в тесной связи с борьбой за участие в строительстве коммунизма. Изучая проблемы по критическому реализму по работам крупных русских литературоведов мы должны раскрыть общие и специфические закономерности развития различных отраслей культуры у народов царской России. Именно в таком широком методологическом плане должно быть исследовано его литературное и научное наследство. К сожалению, время написания работы, когда такая методология исследования исторических процессов как конкретно-исторический подход решался целесообразностью решаемой задачи, продиктовало автору признать большинство обвинений против Кулаковского, пытаясь объяснить их лишь объективными условиями данного периода. Таким образом, в статье Г.П.Башарина те или иные факты, связанные с биографией, чаще всего служат внешним подспорьем для выявления социального и политического облика Кулаковского, который должен быть, если не участником борьбы за установление советской власти, то хотя бы сопротивленцем любой другой и лояльным к новой власти. Для подтверждения этого вывода исследователь в некоторых случаях был вынужден замалчивать факты из жизни Ку-лаковского, а в некоторых случаях сгладить суть случившихся жизненных коллизий поэта. Например, в 1964г., в условиях коммунистического давления, невозможно было признать участие поэта в 1918 г. в составлении и подписании текста приветственной телеграммы Верхоянского окружного съезда антибольшевистского содержания Якутскому областному совету. Подобные стремления сглаживания и умалчивания, а то и искажения действительных фактов объясняются не только требованиями идеологизирования жизни и творчества писателя, но и самими жизненными убеждениями автора, искреннего коммуниста. В этом плане показательно утверждение автора о том, что появление Кулаковского как поэта, ученого "объясняется не столько личными достоинствами этого человека, сколько объективными историческими условиями.

По этой причине, автор все же до конца не понял мировоззрение и творчество Кулаковского, его высочайший интеллект, энциклопедические знания, аналитический склад ума, способный через призму истории всего человечества размышлять о настоящем в глубокой связи с прошедшим и будущим своего народа. Потому и в 1992 г. Г.П.Башарин пишет о Кулаковском, что он "...не мог подняться до уровня понимания необходимости, теории, стратегии и тактики проведения социалистической революции, даже буржуазно-демократической" в силу социально-экономической, культурной и политической отсталости Ленского края начала XX в. и общего низкого уровня развития общественной мысли местного населения В этом объяснении автор ясно дает понять, что отсталость и низкий уровень развития общественной мысли касается Кулаковского тоже.

Родословная. Детские и юношеские годы. 1877 - 1900 гг

Сегодня общеизвестно, что в становлении выдающейся личности, мировоззрения писателя, его творчества первичная роль принадлежит влиянию и воздействию окружающей среды, в том числе менталитета народа, традиционных се-мейно-родовых, народных методов воспитания и наследственного фактора. Дальнейшее развитие личностного видения, философского, эстетического восприятия действительности происходит под влиянием общечеловеческой культуры.

Потому в указанном периоде, охватывающем период становления личности (1877-1900), в целях научного жизнеописания необходимо специальное внимание обратить на: генетические истоки творчества Кулаковского, воспитание в доме деда Н.А.Собакина, годы учения в инородной школе, Якутском духовном и реальном училищах, работе в Батурусской инородной управе помощником писаря. Алексей Елисеевич Кулаковский родился 4 (16) марта 1877 г. в местечке Учай IV Жехсогонского наслега Батурусского (ныне Таттинского) улуса в семье якута среднего достатка Елисея Васильевича и Анастасии Николаевны Кулаков-ских третьим ребенком. Как пишет П.А.Ойунский в своем ещё неопубликованном труде "Из царства колониального рабства в царство свободы," родоначальником рода Кулаковских был последний якутский жрец, в 1632 г. отколовшийся от своего тыгына, шаман небывалого пророческого духа - Кэрэкэн. До начала 1800 годов в роду рождались такой же силы шаманы Омуочча Мотто уйаан, Албакыын. Омуочча Мотто уйаан был старшим братом Кулун сонноох Куладьыак, в православии крещенного как Кулаковский, про которого в народе бытовала песня о задорном, странствующем, имеющем природного иноходца, одетого в шубу из шкур 9 жеребят Куладьыак. Его сын, прадед Алексея Елисеевича, Петр Кулаковский (1761-1844) несколько сроков избирался князем II Жехсогонского наслега, награжденный кортиком от царя за крупные пожертвования в поддержку родовичей своего наслега в голодные годы, был известен не только как один из крупных богачей Батурусского улуса, но и как умный, основательный, благожелательный человек. Дед будущего писателя Василий Петрович (1784-1846), примечательный мягким нравом и трудолюбием, женился на Анне (1807-1890), из рода первых якутов, овладевших русской грамотой и известных своим творческим талантом, Сивцевых. Их потомками являются кроме братьев И.Е. и А.Е.Кулаковских такие крупные представители якутской литературы как А.И.Софронов, народные писатели Суорун Омоллоон, Амма Аччыгыйа, Леонид Попов.

Рано оставшись вдовой, Анна Николаевна Сивцева-Кулаковская, вскорости обрела огромное уважение родовичей своим хватким природным умом, умением вести хозяйственные дела, чистоплотностью, доброжелательным и в то же время твердым характером. В народе бытовало несколько легенд (впоследствии подтвержденные архивными документами) о решительности, неустрашимости с сочетанием с необыкновенной чуткостью бабушки Алексея Елисеевича. Так, чтобы уберечь родовичей от несправедливого передела земли, в 1846 году, она одна, верхом на лошади по бездорожью, сумела преодолеть 270 километров в течение суток, чтоб передать в Якутске челобитную областному начальству. Как свидетельствуют архивные документы, все четыре брата Сивцевы в то время были грамотными. Потому есть основание предположить, что, понимая необходимость овладения грамотой, своего второго сына Елисея (1834-1898) Анна Николаевна женила на Анастасии Собакиной (1840-1922), внучке и дочери известных своей грамотностью до Иркутского губернатора Алексея Дмитриевича (1771-1856) и Николая Алексеевича Собакиных (1800-1889)7 .

У Елисея и Анастасии Кулаковских было четверо детей. Старшая дочь Матрена (1864-1900) в 1883 году вышла замуж за сына старосты III Жехсогон-ского наслега Прокопия Васильевича Охотина. Получивший домашнее образование, П.В.Охотин был весьма прогрессивным человеком, с мнением которого считались не только улусные родоначальники, но и областное начальство. Впоследствии он несколько сроков избирался старостой своего наслега, выборным головой Батурусского и Таттинского улусов.

Старший сын Иван (1865-1921), . известный по всей Якутии певец-сказитель. Получив домашнее образование, .он долгое время работал наслежным писарем, несколько сроков избирался старостой IV Жехсогонского наслега. Он первый голова Таттинского улуса. По сохранившимся авторским записям Ивана Елисеевича в 1995 г. вышел сборник его произведений.

Средний сын Алексей (1877-1926), основоположник якутской литературы, философ, первый исследователь в Якутии по многим направлениям науки. Он был особенно любим с детства родителями и многочисленной родней за веселый нрав, смелость и силу, быстрые ноги и талантливые руки. Младший сын Иродион (1879-1888), о необычайных способностях и физических данных умершего в 9-летнем возрасте мальчика свидетельствует надмогильный камень, на котором написано о том, что он умел читать и писать, решать сложные арифметические задачи, а также имел рост взрослого человека и поднимал тяжести тоже под силу взрослому мужчине.

Художественный талант своих детей родители развивали как могли. Поощряя с ранних лет их увлечения, приглашали знаменитых певцов и олонхосутов к себе и зимними вечерами по нескольку дней слушали сказания великих мастеров. Иногда устраивались соревнования олонхосутов. В воспитании детей родители особое значение придавали физической закалке, благо все дети были на удивление сильны и быстроноги. Родители, стремясь обеспечить своих детей в будущем, постарались всем дать, сносное для якутов того времени, домашнее образование. Дома царила атмосфера чисто якутской ментальносте: любовь к детям и уважение к родителям и старшим по возрасту, особенное отношение к матери и жене, своего рода духовный аристократизм. Неукоснительно соблюдались принципы личностной этики и свободы личности. Для якутской семьи конца XIX в. императивы Совести, Стыда и Милосердия были равнозначны с этикой Долга.

Поэт-мыслитель. Исторические корни эстетики А.Е.Кулаковского. 1910-1917 гг

Третий период (1910-1917) - период расцвета поэтического таланта, интеллектуальной зрелости, окончательного формирования собственных философских взглядов связан с переходом Кулаковского на новое русло деятельности - к учительству и отражает его пребывание у Барашкова СП. в Качикатцах, работу учителем в Вилюйске и Бодайбо; поездку в Санкт-Петербург.

Вновь найденные архивные- документы позволяют в какой-то степени выстроить хронологию жизнь и деятельность" Кулаковского в 1910 г. Из них видно, что до 23 марта он завершает строительство гражданской больницы, занимается делами подряда на проведение телеграфной линии и оформляет документы Д.Д.Обутова и И.Слепцова для участия в торгах по получению подряда на строительство Чурапчинской больницы. Сам тоже подает заявление на участие в торгах, но не участвует в них . Вместе с И.Е.Кулаковским, добился в областной продовольственной комиссии выделения для- жителей пострадавшего от жестокой засухи 1909 г. IV Жехсогона по 2 пуда муки на каждого . Об этой засухе А.Е.Кулаковский в 1912 г. писал Э.К. Пекарскому: "... Злобным ураганом пролетел голод 1909-1910 г.г. Умерло от голода около 10 человек и до 100000 голов скота, добрая половина которых приходится на Батурусский улус...".

Кроме этих фактов, до 8 июля документов, касающихся жизни Кулаков-ского, не обнаружено. Исходя из. чего, имеет под собой основание предположение о том, что в это время он, жил в Качикатцах у С.П.Барашкова, учил его детей. В упомянутом выше письме Э.К.Пекарскому он сообщает: "... учил у одного бо-гача двоих его детей за 600 рб. в год... . Житель Качикатцев А.Н. Протодьяконов вспоминает, что он тоже учился у поэта: "...С.П.Барашков пригласил из го-рода А.Е.Кулаковского для подготовки к учебе в городской школе своих детей, в том числе и меня. Я запомнил А.Е.Кулаковского рослым, выше среднего роста, широкоплечим, чернобровым, светлоглазым человеком с жесткими усами, с довольно узким подбородком. Голос у него был красивый, звучный. Был силен, легок на ногу и проворен в движениях. Готовил он нас, пятерых детей, так же, как в школе, по предметам: по которым мы должны были сдавать экзамены осенью при поступлении в городскую школу: по русскому языку, математике, географии, истории. К нам, детям, относился очень хорошо, никогда не выходил из себя, не раздражался, и объяснял исключительно доходчиво... Насколько мне известно, он занимался еще изучением якутского языка...." Резонно предположить, что в это же время, в период с начала марта .до конца июня, была написана поэма "Сон шамана", поскольку, со.гласно архивным документам, А.Е.Кулаковский в 1910 г. жил в Качикатцах только в это время.

Человек, создавший произведение такого высокого интеллектуального уровня, несомненно, сам обладал широкой эрудицией, ярчайшим аналитическим умом мыслителя. Публицистические произведения А.Е.Кулаковского, частная переписка, архивные документы свидетельствуют о целенаправленном, глубоком изучении им литературы по проблемам философии, социологии, истории, правоведения, литературоведения, экономической науки. Известно, что будучи писарем Батурусского улуса, он читал труды А.Смита, Дж.Милля, Мейера, Т.Мальтуса, К.Маркса и др. экономистов, Моргана, Ницше и др. философов, имеющиеся в богатой библиотеке доктора П.Н.Сокольникова: Опираясь на приобретенные знания, на силу своего таланта, он в поэме соотнес историческую судьбу своего народа с судьбой русского и других народов мира. Егор Дмитриевич Кулаковский, народный сказитель, друг детства и юности А.Е.Кулаковского, в своих воспоминаниях о Кулаковском пишет: "...Он в корне изменился к окончанию учебы. Все время. занимался сочинением песен. Сложил песню о заводах и фабриках.. Читал нам отрывки из этой песни и говорил: "Из-за таких вот фабрик и заводов грядет великий раздор..." Судя по этому, "Сон шамана" появилось не по внезапному вдохновению: поэт-философ поднял в этой поэме проблемы, которые занимали его давно. По воспоминаниям Амма Аччыгыйа, Н.М.Заболоцкого и др., и судя по тексту "Сна шамана" записанного в 1913 г. в тетрадь С.А.Новгородова, видимо, с времени создания поэмы в 1910 г. А.Е.Кулаковский собственноручно переписывал поэму "Сон шамана" и дарил знакомым. Поэма получила широкое распространение среди народа, более того, Алексей Елисеевич в гриме исполнял поэму со сцены в виде моноспектакля. Интересен и приводимый ниже факт, подтверждающий о широком хождении в народе произведений А.Е.Кулаковского в рукописях. В 1916 г., С.Ф.Ксенофонтов, впоследствии научный корреспондент Института языка и литературы, будучи на приисках,, пфеписал из рукописи некоего Т.Попова, произведение Кулаковєкого "Дары реки Лены". В скобках на русском языке было отмечено "Дары Лены. Подражание "Дарам Терека" Лермонтова". По сведениям Ксенофонтова, Т.Попов в свою очередь, переписал поэму из рукописи самого автора в том же 1916 г. Здесь необходимо сделать некоторые разъяснения по поводу изданий поэмы "Сон шамана" в разные годы, впервые опубликованной в сборнике Кулаковского "Ырыа-хоЬоон", изданной в 1924 г. Текст поэмы, написанный собственноручно автором, не обнаружен, что стало поводом для некоторых инсинуаций в следую щих изданиях данного произведения. В дневнике, написанном в 1923-1924 .годах в Сеймчане, Кулаковский сделал запись о том, что он в феврале 1924 г. дописывал и переписывал "Сон шамана". Таким образом, изданная непосредственно с его участием в 1924 г. текст поэмы является авторским каноническим текстом, и ни при каких условиях не должен быть изменен ни структурно, ни текстуально. . Иначе это будет называться вторжением в авторское право, которое охраняется законом.

Похожие диссертации на Научная биография А. Е. Кулаковского : Личность поэта и его время