Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая личность поэта в советской поэзии Дементьев Валерий Васильевич

Творческая личность поэта в советской поэзии
<
Творческая личность поэта в советской поэзии Творческая личность поэта в советской поэзии Творческая личность поэта в советской поэзии Творческая личность поэта в советской поэзии Творческая личность поэта в советской поэзии Творческая личность поэта в советской поэзии Творческая личность поэта в советской поэзии Творческая личность поэта в советской поэзии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дементьев Валерий Васильевич. Творческая личность поэта в советской поэзии : ил РГБ ОД 71:85-10/43

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Творческая личность поэта и принцип народности 32

Глава 2 . Творческая личность поэта и критерий "социальной красоты" 103

Глава 3. Творческая личность поэта и щшство эстетического и этического идеала 179

Глава -4 . Обцщственно-исторический прогресс и эстетическое богатство советской поэзии 257

Заключение 344

Список основной использованной жтературы и источников 354

Введение к работе

Понятие творческой личности - исторически сложившееся понятие, изучаемое комплексом философских, искусствоведческих, литературоведческих и ряда других научных дисциплин. В своем реальном бытии творческая личность образует диалектическое единство общего, особенного, единичного и поэтому в творчестве выступает в качестве "зеркала" социально-общественных отношений и в качестве "действователя",духовное богатство которого определяется в конечном счете богатством его действительных отношений и связей с обществом.Этот диалектический процесс обуславливает необычайную сложность природы становления художнической индивидуальности. Исследование этой природы органически сопряжено также и с более общей проблемой личности. Всесторонне развитая личность,как вновь и с большой глубиной было отмечено на ХХУІ съезде партии, ноябрьском (1982) и июньском (1983) Пленумах ЦК КПСС, является целью высшей фазы общественного развития - коммунизма. Формирование такой новой личности, сочетающей в себе духовные богатства, моральную чистоту и физическое совершенство,-важнейшая цель коммунистического строительства.Эта общая ситуация является определяющей для становления творческого дарования.

Предметом исследования в диссертации является творческая личность поэта, которая не только многообразно реализуется в произведениях,но и обладает определенным типом мировосприятия и художественного мышления. Выявление этих типологических особенностей - задача необычайно важная в свете системного изучения литературы социалистического реализма.

Как известно,научная концепция формирования гармонического человека, его роста и духовного богатства была дана марксизмом-

_ 4 -ленинизмом. В домарксистской философии этот вопрос решался чаще всего в рамках иллюзорно-идеалистического сознания. Однако в этих системах были и определенные позитивные наблюдения и обобщения, имевшие значение известных идейно-теоретических предпосылок марксистско-ленинского учения, о всестороннем развитии личности. В качестве одной из таких предпосылок выступает проблема "цельного" человека, многосторонне поставленная немецкой классической философией. Немецкие философы и поэты создали, как это уже отмечалось в литературе, одну из грандиознейших эстетических утопий - идеал гармонической личности. Так, Шиллер и Гёте выдвинули положение о том, что свободная "цельная" личность -это важнейший компонент развития литературы и искусства. Однако, отчетливо сознавая, что разделение труда и процесс отчуждения в буржуазном обществе враждебны такой "цельной" личности, что V..вечно прикованный к отдельному малому обломку целого, человек сам становится обломком", немецкие философы и поэты видели единственное средство восстановления утраченного единства и развития многообразия духовных, творческих, физических качеств человека в эстетическом воспитании.

Социально-утопический, идеалистический характер этой концепции Маркс и Энгельс отметили в "Немецкой идеологии", подчеркнув, что в результате такого заведомого абстрагирования "цельной" личности от действительных условий" и стало возможным пре-

2)

вратить всю историю в процесс развития сознания .

  1. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека.- Собр. соч.:В 7-й т.- М.: Гослитиздат, 1957, т.6, с.302.

  2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.З, с.69.

Только тогда, когда революционный пролетариат выходит на историческую арену и становится действователем и сознательным двигателем истории, подлинное богатство человека и его "цельность" перестают быть эстетической иллюзией.

Великая заслуга классиков марксизма-ленинизма состоит в том, что на основе материалистического понимания истории они доказали, что проблема цельной личности может быть решена только при условии ее включения в более общий контекст исторических связей и общественных отношений, - лишь в результате социалистического преобразования общественной жизни. Только в социалистическом обществе идеал "цельной" личности перестает "быть утопическим идеалом, он становится могучим средством в деле формирования нового и всесторонне развитого человека.

Положения о подлинном богатстве и всестороннем развитии творческих сил личности как определенной "самоцели" коммунизма начертаны в трудах основоположников марксизма. Ибо коммунизм -это такой общественный строй, при котором "свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех' К

С первых дней Октября идея равноправного, духовно развитого человека, свободного от эксплуатации, от социального и национального гнета, оказывала огромное воздействие на рабочий класс, на всех трудящихся нашей страны. И чем дальше, тем значительнее и глубже было это воздействие, потому что социалистическая революция, предоставив свободу трудовому народу, одновременно обеспечивала права и свободы человека во всех областях общественной жизни, открывала путь к всестороннему развитию человеческой личности.

I) Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик.-4/1. :10рид.лит., 1980, с. 10.

В письме ЦК РКП(б) 0 Пролеткультах, принятом I декабря 1920 года, было особо отмечено, что Центральный Комитет нашей партии "ценит и уважает стремление передовых рабочих поставить на очередь вопросы о более богатом и духовном развитии личности и т.п.,т1)

Как известно, это письмо, опубликованное в "Правде" по инициативе В.И.Ленина и составленное по проекту его резолюции, сыграло огромную роль в строительстве новой социалистической культуры, в критическом освоении духовных ценностей и богатств "старой" культуры. В этом письме суммирован многолетний опыт борьбы нашей партии и ее вождя В.И.Ленина с вульгарно-социологическими и идеалистическими установками по проблемам личности.

Письмо ЦК РКП(б) было принято в тот период, когда миллионы людей возвращались к мирному труду, когда в нашей стране началось строительство социализма. Именно об этом периоде В.И.Ленин говорил, что необъятно велика разбуженная партией жажда рабочих и трудящихся крестьян к образованию и культуре.

Огромный вклад в теорию научного коммунизма, сделанный вождем нашей партии, заіслючается в том, что В.И.Ленин выявил решающее влияние нового коммунистического отношения к труду, новой коммунистической морали на человека, на его "перековку", на действительно новое обогащение личности в стране, строящей социализм.

Сложность конкретной общественно-исторической обстановки

I) Резолюция ЦК РКП(б) о Пролеткультах. I декабря 1920.-В кн.: Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.-М.:Политиздат, 1970,

заключалась в том, что в области культуры и, в частности, литературы первых послереволюционных лет действовали и одновременно проявлялись две крайние силы, две тенденции: нигилистическое отношение к культурному наследию со стороны пролеткультовцев, футуристов и других радикально настроенных молодых художников и / апологическое отношение к этому наследию со стороны многих представителей художественной интеллигенции и старой профессуры.

Вопрос о формировании новой личности мог решаться только так, как ставил его В.И.Ленин, ставила Коммунистическая партия: освоение и одновременно критическая переработка культурного и художественного наследия, созданного всем развитием человечества. Только на этом пути творческая личность могла реализовать себя, проявить свою индивидуальность.

Развитием ленинских идей являются решения ХХУТ съезда КПСС, Ноябрьского (1982) и Июньского (1983) Пленумов Центрального Комитета партии, В этих решениях четко определена та роль, которую играет художественное творчество в жизни общества развитого социализма и нравственном обогащении советского человека.

"В партийном руководстве развитием культуры, - говорится в Постановлешш Пленума ЦК ШСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партииV - необходимо органически сочетать бережное, уважительное отношение к таланту с высокой принципиальностью и требовательностью". Постановление Пленума ЦК КПСС особо подчеркивает роль марксистско-ленинской критики, которая является главным методом влияния на художественное творчество, на творческую личность и которая должна быть не только

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - Ї/Ї.: Политиздат, 1983, с.76.

активной, чуткой, внимательной к поиску художественной личности, но и по-партийному взыскательной, требовательной, непримиримой к идейным ошибкам, к художественно слабым, невыразительным произведениям. В выступлении Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В.Андропова указывалось на необходимость эстетического воспитания человека со школьных лет, чтобы он на всю жизнь приобретал "чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству". '

Поскольку вопросы формирования личности являются глобальными вопросам всей нашей общественно-политической и творческой жизни, мы должны вновь обратиться к сокровищнице ленинских идей, в частности, к тем положениям З.И.Ленина, в которых раскрывается роль и назначение идеала.

Еще в начале века В.И.Ленин призывал показывать демократический и социалистический идеал "во всем его величии и во всей

его прелести" . И тем самым показывать "самый близкий, самый

прямой путь к полной, безусловной, решительной победе". Это означает, что социалистический идеал должен являть собой образ красоты нового социального общественного строя, который обеспечивал бы людям труда, свободным от эксплуатации и угнетения, подлинно демократические права, прочную уверенность в будущем, широкий доступ к знаниям, развитие духовных и творческих интересов. Очевидно, что "величавое", "возвышенное", "прекрасное" -

  1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. - М.Политиздат, 1983, с.18.

  2. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции.- Поли.собр.соч., т.II, с.103.

  3. Там же.

это эстетические категории, в которых отражается характер и процесс движения, реализации социального совершенства.

Следует подчеркнуть, что такое соответствие эстетического идеала общественному идеалу характерно только для прогрессивных форм организации общественной жизни. Эстетический идеал - одна из сторон отношения личности к миру, это весьма существенная часть общественного идеала, в котором находит свое выражение представление о гармоническом устройстве жизни и совершенстве человеческого бытия. И в ленинском высказывании понятие "идеал" имеет ценностное, общественно-эстетическое значение, ибо Ленин призывал видеть и показывать во всем величии и во всей красоте новый социально-общественный строй и пути его утверждения в России.

"Человеку нужен идеал, - говорил В.И.Ленин, - но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный". І/Ідеал должен рождаться из самой общественной практики человека, из его активного отношения к миру; он должен вести человека по пу-ти социального прогресса, окрылять его, звать вперед. Именно такому общественно-эстетическому идеалу В.И.Ленин придавал самое серьезное значение. Об этом он и говорил вновь, когда выделял другую функцию общественно-эстетического идеала, а именно -Формировать"всесторонне развитых и всесторонне подготовленных

людей, которые умеют делать всё".

  1. Ленин В.И. Философские тетради. - Полн.собр.соч., т.29, с.56.

  2. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. - Там же, т.41, с.33.

- 10 -В настоящей работе исследуются ведущие тенденции современного поэтического процесса. Автор - на широком литературно-историческом фоне, - стремится рассмотреть такие явления литературы, в которых, во-первых, творческая личность выступает наиболее ярко и печать индивидуальности с особой силой сказывается на всех творениях, и, во-вторых, эта личность как бы кристаллизует, концентрирует в себе ведущие проблемы поэтического процесса, в котором отражена эпоха революционного переустройства жизни. И, наоборот, история советской поэзии соотносится с творчеством тех или иных поэтов, о которых идет речь в данном исследовании, как общее ! и особенное. Автор предпринимает попытку соединить исторические и I теоретические начала в исследовании советской поэзии. Иначе ска-\ зать, основным композиционным принципом построения материала является принцип, в котором историческое тесно связано с теоретическим (логическим).

При этом автор опирается на принципы ленинской теории отражения, в соответствии с которой художественное произведение рассматривается и как картина мира, и как объективация внутренней жизни ее творца, как портрет действительности и как своеобразный "автопортрет" художника,

В данной работе широко используется понятие "самовыражение личности". Это понятие в свое время было дискредитировано идеалистической эстетикой и различными декадентскими течениями в искусстве. Дискредитируется оно и в настоящее время идеологами модернизма, считающими, будто в творческом процессе поэт не воссоздает картины жизни, а только раскрывает свое внутреннее духовное "я".

Марксистская критика таких теоретически неверных воззрений была необходима в прошлом; актуальное значение она имеет и в на-

- II -

ше время. Но, разумеется, критика модернистках концепций отнюдь не означает, будто мы отвергаем категорию самовыражения. "Отрицательная оценка того, что носит название "самовыражение", неосновательна, - пишет М.Б.Храпченко. - Без "самовыражения" поэзии никогда не было, не существует ее и сейчас, так же, как без выражения творческого "я" не могут развиваться любые другие виды современной литературы"

Стремление человека утвердить себя в предметном мире всеми чувствами К.Маркс называл "положительной силой" и подчеркивал, что "лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, бо-гатство субъективной человеческой чувственности .

В.И.Ленин признавал, что чем сильнее проявляется в художественных произведениях личность писателя, его талант, его творческий облик, его страстность, искренность, стремление во всем "дойти до корня",тем художественно значительнее и "рельефнее" запечатлевается в этих произведениях сама эпоха со всеми ее противоречиями и конфликтами,отражается умонастроение народных масс.

Итак, самовыражение не только не противостоит отражению действительности, созданию "лика" времени, эпохи, а напротив, является существенным фактором их творческого осмысления и воспроизведения в искусстве слова.

В ряду других типологических категорий особое значение мы придаем именно категории самовыражения, поскольку предметом нашего исследования является главным образом лирическая поэзия.

І.Храпченко М.Б.Собр.соч.:В 4-х т.-М.:Худож.лит.,І98І,т.З,с.9І. 2. Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.42, ее.121 и 122.

А в поэзии творческая личность поэта выявлена во многих подробностях своего душевного мира, она непрерывно обогащается осмыслением важнейших проблем современности и так называемых "вечных" т^ творчества:природы, жизни, смерти, искусства, любви, дружбы и т.д.

Немалая сложность данной проблемы заключается в механизме превращения реальной личности поэта - в образ поэта, и поэтому еще одной важной категорией типологического анализа мы считаем категорию образа поэта или, как принято называть этот образ,-лирического героя. В раскрытии соотношений между личностью поэта и лирическим героем, которые в какой-то степени соответствуют соотношениям между прототипом и художественным образом,автор опирался на основные положения, содержащиеся в работах Ю.Н.Тынянова, В.О.Перцова, Л.И.Тимофеева, Г.Н.Поспелова, Л.Я.Гинзбург, А.И.Метченко, П.А.Николаева, А.М.Абрамова, К.Л.Долгополова, А.А.Михайлова, А.С.Карпова, а также поэтов - М.Т.Рыльского, П.Г.Антокольского, И.-Р.Бехера, Э.Межелайтиса, Я.В.Смелякова, И.Абашидзе, И.Гришашвили и др.

В начале 60-ых годов по страницам печати прошла дискуссия о лирическом герое в советской поэзии. Сущность ее заключалась в том, что одни авторы провозглашали, что лирический герой - это

"призрак в литературоведении" ; отвергали это понятие, как "лите-

р ратурный пережиток", выступая за живого человека, поэта.

  1. Томашевский Б. Призрак в литературоведении.- Лит.газета, 1963, I июня.

  2. Назаренко В. Литературный пережиток.- Лит.газета, 1963,16 июля.

- ІЗ -С другой стороны, их оппоненты и, в частности, Л.И.Тимофеев и Ал.Михайлов настаивали на обобщенно-типизированном характере этого "я", не отрицая, вместе с тем, что творческая индивидуальность должна выражаться в поэзии сильно, ярко, полно, что эта индивидуальность через частное должна выявлять общее, через конкретное - типическое, через данное - вероятное, возможное .

Третья точка зрения принадлежала 3.С.Паперному и сводилась к тому, что лирический герой - это просто синоним образа поэта: "образ, а не призрак", - так возражал З.Паперный своему оппоненту^.

К сожалению, дискуссия шла в отрыве от серьезных литературоведческих работ, в которых давно использовалась категория лирического героя. Правда, исключение представляют выступления А.А.Михайлова и Л.И.Тимофеева .

Однако сама эта категория впервые была введена Ю.Н.Тыняновым в статье "Елок" еще в 1921 году. "Елок - самая большая лирическая

1. Тимофеев Л. Биография поэта и лирическое "я". - Литературная
газета, 1963, 3 октября.

См. также в кн.: Михайлов А. Ритмы времени: Этюды о русской советской поэзии наших дней.-Н.:Худож.лит.,1973, с.147-152.

  1. Паперный 3. Образ, а не призрак. - Литературная газета, 1963, II июля.

  2. На большую заслугу Л.И.Тимофеева в утверждении и отстаивании понятия "лирический герой", поскольку без этого понятия творчество поэта-лирика распадается, рассыпается на отдельные строфы и стрехи, обращает внимание П.А.Николаев. См. : кн. ЗГЕсаз.автора: Реализм как творческий метод. - Ы.: Издф_ Московок, ун-та, 1975, с.90.

- 14 -тема Блока, - писал Ю.Н.Тынянов. - Эта тема притягивает как тема романа еще новой, нерожденной (или неосознанной) формации. Об

этом лирическом герое и говорят сейчас .

Таким образом, Ю.Н.Тыняновым была выявлена принципиальная

новизна самого явления, характерного для поэзии XX века и наибо-

лее полно, как ему представлялось, выраженная в поэзии Блока .

Нам кажется, что в дискуссии, о которой речь шла выше, критики и литературоведы к одной и той же проблеме подходили с разных сторон: одни - от реальной и конкретной человеческой личности, от автора произведений, другие - от литературно-художественной традиции, от понимания поэзии как литературного жанра, от задач, стоящих перед литературой. В действительности же, степень "родства" творческой личности с лирическим героем, равно как и степень лирического "самовыражения" - величины далеко не одина-

1. Тынянов 10.1-І. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Яаука,
1977, с.118.

2. Л.Я.Гинзбург и Л.К.Долгополов ссылаются на это положение
Ю.Н.Тынянова, причем Л.К.Долгополов уместно иронизирует по по
воду весьма распространенного мнения, будто лирический герой
может послужить "чем-то вроде щита, прикрывающего неблаговид
ные поступки поэта, о которых сам он не решается рассказывать
от своего имени". Причины возникновения категории лирического
героя неизмеримо сложнее и глубже. Одна из этих причин безус
ловно кроется "в том отчуждении лирического "я" поэта от его
биографии, а затем "новом сращении, но уже на уровне худо
жественного обобщения", о котором пишет Л.К.Долгополов. См.

кн.указ.автора: На рубеже веков: о русской литературе конца XIX - начала XX века. - Л.: Сов.писатель.Лен.отд.,1977,с.102-103.

- 15 -ковые, они очевидно колеблются даже в творчестве одного и того же художника. И все-таки понятие "лирический герой" крайне необходимо и текущей критике и всей современной науке о литературе.

Если принять за аксиому тот факт, что каждый новый творческий метод утверждается в мировом искусстве через открытие и ху-дожественнуіо"реализацию" концепции -нового человека, нового героя, нового персонажа, то в поэзии социалистического реализма следовало бы прежде всего выявить именно эту концепцию, именуемую "лирическим героем". Дело в том, что наличие таких кардинальных категории как лиричесшш герой, представляет литературоведу широкие возможности организации разнохарактерного, разновременного, литературно-художественного материала. Ибо лирический герой своеобразен и типологичен, функционален и личностей; он является выразителем новых форм и отношений между поэтом и обществом, выразителем эстетического идеала художника. Последнее обстоятельство особенно важно подчеркнуть, поскольку анализ всех компонентов стиха должен привести, в конце концов, к главному -к пониманию эстетических воззрений поэта.

Насколько сложен механизм соотношения частного и общего, личностного и типического в поэзии, насколько понятие "лирический герой" теснейшим образом связано с конкретной социально-исторической обстановкой, о чем, кстати, не говорилось в упомянутой дискуссии, показывает ряд высказываний крупнейшего поэта новой Германии Иоганнеса Р.Бехера. Характерно, что в двадцатых-тридцатых годах И.Бехер, переживавший период увлечения лозунговым, агитационио-публицистичесюш стихом, намеренно противопоставлял лирику - публицистике, "искусство - волшебную флейту" -"искусству - оружию". Он дале отказывался от своего имени, а

следовательно - и своей личности: "Я сбросил с себя свое имя, меня зовут: "товарищ". В дальнейшем, в послевоенные годы, Иоганнес Бехер произвел уточнение своих позиций.

"Выражая самого себя, - писал он, - лирический поэт выражает проблемы своего века, причем это "себя",личность поэта должна вырасти в характер, представляющий век".

Следовательно, лирический образ художника, его лирическое "я"- это то, до чего вырастает или, скажем по-другому, до чего возвышается поэт как личность и возвышает читателя своих стихов.

Не менее ценно для раскрытия категории лирического героя в современной поэзии и суждение И.Бехера о "триединстве личностей" в художнике. Суть этого положения заключается в том, что в творческом процессе личность художника проявляется одновременно трояко: художник как реальная человеческая личность; художник как действующий в произведении персонаж или литературный герой; художник, в котором заключен читатель. И эти "три личности, -пишет Бехер, - словно бы стоят, как три зеркала, обращенные друг к дру-гу,и каждое отражает в себе вид обоих зеркал" . Правда,Бехер здесь имел ввиду искусство художественного слова вообще. Но у нас есть все основания "триединство личностей" соотнести с лирической поэзией. И тогда мы сможем увидеть, что конкретная биография поэта, его личность, конечно же, входят в его произведения, но"типизированном" виде. Потому что в современном литературо-

  1. Бехер И.-Р. В защиту поэзии. Пер.с нем.яз.- М.:Иностр.лит., 1959, с. 334.

  2. Цит.по кн.:Редекер X. Отражение в действие: Диалектика реализма в художественном творчестве. Пер.с нем.яз.- М.:Прогресс, 1971, с.63.

- 17 -ведении и литературно-художественной критике творческая личность в зависимости от контекста по-прежнему имеет различные териминологические обозначения: художник, поэт, образ поэта, лирический герой, лирический персонаж, лирический субъект, лирическое "я" и т.д. По нашему мнению, любым из этих терминов можно пользоваться опять-таки в зависимости от контекста. Однако в ряду таких понятий основной категорией является творческая личность , а художник, поэт, образ поэта, лирический герой - суть модификации творческой личности; категории, соподчиненные основной. Подобное уточнение необходимо во избежание терминологической путаницы. И это лишний раз напоминает о трудностях, встающих на пути исследователя современной литературы.

При этом мы подчеркнем, что ни в рассмотренной нами дискуссии о лирическом герое, ни в других дискуссиях, прошедших после нее, ни в общетеоретических и конкретно-^аналитических трудах по поэзии, до сих пор не принималось в расчет одно весьма существенное свойство лирического героя, учет которого имеет принципиально важное методологическое значение для исследования поэзии социалистического реализма. Добавим также, что это положение выдвигается нами впервые.

Процесс самореализации или самовыражения творческой личности в поэзии включает в себя момент трансформации личного "я" в эстетическую реальность; личное "я" обретает эстетическую ценность, становится лирическим "я".

Вот почему лирический герой или лирическое "я", запечатлевая "души прекрасные порывы" в поэзии, выражает общественно-эстетический идеал художника, а следовательно -общества и эпохи. И тем самым обретает особое нравственно-воспитательное значение для читателей. Это лирическое "я" становится примером для подражания, выступает в качестве поэтически-возвы-

- 18 -шенного образа, а лирические стихи в целом становятся источником эстетического воодушевления и наслаждения.

Итак, поэзия пробуждает в человеке художественно-эстетические переживания, которые имеют свою "природу" и которые, по словам Маркса, утверждают себя как человеческие сущностные силы. Законы красоты, гармонии совершенства, заложенные в образе, становятся доступными лишь после изучения творчества художника, его поэтики, после рассмотрения "триединства" его личности.

Иначе говоря, только тщательный анализ поэтики как системы художественных средств выражения личности позволит нам выявить тип художественного мышления и, таким образом, на уровне художественном и эстетическом заложить основы типологии, т.е. организации разнообразного материала вокруг узловых типологических категорий, которые в сконцентрированном виде передают эстетическую сущность данной единицы изучения или данной тенденции в общем литературном процессе.

Еще Маркс писал о том, что "человек строит также и по законам красоты" . Творческая личность нередко применяет эти законы интуитивно, добывает их, так сказать, эмпирическим путем из своей духовно-практической деятельности, из своего творчества. Этот путь интуитивного постижения законов красоты не отрицает, а предполагает обращение к опыту предшественников и современников, к живому процессу создания художественно-эстетических ценностей.

Однако и здесь обнаруживается двойственный, внутренне-противоречивый характер освоения этого опыта других: позитивный и негативный. Поэт может осваивать "уроки" мастерства, активно

I. Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.42, с.94.

- 19 -постигать художественно-мыслительный материал, который переходит к нему от предшествующих поколений, который "самовозрастает" в действительности, но который в то же время позволяет и отталкиваться от каких-то явлений, вести полемику, спор, утверждать свои позиции "стихом и только стихом", как сказал Маяковский.

Эта диалектика усвоения и неприятия образно-мыслительного материала, это "за" и "против" в отношении творческого опыта других свидетельствует о строго выборочном взгляде творческой личности на факты и явления литературного бытия, о стремлении этой личности сохранить "лица необщее выражение", т.е. сохранить в совокупности и неповторимости личностное мировосприятие и особенности всех средств выражения чувства и мысли.

Однако при всем том значении творческой интуиции, о котором здесь шла речь, следует подчеркнуть главное, а именно, что без ясной самооценки сделанного, без активного участия в общественно-творческом и жизненном процессе, без целостной мировоззренческой концепции, без эстетического идеала, который всегда дает о себе знать в искусстве, поэт не может развиваться как творческая личность.

Актуальность данной работы заключается, в первую очередь, в том, что в советском литературоведении и литературно-художественной критике все настойчивее становится.методологически важный вопрос о системном исследовании современной советской литературы как определенной эстетической целокупности. Этот вопрос приобретает все большую значительность также в связи с необходимостью поднять на новую, более высокую ступень изучение проблем многонационального характера нашей литературы, диалектического единства в ней национальных и интернациональных начал.

Системное изучение литературы предполагает высокую степень обобщения материала, а следовательно, и раскрытие новых сторон и новых возможностей социалистического реализма. И это важно отметить, ибо мы вступили в новый этап развития нашего общества, который характеризуется все возрастающей интернационализацией в социально-экономической и культурной жизни страны . Естественно, что сравнительно-типологический подход к явлениям советской литературы способствует сближению и сплочению братских литератур разных наций и народностей, населяющих нашу державу, и вместе с тем сохраняет все общезначимое в достижениях и самобытных традициях этих наций и этих народов. Само собой разумеется, что русская советская литература, которая явилась фундаментом настоящего исследования, не представляет в этом смысле исключения.

Научная новизна данной диссертации заключается в том, что автор впервые в современном литературоведении использовал сравнительно-типологический подход к советской поэзии в значительной временной ретроспекции: от первых, появившихся сразу после Великой Октябрьской революции газетных стихотворений, до сборников и книг, опубликованных в последнее время.

Известно, что в нашем литературоведении и нашей литературно-художественной критике достаточно успешно разрабатывается учение о типологии, о литературных типологических структурах или типологических общностях, как определил их Н.И.Конрад2. В этих разработках принимали и принимают участие ведущие теоретики литера-

  1. См.: 0 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик: Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982. -М.: Политиздат, 1982, с.8.

  2. Конрад Н.И. Запад и Восток; Ст. - М.: Наука, 1972,с.295.

- 21 -туры: М.Храпченко, Б.Сучков, Г.Бердников, Д.Марков, В.Щербина, Г.Ломидзе, А.Дымпщ, В.Новиков, Е.Иезуитов, Т.Мотылева, Е.Кни-пович, Г.Поспелов, Л.Тимофеев, В.Озеров, В.Кулешов, Л.Новиченко, П.Николаев, И.Неупокоева, А.Овчаренко, Н.Гей, В.Ковалев, В.Злыд-нев, А.Эльяшевич, Ю.Борев, В.Борщуков , Н.Черапкин и другие. Причем в литературоведческих работах большинства из них была в общих чертах обоснована "трехфазная" или "трехполюсная" типология развития советской литературы и литератур стран социалистического содружества. Мы повторяем, в основном "трехфазная", ибо имеются и другие варианты образно-типологических и стилистических общностей (А.Эльяшевич, А.Васильковский, С.Асадуллаев, Л.Егорова). В настоящей работе мы исходили из необходимости дальнейшей разработки как типологии целых литературных направлений, так и типологии отдельных жанров, в конкретном случае, жанра советской поэзии. На основании такого изучения и обобщения большого конкретного материала мы пришли к выводу, что в русской советской поэзии именно "трехфазная" типологическая структура наиболее полно и отчетливо выявляет как ее особенности, так и общие с другими литературами черты. Причем в качестве обоснования этой трехмерной структуры мы опирались на такие узловые категории, как "творческая личность", "лирический герой", "эстетический « идеал", "генетический род" и т.д. Утверждая эту "трехфазную" ти-\ пологию жанра поэзии, мы должны вновь подчеркнуть, что различия по трем родовым сферам - прозы, поэзии, драматургии - в научно- I теоретических разработках до нас не проводилось. Творчество j поэтов, прозаиков, драматургов рассматривалось как нечто единое. А между тем естественно, что родовые различия существуют и что не учитывать их при анализе состояния современной литературы значит, в известной степени, упрощать исследовательскую задачу.

- 22 -] Вот почему настоящая работа открывает новое і направление в советском литературоведении - направление дифференцированного по родовым признакам изучения советской литературы, которая является ярким примером идейной сплоченности, исторически обусловленной общности и образно стилевого, эстетического многообразия. Такими типологическими общностями в настоящей работе будут: "народно-поэтическая", "собственно реалистическая", "сложно-ассоциативная". Причем все эти типологические общности, как говорится, равны в своих правах, и ни одной не отдается предпочтение перед другими.

Опора на источники, на конкретный материал, исследование главных особенностей творчества советских поэтов также представляется нам задачей первостепенной важности. Это положение будет тем очевиднее, если мы обратимся к творчеству выдающихся русских советских поэтов, вклад которых в советскую литературу значителен, и выясним, что исследовательская мысль за последнее время в малой степени определила специфику их эстетических отношений к действительности, их эстетических вкусов и воззрений, не говоря уже об их эстетическом идеале. Да, именно об эстетическом идеале как высшей оценочной категории фактов и явлений действительности, всей духовно-практической деятельности человека и одновременно как определенной социально-общественной и эстетической "цели".

Добавим к сказанному, что особый характер эстетического освоения жизни, новаторская сущность творчества того или иного художника, его историческая "родословная", своеобразие видения мира, - все вместе взятое и позволяет, как справедливо отмечает И.Г.Неупокоева, саму творческую индивидуальность художника, реализованную в его произведениях, "отнести к типу худо-

жественных систем" (разрядка наша - В.Д.)1.

Таким образом, творческая личность художника, прозаика или поэта может служить некой типологической данностью в общем литературном процессе, то есть может сравниваться, сопоставляться и т.д. Это положение важно для нас потому, что в настоящей работе действительно намечается ряд репрезентативных фигур, конкретизирующих в своем творчестве и такие типологические свойства, которые как бы "растворены" в других поэтических системах.

Н.И.Конрад, который ввел понятие литературной (типологической) общности, равно, как и В.М.Жирмунский, предложивший другое понятие - понятие типологических схождений, в немалой степени способствовали тому, чтобы принципы сравнительно-типологического анализа в нашей марксистской литературоведческой науке, в нашей литературно-художественной критике, условно говоря, получили права гражданства, чтобы они по своей методологии, по своим основным положениям не смешивались с позициями "старой" компаративистики. "Сравнительное литературоведение на современном этапе своей истории - детище XX века", - категорически подчеркивал эту

2 мысль Н.И.Конрад . Литературная общность, по мнению этого исследователя, характеризуется, в первую очередь, общностью направления, идейного содержания и творческого метода. Примером такой общности могут служить литературы народов Советского Союза.

Литературная общность создается на почве общности исторических судеб и задач, она может существовать в ряду других, вы-

  1. - В кн.указ.автора: История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. - М.: Наука, 1976, с.37.

  2. Конрад Н.И. Запад и Восток, с.300.

- 24 -деляться из других: возникать синхронно и диахронно и т.д. Кстати сказать, в современном литературоведении широко используются другие наименования этой категории: течение, поток, ряд. Мы также прибегаем к ним.

Итак, принципы типологического изучения позволяют нам прийти к теоретически важному выводу, что творческая личность в поэзии является индикатором данной типологической общности. Это - сквозная идея нашего исследования. Вместе с тем, учитывая огромный, разнохарактерный и разновременный материал, именуемый поэзией советской эпохи, вывод, сделанный нами, открывает широкие возможности и для системно-типологических обобщений на более высоком уровне. Так, например, в истории всемирной литературы творческая индивидуальность, занимающая "вершинное" положение в своей национальной литературе, может служить "ключом" к раскрытию идейно-художественных, образно-стилистических особенностей целой литературно-исторической формации.

Принципы типологического изучения поэзии позволяют нам также, по мере углубления в первичный,конкретный материал, создавать крупно-масштабную "карту" межрегиональных связей и системообразующих структур.

Кроме того, принципы типологического изучения поэзии позволяют видеть как прямую, так и обратную связь между индивидуальностью и типологической общностью, видеть различия между слагаемыми компонентами, их взаимное притяжение друг к другу, их влияние друг на друга.

Наконец, принципы типологического изучения поэзии позволяют выявить многообразие форм реалистического мышления у поэтов, принадлежащих к различным типологическим течениям, но верных

одному методу - методу социалистического реализма.

Высказанные здесь теоретические положения основываются на многослойном поэтическом материале, на гшогократном обращении к поэтическим источникам, в первую очередь, к советской классике. Необходимость именно такого современного прочтения классических произведений советской эпохи признается сейчас делом чрезвычайно важным, перспективным и полно отвечающим сегодняшнему этапу коммунистического строительства, который "все отчетливее выявляет общечеловеческий смысл коммунистических идеалов, коммунистического сознания" .

Цель данного исследования заключается в том, чтобы показать, насколько многосложна - как по "вертикали", так и по "горизонтали", - наша литературная эпоха, насколько динамичный характер имеют ее основные типологические течения, насколько безграничны возможности социалистического реализма во всех литературных родах и жанрах, конкретно, и в лирической поэзии.

Вот почему автор диссертации полагает, что результаты изучения творческой личности в советской поэзии в свете сравнительно-типологического анализа могут стать основой для исследования всей многонациональной советской поэзии, а в конечном счете и поэзии социалистического содружества как определенного мировоззренческого, эстетического единства при всем многообразии проблематики, характеров, стилей и форм.

Методология данной работы заключается в творческом освоении и применении на практике марксистско-ленинского учения о литературе как особой форме отражения действительности

I. Подробнее см.: Бердников Г. О партийном отношении к классическому наследию. - Знамя, 1982, Jfc 8, с.220.

- 26 -с особым соотношением общего и частного; в использовании основных положений марксистско-ленинской эстетики и принципов научного историзма для выявления объективных закономерностей развития русской советской поэзии, для утверждения ее новаторской сущности, ее жизнеспособности на всех этапах развития нашего общества.

Материалы диссертации были апробированы в ряде газетно-журнальных публикаций, осуществленных автором в семидесятых годах, в монографиях и сборниках статей: Леонид Мартынов: Поэт и время. - М.: Сов.писатель, 1971, 12 п.л.; Поэзия - моя отрада. - М.: Современник, 1975, 24 п.л.; Александр Твардовский. - М.: Советская Россия, 1976, 7 п.л.; Грани стиха: 0 патриотической лирике советских поэтов. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1979, II п.л.; Исповедь земли: Слово о российской поэзии. - М.: Современник, 1980, 20 п.л. (книга удостоена Государственной премии РСФСР им. Горького за 1982 г.); Мир поэта: Личность. Творчество. Эпоха. - М.: Советская Россия, 1980, 25 п.л.

Кроме того, основные положения, в частности, о лирическом герое, о роли эстетического идеала в поэзии, о сочетании социального анализа с анализом художественно-эстетическим, были изложены автором в выступлениях: на научно-теоретической конференции "Новое в теории социалистического реализма" в Академии общественных наук при ЦК КПСС (март, 1975г; на Четвертом съез-

I. Дементьев В. Концепция лирического героя в поэзии социалистического реализма. - В кн.: Социалистический реализм сегодня: Проблемы и суждения. - М.: Наука, 1977, с.307-320.

- 27 -де писателей РСФСР ; на Пятом съезде писателей РСФСР^; на Седь-мом съезде писателей СССР ; на заседании Совета по критике в Союзе писателей РСФСР4.

Структура диссертации состоит из введения, четырех глав и заключения. Конкретный материал глав определяет ее V историко-логическое построение. В процессе анализа этого материала автор выявляет тип поэтического мышления и образно-стилистические и эстетические формы его реализации.

Как уже отмечалось, автор предполагает три основных типа поэтического мышления, прекрасно сознавая, что подобными "моделями" он не может и не стремится исчерпать все многообразие художественно-эстетического богатства советской поэзии.

В главе первой "Творческая личность и принцип народности" нами рассматривается творчество тех выдающихся советских поэтов "первого призыва" (А.Луначарский), которые истоками своими уходят в народную поэзию. Из этого общего положения отнюдь не вытекает, что другие советские поэты не имеют корней в поэтическом творчестве народа. Но своеобразие именно этой типологической общности заключается в том, что во всей системе

  1. Четвертый съезд писателей РСФСР. 15-18 октября 1975. Стенографический отчет.-М.: Современник, 1977, с.184-190.

  2. Пятый съезд писателей РСФСР. 9-12 декабря 1980 г. Стенографический отчет. - М.: Современник, 1982, с.163-169.

  3. Седьмой съезд писателей СССР. 30 июня-4 июля 1981 г. Стенографический отчет. - М.: Сов.писатель, 1983, с.101-103.

  4. Дементьев В. Быть с веком наравне: К десятилетию постановления ЦК КПСС "0 литературно-художественной критике". - Литературная Россия, 1982, 22 января.

- 28 -поэтического мышления и средств образной выразительности преобладают (имеют характер доминанты), конечно, в новом качестве те начала, которые характерны именно для образно-стилистического и ритмического строя народно-лирических произведений. В качестве репрезентативной фигуры автор выбирает А.А.Прокофьева, ибо поэтика именно этого художника "открыта" как традиционным формам народно-поэтического мироощущения, так и новым фактам и явление ям действительности, а следовательно, чужда какому-либо образно-понятийному консерватизму; она внутренне подвижна, эмоциональна, полнокровна, богата яркими образами, пафосно-патетиче сними интонациями.

В главе второй "Творческая личность и критерий "социальной красоты" анализируется опыт тех поэтов, которые отличаются общим тяготением к иным, чем рассматривалось выше, формам художественного мышления, которые выросли на иной культурно-исторической основе и которых иногда принято называть "традиционными" поэтами или поэтами классической традиции. Вот почему в этой главе речь идет не о непосредственном обращении к народно-поэтическому мелосу, а, главным образом, о развитии и новом осмыслении образно-художественных средств, выработанных развитием саглой поэзии как письменного, собственно литературного творчества. Это - конкретно-реалистическое течение, в котором автор особенно подчеркивает роль категории условности и ее влияния на способы обобщения жизненного материала. Именно здесь лирический герой приобретает черты "представительного характера", именно здесь - в этом типологическом течении, - раскрываются две самых важных грани в воплощении одного творческого метода: социально-эстетического у Я.Смелякова и нравственно-эстетического у А.Твардовского.

Творческая личность поэта и принцип народности

Народность литературы - это явление широкое и многообразное, обладающее известными стадиями развития и спецификой проблематики как социально-философского, так и эстетического порядка. Народность не сводится к общедоступности или массовости литературы, хотя на определенных уровнях и опирается на эти категории, включает их в себя. Важно подчеркнуть другое: сочетание принципов народности с ленинским принципом партийности литературы, ибо именно ленинский принцип партийности и представляет собой высшую форму народного социалистического искусства. Важно подчеркнуть также сочетание народности с высокой художественностью, ибо без такого сочетания в литературном процессе наблюдается упрощение и вульгаризация творческих критериев, снгокение эстетических оценок.

Принцип народности литературы был выдвинут В.И.Лениным в статье "Партийная организация и партийная литература", когда само понятие "народ" несло груз либерально-народнических концепций Шгхайловского. Вот почему в этой статье В.И.Ленин не употребляет слово "народ". Однако, по справедливому замечанию С.М.Петрова, это отнюдь не означает, что Ленин вообще отвергал понятие народа и народности: синонимом понятия народа были для I него трудящиеся массы . Важно отметить, что, по определению В.И.Ленина, новая социалистическая литература будет обращена к "десяткам и десяткам I. - В кн.: Петров СМ. Возникновение и формирование социалистического реализма.- М.:Высшая школа, 1976, с.229. - 33 миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность" . Здесь воздействие литературы не ограничивается лишь средой пролетариев, как у сторонников "новой пролетарской культуры", здесь в качестве адресата мыслятся широкие демократические массы страны. В процессе борьбы рабочего класса за низвержение капитализма и победу социализма происходило развитие новой социалистической литературы. Она становилась по духу и сути своей подлинно народной литературой, поскольку выражала народные стремления и чувства, порождаемые этой борьбой - борьбой за коренное переустройство мира. Правда, из новой исторической действительности, из новых социально-общественных условий, определявших положение писателя, фатально не проистекало, что каждый писатель становился народным. Мы уже говорили, что принцип народности в такой же самой степени, как и принцип творческой свободы личности, в новых исторических условиях обретал новое содержание - становился эстетически осознанным принципом творческого процесса. Но одно дело - прекрасные намерения творца произведений, а другое дело -конкретный результат его труда.

Здесь нет неизбежности. Здесь многое зависит от таланта художника, от жизненной и литературной среды, в которой происходило формирование этого таланта, от индивидуальных склонностей и интересов, наконец, от путей, по которым шли поиски своей образной системы и своего стиля. Но даже общая социально-историческая I. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Поли.собр.соч., т.12, с.104. - 34 -родословная тех или иных художников слова еще не определяет равной степени народности их произведений. Да и вообще категория народности не есть привилегия или "знак отличия". Это -яркость индивидуально с ти, сила творческого воодушевления, глубина постижения жизни, верность коммунистическим идеалам. Народный художник - человек редкостного дара; этот дар А.Т.Твардовский определил как способность говорить как будто о себе, о своем лирическом "я" и одновременно говорить от имени всех и за всех, это дар "самоочевидности" написанного художником для огромного числа людей, для массы читателей, которые раньше, как правило, "стихов не читали" и глубоко и профессионально искусством не занимались

Однако до сих пор имеются различные оттенки отношения к понятию народности со стороны самих художников и творцов. Например, Михаил Исаковский не случайно сетовал на тот факт, что современные народные песни теперь нередко мыслятся как нечто "усе-редненное", как нечто второстепенное по сравнению с "чисто" ли-рической поэзией: мол, что с них возьмешь, - они же народные .

В дальнейшем мы подробно остановимся на путях творческого развития многих выдающихся, подлинно народных советских поэтов и, в частности, Александра Прокофьева, Михаила Исаковского, Янки Купалы, Павло Тычины, Владимира Сосюры и ряда других. Но сейчас предварительно выскажем одно принципиально важное сооб 1. Твардовский А.Т. Собр.соч.: В 5-й т. - М.: Худож.лит., 1967, т.5, с.246. Последующие ссылки на это издание даются в тексте: первые цифры - том, вторые - страница. 2. Исаковский М. О поэтах, о стихах, о песнях. - М.: Сов.писатель, 1968, с.72. - 35 -ражение. Дело в том, что эстетическое сознание народных масс -не есть что-то застывшее, имманентно существующее в действительности. Вот почему прав Ю. А. Лукин, который говорит, что начало двадцатого века было ознаменовано в самой народной среде, в самой тоще трудовых народных гласе "качественно новым пониманием прекрасного, героического, возвышенного, эстетического идеала, как и новыми требованиями, предъявляемыми к искусству и художнику . Однако, продолжает эту мысль Ю.А.Лукин, только социалистическое искусство было способно столь глубоко и сильно откликнуться на запросы и потребности, которые созревали в самом народе, воплотить народный идеал, отразить прогрессивные черты народного самосознания.

. Творческая личность поэта и критерий "социальной красоты"

Эстетическая природа нового художественного метода -метода социалистического реализма, - очевиднее всего проявляется в современной проблематике произведений, в общей идейной направленности исканий художника. Заметим, что такая направленность, равно как и творческие идеалы, как и цели вообще порождены объективным миром, что окружающая среда способствует формированию именно такого типа художественного мышления»

Вот почему самое пристальное внимание мы уделяли и уделяем этой конкретной социально-исторической среде, в которой происходит зарождение и кристаллизация эстетических вкусов и воззрений творческой индивидуальности. Однако мы далеки от мысли, чтобы фетишировать эту среду или показывать некую инфернальную зависимость личности от среды, характера от обстоятельств. Принципиальной и методологически важной нам кажется связь явлений и фактов, характеризующих общую социо-культурную ситуацию, с явлениями и фактами творческой биографии поэта, связь, которая определяется внутренним взаимодействием указанных компонентов. Именно момент диалектического взаимовлияния творческой личности и социо-культурной среды нам особо хотелвсь бы подчеркнуть. Ибо творчески-преобразующая роль в художественном процессе не долж- v на опускаться из виду или отступать на задний план. Эта роль необычайно важна, о каком бы образно-стилистическом направлении не шла речь. Вместе с тем следует учесть, что в различных ситуациях творческая личность может проявляться и выступать в различной степени "открытости" или "закрытости". Эти понятияныне широко входят в литературоведческий обиход. Но в данной случае они относятся к конкретно-реалистическому течению, которое Ромен Роллан отметил в советской литературе. Это течение, опирающееся на традиции классического реализма XIX века, как раз и заключается в объективном подходе художника к реальности, в его стремлении как бы скрыть свое "я" и раскрыть предает изображения, "воспроизвести", воссоздать этот предает без очевидной, субъективистски-заостренной точки зрения на него . На эту традицию, в которой взаимоотношения между объектом изображения и самим художником выступают в качестве объективной перспективы, ориентируются многие советские поэты. Назовем хотя бы некоторых из этой плеяды: Я.Смеляков, А.Кулешов, Н.Зарьян, Д.Кедрин, О.Берггольц, В.Полторацшш, Миршакар, А.Венцлова, Ай-бек, Я.Руг. оев, П.Хузангай. Правда, это - не единственное в современной литературе, хотя и наиболее мощное и влиятельное течение. Оно существует не в "чистом" виде, а соприкасается, взаимодействует с другими течениями или потоками, имеет сложные "градации реализма" (А.В.Луначарский) и, в то же время, сохраняет свою домінанту, которая характеризуется, в частности, объективным "воспроизведением" самой реальности.

Л.И.Тимофеев именно этот принцип воссоздания, воспроизведения явления или объекта выделил как подлинно реалистический принцип изображения действительности. Второй принцип - принцип "перевоссоздания", - связан со стремлением художника "более резко соотнести действительность с собственным эстетическим идеалом, либо отрицая, либо утверждая те или иные его стороны . Этот принцип Л.И.Тимофеев соотносил с романтическим принципом изображения действительности. Но как показал опыт развития и самой литературы и литературно-художественной критики, именно этот второй принцип может иметь более расширительное толкование. Вот если мы теперь обратимся к поэзии "перевоссоздающей", поэзии сложно-ассоциативных структур, то окажется, что именно здесь творческая личность - главный, мы бы сказали, духовный эпицентр всего универсума. Здесь художник опирается на традиции новейшей поэзии XX века, о которой еще пойдет речь и для которой вообще характерна обнаженная, подчеркнутая условность: лирическое "я" несет в себе элемент активной субъективности, и весь мир как бы повернут к этому лирическому "я". Бот почему художественное пространство здесь организзгется по принципам "обратной" или "наоборотной" перспективы. Наиболее яркитл примером такой перспективы и такого перевернутого - "перевернутого" с точки зрения объективного изображения времени - пространства, - может послужить следующая строфа Б.Пастериака, в которой повествуется о восходе солнца:

Творческая личность поэта и щшство эстетического и этического идеала

Природа реалистической образности в советском искусстве требует пристального и конкретного изучения, несмотря на кажущуюся очевидность и недискуссионность этой проблемы. Вот, например, с какой категоричностью объяснял сущность реализма В.Иванов: "...Как бы мы ни мудрствовали, как бы ни изощрялись в характеристике реализма, мы никуда не уйдем от того, что лежит в его основе, - от художественного воспроизведения жизненного содержания в формах самой реальной жизни, от соответствия худо т жественных произведений логике объективной действительности". Сходную точку зрения на реализм и, конкретно, на литературу социалистического реализма выражают и другие известные литературоведы, рассматривая жизнеподобие как уникальную примету реализма. Обычно эти исследователи ссылаются на эстетические воззрения Чернышевского. Вместе с тем уже доказано, что взгляды Чернышевского ни в коем случае нельзя сводить к этой одной -единственной формуле жизнеподобия или отражения жизни в формах самой жизни. Характерно, что в большинстве непререкаемых выводов,подобных выводу В.Иванова, не упоминается совсем или упоминается со множеством оговорок и ограничений категории условности. В книге "О сущности социалистического реализма" только что названного автора можно прочитать, что некоторые художники социалистическо I.Иванов В. О сущности социалистического реализма. - М.: Гослитиздат, 1965, с.1 -го реализма "смело идут дане на ее (условности. - В.Д.) усиле-ние" . И в качестве единственного примера такого "усиления" приводится пьеса А.Левады "Фауст и смерть", в которой выведен искусственный человек Механтроп. И сам этот полузабытый пример и многочисленные предупреждения по поводу того, что "неплодотворно злоупотреблять" приемами условности, свидетельствуют об упрощенном подходе к важнейшей эстетической категории реализма, которую, - такое возникает ощущение, - считают вольной или невольной уступкой модернизму.

Б.Сучков, полемизируя с подобным взглядом на сущность социалистического реализма, выражал сожаление по поводу того, что в современном литературоведении "не исследуется и не учитывается самый характер условности, которая в системе социалистического реализма выражает в сгущенной, заостренной форме сущностные стороны жизни и является одним из видов познания и обобще р ния реальности". Итак, изо всего сказанного выясняется, во-первых, что природа реалистической образности в современной литературе не такая, в сущности говоря, простая и очевидная проблема, как это может показаться, а во-вторых, что категория условности по всем признакам - важнейшая и существеннейшая категория эстетического освоения мира. Причем термин "условность" встречается в разночтениях, что опять-таки затрудняет литературоведческий анализ конкретных явлений и фактов нашего литературного бытия. Далее. В категории условности различаются два уровня или 1. Иванов В. 0 сущности социалистического реализма, с.128. 2. Сучков Б. Социалистический реализм сегодня. - В кн.: Контекст, 1974, плана: обощенный (широкий) и конкретный (узкий) план условности. Такой первый план ясно выражен К.Фединым: "Если лишить искусство условности, оно потеряет свою сущность... Единственно, что сближает искусство с жизнью, - это движение. Но и сама эта близость условна, потому что время в романе и время в жизни несоизмеримы. И поэтому никакой реализм писателя не может и не должен чураться условности. Природа искусства - иллюзия, реализм в "чис т том" виде - абстракция .

По этому высказыванию К.Федина мы снова можем убедиться, что крупнейшие представители советской литературы выступают против догматического отношения к насущным проблемам теории и практики социалистического реализма.

В середине пятидесятых годов в нашей периодике развернулась дискуссия по поводу условных форм в советской литературе. В этой дискуссии принял участие Александр Фадеев. "...Поэтическая условность образов, - писал А.Фадеев в связи с выходом в свет трагедии И.Сельвинского "Читая Фауста", - вовсе не грех и не недостаток...". И далее, резко отозвавшись о тех, кто порой отказывает писателю в праве на .поэтическую условность, А.Фадеев продолжил: "Все должно быть по существу жизненно, но не обязательно все должно быть жизнеподобно. Среди многих форм можетеализм есть закономерное развитие "классического" реализма, что он осваивает и обогащает своим опытом все лучшее, здоровое, ценное, что есть в реалистическом искусстве прошлого. Вместе с тем он принимал во внимание, что литература социалистического реализма никогда не ограничивалась повторением "уроков" прошлого, не являлась замкнутой системой, хотя в раде теоретических работ от нее и требовались именно такие свойства.

Следует также сказать, что гораздо распространеннее было "негласное" отрицание условности в творчестве художников, верных методу реалистического воспроизведения мира. Умалчивание категории условности для сторонников плоскостного жизнеподобия в искусстве необходимо хотя бы потому, что условность в конкретном плане как раз и подчеркивает несоответствие форм эстетической (художественной) реальности формам самой реальной действительности, ибо, - повторім вслед за К.Федипым еще раз, - "природа искусства - иллюзия, реализм в "чистом" виде - абстракция".

Найти же предел или возможный "допуск" этого несоответствия художественных форм реальной действительности - крайне трудно. Гораздо легче, как это выясняется, списать категорию условности по графе формализма.

. Обцщственно-исторический прогресс и эстетическое богатство советской поэзии

Социалистический реализм в поэзии исключает приверженность к какому-либо одному художественному течению, равно как и приверженность к одним и тем же решениям важнейших тем современного мира. Понимать так основной метод нашей поэзии значит не только вульгаризировать и упрощать его назначение, но и говорить о предмете без достаточного знания существа самого предмета. В основе метода социалистического реализма лежит требование правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. Такой метод призван открывать перед художником богатейшие жизненные возможности, он позволяет реализовать человеческие сущностные силы, видеть диалектику взаимоотношений и взаимосвязей человека с социально-общественной средой. Сущность метода может быть выражена в следующих положениях. Социалистический реализм - это такая форма художественного мышления в искусстве, когда творческая личность ясно осознает познавательные, идейно-воспитательные, эстетические функции искусства в их неразрывном единстве, в родстве с другими сферами идеологии. И в качестве средства осуществления этих функций признает реализм, неотторжимый от содержательности.

Но когда речь заходит о художественном течении, в котором существенную роль играет подчеркнутая условность и в которой совсей очевидностью выступает преобразующая, "перевоссоздающая" способность поэзии, сдвиг временных пластов, гиперболизация реалий, игровой момент, то шленно реалистичность этого течения чаще всего берется под сомнение.

Вот почему, с одной стороны, мы акцентируем внимание и выявляем разнообразные формы условности в народно-поэтической, а также в собственно-реалистической, "сурово-реалистической" (А.Ов-чаренко) общностях. А с другой стороны, в общности, называемой сложно-ассоциативной, "условно-экспрессивной" (А.Иезуитов). И в том, и в другом, и в третьем случае мы используем принцип сравнительно-типологического изучения, чтобы помочь, по словам Н.И. Конрада, "во-первых, лучшему пониманию реализма как творческого метода во всей его сложной природе; во-вторых, раскрытию разновидностей реализма..." (подчеркнуто мною. - В.Д.)1. Но долгое время именно это сложно-ассоциативное течение или отрицалось совсем как "антиреализм" в искусстве и литературе или воспринималось в упрощенном, схематизированном виде; получается так, что его все время было необходимо заменять течениямил в которых жиз-неподобные формы являются основной формой отражения действительности. Лишь такие формы признавались адекватными сознанию и чувствованию нашего современника.

Правда, постоянно цитировалась известная строка Маяковского о том, что нагл необходимо иметь побольше поэтов хороших и разных... Но некоторые критики и литературоведы, как остроумно заметила О.Берггольц, иногда мечтали, чтобы был "один-единственный чему, кстати сказать, немало способствовала воцарившаяся тогда безликость и некий оптимистический схематизм. Вот почему на Втором съезде писателей в ряде выступлений выяснилось, что под жизнеподобными формами чаще всего понимаются весьма средние в художественном отношении произведения и что требования "вытеснить" поэзию сложно-ассоциативных форм продиктованы утилитарным подходом к литературе и искусству. Не конфронтация различных стилей и течений, а их взаимовлияние, взаимопроникновение, их постоянное обновление - вот что должно было характеризовать общее положение дел в поэзии социалистического реализма. За минувшие десятилетия так оно и случилось, хотя развитие поэтической мысли в условиях зрелого социализма по-прежнему обладает своими трудностями и противоречиями. Заметим, что на Втором съезде писателей в докладе Б.Рюрикова была выражена довольно скромная и неопределенная просьба к литературной общественности, что "нельзя рассуждать об искусстве, забывая о художественном познании мира, обходя такую эстетическую категорию, как прекрасное!" . Критические же суждения по поводу "нормативной эстетики" были совсем туманны. А критика требовалась резкая и справедливая, ибо к середине пятидесятых годов в печати получила распространение псевдонаучная концепция "реализм-антиреализм", на которую и опирались представители "нормативной эстетики". А.Фадеев, например, справедливо увидел в этой концепции отголоски пролеткультовского и рапповского нигилизма по отношению к классическому наследию, по отношению к выдающимся писателям прошлого. В упрощенной постановке вопроса, - только "чисто" реалистическое искусство должно

Похожие диссертации на Творческая личность поэта в советской поэзии