Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Коми драматургия конца XX века: традиции и новаторство Горинова, Наталья Васильевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горинова, Наталья Васильевна. Коми драматургия конца XX века: традиции и новаторство : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Горинова Наталья Васильевна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Сыктывкар, 2011.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/934

Введение к работе

Проблема традиций и новаторства всегда актуальна, так как взаимодействие этих явлений – одна из закономерностей развития художественного процесса, сущность которой, по мнению А. Бушмина, заключается в «диалектическом единстве сохранения и отрицания, росте нового на основе старого, с принятием его или в борьбе с ним. Без сохранения нет обогащения, накопления; без отрицания нет развития, обновления. В этом взаимодействии противоположностей отрицание выступает орудием освобождения жизнеспособных элементов от всего, что мешает дальнейшему их развитию». Исследование проблемы традиций и новаторства в литературе, в частности, в драматургии коми, представляет собой выявление общих закономерностей ее развития, основанное на анализе изменения художественной системы при ее переходе от одного этапа к следующему, а также раскрытия преемственных связей между различными этапами развития, основанных на сохранении тех или иных элементов этой системы при ее изменении.

По мнению исследователей, интерес к проблеме традиций и новаторства возрастает при изучении литературы переходного периода. Для культурной ситуации переходных периодов свойственны необычайная пестрота литературных явлений, открытость границ художественных систем, экспериментирование, приводящее к рождению новых литературных явлений. Так было, например, в ситуации общественных перемен начала ХХ в., когда вызревало множество художественных направлений, исповедовавших принцип новаторства в качестве основополагающей ценности творческого процесса и принижение значения традиции в развитии литературы. Конец ХХ в. – также время переходное. Литература этого периода порождена сменой эпох, политических систем, культурных парадигм, умонастроений. В стремлении охватить все явления изменяющейся действительности литература все время находится в напряженном поиске художественных средств, форм, которые позволили бы ей передать мироощущение современника. Меняющаяся действительность побуждает и современную драму коми к преобразованиям и новациям. Сегодня в ее арсенале, имеющем сложившиеся художественные традиции, наблюдаются значительные перемены, некоторые авторы пьес проникнуты поисками новых способов отражения действительности, созвучных эпохе и способных, по мнению драматургов, наиболее точно передать современные жизненные реалии, представить человека в изменяющемся обществе. Исследование литературы конца ХХ века, в том числе и драматургии коми этого периода, в свете традиций и новаторства позволяет не только выявить основные тенденции развития художественной мысли 1990-х гг., ее разнонаправленный характер, но и раскрыть итоги эстетических исканий авторов современности, оригинальность и своеобразие их пьес, обнаружить актуализацию драматургами определенных традиций литературы коми в развитии новаторских способов отображении реальности.

Отдельных исследований, посвященных проблеме традиций и новаторства в драматургии коми, в литературоведении нет. Эта проблема рассматривается учеными в совокупности с другими, освещающими основные аспекты развития национальной драмы. Некоторые вопросы драматургии освещены в коллективном труде «Очерки истории коми литературы» (1958), трехтомном издании «Истории коми литературы» (1979, 1980, 1981). Авторами «Очерков» и трехтомной «Истории» – А. Н. Федоровой, А. А. Вежововым, Ф. В. Плесовским, А. К. Микушевем, И. М. Ванеевой – составлена периодизация развития драматургии коми с момента ее возникновения и до 1980-х гг, а также исследованы основные аспекты становления и развития драмы коми. Огромный вклад в изучение драматургии коми внесла В. А. Латышева. Ее работы – «Зарождение драматургии и театра народа коми» (1968), «Конфликты и характеры в коми драматургии» (1973), «Современная коми драматургия» (1994) – посвящены исследованию пьес коми с момента ее зарождения и до 1980-х гг. Автор работ рассматривает идейно-тематическое своеобразие произведений почти всех драматургов коми, характеры героев, способы построения характеров, конфликты, язык персонажей. Особое место в исследовании драматургии коми занимают многочисленные статьи Р. И. Куклиной. Тенденции развития традиций жанра комедии рассмотрены в работе Т. Л. Кузнецовой «Комическое в коми литературе». Исследователи, анализируя форму и содержание национальной драматургии, выявляя ее жанровое и тематическое своеобразие, исследуя характеры, конфликты, аспекты стиля в драмах, отмечают механизм преемственности, стремление авторов следовать заложенным традициям драматургии коми. Вместе с тем исследователи отмечают связь драмы с изменяющимися социально-историческими условиями и обогащение новыми идеями, жанрами, конфликтами, коллизиями, характерами.

Коми драматургии конца ХХ в. посвящено немного работ. Следует отметить некоторые из них. Это статьи Р. И. Куклиной о пьесах драматургов коми конца ХХ в. и статьи Т. Л. Кузнецовой о творческих исканиях драматургов А. Попова, П. Шахова и А. Лужикова. Эти исследователи отмечают тяготение драматургов коми конца ХХ века в постижении социально-нравственных проблем к условным формам, что позволяет авторам этих произведений выйти на новый уровень обобщения.

Работы Р. Куклиной и Т. Кузнецовой выявляют важные аспекты развития коми драмы конца ХХ в. Однако разнообразие проблем, затрагиваемых драматургами коми 1990-х годов, и форм отображения действительности, используемых авторами при отображении современной действительности, выявляет потребность в дальнейшем изучении различных аспектов современной драмы, чтобы создать целостное представление о современной драматургии коми. Художественные искания драматургов требуют более глубокого осмысления ее основных тенденций.

Актуальность исследования. Драматургия коми на протяжении всего своего существования привлекала к себе внимание исследователей. Литературоведами были выявлены закономерности движения национальной драмы с момента ее зарождения и до 1980-х гг., была составлена периодизация ее развития, были раскрыты изменения драматургии коми при ее переходе на новый этап развития, особое внимание было акцентировано на ярких персоналиях, внесшим большой вклад в формирование традиций драмы. В целом, работы исследователей внесли ощутимый вклад в историю изучения драмы коми. Однако, литературный процесс не стоит на месте, в 1990-е гг. появились новые пьесы, наметились новые направления движения художественной мысли, в литературу пришли новые авторы. Для создания целостной картины развития национальной драмы необходим анализ пьес 1990-х гг., требуются обобщающая работа, новые концептуальные подходы, выявляющие общие закономерности развития коми драмы конца ХХ века. Актуальность исследования обусловлена наличием богатого, неанализируемого материала, необходимостью его научного осмысления. Формированию целостного представления о драме коми может содействовать анализ отдельных пьес, их рассмотрение в контексте драматургии 1990-х гг, а также в совокупности всей коми драматургии, что и предполагает исследование драмы конца ХХ в. в свете традиций и новаторства. Это исследование позволит осмыслить роль и влияние на пьесы современности наследия прошлого, найти связи между художественными эпохами, осветить и новообразования в драме коми 1990-х гг., оценить их художественные возможности, выявить значительность их эстетического воздействия. Актуальность исследования заключается также в том, что исследование драм современности в свете традиций и новаторства позволит раскрыть их сценичность, возможность быть поставленными на сцене.

Целью исследования является рассмотрение драматургии коми конца ХХ века в свете проблемы традиции и новаторства. Цель исследования предполагает решение следующих задач:

– дать развернутый идейно-художественный анализ конкретных драматургических произведений коми конца ХХ в., который поможет проследить пути освоения традиций драмы коми и осмыслить формы реализации драматургами новых средств освоения действительности;

– выявить основные формы проявления традиции в драме конца ХХ в.; исследовать, кто из предшественников наиболее ощутимо повлиял на современную драматургию;

– осмыслить формы новаторских проявлений в драме коми конца ХХ в.;

– раскрыть на основе анализа традиционных и новаторских тенденций развития драмы своеобразие мастерства драматургов; показать особенности развития драматургии коми в 1990-е гг. в аспекте преемственности.

Объектом исследования послужили драматургические произведения Г. Юшкова 1990-х гг., пьесы А. Попова конца ХХ в., пьеса А. Лужикова «Ыджыд висьм» (Большая болезнь), драма Н. Белых «Ов, дитяй, ов!» (Живи, дитя мое, живи!), драма О. Уляшева «Енколаяс йылысь поэма» (Поэма о молельнях), драма П. Шахова «Кыдзи тiянлы овсь» (Как вам живется), пьеса А. Ларева «Гажтм вальс» (Грустный вальс).

Предметом исследования стали традиционные и новаторские художественные способы воплощения идей драматургов в пьесах коми конца ХХ века.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы Ю. Б. Борева, М. М. Бахтина, И. П. Ильина, Б. П. Томашевского, Ю. М. Лотмана, Ю. В. Манна, Л. И. Тимофеева, В. Е. Хализева, Д. В. Затонского, Н. Л. Лейдермана, М. Н. Липовецкого, Е. Н. Горбуновой, Ю. Юзовского, Е. Г. Холодова, В. В. Фролова, С. В. Владимирова, В. М. Волькенштейна, Л. А. Дмитриева. В основе методологии изучения драматургии коми конца ХХ века предполагается системно-целостный подход. В процессе анализа применяются методы изучения художественного произведения, связанные с использованием описательного, типологического, сравнительно-исторического подходов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1990-е гг. – начало нового этапа развития драматургии коми. Изменения, произошедшие в этот период в стране, повлияли на художественный процесс. Для драматургов коми конца ХХ века характерно состояние поиска: художники слова проникнуты стремлением найти наиболее емкие выразительные средства для отображения сложного и противоречивого периода порубежья.

Драматургия коми в этот период следует сложившимся традициям: она развивается в формах традиционного предметно-аналитического изображения, использует привычные для драмы коми жанры, способы создания характеров и конфликтов.

Традиционными для современной драмы становятся использование приемов карнавализации, способы ритмизации прозы, методы раскрытия народного мироощущения и миропонимания.

Основной темой остается тема коми народа. Драматурги исследуют его характер, миропонимание, психологию, историю.

В драме этого периода ощутимо влияние художников слова ХIХ – первой трети ХХ вв. – И. Куратова, К. Жакова, В. Савина, В. Чисталева. ХIХ – первая треть ХХ веков так же, как и конец ХХ вв, является переломным периодом культурно-исторического развития. При отражении переходного времени конца века драматурги конца 1990-х годов опираются на идеи и средства художественной выразительности писателей рубежа ХIХ-ХХ веков, отталкиваются от них, наполняя их новыми смыслами.

Авторам пьес конца 1990-х в большей степени свойственны инновации и эксперименты (расщепление характера героя, углубление значения сценического пространства, усложнение композиции), по сравнению с другими пьесами, написанными в 1970-80-е гг.

Драматурги конца ХХ века раскрывают фрагментарность характера современника, его неспособность защитить себя от негативного воздействия общества.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней дан целостный анализ пьес, которые ранее не были исследованы, раскрыты их идейно- тематическое своеобразие, художественные способы воплощения миропонимания авторов, на основе анализа отдельных пьес выведены общие закономерности развития драмы в конце ХХ в.; выявлена трансформация художественных традиций в драмах 1990-х гг., представлен анализ особенностей реализации новых художественных способов построения и воплощения идей драматургов; раскрыты связи произведений современной драмы, а также их взаимодействие с драматургией коми вцелом; сделана попытка систематизировать и классифицировать пьесы конца ХХ в.; проведен сопоставительный анализ драм 1990-х гг. с произведениями коми литературы, мировой культуры и литературы; раскрыта сценичность пьес, их способность быть поставленными на сцене.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения диссертации могут послужить основой для написания монографии о драматургии коми конца ХХ в., а также раздела работы, посвященной истории развития коми драматургии. Материалы диссертации могут быть использованы при создании учебников, методических пособий по литературе коми для вузов и школ Республики Коми при чтении курса коми литературы в СыктГУ, при чтении спецкурсов по коми драматургии. Материалы диссертационного исследования могут быть употреблены режиссерами при постановке анализируемых пьес на театральной сцене.

Апробация результатов исследования. Материалы и выводы диссертации были использованы при чтении лекций по драматургии коми в Сыктывкарском государственном университете, в очно-заочной школе-лицее при Коми государственном педагогическом институте.

Основные положения диссертации положены в основу 19 публикаций (3 из них опубликованы в рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК); а также докладов на международных, всероссийских, региональных конференциях: «Х Международный конгресс финно-угроведов» (Йошкар-Ола, август, 2005), «ХХХVI международная филологическая конференция (Санкт-Петербург, СПбГУ, март, 2007), «ХХХVII международная филологическая конференция (Санкт-Петербург, СПбГУ, март, 2008), VIII международный симпозиум «Языковые контакты Поволжья», (Йошкар-Ола, август, 2011), «Г. Д. Красильников и тенденции развития прозаических жанров в национальных литературах Урало-Поволжья» (Ижевск, май, 2004), «III Всероссийская конференция финно-угроведов» (Сыктывкар, июль, 2004), «Духовная культура финно-угорских народов» (Сыктывкар, ноябрь, 2006), «Проблемы развития литератур в Республике Коми» (Сыктывкар, октябрь, 2005), «Молодежь и наука на Севере» (Сыктывкар, апрель, 2008), «Роль личности в становлении и развитии национальных культур» (Сыктывкар, ноябрь, 2008), «Творчество И. А. Куратова и развитие литератур финно-угорских народов» (Сыктывкар, июль 2009), Х Всероссийская научно-теоретическая конференция (с международным участием), посвященная 90-летию государственности Республики Коми «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском севере» (Сыктывкар, апрель, 2011), «Филологические исследования на рубеже XX-XXI веков: традиции, новации, итоги, перспективы» (Сыктывкар, 19-21 октября 2011 г.), «Совершенствование содержания образования в условиях перехода на профильное обучение (Сыктывкар, ноябрь, 2006) и «Общество изучения Коми края и развитие науки и краеведения в Коми» (Сыктывкар, май, 2007), «История Коми края в лицах и событиях» (Сыктывкар, апрель, 2008).

Структура диссертации определяются логикой раскрытия темы и решения поставленных проблем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Коми драматургия конца XX века: традиции и новаторство