Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство Техов Тамерлан Таймуразович

Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство
<
Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Техов Тамерлан Таймуразович. Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Владикавказ, 2004 237 c. РГБ ОД, 61:04-10/1715

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Концепция художественного творчества в лирике А. Царукаева

1.1. Поэт и его назначение 15

1.2. Судьба художника в поэтической интерпретации А. Царукаева 51

ГЛАВА II Образ Родины в поэтическом зеркале А. Царукаева 76

ГЛАВА III Тема любви как важнейший элемент воплощения образов современников поэта

3.1. Роль рассуждений о природе любви в нравственном кодексе поэта 104

3.2. Жанр стихотворения-посвящения в лирике А. Царукаева 125

ГЛАВА IV Новаторские искания художественных способов обличения пороков общества в сатирических и философских произведениях А. Царукаева

4.1. Роль понятия искусства сатиры в показе критического отношения поэта к действительности 155

4.2. Философское осмысление идеалов жизни в лирике А. Царукаева 172

Заключение 223

Библиография .232

Введение к работе

Каждому человеку судьба готовит неожиданные повороты, испытания, проверки на человечность, милосердие, жизнелюбие. Для пУэта они часто становятся повседневными, и если он их выдерживает, зачастую ценой собственного здоровья или физической смерти, то занимает свое непоколебимое место в плеяде творческой интеллигенции своего народа.

Показательна в этом плане творческая судьба одного из лучших поэтов Осетии Александра Ибрагимовича Царукаева. К высокому званию поэта он шел не торопясь, но упорно, вникая в действительность и погружаясь в глубокие размышления. С первых же произведений художника в его слово навсегда входит непреодолимое желание приобщения к земным тревогам и надеждам. Он не идеализирует противоречивые годы, в которые ему выпало жить, не скрывает испытанные невзгоды и лишения. Как носитель многообязывающего звания поэта, он направил свой талант на раскрытие всех внутренних качеств человека, на выявление духовных ценностей своего поколения. Мудрость, про- светление, дальновидность характерны для каждого шага поэта Александра Царукаева. Огромен и целостен, просторен и внутренне един мир образов, созданных художником слова. В его творчестве нашли отражение важнейшие, ключевые свершения двадцатого столетия, запечатлены судьбы, чувства, помыслы, честь и достоинство людей нашего времени. Даже не лишенные идеологического налета стихотворения написаны живым языком. Своя философская мысль заключалась и в них, бывших тогда программными, произведениях о Ленине, Партии, лидерах коммунистического движения. Ведь они написаны не тем шершавым языком агиток, на котором стремительно росли тиражи книг новоявленных поэтов и писателей. Конечно, новаторских идей в этих стихотворениях искать не стоит, потому как новаторство в поэзии подразумевает прежде всего безупречное художественное освещение чего-то нового на основе

констатации отдельных достоверных фактов. Об аналогичной грани творчества лезгинского поэта Тагира Хурюгского исследователь P.M. Кельбеханов сказал: "Нельзя было стать новатором там, где приходилось работать на потребу политике. Однако это вовсе не означает, что все произведения о вождях эстетически несовершенные. Но само их появление, и в достаточно больших количествах, следует искать не только в субъективных устремлениях писателей, но и в объективных факторах времени".'

Действительно, не каждый из пишущих на тему дня преследовал корыстные цели, многие выражали в них искренние чувства долга, уважения и патриотизма. Как бы то ни было, после двадцатилетних творческих мук одного из лучших поэтов своего времени появился сборник стихотворений "Арвырдын" ("Радуга", 1959 г.). Последователи и читатели А. Царукаева отметили здесь свободный голос поэзии, философию, жизнь и движение. Духовные и мыслительные, стихийные и бурные преобразования, происходившие в "Арвырдыне", меняли погоду в осетинской лирике, обновляли ее природу свежими красками и идеями.

Автор открыл и запечатлел изменения, происходившие в общественной жизни страны в 50-х годах XX века. Впрочем, вся прошедшая эпоха была столетием беспримерных перемен, более кровавых и жестоких, более "железных", чем в девятнадцатом веке. Достаточно напомнить, что именно тогда полная гибель земной природы и всего человечества стала возможной реальностью. Открылись и "черные дыры", неведомые дотоле бездны античеловеческого восприятия мира и в самих людях, но наряду с этим распахнулись новые горизонты гуманности.

Одним из первых мастеров осетинского слова, донесших правду о мире, России и Осетии до своего народа, был лирик, певец родной природы Александр Царукаев. Его талант стал показателем высокой поэтико-философской

' Кельбеханов P.M. Традиции и новаторство лезгинской поэзии первой половины XX в. Автореф. дис. ... канд. фил. наук. Махачкала., 1996. - С. 22.

мысли современности. Его жизнепонимание послужило уроком хорошего творческого предводителя не только для поэтов и писателей, но и для деятелей других отраслей осетинской культуры.

Подобный вывод подтверждается основополагающими мыслями одного из первых исследователей творчества А. Царукаева Шамилем Джикаевым: "Александр является продолжателем традиций - с успехом исполняет наказы мудрых писателей-предшественников, несет фарн творчества, огонь лампад классиков. Он является и основоположником традиций: открыл новые возможности для осетинского выразительного слова, имеет последователей, его опыт дает новые силы росту искусства и культуры Осетии" . Дополняет их "Слово о старшем брате" Сергея Марзоева: "Освоение глубинных языковых залежей - это одно, их художественное осмысление - совсем иное, и без вхождения в языкотворческий процесс оно не дается в руки. Для Александра Царукаева сокровища материнской речи - родная стихия. Он популярен, хотя стилистика его поэзии при всей своей прозрачности весьма и весьма не проста" .

Юбилейный очерк Нафи Джусойты отражает еще одну грань творчества поэта: "Алыксандраен ис аертае аенусон уарзоны - Ирыстоны зззхх, йае айв хуыз-тае, уыдон рафзелив-бафаелив афаедзы раестаеджыты, адаеймаджы царддаеттаег армы раевдыдаей. Уый - йэе фыццаг уарзон, эевзонг ма куы уыди, узедэей фзес-таемае аенувыд каеуыл у. Лаеппуйы таепп уд - уый йае дыккаг уарзон. Уыцы уды цы уаездан эемае хаедаефсарм аенкъараентае ис, уыдон та - йае дзуринаегтае. Ас лэеджы эеппает бавзараег ззердаейы хъизаемар, уый хъуыдыты аемае эмоциты драматизм - уый та у Алыксандры аертыккаг уарзон. Уым сты дуджы карз бы-цзеуты сагъаес, адаеймаджы хъуыдыйы катай нае вазыгджын раестаеджы, нае або-ны дунейы, трагикон ныхмэедзыдтаей тыхнад дунейы.

Мызе Алыксандр—поэт ацы аертае уарзонэен лзеггад кзены аенувыд аемае кур-диатджын ныхасаей. ^Емае, мае хъуыдыйае, уый у поэтикой сгуыхтдзинад. "

' Джыккайты Ш. Ныхас кувзендоны раз // Ныхасы фарн. - Дзэеуджыхъэеу.: Ир, 1996. - 260 ф.

2 Марзоев С. Слово о старшем брате // Северная Осетия. - 1998. - 11 дек.

3 Нафи. Баеркадджын курдиат // Фидиуаег. - 1978. №11. - С. 68.

Как видим, об истинном поэте "приходится писать в борении с материалом, в споре, в согласии и несогласии с автором, потому что за его стихами и в его стихах - живая судьба, своя, особенная и не похожая на твою жизнь, особенный, неповторимый опыт. И хочешь того или нет, ан мысль перемещается в совершенно иную плоскость, где оценочность как таковая отступает, освобождая место сопереживанию, собеседованию, диалогу"1. У истинной лирики же есть странное свойство: она, голос личности, просто призвана стремиться к некоему самоотречению, то есть личность преодолевает в себе слишком индивидуальное, привычки, пристрастия, причуды, она старается воплотиться в окружающем: в людях, в мире, в истории, в родине, малой и большой. "Отстояться" в них и тем самым - устоять. Именно так обретается имя, что в поэзии равнозначно судьбе.

Поэтому надо помнить, что высокое звание поэта нельзя заслужить с помощью нескольких хороших произведений. Настоящий поэт является мыслителем, художником и гражданином своей эпохи. Александр Царукаев - продолжатель традиций классиков осетинской литературы. Он, в отличие от многих других ее деятелей советского периода, твердо встал у истоков поэзии и заговорил правдивым, носящим ответственность за свой народ, голосом. Этот голос стал символом правды и чести народной, проявлением величайшей мужественности, ведь напряженная общественно-литературная атмосфера того времени безжалостно разрывала нити всех традиций. Впрочем, поэты никогда не получают должного внимания при своей жизни. В Осетии примером этому являются нищенская жизнь и смерть Коста Хетагурова, Елбасдуко Бритаева, Арсена Коцоева...

Но в 30-50-х годах прошлого века эта зловещая, самой судьбой навязанная традиция приняла еще более темные очертания. Разрыв основополагающих нитей связи поколений породил хаос и безбожие. "Долой Шиллера!", "Сожжем

Михайлов О. В соседстве травы и металла//День поэзии. М.: Советский писатель. 1977. -C.17I.

Рафаэля!" и другие лозунги побуждали к террору, осквернению имен покойников, зачастую при жизни добивавшихся осуществления нужных, полезных и хороших дел. Не для себя - для родного народа.

Живые классики в эти трудные годы оказались в еще более тяжелом и опасном положении, так как находились под грузом политического и морального террора. Творческая молодежь осталась без учителей и наставников, духовных спутников в лице величайших мыслителей современности.

Трагедию творческой личности во времена смуты показывал и Коста Хе-тагуров: "Когда способное к деятельности и мыслящее существо посредством возмутительнейшего насилия и произвола лишается господствующими каннибалами всякой возможности применения разумных сил и энергии, то это хуже смерти <...> на виселице".1

В условиях политического режима тоталитарного государства поэзия, и не только осетинская, нещадно обесцвечивалась. Ее начали подавать в форме агитки, и становлению этой "деревянной" поэзии способствовали, к сожалению, и ведущие представители всей российской творческой интеллигенции. Практически исключалась возможность творческого роста, новаторских решений и находок. Только талант сверхъестественной силы мог выстоять против этой разрушающей системы. Александр Царукаев выдержал. Воспитывался, рос, набирал силу при тяжелейших условиях социального строя родной страны. Более того, он стал одним из первых осетинских поэтов, взявших за основу своего творчества идеализирование всей жизни настоящего героя той эпохи. Точнее, создание образа, вобравшего в себя признаки людей, которые, по словам Кайсына Кулиева/'добровольно превратили свою жизнь в мост, по которому катится колесо истории". А ведь метель тех времен погасила не один зарождающийся огонек таланта, очень многих заставила опуститься до состояния одаписцев посредственного уровня. Испытания только раздули талант Александра Царукаева, и он полыхнул со всей силой, на которую только был спосо-

1 Хетагуров К. Собр. соч. в 5 т.т. Т.5. - Владикавказ. - РИПП им. В. Гассиева. 2001. - С.252-253.

бен. Поэт и критик Герсан Кодалаев увидел в творчестве А. Царукаева "зензен-цой зэердгейы хуызтзе, йае уды арф хъаедгземттае, йае туджы заелгзе змзглд. <...> Иае заердаейы цаестаей цы уыны, йзе заердэейы хъусаей цы хъусы, уый у йае по-эзийы саейраг ратаедзаен, уыдоныл нываенды йае риссаг зарджытзг. Хъусзей лас-гае хъуыдытае, фаелгонцтае аемае аенкъараентыл наг хардз казны йае тыхджын курдиат <...> Ахаем мигзенджытыл сатирэейы зынг зефтауы йэехаедаег..."1..

Жесткая ирония, раскрывающая нравственную силу А. Царукаева, наиболее ярко проявляется в стихотворениях с философской направленностью. Философские рассуждения поэта неразрывны с его постоянным лирическим настроем. Такой подход к творчеству связывает способности мышления и чувствования, что, в принципе, является обязательным компонентом для лирической поэзии. Направляя высший философский смысл на идею возвышения красоты родной природы, автор одновременно показывает огромную любовь к Родине.

Таким образом, именно философия позволяла скрывать свои истинные, называемые крамольными, мысли от цензуры, гласной и негласной. В то же время скрытые мысли моментально подхватывались сподвижниками, братьями-поэтами, народом... Это вовсе не борьба периода революций, здесь все происходит по-иному. Но по тем же канонам, по тем же исторически "сложившимся" ошибкам...

Произведения А. Царукаева попадали в опалу, к ним примеривались горе-критики, а он с олимпийским спокойствием, жесткой улыбкой, говорил: "Сказанное обратно не проглотишь". Благодаря этому философскому складу ума и характера он сумел сохранить свою свободу, руководствуясь к тому же пушкинским эстетическим принципом "Служенье муз не терпит суеты". Поэт творит по велению ума и сердца, не требуя наград и льгот от правительства и общества. Эта жизненная позиция является показателем интеллектуальной значимости и высокого ума. К творчеству осетинского лирика вполне применимы слова известного критика: "Поражаясь постоянно умножающемуся обилию на-

' Хъодалаты Г. Йж "кувэендоны" раз... //Фидиуаег. - 1978. №11. - С. 69.

блюдений и переживаний, испытываешь потребность определить природу этой
естественной широты, уловить и охарактеризовать движущую силу воодушев
ленного жизневоплощения, осмыслить <...> "восходящую силу стиха"1. Объяс
ним, почему потребность подобного рода возникает при изучении творчества
А. Царукаева.

Актуальность исследования. Обращение автора данного исследования к творчеству А. Царукаева обусловлено недостаточной изученностью культурно-исторического и художественного значения творчества видного осетинского поэта современности. Изучение его творческого наследия имеет особое значение в правильном научном освещении истории литературы и задач дальнейшего развития национальной поэзии. Не вызывает сомнений и необходимость изучения влияния художественного мировоззрения осетин на постепенное формирование творческой индивидуальности поэта А. Царукаева, так как на современном этапе развития литературной мысли творческая индивидуаль-ность писателя рассуживается в тесной связи с проблемами национально-художественного мирШйдения.

Творчество А. Царукаева до сих пор подвергалось только историко-библиографическому или историко-литературному анализу. В этом плане примечательны труды Ш. Джикаева,2 3. Суменовой,3 Х.-М. Дзуццаты4 и Г. Кода-лаева .

Надо помнить, что в середине XX века художественные ценности творчества поэта и писателя многими критиками рассматривались через призму политической конъюнктуры. Идеология искажала подлинное содержание произведений и ограничивала научное освещение творческих достижений автора. Данная диссертационная работа является первым монографическим

1 Гринберг И. Счастливая участь стиха//День поэзии. М., Советский писатель, 1977. С. 157.

2 Джыккайты Ш. Ныхас куваендоны раз// Джыккайты Ш. Ныхасы фарн. - Дзаеуджыхъзеу.: Ир, 1996. - С. 259 -
279.

' Суменова З.Н. Тема искусства в поэзии А. Царукаева // Роль искусства в поэтике литературного произведения. -Орджоникидзе.: Издательство СОГУ, 1989. -С. 175 - 191.

4 Дзуццаты Х.-М. Цагрукъаты Алыксандры поэзийы тыххагй // Дзуццаты Х.-М. Багрндзинад. - Цхинвал.: Иры-
стон, 1976. - 70-80 ф.

5 Хъодалаты Герсан. Йае "куваендоны" раз // Фидиузег. - 1978. №11. - 69-70 ф.

исследованием наиболее важных моментов лирики А. Царукаева, выявляющим колорит и особенности мировосприятия осетинского поэта.

Объектом исследования является лирика Александра Царукаева в оригинале (на осетинском языке), ее идейное содержание и структурные особенности. Исследуются также изобразительные средства и методы художественного воплощения действительности. Определяется обусловленность выбора темы и жизненного материала творческими задачами писателя.

Цели и задачи исследования. Автор диссертационной работы ставит перед собой задачу определения жанровой разновидности стихотворений Александра Царукаева, уточнения идейно-эстетической концепции поэта, выявления его философских идей и образов. Кроме того, раскрывается сущность всех слагаемых богатой палитры художника слова (средства, методы, художественные образы, язык) и определяется вклад творческой личности в поэтическую систему жанров. Отметим, что этот вклад поистине неоценим, в связи с чем и выбор темы диссертационной работы представляется обоснованным.

Научная новизна диссертации. Лирика Александра Царукаева впервые вводится в научный оборот в столь широком плане. Первостепенное внимание обращено на то, что творчество поэта восходит к лучшим традициям мировой поэзии, стремившегося к передаче наследникам сведений о наиболее важных событиях, о подвигах героев — истинных сынов своей родины, а также на освещение художественных функций, способствующих как созданию национального колорита, так и всестороннему раскрытию характера, психологии и нравственных устоев лирических героев. Неординарный взгляд на многие явления жизни дает больше возможностей для наглядного показа вклада того или иного поэта в освоение общечеловеческих ценностей. Индивидуальная и национальная оценка видения мира взаимообогащаются. И хотя жанры исторически устойчивы, их границы, особенно в лирике, не совсем прочны, здесь поиск ярких индивидуальностей "ведется" с самых первых шагов творческой личности.

|]

Автор данной работы не претендует на исчерпывающую полноту охвата лирики самобытного поэта, первые сборники стихов которого обращали на себя внимание глубокой осмысленностью, неординарными философскими рассуждениями, своим неповторимым колоритом в описании картин природы. Внимание уделяется только основным произведениям твор/па, помогающим в создании целостной картины художественного мира его творчества.

За любой строкой поэта стоит действительность. В то же время творец практически не полагается на значимость, ценность фактов, им привлекаемых. Его прежде всего волнует способность стиха передать напряжение жизни, выразить ее глубинные устремления. Отсюда и новаторские идеи - постоянная готовность к отказу от прочно усвоенного, с трудом добытого ради нахождения новых решений, отвечающих потребностям времени и собственной души. Классик американской литературы Хемингуэй говорил, что подлинное мастерство начинается тогда, когда художник способен отказаться от самого блестящего образа, если эта "находка" нарушает целостность общего. Попытка сохранить такие образы, детали, параллели замедляет ритм повествования, сбивает акценты. А. Царукаев чувствовал эти моменты, и не грозили ему судороги скудной витийствующей мысли, "возникающие" при малой эмоциональной насыщенности, бессодержательности символико-поэтического образа.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. При изучении лирики поэта превалирующим методом является аналитический. Произведения рассматриваются через призму единства формы и содержания, выявления их внутренней организации. Несмотря на различные аспекты, лирика поэта едина - таков путь исследования, выбранный для диссертационной работы. Кроме того, дополнительным аспектом изучения данного исследования стала основополагающая идея творчества Александра Царукаева - призыв к сохранению национального своеобразия культуры, искусства, литературы, т.к. автор знал и проповедовал, что для любого народа исторически самым главным делом является сохранение своего лица. Прав в этом плане грузинский писатель Отар Чи-

ладзе: "Противоборство судьбе и сохранение самобытности навсегда остается главнейшей и богатейшей потребностью для любого народа, пока будет существовать человечество, поскольку своей самобытностью и неповторимостью тот или иной народ не только не противопоставляет себя остальному человечеству, но и по мере возможности обогащает его, добавляет в Общую "семейную" картину именно ту краску, производить которую природа научила лишь его и без которой общая картина утратит полноценность"1.

Твердо зная, что поиск новых путей к свободе разума, возрождению национальной культуры (а их осторожно искали и в те времена), исследование проблем генезиса и национального своеобразия художественного мировоззрения литератур должно происходить с учетом многих проблем, таящихся в самой политической обстановке, многие талантливые поэты, в том числе и А.Царукаев, пытались опираться на многолетний просвещенческий опыт человечества. Создаваемые им образы обладали индивидуальным духовным миром, системой взглядов на оценку общечеловеческих ценностей. Это, в свою очередь, являлось выражением лирического "я" поэта. А. Цару-каев был увлечен целостным показом народного характера. Именно в этом понятии соединяются в единый узел социальное и нравственное, преходящее и вечное, эстетическое и психологическое начала. По словам Х.И. Бакова, "национальное своеобразие - понятие не менее важное, не менее емкое, нежели общечеловеческое. Национальное своеобразие создается так же с помощью поэтического языка, которое фокусирует художественное видение окружающего мира. Богатая фразеология языка создает национальный колорит. Именно поэты развивают язык, обогащают его своей яркой индивидуальностью"2. Кроме того, одним из основных принципов творческой деятельности А. Царукаева является "правды могучее оружие направлять против вражды... И не только направлять! Правда должна смотреть на мир

1 Чиладзе О. Ради жизни // Литературная газета. - 1983. - 17 фев.

: Баков Х.И. Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника. Автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Махачкала., 1995. - С. 34.

с высоты победителя, а вражда должна исчезнуть!" ' Для нас этот факт служит еще одним аспектом изучения традиционно-новаторского творчества А. Цару-каева.

Широкий охват жизненных явлений поэт достигал использованием средств разных методов. Их выявлению способствуют труды представителей различных литературных направлений. Поэтому оправдана ориентация на труды известных теоретиков и историков литературы В.Г. Белинского, В.А. Жуковского, Г.Н.Поспелова, В.Я. Проппа, Л. Гинзбург, И. Гринберга и др. Творчество поэта рассматривается в контексте исторической и культурной жизни осетинского общества второй половины XX века.

Теоретическая и практическая значимость работы. Данная диссертационная работа является первой попыткой подробного исследования поэзии А.Царукаева. Анализ конкретных стихотворений приводит к выявлению особенностей творчества поэта, а их научное осмысление - к теоретическим выводам и обобщениям.

Творчество А.Царукаева входит в учебные программы средней школы и филологических факультетов вузов Осетии. Данное исследование может стать учебным пособием в помощь преподавателям и студентам.

Результаты работы могут быть использованы при чтении специального курса по поэтике А.Царукаева, для составления программ и курса лекций по осетинской литературе XX века, создания словаря литературоведческих терминов на осетинском языке и т.д.

Апробация результатов исследования. Основные части диссертации опубликованы в республиканских журналах "Мах дуг1' ("Наша эпоха") и "Хэех-хон дымгаз" ("Горный ветер"), в журнале Владикавказского научного центра Российской академии наук "Труды молодых ученых", в сборниках научных трудов Северо-Осетинского государственного университета. Отдельные вопросы работы освещались автором на региональных научных конференциях во

Хъодалаты Г. Йэе "кувэендоны" раз... // "Фидиуаег". - 1978. №11. - С. 70.

Владикавказе. Автором исследования на факультете осетинской филологии СОГУ читался спецкурс по поэтике А. Царукаева, результаты исследования использованы также на занятиях по спецкурсу "Поэтика осетинской лирики".

Структура диссертационной работы. Работа состоит'из введения, четырех глав и заключения. В конце каждой главы даются выводы и обобщения. К работе прилагается библиографический список использованной литературы.

Судьба художника в поэтической интерпретации А. Царукаева

Отражение судьбы труженика искусства - создателя высокохудожественных картин и скульптур для мировой поэзии давно стало традиционной и охотно освещаемой темой. Это легко объяснимо: поэт - художник слова тянется душой к собрату, пишущему на холсте или создающему из камня те образы, которые волнуют его самого. К тому же "в произведениях живописи, где все дается лишь одновременно в сосуществовании, можно изобразить только один момент действия, и надо поэтому выбирать момент наиболее значимый, из которого становились бы понятными и предыдущие, и последующие моменты.

Точно так же поэзия, где все дается лишь в последовательном развитии, может уловить только одно какое-либо свойство тела и потому должна выбирать свойства, вызывающие такое чувственное представление о теле, какое ей в данном случае нужно".

Поэтому самой судьбой предопределено даже, казалось бы, невольное соприкосновение этих двух творческих профессий. К тому же поэты и писатели зачастую оставляют после себя "стихотворения для глаза", то есть карандашные наброски на полях рукописей, эскизы, контуры сердцу близких лиц и пейзажей. Хотя большей частью они несовершенны, примитивны, тем не менее, говоря словами Л. Керцелли о подобном творчестве А.С. Пушкина, он "всегда двуединый в жанре периферийного все-таки для него изобразительного творчества, сумел явить миру нечто теоретически как бы невозможное вовсе - он сумел запечатлеть (подсознательно, впрочем, потому что иначе это вряд ли все же было осуществимо) в материально-конкретных графических образах самое тайное тайных художника - запечатлеть, зафиксировать самый процесс, механизм художественного мышления".1

Вероятно, такой смысл имело и стремление поэтов, разных стран к постижению истинного смысла и колорита великих полотен, обессмертивших имена художников и обогащению собственного творчества этим, эстетически бесценным наследством. В этом плане Александр Царукаев - сподвижник ведущих поэтов своего времени, а его талант портретиста, не получивший должного развития, вполне подходит под определение двуединости Л. Керцелли. Живописное дарование осетинского поэта не пропало, получив развитие в его поэзии. Вспоминая характеристику, данную Г.Р. Державину, можно сказать, что "он заменил систему "красивого набора слов" системой живописной образности и, перенеся в поэзию приемы живописи, обрел тот "путь непроторенный и новый", которому дивились современники".2 Логическим продолжением высказывания стали слова А.А. Блока: "...литераторы обыкновенно чванятся перед живописью и не пишут картин. Скажут, что живописи надо учиться: но, во-первых, иногда лучше нарисовать несколько детских каракуль, чем написать очень объемистый труд; а во-вторых, чувствовал же какую-то освободительность рисунка, например, Пушкин, когда рисовал не однажды какой-то пленительный женский профиль. А ведь он не учился рисовать". Осетинский поэт, являющийся автором портретов многих современников, следуя примеру великих творцов, освобождался с помощью рисунков от догм и изучал характеры будущих лирических героев, улавливая черты, делающие образы выразительнее и точнее.

В письме известного писателя A.M. Ремизова Н. Кодрянской от 15 января 1957 года сказано: "Искусство создает реальность. Мы видим мир глазами живописи, скульптуры. А слово, за словом гармония музыкальных произведений. Реальность меряется искусством. Чем больше зорких глаз, тем шире и разнообразнее реальность. Мы смотрим на мир глазами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Гойи, Матисса, Пикассо. Так и в мысли - слово. Мы думаем мыслями Платона, Аристотеля, Канта, Заратустры, Ницше, строя фразы".1

Так чьими же глазами смотрели на мир современные осетинские поэты в последние три десятилетия и что изображал А.Царукаев, одним из первых обратившийся в этот период к теме искусства? Здесь мы вспоминаем стихотворения об Овидии и Тассо, Данте и Шекспире, Байроне и Уитмене, Микеланджело и Рафаэле, Ван Гоге, Гогене, Пикассо и многих других титанах прошедших эпох.

Интеллектуальная поэзия А. Царукаева охватила имена и деяния многих творцов. Конечно же, при создании произведений данной тематики поэт опирался на определенные традиции, но опять смог внести в раскрытие образов свежие, новаторские веяния. В принципе, любое значимое произведение (как в поэзии, так и в живописи) возникает на трудноуловимом стыке классики и современности. Истинно велик тот, кто силой своего таланта смог найти этот необычный перекресток, обогнав свое время. Более ста лет назад творения французского скульптора Огюста Родена никому не казались классическими, а в начале XX века полотна русского мастера М. Врубеля считались плодом больного воображения... Множество таких примеров можно найти и в литературе, где, как мы уже отмечали, благодарность зачастую приходит только после смерти.

Роль рассуждений о природе любви в нравственном кодексе поэта

Тема любви в творчестве любого поэта является, наверное, самой ожидаемой, но всегда интересной и оригинальной. Сколько веков воспевают творцы всех народов любовь, но разгадка сей загадки к нам еще даже не приблизилась. "Природа любви - это можно сказать с уверенностью - человечеством изучена недостаточно. Считать ее роковым чувством, не подчиняющимся никаким правилам и закономерностям, оснований явно недостаточно. Но и суровому анализу любовь поддается плохо, формула ее не выведена".1

Трудно однозначно сказать, но легко предположить при помощи бурной фантазии мастеров пера, какова причина стремления индивида к нахождению своего идеала и весьма жестокого порой разочарования в ней. Особенность поэзии в том, что "все мучения, все несовершенство любви получают положительный результат - даже самая несчастная любовь, способная в реальной жизни привести к самоуничтожению, к проклятию, к ненависти, переплавившись в слово, дает удивительные образцы возвышения человеческого духа ... именно любовная лирика - высший тип поэтического откровения, ибо она творится в момент просветления и высшей жертвенности - состояния в чем-то богоподобного".2 Еще более невероятным кажется то, что поэт зачастую бывает благодарен той, которая облагодетельствовала его "всего лишь" Музой, заставляющей изливать горести неудавшейся любви. Чего стоят только слова Н. Огарева: "Благодарю за те мгновения, когда я верил и любил". Или же хрестоматийное стихотворение А.Пушкина "Я помню чудное мгновенье", появившееся после знакомства поэта с Анной Керн...

В осетинском фольклоре и литературе любовная лирика представлена немногочисленными произведениями, так как обычаи и в ся система воспитания горцев заключали в себе целый кодекс чести, не позволяющий называть любимую не только по имени, но и говорить комплименты в нынешнем нашем понимании. Ввиду того и искали творцы для художественного воплощения огня своей души неизведанные пути. Последователи Коста их находили и пополняли своими поэтическими шедеврами кладовую любовной лирики.

В их числе был и Александр Ибрагимович Царукаев. Его стихотворения, обращенные к неизвестной даме сердца (имя, видимо, по названным причинам, не указывается, кое-где встречаются лишь инициалы), полны самых разных настроений, дум и размышлений. Особо выразительны те из них, смысл которых заключается в отражении тщетных надежд безответной любви. Наряду со стихотворениями этой тематики мы рассмотрим еще и произведения о любви матери к сыну, сына к отцу, жены к мужу и так далее. Эти разнородные понятия объединены под одной темой для показа их важной роли в осмыслении поэтического наследия Александра Царукаева.

Традиционна и в то же время ярко индивидуальна любовная лирика Александра Царукаева. Можно сказать, что "спектр его чувств ярок и широк. Но при этом то, что зарождается в душе поэта, что движет его словом и поступком, продолжает оставаться тайной. Иначе его произведения не вызывали бы отклик в сердце читателя". Навряд ли можно найти тему, не отраженную до сих пор в мировой поэзии, и это сильно усложняет творческий поиск творца. Очень трудно подойти к знакомому всем факту с неожиданной стороны, увидеть в нем то, что не видят другие... А. Царукаев обладает этим качеством и отменно им пользуется, создавая лучшие образцы любовной лирики. Причем, по справедливой заметке собрата по перу Васо Малиева, "Александр Царукаев в своей любовной лирике ни в одном месте не рисует портрет женщины. Он воздает должное не тому, что видит глаз, а тому, какое богатство, совесть и любовь заключаются в душе. Главнее то, чтобы каждая любящая душа находила в этих стихотворениях что-то из свойств дорогого ему человека". Примером достоверности этих слов станут анализируемые далее стихотворения "Фаесмон" ("Раскаяние") и "Каеддэер, чысылззй, иу астымы згъордтам..." ("Когда-то, в детстве, по одному мы лугу бегали...").

Но разбор мы начнем с произведения "Даеуаей цы курын" ("О чем тебя прошу"), ставшего знаковым для творчества поэта и отвечающего постулатам дальнейших рассуждений В.Малиева: "Комкоммае иу ран даер поэт наг казны уарзондзинады кой, фаелае цыма исты егъау, фаелае маенгаефсон хаезнадон ба-къуырынаей таерсы, уыйау араехсгае, хатгай зефсаермыгаенгае, фаелае каеддаерид-даер заердэейы бынаей цэеуэег хъынцъымы сныв каены, лирикон геройы уды цае-рзенбонтаем йае рухс аемэе йае хъыг чи ныууагъта, уыцы арф зенкъараен - yap-зондзинад". Заметим, что по тому же принципу написано стихотворение "Даеуаей мын дам-думтае дзырдтой..." ("На тебя мне клеветали...") и многие другие образцы жанра.

Жанр стихотворения-посвящения в лирике А. Царукаева

В творческом наследии поэтов встречается много стихотворений-посвящений разным людям, датам, событиям... Чаще всего горе и неоправданные обвинения себя самого заставляют человека браться за перо и выражать в стихах свое сожаление по поводу утраты друга, родственника или наставника. Посвящения такого рода всегда отличаются порывами, исходящими из самой глубины души, в связи с чем этот жанр лирической поэзии отличается выразительностью показа человеческих переживаний и чувств. Отчаяние, причитания, слезы - казалось бы, человек расписывается в своей беспомощности и растерянности. Но это не так. В тех же стихотворениях прорываются неиссякаемый оптимизм, жизнелюбие, готовность к продолжению всего того хорошего, чего не довершил лирический герой, оставивший добрый след на земле... Эта отчаянная искренность в признаниях отличает их от произведений, посвященных современникам прижизненно.

В осетинской литературе жанр посвящения имеет сложившиеся традиции. Еще Темирболат Мамсуров в стихотворении "Кэемэедэер" создал поэтический образ современника (по мнению Нафи Джусойты, это образ Коста Хетагурова). Посвящения занимают значительное место в творчестве Коста Хетагурова, Сека Гадиева и других классиков осетинской литературы. Однако исследований по этой теме не встречается. Хотя в руках осетинских писателей и поэтов этот самобытный и в чем-то "непризнанный" раздел блещет теми мрачно-оптимистическими тонами, которые позволяют говорить о высокой идейно-смысловой и художественной значимости произведений - памятников дорогим, оставшимся в сердце живущих, именам. Для Александра Царукаева такими, заслуживающими глубокого уважения, именами были Коста Хетагуров, Сека Гадиев, Нигер, Александр Кубалов, Хазби Калоев, Шекспир, Данте...

Образы, жизнь, деятельность этих людей в интерпретации А. Царукаева приобретают те новаторские черты, "секреты" которых ведомы только первопроходцам, настоящим патриотам и художникам. Вкупе с его богатым жизненным опытом, умением общаться с людьми, это составляет содержательнейшую грань творчества поэта.

Поэт Константин Бальмонт, сам человек неординарный, так отзывался о своих встречах с людьми, достойными наилучших посвящений: "Была у меня незабвенная беседа с великим чтецом душ, Львом Толстым. Это - как не рассказываемая исповедь. ... совсем юношей я был в Христиании и в ярком свете летнего дня увидел - как видение - Генрика Ибсена ... он был такой особенный ... что сердце мое замерло в блаженстве, и мне не нужно было подходить к нему. Я видел его, как много позднее увидел в Провансе падение болида - в широком свете небесной неожиданности. Есть видение, которые насыщают душу сразу, вне радости осязания и прикосновения..."1

Отрывок воспоминаний тонко и точно раскрывает саму сущность творческого деятеля. Быть совершенно одиноким в целой толпе - вот удел всех талантов. Это ни в коей мере не обозначает оторванность от земного мира. Наоборот, все они сгорали в пламени злосчастий, насылаемых на их родной народ роком или недальновидными правителями. Данные мысли сопоставимы и со стихотворениями-посвящениями А. Царукаева "Къостайэен" ("Коста"), "Заеронд аргъуаны каерты" ("Во дворе старой церкви"), "Малиты Георгийы мысынзен" ("Вспоминая Георгия Малиева"), "Нигерэен" ("Нигеру") и "Бестауты Геуэергимэе" ("Георгию Бестауты").

В бальмонтовском свете небесной неожиданности мечтал А. Царукаев "увидеть" заступника осетинского народа Коста Хетагурова. Скорбь по поводу смерти гения была безмерной и поэт отразил ее в стихотворении "Нарон зехсзев Къостайы уаелсынт", более подробно рассматриваемом в главе о назначении поэта. В произведении "Къостайаен" А. Царукаев, шаг за шагом осваивая вершины поэзии, в очередной раз отдает дань памяти великому предшественнику:

Выражая данными строками непоколебимую уверенность в бессмертии имени и творчества основоположника осетинской литературы, автор, тем не менее, надеется, что потомки еще воздадут должное всем его деяниям. Вера в такой почин образно выражается в приглашении Коста на пир потомков. У кавказских народов в этом обычае заключается целый свод почестей, сполна соотносимых с заслугами истинного сына своего народа. "Уазаег - хуыцауы уазаег" ("Гость - божий гость"), "Хорз уазаег фарнхаесезег у" ("Хороший гость счастье приносит"), "Уазэегуарзаг хаедзар амондджын вэеййы" ("Гостеприимный дом бывает счастливым") - эти и многие другие поговорки отражают сущность осетинского гостеприимства. По утверждению В.И. Абаева, "Гостеприимство, судя по данным языка, было с древнейших времен непреложным законом осетинской жизни"1. Безусловно, великий поэт был бы самым почетным гостем в любой осетинской семье. В строках "Тынгдаер даеузей мах зондзысты" ("Благодаря тебе будут знать и нас") заключается, кроме того, вера в неразрывную связь поколений. "Представитель народа, породившего Коста", - охарактеризованный такими словами человек почувствует как гордость за великого соотечественника, так и желание творить добро...

Идея о преемственности поколений, разрушенная тоталитарным государством, превалирует в стихотворении, посвященном Сека Гадиеву. "Згеронд аргъуаны каерты" ("Во дворе старой церкви") является стихотворением-размышлением над неумолимым ходом времени.

Роль понятия искусства сатиры в показе критического отношения поэта к действительности

Сатирические произведения по сути своей всегда являются отражением недостатков существующего общественно-политического строя. Творческая личность всегда выявляет, обличает и нещадно осмеивает горе-патриотов, хапуг, взяточников, растратчиков, пустозвонов и других таких же "радетелей 1 своего народа. Оттачивая сатирическое перо, автор понимает, что обрекает себя на конфликты со многими, нечистыми на руку, людьми, вплоть до власть имущих. То есть "подлинная сатира развивается в то время, когда создается противоречие между общественным идеалом писателя и действительностью в ее целостности или отдельными ее сторонами. Она критикует, подвергает осмеянию и уничтожению с высоты своего общественного идеала. Поскольку сатира возникает из критического отношения писателя к действительности, в ее целостности или к отдельным ее сторонам, поскольку она отражает ненависть, гнев, возмущение, презрение, сострадание, которые важны в той степени, в какой они являются отражением ненависти, гнева, возмущения того или иного общественного сословия, народа. Вот почему общественная позиция сатирика совершенно ясная и определенная. Он знает, против кого он борется и во имя че-го".1

В то же время данной темой бесстрастным зеркалом отображается смелость, отчаянность, готовность поэта к новому, довольно рискованному, твор ческому подвигу, в свою очередь мобилизующему новаторские устремления автора. Сатира, вкупе с непременным своим спутником - юмором, формирует особый принцип отношения к действительности, выступая как "ниспровергатель социально опасного зла средствами смеха. Сатира и- юмор - это острая критика в художественной форме недостатков, пороков, которые стали нормой. Искусство сатиры - это способ художественного исследования состояния мира в его комическом содержании, комических противоречиях и проявлениях".1 Кроме того, благодаря своей общественной значимости, "сатира является основной сферой критики в художественной литературе, в искусстве. По существу, лучшие сатирические произведения являются плодом глубокого и всестороннего анализа и критики действительности. Критика помогает выявить противоречия и пороки, которые от многих скрыты, многим недоступны и способствует установлению верного взгляда на действительность. Этим сатира приоб-ретает и огромное познавательное значение". По этим канонам создавал свои сатирические стихотворения Александр Царукаев. Он охватил много неблаговидных сторон существовавшего строя, заставляя читателя изумляться, усмехаться и задумываться над людскими пороками. Стихотворения данного жанра были по душе его современникам, искрились национальным колоритом, горским юмором, потому что "баваердта саз рзестаг хъуыдытае, сты цардаей ист, дзыхэзйдзургае сфэелдыстад - сзе ратагдззен. Уымагн айв у сэе арэезт, уымэен агайынц адаеймаджы заердзе".3 Талант поэта-сатирика во всей красе проявился в стихотворении "Дзеу-эгн уый хаест уыди" ("Для тебя это была война"). А. Царукаев не терпел лицемерия, фальши и на сей раз подверг обструкции мнимых ветеранов той Великой Отечественной войны, где геройски сражалось много посланцев Осетии. Данная тема уже затрагивалась при анализировании стихотворений о любви, но там не встречалось столь открытого осуждения дезертиров и уклонистов от службы в армии в те тяжелые для страны годы. Сатирическими строками А. Царукаев с сарказмом говорит о человеке, пекущемся о благе Осетии лишь своим красноречием. Приковывая к себе внимание младшего поколения, он не устает говорить о родных горах, помогавших ратным воинам обороняться от фашистов. Ему они сгодились для другой защиты. Во время кровопролитных боев нынешний "воин" отсиживался в пещерах далеких ущелий. Автор прямо и жестко заявляет: Жвдадзы хос удсен - фсессефцсег, фсесцсегат; Ды та дзы "хсерраггъмаг " куыд рсехджы сврхаудтай Уым сарсезтай арсы жегсетсей рсессенуат, Хсест цалынмсе цыди - дог зачъе дзы даудтай. Цы сыстытсе мардтай - гуыпп ластой раст топпау, Дсеусен уый хсест уыди, хъазуат хсест, севседза! Человек, прикрывающийся добрым именем павших воинов, переживший своих израненных сверстников - фронтовиков и теперь козыряющий услышанными где-то рассказами о военных буднях (а то и липовыми или купленными наградами), сполна достоин сарказма и осуждения поэта. А. Царукаев, как последователь кодекса чести горцев, имеет свой взгляд на то, каким должен быть настоящий мужчина. В стихотворении "Каергедзийген сге хабгерттае" ("Друг другу - свои новости") он с юмором поведал о не самых лучших представителях сильной половины человечества. Две женщины Лежа и Паша, встретившись на базаре, обсуждают своих мужей. Характеристика мужа Лежа умещается в одной строфе - пьяница, лентяй, тунеядец. Противопоставленный ему персонаж, - муж Паша, - "заслужил" между тем целых девять куплетов описания! Автор с иронией показывает "образцового" мужа. Он моет полы, посуду, серванты, обстирывает себя и жену, гладит, шьет, готовит, ходит в магазин, затем быстро бежит на работу.

Похожие диссертации на Проблемы лирики Александра Царукаева: традиции и новаторство