Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы Хизриева, Патимат Рамазановна

Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы
<
Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хизриева, Патимат Рамазановна. Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02. - Махачкала, 2005. - 164 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Тематика, проблематика, композиция книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан» 21

1.1. Сюжет и композиция книги «Мой Дагестан» 21

1.2. Образ автора в книге «Мой Дагестан» 33

1.3. Жанр книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан» 46

Глава 2. Самобытность жанра книги А. Абу-Бакара «Пламя родного очага» 65

2.1 Лирическое описание природы в книге «Пламя родного очага 65

2.2. Композиция книги «Пламя родного очага» 80

2.3. Композиция и жанровое своеобразие книги «Пламя родного очага» 94

Глава 3. Своеобразие жанра трилогии Ф. Алиевой «Роса выпадает на каждую травинку» 109

3.1. Образ автора как образ повествователя и лирического героя 109

3.2. Хронотоп и образы горянок в трилогии «Роса выпадает на каждую травинку» 119

Заключение 142

Список использованной литературы 152

Введение к работе

В начале 1960-х годов в произведениях многих писателей появляются исповедальные мотивы, монологи с читателем, возрастает экспрессивность авторской речи. Присутствие подобных элементов придает повествованию поэтичность и лиризм. Лиричность, как одно из существенных качеств повести 1960-х годов, обусловлена характерным для прозы этого времени усилением роли художественного субъекта, стремлением писателя к открытости и откровенности в выражении не только своей идейно-политической позиции, но и своих взглядов и представлений о социально-этических нормах и принципах поведения человека нового общества. Все это привело к возникновению произведений, получивших жанровое определение «лирической прозы».

Лирическая проза - жанр, совмещающий в себе черты, характерные как для лирики, так и для эпоса. Явление это вызывает множество противоречивых суждений, связанных со сложностью определения специфики жанра.

Историки литературы доказывают, что впервые выдвинул авторскую личность па первый план прозаического существования сентиментализм, что именно оп превратил автора в рассказчика, создал лирическую прозу1.

Само определение «лирическая проза» стали употреблять в отечественном литературоведении после выхода в свет книги О. Берггольц «Дневные звезды». Несмотря на то, что слова «лирическая проза» прозвучали неожиданно, метафорически, они обозначили явление вполне закономерное. В свое время проза отвоевала себе место в поэзии в широком смысле слова. Продолжая совершенствовать свой стилистический арсенал и накапливать выра-

1 Сииеико B.C.. Взаимодействие объективного и субъективного и типологическая разновидность жанров // Проблемы жанра и стиля. Ученые записки. Вып. 4- - Уфа. Башкирский государственный университет, 1970.-С. 192,

зительные возможности, с некоторых пор проза начинает вторгаться и в заповедную область поэзии - лирику, У сентименталистов и романтиков XVIII-XIX вв. появляется проза, непосредственно выражающая авторскую взволнованность; «Письма русского путешественника» Карамзина, «Путешествие по Герцу» Гейне, «Исповедь» Руссо и т.д. В тургеневских миниатюрах цикла «Senilla» авторское чувство передано с такой непосредственностью, полнотой и богатством оттенков, что эти произведения уже так и называют «стихотворениями в прозе». Больше того, появляются писатели, которые вообще не отделяют свое стихотворное творчество от прозаического: «Я не признаю такого деления художественной литературы на стихи и прозу. Такой взгляд мне кажется неестественным и устарелым. Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью... К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка», - так считал Бунин, автор множества лири-ческих миниатюр и рассказов.

Лиризм пронизывает всю литературу. Как отмечал В.Г, Белинский, «.„Лиризм не существует сам по себе. Как отдельный род поэзии входит во все другие, как стихия, живит их, как огонь прометеев живит все создания Зевса... Без лиризма эпопея и драма были бы слишком прозаичны и холодно-равнодушны к своему содержанию» . Само по себе присутствие лирических стилевых средств в произведениях не определяет лирическую прозу. Все дело в том, какова мера проникновения лирики в прозу, В отдельных случаях она лишь слегка окрашивает повествование, в других - обнаруживает себя более открыто: в лирических отступлениях, в поэтически-возвышенной тональности всего произведения, наконец, она может проявиться настолько сильно, что изменится сама повествовательная структура жанра. Таким образом, мало охарактеризовать лишь количественную сторону — необходимо по-

1 Белинский В,Г. Разделение поэзии на роды и виды. Собр. соч. Т. З.-М. 1978, С, 227,

казать, как это происходит и к каким изменениям в структурно-образной системе приводит. Только тогда можно выделить в обширном кругу произведений с лирическими мотивами подлинно лирическую прозу в ее строгом терминологическом смысле. И не придется тогда спорить, что такое лирическая проза - стилевая характеристика или жанр1.

Вопросам лирической прозы посвящено немало литературоведческих трудов, но в этих работах нет полного научного освещения проблемы. Глубиной постановки вопросов отличается работа А, Эльяшевича «О лирическом начале в прозе». Исследователь говорит о лирической стихии, охватывающей различные жанры, показывает традиции лиризма в отечественной и мировой литературе и особенности сюжета, конфликта, характера в произведениях лирического типа, стремится конкретизировать понятие лиризма, выступает против отождествления лиризма и романтизма, лиризма и автобиографичности, исповедальности и лиризма2. Однако это работа посвящена не

столько анализу собственно лирической прозы, сколько развитию лирическо-

го начала во всей советской и зарубежной литературе.

Особенностью лирической прозы является то, что она не всегда отличается эпической полнотой. Она показывает мир, преломленный через субъективный взгляд автора, прежде всего углубляется в микромир, только через него обрисовывая социальные явления, но при всем этом у нее зачастую более общего именно с течением, ориентированным на объективность изображения, нежели с романтическим. Литературные явления редко существуют в чистом виде. Разницу между эпическим повествованием и лирическим прочертил еще Белинский. «Эпическая поэзия употребляет образы и картины для выражения образов и картин в природе находящихся, лирическая поэзия употребляет образы и картины для выражения безобразного и бесформенно-

Бальбуров Э.А, Поэтика лирической прозы (1960-1970-е годы). - Новосибирск, 1985. - С. 10. Эльящевич А.П, О лирическом начале в прозе,//Звезда, 1961. № 8,- С. 34.

го чувства, составляющего внутреннюю сущность человеческой природы» .

Повествование от первого лица далеко не означает лирическую манеру. Оно может быть связано и с эпическим замыслом, может служить для объективного изображения действительности. Такие неотъемлемые черты лирической формы, как поэтичность, взволнованность, ассоциативность, монологичность, также далеко не исчерпывают сути явления. Более глубоким подходом отличаются работы В. Новикова, С. Петрова и Я. Эльсберга, рассматривающих лирическую прозу как особый тип художественного обобщения, сущностью которого «является непосредственное присутствие в произведениях «я» автора, раскрывающего свои переживания чувства и мысли, созвучные чувствам и мыслям эпохи»2. Лирическое содержание накладывает свой отпечаток на весь строй произведения, обуславливает особый эмоциональный строй повествования.

В фокусе лирической прозы находится не непосредственное изображение действительности, а отражение последней в переживаниях писателя или героя, им любимого, ему близкого. Однако во всех исследованиях прослеживается стремление показать отличие лирического начала от эпического и мало внимания уделяется тому, чтобы раскрыть особенности проявления лирического начала в прозе по сравнению с его проявлением в лирической поэзии.

Термин «лирическая проза» не имеет строго научного определения. В критике им зачастую пользуются не в жанровом смысле, а как стилевой характеристикой, обозначающей нечто, написанное лирической прозой, эмоционально насыщенной и взволнованной. Даже в статьях, специально посвященных жанровому своеобразию лирической прозы, ее критерии были определены недостаточно четко. «К собственно лирической прозе» Л, Эльяшевич, например, относит произведения в которых «лирическая струя господствует».

1 Белинский ВТ, Разделение поэзии на роды и виды. Собр. соч. Т. 3. -М., 1978.-С. 229.

2 Новиков В. Художественная правдам диалектика творчества. -M.s 1971, -С, 72,

Если же «лирические мотивы только проиизывают эпическую основу», ие изменяя «самого фундамента художественной постройки», то мы имеем эпическую прозу с традиционным для нее лиризмом1. Если взять за основу такой критерий, то к лирической прозе можно отнести почти все произведения Ч. Айтматова, А. Битова, М. Слуцкиса. Лирическая проза растворяется в необъятном море так называемой субъективированной прозы (произведений, в которых повествование как бы пропущено сквозь призму сознания героя). В. Новиков понимает под основным законом лирического жанра прозы «... непосредственное присутствие авторского «я», раскрывающегося в своих пережи-ваниях, чувствах, мыслях» . Таковы, по мнению исследователя, «Липяги» С. Крутилина, «Степные баллады» И, Друцэ, «Ледовая книга» Ю- Смуула и. др-Подобный критерий не выделяет лирическую прозу из большого потока мемуаристики и художественного очерка. Понятие «лирическая проза» расплывается, утрачивая конкретный жанровый смысл.

Более плодотворной представляется попытка увидеть жанровое своеобразие лирической прозы в ее прямой и родственной связи с поэзией. С этой точки зрения рассматривает проблему А. Павловский: «Стих преобразовал молекулу прозы и создал нечто третье, это третье — лирическая проза> импрессионистическая, разбросанная, субъективная, едва оторвавшаяся от дневника и почти не оторвавшаяся от стиха»3. Исследователь проанализировал главным образом ее поэтический, а пе прозаический состав. Вопросы специфики жанра лирической прозы и ее места среди других традиционных жанров остались открытыми. Проблемы своеобразия лирической прозы отраженны в диссертации Л.З. Зельцера «Проблема жанра современной советской лирической повести»4. Автор обобщил и развил ряд положений обшир-

1 ЭльяшевичАМ. О лирическом начале в прозе. //Звезда. 1961. № 8.-С 23.

1 Новиков В. Поэтическая устремленность. В кн.: Роль мировоззрения в художестйешюм

творчестве.-М., I966.-C. 154.

3 Павловский AM. О лирической прозе. В кн.: Время. Пафос. Стиль. - M.-JL, 1965.-С.
255,

4 Зелъцер ЛЗ. Проблема жапра современной советской лирической понести. Автореф.
дисс. насоиск. уч. степ, канд. филол. наук. Ком сомольск-на-Амуре, 1971.

ной периодической печати о лирической прозе, но в диссертации не решены вопросы определения жанровой сущности лирической прозы, не раскрыты такие понятия, как лирический сюжет, лирическая композиция. Наблюдения над поэтикой лирической прозы содержатся в диссертации Т.Д. Доля «Становление и развитие жанра лирической повести в русской советской литературе», где материал рассматривается преимущественно в историко-литературном аспекте1, В частности, суждение о синтетизме жанра лирической повести, включающей в себя элементы мемуаристики, очерка, эссе, исповеди, автобиографии; попытка типологической характеристики лирической повести по признаку доминирующего составного элемента: автобиографического, очерково-публистического и лирико-философского. Правда, выделить такой доминирующий элемент не всегда представляется возможным. Более целесообразным, нам кажется, делить лирические повести по типу композиционного построения. Есть произведения, ориентированные на воспоминания, с преобладанием плана ретроспективного времени («Дневные звезды» О. Берггольц, «Капля росы» В, Солоухина», «Трава забвения» В. Катаева», «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Пламя родного очага» А. Абу-Бакара) и на непосредственное восприятие с преобладанием плана настоящего времени («Святой колодец» В. Катаева, «Селигер Селигерович» А, Приставки-на). Это деление отражает две генетические ветви лирической повести: повесть-исповедь, где основной материал - память, и по весть-поездка, повесть-путешествие, написанное как дневник.

Наиболее точное определение жанра лирической прозы мы встречаем в работе Э-А, Бальбурова «Поэтика лирической прозы». Автор, проанализировав место этого жанра в литературном процессе, дал представление о худо-жественно-типологическом своеобразии этого жанра

В пределах лирической прозы выделяют несколько жанровых форм.

1 Доля Т.Д. Становление и развитие жанра лирической повести в русской советской литературе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. филол. наук. М.? 1975-Бадьбуров Э. Поэтика лирической прозы. (1960-1970 годы). - Новосибирск, 1985,

Наиболее сконцентрированная, сжатая в несколько строк малая форма» генетически восходящая, прежде всего, к «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева, обычно выражает какое-то отдельное переживание, поэтическую мысль. Эта форма уже относительно исследована и названа «лирико-философской миниатюрой». Существует также форма лирического рассказа. В отличие от обычного рассказа, где жизненный случай является сюжетной основой, в лирическом рассказе то или иное событие служит лишь поводом, побуждающим толчком к поэтическому размышлению, которое составляет структурную и содержательную основу произведения. Например, в лирических рассказах К. Паустовского поэтические раздумья пробуждает прогулка по реке «Наедине с осенью»-

Анализ лирического рассказа впервые в дагестанской литературе провел А- Вагидов в книге «Современный дагестанский рассказ» на примере творчества Ф- Алиевой .

Большая жанровая форма лирической прозы представляет собой уже целый комплекс переживаний, ассоциативно связанный ряд поэтических раздумий, сопряженных не с отдельным эпизодом, событием, а с частью биографии (например, в «Траве забвенья» и «Святом колодце» В, Катаева или в «Капле росы» В. Солоухина), порой со всей жизнью (как в Дневных звездах» О. Берггольц)- Наиболее приемлемым определением этой формы представляется лирическая повесть, хотя слово «повесть» обретает в подобном употреблении новый смысл.

Термин «лирический роман» в пределах лирической прозы в строгом смысле слова почти не употребляется по вполне понятным причинам. Романный художественный мир не сводим к лирическому самораскрытию героя — он многогероен, событиен, связан с объективными характерами, обстоятельствами, конфликтами. Все это способствует употреблению термина «лирический роман» лишь как стилевой характеристики традиционного романного

1 Вагидов А. Современный дагестанский рассказ. - Махачкала, 2000.

жанра, что мы и наблюдаем в исследовательс ко-крити чес кой литературе. Наиболее продуктивной формой лирической прозы является повесть. Именно форму повести и избрали для своих произведений авторы книг «Мой Дагестан» и «Пламя родного очага».

Актуальность темы исследования* Изменчивость жанра, пластичность жанровых границ, взаимопроникновение жанров и родов порождает образование нетрадиционных жанровых форм, которые пока еще мало изучены. К таким формам относится лирическая проза - жанр, возникший путем соединения лирики и эпоса.

Частые дискуссии и крайние суждения о произведениях лирического типа объясняются отсутствием обобщенных теоретических работ по вопросам проблематики, поэтики и стилистики лирической прозы. Вопросам новаторства лирической прозы, ее стилевых и жанровых особенностей посвящено немало литературоведческих трудов, но в них налицо те же разночтения, что и в критических дискуссиях.

Исследовательский интерес к лирической прозе и сам этот термин поя-вились в 1960-х годах, В конце 1950-х- начале 1960-х годов в литературе заметно усиливаются автобиографические, лирико-исповедальные мотивы. В произведениях этих лет автор все активнее вмешивается в повествование, его отношение к изображаемому материалу принимает формы лирической откровенности и исповедального поэтического раздумья. Возрастает экспрессивность авторской речи, взволнованность ее интонаций- Усиление лирико-субъсктивного начала в прозе не только приводило к видоизменению традиционных жанров» но и способствовало появлению произведений необычной жанровой формы. Лирико-философская и публицистическая стихия в них перерастала рамки авторских отступлений, определяла основное содержание, образный строй и тональность повествования. Именно в это время появляются произведения, которые будут причислены к лирической прозе: «Дневные звезды» О. Берггольц, «Капля росы» В. Солоухина, «Трава забвенья» В. Ка-

таева.

В дагестанской литературе этот процесс получил развитие с выходом в свет книг Р. Гамзатова «Мой Дагестан», А. Абу-Бакара «Пламя родного очага», произведений Ф. Алиевой, т.е. в 60-е годы XX века.

После выхода в свет этих произведений критики и литературоведы обратились к решению проблем нового жанрового образования - лирической прозы. В частности, К. Абуков пишет: «на современном этапе лирико-романтические элементы составляют стилевую доминанту большинства дагестанских литератур»1. Критик считает, что и книга «Поэт» Э. Капиева написана в несколько романтическом плане. Исследователь дагестанской литературы С. Ахмедов, обращаясь к проблемам лиризма в дагестанской литературе, отмечает что «Зачинателем лирической прозы в Дагестане по праву считается Эффеиди Капиев, произведения которого пронизаны лиризмом, заинтересованным авторским отношением к изображаемым событиям и героям, Э- Капиев первым возвел дагестанскую прозу в ранг высокой поэзии, представил ее в сфере истинно-художественного, эмоционально-поэтического искусства слова»". Проблема лирической прозы затрагивается в монографии М, Гусейнова «Картины кумыкской прозы». Критериями, обусловливающими лирическую прозу, автор монографии считает отсутствие событийности, преобладающую роль субъекта повествования, воспоминания, эмоциональную окрашенность повествования . Определяя жанр лирической прозы, М. Гусейнов, как и многие другие исследователи, не аргументирует свой тезис. Названные критерии не позволяют установить типологическую сущность лирической прозы - они могут являться признаками эпических произведений, пронизанных лиризмом. К лирической прозе М- Гусейнов относит произведения К. Меджидова, Хаджи Расима, Магомед-Расула, К. Абу-

ЛбуковК. У костра, зажженного Горьким.-Махачкала, 1969.-С. 23. Ахмедов С, Художественная проза народов Дагестана, — Махачкала, і 996. — С. 179, 3 Гусейнов А/. Картины эволюции кумыкской прозы 60 - 80 гг. - Махачкала, 1997. - С. 62.

кова, И. Казиева , К примеру, произведениями лирической прозы автор монографии называет такие книги, как «Я виноват, Марьям» К. Абукова, «Рыбка моя золотая» И. Казиева, Названные произведения с тем же успехом можно отнести к эпической прозе.

Об особом жанре лирической прозы высказывается много суждений различными исследователями, но все же вопрос о жанровом обособлении лирической прозы в литературоведении еще остается спорным. Сам термин «лирическая проза» не имеет строго определенного содержания - им зачастую пользуются не в жанровом смысле, а как стилевой характеристикой, обозначающей «нечто, написанное лирической прозой, эмоционально насыщенной и взволнованной» -

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является определение идейно-художественной специфики лирической прозы и лиризма в эпической прозе. Необходимо разграничить такие понятия, как «лиризм», «лирическое мироощущение», «лирическое начало», «лирическая струя», «лирическая ткань», которые недостаточно точны для определения типологии лирической прозы. Следует решить вопрос о том, является ли лирическая проза особым жанром или это стилевой поток, стилевая характеристика рассказа, повести, романа, автобиографии, дневника и других прозаических жанров. Необходимо показать отличие лирической прозы от произведений с лирическими мотивами.

Жанровая специфика лирической прозы будет определена на примере книг Р. Гамзатова «Мой Дагестан», А. Абу-Бакара «Пламя родного очага», трилогии Ф. Алиевой «Роса выпадает на каждую травинку».

Цель диссертации обусловливает решение конкретных задач, вытекающих из исследования.

Задачи исследования:

Гусейпое М. Картины эволюции кумыкской прозы 60 — 80 гг. Махачкала, 1997. — С. 63. 2 Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы (1960-1970). - Новосибирск, 1985. - С. 54,

  1. Проанализировать сюжет и композицию названных книг в контексте проблем лирической прозы.

  2. Проанализировать роль образа автора как лирического героя, организующего повествование.

3. Проанализировать образы героев и определить взаимоотношения
между ними и автором.

  1. Проанализировать влияние поэтической составляющей на прозаическую структуру произведений,

  2. Определить роль лирических отступлений в исследуемых произведениях,

  3. Проанализировать соотношение эпического и лирического в исследуемых произведениях, выявить степень преобладания того или иного начала, показать преобразование структуры произведения в результате доминирования того или иного элемента.

  4. Провести сравнительно-типологический анализ названных произведений с целью выявления общих и особенных признаков.

В данном исследовании лирическая проза будет рассматриваться как жанровая разновидность. Для этого будет проанализировано изменение повествовательной структуры произведения, когда в результате проникновения лирики утрачивается эпическая основа и произведение приобретает свойства, не характерные прозе эпического стилевого направления. Подобные произведения и называются лирической прозой. Жанровый аспект изучения лирической прозы, хотя и сужает круг произведений, относящихся к этому жанру, сохраняет за этим понятием определенный структурно-типологический смысл и тот элемент новизны, который был свойствен термину с момента появления.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования явились труды отечественных, в частности — дагестанских литературоведов, по теме диссертационной работы. Методологическая основа

диссертации определена принципом историзма в оценке фактов, тенденций развития национальных литератур во взаимодействии с мировым литературным процессом,

В качестве основного метода исследования нами избран системный анализ, позволяющий с наибольшей полнотой выявить особенности лирической прозы и лиризма прозы, своеобразие их воплощения в исследуемых романах.

Рассмотренные проблемы лирической прозы исследуются в общеисторическом и литературном контексте эпохи.

Объект исследования. Объектами исследования нашей диссертации являются книги «Мой Дагестан» Р. Гамзатова и «Пламя родного очага» А, Абу-Бакара — произведения, кажущиеся на первый взгляд абсолютно разными, но объединенные единым жанровым признаком, позволяющим отнести их к лирической прозе. Как произведение, пронизанное лиризмом, будет рас-сматриваться трилогия Ф. Алиевой «Роса выпадает на каждую травинку.

Предмет исследования. Исследованию жанрово-стилевых особенностей книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан» посвящена первая глава диссертации. Своеобразие книги исследуется с точки зрения особенностей жанра, сюжета и композиции.

Книга «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, которая вышла в свет в 1969 году, вызвала многочисленные отклики литературоведов своей необычной жанровой формой. Но в многочисленных своих отзывах критики так и не дали ей точного жанрового определения.

Изучив особенности построения «Моего Дагестана», мы попытаемся доказать, что книга имеет схожие черты со структурой произведений лирической прозы, к которым относятся «Дневные звезды» О. Берггольц, «Капля росы» В- Солоухина, «Трава забвения» В. Катаева. Несмотря на то, что каждый исследователь по-своему определяет жанр книги Р. Гамзатова, все они подчеркивают такие черты, как автобиографизм, исповедальность, сплав в

книге различных литературных жанров: фольклора, очерка, повести, новел-лы} надписей, стихотворений.

Анализ с позиций художественно-типологической сущности позволяет определить жанр «Моего Дагестана» как произведения лирической прозы.

В книге доминирует поэтическая тональность, характерная для лирической прозы. Усиление авторского голоса в «Моем Дагестане» воздействует на образный строй произведения, а превалирование лирической стихии приводит к структурно-жанровым преобразованиям. Главный герой книги исповедующийся автор, воспоминания которого являются не только составной частью содержания художественного материала, но и основным принципом его построения.

Своеобразие книги Л. Абу-Бакара «Пламя родного очага» (приемы изображения образа автора, композиция, лирическое описание природы) является предметом анализа во второй главе.

Книга вышла в свет в 1976 году в популярной серии «В семье российской братской». Как и книга Р. Гамзатова «Мой Дагестан», книга А. Абу-Бакара явилась значительным событием в литературной жизни Дагестана. «Пламя родного очага» заинтересовало читателей и критиков своей оригинальной художественной формой.

Книга имеет необычную композицию и необычную манеру повествования. Это и очерк, и поэзия, и история Дагестана. В ней собраны легенды, предания, документальные сведения о жизни республики и сведения из жизни автора, а само повествование движется авторской мыслью. Доминирующая роль авторской мысли в произведении, необычная манера повествования, своеобразная композиционная структура являются признаками, определяющими принадлежность книги «Пламя родного очага» к жанру лирической прозы.

Появление книги «Пламя родного очага» имело свои художественно-эстетические предпосылки. Если Р, Гамзатов, например, пришел к книге

«Мой Дагестан» из поэзии, то все предыдущие прозаические произведения А. Абу-Бакара были пронизаны лирико-романтическими чертами, которые в «Пламени родного очага» становятся уже доминирующими. Необходимостью проследить этот переход от лирического стиля к лирической прозе как жанру и вызвано обращение во второй главе к анализу произведений, предшествовавших книге «Пламя родного очага».

В третьей главе диссертации мы исследуем трилогию Ф. Алиевой «Роса выпадает на каждую травинку». Трилогию составляют романы в новеллах, объединенные образом автора-повествователя. Опубликованные в 1970-годы романы «Роса выпадает на каждую травинку», «Корзина спелой вишни», «Восьмой понедельник» привлекли внимание читателей и критики необычной жанровой формой. Новеллы, входящие в состав романов, пронизаны искренностью, лиризмом. Содержание новелл составляют истории о судьбах женщин Дагестана. В настоящем исследовании мы попытаемся определить жанровое своеобразие трилогии Ф. Алиевой «Роса выпадает на каждую травинку».

Степень разработанности проблемы. Без всестороннего научного освещения жанра лирической прозы, его своеобразия, поэтики сегодня будет неполным представление о художественно-типологическом многообразии современной литературы. Разноречивые мнения о жанровой специфике лирической прозы нередко приводят к некорректным критическим оценкам. В работах, посвященных проблемам лирической прозы, вследствие неопределенности вопроса, что же такое лирическая проза, произведения лирической прозы и произведения, в которых лирическая струя только окрашивает произведения, рассматриваются идентично.

Проблема лирической прозы как жанра не разработана и в дагестанской литературе. К проблеме лиризма в дагестанской литературе обращались С- Ахмедов, А. Вагидов, но они не занимались специальным анализом тех произведений, которые являются объектом нашего исследования. Отметим

только, что А. Вагидов в монографии о прозе Ф, Алиевой определяет трилогию «Роса выпадает на каждую травинку» как произведение эпического, реалистического стиля, в котором обнаруживаются лишь признаки лирической прозы.

Затрагивая вопрос о неопределенности жанра лирической прозы, следует сказать, что неустановленным осталось и место книг «Мой «Дагестан», «Пламя родного очага», «Роса выпадает на каждую травинку» в жанровом своеобразии дагестанской литературы.

Книга «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, которая вышла на русском языке в 1969 году, вызвала многочисленные отклики критиков и литературоведов своей необычной жанровой формой, но в своих отзывах исследователи так и не смогли выявить ее жанр. В частности, говоря о жанре книги, И. Гринберг выделяет такие ее черты, как автобиографизм, называет ее творческой исповедью, фольклорным сборником, но четкого жанрового определения не дает . К. Султанов подчеркивает, что объединяющим началом книги является ав-торская мысль . Р. Юсуфов называет книгу лирическим стихотворением в прозе, лирикой в эпосе .

Подобные разноречивые суждения высказываются и относительно книги «Пламя родного очага», которая вышла в свет в 1976 году, Алим Ке-шоков, говоря в целом о творчестве А. Абу-Бакара, сообщает, что произведения А. Абу-Бакара сочетают в себе лиризм, психологическую точность, реалистичность и умение создавать чудесный сплав поэтических легенд с материалом сегодняшних дней . Действительно, произведениям А, Абу-Бакара присущи яркие образы, занимательный сюжет, метафоричность. И, Гринберг в статье «Поэзия горской прозы» отмечает, что «...Часто, очень часто над

Гринберг И, Поэзия горской прозы//Дон, 1969. № 6.-С. 143. 2 Султанов КД Расул Гамзатов. - Махачкала, 1973.-С. 146.

Юсуфов Р. «Мой Дагестан» (наблюдения над жанром) // Расул Гамзатов. Поэт и гражданин.-Махачкала* 1976.-С. 165. 4 Кешоков А. От сердца к сердцу//Грани таланта.-Махачкала, 1984.- С. 31.

страницами горской прозы вспо.минаешь о горской поэзии»1. И, Гринберг имеет в виду и книгу Р. Гамзатова «Мой Дагестан», которая, как и книга «Пламя родного очага», имеет поэтическую структуру. В монографии «Художественная проза народов Дагестана» С. Ахмедов обращает внимание на необычность композиции, сравнивая композицию «Пламени родного очага» с композицией «Моего Дагестана»: «Наиболее сложную в композиционном плане форму избрали для своих книг о Дагестане Р. Гамзатов («Мой Дате-стан») и А, Абу-Бакар («Пламя родного очага»)» . Говоря о структуре лирического произведения, С. Ахмедов подчеркивает значительную роль образа автора, который задает тон произведению, создает атмосферу лиризма, сопричастности и сопереживания происходящему. Обращая внимание на образ автора-повествователя, С- Ахмедов проводит аналогию между рассматриваемыми нами тремя произведениями.

Писатель С. Баруздин дает свою оценку книге А, Абу-Бакара в статье «Об Ахмедхане Абу-Бакаре»: «Это и очерк, как принято говорить, очерк о Дагестане, но это, прежде всего, настоящая беллетристика, проза, плюс и поэзия о своем родном многонациональном Дагестане, о его народах, о горах, аулах, долинах и море»3. С. Баруздин также сравнивает книгу «Пламя родного очага» с книгой Расула Гамзатова «Мой Дагестан»: «.„Книга.,.о том, о чем Расул Гамзатов писал в «Моем Дагестане и о чем не писал». Но и в данном случае нет точного определения жанра книги.

Pleonpeделенным остался и жанр книги Фазу Алиевой «Роса выпадает на каждую травинку». Вот что пишет С. Ахмедов об этой книге: «Наиболее значительным прозаическим произведением Ф. Алиевой является ее трилогия «Роса выпадает на каждую травинку», написанная в лирическом ключе» . С подобных позиций характеризует творческую манеру Ф, Алиевой и другой

1 Гринберг И. Поэзия горской прозы // Дон. 1969, .№ 6, - С. 31.

2 Ахмедов С Художественная проза народов Дагестана. - Махачкала, 1996. - С. 184.

3 Баруздин С Об Ахмедхане Абу-Бакаре // Грани таланта» - Махачкала, 1984. - С, 81.

4 Ахмедов С. Художественная проза пародов Дагестана. - Даг. кн. изд-во, 1996. - С. 197.

критик: «...в ее творческой манере синтезирован опыт великой русской литературы и народного творчества, проявившийся в слиянии проникновенного лиризма с аналитической мыслью»1.

Научная новизна. Книги «Мой Дагестан», «Пламя родного очага», «Роса выпадает на каждую травинку» были предметом многочисленных исследований критиков, как в Дагестане, так и за его пределами, но эти произведения еще не анализировались в контексте их жанрового своеобразия.

Впервые в дагестанской литературе «Мой Дагестан» Р. Гамзатова и «Пламя родного очага» А. Абу-Бакара будут исследоваться нами как произведения лирической прозы — нового жанрового образования, возникшего в дагестанской литературе в 60-70-е годы прошлого века- В центре нашего внимания — своеобразия их жанра, сюжета и композиции, роль образа автора.

Трилогия Ф. Алиевой «Роса выпадает на каждую травинку» определяется нами как произведение, проникнутое лиризмом. Для выявления жанровых особенностей книги мы рассматриваем как лирическую, так и эпическую составляющие произведения.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при изучении вопросов, связанных с определением жанрово-стилевых особенностей дагестанской прозы, при подготовке лекционного курса по дагестанской литературе, спецкурсов по творчеству Р. Гамзатова, А. Абу-Бакара, Ф- Алиевой.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были опубликованы в Вестнике ДГУ. Махачкала. 1999 г. Выпуск 6; в приложении к журналу «Научная мысль Кавказа». Ростов-на-Дону. № 8. 2000 г.; в сборнике статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам «Наука и молодежь». Махачкала: ДНЦ РАН, Выпуск 3, 2000 г. Результаты работы докладывались в форме тезисов на 4 межвузовской научно-

1 Алиева 3. Художественные искания современной дагестанской литературы. - Махачкала: изд-во Дат. филиала АН СССР, 1983.-С 101.

практической конференции, которая состоялась 17-18 мая 2001 в г, Махачкале. Тезисы опубликованы в сборнике «Гуманитарные науки и новые технологии образования», Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000, Результаты исследования докладывались на научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения народного писателя Дагестана Ахмедхана Абу-Бакара, состоявшейся на факультете дагестанской филологии ДГУ 30 ноября 2001 года. Результаты доклада опубликованы в сборнике «Ахмедхан Абу-Бакар: творческая судьба». Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001.

Работа обсуждалась на заседании кафедры литератур народов России и Кавказа ДГУ в 2002 г., а также на совместном заседании кафедры литератур народов России и Кавказа и кафедры литератур народов Дагестана и Востока факультета дагестанской филологии ДГУ в 2005 г.

Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Сюжет и композиция книги «Мой Дагестан»

Необычность тематики, проблематики, сюжетостроения, композиции книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан» отмечали все критики и литературоведы, занимавшиеся творчеством Р. Гамзатова, Книге даются разные жанровые определения, но большинство исследователей сходится в характеристике ее как произведения лирической прозы. Однако, система доказательств, выдвигаемых критиками» недостаточна, и поэтому, изучив литературу, последовательно рассмотрев и обобщив имеющиеся суждения, мы ставим перед собой цель обосновать принадлежность «Моего Дагестана» к произведениям лирической прозы. Правомерность нашего суждения подтверждается изучением особенностей сюжетостроеяия книги Р. Гамзатова.

В литературоведческой науке достаточно широко рассматривается сюжет прозаического произведения как структурная составляющая его композиции. Что же касается лирики, то подобных работ довольно мало, хотя понятие сюжета лирического не совпадает с понятием сюжета прозаического произведения. Исходя из того, что мы рассматриваем сюжет лирической прозы, к жанру которой относится «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, представляется целесообразным более четко обозначить отличительные черты сюжетов лирического и эпического произведений.

Некоторые исследователи» стремящиеся определить понятие сюжета применительно к лирике, акцентируют внимание не на самих элементах событийности, ситуативное, а на связывающем их воедино чувстве, переживании. Под лирическим сюжетом в этой литературоведческой тенденции понимается развитие и борьба чувств, развитие переживания. Эти особенности присущи сюжету стихотворной лирики.

Особенности создаваемого образа, характер художественного произведения определяют сюжетный аспект лирического произведения. Под сюжетом в эпическом произведении принято понимать определенную последовательность событий и действий героев, в которой художественно воплощаются, типизируются жизненные противоречия и конфликты, В эпическом произведении, художественный мир которого, как правило, многогероен и мно-гособытиен, такую последовательность проследить нетрудно. В лирическом произведении, где разговора значительно больше, чем действия, а фигура повествователя заполняет собой всех героев, отыскать то, что принято называть сюжетом, не так-то просто .

Сюжет в произведениях, причисляемых к лирической прозе, отличается от сюжета в общепринятом понимании. В основе действия эпического произведения - конфликт, сюжет - движущаяся коллизия, чередование и взаимодействие событий и ситуаций. Следуя за этапами движущейся коллизии, за сменой событий и ситуаций, читатель узнает о переживаниях и взаимоотношениях персонажей, постигает характеры в их развитии и раскрытии, т.е. воспринимает сюжет как развертывание темы произведения . Можно сказать, что в лирическом произведении, в отличие от эпического произведения, не происходит никаких событий, и сюжетом здесь является не развитие событий и действий, а развитие поэтической мысли, что мы наблюдаем в «Моем Дагестане». Основным событием, которое разворачивает действие книга, является движение мысли лирического героя, воспоминаний, волнений души.

Обращаясь к вопросу о сюжете «Моего Дагестана», хочется высказать мысль о том, что исследователи в большинстве случаев относят книгу к бессюжетной прозе.

Подчеркивая своеобразие книги «Мой Дагестан», И. Гринберг исходит из того, что сюжет в «Моем Дагестане» состоит из случайного наслоения фактов, событий . Л. Антопольский высказывает мысль о том, что сюжет «Моего Дагестана» определяет развитие образа автора . К. Абуков называет исследуемую книгу бессюжетной прозой3. Исходя из теоретических разработок по проблемам лирической прозы, мы считаем возможным оспаривать подобные утверждения. Лирическая проза имеет сюжет, характерный именно для произведений лирической прозы. Если в обычном понимании сюжет — это последовательность событий и действий героев, то в лирической прозе сюжетом является развитие авторской мысли.

Подтверждение этому мы находим у К. Султанова, который называет лирическую прозу Р. Гамзатова мыслительной и приходит к выводу, что мысль стала ее главным героем4. Соглашается с ним и Р. Юсуфов, считающий, что сюжетом книги «Мой Дагестан» является разговор о себе и своей поэзии5.

Говоря о сюжете, С. Ахмедов утверждает, что в «Моем Дагестане» нет сюжета в обычном понимании этого слова, что компоненты книги объединены размышлениями автора. Исследуя прозу Р. Гамзатова, С, Ахмедов обратил внимание на то, что книга «Мой Дагестан» носит синтетический характер6. Мы согласны с этим утверждением, т.к. лирическая проза является порождением синтетической жанровой формы. Подобное утверждение перекликаются с мыслью Г. Аникина, который пишет, что современный роман приобретает синтетический характер, в котором сочетаются эпическое, драматическое и лирическое начало, и преобладание того или иного начала определяет жанровую разновидность. Синтетический характер носит не только повесть, в форме которой чаще всего выражаются лирические произведения, но и роман1.

В. Кочетов пишет, что в «Моем Дагестане» отсутствует фабула2. Мы считаем возможным не согласиться с данным утверждением. Лирическая проза не свободна от таких критериев как фабула, сюжет, композиция, присущих именно лирическим произведениям. Конечно, сюжет в обычном понимании отсутствует, но не следует объяснять построение и распределение материала только лишь прихотливостью авторской мысли. Лирический сюжет рассматривается в отличие от сложных взаимодействий характеров в эпическом произведении. Сюжет в «Моем Дагестане» выступает не как сложная история развития характеров, а формируется как история развития одного характера.

Своеобразие прозы Р. Гамзатова отмечает Л. Вагидов в книге «Восхождение к единству». Исследователь утверждает, что, структурообразующим элементом книги «Мой Дагестан» является авторская исповедь. Характерной особенностью книги Р. Гамзатова «Мой Дагестан», — пишет автор, - является ярко выраженное «самовыражение» автора-повествователя, чьи размышления о времени и о себе доминируют над эпико-повествовательным планом .

Своими высказываниями Л. Вагидов подтверждает исследования в области лирической прозы, предполагающие, что самовыражение и размышление автора являются основой развертывания художественного материала лирической прозы.

Лирическое описание природы в книге «Пламя родного очага

В 1976 году в популярной серии «В семье Российской братской» вышла в свет книга известного дагестанского писателя А. Абу-Бакара «Пламя родного очага». Как и исследованный нами ранее «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, книга А. Абу-Бакара явилась значительным событием в литературной жизни Дагестана. «Пламя родного очага» заинтересовало читателей и критиков своей необычной художественной формой. Книга имеет необычную композицию и необычную манеру повествования: это и очерк, и поэзия, и история Дагестана, В «Пламени родного очага» собраны легенды, предания, документальные сведения и сведения из жизни автора. Что же это за книга? Ответ на этот вопрос является непростым, и все же попытаемся определить место этого произведения в жапрово-стилевом своеобразии дагестанской прозы.

В произведении А. Абу-Бакара отчетливо прослеживается отход от традиционного построения литературного текста. В книге не было привычных читательскому взгляду приемов организации художественного произведения — завязки, развития действия, кульминации, развязки. Не было и захватывающего сюжета с вплетенными многочисленными необычными подробностями, не было удивительных приключений героев книги - в общем, того, к, чему привыкли поклонники творчества А. Абу-Бакара - автора повестей «Чегери», «Ожерелье для моей Серминаз», «Браслет с камнями», «Снежные люди». Но, тем не менее, книга заинтересовала не только читателей, по и серьезных исследователей литературы, так как она имеет несомненные художественные достоинства, которые мы постараемся выявить в своем исследовании. Прежде всего отметим, что книгу «Пламя родного очага» мы будем рассматривать с тех же позиций, что и книгу Р. Гамзатова «Мой Дагестан», т.е. мы попытаемся доказать, что книга «Пламя родного очага» принадлежит к разряду лирической прозы - нового жанрового образования, возникшего в советской литературе в 60-70-х годах1. В дагестанской литературе этот процесс получил развитие немного позднее - с выходом книг названных авторов.

Жанровое своеобразие произведений лирической прозы состоит в том, что они соединяют в себе признаки сразу нескольких жанров, преобразуемые в новое художественное единство, построенное по лирическим законам, К жанру лирической прозы исследователи, занимающиеся данной проблемой, как мы уже заметили, относят «Дневные звезды» Ольги Берггольц, «Каплю росы» Владимира Солоухина. Авторы названных произведений стремятся в лирической форме осмыслить эпоху, выразить свое представление о жизни и судьбе родины через свою судьбу. «Уже не событие как таковое, а судьба человека, не люди в системе событий, а события, пропущенные через жизнь отдельного человека, становятся предметом исследования» , Подобная тенденция характерна и для книги А. Абу-Бакара, в которой жизнь, история, современность пропущены автором через сердце. Писатель не отделяет свою судьбу от судеб народов Дагестана и всей страны.

Описание времен года, картин природы в произведении А. Абу-Бакара является еще одним признаком, подтверждающим, что «Пламя родного очага» принадлежит к лирической прозе. С нашей точки зрения, манера описания картин природы в данном произведении придает лиризм стилю повествования. А, Абу-Бакар, изображая картины природы, раскрывает свои чувства, мысли. Через описания природы происходит передача настроения автора, выступает личность самого писателя-Изображение картин природы выполняет в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля писателя,

В частности, сентименталисты изображали картины природы умиротворенные, благотворно действующие на душу, например, пейзажи сентименталистов Руссо, Гете, Карамзина1.

У романтиков природа обычно изображена неспокойно и выражает бурные страсти героев (Байрон, Гюго, Мицкевич и др.). Пейзаж, картины природы выступают как элемент композиции. Пейзажи или противопоставлены характерам героев, или гармонируют с душевным состоянием изображенных персонажей. Со временем в литературных произведениях пейзаж перерастает свою изобразительпуто функцию и становится своего рода призмой и способом видения мира, например, в произведениях М, Пришвина2, Главное в произведениях М. Пришвина - это природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших его произведений — это движение внимательного взгляда автора в мире природы. Писатель стремился к тому, чтобы не он говорил за природу, а как бы сама природа через него рассказала людям о себе. Наряду с художественным началом в произведениях Пришвина присутствует начало познавательное. Природа у М. Пришвина не просто одухотворена волей автора, она обладает романтическими чертами «характера», любовно сотворенного для нее писателем, Строго реалистическая в материальной оболочке, она романтизирована в своей духовной сущности, подаренной ей автором, лирическим героем М. Пришвина.

В лирических повестях М, Пришвина признаки жанра становятся определенны и отчетливы. Особенно это относится к «Фацелии».

Произведение «Фацелия» М. Пришвина является лирическим произведением, поэмой в прозе. Осенью 1940 года сокращенный вариант «Фацелии» печатается в «Новом мире». Отдельным изданием книга вышла лишь в 1943 году, сразу же получив признание читателей и критики,

«Фацелия» - лирико-философская поэма. В каждой миниатюре светит истинная поэтическая красота, определяемая глубиной мысли. Композиция позволяет проследить нарастание общей радости, сложную гамму человеческих переживаний, от тоски и одиночества до творчества и счастья. Подобная композиция является характерной для лирической прозы, в которой композиция способствует не развитию событий, а развитию переживаний автора, того или иного душевного состояния, настроения.

В «Фацелии» показано, что человек раскрывает свои думы, чувства, мысли не иначе, как тесно соприкасаясь с природой, которая предстает самостоятельной, как сама жизнь. Читая «Фацелию», мы имеем возможность увидеть ступени судьбы самого писателя, творчески настроенного человека, способного осуществить себя, свою жизнь. «В пустыне мысли могут быть только свои, вот почему и боятся пустыни, что боятся остаться наедине с самим собой». Горе, скопляясь в одной душе больше и больше, может в какой-то прекрасный день вспыхнуть, как сено, и все сгореть огнем необычной радости»1. Лирическое настроение писателя передается употреблением нескольких определений, которые усиливают впечатление яркости, сочности красок, выражающих состояние радости: цветущая синяя медоносная трава, сережки золотые, чудесные.

Композиция и жанровое своеобразие книги «Пламя родного очага»

Композиция книги А. Абу-Бакара «Пламя родного очага» раскрывает авторскую идею - роль советской власти в жизни республики Дагестан, возрождение, процветание республики. В книге выражена проблема воплощения национальной идеи, т. к. усиление лирической волны в прозе и возникновение лирической прозы связано с усилением интереса к личности писателя, к тем национальным условиям, в которых он вырос, к самобытно-ментальным сторонам и к истории своего народа. Книга состоит из четырех частей, каждая из которых включает в себя по семь глав, исключение составляет четвертая часть, состоящая из пяти глав, К каждой главе прилагается эпиграф- Эпиграфом служат строки из стихотворений дагестанских и русских поэтов, слова из горских песен, поговорки, надписи. Приведем названия частей: «Он восстал и стал на вершине: я, человек!» «Время пришло, и он сказал: «Пора!» «Дайте свет, и я открою вам тайну». «А в нашем саду богатство плодоносит». Композиционная структура книги «Пламя родного очага воплощает намерение автора изобразить во всей полноте жизнь республики с дооктябрьского периода и до расцвета в годы Советской власти. Первая часть книги посвящена рассказу о первых годах Советской власти в Дагестане, о трудном начале новой жизни, строительстве дорог, ликвидации безграмотности, о зарождении дагестанской литературы. Следует отметить, что подобная идея о возрождении Дагестана выражена и в книге Р. Гамзатова «Мой Дагестан». Проводя аналогию с книгой Р, Гамзатова «Мой Дагестан» следует отметить, что при всем общедагестанском фоне Р. Гамзатов довольно полно воплотил аварскую национальную идею, в то время как А. Абу-Бакар остался на уровне общедагестанской национальной идеи.

Вторая часть книги «Пламя родного очага» посвящена рассказу о годах тяжелых испытаний в период Великой Отечественной войны. Во второй части книги автор уделяет внимание и непревзойденному искусству златокузне-цов? народных умельцев, чье мастерство получило развитие с приходом Советской власти,

В третьей части автор рассказывает о достижениях дагестанских ученых, развитии культуры в республике, строительстве первых гидроэлектростанций. В первых двух частях писатель показал, насколько трудными были первые шаги на пути к новой жизни. В третьей части автор с гордостью отмечает, что, несмотря на все тяготы, республика Дагестан заняла достойное место среди остальных республик союза. Четвертая часть посвящена дружбе народов, объединенных великим Октябрем.

Композиционной особенностью произведения является то что, связующей нитью повествования является автор. Касаясь вопроса композиции произведения А- Абу-Бакара «Пламя родного очага», следует отметить, что в каждой главе уделено внимание описанию того или иного времени года. В первой главе книги описывается весна, во второй осень. В третьей главе автор делится своими размышлениями по поводу зимней поры, в четвертой главе описывается лето.

При чтении книги может создаться впечатление того, что композиция произведения разрознена, но весь повествовательный материал, все события, изложенные в книге, объединяет авторская идея, мысль.

Говоря о книге «Пламя родного очага», хочется провести аналогию с книгой Р. Гамзатова «Мой Дагестан», Темой обеих книг является Дагестан, его прошлое, настоящее, будущее, только различны формы выражения представлений авторов о путях исторического развития республики. Книга Р. Гамзатова напоминает литературоведческий трактат. Приведем названия некоторых глав: «Стиль», «Жанр», «Тема», В книге А. Абу-Бакара повествование ведется от лица Кичи-Калайчи и его многочисленных родственников. Истории, изложенные в книге, переданы от лица земледельца, учителя, солдата, охотника, но за всеми этими образами стоит автор.

Название книг обоих писателей указывает на личностный мотив. В названии книги «Пламя родного очага» хочется выделить определение «родного», т.е. родного и близкого автору, непосредственно связанного и с личной жизнью самого автора. Обе книги объединены одной идеей — расцвет республики с приходом Октябрьской революции, приобщение к великой русской культуре, которая способствовала расцвету культуры народов Дагестана.

Осмысливая изменения, произошедшие в республике, писатель вспоминает прошлое Дагестана, сравнивает быт горцев в далекие времена и в настоящее время. «Вертолет поднимается в небо и круто поворачивает в горы. В мягком кресле у иллюминатора я задумался о прошлом моего народа. Аул. Что содержало в себе это понятие в прошлом? А ведь это прошлое не такое уж далекое, — а как преобразился и преображается горный край» (144). Писатель высказывает свое удивление, что за короткое время жизнь в горах так круто изменилась. На столь скорое изменения быта горцев указывает и то обстоятельство, что герои книги летят в горы на вертолете, который в считанные минуты доставит их до места назначения, а всего лишь несколько десятков лет назад, чтобы добраться из города в аул, надо было трястись в арбе несколько дней.

Обратим внимание на то, какие слова выбирает автор для изображения горного края: «Суровый край, бездорожье, затерянность и какая-то мрачная настороженность. Аул рассеян молочно-белой пенистой рекой, которая ревет в теснине каменных громад, как зверь, попавший в западню, бьется в неистовстве об утесы и рассыпается тысячами брызг» (L44). Использование подобных слов подчеркивает суровость жизни в горах. Экспрессивность повествования усиливает восприятие сказанного. «Камни, одни камни, безмолвные, безжизненные груды камней. Здесь, среди этих камней, горцы рождались, умирали и хоронили их в камнях». Чтобы показать ландшафт горного края, чтобы показать нелегкую жизнь в горах автор выбирает четкие и яркие слова. Подобным размышлениям предается автор, вспоминая прошлое.

В композиционном построении книги «Пламя родного очага имеет место ассоциативный признак. Увиденный предмет вызывает в памяти автора воспоминание. С высоты вертолета автор видит горный аул и уходит воспоминаниями в прошлое, связанное с жизнью дагестанского аула, с жизнью и прошлым предков.

Прошлое писатель ворошит для того, чтобы оценить перемены, произошедшие в республике за короткое время. Об этих переменах автор рассказывает в многочисленных обращениях к читателю: «Я не спал, хотя все, о чем я думал, похоже на кошмарный сон. Таким было прошлое моих предков, и опять скажу - ведь это не такое не такое далекое прошлое... А нынче в этих горах свободен и счастлив трудовой человек».» (145-146).

Хронотоп и образы горянок в трилогии «Роса выпадает на каждую травинку»

Первый роман трилогии «Роса выпадает на каждую травинку» так же, как и остальные романы трилогии, рассказывает о судьбах женщин- горян ок. В романе переплетаются несколько изобразительных пластов или уровней -это уровень настоящего времени, уровень исторический и события, включающие в себя легенды, органично вплетенные в повествование. Материал, составляющий уровень настоящего времени, содержит в себе сведения из жизни автора и события, происходящие с участием автора.

Исторический пласт содержит сведения из жизни Дагестана, имевшие место много лет назад, но взаимосвязанные с настоящим временем, истории современных горянок перекликаются с судьбами предшественниц, живших в далекие времена. По мысли Ф. Алиевой, перед лицом трудностей горянки остались такими же мужественными, как и раньше. Так же, как и прежде, они стойко переносят трудности, преподносимые жизнью, так же, как и прежде, они борются за свое счастье, так же, как и прежде, жертвуют собой ради любимых людей- И в прошлом Дагестана и сейчас судьба женщины достойна воспевания, как подсказывает писательнице один из героев книги Туку-даци, судьба каждой женщины может быть темой для рассказа, повести, романа роса выпадает на каждую травинку.

Третий уровень, как мы подчеркнули, состоит из легенд, которые довольно часто настолько сильно сплетаются с действительностью, что не всегда можно прочертить границу между фактом и вымыслом. Это художественный прием автора, призванный решать определенные задачи в повествовании.

Роман состоит из новелл, объединенных одной темой. Мужество женщин республики, их доброта и другие качества вызывают восхищение писательницы.

Несмотря на занятость, писательница едет в родной горный аул с почтенным стариком Туку-даци — старинным другом семьи для того, чтобы написать статью для журнала «Наш современник». Писательница посещает места, знакомые с детства, которые будят в ней воспоминания о прошедших здесь днях, она встречается с родными и знакомыми женщинами, судьбы которых и войдут в содержание новелл. Рассказы о судьбах женщин, описываемых в трилогии, автор слышит и от старика Туку, который был свидетелем некоторых из них; другие истории уходят корнями в далекое прошлое.

Первая книга трилогии состоит из 14 новелл. Своеобразна подача повествовательного материала. В романе рассказана легенда, но героем выступает реальное лицо Аймисей. Героиня легенды Аймисей - садовод, она награждена орденом. Аймисей, так же как и Фазу, присутствует на свадьбе, В новелле легендарное время и пространство связаны с реальным временем и пространством. Поступок девушки Аймисей показан и как героическое деяние реального человека, и как действие героини легенды. Взаимосвязь легенды и реальности достигается и тем, что герои романа Фазу и Туку совершают восхождение на ту самую гору, на которой Аймисей целую ночь валяла белую бурку. Образы Туку и Фазу, которые выступают и как повествователи, и как герои романа, возвращают читателя из легендарного прошлого к реальности»

Вторая новелла называется «Калым». Историю, которая легла в основу этой новеллы, рассказывает Туку, Несмотря на то, что старик подчеркивает, что данный рассказ не легенда, а реальный случай, содержание этого рассказа тоже легендарное, В новелле повествуется о горянке Кумсият, которая погибла во имя любви, и поэтому люди передают ее историю из поколения в поколение. Фазу передала полный любви рассказ о молодых людях, которым так и не суждено было соединиться в любви. Несмотря на то, что повествование носит эпический характер, новеллу по тональности можно назвать лирической. Лиризм проявляется в любви и сочувствии автора к персонажам легенды, в заинтересованном отношении к происходящему. Лиризм в произведении выражен в эмоциональной оценке автором передаваемых событий. Это не просто беспристрастная передача событий, мы чувствуем, что автор, а именно Фазу Алиева, не остается равнодушной, слушая рассказ старого Туку, «Неужели погибла? — вскрикнула я. Туку хотел идти дальше, но я не могла оторвать взгляда от этой скалы, и, уходя, все оглядывалась и оглядывалась. Какой-то камешек хрустнул под ногой, и я вздрогнула от этого звука» Следует отметить, что подобный стиль повествования характерен для всего романа. Содержание новелл, входящих в трилогию, носит эпический характер, но написаны они в лирической тональности. Лиризм проявляется и в оценке автором излагаемых событий, имеющей место в каждой главе, В главе показаны социальные преобразования, которые произошли в сознании и в быту горцев. Фазу как бы врывается в ход событий, прерывает эпическое повествование и начинает исповедоваться, размышлять о том, что происходит в жизни современного общества. Но размышления эти - не мемуары, а мысли вслух героини, оценивающей прошлое и настоящее.

Биография Фазу, включенная в сюжет трилогии, не меняет принципов организации повествовательного материала. Она лишь подчеркивает переплетенность ее жизни, жизни одной из известных горянок с судьбой страны, создавшей условия для социального и национального развития всех народов и расцвета отдельной человеческой личности. Изложив историю о жизни горянки, автор из прошлого возвращает читателя в настоящее время.

В конце новеллы приведены строки, которые можно назвать лирическим отступлением. Поразмыслив над судьбами горянок, истории которых узнала, Фазу не скрывает от читателей своего эмоционального состояния, вызванного услышанными историями.

Ф. Алиева свободно обращается с повествовательным материалом. Такая свобода в организации повествовательного материала позволяет автору и в этой главе совмещать, сближать явления, действия и поступки, находящиеся в разных временных и пространственных срезах и отрезках. «Время и про-странство оказываются как бы перемешанными, В них нелегко разобраться. Фазу из легендарного времени и пространства свободно переносится на свадьбу и отсюда - на кладбище» . Действительно, автор рассказывает истории из далекого прошлого, тут же в повествование включаются персонажи из настоящего времени, герои из далекого прошлого и современники встречаются на страницах новелл.

В следующей новелле «Мачеха» повествуется о судьбе горянки Мар жанат. Эта история - рассказ о женщине, которая терпеливо пыталась согреть своей любовью падчерицу, несмотря на ее ненависть по отношению к себе. Она помогла падчерице в трудный для нее момент. Ее поступок достоин воспевания, потому что через этот поступок раскрываются такие черты горянки, как терпение, самопожертвование. Выслушав рассказ Омара, Фазу делится своими эмоциями с читателем. Окрыленная, она откладывает поездку в город и отправляется в горы, где уходит в воспоминания о своем детстве.

Рассказ о судьбах, характерах н взаимоотношениях двух женщин сменяется эпизодом из детства писательницы. Оба рассказа идут отдельно друг от друга. Если в лирическом произведении повествование о предмете и жизни лирического героя неразрывно, если какие-либо события ассоциативно вызывают в памяти другие, то в данном произведении история, которую поведал житель села, закончилась, и воспоминание о детстве вызывает прогулка писательницы по местам, знакомым с ранних лет. Завершается глава рассуждениями старого Курбан-Али об изменении быта, нравов в горах, и в конце главы упоминается случай, который лег в основу следующей новеллы.

Похожие диссертации на Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы