Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лирическое начало в современной таджикской прозе Ходжаев Файзулло

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ходжаев Файзулло. Лирическое начало в современной таджикской прозе : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Ходжаев Файзулло; [Место защиты: Худжан. гос. ун-т им. Б.Г. Гафурова].- Худжанд, 2007.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальності, темы. С возникновением новых литературных явлений и новых стилей в современной таджикской прозе на литературной арене появились такие яркие писатели как Саттор Турсун, Абдулхамид Самадов, Кароматуллох Мирзо, Урун Кухзод, Сорбон, Бахманер, Мухаммадзамон Солех, Сайф Рахимзод, Муаззама Ахмадова, Анвар Олимов, Джонибек Акобир, Бахтиер Муртазо, Дашіатшох Тохири, Барот Абдурахмон, Юсуф Ахмадзода, Аброр Захир, Абдурафс Рабиев, Кодир Рустам, Муродали Джабар и другие, поднявшие на новую ступень таджикскую прозу конца XX века с точки зрения художественною мастерства Одновременно появились новые термины «поэтическая проза» («насри шонрона»), «стихи в прозе» («шеъри мапсур»), «художественная проза» («насри хунари»), «проза размышления» («насри андсша»), «проза эмоции» («насри эхсос») и другие Возникновение прозы размышления и наравне с ней психологической прозы оказало ощутимое влияние на усиление лирической прозы

Вопрос синтеза лирической прозы с романтической прозой пли, другими словами, проблема признания лиризма в качестве особого стиля прозы впервые была поставлена в трудах Мухаммаджона Шакурп Исследование стилистических особенностей современной таджикской прозы было продолжено в дальнейшем в трудах таджикских ученых в г ч Абдухолика Набави, Маруфа Раджаби, Абдуджаббора Рахмонова, Носирджона Салимова, Маїлюбьі Ходжлевои, Джуры Бакозода и других Основное внимание в исследованиях указанных ученых уделялось стилистическим особенностям современной таджикской прозы

В ирубежном литературоведении, в частности в русском, также осуществлен ряд исследований, где рассматриваются теоретические и практические вопросы возникновения и становления понятия лирики в литературе, в том числе лирической прозы В этой связи необходимо назвать исследование известного русского литературоведа ЛЯ Гинзбург "О лирике", в предисловии которого отмечается «В этой кнше я не питаюсь ставить вопрос о том, что такое лирика вообще, вопрос, который может решаться - в плане чистой теории или исторической поэшки - лишь на многовековом сравнительном материале Задача здесь другая - рассмотреть в их исторической

перспективе ряд проблем, живых для нашей литературной современности»'

Несмотря на то, что автор к изучению понятия лирики подходит с точки зрения ее принадлежности к поэтическим произведениям, книга имеет большое значение для исследования теории лирики, как в поэзии, так и г прозе

Труд другого русского ученого В Шкловского "О теории прозы" также посвящен исследованию общих проблем прозы и ее особенностей в русской классической и современной литературе В книіе рассматриваются общие вопросы прозы, и автор высказывает ценные замечания о художественной сущности прозы

Иранский ученый Шафси Кадкани в книге "Музыка поэзии" анализирует интересующие нас проблемы, и его труд считается одним из значительнейших в определении границ нового стиха и поэтической прозы Вопросы связи прозы и поэзии и приобретения прозой поэтических особенностей в классической персидско-таджикской прозе рассматриваются в трудах Хусайна Хатиби, Мансура Раст агора, Хусайна Размджу, справедливо признанными важнейшими исследованиями в данном направлении

Конечно, лирическая проза существовала и в прозаических произведениях предшествующих писателей Однако в новый период формирования истории литературы понятие и сущность лирической прозы приобрели новую форму и содержание, возникли новые пути ее проявления Исследование особенностей стиля изложения современных таджикских писателей свидетельствует, что в стиле большинства из них преобладают размышления, толкование душевного состояние героя, проникновение во внутренний мир персонажей, внутренний монолог Именно влияние указанных особенностей в прозаических произведениях обусловило в них усиление роли лирических аспектов Однако процесс распространения этого вида прозы не стал предметом должного исследования в таджикском литературоведении, и именно данный факт обуславливает глубокое изучение предпосылок возникновения и эволюции, специфики и стиля проявления лирической прозы среди других видов прозы С учетом вышесказанного мы избрали предметом исследования изучение лирических аспектов прозы в современной таджикской литературе

Степень изученности темы Важнейшие особенности современной таджикской прозы рассмотрены в трудах известных

литературоведов и критиков, таких как Мухаммаджон Шакури, Худой Шарифов, Лтахон Сайфуллоев, Абдуджаббор Рахмонов, Абдухолик Набави, Абдунаби Саттаров, Худоиназар Асозода, Носирджон Салимов, Матлюба Ходжаева, Маруф Раджаби и других В частности, академик Мухаммаджон Шакури в своих трудах преимущественно уделяет внимание проблемам эволюции стилевых особенностей, идейно-художественной ценности прозы, содержания реалистической прозы, художественной и тематической ценности современной таджикской прозы Как было отмечено выше, он признан пионером в исследовании прозы размышления в современном таджикском литературоведении

Профессор Атахон Сайфуллоев является автором нескольких монографий по проблемам современной таджикской прозы В них в основном рассматриваются тематическое, художественное и стилистическое значение произведений Садриддина Айни, Хакима Карима, Сатима Улугзаде, Рахима Джалила, Абдулхамида Самадова, Гулназара и других Вызывает интерес тот факт, что в его трудах впервые наблюдается тенденция к исследованию лирических аспектов прозы и содержания самой лирической прозы В процессе исследования произведений отдельных представителей таджикской прозы, таких как Хаким Карим,Рахим Джалил, Абдулхамид Самацов, Барот Абдурахмон, Сайф Рахимзод и других ученый уделяет пристальное внимание формированию стиля лирической прозы и специфике других жанров лирической прозы В современном таджикском литературоведении первым опытом исследования лирической прозы и лирических тенденций в стиле прозаических произведений можно считать анализ особенностей лирических рассказов в монографин А Сайфуллаева «Хаким Карим»

В трудах другого литературного критика современной таджикской прозы Абдухолика Набави подвергнуты исследованию важнейшие особенности психологической прозы «и огражения внутреннего мира человека в прозаических произведениях Литературовед Матлюба Ходжаева в трудах "Вопросы стилистики", "Анализ стиля художественной прозы", "В поисках души слова" уделяет внимание изучению стилистических особенностей прозы, отдельных сторон проявления лирических аспектов в про ІЄ

В работах литературоведов Абдуджаббора Рахмонова, Носирджона Салимова, Худойиазара Асозода, Маруфа Раджаби, Абдусамада Мулло и других основное внимание уделяется

исследованию особенностей художественней исторической прозы и проявления исторической памяти В монографии профессора Худойназара Асозода «Персидско-таджикская литература в XX векел дана общая панорама истории эволюции персидско-таджикской прозы в указанном столетии

В конце 80-годов XX века по инициативе правления союза писателей Таджикистана журналом " Садои Шарк" был проведен круглый стол по вопросам современной прозы Материалы круїлого стола были напечатаны в нескольких номерах журнала Указанные материалы оіражают и точку зрения критиков и литературоведов, и самих писателей, что можно считать новым веянием в исследовании современной таджикской прозы в конце XX столетия В этой связи рассуждения и замечания ученых Мухаммаджона Шакури, Абдухолика Набави, Расула Хадизада, Атахона Сайфуллаева, Раззока Гафарова, писателей Фазлиддина Мухаммадиева, Саттора Турсунова, Абдумалика Бахори, Мухиддина Ходжаева и других можно воспринимать в качестве исследований, посвященных разным аспектам прош

Цели и задачи диссертации. Основной целью диссертации является изучение вопросов, связанных с проявлением лиризма в прозе и исследование особенностей лирической прозы, способов проявления лирического начала в прозаических произведениях, соотношение писательского мастерства с лирическими аспектами Для реализации данной цели автор ставит перед собой следующие задачи

- исследование понятия и сущности лирической прозы в
отечественном и зарубежном литературоведении, ее связи и
взаимодействие с такими видами прогы, как проза размышления,
поэтическая проза, психологическая проза,

- исследование предпосылок возникновения лирической прозы в
современной таджикской литературе и отражение данного вида прозы
в классическом прозаическом наследии,

- исследование путей проявления лирического начала в
различных прозаических произведениях В зтой связи подвергаются
анализу важнейшие художественные и стилевые элементы прозы,
такие как создание портрета и пейзажа,

- анализ предпосылок эволюции лирической прозы в литературе
XX века и исследование ее проявлений в малых и средних
прозаических жанрах (например, в рассказе и повести4,,

исследование лирических стилевых элементов в художественной ист оричеснои прозе Эволюция таджикской литературы в XX веке показывает, что художественная историческая проза является одним из мощных направлении в современной прозе, представленной многочисленными произведениями Одной из особенностей данного вида прозы является наличие г. ней лирических стилевых элементов, и их исследование также входит в число основных задач работы,

- выявление направления и тенденции развития лирической
прты в конце XX и в начале XXI вета,

исследование связи и взаимовлияния поэтических особенностей прозы и ее лирических аспектов

Практическая ценность исследовании Результаты

исследования могут быть использованы

~ при изучении поэтики и стилистики современной таджикской литературы,

при исследовании художественных и эстетических принципов современной прозы,

при написании истории современной таджикской литературы,

при чтении спецкурсов и на спецсеминарах,

- при написании студентами филологических факультетов
дипломных и научных исследовании

В качестве основных источников монографии послужили известные прозаические произведения писателей XX века и начала XXI века Сацрнвдина Айни, Рахима Джалила, Джалола Икрами, Бахриддпна Азизи, Сагима Улугзаде, Хакима Карима, Пулата Толиса, Юсуфа Акобирова, Уруна Кухзода, Абдулхамида Самадова, Джумы Одина, Фазлиддипа Мухаммадиева, Сорбона, Саїтара Турсуна, Джонибска Акобирова, Мухаммадзамона Солеха, Саифа Рахимзода, Бахмансра, Муаззамы Ахмадоной, Барота Абдурахмона, Юсуфа Ахмадзода, Абдурофе Рабиева, Кодира Рустама, Гулрухсор, Гулназара и других

Методо погни исследовании В соответствии с сущностью и природой исследуемой темы диссертант в основном опирайся на сравнительно-исторический метод В ходе написания диссертации использованы также методологические принципы, применяемые в трудах отечественных и зарубежных исследователей Шафеи Кадкани, Хуслйна Хагиби, Хусайна Размджу, Майсура Растагора, Сируса Шамисо, Мухаммаджона Шакури, Худой Шарифова, Атахона

Сайфуллаева, Абдуджаббора Рахмонова, Маруфа Раджаби, Иосирджона (Шалимова, Худойназара Асозода, Матліобн Ходжаевой, Абдухолика Набави и других

Научная новшпа диссертации В диссертации впервые в таджикском литературоведении предметом исследования стали теоретические и практические вопросы лирической прозы, тенденции и принципы проявления лирического начала в прозе Наравне с этим предпринята попытка рассмотреть предпосылки возникновения лирических аспектов в прозе с древнего периода до наших дней, анализировать особенности проявления лирики в различных жанрах прозы, в т ч в рассказах, повести и романе

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры современной таджикской литературы ХГУ им акал Б Гафурова (2 марта 2007 года, протокол №5) и на секции литературоведения при ХГУ им акад Б Гафурова (23 апреля 2007 года, протокол №6) По теме диссертации соискателем прочитаны доклады на ежеюцных конференциях преподавателей ХГУ им акад Б Гафурова и областных научных конференциях

Публикации Основные положения диссертации нашли отражение в 5 статьях, опубликованных в научных сборниках и отраслевых журналах Таджикистана

Структура работы. Диссертации состоит из введения, трех глав, семи параірафов, заключения и списка использованной лшературы

Похожие диссертации на Лирическое начало в современной таджикской прозе