Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе Татарова Рамета Хамидбиевна

Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе
<
Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Татарова Рамета Хамидбиевна. Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Татарова Рамета Хамидбиевна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова]. - Нальчик, 2008. - 160 с. РГБ ОД, 61:08-10/473

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исследование специфики романа – важная и актуальная проблема современного литературоведения. Этот вопрос по-новому рассматривается в XXI веке, когда появляются различные жанровые формы романа. В западноевропейской литературе существует несколько концепции становления данного жанра: одни исследователи относят его начало к эллинизму (А. Кирпичников), другие – к XI–XIII векам (Е. Мелетинский), третьи считают, что история романа начинается с XVI–XVII веков (В. Кожинов). Но все точки зрения сводятся к одному: объектом изображения романа является сама действительность. Именно эту особенность подчеркивал исследователь М.М. Бахтин, называя жанр романа «единственно становящимся».

В отличие от западноевропейской литературы, в русской прослеживаются все этапы становления (от конца XVIII до начала XIX века). Начиная свое развитие в XVIII веке (творчество Ф.А. Эмина), жанр романа в русской литературе решает проблему человека, его места в мире, материальных и духовных ценностей по-новому. В России расцвет жанра романа наступает в 60-х годах XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). В XX веке развиваются различные романные формы: «интеллектуальный», производственный, панорамный, роман-хроника, идеологический, социально-психологический и др. Возникновение новых жанровых форм романа еще раз подчеркивает неправомерность теории так называемой «смерти романа». Эту концепцию опровергают возникновение и развитие романа в национальных литературах.

О росте национальных литератур свидетельствует и эволюция в них различных жанровых форм. Именно в романе находят свое художественное отражение быт и нравы народа, вопросы, волнующие людей. Посредством художественного слова писатель раскрывает сложность, противоречивость человеческой жизни. Каждый художник слова для решения этих вопросов избирает индивидуальный стиль.

Северокавказская, в частности, адыгская литература, развивается быстрыми темпами. Происходит «эволюция художественного мышления адыгов» (Ю.М. Тхагазитов). Развитие литературы зависит от многих факторов – использования в ней фольклорных особенностей, художественного этнографизма, методов историзма, психологизма, а также от общности культур, что подтверждает необходимость исследования в данной области.

Кабардинский роман воссоздает целостную картину этнокультурного развития народа, отражает его богатое духовное наследие, что позволяет ему занять достойное место в литературном процессе XX века. Отражение национально-эстетических и этических особенностей в молодых литературах является объектом пристального интереса исследователей. Национально-эстетические черты присущи каждой литературе.

Северокавказские исследователи, обращаясь к творческому наследию многих писателей, изучали различные этапы становления жанра романа в «молодых» литературах Северного Кавказа, специфику воссоздания мифофольклорных и этнографических особенностей. Спорные вопросы художественного изображения целого этноса, отдельные стороны жизни общества, которые имеют место в творчестве некоторых художников слова, этнофольклорные, социальные, языковые и гендерные аспекты, создающие эстетическую целостность национальной картины мира, до сих пор не стали предметом специального исследования. В связи с этим в данной работе большое внимание уделяется разноаспектному изучению национально-художественных систем.

Вопросы судьбы малых народов, раскрытие сущности их быта и традиций получают более глубокое развитие в национальной прозе. Каждая из них несет в себе «генетическую информацию» о народе, об эволюции художественного мышления. Писатели решают эти вопросы сквозь призму собственного мировосприятия. Раскрыть эти аспекты, показать их многосторонность и масштабность лучше всего позволяет жанр романа, развивающийся быстрыми темпами уже с 1960-х годов. Обращение романистов к мифофольклорным традициям, ко многим сторонам «адыге хабза» в северокавказском литературоведении получает название «художественный этнографизм», который является главной составляющей национальной картины мира.

Художественная литература показывает саму действительность, воссоздает картину нравов представителей той или иной эпохи, раскрывает характеры, типы, выявляет специфику их становления – и все это посредством обращения к национально-эстетическим особенностям. Актуальность темы исследования также обусловлена тем, что рассмотренные вопросы способствуют воссозданию художественной картины мира, определению темпа развития романа в кабардинской литературе, изображению идеалов различных эпох.

Известно, что исследование национально-эстетических вопросов в кабардинской романной прозе практически начинается с раннего периода ее становления: с 1950–1960-х годов. В связи с быстрым ростом романа возникают и недостатки, отмечаемые многими исследователями (схематизм, заданность, поляризация образов, «кочующие» сюжеты и герои). Но тем не менее большой интерес вызывает то обстоятельство, что уже с первых романов художники слова обращаются к такому сложному методу как историзм, создают романы-эпопеи. Первые «эксперименты» кабардинских писателей отличаются крупномасштабностью, скрупулезным рассмотрением многих вопросов. Эти черты отодвигают на второй план все те недостатки, которые были присущи кабардинской прозе на начальном этапе. Наблюдается интересный отбор и синтез традиции развитой русской литературы и этнических элементов. За короткий срок в кабардинской литературе появляются такие жанровые формы, в которых внимание писателей акцентируется на совершенно различных вопросах. Необходимость разноаспектного рассмотрения темы и научного исследования обозначенных выше вопросов определяют актуальность нашего исследования.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы – исследование национально-эстетических, мифофольклорных и языковых особенностей жанра романа в кабардинской прозе, выявление их значимости в творчестве различных писателей, изучение специфики художественного решения судьбы, образной системы в романах А. Шортанова, А. Кешокова,
Х. Теунова, Т. Адыгова, М. Кармокова, М. Эльберда, С. Мафедзева и других.

Достижение основной цели диссертационного исследования предполагает необходимость решения следующих задач:

– выявить основные этапы развития жанра романа в западноевропейской и русской литературах;

– изучить генезис жанра романа в кабардинской литературе;

– раскрыть национально-эстетические особенности романа в кабардинской прозе;

– выявить средства художественной изобразительности, посредством которых познается национальная картина мира;

– раскрыть типическое и индивидуальное в решении схожих вопросов различными художниками слова.

Научная новизна работы. В исследовании впервые предпринята попытка монографического изучения национально-эстетических особенностей жанра романа в кабардинской прозе последней четверти XX века.

В определенной степени новым является и сам подход к исследованию поставленной проблемы: разноаспектное изучение вопросов, основанное на индивидуальном стиле каждого писателя. Кроме того предпринята попытка выделения нового этапа в развитии национальной литературы (с 1980-х годов по современный период) и классификации жанровых форм романа с опорой на проблемно-тематический уровень произведений.

В работе дается анализ этико-эстетических, языковых, гендерных элементов, роли литературной антропонимики в поэтике произведения, определяется их значимость как в структуре отдельного произведения, так и в эволюции кабардинского романа как жанра.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны кабардинские романы (с 1953 года по современный период). Отбор произведений обусловлен их хронологической принадлежностью к определенному периоду развития жанра. В работе проанализированы произведения А. Шортанова («Горцы»), А. Кешокова («Чудесное мгновение», «Зеленый полумесяц», «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова», «Грушевый цвет»),
Х. Теунова («Подари красоту души», «Золотые крупинки»), Т. Адыгова («Щит Тибарда»), М. Кармокова («А тополя все растут»), М. Эльберда («Страшен путь на Ошхамахо», «Ищи, где не прятал»), С. Мафедзева («Медвежьи когти», «Достойны печальной песни»). Исследование обозначенных произведений позволяет проанализировать и специфику генезиса романа в северокавказской литературе.

Степень научной разработанности темы. Жанр романа в кабардинской литературе достаточно изучен. Но при всем многообразии научных мнений по проблемам эволюции жанра, его идейно-тематической направленности и поэтике, при достаточной изученности творчества отдельных писателей-романистов специального монографического исследования, посвященного национально-эстетическим особенностям жанра романа конца XX века, в современном литературоведении нет.

Значительную помощь в решении нашей научной концепции оказали труды известных ученых: Л. Бекизовой «От богатырского эпоса к роману» (Черкесск, 1974), Р. Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (Нальчик, 1999), Л. Кашежевой «Кабардинская советская проза» (Нальчик, 1962), Р. Мамий «Вровень с веком» (Майкоп, 2001), А. Мусукаевой «Северокавказский роман» (Нальчик, 1993), К. Султанова «Динамика жанра» (М., 1989), З. Толгурова «В контексте духовной общности» (Нальчик, 1991), Ю. Тхагазитова «Адыгский роман» (Нальчик, 1987), «Эволюция художественного сознания адыгов» (Нальчик, 1996), А. Хакуашева «Адыгские просветители» (Нальчик, 1978), Х. Хапсирокова «Пути развития адыгских литератур» (Черкесск, 1968), Р. Хашхожевой «Адыгские просветители второй половины XIX – начала XX веков» (Нальчик, 1983), Т. Чамокова «В ритме эпохи» (Нальчик, 1986), К. Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (Тбилиси, 1978).

Большую роль в выборе нами исходных координат литературоведческого анализа сыграли труды Л. Бекизовой. Особенно важной является точка зрения исследователя относительно генезиса жанра романа в адыгской литературе. Работы Ю. Тхагазитова дополняют и углубляют наши представления об эволюции художественного сознания адыгов, о национальных особенностях, присущих кабардинской литературе.

Раскрытие проблемных вопросов, имеющих важное значение для разработки темы: место и роль этноса в жизни всего человечества, его судьба, человек в потоке времени, мифофольклорные, этнохудожественные мотивы – наблюдается в монографиях Л. Кашежевой, Р. Камбачоковой, А. Мусукаевой, Ф. Урусбиевой.

Труды К. Султанова, З. Толгурова, Х. Хапсирокова, К. Шаззо дают необходимое при рассмотрении произведений конкретной национальной литературы представление об общих типологических особенностях генезиса северокавказской литературы, в частности, прозы, позволяющие избежать субъективности в формулируемых выводах. Указанные труды исследователей содержат научные наблюдения и выводы по проблемам истории жанра, современного литературного процесса, конкретную оценку романа.

Теоретические проблемы становления и развития романа, его художественные особенности содержатся в трудах Н. Виноградовой, Г. Ломидзе, Г. Мерквиладзе, М. Пархоменко и других, послуживших важным подспорьем в наших собственных научных изысканиях.

Методологической основой диссертационного исследования стала ориентация на целостное восприятие художественной картины мира кабардинского романа, на его рассмотрение в контексте развития всей северокавказской и отечественной литератур.

Исследуя генезис жанра романа кабардинской прозы, мы опирались на принципы и методы, разработанные в трудах классиков отечественного литературоведения: М. Бахтина, А. Веселовского, Г. Гачева, Л. Гинзбург, В. Кожинова, Д. Лихачева, Е. Мелетинского, Н. Надъярных, Н. Рымаря,
В. Тимофеева и др. Труды и взгляды названных авторов сыграли важную роль в формировании научной теории нашей работы.

Значительную роль в решении научной концепции нашей работы сыграли труды северокавказских литературоведов: Х.И. Бакова, В.А. Гетегежева, А.М. Гутова, У.Б. Далгат, У.М. Панеш, Р.Я. Фидаровой, Х.Х. Хапсирокова, Т.Н. Чамокова и некоторых других.

Диссертационная работа построена по принципу историко-типологического изучения материала, продиктованного спецификой адыгской прозы в целом и жанра романа, в частности.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения – поэтики и проблематики кабардинской романной прозы, а также в изучении национально-эстетической концепции жанра, его истоков и специфики формирования, выявлении общих закономерностей и индивидуальных черт. Полученные результаты могут способствовать дальнейшему комплексному изучению особенностей жанра романа в адыгской и северокавказской литературе.

Практическая значимость. Основные положения и выводы исследования могут быть использованы при чтении курсов и проведении семинаров по проблематике и поэтике кабардинского романа, а также дополнить сведения при монографическом изучении художественных систем отдельных писателей.

Материал, собранный и систематизированный в ходе нашей работы, может быть использован при изучении дисциплины «Литература народов РФ», а также при чтении спецкурсов по кабардинской литературе.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах и обсуждены на научно-практических конференциях: «Перспектива-2006. Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых» (Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, 2006), «Перспектива-2007. Всероссийский научный конгресс студентов, аспирантов и молодых ученых» (Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, 2007), «Наука и ее устойчивое развитие. I форум молодых ученых Юга России и I Всероссийская конференция молодых ученых (Нальчик, 2007), а также отражены в 7 публикациях.

Диссертационное исследование обсуждено на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (декабрь 2007 г.), а также на научном семинаре «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (Институт филологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, февраль 2008 г.).

Структура диссертации определена поставленными в ней целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Национально-эстетические особенности жанра романа в кабардинской прозе