Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления Астежева Айшат Маевна

Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления
<
Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Астежева Айшат Маевна. Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Карачаевск, 2003 150 c. РГБ ОД, 61:04-10/152-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Генезис и формирование национального театра и драматургии адыгов 21

1.1. Становление адыгского национального театра в Кабардино-Балкарии, Адыгее, Карачаево-Черкесии 21

1.2. Зарождение драматургии. Тематика и проблематика первых пьес и спектаклей исторической темы 27

1.3. Жанровая характеристика драматургии Б.К. Утижева в свете проблем художественного историзма 33

Глава II. Динамика формирования историзма художественного мышления. соотношение исторической и художественной правды в драматургии Б.К. Утижева 77

2.1. О соотношении исторической и художественной правды в пьесе Утижева Б.К. «Дамалей» 77

2.2. От фольклорного источника к реалистическому трагедийному образу 93

2.3. Художественное решение исторической темы в драме Б.К. Утижева «Князь Кучук Жанхотов» 102

2.4. Принцип историзма в изображении личности в драме 115

Заключение 134

Библиография 138

Введение к работе

Жанры адыгских литератур (адыгейской, кабардинской и черкесской) развиваются достаточно синхронно (имеется ввиду поэзия и проза) и к настоящему времени достигли эстетической зрелости. Значительные достижения прозы, поэзии, были связаны с именами Али Шогенцукова, Алима Ке-шокова, Аскера Евтыха, Тембота Керашева, Абдулаха Охтова и других. В последние годы значительных успехов достигли писатели, работающие в жанре драматургии. Сравнительно «молодой жанр - драматургия» благодаря творчеству пистателя, такого как Б. Утижев, обретает высоту, преодолевает отставание от других жанров литературы. Тем не менее до настоящего времени остаются нерешенными проблемы театра (в плане обеспеченности новыми репертуарными произведениями, и вопросы, связанные с жанрово-видовыми особенностями самой национальной драматургии. В адыгском литературоведении мало работ, посвященных развитию национального театра, национального искусства этого жанра. Первой работой явилась книга А. Шортанова «Театральное искусство Кабардино-Балкарии» (1961), которая была посвящена проблемам становления театра, характеристике ее первых постановок. Автор частично касался и некоторых аспектов драматургических жанров зарождения и развития театрального искусства и национального театра XX века. Из работ, посвященных проблемам адыгской драматургии, следует отметить и книгу литературоведа А.Ч. Абазова «Очерки истории кабардинской драматургии» (1996). Отсутствие проблемных работ вызывает необходимость исследования творчества талантливых драматургов 60-90-х годов XX века, которые вывели адыгское театральное искусство на высокий профессиональный уровень. Творчество известного драматурга, Народного писателя КБР, поэта, ученого-лингвиста, художника-чеканщика, Заслуженного деятеля культуры РФ Бориса Кунеевича Утижева, внесшего значительный вклад в развитие драматургических жанров адыгских литератур, дает возможность всесторонне охарактеризовать закономерности становления и развития драматургических жанров в адыгских литературах, его вклад в национальное театральное искусство на новом этапе его развития в 60-90-е годы прошлого века, но не получило еще научного осмысления. Опираясь на традиции предшественников - А. Шортанова, 3. Аксирова и других, Б. Ути-жев вывел кабардинскую драматургию на новый художественный уровень, поэтому, естественно, его пьесы составляют основной репертуар кабардинского и других адыгских театров последних десятилетий XX и начало XXI веков.

В предлагаемой работе предпринята попытка исследовать драматургию Б. Утижева в аспекте проблем историзма и национальной самобытности, которые приобретают все большую актуальность в современной науке о литературе и театре, так как проблема историзма тесно связана с творческим методом, с развитием реализма в младописьменных литературах. В более широком плане индивидуального проблема национального своеобразия, историзма художественного мышления имеет прямое отношение ко всем жанрам адыгской литературы и поэтому должна рассматриваться в контексте развития всей жанровой системы адыгских литератур. Многолетняя работа драматурга Б. Утижева, большое количество произведений различной тематики и проблематики, созданных им, дает возможность поставить и решить крупную литературоведческую проблему, а именно, художественного историзма, и его проявления в индивидуальной самобытности автора.

Современная адыгская драматургия отличается углубленным изображением национального быта и процессов, происходящих в нем, психологически достоверным изображением характера. В произведениях, посвященных исторической тематике, на первый план активно выдвигаются общечеловеческие ценности. Исторические деяния оцениваются в категориях добра и зла, усиливается философское осмысление бытия. Важнейшие компоненты историзма - объяснение происхождения вещей (генезис), достоверность фактов (что и как было на самом деле), хронологическая последовательность событий и явлений, временная дистанция между ними - были известны еще с древности. Однако идея зависимости человеческих судеб от внутренних изменений общественного уклада жизни, от времени - идея внутренней обусловленности общественного развития, на основе которой разрозненные элементы историзма цементируются в единое целое, в понятие собственно исторического времени, которое многие века отсутствовало в искусстве. Для ее возникновения не было объективных предпосылок. Принцип историзма не был известен ни «отцу истории» Геродоту, толковавшему об изменениях в природе и обществе, ни Фукидиду, придававшему первостепенное значение политической жизни, ни Тациту, ни Флавию, ни Ф. Бэкону. Сознание историзма стало пробуждаться лишь после Английской буржуазной революции, впервые, с глубокими последствиями для всей Европы, потрясшей до основания окостеневший феодально-сословный уклад, и тем донесшей до сознания мыслящих людей, что завтра, именно вследствие перемен во внутреннем общественном укладе их отношений, их дети будут жить иначе, чем их отцы. Однако интенсивное утверждение историзма, породившее романтизм, началось лишь после Великой Французской революции (Наполеоновских войн).

В настоящее время историзм как принцип осмысления (с определенных методологических позиций) объективного содержания исторического процесса глубоко укоренился в обществе, и даже писатели, идейно тяготеющие к антиисторическим воззрениям, но одаренные чутьем художественной правды, не могут противостоять принципам художественного историзма в изображении жизни - исторической и современной.

Под осознанным историзмом мы понимаем особенность мышления, которая равно проявляется как в подходе к прошлому, так и к настоящему. Это в основном степень проникновения художника в ход истории на основе знаний ее законов, умение понять и раскрыть смысл явлений в реальных жизненных связях с прошлым, настоящим и будущим. В разных видах творчест ва историзм проявляется по-разному. В жанре исторических драм он определен «дистанцией времени» (тема и понимание прошлого), имеет свои критерии, связанные с отношением к прошлому, сохранением достоверности в описании событий и характеров людей (исторических деятелей). Так, например, в адыгских литературах: романы А. Кешокова трилогия «Чудесное мгновение», И. Машбаша «Жернова», «Хан-Гирей», «Редадэ» М. Кандура трилогия «Кавказ», пьесы И. Цея «Кочас», П. Шехихачева «Корогот», Б. Утижева «Князь Кучук Жанхотов», «Дамалей», «Тыргатао» и др., в которых образ типического героя из народа становится фокусом, где стягиваются и преломляются лучи всех грандиозных изменений, произошедших в жизни. Чем больше воплощает в себе положительный герой свойств народа, преобразующего мир и самого себя, тем он становится типичнее - при всем своем своеобразии. Человеческое побеждает во всем, меняет соотношение психологического, национального и общечеловеческого в облике героя. Огромную роль при этом играет исторический фактор.

Изображение типических фактов в свете исторической перспективы, в аспекте основных конфликтов противоборствующих сил, ведет к повышению конкретики в современном искусстве, к открытию новых форм обобщения и типизации. Выбор главного, фиксация внимания на исторически важном ведут к глубокому и всестороннему освещению характерного, позволяют яснее выявить противоборствующие силы в острейших столкновениях (в соответствии с исторической правдой). Углубление принципа историзма в национальных литературах привело к созданию в прозе нового вида романа - эпопеи, в поэзии - к философской поэме, в драме - к народно-героической драме, в которой изображались исторически значимые конфликты, действовали крупные характеры. Историзм наполняется новым содержанием, диктует новое отношение к прошлому и к настоящему, героическому, созданию нового общества — которое имеет свою собственную историю, традиции, этапы развития. История - лучший аристарх. Она сама отбирает ценности, отметая все наносное, временное. В этом значении историзм есть необходимая составная часть реализма. Разработка проблем историзма и реализма на материале крупного художественного произведения имеет основополагающее теорети-ческое и практическое значение.

Нынешнее состояние адыгских литератур дает все основания для постановки и осмысления важнейшей проблемы художественного историзма. Актуальность данной проблемы хорошо выразила литературовед Н. Воробьева, которая утверждает: «Исследование фундаментальной проблемы «чело N.

веческого фактора» в литературе на основе принципа историзма позволяет глубже понять сущность развития и обогащения творческого метода литера туры, осмыслить закономерность современного литературного процесса в исторической перспективе»[43; 127].

Обретение новописьменными литературами такого важного качества, как историзм, было всегда, и особенно сейчас, задачей первостепенной важности. Формирование нового эпоса на всех этапах было отмечено стремлением к самопознанию этноса, определению своего места в историческом движении народа. Так, адыгские литераторы, осваивая метод реализма, активно v освещали материал действительности и героя с позиций народности и исто ризма.

Адыгские драматурги, обращаясь к возможностям реалистической, психологической драмы, все более овладевая принципом историзма, сумели создать и раскрыть значительные характеры героев, разработать сложные сюжетные ходы, показать героя и обстоятельства в их взаимообусловленности.

Проблема духовной преемственности, закономерная и для адыгской драматургии на современном этапе ее развития, определяет и трактовку героя. В произведениях адыгской драматургии обретает прочное место тема памяти; при ее решении особое значение придается гуманистическим идеям прошлого и настоящего, уточняют их нравственные и духовные критерии. В образах, заимствованных из национально-художественной традиций, воплощается идея преемственности связей времен и поколений, исповедующих демократические нравственные традиции народа.

Как и вся современная российская многонациональная литература, адыгская драматургия все тверже становится на позиции утверждения неразрывности истории и судеб народа. В связи с укреплением историзма мышления воссоздание национального характера становится диалектичнее. Процесс формирования исторического мышления не следует ограничивать рамками только литературы. Прав был В. Белинский, когда утверждал: «Век наш - по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественно и неотразимо проникло собою все сферы современного сознания. История сделалась теперь как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания: без нее стало невозможно постижение ни искусства, ни фи-лософии»[29;90].

Постижение прошлого в новописьменных литературах сопровождалось постоянным интересом к истории. Это нашло выражение и в произведениях современных драматургов. Вполне закономерно, что такие пьесы, как «Коро-гот» П. Шекихачева, «Каншоби и Гошегаг» З.Кардангушева, «Кочас»И. Цея, «Касей» А. Тхаркахова, создавались на основе фольклорных сюжетов и мотивов. Обращение авторов пьес к фольклору имело принципиально важное значение в условиях неграмотности или малограмотности населения: посредством хорошо знакомых народу образов и сюжетов драматурги приобщали народные массы к новому времени, решали актуальные политические задачи. Закладывая основы национальной драматургии, авторы первых пьес становились на путь историзма. Поиски реалистического метода приводили писателей к национальным истокам, к демократическим традициям народа. Открытие таких творческих принципов реализма, как осознанный историзм, народность, взаимосвязь судьбы народа и героя, совершается через переосмысление материала фольклора. Поэтому можно утверждать, что национальные писатели приходят к реалистическому методу через посредство фольклорных образов, мотивов и поэтики. Примечательно, что самое значительное произведение И. Цея «Кочас» (1925) было создано по сюжетам и мотивам адыгейской народной песни о прославленном охотнике, народном заступнике, жившем в конце XVIII века. Взяв за основу популярную в народе песню о легендарном охотнике Кочасе, погибшем от руки князя Дао (Дэоепщ) и его свиты, И. Цей заострил свое внимание на социальной стороне конфликта. Пьеса кабардинского драматурга П. Шекихачева «Корогот» как бы примыкает к пьесе «Кочас». «Корогот» - это история трагедии унаутов Кабарды. Идею и суть произведения достаточно точно выразил в свое время актер Камбиев Тари -исполнитель роли Корогота: «В исторической трагедии «Корогот» я играю роль холопа князя Астемирова - Корогота. Я хочу так сыграть эту роль, чтобы зрителей взволновали картины гнета и кошмара, приводящие к гибели Корогота. В лице Корогота я хочу показать учащимся кабардинцам, какова была жизнь в прошлом, показать прошлое так, чтобы зритель ненавидел врагов, угнетавших трудовое население»[176;46].

Почти все драматурги 30-40-х годов пришли из театра: к ним относятся первые драматурги - К. Мазоков, К. Блаев, X. Черкесов, Р. Гиляев, М. Шха-гапсоев, 3. Аксиров, 3. Кардангушев, И. Цей, Б. Кобле и др. Первоначально все они были актерами.

Примечательно, что принципами реалистической поэтики драматурги старались овладеть, опираясь на национальные, художественные традиции, ибо многие мотивы фольклора оказались созвучными идеям современности. Такие элементы фольклора, как идеализация героизма и героики, взаимосвязь героя и общества, четко выраженная симпатия народа по отношению к защитникам его интересов, осуждение власть имущих - все это способствовало рождению на национальной почве новых эстетических принципов, ведущих к реалистическому художественному методу.

Решение проблемы положительного героя, воплощающего в себе лучшие черты народа, требовало освоения национального художественного опыта, обогащенного традициями классической русской литературы. Став важнейшим принципом метода реализма, историзм, в свою очередь, способствовал аналитическому осмыслению героя и действительности. В пьесах на историческую тему, созданных известными драматургами в последние десятилетия, история народа, ее движение, судьба народа оцениваются на принципиально новой концептуальной основе. Стремление истолковать наиболее судьбоносные моменты жизни требовало от драматурга знаний историка-ученого, философа и художника. Фольклорно-повествовательная традиция, сыгравшая позитивную роль на первом этапе становления жанров драмы, на следующих этапах оказалась недостаточной для глубокого и всестороннего воссоздания исторического бытия народа. В адыгских литературах уже в первый период формирования жанров возникла потребность художественного осмысления исторических преобразований в жизни народа. Историзм как основополагающий принцип развития молодых литератур определил творческие интересы писателей на всем протяжении их творчества. В повестях, романах, драмах историзм определил концепцию общественного развития народа, его истории, а также в отборе персонажей, действующих в художественной структуре произведения. В 60-90-е годы XX века изменился арсенал изобразительных средств во всех жанрах литературы, в том числе и в драматургии. В этот период драматургия овладевает искусством соотнесения истории с конкретной судьбой человека, становится способной увязывать развитие характера в тесной связи с обстоятельствами. На смену оценочным характеристикам в фольклоре пришли реалистические характеры, новая концепция исторического деятеля и личности.

Современная историческая адыгская драматургия свидетельствует о том, что драматурги в поисках достоверных сведений о жизни и судьбе народа обращаются к самым разным источникам. Большое влияние на развитие драматургии в наши дни оказывают документальные источники. В драматургических произведениях изменилось соотношение документа и вымысла: факт и вымысел не только пришли в диалектическое равновесие, но вымысел в ряде случаев активно восполняет историо-графические пробелы. В современной драме меняется и качество вымысла: «Историческое воображение -одно из важнейших слагаемых художественного историзма, который предполагает глубокое образное проникновение в исторический процесс, осознание социальной причинности, социально-исторической детерминированности личности, перспектив общественного развития» [178;23]. Историзм теснейшим образом связан с категориями «типичность», «народность», поэтому не случайно он получает истинное развитие в реалистической литературе, становясь ее родовым качеством.

Проблемы факта и вымысла, характера и события в исторической драме волновали художников и теоретиков литературы на протяжении многих веков.Аристотель,Лессинг,Д.Дидро,А.С.Пушкин, В.Белинский,A.M. Горький. Л.Н. Толстой - таков далеко не полный перечень великих мыслителей и художников, обращавшихся к этим проблемам. В младописьменных литературах проблема правды и вымысла была поставлена на повестку дня уже в первые годы их развития и не снимается по сегодняшний день. Сущность современных споров о проблеме «правды» и «вымысла» в исторических жанрах нашла отражение в статьях С.Голубова «О правде и вымысле в советском историческом романе» и В.Р.Шербины «Некоторые вопросы советской литературы». Один из них утверждает, что «воплощение облика нового человека, рожденного социалистической эпохой, лежит в основе всех произведений советской литературы», что «новое событие, новые социальные отношения раскрываются, прежде всего, в характерах» [178; с 37].

Для современного этапа развития исторической драматургии характерно все более широкое обращение к деятельности исторических личностей. Эта тенденция усилилась в 60-90-е годы XX века. Впрочем, интерес к про шлому своей страны, народа находит отражение во всех жанрах литературы. В этой связи и драматургия актуализирует необходимость обращения к художественному опыту всей исторической литературы.

Проблема историзма в творчестве Б.Утижева является важной составной частью национального своеобразия исторического жанра в адыгских литературах. Художественный историзм Б.Утижева наглядно проявился в исследовании и воплощении жизни и судьбы народа на протяжении веков. В его произведениях прошлое и настоящее предстают как процессы, подготавливающие будущее. Поэтому изучение основных принципов творческого метода Б.Утижева особо актуально. С ними связаны утверждения художественных тенденций, обладающих большим значением для современной адыгской драматургии, исторического жанра в целом. Учитывая то, что Б.Утижев одним из первых в адыгской литературе обратился к художественному изображению в драматическом жанре противоречивой исторической личности, он реализует в художественной практике вопросы взаимодействия исторического факта и творческого вымысла, типизации образов, композиционных решений. Отсюда становится очевидным, что его опыт, несомненно, выходит за рамки частных творческих исканий, оказывая глубокое влияние на решение проблемы историзма в национальной драматургии. Из этого опыта, в силу различных обстоятельств, которых мы будем касаться в нашем исследовании, возникает необходимость глубокого изучения драматургии Б.Утижева. И потому, на наш взгляд, поиски концепций героя, философско-нравственных основ развития общественной и личной жизни человека и судьбы народа, составляющие ядро драматургических поисков Б.Утижева, становятся главной задачей нашего исследования. Эта задача определяет и принципы построения нашей работы. Мы не касаемся путей формирования драматургических жанров в адыгских литературах: эта работа выполнена нашими предшественниками. Среди работ, освященных формированию жанра драматургии в адыгских литературах особо следует выделить книги А.Т.Шортанова «Театральное искусство Кабардино-Балкарии» и А.Ч. Абазо-ва «Очерки истории кабардинской драматургии». Мы же предприняли попытку на примере творчества крупнейшего современного адыгского драматурга Б.Утижева исследовать эволюцию самого жанра, решить проблему формирования историзма художественного мышления в драматургии, а также изучить национальное своеобразие его творчества, охарактеризовать национальный мир образов писателя. Динамика развития этих проблем прослеживается в процессе изучения особенностей творческого метода драматурга, учитывается также жанровая специфика произведений, определявшая художественные средства изображения характера исторической личности.

Влияние Б.Утижева на развитие национальной литературы не ограничивается только драматургией. Оно воздействует на прозаиков и поэтов в их поисках на путях глубокого проникновения в сущность закономерностей современного литературного процесса в целом. Рассмотрение исторических событий с позиций осмысления их истоков, отображение фактов прошлого во взаимосвязи с современностью базируется на принципе историзма. Проблема давно стала предметом исследования в русской и молодых национальных литературах. Это диссертационные работы: М.В. Калиниченко «Исторические драмы И.А. Кочерги», З.Д. Нурмухамедовой «Проблема создания характера исторической личности: к вопросу о роли конфликта и вымысла», Л.М. Борисовой «Принципы изображения характера в современной исторической драматургии», М.Г. Хамидулиной Драматургия Баязита Бикбая. Проблема личности и народа в исторических произведениях», М.Б. Плюхановой «Изображение исторического лица в литературе переходной эпохи. Национальные корни литературной биографии XVIII века». Однако проблема историзма художественного сознания в адыгском литературоведении не стала объектом специального изучения, хотя некоторые аспекты историзма в адыгской литературе затронуты в работах Л.А. Бекизовой, Т.Х. Кумыкова, Б.М. Курашинова, Р.Г. Мамий, А.Х. Мусукаевой, З.М. Налоева, У.М. Пане ша, А.А. Схаляхо, Х.Х. Хапсирокова, Т.Н. Чамокова, К.Г. Шаззо, ХМ. Ше-мирзова. и др. Художественные принципы создания образа исторической личности и отражения исторических событий явились предметом исследования М.И.Алиевой в работе «Становление исторической прозы в творчестве Тембота Керашева» (1993).

Как было сказано, драматургия Б.Утижева до сих пор не стала предметом специального монографического изучения. Неисследованными остаются темы его драматургии, проблемы историзма, принципы создания характеров и художественной концепции действительности. Отдельные аспекты творчества Б.Утижева, как было уже сказано, нашли отражение в вышеуказанных монографиях, а также в целом ряде рецензий о пьесах и спектаклях драматурга: О.Данилюка «Удивительный этот Утижев», Т.Муратова «Одаренность. Этюд об увлеченном человеке», Е.Белгороковой «Бунт неизбежен?» (о постановке пьесы Б.Утижева «Бунт невесток?»), Л.Оразаевой «Найти отклик», Н.Афасижева, З.Назарова «Стих воспевающий», Гъут 1э. «Л1ып1э иу-ващ», Т.Акъсакъ «Къэбэрдей адыгэхэр дызэщ1игъэплъэжащ», З.Гоплачева «Чтоб мудро жизнь прожить», М.Бицу «Дунеижьыр мэкЬрахъуэ шэрхъыу». Указанная тема в основном рассматривалась в статье Б.Курашинова «Вера в предлагаемые обстоятельства» (о спектакле Б.Утижева «Тыргатао») и О.Балабина «Опубликовано в Сирии» (Трагедия Б.Утижева «Тыргатао»). Большинство этих работ носят критико-библиографический характер или же являются отзывами на постановки.

Новые методологические подходы в литературоведении, набирающие силу на волне мощного, проникающего во все сферы жизни, процесса демократизации, предполагают необходимость объективного освещения не только современного периода, но и прошлого.

Актуальность исследования. Обращение к теме диссертационного исследования обусловлено необходимостью решения целого ряда проблем, связанных с историзмом художественного мышления и национальной само бытности адыгов, которые приобретают всё большую актуальность в современной науке о литературе и театральном искусстве. Проблема историзма тесно связана с творческим методом, с развитием реализма в младописьменных литературах.

Выдвинутая проблема - «Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма художественного мышления» -исследуется на материале творчества Б.Утижева, составляющего значительный пласт художественной культуры народа.

Это дает нам основание обозначить ряд положений, выносимых на защиту:

• дать полную характеристику жанрового состава драматургии Б.Утижева в контексте развития адыгских литератур;

• проследить динамику формирования драматургического эпоса Б.Утижева, обозначить эволюцию развития жанров и видов драматургического творчества писателя;

• исследовать творчество Б.Утижева в свете проблем художественного историзма, уяснить принципы создания историзма характера, проследить соотношение художественной правды и художественного вымысла, национальной самобытности созданных образов;

• исследовать проблему генезиса творчества Б. Утижева, уяснить роль мифоэпических традиций в создании национально самобытных характеров, национального своеобразия творчества.

Цель и задачи предпринятого исследования определены проблемами, связанными с историзмом художественного мышления современной литературы. В этой связи мы в нашей работе пытаемся выявить принципы художественного изображения конкретной личности на материале исторической драматургии, установить их связь с новаторством идейно-мировоззренческих основ творчества Б. Утижева, позволивших ему воссоздать характер исторического лица во всей его реалистичности, социальной обусловленности, рас становление важнейших качеств художественного метода драматурга. В работе рассматриваются вопросы мастерства автора, особенности языка, стиля, творческой индивидуальности художника слова Б. Утижева.

Методологической основой диссертационного исследования послужили труды, как отечественных теоретиков, так и северокавказских ученых, этнографов, историков, литературоведов, философов.

Теория драмы, разработанная в трудах Гегеля, Лессинга, Белинского, Дидро, определила подходы к исследованию творчества драматурга Б. Утижева. Мы опирались на теоретические положения таких ведущих литературоведов, как М.Е. Бабичева, В.А. Бочкарев, В. Валькинштейн, А.Н. Ве-селовский, Н.Н. Воробьева, Н.Г. Золотухин, В.И. Козлов, И.С. Кон, А.Д. Лихачев, В.Я. Пропп, Б.Л. Сучков, Б.В. Томашевский, Э. Трёльч, В.Д. Щербина.

В работе также использованы труды северокавказских исследователей: Х.И. Бакова, Л.А. Бекизовой, A.M. Гутова, К.С. Давлетова, А.Х. Мусукаевой, Ю.М. Тхагазитова, А.Х. Хакуашова, Х.Х. Хапсирокова, Р.Х. Хашхожева, К.Г. Шаззо и других. В основу работы легли труды, посвященные адыгскому театру и драматургии - А. Шортанова и А.Абазова, а также достижения русской и зарубежной эстетической мысли, о которых ясное представление дают фундаментальные труды А.Аникста, А.Ф.Лосева и других историков эстетики.

Научная новизна работы состоит в обращении к неисследованному ранее аспекту проблемы историзма в драматургии Б. Утижева, в исследовании динамики формирования драматургического эпоса и соотношение художественной правды и художественного вымысла. Навизна в новых подходах к исследованию проблемы генезиса творчества драматурга, уяснении роли мифоэпических традиций, в создании национально-самобытных образов мира. В центре внимания исследователя - проблемы поэтики драматургического искусства изобразительных средств драматурга. Исследование предпала гает дать целостную картину художественного мира драматургического творчества Б. Утижева.

Материалом исследования послужили драматическая поэма «Солнце нартов», трагедия «Тыргатао», драмы «Дамалей», «Мазаго», «Князь Кучук Жанхотов», проанализированные в свете заявленной темы - национальное своеобразие драматургии Б.Утижева, позволившей выявить жанровую характеристику его творчества, динамику формирования историзма художественного мышления, соотношения исторической и художественной правды, поэтику и стилистику его произведений. В ходе анализа драматургических жанров исследуется природа жизни адыгских исторических пьес с 30-х годов XX века в динамике их развития.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что сделанные обобщения и выводы позволяют раскрыть важнейший аспект развития национальной драматургии Б. Утижева, проблему историзма художественного мышления, осмыслить ее национальное своеобразие, исследовать философию образа национального характера, раскрыть его духовный мир, охарактеризовать самобытный язык произведений драматурга, выявить природу его образного мышления. Всесторонний анализ конкретных произведений выявляет специфические особенности драматургического искусства Б. Утижева, позволяет сделать ряд теоретических выводов и обобщений. Проникновение в творческую лабораторию драматурга, раскрытие его искусства может стать школой мастерства для новых поколений творцов адыгской драмы.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты диссертационного исследования могут обогатить сегодняшнее представление о проблемах национального мировидения, о принципах создания национального характера в творчестве Б. Утижева.

Практическая значимость работы состоит в том, что она способствует определению места драматургии Б.Утижева в современном развитии литера туры. Данное исследование может стать учебным пособием, в котором остро нуждаются преподаватели родной литературы и студенты филологических факультетов.

Результаты исследования могут быть использованы при создании словаря литературоведческих терминов на родном языке, а также при написании истории кабардинской литературы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и списка текстов художественных произведений Б. Утижева. В первой главе «Генезис и формирование национального театра и драматургии адыгов» исследуются вопросы становления кабардинского театра 30-40-х годов, зарождение первых жанровых образцов драматургии, их тематика и проблематика, проблемы генезиса. Обращено внимание на преемственность традиции в творчестве Б.Утижева, развившего в своем творчестве опыт предшественников. В этой главе дается характеристика проиведений исторической темы, а также классификация драматургических произведений Б. Утижева. Анализ поэтики и стилистики пьес Б. Утижева подчинен выявлению жанрового, идейно-тематического многообразия в тематической характеристике драматургического эпоса писателя. Основные тенденции развития творчества Б. Утижева рассматриваются в главе в типологических схождениях с достижениями жанра генетически родственных адыгских литератур - адыгейской, черкесской, прослеживается эволюция и динамика формирования жанров. В первой главе характеризуются пьесы Б. Утижева, положившие начало эпического осмысления исторического прошлого адыгов. В этой связи анализируются первые драматургические произведения, основанные на мифоэпиче-ской традиции адыгов. Драматическая поэма «Солнце нартов», трагедия «Тыргатао», а также другие произведения, лежат в основе эпического осмысления темы жизни и судьбы народа в драматургии Б. Утижева. В первой главе на примере пьесы «Тыргатао» исследуются принципы создания жанра трагедии, а также принципы типизации образа реального исторического лица Тыргатао, вступившей в борьбу с Босфорским царством, часто посягавшем на земли адыгов (синдов и меотов).

Как и во всяком произведении исторической темы, в центре внимания художника находятся события, связанные с попытками консолидации адыгских племен, создания государства, способного отстоять свой народ, свою землю от внешних врагов. В ходе анализа исторического времени усугубляется историзм мышления драматурга, определяется умение создать полноценные реалистические характеры исторических деятелей адыгов, раскрыть их духовный мир в ходе психологического анализа.

Во второй главе «Динамика формирования историзма художественного мышления и соотношение исторической и художественной правды в драматургии Б. Утижева» на материале исторической драматургии рассмотрены проблемы поэтики и стиля, проблемы реализма и реалистические принципы воссоздания национального характера, героя и действительности в драматургии Б. Утижева. Размышляя о соотношении исторической и художественной правды в пьесе «Дамалей», подчеркивается мысль о том, что Б. Утижев в своей пьесе стремился увидеть глазами наших современников реальную историческую эпоху, передать концепцию исторической адыгской действительности прошедших времен. Исторические события прошлого Б. Утижев воссоздает в целом ряде пьес: «Тыргатао», «Дамалей», «Князь Кучук Жанхотов», «Мазаго», в которых наглядно ощутим синтез художественного вымысла и правды истории, воссоздаваемые с опорой на мифологическую традицию и факты истории. В драматургии Б. Утижева выявляются особенности адаптации мифов, эпических традиций адыгов, а также философско-нравственные основы адыгского этикета - Адыге хабзе, установки которого Б. Утижев использует при создании нравственного идеала народа, его этических представлений о предназначении человека. Эти идеи лежат в основе характеристики героя и действительности, характера и обстоятельств произведений драматурга. Художественное решение историче ской темы в драме «Князь Кучук Жанхотов» свидетельствует о возросшем мастерстве и реализме письма Б. Утижева.

О жанровом многообразии драматургии творчества Б. Утижева свидетельствуют его произведения, обращенные к современности. Они написаны в жанре комедий, музыкальных комедий и водевилей. Произведения о современности помогают уяснить динамику формирования драматургического эпоса Б. Утижева, определить его вклад в развитие жанров драматургии адыгских литератур, объяснить популярность его произведений, охарактеризовать неповторимый самобытный язык его творчества, выявить природу образного мышления драматурга. Немаловажно также своеобразие юмора Б. Утижева, который имеет народную основу, но писатель этот естественный юмор доводит до изящной тонкости. Это один из показателей высокой народности творчества драматурга.

Становление адыгского национального театра в Кабардино-Балкарии, Адыгее, Карачаево-Черкесии

В настоящее время мы можем говорить о существовании национального театра, именуемого адыгейским (республика Адыгея), кабардинским (КБР). Драматические театры в названных республиках уже отпраздновали свои полувековые юбилеи, они прошли путь поисков и открытий, а главное, театральное искусство стало неотъемлемой частью художественной культуры не только своих народов, но и многонациональной России благодаря взаимодействию культур и диалогического общения. Национальные театры смогли внести вклад в развитие театрального искусства благодаря коллективу театральных деятелей, сумевших талантливо воплотить на сцене национальную драматургию, обращенную к жизни народа, его историческому прошлому и настоящему. В настоящее время, когда создана целая жанровая отрасль литературы - драматургия, назрела необходимость исследовать творчество драматургов не только в контексте жанрового развития, но и с позиций формирования проблем художественного историзма, развития поэтики и стилистики, как в творчестве отдельного драматурга, так и драматургии в целом. Отсутствие пьес местных авторов на историческую тему на определенных этапах тормозило развитие жанра, не способствовало историзму художественного восприятия прошлого и настоящего народа. Становление жанра - процесс триединый. Слагаемыми этого процесса являются наличие пьес, спектаклей, постановок, то есть жанров драматургии, наличие актеров, имеющих театральное образование и самого театра, как организованного коллектива. О том, как шел процесс формирования национального театра в республиках, где проживают адыги, обстоятельно говорится в соответствующих трудах, в первую очередь А. Шортанова, А. Абазова и других. Авторы, размышляющие во времени об актерах, драматургах, о судьбах спектаклей, о процессах, способствовавших становлению и развитию национального театра драматургии, подчеркивают мысль о том, что театральное искусство адыгов прошло путь от первых самодеятельных спектаклей до современного сценического воплощения драматургических произведений из русской и мировой классики - А. Островского, М. Гоголя, В. Вишневского, В. Шекспира, Мольера, Шиллера, Б. Брехта и др. Отличительной чертой является то, что с самого начала на сцене шли спектакли и постановки, воплотившие фольклорные сюжеты и темы. Писатели-драматурги обратили свой взор на национально-художественные традиции - фольклор, к истокам драматургического действа. Народное театральное искусство адыгов своими корнями уходит в мифологическую древность. Театральными действами сопровождались национальные игры и игрища адыгов. Содержание игрищ в обрядовой поэзии тесно связано с бытом, с общественным укладом жизни народа. Эти игры были зрелищны, в них принимали участие и соучастие все присутствующие. Искусство диалога являлось отличительной чертой древних форм драматургического действа. В ходе диалога, обращенного к присутствующим, вырабатывались и утверждались общие представления о бытие. В отличие от обрядовых игрищ, народные драматические игры носили обрядовый характер. Они играли эстетическую роль наряду с развлекательной. Примером тому такие игры как «Пчела», «Шапка» - распространенные на свадьбах, вечеринках молодежи. Важной и отличительной чертой адыгских драматических игр, развившихся впоследствии и в жанрах драматургии, была обращенность к жизни, социальным отношениям народа. Это выражалось в текстах, которыми сопровождались игры. Впоследствии роль организатора и выразителя народных представлений и идеалов стал играть гегуако с участием «танцующего козла» - ажагафа и ряженных. В остросатирической и юмористической формах, театрализованным способом талантливые исполнители провозгла 23 шали пародии на нерадивых сельчан, на богатеев, тем самым пытались искоренить недостатки в обществе и в быту, способствуя пробуждению национального самосознания. Следует отметить, что драматизированные представления как часть обрядовых игр, несомненно, обладали зрелищными достоинствами, предполагали наличие зрителя и слушателя, а самое главное - исполнителя. Кроме того, в народном театре всегда присутствовал такой театральный элемент, как ряжение и переодевание, а самое главное перевоплощение, что требовало таланта от непосредственного исполнителя. Особую роль в связи с проблемой истоков должна быть отведена распространенному театральному игрищу - щізпщ, являющемуся своего рода драматизированным зрелищем, устраиваемом в комнате раненого или больного с целью отвлечь больного, чтобы не заснул. О щЪпщ подробно писали просветители, в особенности Шора Ногмов - «История адыгейского народа», Хан-Гирей в своих этнографических исследованиях «Вера, нравы, образ жизни адыгов». По мыли исследователей щЪпщ представляет собой промежуточное явление между обрядовым игрищем и народным театром. В нем обнаруживаются элементы народно-игрового характера и драматургические особенности. Театральное действо щізпщ - сопровождалось танцами и само по себе носило зрелищный характер. Игры, проводимые на щізпщах, также носят зрелищный характер, ценителем которых выступают присутствующие. Широко была распространена на щізпщах и вечеринках зрелищная игра «Пчела» - «Бжьэрыбж», в которой участвуют всего три человека, изображающие жужжащую пчелу, а два напарника пытаются нанести оплеуху. После этого «ужаленный» пытается не дать сбить с себя шапку и т.д. Известны также театрализованные игры «1у-пэу» - «Лепешка», когда играющие должны были, не прикасаясь руками, откусить кусок лепешки..., а также игры «Бой баранов», «Прятанье шапки». Интересно отметить и то, что на щізпщах предполагалось песнопение и рассказывание различных сказов, хабаров - главным было исполнение истори 24 ко-героических песен, в которых увековечивались историческое прошлое, имена исторических героев народа.

Формирование драматургического искусства состязания в остроумии и острословии, в ораторском искусстве адыгов, требовало незаурядного ума, владения художественной речью. Один из родоначальников адыгских литератур И. Цей в своем очерке «Щ1эпщ» воспроизводит словесный диалог-состязание, который был им услышан во время щЬпш: «Старый дед - пишет он, - начал свататься за старшую из пришедших девушек. Восхваляя свою молодость, героические подвиги давно прошедших времен, пытался доказать, что он и сед все же не уступит любому из молодых людей. Сразу нашлись защитники интересов деда, когда девушка оставалась без поддержки. «Стойте, стойте! - воскликнул лекарь - она одна, а вас трое». Все согласились ей по ее выбору назначили тоже двоих защитников и уполномоченных вести от ее имени всякие переговоры и состоялся диспут двух противных сторон».

Зарождение драматургии. Тематика и проблематика первых пьес и спектаклей исторической темы

С появлением профессионального театра в Кабарде, Адыгее и Черке-сии стало возможным осуществление диалога со зрителем на родном языке во всех республиках, где проживают адыги. Это способствовало не только становлению театра, но и развитию театрального искусства, драматургии в частности. В свете заданной темы - формированием историзма мышления, освоением исторической темы - необходимо сослаться на дореволюционный опыт, относящийся к 18 января 1908 года, когда в Екатерине даре (Краснодар) была впервые показана программа черкесского вечера. Эта программа, составленная силами местного аристократического общества, во главе которого был предприниматель Трахов. Спектакль содержал 7 картин. В этой программе был использован исторический сюжет, имевший место в адыгской действительности и связанный с набегом Кунчука на Азов. Этот исторический сюжет стал основой другого спектакля «Набег Кунчука», который был поставлен в Екатеринодаре 2 января 1914 в качестве самостоятельного спектакля [3; с. 36-40]. Отличительной чертой спектакля, помимо использования исторических фактов, исторических имен, было наличие широкой цитации из народной жизни, легенд и сказаний, связанных с набегом Кунчука. Впервые в спектакле были востребованы этнонациональные традиции, обряды, обычаи, нравы и психология адыгов, все актеры были одеты в черкесскую национальную форму. Интерес к спектаклю исторической темы был обусловлен стремлением бесписьменного народа воскресить страницы своей истории, свою историческую память. Интересна судьба спектакля «Наезд Кунчука», который был восстановлен и вновь поставлен 2 января 1914 года на сцене Екатеринодарского театра.

Следует отметить, что князь Кунчук, герой пьесы, представал в пьесе не как князь, а как народный герой. Известен факт того, что вслед за постановками в Екатеринодаре адыгские спектакли появились и в Армавире. Следует сослаться на пьесу «Шамиль» исторической темы. По требованию адыгейской общественности после постановки спектакля «Шамиль» Екатерино-дарского Северного театра в городе была открыта действующая театральная труппа. Стало быть, еще до революции, адыгская интеллигенция предприняла попытки создания национального театра и драматургии - и это были первые шаги на пути к профессиональному искусству, которые стали его фундаментом и истоком.

Историческая тематика уже в первые годы создания театра становится актуальной. В ходе культурной революции продолжен интерес к исторической личности, к историческим темам. Об этом свидетельствуют написание и постановка таких пьес как «Касей» А. Тхаркахова, «Мое Шовгенов» Г. Схап-лока, а также пьеса «Шамиль» и «Законы адата», авторами которых были учащиеся педагогических техникумов. В первых, не до конца зрелых произведениях драматургии - в спектаклях и инсценировках - не всегда выдерживались необходимые жанровые законы, хотя предпринимались попытки дать социальную характеристику наступившим переменам, рассказать об исторических, героико-эпических традициях народа. В первых образцах драматургии не была обойдена важная тема - раскрепощение женщины-горянки, которая вызывала большой интерес у деятелей литературы. Об этом свидетельствует пьеса «Химсад» [атором пьесы по предположению был Б. Кобле], поставленная коллективом учащихся партийной школы под руководством М. Азаматовой в г. Краснодаре. Конечно же, осмысление истории и исторических событий, в том числе социальных преобразований в этой пьесе, как и в других драматургических произведениях 20-30 годов, не носило должного характера, не имело нужных форм сценического выражения идей. Тем не менее спектакль состоялся в 1926 году и, судя по собравшейся публике, свидетельствовал об огромном интересе к предлагаемой теме.

Уже в 30-40 годы намечаются тенденции освоения интернациональной тематики, что способствовало формированию новых взглядов и обретения нового уровня художественности. Уже в 30-е годы на адыгской сцене появились такие пьесы как «Изгнанные за море», «Враг» А. Хаткова, пьесы исторической темы «Кочас», «Фемый» И. Цея, «Касей» А. Тхаркахова, «Мое Шовгенов» Г.Схаплока, адыгейских авторов, «Корогот» П. Шехикачева, «Мажид и Марьят» М. Тубаева первых кабардинских драматургов. Судя по названиям, опираясь на произведения И. Цея, можно заключить, что первые адыгские драматурги, обращаясь к историческим судьбам адыгов, в то же время развивали далее героико-эпические традиции народа, раскрывали героическую борьбу за новую жизнь. Об успехах в художественном исследовании героико-эпической и исторической темы, способствовавшей историческому мышлению, свидетельствовал успех спектакля А. Хаткова «Враг», которые успели увидеть во всех адыгских аулах. Пьеса получила I место на смотре художественной самодеятельности народов азово-черноморского края в Ростове-на-Дону. Участниками спектакля были авторы Д. Ашхамаф, писатели Т. Керашев и И. Цей. Они явились и первыми режиссерами. Большую роль в становлении театра, сделавшего востребованными драматургические жанры явилось создание в 1934 году в г. Краснодаре адыгейского театрального училища, директором которого стал основоположник адыгейской литературы И. Цей.

Студентами училища стали 25 адыгейских парней и девушек, впоследствии многие из них стали талантливыми актерами. Следует подчеркнуть, что И. Цей был писателем, режиссером, актером. Он сыграл значительную роль в становлении адыгского театра и драматургии. И. Цей глубоко осознавал, что жизнь национальному театру может дать только национальная драматургия. Его пьесы «Кочас», «Фемый» и др. заложили основы драматургии, у истоков которой он стоял. Значительным произведением национальной драматургии явлилась пьеса 3. Аксирова «Кызбурун». Главные темы пьесы - борьба народа за независимость от крымского ханства, дружба кабардинского и русского народов. В 50-х годах XX столетия кабардинские драматурги работали над созданием пьес на историко-революционные и исторические темы. Это пьесы А. Шортанова «Навечно» и «В те дни», А. Ке-шокова «Лавина с гор», 3. Аксирова «Дорогой обреченных»(Истамбылак1уэ). В основе пьесы А. Шортанова «Навечно» лег важный исторический факт, относящийся к XVI веку, добровольное присоединение Кабарды к России. Знание истории своего народа и художественное мастерство позволили драматургу воссоздать эпическую картину жизни родного народа в прошлом. Пьеса 3. Аксирова «Дорогой обреченных» воскрешает одну из страшных страниц истории адыгов, о махаджирстве горцев Кавказа. Эта одна из первых пьес, посвященных данной теме.

Характерной чертой становления развития национального театра и драматургии было плодотворное содружество с общероссийскими театральными традициями, освоение русской мировой драматургии. Свидетельством тому постановка пьес А.Островского, И.Корнейчука, «Скупой» Мольера, «Коварство и любовь» Шиллера и многое другое. Большую роль сыграл театральный институт ГИТИС. Позднее подобная студия была открыта и в Ленинграде. На родных языках были поставлены пьесы М. Горького, Л. Толстого «Анна Каренина», «Вишневый сад» А. Чехова, «Женитьба Фигаро» Бомарше и др.

Национальные театры в каждой республике работали с русской труппой. Русский театр оказал большую помощь в формировании репертуара, в освоении русских и общероссийских театральных традиций. Национальные театры прошли через трудные годы формирования и строения, через войну, послевоенную разруху, но они остались верны созидательным традициям утверждения добра.

О соотношении исторической и художественной правды в пьесе Утижева Б.К. «Дамалей»

Для писателя исторического произведения важно помнить о том, «...чтобы эпоха, из которой взят роман, представлена была совершенно верно, чтобы угадан был самый дух событий, чтобы автор судил своих героев не по понятиям своего века, а по их времени, чтобы он смотрел их глазами, их жизнью (рассуждал) сообразно с их умственным развитием и чтобы на ту же точку зрения умел поставить и своих читателей»[62;530].

Для того, чтобы создать реалистическую картину прошлого, необходимо органическое слияние конкретного факта исторического прошлого с художественным вымыслом.

Автор исторического произведения вправе широко пользоваться вымыслом, фантазией, домыслом, если это помогает исследованию, раскрытию исторических фактов. «Вряд ли среди памятников, которыми пользуется история, имеются окна более широкие и глубокие, позволяющие заглянуть в самые недра человеческого бытия, чем произведения художественной литературы», - говорил А.В. Луначарский [101 ;91].

Исторические произведения любого жанра - будь то драма, роман, повесть или литературный сценарий, написанный с позиции исторического материализма, обладает замечательной особенностью: открывая двери в прошлое, они освещают его сиянием будущего. Они как бы связывают наше настоящее и будущее с лучшими людьми прошедших эпох.

Писатель, работая над произведением на историческую тему, должен уметь органически связывать историю с современностью, без чего не только немыслимо глубокое идейное раскрытие прошлого, но и теряется самый смысл создания исторических художественных произведений. Еще В.Г. Белинский верно отметил: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем буду-щем»[28;154].

Именно этими словами можно объяснить и причины, тяготения многих писателей к страницам далекого прошлого.

К замыслу воссоздания образа народного героя Б.К. Утижев пришел в начале 90-х годов. Каковы же были мотивы, побудившие обратиться к историческим событиям 1711-1754 годов (1 половины XVIII века). Думается, что тревожная атмосфера предвоенной поры на Кавказе, которую нельзя было скрыть никакими официальными опровержениями руководства страны, никакими ухищрениями, изнутри питала тот напряженный интерес к истории, потенциально обладающий возможностью дать ответы на важнейшие проблемы современной художнику жизни.

Примечательно, что хронологически работа над «Дамалеем» приходится на период особого интереса Б. Утижева к героическому прошлому адыгского народа. Поэтому, естественно, он обращается к образу вожака крестьянских восстаний - Дамалею и к деятельности прогрессивной исторической личности Асланбека Кайтукина. Историзм драматурга определил принципы отбора событий прошлого, которые привели к этой взаимосвязи: Дамалей, Асланбек, Жабаги; взаимосвязи, характеризующейся единством идейно-художественных задач, эволюцией авторской концепции личности и общества. Именно в событиях исторического прошлого, повествующего о совместной борьбе кабардинцев против иноземных захватчиков, в антиколониальном восстании во второй половине XVIII века, в эпоху Жабаги, сконцентрированы поиски путей выхода нации из тисков экономической и культурной отсталости.

Проблема историзма, соотношение исторической и художественной правды в нашей северокавказской литературоведческой науке остается пока малоизученной. Исследователь Р. Камбачокова подробно рассказала в своей книге о становлении и развитии жанров исторической прозы, исследовала проблемы художественного историзма, создания характеров в аспекте углубления исторического мышления адыгских литератур. В данной главе ставится задача рассмотреть кардинальную литературоведческую проблему о соотношении исторической и художественной правды на материале исторических драм Б. Утижева, созданных на основе реальных фактов, получивших отражение и в фольклоре. Исследование в их синтезе дает нам возможность обнаружить мир художественных образов, созданных писателем в драматургических произведениях, особенность его мировоззрения как продолжателя художественных традиций народа.

Известно, кабардинская драматургия, как и драматургия народов Северного Кавказа в последние три-четыре десятилетия XX века, достигла значительных успехов. В ней уже сформировались определенные виды и подвиды драмы, накопились богатые художественные традиции. Не выявленным и не обобщенным до сих пор остается вопрос о роли и месте фольклора (легенд, преданий) в эволюции драмы на историческую тему. Без уяснения роли традиции как формообразующего начала драматургии нельзя говорить о проблеме историзма драматического мышления автора, в том числе и о проблемах художественного мировидения в драматических произведениях, имеющих историческую основу и признаки конкретно-исторической драмы. К ним относится ряд драматических произведений, такие как «Мазаго» (1973-1975 гг.), «Дамалей», (1991) и («Князь Кучук Жанхотов» (1998). Пьеса «Дамалей», как отмечает исследователь кабардинской драматургии А. Абазов, является высокохудожественным произведением, воссоздающим одну из героических страниц в истории адыгов и которая, в свою очередь перекликается с пьесами талантливого предшественника Б. Утижева, драматурга 3. Аксирова «Анде-миркан» и «Кызбрун»[3;129].

В основу пьесы автор кладет старинную легенду о Дамалее - предводителе абреков, жившем в первой половине XVIII века. Дамалей, герой одноименной пьесы Б. Утижева, осмыслен как художественное воплощение образа народного заступника. Л. Бекизова в книге «От богатырского эпоса к роману», классифицируя эпические жанры фольклора, дала характеристику героям, воссозданным в хабарах, связанных с реальными фактами и событиями из жизни народа. Среди них она называет Дамалея, которому народ дал имя «Дамэ-лей» - Широкие плечи. Л. Бекизова выдвигает положение о том, что фольклор позднего периода вобрал в себя действительные факты истории народа и его жизни, воспел образы реальных лиц, прославивших себя не только в борьбе с врагами, но и с социальным злом. Подробную характеристику подобных героев, среди которых и герой, так называемого малого эпоса Дамалей, который типизируется на основе реальных и вымышленных начал. Далее исследователь отмечает, что традиционная фольклорная характеристика эпических героев используется и при осмыслении художественного образа реального героя. В этой связи Л. Бекизова подчеркивает роль песен о великих мужах, которые сохранены в памяти народной, героические образы защитников родины. Необходимо отметить, что Б. Утижев широко использует народную память, героические песни, воспевшие Дамалея, как реальную историческую личность, а также легенды и предания о выдающихся вожаках народных дружин, мудрецах. Об этом свидетельствует предание о князе Кучуке Жанхотове, о Казаноко Жабаги, чьи философские изречения легли в основу оценок и характеристик героев и событий. Соответствует правде истории и время, изображенное в исторической трагедии «Дамалей».

От фольклорного источника к реалистическому трагедийному образу

Исторические песни XVIII века об убиении Дамалея князем Асланбе-ком привлекли внимание Б. Утижева ярко выраженным вольнолюбивыми мотивами, патетикой борьбы за независимость народа.

В выборе темы драматург руководствовался необходимостью использования мощного потенциала народной позиции как фактора гражданского воспитания. Создание художественного образа народного героя, воплощающего идею бескорыстного служения Отчизне, формирующего личным примером последователей - такова была задача художника слова в работе над исторической драмой, обращаясь к фольклорным источникам. Это давало возможность аналогии с животрепещущими проблемами действительности без надуманных «иллюзий», без спекулятивного использования фактов прошлого. Таким образом, обращаясь к исторической теме, драматург ставил цель реализовать актуальные вопросы о свободе и судьбе народа, о личности, олицетворяющей интересы масс.

Историю Б. Утижев рассматривает с позиции важнейших проблем современной действительности.

Приступая к воплощению сюжета исторических событий XVIII века о Дамалее, Б. Утижев имел солидный опыт в жанре драмы, в искусстве построения пьесы. Вряд ли удалось бы на фольклорном материале выйти на решение актуальных жизненных проблем, если бы не уровень художественного мастерства драматурга.

Законам архитектоники драмы Б. Утижев придавал значительную роль, отстаивая необходимость целенаправленной разработки теории драмы. Одну из причин слабости идейно-эстетического воздействия драматических произведений, общего отставания, он видел в недооценке сугубо специфических законов и средств искусства драматургии.

Нет, наверное, жанра более требовательного к форме произведения, чем драматургия, так как данный жанр требует воплощения на сцене. Прежде рсего, раз и четко определен объем пьесы. А строгость объема требует и строгости формы. Известно, что в пьесе непременно должны присутствовать основные ее компоненты - экспозиция, завязка, единое или сквозное действие, кульминация, развязка и т.п. Однако при всей строгости законов построения драматических произведений формы художественного воплощения идей отличаются огромным разнообразием индивидуального стиля, авторской манерой изложения. В этой логично построенной взаимосвязи посылок отразились важные черты художественно-эстетической системы Б. Утижева -драматурга.

Располагая специальными исследованиями, посвященными этим событиям, драматург стремился воспроизвести исторический факт, допуская в то же время художественный вымысел. Автор в этой пьесе стремится создать, как это видно в пьесе «Дамалей» образ социальной несправедливости, а в других пьесах исторический образ времени в конкретиках этого времени. Так в историческую драматургию входило стремление к обобщениям, поиска новой образности, отдаленной от бытовой конкретности.

В основе драмы «Дамалей» лежит социальный конфликт. В напряженной борьбе сталкиваются два класса - народ и вожди. Стремясь создать обобщенный образ угнетенного, но несломленного народа, показать его силу, способную противостоять жестокости и насилию, драматург показывает сплоченность народа в опасную для него пору. Автор пьесы пытался показать в действительных, немногословных сценах глубину гнева крестьян.

При этом народ, выступавший против гнета князей как единая сила, не был безликой массой. У него были свои вдохновители, организаторы. Одним из таких был Дамалей. По образу жизни и характеру он - простой человек из низшего класса, но вокруг него собирается множество борцов за независимость. Естественно, что защита Дамалеем прав народа вызвала недовольство тогдашних правителей. Асланбек Кайтукин и другие князья стали видеть в Дамалее своего врага.

Б. Утижев, точно придерживаясь документальных фактов, вкладывал резкие, смелые разоблачающие слова в уста своего героя: «Мы всегда готовы постоять за Родину, но о какой Родине ты говоришь, если о Родине Асланбе-ка Кайтукина и Хатакшокова Бамата, то ты ошибся, Жабаги. Мы вместе на одной земле не уживемся»[192;273].

Творческое воображение писателя помогает ему восполнить недостаточность и фрагментарность документального материала, домыслить его. Рассказ художника об историческом времени и о людях, творящих историю, бывает столь ярким и правдивым, что М. Горький писал: «Мне кажется, что художник - больше историк, и лучше историк, чем специалисты - историки» [49;62].

При помощи творческой фантазии писатель раскрывает внутреннюю логику разрозненных фактов, показывает закономерность и неизбежность именно тех событий и поступков людей, которые зафиксированы в дошедших до нас документах.

Мастерство драматурга в работе над пьесой «Дамалей» проявилась в создании убедительных реалистических образов. В этой связи необходимо сказать о том, что вообще историческая песня о Дамалее отличается от раннее созданных песен XVIII в. убыванием в них эпических элементов. В отличие от предыдущих исторических песен об Андемиркане, Машуко, Токе, Ке-ребече и др, песнь об убиении Дамалея «приземлены», естественны. Так в песне «О Дамалее» перед нами предстает человек, уверенный в своих силах, но его терзают мысли о том, что народ устал и ему уже надоело воевать, лишь бы был уголок и был сыт, «и любое унижение он потерпит за это. Ути-жевский Дамалей не такой. Он верит в светлое будущее, борется за это: Дамэлеишхуэм Хэкур Уэй маржэ, а махуэм яубыдащ Пщыхэр нызэрызохьэ, хьэкЬтеувэр къаублэ Джэдыгугъурыдзэр, Уэй псэемыблэжу нэзауэт Зауэм щыхахуэр л1ыхъужьхэт. [155;392] Дамалей готовится к сече «чувячного войска» Могуч и бесстрашен. Бегут от повстанцев князья и дворяне, И прячутся в трепете, в чаще лесной. Князья и дворяне боятся с ним встречи. К свободе нас кличет вожак Дамалей, Кто саблей владеет для честного боя? Гей, марджа, содитесь на быстрых окней [4; 16]. Здесь реально имя героя, реальны его враги, реальна социальная форма конфликта. Идет показ тяжелой, бесправной жизни, социальной несправедливости, переполняющей чашу народного терпения. Народ встал под предводительством Дамалея.

Изображение героя исторической песни в подобном плане было качественно новым отношением к народной поэзии. В движении к реалистическому восприятию мира Б. Утижев творчески использовал достижения исторической песни.

Своеобразие утижевского подхода к оценке фольклора заключалось в стремлении объяснить бытование фольклорного сюжета в органической связи с историей народа, с экономическими, политическими условиями эпохи. Обращение к историческим песням о Дамалее Б. Утижева вносит творческий характер, с их помощью он определяет взгляды народа на события, дает характеристики героям и историческим событиям, связанным с героическими деяниями Дамалея как предводителя восстания.

Похожие диссертации на Национальное своеобразие драматургии Бориса Утижева: проблемы историзма и художественного мышления