Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика прозы Г.Д. Красильникова Эшмакова, Надежда Васильевна

Поэтика прозы Г.Д. Красильникова
<
Поэтика прозы Г.Д. Красильникова Поэтика прозы Г.Д. Красильникова Поэтика прозы Г.Д. Красильникова Поэтика прозы Г.Д. Красильникова Поэтика прозы Г.Д. Красильникова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эшмакова, Надежда Васильевна. Поэтика прозы Г.Д. Красильникова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Эшмакова Надежда Васильевна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Ижевск, 2010.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/178

Введение к работе

Кардинальные изменения, произошедшие на рубеже 20 - 21 веков, в общественно-политической, экономической и культурной жизни нашего общества предопределяют интерес широкого круга исследователей к проблемам народности, духовных и национальных истоков, поэтому в последние годы литературоведение Удмуртии всё больше внимания уделяет разнообразным аспектам творчества писателей республики. Таковы монографические исследования Пантелеевой Т. Г. «Поэтика удмуртского рассказа», А. С. Зуевой «Удмуртская литература в контексте языческих и христианских традиций», Т. И. Зайцевой «Удмуртская проза второй половины ХХ – начала ХХI века: национальный мир и человек» и другие. В то же время нельзя не отметить то, что удмуртское литературоведение исследует либо классиков удмуртской литературы, либо творчество писателей старшего поколения, либо общие проблемы удмуртской литературы. И хотя современные литературоведы и критики предпринимают попытки восполнения проблематики, но целостная картина истории литературы Удмуртии 1960 – 1990 гг. ещё не написана, поэтому монографическое исследование творчества любого из активных участников литературного процесса указанного периода имеет особое значение. В связи с этим несомненный научный интерес представляет художественное наследие классика удмуртской литературы – Геннадия Дмитриевича Красильникова.

Писатель – уроженец села Алнаши Удмуртской республики, яркий, одарённый и самобытный художник слова. По совету Михаила Петровича Петрова , в 1952 году он поступил в Литературный институт им. Горького (Москва), который с отличием закончил в 1957 году. Наставником в Литературном институте был Н. И. Замошкин (Н. И. З.). В 1957 году Геннадий Красильников был принят в члены Союза писателей СССР.

Многие его произведения опубликованы в Удмуртии и за рубежом. Творчество писателя переводилось Сергеем Никитиным и Надеждой Чертковой. При жизни писателя опубликовано десять отдельных книг на родном языке, девять – на русском языке, по две книги – на украинском, молдавском и чешском языках. Некоторые его произведения изданы на эстонском, татарском, чувашском, коми и марийском языках.

За успехи на литературном поприще в 1958 году писатель был награждён орденом «Знак Почёта». Помимо писательского труда, Г. Д. Красильников был вовлечен в общественную деятельность как председатель правления Союза писателей Удмуртской АССР и депутат Верховных Советов РСФСР и Удмуртской АССР. В 1966 году творчество молодого прозаика впервые обсуждалось на съезде союза писателей РСФСР и получило положительную оценку в «Краткой литературной энциклопедии.

В 1967 году Г. Д. Красильников награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1972 за роман-дилогию «Вуж юрт» («Олексан Кабышев») и повесть «Тонэн кылисько» («Остаюсь с тобой») ему была присуждена Государственная премия Удмуртской АССР.

Жизнь и творческий путь замечательного удмуртского прозаика пришлись на период восстановления хозяйства страны после Великой Отечественной войны, обновления экономического и социального состояния общества после ХХ съезда (1956). Его творчество относится к 1950 – 70-м гг. и во многом определяет направление и пути развития удмуртской прозы второй половины ХХ века, что позволяет говорить «о красильниковском периоде в развитии удмуртской прозы» (Богомолова) .

В рассказах, повестях и романах Г. Д. Красильникова отразилась «вся деревенская Удмуртия», а изображению характеров и конфликтов свойственно глубокое проникновение в психологию личности каждого героя. В произведениях прозаика синтезируются лучшие черты русской литературы ХIХ – ХХ вв., прежде всего в области эпических жанров (рассказа, повести, романа), и, несомненно, специфические особенности предшествующей и современной ему удмуртской литературы.

Первой попыткой научного осмысления творчества писателя стала монографическая работа З. А. Богомоловой «О творчестве Красильникова» (1962). Но ограниченная хронологическими рамками, она рассматривает лишь первые произведения писателя.

Особого внимания заслуживает монографическое исследование А. Н. Власенко «Геннадий Красильников: Литературный портрет» (1981), прослеживающее творческий путь прозаика и отражающее литературную атмосферу, в условиях которой проходило его становление и развитие как писателя. Но в данном исследовании весьма ощутим идеологизированный подход, что не позволило автору дать объективную и всестороннюю оценку эволюции творчества художника через поэтику его произведений.

В критической литературе и в литературоведении, отечественном и зарубежном, творчество Г. Д. Красильникова явилось самым изучаемым из всех удмуртских писателей, оно исследуется с точки зрения места его прозы в контекстах удмуртской литературы, финно-угорской и мировой культуры – П. Домокош, Жан-Люк Моро. Ряд работ посвящен проблемно-тематическим, жанровым, образным особенностям его прозы, изучению интертекстуальных связей; есть работы, выполненные в структурно-семантическом аспекте – С. Т. Арекеева; была сделана попытка анализа творчества в гендерном ключе – Л. П. Фёдоровой, работы по изучению языка – Н. В. Кондратьевой, Р. И. Яшиной, С. М. Вахитова, А. В. Егорова, А. Н. Ушакова.

При этом необходимо отметить, что критики и литературоведы в разные периоды неоднозначно и противоречиво объясняли феномен Г. Д. Красильникова. Мы будем исходить, главным образом, из библиографии, предложенной Е. А. Красновской, а также из статей, появившихся в последнее время. Историю изучения творчества писателя условно можно подразделить на следующие этапы :

1) период до 1960 г. характеризуется двойственным подходом к творчеству прозаика: внимание акцентируется на проблемно-тематических, жанровых, образных особенностях прозы. В то же время особенности эпохи предопределили идеологический взгляд, получивший отражение в этот период, который характеризуется газетной и журнальной критикой о нём. На русском языке первая статья вышла в 1955 году в «Удмуртской правде», в 1956-м в «Молоте». При анализе первых рассказов обращено внимание на образ нового героя, вошедшего в удмуртскую литературу

2) 1960 – 1980 годы отмечены выходом книги З. А. Богомоловой «О творчестве Красильникова» (1962). Почти 20 лет она оставалась единственной попыткой освещения жизненного и творческого пути писателя. Заголовки статей этого периода, посвящённые творчеству писателя: «Достоверность образа» («Литературная газета. 1965. 28 мая), «Дорогой правды» (Удмуртская правда. 1967. 12 марта) акцентируют внимание на таких чертах творчества молодого писателя, как гражданственность и патриотизм.

В этот период выходят исследовательские статьи З. А. Богомоловой, раскрывающие структуру произведений Г. Д. Красильникова. В 1973 году вышло наглядное пособие по изучению творческого наследия писателя в школе, составленное Богомоловой З. А., Самсоновым С. А.,. Л. Емельянов рассматривает в романе «Старый дом» конфликт «отцов и детей». В. Ванюшев назовет прозаика «исследователем человеческой души» и выделит психологизм как основной приём, используемый в изображении человека . В это же время выходит ряд статей и упоминаний, отмечающих талант писателя (П. Домокош, Н. Кралина, А.Макаров).

3) в 1980 – 90 годы в литературной критике, посвящённой творчеству прозаика, преобладают юбилейные и проблемно-тематические статьи. Достойными внимания стали книги: А. Н. Власенко «Геннадий Красильников: Литературный портрет» (1981), книга Памяти «Г. Д. Красильников – писатель и человек» (1982), составленная З. А. Богомоловой. На этом этапе имя писателя впервые упомянуто в академическом издании «История удмуртской советской литературы». Ф. К. Ермаков в книге «Творческие связи удмуртской литературы с русской и другими литературами» выделяет традиции Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова в прозе Г. Д. Красильникова, также проблеме творческих связей посвящена статья А. П. Кузичевой «Чеховские традиции в творчестве Красильникова». В. И. Марченко и С. В. Шкляев обозначают основные темы и проблемы творчества писателя; П. К. Поздеев говорит о песнях в творчестве писателя.. Д. А. Яшин выделяет сквозной мотив в рассказах – мотив отчуждения.В. М. Ванюшев в статье «Не расставаясь с рассказом» видит изменение рассказа, эволюцию его поэтики.

4) 1990-е годы открывают самый яркий период в осмыслении творчества писателя. В настоящее время расширился спектр направлений в исследованиях: А. С. Зуева-Измайлова изучает черты мифопоэтики в творчестве писателя, Т. И. Зайцева сосредоточена на тематике, проблематике, герое произведений; З. А. Богомолову интересует слог писателя, стиль; Л. П. Фёдорову – литературный контекст, история создания произведений, гендерные исследования, психологизм прозы; Т. Г. Пантелееву – поэтика отдельных рассказов, Н. Михайловскую – образ современника и многие другие.

Современные литературоведы анализируют творчество писателя в контексте общественных ценностей. О. Зеленина говорит о шекспировских страстях в романе «Арлэн кутсконэз» («Начало года»); Ф. Пукроков обнаружил абзацы из написанных ранее рассказов в повести «Вуж юрт» («Старый дом»). Л. П. Фёдорова выделила героинь Г. Д. Красильникова как «сильных, незаурядных личностей». Творческие связи писателя продолжают изучать С. Л. Скопкарёва, В. Хакимова; в контексте мировой литературы творчество изучается С. М. Левиной, И. Ф. Ивановой.

В изучении творчества писателя следует выделить известного венгерского финноугроведа проф. П. Домокоша и исследователя удмуртской литературы З. А. Богомолову. В монографии «История удмуртской литературы» П. Домокош определил место Г. Д. Красильникова в удмуртской литературе: «… удмуртский писатель, который подобно Герду и Петрову, приближает свой народ к Европе» ( с. 385).

Серьёзное внимание изучению прозы Г. Д. Красильникова уделяется в современной удмуртской школе учителями М. А. Пискуновой и Е. Ф. Васильевой

Таким образом, современное изучение творчества писателя разнонаправлено, отражает особенности воссозданной эпохи с позиций современности.

О внимании к творчеству Г. Д. Красильникова свидетельствуют выход двух монографий ; двух книг Памяти «Г. Д. Красильников писатель и человек» (1982), «А я остаюся с тобою…» (2008), подготовленных З. А. Богомоловой; двух научных сборников: «Г. Д. Красильников и тенденции развития прозаических жанров в национальных литературах Урало-Поволжья» (2005), «Художественная индивидуальность писателя и литературный процесс Урало-Поволжья» (2009), многочисленных журнальных и газетных статей о творчестве Г. Д. Красильникова. Однако, несмотря на вышесказанное, пока не осуществлен целостный литературоведческий анализ его творческого наследия, поскольку не исследовано важнейшее звено творчества – поэтика прозы.

Таким образом, актуальность избранной темы диссертационного исследования обусловлена недостаточной изученностью поэтики прозы, а также назревшей необходимостью углубленного и целостного изучения обширного художественного наследия талантливого удмуртского писателя через анализ художественных принципов и особенностей прозы в аспекте поэтики.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в настоящей работе делается попытка монографического изучения поэтики прозы Г. Д. Красильникова. Художественные произведения анализируются с привлечением смежных наук: фольклористики, лингвистики, истории, этнографии, психологии, философии. Учитывается большой пласт современных литературно-критических статей, посвящённых творчеству писателя, и воспоминаний современников. Впервые предлагается более полное изучение художественных особенностей рассказа Г. Д. Красильникова. Диссертация строится на анализе языкового, системно-образного, проблемно-тематического и жанрового материала. Такое построение исследования позволяет более полно выявить общие тенденции творчества Г. Д. Красильникова, определить особенности его поэтики, которые помогут создать более полную картину литературного процесса в Удмуртии второй половины ХХ века.

Постановкой и актуальностью проблемы обусловлена цель диссертационной работы – на основе анализа рассказов, повести, романов писателя в проблемно-тематическом, жанровом, стилистическом и языковом аспектах осмыслить и раскрыть доминантные черты поэтики художественных произведений писателя, выявить специфику творчества. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

– обозначить художественные особенности рассказов и изменение их структуры.

– определить художественную модель мира в повести «Тонэн кылисько» («Остаюсь с тобой»)

– выявить свойственные художественной прозе Г. Д. Красильникова особенности поэтики, проявляющиеся на уровнях хронотопа и сквозных образов в романе «Вуж юрт» («Старый дом»),

– выделить элементы психологизма в романе «Арлэн кутсконэз» («Начало года»).

Объектом анализа является художественное наследие Г. Д. Красильникова – рассказы, повести, романы

Предметом исследования стала поэтика прозы писателя.

В исследовании применялось сочетание описательного, структурно-семантического, структурно-типологического, историко-литературного и системно-субъектного подходов к анализу текста.

Теоретической базой для анализа послужили концепции, отражённые в трудах: М. М. Бахтина, А. Н. Афанасьева, В. В. Виноградова, У. Б. Далгат, А. В. Огнева, О. Н. Осмоловского, Л. Я. Гинзбург, Б. О. Кормана, А. Б. Есина, В. Н. Топорова, Б. Т. Удодова, Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачёва, Е. А. Маймина и др. В изучении поэтики и стиля писателя мы опирались на работы литературоведов Удмуртии: Ф. К. Ермакова, А. А. Ермолаева, З. А. Богомоловой, А. Н. Уварова, В. М. Ванюшева, А. С. Измайловой-Зуевой, В. Л. Шибанова, А. Г. Шкляева, Т. И. Зайцевой, С. Т. Арекеевой, Л. П. Фёдоровой, Т. Г. Пантелеевой и др. В работе учтены труды известных исследователей литератур Поволжья и Приуралья – Ж. Л. Моро, П. Домокоша, А. И. Брыжинского, К. К. Васина, В. И. Дёмина, В. В. Пахоруковой, Н. И. Черапкина и др., внёсших весомый вклад в изучение творческой индивидуальности крупных мастеров слова этих регионов.

Практическое значение работы связано с возможностью использования ее результатов при подготовке нового издания «Истории удмуртской литературы» и при изучении данного курса в вузовском и школьном преподавании. Теоретические положения и конкретные данные исследования могут быть полезны при создании учебных и методических пособий, при разработке рабочих программ к спецкурсу по творчеству Г. Д. Красильникова, а также при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация диссертации. Материалы исследования легли в основу докладов на Межвузовской научной конференции «Петраковские чтения» (Ижевск, 2009), Международной научно-практической конференции «Финно-угорские этносы: технологии развития в условиях глобализации» (Ижевск, 2009), региональной научной конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения классика удмуртской литературы Г. Д. Красильникова. Основные положения работы отражены в 6 публикациях.

Структура и объем диссертации определены объектом исследования, целью и задачами диссертационной работы. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, включающего 235 наименований. Заключение содержит выводы и результаты исследования. Общий объем диссертации составляет 182 страницы.

Похожие диссертации на Поэтика прозы Г.Д. Красильникова