Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика прозы Никула Эркая Кудашкина Ольга Сергеевна

Поэтика прозы Никула Эркая
<
Поэтика прозы Никула Эркая Поэтика прозы Никула Эркая Поэтика прозы Никула Эркая Поэтика прозы Никула Эркая Поэтика прозы Никула Эркая Поэтика прозы Никула Эркая Поэтика прозы Никула Эркая Поэтика прозы Никула Эркая Поэтика прозы Никула Эркая
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кудашкина Ольга Сергеевна. Поэтика прозы Никула Эркая : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Саранск, 2006.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1120

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Система литературных жанров прозаического наследия Н. Эркая 11

1.1 Эволюция очеркового жанра в творчестве Н. Эркая 11

1.2 Лирическая доминанта в новеллистике Н. Эркая 32

1.3 Синтез лирического и эпического в повестях Н. Эркая 54

Глава 2. Художественный мир прозы Никула Эркая 86

2.1 Предметная изобразительность в системе воссоздания личности и обстоятельств в прозе Н. Эркая 86

2.2 Художественное осмысление связей человека с миром природы в прозе Н. Эркая 98

2.3 Поэтика портретных описаний в творчестве Н. Эркая как один из способов проникновения во внутренний мир персонажа 127

Заключение 159

Список использованных источников 164

Введение к работе

Кардинальные изменения, произошедшие на рубеже ХХ-ХХІ веков в разных сферах общественно-политической, экономической и культурной жизни нашего общества предопределяют пристальный интерес широкого круга исследователей к проблемам народности, духовных и национальных истоков современного человека, подводят к необходимости обновленных аксиологических ориентиров в оценке исторического и культурного развития нации и народностей.

Мордовское литературоведение последних десятилетий, освободившись от идеологии недавнего прошлого, не только не утратило бережного отношения к литературному наследию в целом, но и значительно усилило внимание к проблеме вьывления и развития индивидуальных особенностей как личности, так и творчества наиболее значимых писателей. И это вполне оправданный и закономерный подход, так как творчество крупных национальных мастеров словесного искусства в известном смысле аккумулировало в себе художественно-эстетическую специфику эпохи, обусловленную как имманентными особенностями, присущими творчеству отдельного писателя, так и социокультурными обстоятельствами; их произведения прошли проверку временем и продолжают выступать живым социокультурным событием не только в мордовской, но и в российской литературной жизни XXI века.

В условиях новой реальности актуальное значение приобретают вопросы, связанные с применением наиболее адекватных и объективных подходов при изучении исторического пути развития мордовской национальной литературы, с выявлением накопленных ею художественных традиций, изучением ее национальной специфики и самобытности. Назрела необходимость научного осмысления творчества писателей, для которых национальная самобытность является основополагающим фактором, способствующим эволюционным преобразованиям в индивидуально-творческом становлении и развитии. В настоящее время данный подход, на наш взгляд, успешно решается

4 мордовским литературоведением. Показателем этого является осуществление за последние годы целого ряда монографических исследований, непосредственно связанных с отражением существенных сторон национального сознания, своеобразия художественного мышления и мировоззрения, а также с развитием и обогащением национальной самобытности мордовской культуры в целом и литературы в частности. Среди них необходимо отметить диссертационные работы Т.И. Бектяшкиной, М.Н. Вождаевой, О.Б. Гнатовской, СВ. Добрынкиной, С.Н. Кедяркина, Е.А. Кулебякиной, А.В. Курченковой, С.Н. Маскаевой, Д.М. Мельцаева и других, в которых молодые исследователи выявляют самобытность художественного дарования мастеров слова, отмечают заметный вклад, внесенный в развитие национальной литературы, приумножающий духовные ценности народа.

Вместе с тем в мордовской литературе еще немало писателей, чье творчество нуждается в серьезном культурно-историческом и теоретическом осмыслении и переосмыслении. В связи с этим несомненный научный интерес представляет художественное наследие классика мордовской литературы Заслуженного поэта Мордовии, публициста, драматурга и прозаика Николая Лазаревича Иркаева (Никула Эркая). Его творчество - живой социокультурный феномен в российской литературной жизни XX века; оно созвучно сложным и напряженным социально-философским, нравственным и эстетическим исканиям эпохи и является отражением закономерностей литературного процесса данного периода. Многогранное творческое наследие Н. Эркая, писателя глубоко национального по сути своего творчества, во многом определило особенности и характер мордовского литературного процесса, тенденции дальнейшего его развития.

Н. Эркай обогатил родную литературу новыми представлениями о действительности, темами, проблемами, образами, жанрами, новыми принципами типизации и художественной выразительности. Мордовскую литературу невозможно представить без творчества этого писателя, в его произведениях ярко отражены национальные мордовские традиции, трансформировавшиеся

5 через творческую индивидуальность проникновенного лирического поэта и основоположника лирической прозы в мордовской литературе.

Пройдя большую и сложную творческую эволюцию, Н. Эркай явился создателем цельного литературного наследия, которое можно оценить как значительное явление и достижение мордовской литературы. В поэтике его произведений нашли отражение закономерности процессов, формировавших художественную систему мордовской литературы XX века и ее основных составляющих: поэтику жанров, своеобразие лиро-эпического повествования, специфику предметной изобразительности. Отдельные ее элементы содержат в себе несомненные признаки художественного новаторства, творческой индивидуальности автора (это касается и сферы характерологии, и разработки повествовательных форм, и сложной структуры внутренней речи персонажа, и многофункционального использования деталей предметного мира). Все это составляет особенности поэтики Н. Эркая.

В настоящее время существуют различные подходы к осмыслению и определению сущности и специфики изучения поэтики. Среди всех имеющихся определений поэтики наиболее точное, по нашему мнению, дал В. Е. Хализев, указав, что ^этим словом фиксируется определенная грань литературного процесса, а именно - осуществляемые в произведениях установки и принципы отдельных писателей, а также художественных направлений и целых эпох» [199, с. 143].

Многие исследователи внесли огромный вклад в теоретическое обоснование данной проблемы. Самые известные среди них: М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, В.М. Жирмунский, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Б.В. То-машевский [24; 56; 89; 138; 140; 193] и другие. Опираясь на методологические основы их работ, мы попытались выявить систему художественных принципов творчества Н- Эркая, связанных с особой ролью этико-публицистических начал, исключительной активностью и открытостью авторской позиции повествования.

Жанрово-тематическое разнообразие, своеобразная творческая манера стиля и другие особенности прозы Н. Эркая, находясь в русле общего литературного развития Мордовии 1930-1970-х годов, вместе с тем свидетельствуют о творческом освоении писателем художественных возможностей сложившихся традиций.

Начав свою творческую деятельность в конце 1920-х годов с лирики, журналистики и художественно-публицистического жанра очерка, он в начале 1930-х переходит к рассказу, а затем - к повести. Активно участвуя в развитии психологической и лирической прозы, писатель своеобразно подходит к изображению человека, его характера, отражая в большей степени мир его души, разрабатывает наиболее актуальные проблемы своего времени. Значительная роль, которую Н. Эркай сыграл в становлении мордовской литературы, определяет устойчивый интерес к его творчеству со стороны многих видных писателей России. Его стихи и прозу высоко ценили А. Барто, С. Баруздин, С. Михалков, Л. Соболев, А. Твардовский [18; 19; 148; 190; 192] и другие.

Исследования ведущих литературоведов и критиков Мордовии о творчестве Н. Эркая представляют научный интерес, в них литературная деятельность писателя получила высокую оценку, что является весьма важным критерием «знаковости» его имени в истории мордовской литературы.

В период с 1930 по 2000-е годы в литературно-критических изданиях Мордовии вышли статьи А. Алешкина, А. Брыжинского, Л. Васильева, И. Воронина, В. Горбунова, Г. Горбунова, Н. Зиновьева, П. Кириллова, С. Конкина, Ф. Макарова, А. Маскаева, которые привлекают актуальностью поставленных проблем и глубиной исследования различных аспектов творчества маститого художника слова.

Весомый вклад в изучение жизни и творчества Н. Эркая внес мордовский литературовед и критик А. Ф. Алешин, который первым осуществил попытку создания монографической работы о поэте «Эволюция творчества: Поэт Никул Эркай» (1967) [5]. Ограниченная хронологическими рамками,

7 данная работа, к сожалению, не может считаться итоговой. К тому же, основной ее пафос посвящен рассматриванию поэзии Н. Эркая.

Особого внимания заслуживает диссертационное исследование
і П.Д.Казаковой [114], в котором прослеживается творческий путь Никуда

Эркая - поэта и прозаика; отражена литературная атмосфера, в условиях которой проходило его становление и развитие. Но в данном исследовании весьма ощутим идеологизированный подход, что не позволило автору дать объективную всестороннюю оценку эволюции творчества художника через поэтику его произведений.

Однако, несмотря на выход монографии, диссертационной работы, целого ряда обзорных и критических статей, отзывов и рецензий о творчестве Н. Эркая, в современном литературоведении не осуществлен глубокий целостный литературоведческий анализ творческого наследия одного из зачинателей мордовской литературы, не исследовано важнейшее звено творчества Н. Эркая - художественный мир и поэтика его прозы.

Таким образом, актуальность избранной темы диссертационного ис
следования обусловлена недостаточной изученностью творчества писателя в
целом и поэтики его прозы в частности, а также назревшей необходимостью
ф; углубленного и целостного изучения обширного художественного наследия

талантливого мордовского писателя через анализ системы художественных принципов и особенностей прозы в аспекте поэтики и эволюции его художественного мира в связи с общими закономерностями и тенденциями развития литературного процесса XX века.

Целью диссертации является научное исследование системы художе
ственных принципов и особенностей поэтики прозы Н. Эркая как эстетиче
ски состоявшегося явления.
* Для реализации данной цели диссертационного исследования были оп-

ределены следующие задачи:

— раскрыть особенности авторского метода художественного осмысле
ния действительности, механизмы взаимодействия индивидуального творче
ского мышления с общественным сознанием времени;

определить особенности жанра и стиля, основные тематические аспекты и мотивы произведений Н. Эркая, их идейно-художественную проблематику;

проследить роль лирического и эпического начал в воссоздании действительности, художественного мира произведений, ценностной ориентации персонажей;

— обозначить взаимоотношения человека и природы в прозе Н. Эркая
как важнейший элемент его поэтики.

Объектом исследования является творчество Н. Эркая в его эволюционной, эстетической и жанрово-тематической взаимосвязях.

Предметом исследования диссертационной работы стали наиболее яркие прозаические произведения Н. Эркая, выходившие в периодической печати Мордовии, коллективных сборниках Мордовского книжного издательства, центральных издательствах, а также отдельными изданиями, которые способствуют выявлению особенностей поэтики прозы автора. Творчество Н. Эркая анализируется в контексте исследований мордовских и отечественных литературоведов, касающихся рассматриваемых научных проблем.

Теоретико-методологической основой послужили важнейшие достижения отечественного литературоведения. Изучение наследия Н. Эркая связано с современными объективными оценками его творчества в литературной критике и литературоведении. Научно-теоретические положения, выдвинутые известными российскими литературоведами и философами, послужили исследовательской основой при обосновании литературно-художественной концепции Н. Эркая.

В диссертации учтены теоретические и методологические идеи М.М. Бахтина, В.Г. Белинского, В.В. Виноградова, Л.Я. Гинзбург, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Б.В. Томашевского, Ю.Н. Тынянова, В.Е. Хализева,

9 М.Б. Храпченко и других,: а также мордовских литературоведов и критиков А.В. Алешкина, А.Г. Борисова, А.И. Брыжинского, Л.Г. Васильева, В.В. Горбунова, Г.И. Горбунова, Г.С. Девяткина, В.И. Демина, Е.А. Жиндеевой, Н.В. Зиновьева, П.Д. Казаковой, В.М. Макушкина, Н.И. Черапкина, Е.И. Чернова и других.

Основными методами исследования явились описательный, структурно-типологический, сравнительно-исторический, структурно-аналитический и конкретно-исторический, позволяющие исследовать в целостности поэтику Н. Эркая в единстве ее составляющих; использованы аксиологический и культурологический подходы.

Научная новизна работы состоит в том, что данное исследование — первый опыт целостного анализа поэтики прозы Н. Эркая. Диссертация отражает черты личности Н. Эркая-прозаика как мыслителя и художника, выстраивает внутренний процесс художественно-творческой эволюции его литературной деятельности. Кроме того, новизна исследования состоит в том, что в нем подробно рассматриваются особенности поэтики через систему литературных жанров (очерк, рассказ, повесть), художественный мир прозы Н. Эркая, в котором обнаруживается концептуальное единство лирического, публицистического, эпического направлений при безусловном доминировании лиро-эпического начала.

Научно-практическая значимость работы определяется возможностью использования ее теоретических положений, конкретного материала и выводов научного исследования учителями-словесниками при изучении мордовской литературы в национальных общеобразовательных школах; преподавателями вузов при чтении курса лекций, дисциплин по выбору для студентов филологических специальностей; при разработке и составлении учебных и методических пособий и рекомендаций, программ, учебников, хрестоматий, обзоров по мордовской литературе для вузов и общеобразовательных школ, а также для дальнейшего научного освоения исследуемой темы и связанных с ней проблем.

10 Апробация результатов. Материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре литературы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Основные положения и выводы научной работы получили отражение в докладах и сообщениях на научно-практической конференции «Евсевьевские чтения» (Саранск, 2002-2005гг.); на межрегиональной научной конференции «Взаимодействие и взаимовлияние языков и литератур народов Поволжья и Приуралья» (Саранск, 2005 г.); на всероссийской научной конференции «Мордовская филология в контексте национальной культуры» (Саранск, 2006 г.), в тезисах и статьях научных изданий. По материалам исследования опубликовано 8 статей.

Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем диссертационной работы составляет 180 страниц.

Эволюция очеркового жанра в творчестве Н. Эркая

Многогранное творческое наследие Н. Эркая, проявившееся практически во всех жанрах, вошло.в золотой фонд мордовской художественной сокровищницы.

Предпосылки творческого развития писателя следует искать в его биографии, начиная с детских впечатлений. Именно отсюда, из прошлого, позднее будет черпать Н. Эркай многочисленные впечатления, образы и сюжеты для своих произведений. Никул Эркай (настоящая фамилия Иркаев Николай Лазаревич), по праву составляющий гордость мордовской национальной культуры, родился 22 мая 1906 года в селе Курилове Ромодановского района ныне Республики Мордовия. Семья его отца - бедного мордовского крестьянина - была многодетной, и Николаю пришлось рано начать трудовую жизнь. В родном селе прошли детство и юность поэта. Здесь он окончил трехклассную сельскую школу, рано приобщился к книгам, к чтению.

Будущий писатель с юношеских лет стремился участвовать в общест венных событиях и рано понял силу печатного слова. Будучи заведующим избой-читальней в селе Курилово, он стал активным селькором. Окончив первую ступень Пензенской совпартшколы, Н. Эркай работал секретарем Семилейского волкома комсомола, а затем инструктором Саранского укома комсомола.

В 1927 году он окончил Пензенскую совпартшколу II ступени и посту пил учиться во Всесоюзный коммунистический институт журналистики в Москве, где началась его литературная деятельность. Будучи студентом, X) Н. Эркай часто встречался с сотрудниками мордовской центральной газеты «Якстере теште» («Красная звезда»), сблизился с Артуром Моро и Алексеем Лукьяновым, тогда еще начинающими поэтами. В 1929 году на страницах этой газеты были опубликованы два его стихотворения: «Морадо, поэтт» («Пойте, поэты») и «Одов велев сан» («Я снова в деревне»). С этого времени Н. Л. Иркаев активно участвовал в литературной жизни Мордовии.

Биография Н. Эркая - богата и поучительна. Он работал в газете «Як-стере теште», редактором многотиражки Государственного академического Большого театра (г. Москва), вел общественную и редакторскую работу на О.Шпицберген (Норвегия), являлся заместителем редактора газеты «Эрзянь коммуна», а затем стал ее редактором.

В первые дни Великой Отечественной войны Н. Эркай добровольно ушел на фронт, но по состоянию здоровья был вынужден вернуться в тыл, редактировал газету «Эрзянь коммуна», а после войны работал секретарем Правления союза писателей Мордовии, первым редактором журнала «Сурань толт» («Сурские огни»). Богатый жизненный опыт помог писателю в создании глубоко правдивых произведений о судьбах своего народа.

Формирование творчества многих мордовских писателей зачастую повторяет путь зарождения мордовской литературы: от газетных публикаций, очерков и рассказов до повестей, романов. Творческая эволюция Н. Эркая является наглядным тому подтверждением. В начале литературной деятельности писатель часто обращался к жанрам публицистики, писал статьи, зарисовки, очерки, рассказы. Многие из этих произведений увидели свет в сборнике «Корентнэ наксадсть» («Корни сгнили»), изданном в 1932 году в Саранске (вступительное слово написал А. Куторкин).

Наряду с прозой Н. Эркай в 1930-е годы создавал и поэтические произведения. Его стихи впервые вышли отдельным изданием в 1932 году в сборнике «Модась одкстомсь» («Земля обновилась»).

В конце 1930-х годов в мордовской поэзии стало определяться новое явление. Особенность его. заключалась в значительно большей свободе авторского «Я». Усиление лирического начала, окрашенного в светлые, мажорные тона, находит яркое отражение в стихотворениях Н. Эркая этого периода, когда возрастает творческая активность поэта, формируется его индивидуальный стиль.

Подающего большие надежды и уже накопившего определенный творческий опыт литератора в 1934 году приняли в члены Союза писателей СССР. Членский билет ему подписал М. Горький. Это вдохновило мордовского писателя. Во второй половине 1930-х годов он написал много стихов, поэм, рассказов, пробовал свои силы и в крупных жанрах художественной прозы, в создании драматургических произведений. В 1936 году Н. Эркай выпустил отдельным изданием большую лиро-эпическую поэму «Моро Ра-тордо» («Песнь о Раторе»), посвященную борьбе мордовского народа против царского режима. Умело использовав фольклорные мотивы, автор сумел ярко показать в поэме многовековые надежды мордвы на свободную, счастливую жизнь без угнетателей, на равноправие между членами общества, а также борьбу за утверждение на земле этих светлых, положительных начал. Созданный поэтом образ народного борца за правду Ратора — одна из серьезных творческих удач мордовского писателя.

Расширение тематических рамок поэзии Н. Эркая велось в непрерывной связи с поисками героя; овладение большой темой требовало не только обращения к значительным историческим событиям, но и диктовало необходимость создания эпических характеров. Лирическое начало всегда занимало значительное место в творчестве Н. Эркая.

В поэме «Песня о Раторе» расширяется круг наблюдений поэта, проявляется стремление к эпическому освещению действительности. Свободное и любовное обращение к живописному материалу легенд, к героям сказаний, к метафоричности и символике народного вымысла дополняло и расширяло изобразительные возможности поэта. Поэма «Песня о Раторе» свидетельствует об успешных поисках новых форм выражения поэтической мысли в синтезе лирического и эпического, утверждает народный характер творчества писателя.

Лирическая доминанта в новеллистике Н. Эркая

Жанр рассказа в мордовской новеллистике занимает особое место: с него начиналась проза молодой литературы, он явился первой ступенькой, школой для будущих создателей крупных эпических полотен.

Как справедливо отмечает известный мордовский литературовед Г. С. Девяткин, «в его эволюции были взлеты и падения, находки и неудачи; было время, когда рассказ становился ведущим жанром в мордовской литературе; вместе с тем были моменты, когда он играл вторые роли в литературном процессе, не выдерживал давления пограничных жанров - очерка и повести, уходил в них, поглощался ими. Но он всегда был в центре внимания писателей, критиков и читателей, и в целом движение его к идейно-художественной зрелости было все-таки поступательным...» [83, с.202].

И немалая заслуга в этом одного из зачинателей мордовской новеллистики без всякого преувеличения принадлежит Н. Эркаю, который заложил традиции мордовского рассказа, составляющие его национальное своеобразие до сегодняшнего времени. Именно с его подачи одним из устойчивых признаков современной мордовской новеллистики является лиризм.

Лирическая взволнованность повествования передает читателю глубину авторского сопереживания и рождает поток ассоциаций. При этом лирическая малая проза отнюдь не беспроблемна, напротив, она выдвигает на первый план такие проблемы, которые невозможно раскрыть бесстрастно, доверяясь лишь логическому началу и событийно-сюжетной схеме. Поэтизация окружающего мира, трепетное прикосновение к красоте родной природы, прославление разума и души человека отличает лирическую прозу Никуда Эркая. В его рассказах оживает мир людей, живущих большими радостями и заботами.

Герой малой лирической прозы Н. Эркая органически связан со своим народом и составляет его ценнейшую часть, сознание его обогащено нравственными понятиями, уходящими корнями к истокам национального прошлого родного народа, общечеловеческой морали и пропитано идеями действенного гуманизма.

Пристрастие писателя к образам людей нравственно полнокровных, тесно связанных с природой, во многом определяет стилистическое своеобразие произведений, в которых яркий лиризм становится художественным средством воплощения темы. Подчеркнутый лиризм в его произведении -это и дань времени, и результат душевного склада писателя, и признак теснейшей связи с родным фольклором, который с детских лет оказывал благотворное влияние на формирование творческих принципов будущего писателя.

1960-е годы отмечены в мордовской литературе пристальным вниманием к внутреннему миру человека, к его духовному облику, к его сложнейшим взаимосвязям с обществом и с отдельным человеком.

Мордовская литература обязана Н. Эркаю тем, что эти тенденции получили в ней не просто дальнейшее развитие, они привели ее к расцвету.

Дело в том, что уже в ранних произведениях Н. Эркая-писателя субъективное начало, его лирическое «Я» никогда не растворялось в коллективном «Мы». Поэтому накопленный им опыт так обостренно был востребован в 1960-е годы, когда внутренний мир человека стал важнейшим объектом при воспроизведении художественного мира через характер.

Лиризм прозы Н. Эркая воплощен в его произведениях через самые разнообразные приемы: лирический пейзаж, внутренний монолог, лирическое отступление, прямая авторская оценка. Многогранное творческое наследие Н. Эркая, писателя глубоко национального по сути своего творчества, во многом определило особенности и характер мордовского литературного процесса, тенденции дальнейшего его развития.

Один из старейших писателей Мордовии, Н. Эркай обогатил родную литературу новыми представлениями о действительности, темами, проблемами, образами, новыми принципами типизации и художественной выразительности.

Мордовская литература обязана Н. Эркаю и тем, что она интенсивно входит в более тесные отношения обмена духовными ценностями с литературами других братских народов, активно участвуя в равноправном и взаи-мообогащающем диалоге культур.

Современную мордовскую литературу невозможно представить без творчества Н. Эркая, в поэзии и прозе которого нашли выражение общие устремления современной многонациональной литературы. В то же время в произведениях писателя ярко запечатлелись национальные мордовские традиции, а также его творческая индивидуальность своеобразного лирического поэта и основоположника лирической прозы в мордовской литературе.

Талант Никула Эркая весьма многообразен как в жанровом, так и в стилевом отношении. Начиная свой творческий путь с поэзии, впоследствии он обращается к жанрам прозы. Вследствие этого мастерство Н. Эркая-поэта благотворно повлияло на его прозу. Большинство его прозаических произведений пронизаны лиризмом. Он тонко чувствует слово, умеет в нескольких строчках сказать самое главное, самое сокровенное, пронизанное авторским отношением к изображаемому.

Предметная изобразительность в системе воссоздания личности и обстоятельств в прозе Н. Эркая

В настоящее время в литературоведении опора на категорию «художественный мир» представляется особенно актуальной. С одной стороны, этот термин связан с отечественной традицией понимания художественного смысла как целостного и наличного. С другой стороны, «художественный мир», как правило, предполагает рассмотрение всех произведений автора как «единого текста», что связано с представлениями о так называемой «кросс-жанровости» (Ю. М. Лотман, В. Н. Торопов).

Художественный мир при таком представлении определяется уже не только как принцип, но и воплощенность, конструирование и конструкт одновременно, моделирование и модель, синтез статики и динамики, инвариант возможных реализаций символической модели мира не только в данном произведении (тексте), но и во множестве произведений этого ряда.

Вслед за В. Е. Хализевым мы понимаем под художественным миром произведения воспроизведенную в нем посредством слова предметность. «Он включает в себя не только материальные ценности, но и психику, сознание человека, главное же - его самого как душевно-телесное единство. Мир произведения составляет реальность как «вещную, так и «личностную» [199, с.157].

При этом «вещная» реальность служит для того, чтобы глубже, ярче, убедительнее художественно воспроизвести реальность «личностную», которая, как правило, предстаёт в произведении через персонажей. Необходимо отметить, что данный подход художественного осмысления действительности объединен в понятие «мир», т.е. составляет художественную целостность произведения через единство автора, героя и читателя.

«Внутренний мир произведения словесного искусства (литературного или фольклорного) обладает известной художественной цельностью. Отдель 87 ные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом в этом внутреннем мире в некой определенной системе, художественном единстве», - отмечает Д. Лихачев [136, с.74].

Внутренний мир художественного произведения имеет свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система. «Художественный мир» не существует сам по себе. Он зависит от реальности, отражает мир действительности, но то преобразование мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный характер. Преобразование действительности связано с идеей произведения, с теми задачами, которые художник ставит перед собой. Мир художественного произведения - это результат и верного отображения, и активного преобразования действительности.

«Художественный мир», исследуемый методом комплексного подхода в литературе, рассматривается как макросистема. Она ориентирована на автора, традицию текста, реальность и читательское восприятие. В свою очередь, все эти элементы также представляют собой систему, связанную с художественным текстом генетическими, логическими, интуитивными, символическими отношениями.

В предлагаемой главе мы ставим перед собой задачу рассмотреть наиболее крупные единицы словесно-художественного мира прозы Н. Эркая -персонажи, события, компоненты художественной предметности, портреты, факты окружающего людей бытия и другие.

Художественный мир писателя включает в себя, как правило, не только определенный комплекс идей, систему персонажей, взаимоотношений между ними и обстоятельств, в которых они функционируют, но и детальное описание их предметного окружения. Закономерности функционирования предметной сферы чаще всего являются выражением стилевых закономерностей в творчестве писателя, и поэтому изучение их является необходимой задачей анализа его художественной системы. «Предметный мир в литературе - реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени. Художественный предмет несет в себе главные качества изображенного мира; характер вещеориентированности (он сохраняется даже при переводе) не менее, чем слово, и ранее, чем сюжет и герой говорит читающему об индивидуальности автора» [134, с.796].

«Вещная насыщенность ситуаций у разных писателей различна, - отмечает известный исследователь А. П. Чудаков. - Установить, какие предметы оставляет писатель из бесчисленного множества вещей эмпирической действительности, каков критерий этого отбора, какова композиция отобранных предметов и какие эмоционально-смысловые эффекты это создает - все это входит в задачу описания предметного мира писателя» [208, с.35].

Изображение предметного мира, использование его эстетических возможностей играло важную роль на всех этапах развития мордовской литературы. Связь между человеком и окружающей природно-вещественной средой, зависимость между характером и его вещным окружением была вполне осознанно выявлена уже в ранних рассказах Т. А. Раптанова, Д. И. Морского, Ф. М. Чеснокова, 3. Ф. Дорофеева, П. С. Глухова, А. В. Дуняшина, Н. Л. Эркая и других. В их творчестве были художественно осуществлены принципы реалистического изображения предметной сферы, заложены основы объективного воссоздания всего многообразия взаимосвязей духовного и материального мира. Материально-вещественная сфера приобрела в их творчестве художественный интерес как самостоятельная область художественного переосмысления действительности, часть объективного мира и одновременно - как «зеркало» характера, несущее на себе отпечаток личности персонажа, автора, их интересов, вкусов, привычек, основ мироощущения.

Художественное осмысление связей человека с миром природы в прозе Н. Эркая

Основными образами художественного осмысления бытия чаще всего выступают вечные ценности искусства - Человек и Природа. Видимо, поэтому в творчестве Никула Эркая пейзаж приобретает мощное лиро-эпическое звучание, выполняя при этом как важнейшую содержательную, так и композиционную функцию. Он, как правило, задает тон всему повествованию, вбирая в себя отношение автора и героя к окружающей природе, к миру.

В искусствоведении вообще и литературоведении, в частности, существуют различные подходы к пониманию пейзажа.

Ограничимся некоторыми из них, раскрывающими функциональные особенности пейзажа в художественной литературе, в рамках которых и будем освещать поставленную проблему.

«Пейзаж — в литературе - изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, в том числе «городской пейзаж». Пейзаж как таковой выражает эстетическое отношение к воспроизводимому предмету...» [134, с.732]. В. Е. Хализев считает, что «формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения (будь то отдельные возгласы или целые монологи), и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр. pays - страна, местность) - описания широких пространств» [199, с.206].

Функции природоописаний в художественном тексте кратко, но емко освещает литературовед Б. Е. Галанов: «В общем движении повествования пейзажу отводится разнообразная роль - обозначать время и место действия, создать определенное настроение, помочь проявиться существенным чертам в душевной жизни человека. Наконец, в пейзаже и через пейзаж художник выражает свое чувство родины, свою любовь к ней» [59, с. 185]. Общеизвестно, что признанными мастерами такого пейзажа в русской классической литературе явились И. С. Тургенев, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, М. М. Пришвин и другие, природоописания которых перерастают свою изобразительную функцию и становятся своего рода призмой и способом видения мира.

В мордовской литературе продолжателем этих традиций особенно ярко проявил себя один из самобытнейших поэтов, прозаиков и публицистов Заслуженный поэт Мордовии Никул Эркай, в художественном опыте которого интерес к поэтике природоописания играет исключительно важную роль. И хотя масштаб его дарования, видимо, несколько уступает таланту вышеназванных писателей, тем не менее творческие искания писателя в интересующей нас сфере протекали не менее интенсивно, поэтому его художественные открытия представляют вполне закономерный интерес.

Эстетика и символика пейзажа, его назначение в художественном произведении наиболее полно разработана в работах С. М. Соловьева, В. А. Никольского, Г. Б. Курляндской, Е. Н. Купреяновой. Анализируя искусство пейзажа Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, литературоведы и критики ведут разговор не только о многофункционально 100 сти пейзажной живописи в произведениях (антитеза или параллелизм внутреннему состоянию человека, средство художественного освоения его внутреннего мира, способ передачи авторского отношения к изображаемому), но и о приемах изображения природоописаний и их роли в раскрытии мироощущения художников как мастеров слова (поэтика пейзажа).

Опираясь на труды вышеуказанных литературоведов и представителей национального литературоведения (А В. Алешкин, А.И. Брыжинский, В.В. Горбунов, Г.И. Горбунов, Г.С. Девяткин, В.И. Демин, Е.А. Жиндеева, В.М. Макушкин, Н.И. Черапкин и другие), проанализируем особенности изображения пейзажа, его роли в художественной прозе мордовского писателя Никула Эркая.

Приверженность Никула Эркая к реалистическим традициям особенно ярко проявилась в сфере поэтики пейзажа. В его творчестве описаниям природы, воссоздающим фон и среду изображаемых событий, принадлежит весьма важное место. Образы природы Мордовии, воспроизводимые в произведениях Н. Эркая во всех живых и зримых подробностях, составляют значимую часть их художественного пространства. Природный мир как духовно-эстетический феномен органически включается в его художественную систему как на содержательном, так и на формальном уровнях. Художественные функции пейзажа в произведениях писателя весьма многообразны.

Свои первые произведения Н. Эркай создавал под благотворным влиянием родного фольклора и художественного наследия А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого и других выдающихся русских классиков. В связи с этим имеет смысл хотя бы кратко охарактеризовать основные тенденции этого поиска в его вершинных, классических проявлениях.

Похожие диссертации на Поэтика прозы Никула Эркая