Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэзия Османа Хубиева (Проблематика и поэтика) Айсандырова Земфира Алашевна

Поэзия Османа Хубиева (Проблематика и поэтика)
<
Поэзия Османа Хубиева (Проблематика и поэтика) Поэзия Османа Хубиева (Проблематика и поэтика) Поэзия Османа Хубиева (Проблематика и поэтика) Поэзия Османа Хубиева (Проблематика и поэтика) Поэзия Османа Хубиева (Проблематика и поэтика) Поэзия Османа Хубиева (Проблематика и поэтика) Поэзия Османа Хубиева (Проблематика и поэтика) Поэзия Османа Хубиева (Проблематика и поэтика) Поэзия Османа Хубиева (Проблематика и поэтика)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Айсандырова Земфира Алашевна. Поэзия Османа Хубиева (Проблематика и поэтика) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Майкоп, 2004 146 c. РГБ ОД, 61:04-10/946

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Этнофольклорные и литературные истоки карачаевской поэзии ...21

Глава II. Социально-художественная ситуация в карачаевской действительности и особенности становления творчества О. Хубиева 38

2.1. Начало творческого пути поэта

2.2. Воплощение темы Великой Отечественной войны в поэзии Османа Хубиева .

Глава III. Эволюция поэтического творчества О. Хубиева в 50-80-е годы .

Обогащение тематики и поэтики 65

Заключение 119

Список литературы 128

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Литературный процесс с особой силой актуализируется в этапные моменты развития общества и культуры. Исследование современного состояния литературного пространства, в котором важную роль играли процессы становления и развития отдельных национальных литератур народов России, формирование лирических и эпических жанров, их эволюция и поэтика является актуальной задачей современного литературоведения, в том числе и карачаевского.

Карачаевская литература - одна из новописьменных северокавказских литератур - возникла в 20-е годы. За короткий исторический срок она овладела всеми известными жанровыми формами поэзии, прозы, драматургии, сформировалась как эстетическая система и достигла высокого художественного уровня. Как и любая национальная литература Северного Кавказа, карачаевская имеет «своё лицо», обогащается за счет разных литератур и оказывает воздействие на другие в тематическом и поэтическом планах. Непрерывное взаимодействие и взаимообогащение национальных литератур расширяет их творческое движение.

По мысли Б.Г. Реизова: «Национальные литературы живут общей жизнью только потому, что они не похожи одна на другую»1. Художественная структура молодой литературы тесно связана с фольклором, менталитетом народа, другими культурами. Неразрывную связь творческого начала в жизни людей с их национальной причастностью отмечал С.Н. Булгаков и подчеркивал, что каждой культуре с ее самобытными чертами принадлежит роль определенного инструмента, необходимого для полноценного звучания оркестра2.

Согласимся с мнением М.П. Алексеева, что изолированных друг от друга национальных литератур не существует, они взаимно связаны то «общностью своего происхождения, то аналогиями в своей эволюции, то наличием сущест вующих между ними непосредственных взаимоотношений...»1. В свою очередь Л.И. Тимофеев рассматривает национальные литературные взаимосвязи как «взаимодействия, вытекающие из непосредственных реально-исторических от-ношений литератур» . С актуальностью темы связана проблема изучения путей взаимодействия и взаимообогащения национальных литератур.

В качестве основного принципа научных исследований М.Б. Храпченко предлагает изучать ту или иную литературу «в кругу других, соприкасающихся с ней литератур» и, по его мнению, особую важность представляют те литературоведческие исследования, в которых творческие контакты рассматриваются «как фактор внутреннего роста национальных литератур»3.

Проблемы карачаевской литературы рассматривались в трудах по карачаево-балкарскому фольклору и литературе. Автор работы опирается на исследования: А.И. Караевой «О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа» (Черкесск, 1961); «Становление карачаевской литературы» (Черкесск, 1963); Р. Ортабаевой «Карачаево-балкарские народные песни» (Черкесск, 1977); «Роль фольклора в формировании духовной жизни народа» (Черкесск, 1986); П. Балтина «Из истории карачаевской поэзии» (Черкесск, 1961); Л. Егоровой «Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии» (Черкесск, 1968); М.А. Хубиева «Карачаево-балкарские песни советского периода» (Черкесск, 1969); Н.М. Байрамуковой «Поэзия и условная поэтика» (Ставрополь, 1973); А.З. Холаева «Карачаево-балкарский нартский эпос» (Нальчик, 1974); Урусбие-вой Ф. «Карачаево-балкарский фольклор» (Черкесск, 1979); А.И. Алиевой, Л.А. Бекизовой, Р.А-К. Ортабаевой «Роль фольклора в формировании духовной жизни народа» (Черкесск, 1986); Х.Х. Малкондуева «Мифология карачаевцев и балкарцев» // Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Жанр и образ (Черкесск, 1988) и монографические работы, посвященные одной из значительных отрас лей карачаевской литературы - поэзии, ее проблемам, творческому мастерству отдельных карачаевских поэтов: Н. Кагиевой , Р. Ортабаевой , Р. Касаевои , М.Хабичева4, З.Караевой5, Т.Чанкаевой6. Однако изучение творчества карачаевских литераторов не достаточно.

Меняются многие ранее выработанные представления о художниках слова, уточняется литературный процесс, в ином ключе рассматриваются социальные и эстетические факты в эволюции литератур. В полной мере это относится и к поэзии, оценки которой в ряде случаев сохраняются, а во многом требует современного прочтения и переосмысления. Дистанция времени наглядно показала достоинства поэтического слова, недостатки и побудила к более основательному и выверенному научному анализу материала и закономерностей развития поэтических жанров.

Отсюда актуальность темы связана с потребностью изучения современной карачаевской поэзии, ее художественных исканий, традиций, новаторских тенденций и поэтики. Актуальность данного исследования состоит и в рассмотрении эволюции поэтического процесса в свете проблемы преемственности, что дает возможность определить его значение и степень влияния на развитие поэзии в целом и отдельной личности в частности. В последнее время в литературоведении значительное внимание привлекает изучение творчества тех писателей, которые имеют общественно-культурное значение.

Общечеловеческое в духовной жизни народа определяется наличием у него крупных творческих индивидуальностей. Одним из ведущих карачаевских поэтов является Осман Хубиев, творчество которого достигло значительных высот и оказало большое воздействие на развитие литературного процесса. Осмыслить творческий путь Хубиева - поэта — значит расширить и одновременно углубить наши представления о литературной жизни 30-х - 80-х годов XX- сто летия. Без знания наследия О. Хубиева сложный период истории национальной литературы не только многое теряет в своей выразительности, но и выглядит объективно схематичнее.

Поэт и прозаик Осман Хубиев в своем творчестве интерпретировал историю, политику, воссоздал национальный характер. Его творчество отразило целый ряд общих закономерностей и связано с судьбой народа, идеями и конфликтами, характерными эпохе. На литературную арену О. Хубиев взошел во второй половине тридцатых годов, в годы строительства нового строя и активной борьбы на культурном фронте.

Начав с непосредственных откликов на злобу дня, с агитационно-публицистических стихотворений, О. Хубиев скоро почувствовал недостаточность такой художественной позиции. Главной особенностью его поэтики стало слияние социальной проблематики с красочной образностью, обращение к фольклорным истокам. Поэтические произведения автора охватывают события гражданской войны, строительство новой жизни, Великую Отечественную войну, мирный труд, общечеловеческие проблемы. Он занимает особое место в развитии карачаевской литературы в целом и поэзии в частности.

Исследуемому автору А.И. Караева посвятила раздел в «Очерке истории карачаевской литературы» (М., 1966), Н. Кагиева опубликовала очерк творчества «Судьба страны -твоя судьба» (Черкесск, 1973), а также написаны рецензии и критические статьи, в которых рассматриваются отдельные произведения поэта. Имя О. Хубиева упоминается в «Краткой литературной энциклопедии»1, в обзорных статьях «Истории советской многонациональной литературы» , справочниках и т.д.

Творчество О.Хубиева и сегодня является объектом внимания и изучения. Однако до сих пор нет еще концептуальной работы, где подверглись бы разностороннему анализу проблемы, жанры, идеи, образы, художественность поэзии О. Хубиева за весь период его творчества.

Выбор предмета исследования мотивирован тем, что уровень изученности этого автора не может быть признан в настоящее время удовлетворительным в связи с переосмыслением методологической основы литературоведческих исследований, временным расстоянием. Также представляет несомненный интерес изучение как творческой индивидуальности поэта, так и литературного процесса и северокавказского, и «особой литературной общности» (Д. Дю-ришин) - литератур Карачаево-Черкесии, близких по типу своего развития.

Объектом исследования является поэтическое творчество Османа Ахь-яевича Хубиева (1918 - 2001). Используя опыт изучения литератур Северного Кавказа, опираясь на труды исследователей истории карачаевской и балкарской литературы, в диссертации выявляется вклад О. Хубиева в карачаевскую поэзию, в историко-культурный процесс. Материалом исследования в работе послужили поэтические тексты О. Хубиева от ранних произведений до последних публикаций.

Значительностью творческого вклада, который внес Осман Хубиев в родную литературу, в формирование поэтической культуры и жанровой системы, определяется его место в братском содружестве разных по языку деятелей культуры многонациональной Карачаево-Черкесии. Этим определяется актуальность темы предпринятого исследования. Через рассмотрение «первичной общности» (Ч. Гусейнов1) отдельной национальной литературы, взаимодействия национальных литератур на уровне территориально-географическом, лингвистическом и культурно-историческом можно выйти на обобщение в литературном процессе.

Сошлёмся на тезис Г. Гамзатова, что «только сравнение выявляет типологию», которая предполагает, чтобы рассмотрение национальных литературных систем по историко-хронологической вертикали сочеталось со всесторон ним учетом широкой идейно-эстетической общности её по горизонтали современного состояния»1. Всё это дает осмысление процессов взаимосвязи и взаимодействия литератур, их системных общностей.

В диссертации выдвинута система современных оценок, соответствующая новым историческим и литературным материалам, которая также решает вопрос о развитии поэтических поколений и их связях между собой, что в известной мере дополняет современное литературоведение в изучении литературной преемственности, генетических связей различных поэтов и имеет научную значимость.

Исследователи поэзии народов Северного Кавказа (Г. Гамзатов, А.Караева, Л. Бекизова, 3. Толгуров, Ю. Тхагазитов и др.) утверждают и убедительно аргументируют положения о генетическом родстве фольклорных образных систем с различными уровнями национальной авторской поэзии.

Специфические условия развития новописьменной литературы продемонстрировали, что возникновение в ней художественной, субъективно - эмоциональной лирики с ярко выраженным личным началом, отражающим чувственные переживания, должна пройти историческую подготовку. Лирика начинается, когда личный мир поэта - гамма его чувств и переживаний - доходит до такой степени, чтобы выразить себя в словесных образах.

В диссертационной работе предусматривается решение целого ряда актуальных литературоведческих проблем, связанных с процессами развития лирических и лиро - эпических жанров, становления творческой индивидуальности в карачаевской литературе, обогащения поэтики. В работе анализируются лиро-эпические традиции карачаевцев на этическом и эстетическом уровнях, исследуются фольклоризм в поэзии и используемые художественные приемы.

Назрела необходимость изучения процессов этнического национального сознания, определения приемлемых путей развития своей поэтической школы, анализа имеющегося художественного пространства, систематизации функцио нирующих структур в эстетической среде, осмысления специфики поэтической жанровой системы.

Новизна работы. Данная диссертация является монографическим исследованием, в котором системно рассматривается эволюция творчества О.Хубиева, выявляется проблематика, жанровое разнообразие и поэтика, дается сравнительно- типологическая характеристика поэта в контексте национальных литератур.

В диссертационной работе предпринята попытка раскрыть особенности индивидуально-образной системы поэта, жанрово-стилевой эволюции на протяжении его творческого пути. Научная новизна определена новым взглядом на творчество поэта в свете проблемы традиции и новаторства, а также введением нового материала. В работе представлен идейно-тематический и поэтический анализ сборников, ранее не ставших предметом научного исследования: «В пути» (1980), «Родимый край» (1985). Изучение сборников с точки зрения поэтической структуры позволяет по-новому взглянуть на некоторые черты его мастерства, показать своеобразие лирического героя, обнаружить глубинные черты психологического облика поэта.

В диссертацию включен архивный и малоизвестный историко-литературный материал, почерпнутый нами из личных архивов писателей О. Хубиева, А. Суюнчева, А. Малышева Н. Хубиева и др., из журнальной и газетной периодики. К исследованию привлечены эпистолярное наследие и высказывания О. Хубиева, устные воспоминания литераторов, знавших поэта. В работе впервые осуществлена попытка создания библиографии поэтического творчества О. А. Хубиева и литературно - критических материалов о нем.

Такое исследование дает возможность взглянуть на поэтические тексты в русле развития жанров и с учетом специфики литературной жизни, методолого-групповых ориентиров и выхода к собственно- теоретическим постулатам, что позволяет составить представление о путях и принципах формирования художественной эстетической системы.

На материале поэзии предпринята попытка исследования общетеоретических проблем: фольклоризма и мифологизма поэтического творчества, традиций, трансформация лирических и лиро-эпических жанров в ходе их становления и развития, художественные поиски, новаторские тенденции в карачаевской поэзии, взаимосвязей и взаимодействия литератур.

Выдвинутая тема рассмотрена в диссертации в историко-литературном плане с учетом преемственности поэтических традиций и творческих достижений народных поэтов К. Кочкарова, К. Мечиева и И. Семенова, а также зачинателей карачаевской поэзии - И. Каракетова, А. Уртенова прослеживается роль фольклора, оказавшего заметное влияние на развитие жанров поэзии в их национально-самобытной форме. Через традиционные лирические мотивы поэты передают состояние внутреннего мира лирического героя, мир его эмоций, психологическое состояние. В качестве методологической основы исследования находится проблема преемственности традиций, взаимодействия и культурного общения. Особое внимание уделяется современникам поэта - К. Кулиеву, X. Байрамуковой, А. Суюнчеву, Н. Хубиеву, А. Акбаеву и другим. С их именами связаны новаторские искания в карачаевской поэзии и тенденции их дальнейшего развития. Анализ поэзии 60-80-х годов проводится с учетом освоения опыта развитых литератур и в контексте северокавказской. В этой связи в диссертации рассматривается и проблема взаимосвязи и взаимообогащения литератур.

На материале творчества предшествующих карачаевских поэтов прослежен процесс создания развитой жанровой системы: становления лирической песни, исповедальных стихов, баллады, лирической и лиро-эпической поэмы.

Основные методы исследования: сравнительно-типологический, сравнительно-исторический, проблемно-тематический. При рассмотрении процесса становления национальной художественности осуществлен принцип историзма, выявлены общие и типологические закономерности развития жанров поэзии, что позволило показать их генезис, трансформацию формы и художественные обретения. Совмещения историко - литературного и современного теоретического подходов дало возможность получить целостное представление о взглядах О. Хубиева на литературно - общественный процесс, определить и уточнить некоторые важные стороны социально - исторического бытия литературы в один из сложных периодов ее развития.

Основная цель диссертационного исследования - показать эволюцию творчества поэта О. Хубиева, начиная с периода его становления, дальнейшего развития и достижений 80-х гг., выявить на конкретном материале наиболее яркие особенности поэтики художника.

В соответствие с целью были поставлены и определены следующие задачи:

- раскрыть закономерности возникновения, становления и развития карачаевской поэзии в общекультурном контексте;

- рассмотреть с позиции литературоведческой науки связь современной лирики с национально-художественными традициями;

- определить место и роль О. Хубиева в карачаевской поэзии в целом и его значение в обогащении поэтической жанровой системы;

- исследовать на отдельных образцах поэзии О. Хубиева проблемно -содержательные, жанрово-стилевые и поэтические особенности его творчества;

- выявить преобладающие мотивы, характерные средства и приемы;

- определить особенности стиха О.Хубиева;

- установить объективную эволюцию его художественного мира и предложить целостную трактовку творческого наследия поэта;

- обосновать, что современная карачаевская литература сложилась в зрелую и самобытную эстетическую систему.

Для решения задач и уяснения смысловых нюансов, определения эстетических качеств поэтического материала диссертант привлекает немало цитат из текстов произведений, некоторые из них представлены в художественном переводе, а другие в подстрочном изложении.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили работы отечественных литературоведов, критиков, исследовавших литературные жанры как на общероссийском материале, так и на материале национальных литератур, в частности, труды известных ученых М. Алексеева, А. Весе-ловского, В. Виноградова, М. Бахтина, А. Лосева, Д. Лихачёва, Н. Конрада И.Неупокоевой, В. Проппа, М. Храпченко и др. В формировании методологических позиций автора диссертации сыграли роль труды литературоведов Г.Гамзатова, Н. Надъярных, К. Султанова, Г. Ломидзе, Л. Егоровой, А. Гада-гатля, У. Далгат.

В диссертационном исследовании также учтен опыт изучения литератур Северного Кавказа Л. Бекизовой, К. Шаззо, 3. Толгурова, Т. Эфендиевой, М. Кунижева, Р. Мамия, А. Мусукаевой, У. Панеша, А. Схаляхо, Р. Унароковой, А. Хакуашева, Х.Бакова, Ш. Хута, Т. Чамокова, В. Тугова, П. Чекалова и других. Работы карачаевских литературоведов, указанные выше, дают возможность определить тенденции карачаевской поэзии, увидеть динамику жанрово-стилевого развития, определить состояние внутреннего мира лирического героя, а также особенности национального мировидения современной карачаевской поэзии. Кроме того, следует выделить диссертации Х.И. Бакова1, Т.Б. Гур-туевой2, Т.А.Чанкаевой3, С.С. Джанибековой4, 3. С-М. Биджиевой5, А.Ю. Ор-доковой6, и других, в которых рассматриваются поэтические жанры.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что привлеченные к анализу материалы и полученные результаты исследования о жанрах национальной поэзии, формировании нового художественного мышления подготовят условия для создания теоретических работ, обобщающих опыт становления и эволюцию новописьменных литератур.

Выводы и оценки, полученные в результате анализа, расширяют представления о роли и значении поэта, взаимосвязях и этапах развития карачаевской поэзии, о процессе формирования литературно-художественных традиций, вместе с тем показывают методологические подходы, а также методику изучения творчества других писателей.

Большим подспорьем в решении поставленных проблем послужили труды теоретиков и историков литературы, ученых-этнографов и фольклористов, а также литературоведов, исследовавших поэтические жанры в контексте формирования литературно-художественной системы в единых по языку и фольклорным традициям карачаевской и балкарской литературах.

Большое значение в свете поднятой проблемы имеют исследования, посвященные отдельным вопросам изучения жанров карачаево-балкарского фольклора (труды и известия Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института), а также специальные работы, освещающие теоретические аспекты устно-поэтических традиций: Р.А. Ортабаевой «У родника»1, вступительные статьи К. Кулиева к книге стихов К. Мечиева «Огонь очага»2, Б. Лайпанова «Исмаил Семенов» к сборнику стихов И. Семенова3, А. Су-юнчева к книге «Касбот Кочкаров»4.

Характеристика традиционных жанров дается известный фольклористом И.В. Тресковым в работе «Фольклорные связи Северного Кавказа»5, а также в первых статьях ученых, занимающихся проблемой развития жанров карачаев ской и балкарской поэзии, а именно статья П. Балтина, Л. Бекизовои «Литература народов Карачаево — Черкесии»1.

В этой связи сошлёмся на проблемно-тематический труд Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института «Фольклор народов Кара-чаево-Черкесии. Жанр и образ» , в котором опубликованы статьи известных фольклористов М.И. Мижаева, Х.Х. Малкондуева, А.И. Сикалиева, Р.А. Орта-баевой, а также искусствоведов Б.Б. Кардановой, Корчмарского И.М. и других. В работе рассмотрены теоретически значимые статьи А.И. Караевой «Гуманистические традиции в карачаево-балкарской устной поэзии»3 и Л.А. Бекизовои «Средоточие духовного богатства»4. В русле изучаемой темы представляет интерес и статья М.А. Хубиева «Карачаевская народная лирика советского периода»5, в которой обозначена проблема преемственности фольклорных традиций, показано дальнейшее развитие лирических жанров народной поэзии на новом этапе развития литературы.

В диссертации учтены труды: исследование С. Рассадина о К. Кулиеве , книга раздумий о поэтическом творчестве народов Северного Кавказа и Дагестана Н. Калиевой «По тропам времени»7, в которой рассматривается поэзия Р. Гамзатова, Г. Цадаса, Э. Капиева и других, книга философских размышлений К. Кулиева «Так растет и дерево»8. Кайсын Кулиев здесь видит успех поэтического творчества не только в следовании собственно-национальным традициям, айв усвоении опыта развитых литератур мирового художественного опыта. Вот почему для К. Кулиева одинаково важен и опыт К. Мечиева, и опыт Ф. Тютчева.

Анализируя лучшие произведения карачаево-балкарской традиционной художественной культуры, и, в первую очередь, творческое наследие родоначальника нового лирического эпоса, народного поэта К. Мечиева, Кулиев указывает на значение традиционного опыта народа, его философско-нравственные традиции, этические и эстетические представления, воплотившиеся во многих жанрах карачаево-балкарского фольклора, в частности, в эпосе «Нарты», в жанрах народной песни, в нартских изречениях и т.д. «Национальный колорит, с глубоко философским осмыслением времени и высоко художественным мастерством поэта-лирика К. Кулиева, дает возможность увидеть, как растет и развивается древо поэзии карачаевцев и балкарцев, как преломляются в творчестве отдельного поэта этот колорит и национально-поэтическая художественная традиция».

В вышеупомянутой статье П. Балтина и Л. Бекизовой «Литература народов Карачаево-Черкесии» карачаевская литература отмечается как одна из основных литератур народов Карачаево-Черкесии. Авторы, основываясь на близости литератур народов Карачаево-Черкесии по типу своего развития, предприняли попытку характеристики национально-художественных истоков этих литератур, т.е. фольклорных традиций. Исследователи подчеркивают, что в традиционном фольклоре всех народов выражены во многом общие идеалы, единые устремления к добру и свету, надежды на лучшую жизнь. «В седую древность уходит нартскии эпос. Восхитительны по своей художественной силе образы могучего Сосурко, мудрой Сатаней, мужественного Батараза»1.

Авторы в своей статье не проходят мимо сатирических традиций в фольклоре и рассматривают тип мышления, мифологические черты как древнейший способ выражения поэтического и отмечают, что лирический тип устно-поэтических произведений народов Карачаево-Черкесии так же восходит к глубокой древности. Исследователи находят в фольклоре народов Карачаево-Черкесии, во всех его жанрах много общего: «Чем ни древнее по своему проис хождению произведение, тем большее количество схождений — и в области формы, и в области содержания: историческая основа, сюжет, образное строение, - обнаруживается при сопоставлении его с соответствующими фольклорными текстами, записанными у других народов области и вообще - Кавказа»1. В статье подчеркивается мысль о том, что преимущественное развитие в фольклоре получили поэтические жанры алгъыш, состязательные песни и другие. В этой связи следует добавить высказывания А.И. Караевой: «Особое значение при овладении литературным мастерством имели для карачаево-балкарских писателей песенные традиции»2.

Так «художественное мышление народов Карачаево - Черкесии до Октября развивалось в формах устного народного творчества; наиболее значительные его памятники - нартский эпос, бытующий у черкесов, карачаевцев, абазин и ногайские былины. В 20 — е гг. создается письменность на родных языках, появляются первые стихи, очерки, рассказы»3.

Кайсын Кулиев отмечал значение устно-поэтической традиции и для своего творчества, и для развития поэзии в новописьменных литературах карачаевцев и балкарцев: «Горцы Кавказа всегда ценили слово. «Хорошее слово стоит скакуна»,- говорили они. - Они не любят бросать слово на ветер»4. Таким образом, в творчестве поэтов воплощено стремление выразить душу народа, показать его бытие, окружающую природу. Отсюда следует, что поэтические традиции состоят из лирических жанров, эпоса «Нарты», от которых оттолкнулись поэты.

В монографии X. Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии подчеркивается, что «именно в лирике субъективное начало велико, что дает возможность продемонстрировать наглядно вклад поэта в освоение общечеловеческих ценностей. Индивидуальное и национальное видение мира взаимообогащают друг друга, - и далее исследователь продолжает, - Общеизвестно, что жанры исторически устойчивы. Однако их границы, особенно в лирике, не столь прочны. В лирике жанры взаимодействуют в русле индивидуальных поисков, ярких творческих индивидуальностей, таких как Р. Гамзатов, К. Кулиев, А. Кешоков, И. Машбаш и другие,- и приходит к выводу. - Национальное создается через художественный образ. В этом великая роль слова. Слово несет огромный разряд образности. Многие слова выступают в поэтическом языке как символы. В северокавказской поэзии такими словами-символами стали камень, гора, кинжал, конь, всадник и другие» .

Соотношение парадигмы стиля и организации различных уровней рефлексии прослеживается в работах З.Х. Толгурова. Исследователь обращает внимание на то, что «стиль находит конкретное проявление в системе изобразительно-выразительных средств, приемов, ... способах компановки литературных произведений, в их архитектонике»2.

В книгах известного литературоведа К. Шаззо3, а также ряде его статей ставятся проблемы эволюции жанров в адыгейской лирике. В труде У. Панеша «Типологические связи и формирование художественно - эстетического единства адыгских литератур» (Майкоп, 1990) анализируется духовно — эстетические процессы, в которых формировались «новописьменные» литературы и как он справедливо отмечает, что «в наши дни младописьменные литературы достигли высокого уровня художественности» . Этот вывод подтверждается также и опытом развития карачаевской литературы. Автор диссертации имеет в виду и работы А. Тхакушинова «Общественные процессы и их отражение в адыгейской поэзии (опыт социалистического анализа) — Майкоп, 1994, его же «В зеркале социологии» - Майкоп, 1995, исследующие аналитический характер ады гейской поэзии. В статьях М. Кунижева, Т. Чамокова высказаны ценные суждения о характере лирики адыгов. Эти работы помогают ориентироваться в сложном процессе развития национальных литератур.

Обращают на себя внимание работы А. Схаляхо «Идейно- художественное становление адыгейской литературы» (Майкоп, 1998), Н. Шикова «К вопросу об эволюции поэтических форм адыгейского стиха» // Проблемы адыгейской литературы и фольклора (Майкоп, 1998), посвященные вопросам национальной поэзии. Из последних литературоведческих работ о природе поэзии особо подчеркнем монографию Ш.Е. Шаззо «Художественное своеобразие адыгейской поэзии (эволюция, поэтика, стилевые искания») (Майкоп, 2003). В этой теоретической работе автор исследует эволюцию адыгейской поэзии, анализирует поэтические явления, рассматривает яркие творческие индивидуальности, выявляет проблемы ее становления и развития, а также художественные особенности. Методика этого исследования может быть применена для изучения поэзии других литератур.

Диссертант имела в виду монографию Т. Эфендиевой «Кайсын Кулиев»1, в которой исследователь обращает внимание на проблему традиции и новаторства, на роль русской поэтической традиции в формировании нового поэтического мышления и развития творческой индивидуальности. Проблема традиции и новаторства составила один из важнейших аспектов и исследования Т. Гур-туевой2, посвященного новаторским исканиям балкарской лирики конца 50-60-х годов. В этой связи целый пласт карачаевской поэзии, как и творчество поэтов, внесших существенный вклад в развитие жанра, все еще остается вне поля зрения литературоведов.

Ряд ученых ориентируются на основы теории стихосложения, изложенные в трудах В. Жирмунского «Теория стиха» (Л., 1975), Б. Эйхенбаума «О поэзии» (Л., 1959), Л. Тимофеева «Очерки теории и истории русского стиха» (М., 1958), М. Гаспарова «Современный русский стих. Метрика и ритмика» (М., 1974).

В диссертации проанализированы труды северокавказских литературоведов, в которых затрагиваются вопросы национального стихосложения: А. Ха-куашева «Некоторые вопросы стихосложения Али Шогенцукова» // Сборник статей о кабардинской литературе (Нальчик, 1957) , «Кабардинское стихосложение», Т. Чамокова «Об адыгейском стихосложении // Адыгейская философия. Вып. IV (Ростов- на - Дону, 1970), П. Чекалова «Абазинское стихосложение: истоки и становление (Ставрополь, 2000), К. Бауаева «Основы балкарского стихосложения» (Нальчик, 1999), в которых выявляются и классифицируются основные закономерности стихосложения отдельных национальных литератур. Эти работы дают представление о системах стихосложения рассматриваемых литератур, показывают специфические черты и формы, способы образования рифм и т.д. «Выявляя опорные фонологические признаки, каждая система стихосложения упрощает, схематизирует реальные звуковые данные языка» и бесспорно, что стихотворная форма поэзии определяется структурой языка.

Современное литературоведение акцентирует внимание на исследовании формы, смысла и структуры поэтического текста. Понятие «смысл» большей частью трактуется как сюжетно-эмоциональная канва произведения. Согласимся с исследователем М.А. Палкиным, который справедливо заявляет о том, что жанровая форма содержательна и активна: она объединяет и подчиняет себе все компоненты произведения - образы, сюжет, композицию, стилистику, придавая им характерность, свойственную данному жанру2. Назначение лирики - показать внутренний мир человека, раскрыть его чувства, переживания.

Мы согласны с рядом авторов, отмечающих информативную насыщенность поэтической речи, ритм, звуковую сторону и с тем, что «поэтический образ воплощает в себе комплекс переживаний и ощущений, свойственных не только отдельно взятой личности в момент эстетической рефлексии, но, прежде всего - структуризация информации в образе обусловлена определенными свойствами информационно-эстетического пространства в целом»1.

Концепция диссертации основывается на тезисе о том, что формирование жанров, в том числе и поэтических, проходило в карачаевской литературе с опорой на национально-художественные традиции, фольклор и на опыт развитых литератур. В данной работе исследуется на материале поэтического творчества О. Хубиева процесс становления художественного сознания и обретение поэзией новых качеств в ходе развития лирических жанров.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в вузовской практике при чтении лекционных курсов, подготовке практических занятий, на спецкурсах и спецсеминарах, при написании студентами курсовых и дипломных работ, а также преподавателями в средней школе.

Апробация материалов исследования. Диссертация обсуждалась на объединенном заседании кафедры литературы и карачаевской и ногайской филологии Карачаево-Черкесского государственного университета. Основные положения работы изложены в докладах на научно-практических конференциях и в тезисах, статьях по теме исследования.

Структура диссертации соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, в котором наряду с обоснованием темы диссертации дан аналитический обзор литературы по поставленной проблеме, трех глав, заключения и списка литературы.

Этнофольклорные и литературные истоки карачаевской поэзии

Формирование жанров поэзии в литературах Северного Кавказа, становление творческой индивидуальности, мира его художественных образов связаны с национально-художественными традициями каждого народа. В литературоведении сложилась тенденция, что истоки поэтического мировидения любого художника следует искать в национально-художественных традициях мифопо-этической поэзии, где были заложены основы жанра и представления народа о мире и человеке. Ряд исследователей (А.С. Дюмезиль, В. Абаев, Л. Арутюнов, Ю. Тхагазитов) доказали, что литература и фольклор «вытекали» из мифа и обряда - духовно- культурной основы северокавказских народов.

Умар Алиев в очерке «Карачай» отмечает связь первобытного человека и природы1. Обращаясь к поэтической лексике обрядовой поэзии он определяет, что страх перед природными силами (на это указывает и В. Корзун ), порождал фольклорные образы, как Апсаты, эмеген, агъач киши (лесной человек) и т.д. А также рождались и образы, несущие добрые начала: «юй иеси» или «сызгъы-рыучу» (домовой).

Миф дает возможность проследить национальные представления об окружающем мире. В центре сплав основных стихий земли, огня, воды, воздуха. Для определения нравственных воззрений, гуманистических устремлений древних большое значение имеют и такие образы, символы, понятия, которые связаны с делением животного мира на бинарные позиции добра и зла (добрый ворон и вестник несчастья), белая и черная змея, несущие в себе добро и зло. К поэтическим формулам, образам, символам относятся и те образы, которые свидетельствуют о древнем языческом поклонении силам природы: солнцу, луне, звездам. Известен обряд освобождения луны из пасти чудовища Джелмауза (кровожадная людоедка) и по тому, как лежит молодой месяц, определяли, какая будет погода, а по зрачкам ягнят время дня. Бытовала легенда, что она была разорвана на части крылатыми собаками.

Существовал и обожествлялся культ дерева у карачаевцев и балкарцев. К священному Дереву Жизни ходили на поклонение, кусочки клали под углы строящегося дома, сундуки. Космос представляет собой Золотую иву — огромное дерево, которое считали священным. Таким образом почетались деревья, поклонялись камням. Когда рождается человек, на дереве вырастает листок, когда он умирает, листок с него падает. Мифологическое народное сознание проявилось в ряде обрядов, архаических представлений. Подчеркнем, роль и место мифа, как структурообразующего начала в поэзии и прозе карачаевцев и балкарцев велико. Миф представляет собой одухотворенную реальность, которая со временем утрачивала свое познавательное значение. Жанровую форму образует символ, сюжет. Опираясь на элементы мифа, очевидны черты эволюции художественного мышления народа.

В. Корзун - исследователь фольклора народов Кавказа - характеризует древнейшие образцы поэзии мифологического периода как «стихийный коллективизм», порожденный страхом человека перед силами природы и в то же время тесной связью с природой, - вот основная предпосылка появления первого фольклорного жанра, выделившегося из хаоса, страха и непонимания, -магическая песня - заклинание. Это первое обобщение мира первобытным человеком, но уже общественным человеком»1. Вслед за исследователями, мы считаем, что первые способы обобщения мира, особенности поэтики жанра и принципы изображения человека и его сознания лежат в древности.

На смену мифу пришел фольклор, карачаево-балкарский вариант, с разнообразными жанрами: легенды, нартские сказания, сказки, песни, баллады, рассказы (хапарла), пословицы, поговорки, заговоры и притчи, широко представленные в карачаево-балкарском фольклоре. Они в фольклорных жанрах выражали свой духовный мир и на примере художественных образов воспитывали поколения выразителей национальной культуры через лирические песни, сказки, легенды, а также героические, обрядовые, трудовые песни, алгъыши и другие жанры. В трудах исследователей-фольклористов и литературоведов Р.Ортабаевой, А. Караевой, Ф. Урусбиевой подробно охарактеризованы жанры карачаево-балкарского фольклора, что избавляет нас от их классификации.

Ряд исследователей Л. Бекизова, А. Караева, С. Эфендиев, 3. Биджиева сходятся в том, что кавказская природа вырабатывала эстетические вкусы и представления горцев, всегда ощущавших себя естественной частью окружающей природной среды, что формировало и эстетику поведения, подчинение ее законам, определенный быт. Общечеловеческие идеалы в карачаевском фольклоре обретают национально своеобразную форму выражения, выработанную географической средой, особенностями быта горского народа, этикетом. Мудрость и человечность содержатся в традиционных поэтических жанрах карачаевцев, выражены в образной форме с помощью национальной символики.

Одна из актуальных научных проблем - изучение влияния устного поэтического творчества на развитие отдельных национальных литератур, а также наблюдения над проявлением влияния фольклора на сюжет, тон повествования, мотивы, элементы.

Ф.А. Урусбиева подчеркивает, что возникновение жанра вызвано насущной потребностью: «Жанр в фольклоре, в отличие от жанров в литературе /где он сознательно избирается автором из существующего уже художественного арсенала/, складывался и «избирался» первично в процессе жизни и творчества народа»1.

Формированию лиро-эпического художественного сознания карачаевцев и балкарцев способствовал нартский эпос. Эпос о богатырях существует у большинства народов Кавказа и интересно то, что у каждого народа своя версия, которая отличается художественным своеобразием. В сказаниях о нартах «Алауган», «Сатанай-бийче», «Карашауай», легендах «Бийнегер», «Аймуш» и других отразилось поэтическое мировидение народа, его представления о силе, благородстве, красоте. Речевые и портретные характеристики нартских героев содержат меткость и образность. Традиционные поэтические жанры обогащались нартскими сказаниями, многожанровым лирическим эпосом.

Важным истоком карачаевской поэзии была песня. Как писал Кайсын Кулиев: «Горцы всегда слагали песни, пели их на свадьбах и во время обычного застолья, пели пастухи и на пастбищах, путники в дороге, девушки за рукодельем. Не было дня, чтобы в горах не звучала песня»1. В песнях отражались все стороны жизни народа. Это были исторические, героические, бытовые, лирические песни. Песенный жанр в карачаевском фольклоре рассматривается исследователем Р. Ортабаевой, которая сделала вывод о том, что именно в этом жанре наиболее полно и сильно выразился поэтический талант народа» . По ее утверждению к наиболее древним традиционным песням карачаевцев и балкарцев относятся трудовые и обрядовые песни, а также алгъыши.

Начало творческого пути поэта

Основные тенденции развития современной карачаевской литературы связаны с именем Османа Хубиева. Осман Хубиев вступил в литературу в 30-е годы, вслед за первыми карачаевскими литераторами. Именно в этот период начинался процесс становления литератур, ранее находившихся «в стороне от истории» народов, к высшей культуре. Хубиев рано нашел свою художественную манеру. Главной особенностью его поэтики стало слияние социальной проблематики с чувственной, красочной образностью. Его влечет острота гражданской тематики. Принятие нового мира и его идеалов было для Хубиева естественным.

Позже в 50-60-е годы в его творчестве серьезное место начинает занимать художественная проза, но в разносторонней деятельности своей Осман Хубиев по-прежнему отводил поэзии почетное место. В поэзии О. Хубиева наблюдается сплав эпического и лирического. Основная тема творчества поэта и писателя - это любовь и братство, защита Родины, честное и преданное служение Отчизне, тема дружбы, труда, природы. Жизнеутверждающие мотивы его стихотворений передают неиссякаемый оптимизм трудового народа, веру в будущее.

Имя Османа Хубиева занимает важное место в трудах ученых, в литературных энциклопедиях, справочниках и очерках. Исследователи творческого пути О. Хубиева А. Караева, Н. Кагиева «...совершенно справедливо связывают с ним основные тенденции развития молодой карачаевской литературы. Справедливость этого вывода вытекает из самой природы эпического таланта писателя, масштабно охватывающего события, связанные с исторической судьбой родного народа, рассматриваемой в широком контексте судеб народов России»1. Современник и друг - поэт Азамат Суюнчев подчёркивал, что «все произведения, созданные Османом Хубиевым, неразрывно связаны с жизнью родного народа, родной страны»1.

Осман Ахьяевич Хубиев родился 17 февраля 1918 года в старинном карачаевском ауле Верхняя Теберда в семье крестьянина. Этот край прославился белоснежными горными вершинами, быстрыми ручьями и бурлящими водопадами, лугами и лесами. «Это величественная красота даровала будущему художнику монументальность восприятия. Горы обладают незримой способностью учить человека отличать большое от малого, высокое от низменного, прекрасное от безобразного... красоты природы не заслоняют красоты жизни, красоты тружеников города и села»2.

С детства воспитывался под благотворным влиянием фольклора. Поэтичная атмосфера семьи, где было пятеро сыновей, способствовала привитию любви к искусству и культуре, развитию разносторонних талантов, появлению в ней трех литераторов: старшего сына Османа, Магомета и Назира, впоследствии определившие лицо карачаевской литературы. Это редкий случай в истории литературы, когда три брата писатели.

Наставником Османа Хубиева был аульчанин, родственник по материнской линии, известный карачаевский просветитель, автор азбуки на родном языке, Исмаил Акбаев. Писать Хубиев начал с 15 лет. «Я, наверное, не стал бы литератором, если бы еще в детстве и ранней юности не познакомился с произведениями русской классики, советской литературы. «Мои университеты» Горького, «Детство», «Отрочество», «Юность» Толстого, сказки Пушкина, поэмы Лермонтова, романы Достоевского - произведения, которые оставили неизгладимый след в душе... А для творческого человека, к какой бы нации он ни принадлежал, знакомство с такой литературой - непереоценимый опыт, огром-ное и интеллектуальное и личностное обогащение» . «Настоящее писательство - как любовь, - писал В. Боровский в 1910г.-его нельзя укрыть, когда оно волнует душу и толкает к перу, его нельзя вызвать искусственно, в нем нельзя фальшивить без того, чтобы вдумчивый читатель не почувствовал этой фальши и этой искусственности» .

Литературный путь Османа Хубиева начинается с 30-х годов. Первые его стихи появились в начале 1934 года и были помещены в газете «Къызыл-Карачай». Революционный пафос борьбы и энтузиазм строителей социализма захватывает поэта и постепенно начинает составляться специфический мир образов, черты которого определятся к концу 30-х годов. « С первых дней литературной деятельности Осман Хубиев понимал, что писатель не имеет права быть сторонним созерцателем, а обязан наравне со своим читателем строить жизнь, быть в гуще всех событий» . Выступает начинающий литератор также и как публицист: ряд очерков и статей, репортажей посвящает труженикам нового Карачая («На Бичесыне», «Анзорчук»). Он работает корреспондентом в газете «Кызыл Карачай» и ему по долгу службы приходилось часто встречаться с людьми, ездить по краю.

Время обусловило особенности тематики, творческого настроения молодого поэта. Мировосприятие автора, его ощущения и мысли, объективная действительность - материал для его поэзии. Выступая на первом Всесоюзном съезде писателей в 1934 году, А.Сурков говорил: «Не будем забывать, что не за горами то время, когда стихи со страниц толстого журнала должны будут переместиться на страницы фронтовых газет и дивизионных фронтовых многотиражек».3

Первая книга стихов Османа Хубиева вышла в 1936 году4, когда автору исполнилось 18 лет. Сборник «Комсомольские песни» («Комсомол джырла») состоял из четырнадцати стихотворений, они «страстно публицистичны, написаны от чистого сердца», для них характерно песенное начало, четкий боевой ритм, прерывистая интонация. Его волнуют темы социалистической родины, советского патриотизма. В них славится Отчизна, социалистические преобразования. Здесь было немало риторики и декларативности, характерных и для многих национальных литератур этого времени.

Уже юношескими произведениями О. Хубиев заявляет о своей принадлежности к строителям нового общества, о романтической готовности сражаться за его достижения. Лирический герой выступает как молодой гражданин страны Советов, выросший в условиях нового мира. Поэт рисует его высокую идейность, преданность великой родине, народу, партии. В эстетическом плане стихи в основном статичные; созерцательные картины, мелодраматичные ситуации, вычурные образы сочетаются с отдельными строками там, где рождается революционный пафос и национальный характер. При всех удачах этих стихотворений мы не можем не отметить конструктивного их единообразия, контрастной схемы, внешнего подхода к истории.

В первой книге стихов слышится мотив борьбы, готовность молодежи сохранить завоевания. Ориентация на громкость и пафосность в поэзии - общая черта больших и малых литератур 20-х- 30-х годов, всего поколения и поэтому сборник «Комсомольские песни» О. Хубиева был тепло встречен читателями. Говоря об основных чертах поэзии можно только выделить декларативность, описательность и прямолинейность.

Воплощение темы Великой Отечественной войны в поэзии Османа Хубиева

Великая Отечественная война - самая большая по своему размаху и последствиям, оставила глубокий след в сознании всего человечества. Эта война стала решающим испытанием для народа. В годы Великой Отечественной войны наиболее глубоко и ярко проявилась нравственная сила литературы. Находясь на переднем крае борьбы за жизнь, активно пропагандируя ненависть к врагу, отражая звериную натуру фашизма, литераторы сыграли огромную роль в приближении победы нашего народа. Наряду со всеми на защиту Отечества встали с оружием в руках поэты и писатели нашей страны. Горьковские слова выразили мысли поколения литераторов 40-х годов: « И если вспыхнет война против того класса, силами которого я живу и работаю, я тоже пойду рядовым бойцом в его армию»1. Созвучны с этими словами стихи народного поэта Ка-рачая Касбота Кочкарова, который в предвоенные годы в столетнем возрасте в стихотворении « Моя Родина» отмечал:

И если над Родиной тучи пройдут, Враги на Отчизну мою нападут Призывную песню Касбот запоет, И с нею в последнюю битву пойдет. Писатели и поэты всех народов приняли активное участие в борьбе против фашизма. Двумя оружиями - штыком и пером боролись против фашистских захватчиков литераторы нашей страны. Если штыком разило врага на поле боя, перо вдохновляло воинов, вселяло в их сердца мужество и уверенность, горячее слово поэта звало на подвиг во имя мира.

Более трети состава членов Союза писателей многонационального советского государства разделили судьбу своих народов, каждый третий погиб на фронте. За участие в боях за освобождение Родины около 500 писателей награждены орденами и медалями, восемнадцать - удостоены высокого звания Героя Советского Союза1. В том, что творческий подвиг в суровые годы войны неотделим от ратного свидетельствует трагическая судьба поэта-героя Мусы Джалиля, стихи которого на весь мир звучали в фашистских застенках.

Высоко оценил творческую деятельность литераторов страны Мартин Андерсен Нексе, сказав, что «...они сражаются и идут впереди войска, воодушев-ляя его на победу» . Советские писатели не просто боролись с жестоким врагом, но и стремились стать, по выражению А. Толстого, «каменщиком крепости невидимой, крепости души народной»3.

« Родина - безгранично разнообразная и богатая тема», - справедливо утверждают многие авторы, ибо в войну произошло новое открытие Родины. Чувство любви к Родине стало в годину её испытаний чрезвычайно обостренным и представление о ней как бы «опредметилось, приобрело большую конкретность». Чувство « открытия» Родины отчётливо выражено в стихотворениях К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Родина», М. Исаковского - «Есть во Всходском районе...», « Где ж вы, где вы, очи карие » Д.Кедрина — «Завет», «Весь край этот» милый навеки...» и др. Во многих стихотворениях Родину олицетворяют детали природы родных поэту мест. Для Анны Ахматовой Родина - это «русская речь, великое русское слово». Почти все поэты обращаются к событиям истории России, воскрешая героические страницы прошлого. В изображении героя войны усилилось внимание к народным, национальным чертам характера.

Литература развивалась в экстремальных исторических условиях и продолжала лучшие традиции прошлого, являла пример единения народов, творческих связей. Защита общей Родины, обостренное смертельной опасностью чувство братского единства всех народов способствовало и выплеску патриотических и интернациональных настроений, и обращение нерусских писателей к русскому языку. Важное значение приобрел русский язык для национальных писателей. По-русски писал еще до войны Э. Капиев, в годы войны Т. Керашев, А. Кешоков, К. Кулиев писали кроме своих родных и на русском языке - это позволяло обращаться к многомиллионному читателю.

Немалый вклад в дело победы внесли и новописьменные литературы Северного Кавказа. Грозные события войны во многом нарушили процесс развития молодых национальных литератур, резко изменили тематический и жанровый состав. В 1941 году карачаевские поэты выпустили книгу «Вперед, за Родину!» («Ата джурт ючюн алгъа!»)1.

Военная тематика обогатила лирические и лиро-эпические жанры поэзии во многих северокавказских литературах. В самом начале Великой Отечественной войны кабардинский поэт Али Шогенцуков написал стихотворение «Призыв» и сам сразу же хотел вступить в бой с врагами, но по пути на фронт в 1941г. он попал в плен и умер в концлагере. Ведомые чувством долга ушли на фронт и писатели - адыги - А. Кешоков, А. Шортанов, А. Шомахов, Адам Шогенцуков, А. Ханфенов и другие, адыгеец Хусей Андрухаев в двадцать один год погиб на войне и посмертно стал Героем Советского Союза (позже его подвиг вдохновлял поэтов, которые посвящали ему стихи — А. Ханфенов, И. Машбаш).

Отдали жизнь за Родину дагестанцы А. Салаватов, М. Стальский (сын ашура Сулеймана Стальского), В. Митарев, М. Дадашев, Б. Магомедов, М. Эфендиев, Р. Динмагомаев и др. Скончался в госпитале Э. Капиев, добровольно ушедший на фронт. Каждый из них мог бы продолжить страницу истории своих национальных литератур, их имена сохранены в памяти народа. Фронтовыми дорогами прошли балкарцы К. Кулиев, К. Отаров, дагестанцы А.. В. Сулей-манов, М. Бахишев, С.Абдулаев и др.

А. Кешоков в годы войны - редактор армейской газеты. Он выступает в качестве публициста на русском и кабардинском языках и одновременно как поэт. Отметим, что выпуск в свет первого сборника стихов А. Кешокова совпал с началом войны. Стихи его патриотичны, в них присутствует национальный колорит, традиционные поэтические символы - атрибуты кавказской экзотики (горы, конь, кинжал и т. д.). Редактировал дивизионную газету и карачаевский журналист Хусей Тохчуков.

Вышли на смертный бой с фашистскими захватчиками и карачаевские писатели и поэты: Исса Каракотов, Магомет Урусов, Тохтар Барлаков, Даут Бай-кулов, Хасан Бостанов и переводчик Василий Торопецкий, они пали смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной. Имя поэта Иссы Карако-това, одного из основоположников карачаевской литературы, занесено навечно в список эскадрона, в составе которого он воевал.

Участниками Великой Отечественной войны были писатели Карачаево-Черкесии: Хусин Гашоков, Абдулах Охтов, Мухадин Ахметов, Алим Ханфе-нов, Абул - Керим Байкулов, Хамид Жиров, Писарби Цеков, Кеккез Коркма-зов, Азрет и Ханафи Эбзеевы, Фазиль Абдулжалилов, Халимат Байрамукова, Азамат Суюнчев, переводчик Гервасий Орловский и другие.

Заметим, что об активных участниках Великой Отечественной войны О. Хубиев в послевоенные годы написал 18 очерков1: о карачаевцах - писателе Дауте Байкулове, поэтах Магомете Урусове, Иссе Каракотове, Тохтаре Борла-кове; черкесских писателях Хусине Гашокове, Абдулахе Охтове, ногайском прозаике Фазиле Абдулжалилове, а также балкарских поэтах Кериме Отарове, Кайсыне Кулиеве и др.

Эволюция поэтического творчества О. Хубиева в 50-80-е годы

Современность обновила поэзию всей страны новым пафосом, новыми темами и конфликтами, обогатила ее реалистическими сюжетами, давала огромную жизнеутверждающую энергию, ставила задачу выработать новый эстетический и психологический подход к многообразию жизненного материала. Мастера слова стремились к воплощению действительности в период расширения культурно-исторического и художественного горизонта.

Писатели синтезировали в художественной форме этапы истории страны, осмысливали жизненный материал в новой перспективе, раскрывали связи между прошлым и настоящим. Перед поэзией ставятся требования - изображать современника во всей психологической глубине, зримо представить самые различные картины действительности и размах народной жизни. В поэзии обострилось внимание к нравственному облику человека. Этот период отмечен лирикой мастеров советской поэзии, таких как Н. Асеев, Б. Пастернак, А.Ахматова, А. Твардовский, Н. Заболоцкий, А. Прокофьев и молодых поэтов А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, также получила широкую известность поэзия Р. Гамзатова, Д. Кугультинова, К. Кулиева.

В тяжелых условиях работали северокавказские писатели, формируя, развивая или обновляя новописьменную поэзию на родном языке. Им приходилось обходить цензуру, создавая идеологические штампы (и в содержании и в форме), они старались показать психологию, душу народа, его духовные завоевания, несмотря на то, что к его наследию был строжайший партийно-идеологический подход. Послевоенная поэзия вплотную столкнулась вновь с тенденциями 20-х годов: вульгарным социологизмом, жестким партийным руководством литературным процессом, которые тормозили развитие художественной мысли. Во многих национальных литературах возникали и развивались одинаковые тенденции. Так в адыгейской литературе нелегкая доля выпала на таких поэтов, как Ахмед Хатков, Цуг Теучеж, Ибрагим Цей, Мурат Па-ранук, Аскер Евтых. Как отмечает исследователь Ш. Шаззо: «Появившиеся в войну и в первые послевоенные годы молодые поэты— Киримизе Жанэ, Сафер Яхутль, Аскер Гадагатль — сразу оказались под давлением идеологической эстетики... Поэзия превращалась в сплошной безжизненный механизм бесплодия или «рождающий» мертвые тела — декларации, лозунги, оды и панегирики в честь вождя и социалистической нови»1.

Такие же проблемы возникали и в литературах соседних республик и областей, но большие художники — яркие индивидуальности - перешагивают это. Широкого художественного мышления достигают А. Кешоков, Р. Гамзатов, К. Кулиев, к этому уровню шли упорно И. Машбаш, 3. Тхагазитов, Х.Байрамукова, О. Хубиев. В сложной ситуации взаимодействия традиций был путь поступательного и осознанного осмысления сложных процессов эпохи и духовных исканий. Писатели жили со своим народом, деля общую его судьбу и его прошлое, настоящее и будущее. Высокий художественный уровень, масштабность поэзии Кайсына Кулиева отразились на творчестве многих поэтов Северного Кавказа. Свобода самовыражения художника, отражение жизни во всем многообразии явлений характерны и творчеству О.Хубиева.

«Интенсивно развивается Карачаево-Черкесская литература в послевоенное время. Видное место занимают писатели Ф. Абдулжалилов, X. Байрамукова, Х.Гашоков, О. Хубиев, А. Охтов, П. Цеков, К. Джегутанов, А. Ханфенов, С. Хатуов, С. Капаев, Б. Тхайцухов, М. Чикатуев» . И Халимат Байрамукова в своем творчестве изображает разные грани своего современника, рассказывает о его проблемах, идеалах. В ее лирике ощутим оптимизм, радость жизни. Поэты своим творчеством показали силу и возможности освободившегося из идеологической опеки художественного слова и, опираясь на традиции, обогатили содержание лирики. Одним за другим выходят сборники стихов абазинских писателей К.Джегутанова «Тебя пою, отчизна» (1956), П.Цекова «Подвиг комсомольца» (1958), Б.Тхайцукова «Искра любви» (1958), Дж. Лагучева «На берегу Кубани» (1958), М.Чикатуева «Беру апхардцу» (1958). Поэты обращались к общественно-политическим темам, включаются и любовные и пейзажные стихи. Общий тон поэзии типологически близкий карачаевской поэзии этих лет.

Творчество Османа Хубиева обнаруживает приметы, характерные для большинства поэтов. Пережив внешнее увлечение пафосом строительства социализма, они «вживались» в эпоху и разными путями шли к созданию образа современника, нередко обращаясь к истории для осмысления масштабов перемен, произошедших в жизни страны. Тяжело, трудно было ежедневно бороться за полноценное слово, но несмотря на это, они значительно продвинули поэтическое развитие в национальных литературах, разнообразили и оживили поэзию, создали немало произведений с высоким и ярким художественным уровнем.

Исследователи карачаевской и балкарской литератур, духовное развитие которых было прервано на многие годы, рассматривают 1957 год как год возрождения культуры карачаевцев и балкарцев, как год восстановления прерванного литературного процесса, возвращения в единое русло историко-литературного развития народов многонационального Советского Союза.

Сошлемся на «Историю советской многонациональной литературы»: «Общую картину развития карачаевской литературы второй половины 50-х-начала 60-х определило творчество поэтов, вступивших в литературу еще в 30-е годы - Османа Хубиева и Халимат Байрамуковой. Формируется и новое поколение карачаевских писателей. В литературу вступают Азамат Суюнчев, Назир Хубиев, Д. Кубанов, Азрет Семенов, Бергер Батчаев, Хусей Джаубаев и многие другие»1.

Поэтическая биография О. Хубиева продолжается. Осман Хубиев заявляет серьёзные социальные темы, находя в них значительную нравственно- эстетическую глубину. О. Хубиев хочет свои лирические произведения донести до широкой читательской аудитории, отдает свои стихи для переводов на русский язык, тесно сотрудничает с переводчиком Гервасием Орловским, который владел карачаевским языком. Так в 1958г. Г. Орловский перевел стихотворение О. Хубиева «Жизнь»:

Похожие диссертации на Поэзия Османа Хубиева (Проблематика и поэтика)