Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Природа как объект художественного осмысления (на материале украинской советской прозы 1917-1980 гг.) Шаповалова Эмма Алексеевна

Природа как объект художественного осмысления (на материале украинской советской прозы 1917-1980 гг.)
<
Природа как объект художественного осмысления (на материале украинской советской прозы 1917-1980 гг.) Природа как объект художественного осмысления (на материале украинской советской прозы 1917-1980 гг.) Природа как объект художественного осмысления (на материале украинской советской прозы 1917-1980 гг.) Природа как объект художественного осмысления (на материале украинской советской прозы 1917-1980 гг.) Природа как объект художественного осмысления (на материале украинской советской прозы 1917-1980 гг.) Природа как объект художественного осмысления (на материале украинской советской прозы 1917-1980 гг.) Природа как объект художественного осмысления (на материале украинской советской прозы 1917-1980 гг.) Природа как объект художественного осмысления (на материале украинской советской прозы 1917-1980 гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шаповалова Эмма Алексеевна. Природа как объект художественного осмысления (на материале украинской советской прозы 1917-1980 гг.) : ил РГБ ОД 61:85-10/918

Содержание к диссертации

Введение 3-19

Глава I.ПРИРОДА КАК ОБЪЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ В

ПРОЗЕ І9І7-І934ГГ. 20-46

Глава П.ШМЗАЖ - МЕРА ВРЕМЕНИ И ВШИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА 46-III

I раздел. Пейзаж в прозе 1935-1940 гг. . . . 46-59

П раздел. Социальный и эстетический аспект

отношения к природе в прозе периода

войны /I94I-I945/ 59-78

Ш раздел. Человек,природа и творческий труд

в послевоенной прозе/1946-1958/ . . 78-III

Глава Ш .ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА - НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСШІ ПРОГРЕСС
И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПРОЗЕ НА ЭКО
ЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ ЭПОХИ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА.
/1959-1980/ II2-I56

Выводы 157-164

Библиография 165-179

Введение к работе

Актуальность темы. Тема "человек и природа" в литературе относится к вечным категориям эстетического познания и отражения действительности. Но каждая эпоха порождает новую концепцию эстетического и художественного осмысления взаимосвязи человека и природы. На современном этапе всемирной истории проблема "человек и природа" стала злободневной, остросоциальной, глобальной, многоаспектной. Это проблема и политическая, потому что связана с сохранением жизни на Земле, с борьбой за разоружение и мир на всей планете, это проблема и идеологическая, так как отношение человека к природе определяется уровнем развития общественного сознания, "история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" /1,2,с.16/. Это также научная, народнохозяйственная, экономическая проблема бережливого и рационального использования природных богатств, и, может быть,самая главная - это морально-этическая,психолого-педагогическая, нравственно-эстетическая проблема формирования ленинского отношения к природе, коммунистического воспитания гармонически развитой личности. Природа в современном понятии - это не только условие жизни, производительного труда,кладовая огромных материальных богатств, но и основа жизни, источник нравственных и эстетических ценностей.

В эпоху НТР наблюдается процес "эстетической стыковки природоведения /научного понимания природы/ с человековедением /искусством, художественной интерпретацией природы/. Теперь даже от имени естествознания говорят именно о духовных ресурсах природы, о творчески благотворном их влиянии на человека" /11,49, с. 191,172/. Вопросы, связанные с экологическими проблемами, и в жизни,и в литературе с каждым днем приобретают все большую актуальность и остроту. Об этом свидетельствуют решения и постановленияИККПСС,между- _ 4 - тгародннхг организаций ~в области охраны природы, Европейского совещания по охране т>кружаще! т5рвда,ХХХУ сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г., на которой было обсуждено советское предложение об исторической: ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений/1,24,25,26,27,28,29,30/.

Проблемы развития экологической науки подняты на самый высокий уровень - до решений съезда. И это закономерно, ибо только в СССР вопросы охраны и рационального использования ресурсов природной среды,экологического воспитания возведены в ранг общенародной и государственной деятельности. ХХУІ съезд КПСС в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года"предусмотрел необходимость прогресса фундаментальных исследований биосферы, "...повышения эффективности мероприятий в области охраны окружающей среды", а также необходимость развития экологии /1,20,0.147/.

Основы разумного природопользования были заложены в нашей стране В.И.Лениным еще в первые годы Советской власти. Личная ответственность каждого человека за нынешнее и будущее матери-природы стала конституционным требованием Основного Закона СССР.Статья 67 гласит: "Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства" /1,16, с.25/. Ленинские идеи охраны окружающей среды нашли свое отражение и реальное воплощение в политике Коммунистической партии Советского Союза, в деятельности Советского госу -дарства. Забота о природе глубоко осмыслена и практически начертана в положениях Программы КПСС, в решениях ХХІУ, ЗХУ, ХХУІ съездов КПСС, постановлениях Верховного Совета СССР /1972, 1975, 1980/, Верховного Совета УССР/1978/. Это одно из доказательств актуальности и важности проблемы сбережения природы,приумножения духовного богатства советского человека на современном этапе. Если проследить эволюцию взаимодействия природы,человека и общества на всех исторических этапах, то можно увидеть опреде -ленную закономерность и обусловленность актуальности данной проблемы в эпоху развитого социализма.

Природа в современном понятии уже имеет не только региональное значение. "Если совсем недавно воздух, вода, животные, казалось, безраздельно принадлежат в определенных границах отдельным государствам, то теперь стало ясно, что природа в целом принадлежит всему человечеству", - к такому выводу приходит Н.Н.Вер-зилин/ П, 12, с.213/.

В начале исторического этапа стихийные силы природы угрожали человеку. И человек, как разумное существо, защищаясь от сил природы, вступал в противоречие, в борьбу с окружающей средой за свое существование. Первый этап взаимодействия природы и общества характеризуется пассивным приспособлением человека к природной среде. С развитием научно-технического прогресса изменилось соотношение сил природы и человека. В.И.Вернадский, создавший учение о биосфере, указывал, что "человечество,взятое в целом, становится мощной геологической силой" /П,13,с.328/, которая покоряет природу, истребляя ее ресурсы,Теперь человек стал угрожать окружающей его природе, угрожать самому существованию биосферы, в том числе своему собственному. Величественное сооружение природного мира оказалось хрупким существом, которое находится в опасности от последствий и усиливающегося потребительского воздействия человека на природу. Если второй этап характеризовался лишь существенными изменениями в природной среде, то в эпоху капитализма хищническое отношение к природе привело к реальной угрозе экологического кризиса. В ряде регионов земного шара возникли и возникают кризисные экологические ситуации. В связи с интенсивным развитием науки и техники обострились противоречия природы и общества.

В работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в чело- века" Ф.Энгельс предупреждал: "... не будем, однако, обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали,но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значения первых..." /1,3,с.495-486/.

Проблему изображения взаимоотношений человека и природы в литературе мы рассматриваем как производную проблемы "человек, природа и общество", потому что характер изображения природы в литературе детерминируется взглядом на природу общественного человека. Вот почему глобальная и общегосударственная актуальность проблемы "человек, щштхша и общество" непосредственно связана с темой нашего исследования "Природа как объект художественного осмысления" .

Во второй половине XX века взаимодействие природы и общества "приобретает принципиально новые черты, вступает в новый, высший этап своего развития. На смену стихийному, естественноисториче -скому процессу приходит сознательная и планомерная организация воздействия общества на природу" /Л,17, с.67/.

Прийти к уровню гармонического единства человека, природы и общества, к осознанному пониманию роли природы и места человека в ней невозможно без целенаправленного природоохранительного просвещения, в системе которого литературе и искусству принадлежит ведущая роль, ибо экологическое воспитание невозможно без морального и эмоционального формирования любви к природе. В сборнике "Проблемы природоохранного образования и воспитания /1,28/под-черкивается актуальность избранной проблемы.

Международный симпозиум на тему "Писатель, общество, природа",который состоялся в Молдавии;беседы писателей и критиков за круглым столом о роли литературы и искусства в воспитании береж- _ 7 - ного отношения к богатствам нашей Родины /П, 26,32/; Всесоюзное совещание по философским вопросам современного естествознания, на котором рассматривались многообразные аспекты взаимосвязей человека, общества и природы в условиях НТР, особенности нынешней экологической ситуации и пути ее улучшения /1,30/; массовое появление в последнее десятилетие остросоциальных произведений многонациональной советской литературы, где природа является не просто средством изображения, а главным объектом художественного осмысления действительности /В.Астафьев "Царь-рыба", С.Залыгин "Комиссия", В.Распутин "Прощание с Матерой", Ч.Айтматов "Белый пароход", ВДогвиненко "Росава", МЛабашшский "Лебединая сага" и др./* широкое внимание к проблемам изображения природы в публикациях ученых, литературоведов и критиков /Л.Новиченко, А.Бармин, В.Рома-ненко, Я.Эльсберг, Н.Мазепа, В.Карпенко и др./ подтверждают актуальность избранной проблемы исследования /П,38,6,49,82,36,28, 29/.

Литература, как своеобразный барометр общественной жизни,показывает эволюционный путь общественного сознания человека в отношении к природе, способствует формированию коммунистической сознательности, активной жизненной позиции по отношению к природе, формирует эстетический идеал, марксистско-ленинское поншлание диалектики природы, обогащает духовный мир человека. Исследование этой проблемы имеет особую значимость: оно поможет читателю глубже осознать единство человека и природы, поможет формированию человеческой" ответственности за судьбы природы, потому что не при -рода диктует нормы поведения, а уровень развития общественной сознательности человека, эстетического чувства природы обусловливает его отношение к окружающей среде.

Человек будет понимать и охранять природу в практике социалистического строительства, если он научится видеть красоту, чув- ствовать и любить природу. Художественная литература формирует у читателя эстетическое чувство природы, чувство любви к ней. "Никакие учебные курсы по вопросам экологии, - указывают А.Б.Щербо, Д.Н.Джола, - не помогут, если с детства не сформировать у человека чувство любви к природе. Именно это чувство должно быть основой, стержнем нашего отношения к природе" /И,81, с.89/.М.Каган, Б.Романенко утверждают, что отношение к природе определяется уровнем развития в человеке чувства прекрасного, эстетического чувства природы.

Литература - средство художественного познания и осмысления действительности, в том числе и роли природы в обществе, средство воспитания эстетического отношения к природе. Если человек научится еще со школьной скамьи, со страниц поэзии и прозы пони -мать, видеть красоту и чувствовать прелесть природы, то в практике социалистического строительства он будет проявлять активную жизненную позицию в борьбе за сохранение, преобразование и приумножение богатств родного края. Вот еще почему важно и литературоведческое исследование эволюции эстетического отношения человека к природе. Ибо исследование содержания и формы изображения природы в литературе в эволюционном плане дает возможность более глубоко проникнуть и раскрыть идеологическую сущность изучаемого вопроса, развитие образного сознания в литературе, исследовать своеобразие форм изображения и выражения отношения к ней в зависимости от эпохи, авторской позиции писателя, специфики метода социалистического реализма.

Изучение проблемы "Природа как объект художественного осмысления" актуально и в том плане, что может дать некоторые ответы на дискуссионные вопросы в литературоведении: - Не устарел ли пейзаж как действенное средство характеристики героя? /И,18/

Не вышел ли пейзаж из моды в современном романе как анахронизм? /її, 18/

Действительно ли исчезает пейзаж? /II ,41/

Назад к природе?Вперед к природе./11,32/.

Актуальна проблема и в том плане, что осмысление изображения природы в литературе с позиции марксистско-ленинской философии и эстетики противостоит буржуазной идеологии.буржуазному абстрактному гуманизму. Буржуазная пропаганда стремится подменить социальные противоречия империализма экологическими, оправдать гонку вооружений и подготовку к войне утверждениями о фатальной неизбеж -ности катастрофы, обреченности природы и человечества от перенаселения. Вот почему изучение проблемы "Человек - природа - НТР",как в жизни, так и в литературе, стало одним из важнейших аспектов острой борьбы с буржуазной идеологией. А это один из злободневных вопросов современности, на что указывается в постановлении июнь -ского Пленума ЦК КПСС 1983 года "Актуальные вопросы идеологиче -ской, массово-политической работы партии" /1,22/.

Объект исследования.Материалом для исследования проблемы "Природа как объект художественного осмысления" является украинская советская проза больших и малых форм трех этапов развития: І9І7-І934 /литература периода борьбы за победу социализма в СССР, развития и утверждения социалистического реализма/;

I935-IS58 /литература периода победы социализма в СССР и дальнейшего утверждения социалистического реализма/;

1959-1980 /литература периода развитого социалистического общества и нового этапа в развитии социалистического реализма/.

Работа не претендует на исчерпывающий анализ всех произведений эпической формы. В материалах исследования репрезентированы в основном произведения классиков украинской советской прозы, ставшие хрестоматийными,выдержавшие испытание временем, и сов- ременная проза, посвященная проблемам защиты природы, экологического воспитания личности.

Для анализа избрана проза А.Головко, Григория Косынки,Ю.Яновского, П.Панча, Ивана Ле, Я.Баша, Б.Василевской,А.Довженко,0.Гончара, М.Стельмаха, Остапа Вишни, И.Цюпы,. МЛабанивского.В.Логви-ненко,М.Зарудного, И.Григурко, Е.Гуцало и других. Исследуем в избранном аспекте более 80 произведений.

Критерием отбора произведений для анализа послужили и такие особенности прозы: степень насыщенности произведения пейзажами / в соответствии с мировоззрением и творческой манерой писателя, выбором физически пространственного и временного объекта изображения/; использование природы не столько как средства словесно-предметной изобразительности, сколько как формы и содержания социально-эстетического освоения действительности; новаторство авторской позиции и взгляда на природу на определенном этапе исторического развития.

Для сопоставления и обобщения фактического материала, научных положений украинская советская проза рассматривается как неотъемлемая часть многонациональной советской литературы социалистического реализма, единого литературного процесса, в непрерывной связи с традициями дооктябрьской литературы, с учетом жанровых особенностей поэзии и прозы.

История вопроса.Исследованию проблемы изображения природы в литературе посвящено немало работ. Можно выделить несколько направлений в литературоведческом анализе пейзажей в прове и поэзии многонациональной литературы.

Наиболее многочисленная группа публикаций, посвященная раскрытию идейно-художественных особенностей, роли и значения пейзажа в творчестве отдельных авторов. И.Р.Семенчук исследует роль и - II - функции пейзажа в творчестве О.Гончара /11,57,58/, в творчестве М.Стельмаха /11,59/, В.Романенко пишет об эстетической сущности пейзажа в творчестве К.Паустовского /11,50/, Ф.Пустовал - в прозе М.Коцюбинского /11,44/. В этой группе работ молшо выделить еще две подгруппы: исследование природы в творчестве писателей дооктябрьского периода и эпохи социализма. С одной стороны - это статьи П.Волынского /ПД5/, М.Рудницкого /П,55/, Ф.Пустовой /П,44/, с другой - И.Бажинова /П,5/, Г.Белой /ИДО/, Е.Шпилевой /П,77/.

В монографиях, где исследуется творчество отдельных писателей, литературоведы раскрывают в системе анализа художественного произведения роль пейзажа как средства художественной изобразительности, как особенность стиля, указывают на роль и функции пейзажа в раскрытии психологии героя, архитектонике произведения.

В последнее время литературоведческая наука пополнилась рядом работ, в которых осмысливается диалектическая взаимосвязь человека и природы, человека, природы и общества. Среди них можно выделить монографии и публикации "Своеобразие пейзажа в эпопее XX века" А.В.Бармина /П,6/, "Социализм - человек - природа как поэтическая тема советской литературы" Л.Н.Новиченко /Л,38/, "Литература - природа - культура" Я.Э.Эльсберга /П,82/, "Чувство природы и искусство" В.Романенко /П,49/, "Литература и природа" С.Залыгина /П,25/, "Действительно ли исчезает пейзаж?" А.Онышко /П,41/,"Тема человек и природа в современной литературе" И.Бажинова /П,4/,"Природа - общество - эстетика" Г.Фридлендера/П,64/ и др.

Один из аспектов интерпретации природы в современной литературе связан с нравственной проблемой формирования гармонически развитой личности, формирования чувства любви и бережного отношения к природе. Это статьи В.Карпенко "Природа и нравственность в современной советской романистике" /11,28,29,30/, Н.ИЛерной "Нравственно-философский аспект темы "человек и природа" и условная об- разность" /11,71/. Литературоведение пополнилось монографическим исследованием В.Карпенко "Источник жизни и красоты. Проблема природы, человека, нравственности в современной советской прозе"/!!, 30/. Автор монографии подчерішвает, что "проблема осознания места и роли человека в природе, исследование его духовного мира в эпоху научно-технической революции, вопрос сбережения окружающей среды выдвигается в художественном сознании на одно из первых мест" /П,30, с.33/.

В эпоху развитого социализма литературоведы все чаще трактуют пейзаж в художественном произведении как мировоззренческое понятие. А.Онншко утверждает, что "пейзаж в литературе - некая грань нашего мировосприятия, мироощущения" /П,41, с.160/. А.В.Бармин подчеркивает, что "пейзаж-все более и более рассматривается как одна из форм выражения миропонимания, а не как нечто дополнительное к художественным особенностям" /II,6,с.16/. Л.Новиченко доказывает, что художественный образ природы в искусстве нашего времени глубоко связан не только с выражением авторской позиции,авторским мироощущением действительности, но "глубоко связан с общими мировоззренческими проблемами, с движением истории и борьбой идей" /11,38, с.234/. Интересную особенность в нашей современной литературе подметил С.Залыгин: "Традиционный русский "охотничий" рассказ, рассказ интимный и глубоко личный, если так можно выразиться, рассказ отдохновения, нынче приобрел смысл остросоциальный" /П,25,с.171/.

Действительно, пейзаж в художественном произведении - это не только средство художественного изображения, лирической инструментовки. "В описаниях природы целая система отношений человека и природа, человека и общества, стройная концепция, по которой можно судить о смысле жизни в понимании писателя" /П,14,с.117/.

Прослеживаются в литературоведении еще две точки зрения на - ІЗ - роль природы в литературе: как выражение образного сознания субъекта и как изображение уровня развития эстетического чувства природы на определенном этапе развития. Например, К.П.Фролова исследует эволюцию образного сознания на материале украинской совет -ской лирики, в том числе и пейзажной, в книге "Развитие образного сознания в украинской советской лирике" /И,67/. В.Романенко понятие образного'сознания в литературе соотносит с формированием у человека эстетического чувства природы. В.Романенко утверждает: "Если вообще отсутствует такое научное понятие - исторически объективная эстетическая значимость непрерывно развивающегося человеческого чувства природы, - если нет такого понятия,то в лучшем случае исследователь обречен скользить ао поверхности фактов, не давая им никакого объяснения, в худшем - он дает им ложную интерпретацию" /П,49,с.182/.

Чувство природы - понятие социальное, является результатом исторического развития общества. Чувство природы " в опыте всего человечества развивается и осознается нами как социально обусловленный результат промышленных, научно-технических, культурных.мировоззренческих сдвигов" /И,49, с.174/. Прошли тысячелетия, пока у, человека выработался человеческий вкус к природе, человеческое чувство природы.

В.Романенко указывает,что эволюция литературного пейзажа,тот громадный скачок, который совершил пейзаж, начиная от прозы Пушкина и до прозы наших дней, можно до-настоящему объяснить "только приняв во внимание непрерывное обогащение нашего эстетического чувства природы" /П,49, с.174/. А.Онышко пишет, что "пейзаж в литературе - частица нашего эстетического опыта" /П,41,с.160/.А.Белецкий подчеркивает,что мир живой и мертвой природы мы познаем при помощи наших пяти чувств, что выразительность пейзажа в литературе создается не столько "цветовыми эпитетами и аналогичными мета- форами, сколько соединением зрительного впечатления с другими,связанными у нас с неопределенными предметами" /П,7,с.201/.

Целесообразно отметить, что упомянутые аспекты исследования лишь поставлены как проблемы в литературоведении и рассматриваются на конкретном материале многонациональной советской литературы только на отдельных этапах литературного процесса. Целостное исследование пейзажа в историческом развитии находим в работе К.П.Фроловой /П,67/, в очерках М.Тараненко /П,63/, М.Рыльского /11,53/. Проблема изображения природы как объекта художественного осмысления на материале украинской советской прозы трех этапов развития социалистического реализма в данной диссертации ставится впервые.

Термин пейзаж и понятие, с ним связанное, заимствован литературоведением у живописи и графики. Пейзаж /typ.poysQCje от рош - местность, страна/ - это, читаем в"Словаре литературоведческих терминов",в литературном произведении картина природы, то есть описание разных местностей на земле, картин моря и неба, а также видов городов и сел . Понятие пейзаж и картины природы в литературоведческой лексике синонимичны. Например, в "Основах теории литературы" Л.И.Тимофеева читаем: "Рисуя человека, писа -тель вводит картины природы /пейзаж/..." /И,62, с.156/, или: "Он рисует пейзаж /дает картину природы/" /П,62,с.226/.

В современном литературоведении понятие природа интерпретируется не только как художественный образ природы, средство художественного изображения, но и как "самостоятельная тема взаимоотношений между человеком и природой, обществом и природой /П, 38, с.231/.

Основная идея и цель работы. Учитывая достижения и опыт ли -тературоведческой науки по вопросам изображения природы в литературе, ставим перед собой .щпь .. исследовать на материале украин- ской советской прозы: эволюцию изображения природы как объекта художественного осмысления на протяжении трех этапов развития литературы социалистического реализма; исторический путь развития эстетического чувства природы, образного сознания в отношении к природе в украинской советской прозе.

В диссертации ставится задача исследовать: типологические особенности изображения природы как объекта художественного осмысления; выражение взаимоотношений человека, природы и общества в украинской советской прозе на протшкении трех этапов развития литературы /І9І7-І934/, /1935-1958/, /1959-1980/ гг.; определить исторически конкретную, социальную значимость пейзажа, его эстетическую художественную функцию, обосновать причины изменения концепций природы в украинской советской прозе, обосновать появление и развитие прозы на экологическую тему, ее значение на современном этапе формирования экологического сознания.

Научная новизна состоит в том, что прослеживаются изменения концепции природы на таком значительном отрезке литературного процесса /І9І7-І980/ на материале украинской советской прозы.

В работе исследуется и обосновывается, как в зависимости от конкретно-исторических условий, советского образа жизни, эстетического опыта народа, авторской позиции изменяется социальная значимость и художественная форма пейзажа в эпосе, как развивается и изменяется идеал отношения человека к природе.

В диссертации в историческом развитии раскрывается проблема охраны природы, взаимосвязи человека - природы - научно-технического прогресса и советского образа жизни.

Новым является и то, что. природа в украинском эпосе рас -матривается как одна из форм художественного осмысления и выражения социальных проблем эпохи, авторского миропонимания действительности путем проблемно-тематического.лообразного, композиционного и структурно-стилевого анализа текста .

Методологической основой исследования являются положения о партийности, народности и классовости литературы, содержащиеся в трудах классиков марксизма-ленинизма, в программных документах партии. Исходным пунктом в анализе.природы как объекта художественного осмысления служат учения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.ИЛенина о роли природы, о единстве человека, природы и общества /I, 1-32/.

В настоящей работе исследование изображения природы как одной из форм выражения злободневных проблем эпохи осуществляется на основе ленинской теории познания и ленинской теории отражения, с точки зрения основных положений марксистско-ленинской эстетики и философии.

Методологической основой анализа литературы есть учение К.Маркса о закономерности экономического и духовного развития человечества, их взаимодействии и взаимовлиянии. К.Маркс писал: "Если само материальное производство не брать в его специфической исторической форме,.то невозможно понять характерные особенности соответствующего ему духовного производства и взаимодействия обеих" /1,4, с.262/. Это говорит о необходимости социально-исторического подхода к явлениям литературы, позволяет обнаружить объективную сущность изображения природы в литературе и ее обусловленность социальной действительностью, историческим развитием.

Метод исследования

Эти методологические принципы легли в основу метода исследования диссертации- историко-сравнительного, учитывающего социально-ис- торический подход к литературе, позволяющего рассматривать каждое литературное явление как единое целое, в его генетических и функциональных связях. Методика исследования пейзажа состоит в том, что в каждом отдельном случае дается краткая характеристика общественной действительности, порождающей социальное и художественное осмысление природы. Рассматривается эстетический идеал отношения к природе, авторская позиция каждого прозаика, изучаются субъектные формы выражения авторского понимания природы путем проблемно-тематического, пообразного, композиционного и структурно-стилевого анализа текста. При исследовании концепции природы в украинской советской прозе учитывается взаимосвязь литературоведения с достижениями в данном аспекте в философии, эстетике, социальной психологии, науке о природе. Сущность социальной и художественной значимости картин природы определяется путем синхронно-диахронного анализа отдельного пейзажа в единстве со всем контекстом, макроанализа и микроанализа текста, единства социального и эстетического анализа изображения явлений природы и художествен -ных средств выражения.

Такой подход дает возможность определить гносеологические аспекты пейзажа, его эстетическую функцию и социальную роль в реалистическом отображении действительности.

Социологический аспект исследования мотивируем актуальностью данного метода на современном этапе развития литературного процесса и литературной критики.

Б свое время актуальность данного метода исследования подчеркивал А.В.Луначарский: "Социологическое изучение искусства является главным стержнем, без которого все другие подходы, все другие построения в области искусствоведения распадаются" /Луначарский А.В. Вопросы социологии музыки.- І.Д927, с.106/. Об этом свидетельствует утверждение и доктора филологических наук Е.Шпилевой: "В литературоведении и критике ведущую роль начинают играть социологические методы исследования художественного творчества" /П,76, с.75/.

Публикации Я.Эльсберга /Актуальные задачи исследования современной литературы. - М.,1967/,Ю.Суровцева /К проблеме социологического изучения искусства. - Вопросы философии, 1975, J6 3/,К.Стариковой /Социологический аспект сельской прозы. - Вопросы литературы, 1972, № 7/ подтверждают актуальность избранного метода исследования проблемы "Природа как объект художественного осмысления". Выбор метода исследования, который сочетает социальный и эстетический подход к анализу художественного произведения, и пейзажа в частности, мотивируем и тем, что природа в современном литературоведении рассматривается не столько как средство и функция художественного изображения, сколько как содержание и форма внражеїшя авторского миропонимания и философского осмысления социальных проблем эпохи, природа трактуется как единство материального и духовного богатства человека, потому что пейзаж в литературе всегда окрашен эмоционально и социально.

Реализация работы.Некоторые аспекты исследования проблемы "Природа как объект художественного осмысления", а именно: формирование эстетического идеала, эстетического чувства природы, анализ художественного произведения в единстве формы и содержания апробированы и внедрены в практику педагогической работы.

Опыт работы диссертанта по проблеме "Формирование эстетического идеала средствами художественного слова" был изучен Областным институтом усовершенствования квалификации учителей, Министерством просвещения УССР, был заслушан и одобрен на общем заседании Программно-методического управления Министерства просвеще -ния УССР и сектора методики литературы НИИ педагогики УССР.

Педагогический опыт распространяется и внедряется в практику работы учителей республики. Новомосковским методическим кабинетом оформлен плакат из опыта работы "В мире красоты и добра", Днепропетровским областным институтом усовершенствования квалификации учителей издан буклет "Формируя эстетический идеал", в журнале "Українська мова та література в школі" JG 6, 1980 г. опубликована статья П.М.Яковенко "Формирование морально-эстетического идеала средствами художественного слова" об опыте работы автора диссертации.

Разработаны и изданы в помощь учителям методические рекомендации по формированию у учащихся ленинского отношения к природе средствами художественного слова, составлена программа курса "Охрана природы", которая используется кафедрой украинской литературы Днепропетровского университета. Пропагандируется опыт работы на педчтениях, курсах переподготовки учителей, семинарах-практикумах, теоретических конференциях, в педагогической прессе.

Результаты исследования могут быть использованы при чтении курса истории украинской литературы в вузах, в работе факультативов, спецкурсов и спецсеминаров по теме "Человек и природа в украинской советской литературе" и т.д.

Диссертация может быть применена для написания методических пособий и рекомендаций по вопросам анализа пейзажа в художественном произведении, воспитании ленинского отношения к природе.

Материалы диссертации могут быть использованы в природоохранительном просвещении, в лекционной пропаганде, учебно-педагогической и воспитательной работе по проблемам морально-эстетического воспитания, формирования экологического сознания средствами художественного слова.

Похожие диссертации на Природа как объект художественного осмысления (на материале украинской советской прозы 1917-1980 гг.)