Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова "Буранный полустанок", Ю. Бондарева "Выбор", Н. Думбадзе "Закон вечности") Славина Валентина Александровна

Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова
<
Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Славина Валентина Александровна. Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова "Буранный полустанок", Ю. Бондарева "Выбор", Н. Думбадзе "Закон вечности") : ил РГБ ОД 61:85-10/777

Содержание к диссертации

Введение

I ГЛАВА. Теоретические аспекты проблемы гуманизма.

І. У истоков гуманизма советской литературы (горьковские традиции гуманизма). 18-41

2. Проблема гуманизма в современном литературо ведении и критике. 42-63

П ГЛАВА. Художественное воплощение гуманизма в произведениях современной советской литературы.

I. Гуманистический смысл нравственных исканий современного положительного героя. 69-130

2. Гуманизм и проблема войны и мира в современной литературе. I3I-I52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153-157

ЛИТЕРАТУРА 158-172

Введение к работе

Совершенствование развитого социализма органически связано с формированием нового человека, который является не только важнейшей целью коммунистического строительства, но и непременным его условием. В этой партийной оценке места и роли человека раскрывается глубокая гуманистическая природа социалистического общества. Познать и прославить ее художественными средствами и тем самым способствовать коммунистическому воспитанию советских людей - непреходящая задача нашей литературы.

Каким образом советская литература решает эту задачу? Какие проблемы сегодня выходят на первый план, что волнует ее прежде всего?

Г.М.Марков в докладе на УП съезде писателей СССР, раскрывая задачи, поставленные партией перед работниками литературы и искусства, выделил следующее положение из Отчетного доклада ЦК КПСС ХХУІ съезду: "Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства - это и есть подлинная народность, подлинная партийность о искусства". Утверждение гуманистических идеалов ставится партией в один ряд с такими важнейшими чертами советского искусства и литературы, как народность и партийность.

Чем полнее развитой социализм проявляет свою гуманистическую сущность, тем ярче она высвечивается в современной

1. См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г., М.: Политиздат, 1983, с. 27; 0 реформе обще образовательной и профессиональной школы. Сб.документов и материалов. М.: Политиздат, 1984, с. 37.

2. Г.М.Марков. Советская литература в борьбе за коммунизм и ее задачи в свете решений ХХУІ съезда КПСС. УП съезд писа телей. Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1983, с. 8. советской литературе, философско-гуманистический пафос которой ^сегодня не может отрицать никто. / Увидеть и раскрыть человеческое в человеке, показать процесс борьбы и победу над злом, противопоставить идеалы мира философии войны, - эти вечные вопросы являются сутью творчества целой плеяды ведущих советских писателей. Писатели продолжают гуманистические традиции А.М.Горького, который говорил: "Человек есть вселенная, и да здравствует вовеки он, чносящий в себе весь мир". / Гуманизм социалистической действителвьности это не абстрактное человеколюбие: он всегда предполагает конкретно-историческую личность во всем богатстве ее жизненных проявлений и стремлений. "Человек - это мир ч е Л 0- р века, государство, общество", - писал К.Маркс. Именно такого человека пытается увидеть и понять современная литература как художественное отражение и освоение социалистической действительности. Проблема взаимоотношения личности, общества, природы, выражая сложные и противоречивые вопросы становления человека, его нравственные искания и философское постижение смысла жизни, с наибольшей полнотой постигается сегодня советской литературой. Все это показывает, насколько актуальны вопросы осмысления проблемы гуманизма в советской лите-\ратуре и критике. Актуальность этой проблемы связана также с обострившейся идеаологической борьбой в современном мире. Наши

А.М.Горький. Рождение человека. М.: Современник, 1982, с. I.

К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1, с. 414. идеологические противники пытаются представить литературу социалистического реализма как некую схему, лишенную подлинно гуманистического содержания, как иллюстрацию "казарменного" коммунизма, где человек выступает послушным "винтиком" безликой государственной машины или прямолинейным парадным героем, лишенным противоречий и являющимся оракулом ходульных истин и лозунгов. Полным опровержением этого является не только реальная жизнь в условиях социалистического общества со своими конфликтами и противоречиями, но и литература, отражающая жизнь этого общества, создавшая только за последние десятилетия целую галерею героев - носителей высоких гражданских качеств, непримиримых к недостаткам, думающих о судьбах мира, неповторимых в своей творческой индивидуальности. Как подчеркивалось на ХХУІ съезде партии, "различны герои таких произведений - бригадир строителей и председатель колхоза, железнодорожный рабочий и офицер, летчик и крупный ученый. Но в каждом из них читатели, зрители находят созвучие собственным мыслям и переживаниям, видят воплощение лучших черт советско- « 2 го характера". / Проблема гуманизма в литературе в последнее время вызывает к себе пристальный интерес со стороны эстетиков, литературоведов, критиков, самих писателей. В этом интересе видно стремление разобраться в тех новых чертах, которые рождает жизнь реального социализма и познает современная советская \ литература. / Наиболее крупными исследователями проблемы гуманизма в литературе являются М.Храпченко, Б.Сучков, Д.Марков, В.Дмит-

См.: А.Беляев. Идеологическая борьба и литература. М.: Советский писатель, Itjg2.

Материалы ХХУІ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с. 62. - б - риев, Ф.Кузнецов, А.Метченко, Г.Ломидзе, А.Дементьев, Л.Ершов и др. Эти авторы рассматривают проблему гуманизма в различных аспектах, наиболее типичными среди которых являются идейно-теоретический и историко-литературный. Часть авторов рассматривает проблему социалистического гуманизма в соотношении с гуманизмом несоциалистической литературы, вступает в спор с буржуазными теоретиками проблем гуманизма. Другие пытаются раскрыть проблему гуманизма через соотношение ее с методом социалистического реализма, видя в гуманизме обогащение теории литературы, рассматривая гуманизм как принцип и категорию метода.

Некоторые исследователи рассматривают проблему гуманизма с точки зрения процесса становления советской литературы в различные периоды ее развития и проводят исследования гуманизма отдельных писателей.

1. Н.Шамота. О гуманизме, о свободе. Проблемы литературы социа листического реализма. М.: Художественная литература, 1978.

В.Д.Днепров. Литература и нравственный опыт человека. М.: Советский писатель. 1970.

З.С.Кедрина. Главное - человек. Некоторые черты современного реализма. М.: Советский писатель. 1972.

И.Голик. Гуманизм - реальный, действенный. В кн.: Актуальные проблемы теории литератры и искусства. М.: Мысль, 1972.

Е.Книпович. В защиту жинни. М.: Советский писатель, 1958.

2. Б.Сучков. Действенность искусства. Литературно-критические статьи. М.: Советский писатель. 1978.

Д.Марков. Проблемы теории социалистического реализма. М.: Художественная литература, 1978.

В.Дмитриев. Гуманизм советской литературы. Современные искания. М.: Мысль, 1980.

3. А.Дементьев. Статьи о советской литературе. М.: Художест венная литература. 1983.

В.Петелин. Гуманизм Шолохова. М.: Советский писатель, 1965. _ 7 -

Интерес в плане исследования гуманизма представляют коллективные монографии. Подробнее остановимся на двух: "Доро-гой правды, дорогой гуманизма"^ и "Гуманистический пафос советской литературы". В этих работах рассматриваются проблемы художественной литературы развитого социализма. В монографии "Дорогой правды, дорогой гуманизма" прослеживается развитие концепции человека, личности в литературе (прозе, поэзии, драматургии). Авторы статей отмечают гуманистическую суть искусства, связывают ее с интернационализмом и патриотизмом литературы (Л.Якименко, Г.Ломидзе). В других статьях отмечается стремление современной литературы к "философскому, мировоззренческому освоению действительности", причем, как центральную, например, Ф.Кузнецов выделяет проблему духовных и нравственных ценностей, духовного бытия человека и общества" Ф.Кузнецов призывает литераторов утверждать "гуманистическую ліравду века".

В связи с этим см.работы: Гуманизм и современная литература. М.: АН СССР, 1963; Социалистический реализм и художественное развитие человечества. М.: Наука, 1966; Новый человек - новый гуманизм. М.: Мысль, 1969; Актуальные проблемы теории литературы и искусства. М.: Мысль, І972; Проблемы нравственного воспитания личности в современной советской литературе. М.: Мысль,1979.

Дорогой правды, дорогой гуманизма.(Проблемы художественной литературы развитого социализма). М.:Худож. литература,1978.

Гуманистический пафос советской литератры. М.: Наука, 1982.

Ф.Кузнецов. Гуманистическая правда века. В кн.: Дорогой правды, дорогой гуманизма, с. 50.

Там же, с. 51.

Там же, с. 90.

В связи с упоминанием статьи Ф.Кузнецова в книге "Дорогой правды, дорогой гуманизма" необходимо сказать, что многие работы этого автора посвящены гуманистическому аспекту нравственных исканий современной советской литературы. См.Ф.Кузнецов. Живой источник.М.Московский рабочий,1977; За все в ответе.М.:Сов.писатель,1978; Размышления о нравтвечности. М.*,1979; Задача нравственного воспитания. В кн.:Проблемы нравственного воспитания личности в современной советской литературе; С веком наравне. М.:Моск.раб.,1981; Главный вопрос современности. "Литературное обозрение",.1984,№ I и др. / Наиболее глубоко и разносторонне проблема гуманизма во многих аспектах (теоретическом, историческом, художественно-эстетическом) раскрывается в монографии "Гуманистический пафос советской литературы". Здесь представлено философское обоснование гуманизма в советской эстетике, воплощение его в художественном опыте литературы. Проблема гуманизма проходит через все статьи сборника независимо от того, что является объектом исследования: литературный процесс вообще или гумашзм отдельных писателей, таких как Горький, Шолохов в контексте \современной советской и мировой литературы.

Поскольку проблема гуманизма в современном литературоведении исследуется нами в I главе диссертации, остановимся только на наиболее значительных работах последних лет. К таким исследованиям относится книга Б. Сучкова "Действенность искусства!1 в которой автор, разделяя идею Б.Ргорикова "Ь необходимости создания целостной философии социалистической культуры, поставив в центр вопрос о гуманизме", говорит, что "высшей формой гуманизма является социалистический гуманизм, опирающийся на идеи коммунизма, ведущий действенную борьбу за переустройство обще-ства, за благо трудящихся масс".

Интересны высказывания Б.Сучкова о гуманизме в творчестве А.М.Горького, о понимании писателем революционного характера гуманизма: "Проблема гуманизма была главной в творчестве основоположника социалистического реализма, - пишет Б.Сучков, -ибо Горький, предощущая возникновение новых общественных отно-

В.Новиков. Смелый поиск. Вопросы литературы, 1982, № 10, с. 220.

Б.Сучков. Действенность искусства. М.: Советский писатель, 1978, с. 181. шений, понимал, что новая социальная система, которая сменит умирающую, старую, приведет к коренному изменению характера взаимоотношений между людьми.

Горький осознавал, что новый, социалистический гуманизм должен быть воинствующим, революционным гуманизмом. Горький презирал, и вполне заслуженно, тот гуманизм жалости, который характерен для современной мелкобуржуазной литературы Запада.

Проблемы социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне рассматривает в своей книге "Человек и война" А.Бочаров. В этой работе он дает определение социалистического гуманизма - "целостного марксистско-ленинского учения о человеке как высшей ценности в мире, о его месте, роли и назначении в жизни, о социальных условиях гармонического развития каждой личности,всех членов общества". Гуманистическая проблематика, по мнению А.Бочарова, неотрывно взаимосвязанная "с категориями народности, партийности, художественной правды, позволяет видеть и специфику и общезначимость идейно-художественных принципов советской литературы, их место в современной Идеологу гической борьбе и духовных поисках человечества".

В других работах А.Бочарова, исследующих концепцию личности в современной советской литературе, автор рассматривает проблему гуманизма применительно к конкретным произведениям современных советских писателей.

Нельзя не сказать и о работах таких видных советских исследователей проблемы гуманизма, как М.Храпченко и Д.Марков, .

Б.Сучков. Действенность искусства. М.: Советский писатель, 1978, с. 182.

А.Бочаров. Человек и война. М.: Советский писатель, 1978, с. 27.

Там же, с. 14. рассматривающих эту проблему под углом зрения развития и совершенствования метода социалистического реализма, соотношения общих мировоззренческих идей писателя и художественного творчества, новых черт социалистической действительности, фиксируемых советской литературой. "...Советская литература, как подлинно зрелая литература, - пишет М.Б.Храпченко, - не только исследует действительность, открываяв ней ранее неизвестное, но неизменно утверждает новые начала жизни, новые отношения между людьми". Одним из таких начал нашей жизни и является гуманизм, нашедший свое плодотворное выражение в литературе.

Много внимания изучению гуманизма в советской многонациональной литературе уделяет Г.Ломидзе, который считает, что изучение "проблемы гуманизма, человечности, доброты следует иссле-довать исторически конкретно", а также Ч.Гусейнов.

Представляют интерес статьи А.Дементьева, посвященные Горькому и теме "Революция и гуманизм". Здесь же нужно отметить работы А.Овчаренко, связанные с изучением творчества Горь-кого. В его работах на конкретно-историческом материале показывается значение горьковских традиций гуманизма для советской литературы. Интересны исследования А.Овчаренко в изучении проб-

1. М.Храпченко. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М,: Художественная литература, 1977. .Марков. Системное единство социалистического реализма, опросы литературы, 1983, № I.

Г.Ломидзе. Чувство великой общности. М.: Советский писатель, 1978.

Ч.Гусейнов. Нравственные конфликты в современной советской литературе. (Сб. Методологические проблемы современной литературной критики. М.:Мысль, 1976;) Формы общности советской многонациональной литературы. М.: Мысль, 1978.

А.Дементьев. Статьи о советской литературе. М.: Художественная литература, 1983.

А.Овчаренко. Публицистика Горького. М.:Советский писатель, 1965; А.М.Горький и литературные искания XX столетия. М.,1982. - II - лемы человека и ее художественного решения на конкретных произведениях современной советской литературы.

Фундаментальным исследованием общечеловеческого в литера-туре является работа Г.И.Куницына. В книге, не лишенной спорных моментов, комплексно рассматриваются философско-эстетичес-кие и литературоведческие вопросы, непосредственно связанные с проблемой гуманизма. Общечеловеческое, по мнению автора, выражает в классовом обществе социально-эстетический и художественный прогресс в развитии того или иного класса и личности, движение общества к свободе во всех ее гуманистических проявлениях; общечеловеческое - "это истина, добро, красота в их социально-конкретном выражении".

Наиболее значительной работой, посвященной гуманизму советской литературы, является исследование В.Дмитриева, который как бы подводит определенные итоги в изучении проблемы гуманизма в нашем литературоведении и критике в последние десятилетия. В полемической форме Дмитриев раскрывает принципиальное значение социалистического гуманизма как особенности "реа-лизма нашей литературы". В.Дмитриев пытается показать соотношение общечеловеческого и классового, пролетарского в искусстве. Автор считает, что в отличие от идейной стороны в изучении гуманизма остается мало исследованным художественное своеобразие гуманизма советской литературы, поэтому он говорит,

А.Овчаренко. Публицистика Горького. М.: Советский писатель, 1965; Новые герои - новые пути. М.: Современник, 1977.

Г.И.Куницын. Общечеловеческое в литературе. М.: Советский писатель, 1980.

Там же, с. 7.

В.Дмитриев. Гуманизм советской литературы. М.: Мысль, 1980.

Там же, с. 6. что "необходимо проникновение в стихию гуманизма в его эстетическом, образном воплощении". "Исчерпало себя, - пишет В.Дмитриев, - лобовое, механическое и потому неизбежно поверхностное приблизительное проецирование, точнее сказать, перенесение общих характеристик, верных самих по себе представлений и понятий о гуманизме на неповторимую область художественных явлений, р остающихся в итоге нераскрытыми. В.Дмитриев считает, что изучение проблемы гуманизма в литературоведении находится "на периферии", "мало научных работ специально посвящено этой теме, систематические исследования не налажены". Это отставание в теории литературы, по мнению автора, не может быть исчерпано исследованием художественной концепции человека в литературе. Он предлагает исследователям показать активную роль самой литературы социалистического реализма в выработке гуманистических идей.

В.Дмитриев выделяет три направления в изучении гуманизма советской литературы. Первое направление связано с сопоставлением гуманизма социалистической литературы с гуманизмом литературы дооктябрьского периода и современной несоциалистической литературы; второе - рассмотрение гуманизма литературы социалистического реализма в его эволюции, историческом развитии; третье - рассмотрение общих черт гуманизма в прогрессивном мировой искусстве. "Между названными направлениями, - пишет В.Дмитриев, - нет непроходимой границы. В самое последнее время обнаружилась тенденция к более тесному их сближению: порой в рамках одной работы переплетаются два, а

В.Дмитриев. Гуманизм советской литературы. М.:Мысль, 1980,с.41

Там же, с. 41.

Там же, с. 45. - ІЗ - то и сразу три подхода. Но до желаемого органичного слияния еще весьма далеко". В рамках этой тенденции сближения, которую мы оцениваем положительно, в диссертации делается попытка совместить исследование теоретических проблем гуманизма, его истоков в советской литературе (горьковские традиции) с художественным воплощением гуманизма в современной литературе на примере творчества таких выдающихся советских писателей, как Ч.Айтматов, Ю.Бондарев, Н.Думбадзе, взяв за основу их последние произведения, получившие большое общественное признание. При этом мы исходили из того, что аспект художественного воплощения гуманизма в литературе вообще является мало исследованным в нашем литературоведении. На это указывает и В.Дмитриев: "Что касается.,, изучения гуманизма советской литературы по преимуществу в ее границах, то есть в его внутреннем развитии, обновлении, обогащении, в соотнесенности и взаимосвязях с изменяющейся социалистической действительностью, то "территория" эта представляет собой в неко- о тором роде еще плохо обработанное поле".

Выбранный нами объект исследования предполагает решение следующих задач: выяснение взглядов классиков марксизма-ленинизма, ведущих эстетиков и литературоведов на эту проблему и уточнение понятия гуманизм в его историческом развитии; рассмотрение проблемы гуманизма в публицистике родоначальника советской литературы А.М.Горького; изучение гуманизма как важнейшей категории советской литературы в советском литературоведении и критике;

В.Дмитриев. Гуманизм советской литературы, с. 37.

Там же, с. 42. - художественное воплощение проблемы гуманизма в произведениях советских писателей - романах Ч.Айтматова "Буранный полустанок", Ю.Бондарева "Выбор" и Н.Думбадзе "Закон вечности".

Научная новизна

Решение задач, поставленных в исследовании, дало возможность автору показать непреходящее теоретическое значение публицистических произведений А.М.Горького в развитии проблемы гуманизма, что ранее в литературоведении специально не рассматривалось, а если эта проблема и затрагивалась, то, как правило, частично и в связи с решением других исследовательских задач.

В диссертации впервые делается попытка соединить исследование горьковских традиций гуманизма и современных теоретических разработок этой проблемы с художественным воплощением гуманизма в конкретных произведениях ведущих советских писателей Ч.Айтматова ("Буранный полустанок"), Ю.Бондарева ("Выбор"), Н.Думбадзе ("Закон вечности").

Автор, применив исторический подход к анализу проблемы гуманизма, дает классификацию различных его видов (демократический, буржуазный, абстрактный, реальный, революционный и т.д.), что противостоит формальному определению различных сторон гуманизма.

Поскольку объект исследования по мере проникновения вглубь расширялся, то при анализе текстов художественных произведений внимание было сосредоточено, прежде всего, на таких важных и малоисследованных вопросах, как нравственные искания положительного героя, проблема войны и мира, наиболее полно проявляющих гуманизм советской литературы.

Анализируя конкретные характеры героев произведений "Бу-ранный полустанок, "Выбор", "Закон вечности", автор вводит в научный оборот такое понятие современной советской литературы и литературоведения, как коллективный положительный герой Сна примере романа "Буранный полустанок"), выявляет и подчеркивает социальную обусловленность поступков и нравственных исканий положительных героев, раскрывает гуманистический аспект проблемы войны и мира в художественном понимании и воплощении его Айтматовым, Бондаревым, Думбадзе.

Принципы и методы исследования

Важнейшим методологическим ориентиром для нас явились труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС. Большую пользу автору принесли общетеоретические работы виднейших советских исследователей (эстетиков и литературоведов), связанные с проблемой гуманизма и с творчеством анализируемых в диссертации произведений советской литературы.

В основу исследования положен проблемный подход, осуществлен сравнительный анализ характеров героев в различных жизненных ситуациях, проявляющих гуманизм советского человека и тем самым создающих предпосылки для постижения и раскрытия такого содержательного понятия, как гуманизм советской литературы.

Структура работы

Тема и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав и заключения. Каждая глава, в свою очередь, состоит из двух параграфов. Во введении раскрывается актуальность работы, анализируется научная литература по теме диссертации.

Первая глава посвящена теоретическим и историческим аспектам проблемы гуманизма. Во второй главе дается анализ художественного своеобразия гуманизма в произведениях Ч.Айтматова "Буранный полустанок", Ю.Бондарева "Выбор", Н.Думбадзе "Закон вечности".

Практическая значимость диссертации заключается в следующем: ее материалы можно использовать при чтении курса лекций по советской литературе в вузе, при проведении спецкурсов и спецсеминаров, использовать как пособие для уроков по литературе в средней школе.

Апробация

По материалам диссертации автором был прочитан спецкурс для студентов ІУ курса педагогического факультета МГПИ имени В.И.Ленина в 1983/84 учебном году; опубликована статья в многотиражной газете "Ленинец" по роману Ч.Айтматова "Буранный полустанок". Сделан доклад на конференции и на кафедре советской литературы МГПИ имени В.И.Ленина.

Основные положения работы опубликованы в следующих статьях:

I. А.М.Горький о гуманизме (по публицистическим произведениям). В сборнике "Горьковские традиции в советской ли- тературе". Изд. МШИ имени В.И.Ленина, 1983. - 0,5 п.л.

В поисках вечных истин, ж."Литература в школе", № I, 1984. - 0,5 п.л.

Роль положительного героя современной литературы в воспитании активной жизненной позиции личности. В сб.: "Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма". Изд. МГОИ имени В.И.Ленина, 1984. - 0,5 п.л.

4. Статья "Гуманизм" (словарь для учителей). Изд-во "Просвещение" - находится в печати.

У истоков гуманизма советской литературы (горьковские традиции гуманизма).

Человек, его внутренний мир, жизненная позиция, его органическая связь с социальной борьбой, с глобальными проблемами человечества всегда привлекали художников слова, но именно сейчас они стали, пожалуй, стержневыми в творчестве писателей. И это закономерно. Как никогда раньше ощутима связь человеческой личности с обществом, революционным характером эпохи, всей человеческой историей. Все это обусловливает высоко гуманистическую направленность современной советской литературы.

Реальное содержание гуманизма нашей литературы определяется, прежде всего, самой социалистической действительностью, осуществлением коммунистического идеала, выдвинутого еще основоположниками марксизма в "Манифесте коммунистической партии" и воспроизведенного в нашей Конституции: "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех".

Особенно остро проблема гуманизма ощущается сегодня в связи с возможностью гибели земной цивилизации, всего человеческого рода. Тревога за судьбы человечества, желание сохранить мир на земле буквально пронизывают выступления современных советских писателей, их художественные и публицистические произведения.

Как смыкаются между собой понятия "мир" и "социализм", так и проблема гуманизма в ядерный век смыкается с проблемой революционной борьбы за освобождение человека от страха перед будущим.

Обращение к проблеме гуманизма является важнейшей чертой современной советской литературы. И вместе с тем эту проблему нельзя считать абсолютно новой в критике и литературоведении. Ей уделялось много внимания в работах марксистских теоретиков литературы начала XX века, публицистических работах А.М.Горького, уроки которого в понимании гуманизма могут быть полезными и сегодня при рассмотрении произведений современной советской литературы.

Попробуем сначала уяснить само понятие гуманизм, дать ему точное определение, а точные определения, по мнению А.М.Горького, "дело весьма трудное, если не брать определения эти в их историческом развитии".

Понятие гуманизм по-своему интерпретируется идеологами различных классов. Буржуазия, являясь в свое время революционным классом, выдвигала гуманизм как средство борьбы с поповщиной, средневековой приниженностью и забитостью человека, с привилегиями высших оословий. В произведениях просветителей любовь к богу заменяется на любовь к человеку, что, по нашему мнению, и является первичным пластом исходного понятия "гуманизм" как человеколюбия вообще. Лозунги буржуазии -свобода, равенство, братство - позднее конкретизировали идею гуманизма.

Однако, как только буржуазии удается взять власть в свои руки и ликвидировать господство феодалов, гуманизм из революционного превращается в абстрактный, мещанский, обывательский. Подобно тому, как понятие "свобода" превращается _ в свободу для предпринимателей, а равенство людей - в равенство частных собственников, так и гуманизм из средства борьбы буржуазии против средневековья превращается в филистерскую проповедь абстрактной любви к рабочему классу при сохранении его безудержной эксплуатации. "Явившийся лет за пятьсот до наших дней, - писал А.М.Горький, - этот гуманизм был приемом самозащиты буржуазии против феодалов и церкви, их "духовного вождя" - церкви, во главе которой стояли феодалы же. Говоря о равноценности людей, богатый буржуа-промышленник, торговец, подразумевал только свою личную равноценность паразиту-феодалу в рыцарских доспехах ши в ризах епископа.

Гуманизм буржуазии благополучно существовал вместе с ра-бовладельчеством, с работорговлей, с "правом первой ночи", с церковной инквизицией, с поголовным истреблением "альбигойцев" Тулузы, с сожжением на кострах Джордано Бруно, Яна Гуса и десятков тысяч безымянных "еретиков", "ведьм", ремесленников, крестьян, которые увлекались отзвуками примитивного коммунизма, сохранившимися в Библии и евангелии".

Проблема гуманизма в современном литературо ведении и критике

На протяжении всей истории становления советской литературы возрастает ее гуманистическое содержание. И это не случайно. Данная тенденция связана с самим характером социалистической действительности, которая на этапе зрелого социализма все с большей наглядностью демонстрирует гуманистический пафос коммунистического преобразования. Социалистическая действительность рождает социалистический гуманизм. Являясь дальнейшим развитием пролетарского гуманизма, он связан прежде всего с рождением нового человека социалистического общества -советского человека. Если основной пафос пролетарского гуманизма был связан с освобождением человека труда от эксплуатации и бездуховности капиталистического мира, то социалистический гуманизм связан с развитием нового общества, общества развитого социализма, личности, утверждающей себя не только в борьбе с эксплуататорами, но и в созидательной сфере, в области социалистического строительства, активно выступающей за претворение в жизнь коммунистических идеалов.

М.Шагинян на УІ съезде писателей СССР сказала: "Мы должны очень серьезно относиться к проблеме советского гуманизма. Говоря о чертах и особенностях социалистического гуманизма, она заметила, что "помимо присущего нам общечеловеческого", того, что наследуем мы из гуманистических ценностей пролого, нам нужно видеть и другое, а именно то, что "наш гуманизм (социалистический - B.C.) вырос из другого корня, из марксистско-ленинского мировоззрения, он основан на научном понимании исторического развития будущего, он опирается на трудовой народ, борется за его счастье..."

По этому поводу Ф.Кузнецов замечает: "Вопрос старейшей нашей писательницы о диалектике соотношения гуманизма социалистического и той гуманистической традиции, которая предшествовала ему, вызвал самый живой интерес участников дискуссии.

И обернулся спором с двумя вполне реальными в современном литературном процессе и равно опасными крайностями: как недооценкой того, что это прежде всего гуманизм, так и с попытками игнорировать ту принципиальную его особенность, что это - гуманизм революционный, социалистический".

Вопрос поставлен справедливо. Безусловно, существует связь и в то же время принципиальное отличие социалистического гуманизма от гуманизма предшествующих эпох. Это отличие лежит прежде всего в плоскости классового содержания, действительности и литературы. Вместе с тем, нужно видеть в социалистическом гуманизме как традиции прошлой прогрессивной культуры, так и новое содержание пролетарского гуманизма, зародившегося в то время, когда пролетариат еще не был господствующим /Классом в обществе. Пролетарский гуманизм прежде всего находит свое проявление в различных произведениях периода борьбы рабочего класса за свое освобождение (чартистская поэзия в Англии,; поэзия Июльской революции и Парижской Коммуны во Франции, творчество А.М.Горького, пролетарская поэзия в России в начале XX века и т.д.). / Необходимо отметить, что только исторический подход дает возможность содержательно анализировать различные понятия гуманизма. На необходимость четкого различения понятий гуманизма указывают многие литературоведы. В частности, В.Дмитриев считает, что в последнее время без достаточного критического анализа в литературоведении употребляется множество эпитетов гуманизма (классовый, общечеловеческий, активный, буржуазный, абстрактный и мн.др.), которые по существу не дают дифференцированного подхода к изучению "гуманизма в его эстетическом, образном воплощении"

Гуманистический смысл нравственных исканий современного положительного героя.

"Открытие и создание образа положительного героя - поистине эпохальная задача. Ибо - положительный герой - революционер по духу, революция же - высшее сокровенное выражение человечности, без которой немыслим социальный и нравственный прогресс цивилизации". Эти слова Чингиза Айтматова отражают веление времени, потребность нового поколения советских людей "в близком им по духу и времени положительном герое, который воспринимался бы как художественное открытие, влиял на поступки людей, отражал бы судьбы народные".

Характерной чертой современной советской литературы является создание положительного героя как типа, находящегося в постоянном развитии своих нравственных и духовных начал, конкретных поступков, направленных на благо людей труда, реализующих высокие гуманистические идеалы. Образы положительных героев у таких крупных советских писателей, как Ч.Айтматов, Ю,Бондарев, Н.Думбадзе, наделены внутренней цельностью и в то же время живой постоянной изменяемостью. Не схема, и живой человек, которому свойственны раздумья о собственной жизни, оценки поступков людей и своих собственных. Активная жизненная позиция, проявляющаяся в борьбе за добро, счастье людей, в неприятии носителей буржуазной обывательской идеологии, антиподов социалистической морали, всевозможного рода "рвачей и выжиг", объединяет такие разные характеры, как Едигей Буранный, Васильев, Бачана Рамишвили. Это новые люди нашего времени. Думается, что не нужно бояться назвать их положительными героями. "Есть что-то крепкое, корчагинское в Едигее Жангельдине. Жизнь Еди-гея, она ведь тоже пример того, как закалялась сталь", - пишет Л.Мкртчян. Но, к сожалению, не все критики придерживаются такой точки зрения. В этой связи хотелось бы выразить несогласие с нерешител: ьностью в этом вопросе некоторых из них. Так, Л.Лавлинский говорит: "В самом деле, Едигей из "Буранного полустанка" несет в себе ряд черт, присущих положительному герою. Но правильно ли будет, если мы ограничимся тем, что просто назовем его положительным и на этом поставим точку?

Или правильнее будет отнести этот образ к категории так называемых простых или больших маленьких людей, которым в высокой степени свойственно и чувство долга, и героическая самоотверженность в труде, и нравственная щепетильность, и уязвимость чуткой совести? Нельзя, однако, забывать, - это вопрос не формальный, - что литература уже на раннем этапе своего развития выработала концепцию положительного героя как человека, берущего на себя повышенную ответственность за судьбы многих людей, за судьбы страны". Но почему современный человек, который и мыслит-то теперь категориями вселенскими, космическими, должен оставаться "простым" и "маленьким", и приставка "большой" в данном случае ничего существенно не меняет. Само противопоставление положительного героя простому или большому маленькому человеку противоречит сути социалистической действительности, является псевдогуманизмом. В рамках марксистской мысли даже незаурядная великая личность, ее место определяются тем, насколько она отражает чаяния масс. Попытка видеть положительного героя только в выдающейся, идеальной личности есть отголосок тех теорий, которые видели в деятельности таких личностей основу исторического прогресса. В этой связи вызывает недоумение и мнение В.Левченко, который считает, что Ч.Айтматов "сужает диапазон повствования" тем, что "поручает действие частному сознанию, в себя вбирающему окружение и пропус р кающему все через себя, свою "цензуру". Он в чем-то смыкается с Л.Лавлинским, говоря, что Едигей не может быть "высшим нравственным судьей эпохи", и делает совершенно не оправданный вывод - "вот что значит широкую и вольную, саморазвивающуюся жизнь пропустить в иголочное ушко ретроспективного со-знания".

Похожие диссертации на Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова "Буранный полустанок", Ю. Бондарева "Выбор", Н. Думбадзе "Закон вечности")