Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проза Камала Абукова : жанровая специфика и национальное своеобразие Нажукова, Саида Нажуковна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нажукова, Саида Нажуковна. Проза Камала Абукова : жанровая специфика и национальное своеобразие : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Нажукова Саида Нажуковна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2012.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1167

Введение к работе

Актуальность исследования. Реферируемая диссертация посвящена изучению художественной прозы народного писателя Дагестана Камала Абукова. При этом следует сразу же отметить, что для отечественной, в частности, дагестанской науки о художественной литературе данная тема не является принципиально новой и неожиданной. Как исследовательская проблема творчество К.Абукова, который с первых шагов в литературе занимал и сейчас занимает специфическое место в современном литературном процессе, многократно находилось и сегодня находится в орбите научных интересов ученых – литературоведов, критиков, искусствоведов, социологов, политологов, культурологов; с 60-х годов XX века оно было осознано в русле наступивших тогда в общественной жизни общих реформаторских устремлений "оттепели" в советской действительности.

Вместе с тем современная культурная ситуация отличается особой неустойчивостью и противоречивостью, это касается всех сфер общественной жизни: нравственной, философской политической, литературной и т. д. Литературная ситуация конца XX века отражает изменения, происходящие в обществе. Можно выделить две основные тенденции времени: разрушение советской традиции и поиск новых устойчивых идеалов. Процессы эти оказались очень болезненными. Коренные изменения в общественной жизни, распад Советского Союза сказались на литературном процессе. С одной стороны, возвратились в литературный процесс ранее неизвестные тексты. С другой стороны, переворот привел к разрушению прежних традиций, кризису литературы. На фоне таких событий в обществе и литературе кажется необходимым выделение для рассмотрения особого временного отрезка: 80-е – 90-е годы, а точнее 1985 – 90-е годы. Первая дата знаменует собою начало «перестройки» в государстве, последняя отражает результат этой перестройки, подводит итог развитию советской литературы. Именно на этом этапе создают свои во многом итоговые произведения авторы, начинавшие в советский период, в частности в 50-60-е годы, в числе которых и К.И.Абуков. Литературная ситуация отразилась на творчестве К.Абукова непосредственно. Наиболее важной в творческом наследии автора является проза, и в работе речь идет именно о Абукове – прозаике. Самой важной проблемой для писателя в конце 80-х – начале 90-х годов стала проблема утраты традиций отечественной культуры, нравственный упадок страны. В творчестве К.Абуков изначально отстаивает высокие идеалы национальной традиции.

Своим творчеством Камал Абуков поставил перед обществом ряд вопросов, связанных с духовным миром современника, с его отношением к людям, к своему роду и Родине, к труду и природе, к нравственным ценностям. Войдя в российскую литературу как писатель-билингвист, К.Абуков остается прежде всего национальным художником. Воспитанный на традициях художественного творчества и Европы, и Азии, писатель как бы воплощает в себе историю, культуру, традиции не только кумыкского, но и вообще дагестанского народа, вводит их в мировой общественно-литературный контекст.

Степень изученности темы. Наиболее широкое научное освещение поэтики прозы писателя дано в диссертациях на соискание ученой степени кандидата филологических наук З.Ш. Хакимовой «Проза Камала Абукова : Время. Характеры. Поэтика» (2003) и Э.Т.Абдурагимовой «Камал Абуков – теоретик и критик литератур народов Дагестана и Северного Кавказа» (2004). Также имеется ряд диссертационных исследований ученых Серного Кавказа, в которых дается обзорный анализ прозы Абукова в контексте развития северокавказских литератур. Это: диссертации Дыговой О.А «Художественно-эстетическое своеобразие повести в Кабардинской литературе 1960-90-х годов (в контексте северокавказской прозы)» (2008), Татаровой Р. Х. «Национально-эстетические особенности жанра романа в Кабардинской прозе» (2008), а также в ряде обзорных литературоведческих исследований дагестанских ученых. Таким образом, с позиции жанровой специфики и проблем национального своеобразия в контексте русскоязычной прозы творчество Камала Абукова не изучалось.

Объектом исследования являются повести «Я виноват, Марьям», «Иного пути нет», «Без права на счастье», «По дороге на старую мельницу», «Зов разлученной птицы», «И Судный день впереди»; и рассказов «Драка в праздничный день», «Вдогонку», «Горечь ожидания», «Чужая медаль», «Не выдержал», «Бесчестье в огне не скрыть», в которых, по мнению автора диссертации, наиболее ярко представлены жанровая специфика и национальное своеобразие творчества писателя, опирающиеся как на традиции кумыкской литературы, так и на общественно-исторические особенности культуры народа.

Предметом исследования в данной работе является выявление авторской концепции национального характера, выработанной писателем в течение многолетних наблюдений за жизнью человека – представителя дагестанского кумыкского менталитета, в процессе нравственных поисков. Поставленная в центр внимания проблема позволяет охватить основной массив произведений Камала Абукова целостным последовательным анализом.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что анализ произведений Абукова под углом зрения проблемы национального своеобразия и жанровой специфики проводится с опорой на детальный анализ его художественной прозы в сравнительно-историческом контексте советской, русской и дагестанской литературы исследуемого периода

Основная цель данной работы - рассмотреть творчество Абукова под углом зрения проблемы национального характера. Показать, как и в каких жанровых формах выражает национальную идею писатель. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть и показать преломление метода социалистического реализма в пространстве русскоязычной дагестанской литературы второй половины XX века;

- в ходе сравнительного и сопоставительного анализа повестей Абукова и советской (в том числе и дагестанской) прозы данного периода выявить типологические черты и принципы;

- выявить особенности художественного отражения писателем жизни современного сельского жителя в контексте нравственно-философских и психологических исканий литературы конца XX начала XXI вв.;

- отобразить представление писателя о сути национального предназначения личности и пути реализации национальной идеи.

Впервые автором использован опыт исследования особенностей поэтики художественного произведения с целью обоснования существования национальной эстетической концепции писателя в контексте его произведений. При этом сделана попытка показать общность эстетических воззрений Абукова с эстетическими позициями видных писателей и теоретиков русской и советской литературы, а также отобразить процесс и результаты поиска новаторских решений автором, связанные с местным культурным и творческим менталитетом.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретическим фундаментом диссертационной работы стали научные труды русских и советских литературоведов, критиков, культурологов, рассматривающих природу поэтики художественного произведения с исторической, сравнительной, эстетической и национальной позиций. Среди использованных в диссертации материалов работы Г. Д. Гачева «Национальные образы мира», А. Н. Веселовского - «Историческая поэтика», М. М. Бахтина - «Вопросы литературы и эстетики», В. М. Жирмунского - «Вопросы теории литературы», Д. С. Лихачева - «Поэтика древнерусской литературы», А. Н. Иезуитова - «Социалистический реализм в теоретическом освещении», Б.О. Кормана «О целостности литературного произведения», В.И. Тюпы «Произведение и его имя // Литературный текст: проблемы и методы исследования», С.Н. Зенкина. «Введение в литературоведение: Теория литературы».

Наряду с указанными фундаментальными исследованиями в области поэтики и творческого метода, наша работа базируется на научных трудах и монографиях исследователей северокавказской и дагестанской литератур: С. Х. Ахмедова - «Художественная проза народов Дагестана», К. Султанова - «Этюды о литературах Дагестана», А.М.Вагидова – «Следуя правде жизни», О.А.Дыговой – «Художественно-эстетическое своеобразие в кабардинской литературе 1960-90-х годов (в контексте северокавказской прозы)», М.С.Мискиной «Фольклорно-мифологические мотивы в прозе Чингиза Айтматова», З. Ш. Хакимовой «Проза Камала Абукова. Время. Характеры. Поэтика», Д. Герчиньской «Современная советская "деревенская проза" и традиции фольклора», Н.К.Аджаматовой «Проблема эволюции конфликта и национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа», непосредственно связанных с научной тематикой диссертационного труда.

Методы исследования. В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть национальный характер сквозь призму писательского мироощущения. Основные методы исследования: структурно-типологический, проблемно-тематический, историко-генетический в работе используются комплексно. Основной методологический принцип исследования обусловлен опорой на литературный анализ прозы К.И. Абукова.

Теоретическая значимость работы. В своих последних исследованиях Камал Абуков справедливо утверждает право на индивидуальность творческого процесса каждой из национальных литератур в контексте литературы, обозначенной как советская, и выступает в защиту этой индивидуальности, говоря о том, что «...литературы относительно малочисленных народов одних потрясают, других же раздражают своей идейно-художественной цельностью, неповторимой образностью, неподдельной эмоциональностью», нисколько не умаляя той важной роли, которую сыграла русская литература в становлении литературы дагестанской в советский период. Он подчеркивает «консолидирующее и стимулирующее значение русской литературы», но не принимает распространенного среди многих теоретиков соцреализма мнения, что русской литературе в масштабе национальных литератур отведена «роль пантеона», роль колыбели, из которой рождались национальные литературные традиции. К. Абуков говорит о «творческой совместимости» литератур, о «способности к взаимодействию традиций художественных культур, различающихся по этническим и географическим признакам, по типу художественного мышления, по методам и формам эстетического мышления» [Абуков, с.,65]. Основные выводы и положения работы могут быть использованы как основа научных исследований жанровых особенностей и национальной специфики современной кумыкской и дагестанской русскоязычной литературы двадцатого века.

Практическая ценность работы. На основе исследования возможна разработка факультативных и специальных курсов по изучению художественного творчества Камала Абукова. Полученные в процессе анализа материалы и выводы могут быть полезны при создании школьных и вузовских учебников по дагестанской, и в частности, кумыкской литературе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творчество Камала Абукова является отражением зарождения нового типа художественного мышления, представляющего собой синтез национальной и европейской культуры. Писатель, следуя существующим общелитературным традициям, наполняет их национальным звучанием, что позволяет говорить о национальном своеобразии его прозы.

2. Повышенный интерес к истокам национального характера формирует цепочку взаимосвязанных проблемных соотношений в произведениях писателя: человек и эпоха, в которой происходит его становление, город и деревня, история и современность. Эти соотношения наиболее ярко проявляются в повестях «Я виноват, Марьям», «Иного пути нет», «Без права на счастье», «По дороге на старую мельницу», «Зов разлученной птицы», «И Судный день впереди», рассказах, «Драка в праздничный день», «Бесчестье в огне не скрыть», «Чужая медаль», «Вдогонку», «Не выдержал». Подтекстом данных произведений является гражданская позиция самого писателя, который уверен, что лишь родные истоки и культурным идеалам своего народа смогут помочь человеку сохранить нравственные идеалы.

3. Национальное своеобразие и стилевая палитра его прозы заключается в том, что у Абукова минимум ярко выраженных элементов фольклора. Его проза – это синтез восточных традиций и современного реалистического письма.

4. Пространственно-временные отношения занимают важное место в прозе писателя. Причудливо переплетая настоящее и прошлое, он использует не обычную пространственно-временную ткань, в которой время мыслится как течение часов, дней и т.п., а как художественный прием потока сознания, формирующий личностный образ как самого автора, так и его главных героев.

6. Идейно-тематическое богатство прозы Камала Абукова обусловлено национальным своеобразием, которое прямо влияет и на жанровую специфику его произведений.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в форме статей в научных сборниках Дагестанского государственного педагогического университета. Отдельные направления исследования были обсуждены на заседаниях кафедры литературы и научно-практических конференциях преподавателей, молодых ученых и аспирантов Дагестанского государственного педагогического университета (2009-2011).

Структура диссертации подчинена решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Проза Камала Абукова : жанровая специфика и национальное своеобразие