Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов Панюшева Татьяна Дмитриевна

Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов
<
Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Панюшева Татьяна Дмитриевна. Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.04 / Панюшева Татьяна Дмитриевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2010.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/197

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Межполушарная асимметрия и музыкальная деятельность

1.1. Нейропсихология индивидуальных различий и проблема межполушарной асимметрии 13

1.2. Нарушения музыкальной деятельности при локальных поражениях мозга 23

1.3. Структурно-функциональные особенности организации мозга музыкантов 36

1.4. Влияние музыки на когнитивную сферу 52

1.5. Нейропсихологический анализ музыкальной деятельности 54

1.6. Постановка проблемы 60

Глава 2. Материал и методы исследования

2.1. Характеристика испытуемых 64

2.2. Методы исследования

2.2.1. Методы оценки слуховой речевой и неречевой асимметрии 66

2.2.2. Методы оценки мануальной асимметрии 73

2.2.3. Методы оценки зрительной асимметрии 76

2.2.4. Основные типы ПЛО 76

Глава 3. Результаты исследования

3.1. Результаты исследования с участием детей, обучающихся музыке

3.1.1. Распределение латеральных показателей в мануальной, слухоречевой и зрительной системах 77

3.1.2. Распределение латеральных показателей восприятия музыки 79

3.1.3.Латеральные особенности и продуктивность восприятия слухоречевых и музыкальных стимулов 79

3.2. Результаты исследования с участием взрослых профессиональных музыкантов и немузыкантов

3.2.1.Распределение основных типов профилей латеральной организации функций среди музыкантов и иемузыкантов 82

3.2.2.Распределение латеральных показателей в мануальной, слухоречевой и зрительной системах 85

3.2.3.Латеральные особенности и продуктивность восприятия музыкальных стимулов 88

3.2.4.Продуктивность восприятия в слуховой сфере 92

3.2.5.Музыканты разных специализаций 93

3.2.6.Музыканты с абсолютным слухом 97

3.3. Результаты апробации новых методик 98

Глава 4. Обсуждение результатов 100

Выводы 111

Библиография 113

Приложения

Введение к работе

I. Актуальность исследования. Проблема изучения психической нормы и ее типологии является междисциплинарной. В рамках психологической науки ею занимаются различные отрасли: возрастная психология, инженерная, педагогическая и многие другие. Изучение индивидуальных различий осуществляется и с позиций нейропсихологии - одного из основных направлений клинической психологии. В настоящее время нейропсихологический подход к индивидуальным различиям реализуется, прежде всего, с точки зрения того вклада, который осуществляют оба полушария мозга в обеспечение тех или иных психических функций. Таким образом, за основу классификации индивидуальных различий психики здоровых людей в нейропсихологии взяты базовые закономерности работы мозга - межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие (Хомская Е.Д., 1986; Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В., 1997; Фокин В.Ф., 2004; Леутин В.П., Николаева Е.И., 2005). Описание различных вариантов сочетаний показателей межполушарной асимметрии в моторной и сенсорной сферах проводится с помощью профиля латеральной организации функций (ПЛО). В профиле учитываются показатели, связанные с работой нескольких анализаторных систем: двигательной, слухоречевой и зрительной.

Выявление особенностей латеральной организации функций играет важную роль в диагностике локальных поражений мозга (Лурия А.Р., 1970; Симерницкая Э.Г., 1978; Котик Б.С, Семенович А.В., 1991; Буклина СБ., 2001; Кроткова О. А., 2007). Индивидуальные особенности межполушарной асимметрии принимаются во внимание и при планировании восстановительного обучения после травм головного мозга (Кроткова О.А., 2003, 2007).

В последние годы с позиций нейропсихологического подхода активно изучаются индивидуальные различия в детской популяции (Ахутина Т.В.,

Яблокова Л.В., Полонская Н.Н, 2000; Caliskan Е., Senol D., 2009). Нередко трудности обучения в школе связаны с особенностями профилей латеральной организации функций. Например, многие дети, сталкивающиеся с теми или иными сложностями в школьном обучении, являются леворукими или левшами (Семенович А.В., 2002, 2005). Особенности мышления, эмоциональная неустойчивость требуют специального психолого-педагогического сопровождения в обучении и воспитании этих детей. Для решения подобных проблем актуальна разработка адекватных методов диагностики и коррекции трудностей обучения детей (Симерницкая Э.Г., 1996; Корсакова Н.К., МикадзеЮ.В., Балашова Е.Ю., 1997; Пылаева Н.М., Ахутина Т.В, 1997; Ахутина Т.В. и др., 1999; Микадзе Ю.В., 2008).

В нейропсихологии интерес к особенностям функциональной асимметрии мозга в онтогенезе не ограничивается детским возрастом, а затрагивает и поздний онтогенез (Корсакова Н.К., 1996; Wim Van der Е. et al., 2008). Имеются основания рассматривать модель нормального старения как особый период развития, характеризующийся сложными изменениями в психическом функционировании для достижения оптимального уровня адаптации (Корсакова Н.К., 1996). В пожилом возрасте происходят перестройки некоторых параметров межполушарной асимметрии (Корсакова Н.К., Прахт Н.Ю., 2002).

Все большее количество исследователей проявляет интерес к изучению функциональной асимметрии мозга в связи с особенностями когнитивных функций и эмоционально-личностной сферы (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1994; Ефимова И.В., 1996; Степанова О.Б., 2000; Москвин В.А., 2002; Лукьянчикова Ж.А., 2006; Brenneman М.Н. et al., 2008). С особенностями межполушарного взаимодействия связаны возможности адаптации к экстремальным климатическим условиям (Аршавский В.В., 1988; Леутин В.П., Николаева Е.И., 1988, 2005) и к высоким спортивным нагрузкам (Фомина Е.В., 2005). Многие исследователи обращаются к нейропсихологии индивидуальных различий с целью изучения связи типов ПЛО со способностями в разных

сферах деятельности.

Одной из первых проблему изучения способностей с позиций нейропсихологии начала разрабатывать Б.С. Котик на модели способностей к обучению языкам (Котик Б.С, 1983). Изучались профили латеральной организации функций у билингвов с учетом продуктивности выполнения заданий и выраженности функциональной асимметрии мозга по переработке речевой информации. Были получены данные о том, что большие способности к языкам сопровождаются слабо выраженной асимметрией при восприятии речи. Другое исследование, проведенное уже на модели математической одаренности, продемонстрировало накопление симметричных показателей ПЛО в группе одаренных подростков (Лукьянчикова Ж.А., 2006). Эти данные позволяют предположить, что при наличии определенных способностей слабо выраженная степень асимметрии по переработке той или иной информации при достаточно большой продуктивности отражает высокую степень взаимодействия полушарий и может свидетельствовать о гибкости когнитивных стратегий.

Большой интерес представляет исследование протекания тех или иных психических функций и выявление связанных с этим межполушарных особенностей у лиц, составляющих разные профессиональные группы. Эти данные дают новую информацию о мозговом обеспечении психических процессов и открывают новые факты о пластичности мозга. Например, успехи в некоторых видах спорта характерны для спортсменов с определенным профилем латеральной организации функций (Ефимова И.В., 1996; Бердичевская Е.М. и др., 2007). Наиболее интересны для изучения те профессии и те виды деятельности, которые связаны с развитием специфических навыков в сенсорной и моторной сферах, и предполагают многолетнее развитие и совершенствование с раннего возраста. Всем перечисленным требованиям отвечает музыкальная деятельность.

Структурно-функциональные особенности мозга профессиональных музыкантов демонстрируют высокую пластичность мозга, возможность

изменений не только на функциональном, но и анатомическом уровне, особенно при начале занятий в раннем возрасте, когда многие мозговые структуры находятся в сензитивном периоде (Schlaug G., et al., 1995; Penhune V. et al., 2005). Интенсивная музыкальная практика может оказывать влияние на такие базовые характеристики мозговой деятельности, как межполушарная асимметрия, способствовать формированию межфункциональных связей (Lotze М. et al, 2003).

Многочисленные данные о структуре и динамике различных составляющих в восприятии и исполнении музыки получены при исследовании больных с локальной мозговой патологией, то есть на клинических моделях. Выявленные в этих работах особенности структуры и функционирования мозга у людей, много лет посвятивших музыке, также свидетельствуют о том, что интенсивная музыкальная практика сказывается и на особенностях межполушарного взаимодействия. Изучение специфики межполушарной функциональной асимметрии мозга у музыкантов в сопоставлении с немузыкантами может предоставить новые данные о закономерностях функционального развития мозга, о том, насколько и как именно влияет на него постоянная тренировка музыкальных навыков, затрагивающих как двигательные, так и слуховые функции. Сопоставление особенностей функциональной асимметрии мозга у взрослых музыкантов и у детей, занимающихся музыкой, позволяет изучать становление межполушарной организации психических функций в онтогенезе.

Изучение воздействия музыкальных занятий на различные когнитивные процессы (память, восприятие, речь и пр.) перспективно не только с педагогической точки зрения, но имеет значение для коррекционной и реабилитационной практики (Но Y.-C, Cheung М.-С, Chan A.S., 2003; Schmithorst V.J., Holland S.K., 2004; Глозман Ж.М., Павлов А.Е., 2007). В настоящее время появляется все больше фактов о межфункциональных связях, возникающих в процессе музыкальных тренировок даже за короткое время у людей, никогда ранее не занимавшихся музыкой (Muente T.F. et al., 2002;

Stewart L. et al, 2003; Lahav A. et al, 2005). Детальная разработка проблемы пластичности мозга на основе этих данных может способствовать развитию представлений о том, как можно влиять на компенсацию имеющихся нарушений при том или ином типе ПЛО с целью максимального восстановления нарушенных психических функций. Знание о влиянии музыкальных занятий на межполушарную асимметрию и межполушарное взаимодействие применимо в восстановительном обучении пациентов, страдающих от последствий поражений головного мозга.

Методологической основой настоящего исследования явилась теория системной динамической локализации высших психических функций (Лурия А.Р., 1962; Выготский Л.С, 1956). Работа также опиралась на традиции нейропсихологического подхода к изучению проблемы индивидуальных различий, согласно которому базовые закономерности мозговой организации -межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие рассматриваются как детерминирующие индивидуальную вариабельность психики человека наряду с другими факторами (Хомская Е.Д., 1986; БрагинаН.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Котик Б.С, 1992; Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколова Е.В., 1997; Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н., 2000; Корсакова Н.К., Прахт Н.Ю., 2002; Леутин В.П., Николаева Е.И., 2005).

Основной целью исследования было изучение особенностей межполушарной организации слуховых и двигательных функций у лиц, профессионально занимающихся музыкой.

Объектом исследования стали особенности латеральной организации высших психических функций у профессиональных музыкантов, людей без музыкального образования и детей, обучающихся музыке.

Предметом исследования явились особенности функциональной асимметрии слуховых и двигательных функций у музыкантов и лиц, не имеющих опыта обучения музыке.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Разработать методики для определения латеральных показателей восприятия
музыкальных стимулов (нот) и апробировать на российской выборке
методику Steingrueber H.-J., Lienert G.A. на определение ведущей руки и
методику мелодического дихотического прослушивания F. Spellacy.

  1. Выявить различные типы профилей латеральной организации функций у музыкантов и немузыкантов.

  2. Сравнить латеральные особенности восприятия музыкальных стимулов музыкантами и немузыкантами.

  1. Сопоставить особенности латеральной организации функций у музыкантов разных специализаций, а также в группе музыкантов, обладающих абсолютным слухом.

  2. Выявить распределение латеральных показателей в мануальной, зрительной, слуховой речевой и неречевой системах у детей, занимающихся музыкой, и сопоставить полученные результаты с данными взрослых музыкантов.

Гипотезы исследования:

  1. Межполушарная организация слуховых и двигательных функций и характер межфункциональных связей у профессиональных музыкантов отличаются от таковых у людей без опыта занятий музыкой.

  2. Особенности латеральной организации функций, связанные с музыкальными занятиями, начинают проявляться уже в детском возрасте. Эти особенности латеральной организации функций схожи с таковыми у взрослых профессиональных музыкантов.

  3. Музыкальная специализация, а также наличие абсолютного слуха влияют на успешность восприятия различных видов музыкальных стимулов (мелодий и нот) и корреспондируют с определенными особенностями латеральной организации слуховых неречевых функций у профессиональных музыкантов.

Характеристика выборки. В исследовании принимали участие испытуемые разных возрастных групп. В экспериментальную и контрольную группы детской выборки были

включены дети в возрасте 9-11 лет, обучающиеся в музыкальных школах по специализации «фортепиано»: 15 детей с высокой успешностью освоения музыки, 12 детей со средней успешностью музыкальных занятий.

Взрослую выборку составили 48 взрослых профессиональных музыкантов разных специализаций (струнники, вокалисты, пианисты). В контрольную группу вошли 43 человека без опыта музыкальных занятий (немузыканты).

Методы исследования. В исследовании применялись методики для оценки межполушарной асимметрии в двигательной, зрительной, слуховой речевой и слуховой неречевой сферах: опросник Аннет (1970); пробы на определение скрытых факторов моторного левшества (Лурия А.Р., 1969); проба Розенбаха (ЛурияА.Р., 1962) и проба «прицеливание» (Хомская Е.Д. и др., 1995); методика Handdominanztest - HDT (Steingrueber H.-J., Lienert G.A., 1971); методика речевого дихотического прослушивания (Котик Б.С, 1975); методика мелодического дихотического прослушивания Dichotic listening test - music, F. Spellacy (1970); авторские методики нотного моноурального и дихотического прослушивания.

Достоверность результатов обеспечивается продуманной

методологической базой работы, применением научно обоснованных методов исследования, достаточным объемом выборки и корректным использованием методов статистической обработки эмпирических данных.

Научная новизна исследования. В рамках нейропсихологического подхода к индивидуальным различиям был проведен анализ особенностей межполушарной организации слуховых и двигательных функций у людей, профессионально занимающихся музыкой. Выявлены отличия в латеральной организации слуховых и двигательных функций у взрослых профессиональных музыкантов в сравнении с людьми, не имеющими опыта музыкальных занятий. У музыкантов отмечена менее выраженная асимметрия в слуховой неречевой сфере. Наиболее высокая продуктивность выполнения музыкальных заданий

музыкантами сочеталась с минимальной асимметрией при восприятии музыкальных стимулов. В слуховой системе у профессиональных музыкантов обнаружилось более тесное взаимодействие речевых и неречевых функций, что проявилось во взаимосвязи продуктивности слухоречевого и слухового неречевого восприятия (мелодии, ноты). В мануальной сфере в группе профессиональных музыкантов преобладали амбидекстральные показатели, что может быть обусловлено развитием бимануальных действий в ходе музыкальных занятий.

В работе показано, что специализация в сфере вокального или инструментального исполнительства связана с высокой успешностью и билатеральной представленностью восприятия музыкальных стимулов, ключевых для данной профессиональной деятельности. Наличие абсолютного слуха сопровождалось самой высокой по сравнению с остальными испытуемыми продуктивностью восприятия нот и минимальной асимметрией слуховой неречевой функции.

Проведенное сопоставление латеральной организации функций у детей, занимающихся музыкой, и у взрослых профессиональных музыкантов продемонстрировало общее для них преобладание симметричных показателей восприятия музыкальных стимулов, менее выраженное в детской выборке.

Практическая значимость. В работе показано влияние занятий музыкой на межполушарное взаимодействие в слуховой и двигательной сферах. Полученные данные могут служить основой для разработки реабилитационных и коррекционных программ с включением элементов музыкальных занятий. Разработаны методики нотного моноурального и дихотического прослушивания для оценки межполушарнои организации слуховой неречевой функции (восприятие нот) у людей с музыкальным образованием. Также апробированы методики, предназначенные для определения латеральной организации функций в мануальной и слуховой неречевой сфере (восприятие мелодий), расширяющие возможности оценки латеральной организации функций вне зависимости от наличия опыта занятий музыкой. Методики могут

применяться для выявления индивидуальных различий, а также для диагностики различных мозговых дисфункций и для оценки динамики межполушарного взаимодействия в процессе нейропсихологической реабилитации.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Существует взаимосвязь успешной профессиональной музыкальной деятельности с особенностями межполушарной организации слуховых и двигательных функций и формированием межфункциональных связей.

  2. В группе профессиональных музыкантов отмечается преобладание симметричных показателей восприятия музыкальных стимулов (нот и мелодий), сочетающееся с его высокой продуктивностью. Это может свидетельствовать о вовлеченности обоих полушарий мозга в обработку музыкальной информации.

  3. Профессиональная музыкальная практика развивает бимануальные двигательные навыки, что проявляется в большей представленности амбидекстрального показателя в группе музыкантов и свидетельствует об активном межполушарном взаимодействии.

4. Многолетние занятия музыкой способствуют усилению взаимосвязей в
слуховой сфере, что обеспечивает более высокий уровень продуктивности
восприятия речевой и неречевой информации.

  1. Особенности латеральной организации слухового неречевого восприятия отмечаются при регулярных музыкальных занятиях в детском возрасте. У детей, занимающихся музыкой и демонстрирующих успехи в ее освоении, наблюдается преобладание симметричных показателей латеральной организации восприятия музыки, но менее выраженное, чем у взрослых профессиональных музыкантов.

  2. Различная специализация при получении профессионального музыкального образования оказывает влияние на успешность и латеральные особенности восприятия музыкальных стимулов, ключевых для данной профессиональной деятельности.

7. Наличие абсолютного слуха, то есть способности безошибочно определять высоту нот, сопровождается минимальной асимметрией в латеральной организации слуховой неречевой функции.

Внедрение результатов исследования. Апробированные в
диссертационном исследовании методики используются в

нейропсихологической диагностике, которая проводится в отделениях хирургии сосудов и хирургии опухолей НИИ нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко РАМН. Материалы исследования используются в курсе лекций «Клиническая нейропсихология» на кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; в курсах «Общая нейропсихология» и «Дифференциальная диагностика в детской клинической психологии» на кафедре нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Апробация работы. Работа обсуждалась на заседании кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова 17 сентября 2008 года. Материалы исследования были представлены на Втором Международном междисциплинарном конгрессе «Нейронаука для медицины и психологии» (Украина, Судак, 2006); на IV съезде Российского психологического общества «Психология - будущему России» (Ростов-на-Дону, 2007); на III Международной научно-практической конференции памяти А.Р. Лурия «Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии» (Белгород, 2007). Основное содержание диссертации отражено в 6 авторских публикациях, в том числе в 1 статье в журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, теоретической и экспериментальной частей, выводов и списка литературы. Основной текст диссертации изложен на 112 страницах и включает 2 таблицы и 26 рисунков. Список литературы включает 113 публикаций, из них 49 на английском языке.

Нейропсихология индивидуальных различий и проблема межполушарной асимметрии

Любая наука, изучающая человека, с неизбежностью сталкиваеіся с существованием индивидуальных особенностей и различий. Эта междисциплинарная проблема является одной из центральных и в психологии.

В России в начале 20-го века одним из первых проблему индивидуальных различий затронул А.Ф. Лазурский [25], [26]. В своих работах он предпринял попытку дать типологию личностей, на основе которой была разработана разверну і ая программа эмпирических исследований. В 40-х годах Б.М.Теплов начал проводить исследования в области психологии индивидуальных различий, уделяя много внимания проблеме способностей и одаренности [50], [52]. В 60 - х годах в рамках школы Теплова — Небылицына сложилось направление исследований психофизиологических особенностей человека, получившее название "дифференциальная психофизиология" [51]. В работах Б.М. Теплова с сотрудниками раскрывались природные предпосылки индивидуальных различий. Изучением индивидуально-психологических особенностей с точки зрения их обусловленности биологическими и социальными предпосылками активно занимались В. Д. Небылицын, В.М. Русалов, Э. А. Голубева и ряд других исследователей [11], [41], [44], [45].

Психология индивидуальных различий всегда испьиывала влияние практики -педагогики, медицины, психологии труда. Практический запрос поступал из самых разных областей: профессиональная ориентация и профотбор, образовательные и обучающие программы, дифференциальная диагностика в клиниках, восстановительное обучение и т.д.

Одним из возможных подходов к изучению индивидуальных особенностей являє іся нейропсихология индивидуальных различий, представляющая собой направление в рамках такого раздела клинической психологии как нейропсихология. Нейропсихология возникла и сформировалась на основе материалов изучения психических процессов у больных с локальными поражениями мозга, начало которому положил А.Р. Лурия [31]. Обобщение полученных данных стало основой для создания іеории мозговых основ психической деятельности человека [31], [32]. Это позволило сформировать приемы для диагностики локальных поражений мозга и обосновать подход к восстановлению нарушенных функций.

Однако и для заключения о патологических изменениях тех или иных психических процессов, и для восстановительного обучения актуально знание об обеспечении мозговыми структурами психических функций в норме. Изучение проблемы индивидуальных различий с позиций нейропсихологии заключается в поиске принципов мозговой организации, детерминирующих индивидуальную вариабельносіь психики человека наряду с другими факторами. В качестве основы для классификации индивидуальных различий психики здоровых людей в нейропсихологии были выбраны одни из основных закономерностей межполушарных отношений - межполушариая асимметрия и межполушарное взаимодействие [62]. Внимание и интерес к вкладу обоих полушарий в осуществление психических функций, взаимодействию между ними обострился в 60-х годах XX в., после проведения профессором психологии Калифорнийского университета Р. Сперри исследований мозга при комиссуротомии. Проблема доминантности полушарий мозга активно разрабатывалась в оіечествешюй психологии на материале локальных поражений мозга и при проведении экспериментов с инактивацией одного из полушарий [4], [5], [48]. С другой стороны, изучалось становление межполушарных отношений в ходе онюгенеза [49], особенности учасшя полушарий в обеспечении высших психических функций у леворуких и левшей в сравнении с правшами [13], [46]. Данные, полученные в ходе проведения этих исследований, свидетельствуют о том, что межполушарное взаимодействие представляет собой важнейшую характеристику работы мозга: оно закономерно меняется в ходе онтогенеза, по-разному проявляется при осуществлении разных высших психических функций, сказывается на проявлении симптоматики в клинике локальных поражений мозга [34]. Функциональная асимметрия мозга оказалась той категорией, которая с одной стороны отражает важнейший принцип работы мозга, а с другой имеет широкий спектр применения для решения клинических задач, для поисков ответов на вопросы о ходе нормального онтогенеза, о предпосылках индивидуальных различий.

Межполушарное взаимодействие легло в основу исследований индивидуальных различий с позиций нейропсихологии. Еще до исследования особенностей межполушарной асимметрии в рамках нейропсихологии индивидуальных различий эта важная характеристика работы мозга рассматривалась в исследованиях различных авторов. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие активно изучались в работах D. Kimura уже в 60-е гг. [86]. Для описания особенностей межполушарной асимметрии в разных системах исследователями вводились интегральные понятия, такие как «профиль асимметрии», «латеральный профиль» и др. В системе описания латеральных профилей человека долгое время основным и главным недостатком исследователей являлся учет только какого-либо одного из признаков латерального предпочтения, например, рукости. Это приводило к трудности сопоставления и противоречивости полученных экспериментальных данных, так как одной из существенных характеристик межполушарной функциональной асимметрии мозга является ее парциальный характер: в различных системах функционирования организма её характер может быть неодинаков.

А.П. Чуприковым с соавторами в 80-е годы были выделены варианты индивидуальных профилей латеральности [18], [64]. Анализируя соотношения трех видов асимметрии (рука-глаз-ухо), А.П. Чуприков и его сотрудники выделили в нормальной популяции 8 вариантов межполушарной функциональной асимметрии мозга. В.А. Москвин, определяя индивидуальные профили латеральности в системе измерений «рука-ухо-глаз», выделил 4 варианта профиля для праворуких и 4 для леворуких. Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной были описаны 6 теоретически возможных типов профилей при сопоставлении асимметрий рук, ног, зрения и слуха: правый, преимущественно правый, смешанный, преимущественно левый, левый, симметричный [7]. В.П. Леутин и Е.И. Николаева в своих исследованиях использовали понятие профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, понимая под ним интегральный показатель представленности левой и правой сторон в сенсорной и моторной сферах [27], [28].

Нарушения музыкальной деятельности при локальных поражениях мозга

При поражении головного мозга могут возникать самые различные нарушения, касающиеся восприятия различных аспектов музыки или же исполнительской стороны. Когда затруднения касаются восприятия и воспроизведения ритмических сочетаний звуков, то такие нарушения называются аритмиями. Так как ритмическая деятельность досіаточно сложна и связана с моторной системой, то и регулируется она более древними в филогенетическом аспекте подкорковыми структурами мозга (широкий комплекс ритмических и колебательных процессов в организме). При поражении левой височной области страдает акустический анализ и синтез внутренней структуры ритма, а при правосторонних височных очагах происходит нарушение восприятие структурной оформленности ритмического цикла как целого [21]. Таким образом, в целом восприятие, удержание и воспроизведение ритмов обеспечивается совместной работой обоих полушарий.

Амузия [43] представляет собой нарушение способности понимать и исполнять вокальную и инструментальную музыку, писать и читать ноты. Сам термин «амузия» впервые был применен в 1871 году Т. Steinhals. Разные авторы выделяют многочисленные подвиды амузии. Например, A.L. Benton выделял следующие: орально-экспрессивная и вокальная амузия; инструментальная апраксия; музыкальная аграфия; музыкальная амнезия; музыкальная алексия; расстройство ритма; рецептивная амузия. При всем разнообразии классификаций, основное деление, которого придерживаются практически все авторы, состоит в выделении сенсорной и моторной амузии.

При моторной амузии больной не может воспроизвести мелодии песен или играть на музыкальных инструментах. Таким образом, она подразделяется на авокалию и инструментальную амузию [53]. Вообще моторная амузия является относительно изолированным расстройством, что менее очевидно в случае с сенсорной амузией из-за сочетания с симптомами афазий. При авокалии неточно воспроизводятся мелодии песен, нарушается их мелодический рисунок и последовательность музыкальных звуков. Характерным является искажение отдельных тонов на пол тона или на один тон. При этом произношение и подбор слов не затруднены, нет «диспрозодии» в речи, когда нарушается правильное воспроизведение высоты, силы, ритма и появляется впечатление иностранного акцента в речи больного. Если музыкальные способности более развиты, то нарушается воспроизведение новых незнакомых мелодий, интервалов между двумя тонами, ритмического рисунка мелодии. Характерными являются трудности с пением сольфеджио, повторением заданного музыкального тона и пением под аккомпанемент.

При инструментальной амузии возникают проблемы с игрой на музыкальном инструменте с листа и воспроизведением хорошо выученных пьес. Больной путается в последовательности нот и нарушает ритмический рисунок произведения. Еще большие сложности сопровождают воспроизведение аккордов и игру под аккомпанемент. Большинство авторов отмечают связь моторной амузии с поражением лобной доли правого полушария [54].

Моторная амузия может дополняться трудностями письма нотных знаков, моторной аграфией. Большинство авторов считают, что к моторной амузии приводит поражение вторых лобных извилин, однако мнения о значении сторон повреждения расходятся. Например, Mann отмечает моторную амузию без афазии при наличии у правши кисты второй лобной извилины правого полушария. Похожие результаты получились и у М. Probst, который провел десять клинико-анатомических наблюдений моторной амузии и заключил, что нарушение связано с поражением передней части правой или левой второй лобной извилины. Позже, в 1959 году, M.I. Botez и N. Wertheim наблюдали моторную амузию и моторную афазию у правши с поражением в задних 2/3 первой и второй лобных извилинах правого полушария. В качестве попытки разобраться с данным вопросом было предпринято исследование В.М. Мосидзе [35]. В работе участвовали 4 пациента, которым должна была быть проведена правосторонняя ангиография. У всех участников после угнетения активности правого полушария наступала моторная амузия (2-3 минуты). Исследователи сделали вывод, что при доминантном левом полушарии музыкальные способности, в частности пение, в основном реализуются с преобладающим участием правого полушария. Аналогичные данные, также касавшиеся авокалии, были получены другими исследователями при проведении правосторонней инъекции амитала натрия восьми пациентам.

Говоря о моторной амузии, нельзя не упомянуть такое профессиональное для музыкантов расстройство, как фокальная дистония (focal dystonia). Фокальная дистония у музыкантов проявляется в судорогах, профессиональных спазмах мышц. Это расстройство характеризуется утратой контроля и деградацией мелкой моторики рук, связанной с навыками игры на музыкальном инструменте. Первый случай такого нарушения известен с 1830 года из дневников известного пианиста и композитора Роберта Шумана. Примерно у 1% профессиональных музыкантов возникает описываемое расстройство, что обычно заканчивает их карьеру. Данные исследований с применением неировизуализации указывают на нарушение неиропластичности как на причину заболевания. Применение магнитоэнцефалографии при исследовании музыкантов, страдающих фокальной дистонией, показало слияние представительств пальцев в соматосенсорной коре, что выражалось в уменьшении дистанции между представительством указательного пальца и мизинца по сравнению со здоровыми музыкантами. Дедифференциация сенсорной обратной связи рассматривается как базис нарушений при фокальной дистонии. В другом исследовании участвовали здоровые гитаристы и гитаристы с дистонией, и применялась фМРТ в процессе игры всех участников на гитаре. Больные продемонстрировали большую активацию контрлатеральной сенсомоторной коры и меньшую активацию премоторных зон, что говорит об анормальном вовлечении корковых зон в контроль сложных движений [92].

Сенсорная амузия, в отличие от моторной, часто является проявлением более общих расстройств слухового гнозиса. При этом нарушается узнавание мелодий даже у людей с соответствующим музыкальным образованием. Они теряют способность идентифицировать две коротенькие последовательно предъявляющиеся мелодии, затрудняются даже при простом сопоставлении двух тонов по высоте. В том числе страдает умение оценить интервал между двумя тонами, воспроизвести письменно заданные короткие мелодии. Если больной человек обладал ранее абсолютным слухом, то у него нарушается эта способность к определению абсолютной высоты тона. И.М. Тонконогий и А. Пуанте выделили в сенсорной амузии, по аналогии со зрительной агнозией, ассоциативную (амнестическую), и апперцептивную (акустическую). В первом случае пациент не может узнать знакомые мелодии, при сохранном восприятии тембра, ритма. При апперцептивной музыкальной агнозии трудности узнавания мелодии связаны с нарушениями восприятия базовых свойств мелодии (длительность тонов, темп, последовательные изменения тонов). Узнавание мелодий и различение ритмов может нарушаться независимо друг от друга, в тяжелых случаях абсолютно теряется восприятие музыкального качества звуков [54]. Исследования показали, что апперцептивная музыкальная агнозия возникает в основном как следствие поражения структур правого полушария, тогда как ассоциативная - левого [71]. В чистом виде встретить тот или иной вид амузии можно в редком случае, гораздо чаще наблюдается сочетание разных ее форм. Например, в случае с одним пациентом амузия развилась после эпилептического припадка, который, скорее всего, был спровоцирован развитием небольшого кровоизлияния в опухоль в районе верхней височной извилины правого полушария мозга. Пациент хорошо различал отдельные ноты и их последовательности, однако совершенно не мог определить и воспроизвести голосом длительность нот в мелодии, из-за чего резко искажалась воспроизводимая песня, а прослушиваемые музыкальные произведения казались значительно замедленными. На начальном этапе заболевания замедленной казалась и речь окружающих, т.е. в данном примере сочетаются сенсорные трудности при восприятии музыки, а изначально и речи, и моторные проблемы при попытке воспроизведения мелодий [8].

Характеристика испытуемых

В исследовании принимали участие испытуемые двух возрастных групп. В детскую выборку были включены дети, обучающиеся в музыкальных школах. Все они специализировались в игре на фортепиано. Экспериментальная детская группа отличалась от контрольной тем, что в ее состав вошли дети с высокой успешностью обучения музыке. Эту группу составили 15 детей 9-11 лет (средний возраст 9,1), обучающихся в следующих музыкальных школах: московская средняя специальная музыкальная школа им. Гнесиных (7 учащихся); ДМШ при Гнесинском училище, находящемся при Гнесинском институте (7 учащихся); ДМШ им. Шапорина московского государственного института музыки им. Шнитке (1 ученик). Для набора испытуемых в экспериментальную группу были выбраны музыкальные школы с определенно более высоким уровнем преподавания, чем в обычных музыкальных школах, и более высокими требованиями к учащимся. Большинство детей, обучающихся в этих школах, продолжают затем получать профессиональное музыкальное образование. При отборе детей-участников исследования в каждой из упомянутых школ учитывалась экспертная оценка преподавателей, работавших в данных школах. Дополнительным подтверждением музыкальных способностей некоторых детей являлось участие в различных конкурсах или же звание лауреата и дипломы международных конкурсов. Безусловно, набранная группа неоднородна по своему составу, но все дети в ней превосходят по своим успехам уровень учеников обычных районных музыкальных школ.

Контрольную группу составили 12 учащихся музыкальной школы имени Гилельса (обычная районная музыкальная школа, бывшая ДМШ №38) 9-11 лет (средний возрасі 9,9 лет).

Во взрослой выборке экспериментальную группу составили музыканты разных специализаций: вокалисты, пианисты и струнники. Все они были студентами высших музыкальных учебных заведений Москвы, таких как Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Российская Академия музыки имени Гнесиных, Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, Государственный музыкально-педагогический институт им.М.М Ипполитова-Иванова, Московский государственный университет культуры и искусств. Вся группа состояла из 48 человек, из них 16 человек струнников, 15 вокалистов и 15 пианистов. Кроме них в группу музыкантов вошли два человека другой специализации, результаты которых использовались при сопоставлении всей группы музыкантов с немузыкантами. В экспериментальной группе было 10 мужчин и 38 женщин. Средний возраст испытуемых составил 22 года.

Контрольная группа, в которую вошли 43 немузыканта, была набрана с тем же соотношением мужчин и женщин, что и группа музыкантов. Под "немузыкантами" подразумеваются в нашем исследовании те, кто никогда не получал специального музыкального образования, или же люди с незначительным опытом обучения музыке. Среди немузыкантов было 11 мужчин и 32 женщины. Средний возраст участников составил 24 года. Все представители группы немузыкантов являлись или студентами высших учебных заведений, либо недавно получили высшее образование.

Для оценки слухоречевой асимметрии был примененм традиционный метод речевого дихотического прослушивания [48]. (Приложение 3). В этой методике на оба уха одновременно предъявляются разные наборы вербальных стимулов (слов). Слова подаются сериями, в перерыве между сериями испытуемый должен вспомнить стимулы и назвать их. До основных серий испытуемому предъявляется тренировочная серия, в ходе которой ничего запоминать не требуется. Всего испытуемый прослушивает 16 основных серий из 4 пар односложных слов, интервалы между словами 0,5 сек., между сериями 20 секунд. В процессе эксперимента после прослушивания 8 серий наушники меняются местами. Кпу определялся по формуле: Кпу=[(Еп-Ел)/(Еп+Ел)]х100. Кпу - коэффициент правого уха; Еп и Ел - общее число слов, правильно воспроизведенных с правого и левого ушей. Положительное значение Кпу, превышающее 5%, указывает на преобладание правого уха (левого полушария) в восприятии речевого материала. Значение коэффициента от -5% до +5% свидетельствует об отсутствии преобладания активности какого-либо из полушарий, а значения менее -5% говорят о ведущей роли правого полушария в восприятии речевых стимулов. Также подсчитывались эффективность и продуктивность выполнения методики:

Выбор методик для оценки слуховой неречевой асимметрии потребовал изучения уже существующих методик, направленных на оценку восприятия музыкальных стимулов, выбора подходящих методик для данного исследования, а также создания оригинальных методик. За все время истории исследования переработки музыкальной информации были созданы различные специальные методики. Одна из самых первых таких методик -тест Сишора, созданный им еще в 1922 году, но он и до сих пор используется в исследованиях. Тест состоит из 260 проб, в них оценивается способность различать высоту, громкость, ритм, длительность, тембр, память на последовательность нот.

Одной из современных методик для оценки разных сторон музыкальной перцепции является батарея тестов, созданная группой авторов [103]. В ней используются звуки фортепиано как наиболее знакомые многим людям по сравнению со звучанием других инструментов. Методика содержит 6 субтестов: на долговременную музыкальную память (узнавание известных песен); базисную переработку музыкальной информации (различение высоты); локальную обработку слуховой информации (различение интервалов и ритма); глобальную обработку слуховой информации (различение контура и метра). Перед каждым тестом на различение пациенту предлагаются для тренировки 2 пробы.

Результаты исследования с участием детей, обучающихся музыке

Экспериментальная и контрольная группы отличаются по значениям показателей, свидетельствующих о степени латерализации речевой и музической функций, (рис.5) В контрольной группе преобладают показатели, свидетельствующие о выраженной правосторонней латерализации слухоречевой функции, то есть о заметном преобладании активности левого полушария. В экспериментальной группе показатели свидетельствуют менее выраженной асимметрии межполушарной организации речевой функции (р 0,04). Отличия между группами наблюдались также и по продуктивности выполнения методик. В контрольной группе, напротив, высокая продуктивность восприятия нот сочеталась с левосторонним показателем, (рис.7) Рисунок №7. Продуктивность восприятия нот участниками экспериментальной и контрольной групп с разными латеральными показателями (в %) правосторонние левосторонние или симметричные

Полученные данные могут свидетельствовать о разных стратегиях переработки музыкальной (нотной) информации в экспериментальной и контрольной группах, ведущих к успешному результату.

Таким образом, экспериментальное исследование особенностей латеральной организации функций у детей, занимающихся музыкой, выявило преобладание симметричных показателей восприятия музыкальных стимулов (нот) у испытуемых экспериментальной группы. Симметричные латеральные показатели указывают на билатеральное обеспечение восприятия музыки (нот): вовлечение как правого, так и левого полушарий мозга. Более того, именно у детей с высокой степенью участия левого полушария, что отражают симметричные или правосторонние показатели, при восприятии музыки отмечается высокая продуктивность выполнения задания. В контрольной группе преобладает левосторонний показатель восприятия музыки (нот), что говорит о большей вовлеченности правого полушария. В этой группе детей высокая продуктивность выполнения заданий на восприятие нот, которая приблизительно в два раза меньше, чем в экспериментальной группе, отмечалась_у тех детей, у которых именно правое полушарие доминировало при реализации данной функции.

Если рассматривать музыкальное восприятие в сопоставлении с восприятием речи, то здесь отмечается интересная тенденция. Среди участников экспериментальной группы в обоих случаях меньше выражено доминирование одного из полушарий мозга, чем в контрольной группе. В остальных системах - мануальной и зрительной сферах - в экспериментальной группе, напротив, латерализация более выражена, и накопление правосторонних показателей свидетельствует о большей активности левого полушария мозга.

При сопоставлении профилей латеральной организации функций музыкантов и немузыкантов были обнаружены следующие тенденции: самой большой группой среди немузыкантов оказались праворукие, тогда как среди музыкантов - правши, то есть лица с ведущей правой рукой и преобладанием правосторонних признаков в слухоречевой и зрительной сферах («чистые» правши). Кроме того, среди музыкантов амбидекстры встречаются чаще, но и среди амбидекстров больше лиц с преобладанием правосторонних показателей в слухоречевой и зрительной сферах, (табл.1)

Небольшое количество участвовавших в исследовании лиц мужского пола не позволяет получить достоверные данные для анализа тендерных отличий с точки зрения накопления тех или иных профилей латеральной организации функций. Однако интересно отметить, что среди 9 участников-музыкантов мужского пола 3 оказались амбидекстрами, остальные 6 человек правшами. Так как контрольная группа формировалась исходя из того же соотношения участвовавших мужчин и женщин, что и в экспериментальной группе, то их количество составило 10 человек. Трое из них амбидекстры, четверо правши, трое праворукие.

Более активное вовлечение обоих полушарий мозга в реализацию мануальной функции у музыкантов подтвердилось статистически при анализе результатов выполнения испытуемыми методики на определение ведущей руки - Handdominanztes - HDT. (рис.10) Обращение к результатам выполнения именно этой методики было связано с рядом ее преимуществ в сравнении с другими тестами на определение латеральных предпочтений в мануальной сфере. Во-первых, получаемые в результате проведения HDT баллы являются объективными показателями, полученными в результате выполнения моторных проб, а не результатом субъективной оценки.

По результатам выполнения IIDT у музыкантов в сопоставлении с немузыкантами чаще встречаются более низкие баллы (р 0,05), свидетельствующие о меньшей степени выраженности праворукости, что говорит о накоплении у них амбидекстральных показателей в мануальной сфере. Менее выраженная асимметрия двигательной функции может быть обусловлена многолетней практикой игры на музыкальных инструментах.

Таким образом, при сравнении межполушарной организации двигательной функции выявилась менее выраженная асимметрия мануальной функции в экспериментальной группе. При отличии в распределении латеральных показателей в слухоречевои и зрительной системах ниже уровня статистической значимости были отмечены следующие тенденции: в слухоречевои системе в экспериментальной группе чаще встречается левосторонний показатель, что говорит о большей задействованности правого полушария в речевых процессах в сравнении с контрольной группой. В зрительной системе, напротив, заметна более выраженная латерализация данной функции с преимущественным вовлечением левого полушария.

Если обратиться к результатам детской выборки и сопоставить распределение латеральных показателей детей в сравнении со взрослыми, то в мануальной сфере в детской экспериментальной выборке, напротив, меньше, чем в контрольной детской выборке, был выражен симметричный показатель. Возможно, этот показатель претерпевает изменения с ходом музыкальной практики и с годами может меняться в процессе интенсивной тренировки моторики рук. Интересно, что тенденции в слухоречевои и зрительной системах оказались идентичными: в обеих экспериментальных группах отмечается большее вовлечение правого полушария в обеспечение речевой функции, а также более выраженная латерализация зрительной функции в сравнении с контрольными группами. Можно предположить, что на латерализацию речевой функции влияет музыкальная практика, способствуя большему вовлечению правого полушария.

Похожие диссертации на Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов