Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза Сопочкин Александр Иванович

Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза
<
Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сопочкин Александр Иванович. Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Челябинск, 1998 211 c. РГБ ОД, 61:99-13/970-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Нравственное формирование личности как педагогическая проблема 12

1. Анализ результатов исследования проблем нравственности, нравственного формирования личности в философской и психолого-педагогической литературе 12

2. Историхо-педагогический анализ военного образования в России (аспект нравственного формирования личности офицера) 42

ГЛАВА II. Педагогические условия нравственного формирования личности и их экспериментальная проверка 83

1. Выявление педагогических условии нравственного формирования личности 83

2. Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы 110

3. Экспериментальная проверка педагогических условий нравственного формирования личности 136

Заключение 155

Библиография 158

Приложения 169

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящие в обществе социально-политические преобразования потребовали кардинальных изменений во всех сферах его жгонедеятельности. Современный этап развития нашего общества выдвигает на первый план человека с его потребностями, интересами, способностями, индивидуальностью. В условиях демократического общества,

ф когда человек, его развитие сущностных сил становится основной ценностью,

педагогическая наука призвана ориентироваться на безграничное развитие самого человека.

Сложный период в жизни российского народа обостряется проявлением нигилизма и бездуховности, которые проектируются на молодежную и подростковую сферу и являются опасными как для боевой готовности Вооруженных Сил, так и для всего государства в целом. Вот почему сегодня, когда общество подвергается серьезным испытаниям, необходимо сохранить и при-

щ умножить духовно-нравственный потенциал Вооруженных Сил. Сегодня нет

адекватных духовных противовесов возрастанию сил зла в обществе, нигилизм и цинизм по отношению к высшим ценностям становятся нормой. Из этого следует, что такие вечные явления в духовной жизни людей, как честь, достоинство, совесть, формируются у личности под влиянием случайных факторов. Реальное состояние нравственности в обществе учеными (JLILByeea1, Б.ТЛихачев2, Н.Д.Никандров3 и др.) обозначается как глубинный нравственный кризис.

* Крах прежнего мировоззрения, идейное разномыслие, неопределен-

ность духовно-нравственных основ военной службы привели к образованию духовного вакуума. Как результат - девальвация таких понятий, как честь, достоинство, долг.

На сегодняшний день, когда особо остро ощущается дефицит нравственности, а традиционные формы работы педагогов не могут привести к

'Буква Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии, 1992, №12. С.5 7 Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Прометей, 1995. С.3-5 5 Никалдров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека/Шедаголаоса, 1998, J*4. С.3-8

, желаемым результатам, необходимо решить, по крайней мере, две задачи

Щ1 основополагающего характера. С одной стороны, необходимо уточнить тео-

ретико-методологические подходы к нравственному формированию личности, с другой - осознать имеющийся опыт, раскрыть перспективы и новые формы работы.

Таким образом, актуальность исследования вытекает из:

1. Существующего противоречия между потребностями в уточнении
щк подходов к формированию нравственности в условиях демократического

общества и имеющейся практикой, которая не в полной мере отвечает этим потребностям.

2. Недостаточной теоретической и методической разработанности про
блемы нравственного формирования личности в современном образователь
ном учреждении.

Проблема нравственности и нравственного формирования личности
является предметом большого числа исследований как в нашей стране, так и
іат} за рубежом и представляет собой комплексную проблему, в которой отража-

ются интересы и точки соприкосновения различных наук: философии, социологии, права, психологии, педагогики и др.

Особое значение для ее разрешения имеет разработка теоретических основ нравственного развития, заложенных и получивших свое отражение в трудах Н.И.Болдырева, ИА.Каирова, Б.ТЛихачева, Э.И.Моносзон, И.Ф.Харламова и др.

Проблема морали, ее социальной детерминированности раскрыта в ра-
* ботах философов и социологов А.МАрхангельского, Л.П.Буевой, И.М.Кона,

В.М.Соколова, Г.Н.Филонова и др.

Теория коллектива, как решающего фактора воспитания и нрав
ственного развития личности, была разработана выдающимися педагога
ми Ф.Ф.Королевым, А.В Луначарским, А.С.Макаренко,
Л.В.Сухомлинским и др.

Нравственным аспектам общественного поведения и активности лич-
щі ности посвящены исследования С.Ф.Анисимова, Л.П.Буевой, Н.Н.Крутова,

В.Н.Шердакова и др.

Конкретные проблемы нравственного развития личности, формирования ценностных ориентации рассматриваются в трудах Л.МАрхангельского, Б.ИДодонова, В.Н.Шердакова и др.

Основные теоретико-методологические подходы к исследованию взаимосвязи культуры и морали заявлены в работах Н.С.Злобина, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Э.В.Соколова, В.И.Толстых, Б.Д.Яковлева и др.

Вопросы нравственной оценки внешних и внутренних, по отношению к личности, факторов и их проявления в поведении и деятельности нашли отражение в исследованиях С.Ф.Анисимова, Н.Н.Крутова, А.НЛеонтьева, А.И.Титаренко и др.

Механизмы нравственного становления личности, формирования нравственных качеств с позиции системного подхода представляются Л.П.Буевой, И.С.Марьенко и др.; с позиций комплексного подхода - Ю.К.Бабанским, А.М Архангельским и др.

Вопросам диагностики нравственной воспитанности посвящены исследования А.СБелкина, Н. И .Болдырева, Е.В.Бондаревской, М.И.Шиловой и

др.

В исследованиях военных ученых (А.И.Волков4, Е.П.Гаркуша5, В.П.Давыдов*, С.В.Чирков7 и др.) выделяются психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания военнослужащих и определяются пути его совершенствования.

Вопросы взаимосвязи нравственного и духовного становления личности рассматриваются в работах В.А .Черкасова, Т.А.Фоминой, Ш.Ш.Хайрулина и др.

4 Волков А.И. Псяхолого-псдапы ичесжие аспекты нравственного воспитания в физкультурном ВУЗе.

Дисс. на сонск.уч.степлсанд. педлиук. - М.: ВПА им Ленина, 1984 г.

5 Гаркуша Б.П. Воспитание чести советского офицера у курсантов военных училищ (на материале

ВМФ). Дисс. на соиск.уч.степ лсанд. педлаук. - М.: ВПА им Ленина, 1989 г.

6 Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших воен-

но-учебных заведений в процессе обучения. Дисс. на соиск.уч.степ,докт. педлаук. - М.: ВПА им .Ленина, 1977 г.

7 Чирков СВ. Педагогические основы формирования высоконравственных взаимоотношений в кол-

лективе кафедры ВУЗа. Дисс. на соиск.уч.степлсанд. педиааук. - М.: ВПА им Ленина, 1993 г.

Современное видение проблем нравственности нашли свое отражение в трудах и публикациях Р.Г Апресяна, Н.Н.Баркова, Д.И Дубровского, М.ГЛрошевского и др.

Совокупность проблем морального развития личности, морального сознания и поведения в различной степени решается и за рубежом последователями психоанализа З.Фрейда (Джиллинган, Левингер и др.), теории когнитивного развития (Ж.Пиаже, Л.Кольберг и др.), теории социального обучения (В.Скиннер, Э.Дюркгейм и др.).

При анализе литературы по проблеме нравственности выделяются работы философского характера, в которых суть морали заключается в следовании разуму, в идеях истины, добра, красоты (В.СБарулин, ВА.Блгомкин, АА.Гусейнов, В.Н.Шердаков и др.). Социальная суть морали проявляется в функции сдерживания или стимулирования человеком поведения, в обеспечении духовного равновесия в обществе, в отстаивании человеческих интересов (Л.П.Буева, СШ.Крутова, В.Н.Шердаков и др.). С психологических позиций (Ю.П.Вяземский, П.М.Ершов, И.Ю.Кулагина, П.В.Симонов, Л.И.Фридман и др.) мораль способствует достижению в человеке психического равновесия и гармонии путем общественного одобрения его поступков, стимулирования позитивного самоутверждения. Педагогическая функция морали состоит, в том, что с ее помощью осваивается сложный мир социальных отношений, раскрывается многообразие взаимодействии (Б.ТЛихачев, И.С.Марьенко, И.Ф.Харламов и др.).

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в педагогике высшей военной школы в меняющихся условиях общественно-политической жизни послужили необходимым основанием для определения темы исследования: "Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного ВУЗа".

Цель исследования состоит в выявлении и обосновании педагогических условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.

Объект исследования - нравственное становление личности под влияни-
^ ем образования, характеризующегося гуманистической и демократической

| направленностью.

Предмет исследования - педагогические условия нравственного формирования личности в военном ВУЗе.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о
том, что формирование нравственной личности будущего офицера в военном
щ> ВУЗе будет осуществляться более успешно при наличии педагогических усло-

вий:

направленности содержания образования в его инвариантной, вариативной и индивидуальной составляющей на формирование потребностей в творчестве, эмпатии, самореализации сущностных сил как признаков нравственности личности;

реализации преемственности в развитии нравственных качеств личности;

организации взаимосвязи и координировании усилий педагогов на развитие деятельности личности в образовательном процессе до уровня духовно-практической, т.к. в этом случае обеспечивается целостность образовательного процесса.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1. Проанализировать педагогический опыт и теоретико-
методологические подходы к решению проблемы нравственного формирова
ния личности в современных условиях.

  1. Выявить структуру и динамику развития нравственности личности в образовательном процессе.

  2. Выявить взаимосвязь развития нравственных качеств личности обучающегося с элементами образовательного процесса. Определить педагогические условия развития нравственности личности обучающегося средствами образования.

Общей теоретикочмютодологической основой исследования является положение диалектики и материалистического взгляда на развитие окружаю-

щей действительности, а также основанные на этих представлениях положения теории познания: о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; учение о социальной природе психической деятельности человека, его активности и ведущей роли в процессе собственного развития и формирования.

Соискатель опирался на исследования, теоретические положения и ме
тодические рекомендации Г.С.Абрамовой, Ю.К. Бабанского,
Л.В. Барабашцикова, Н.И.Болдырева, Л.П. Буевой, А.С. Гаязова,
А.Н. Леонтьева, Б.Т Лихачева, И.С. Марьенко, В.А. Черкасова,
И.Ф. Харламова, В.Н. Шердакова, М.И.Шиловой и др.

При разработке практической части исследования автор использовал системно-оптимизационный подход как взаимосвязь ценностного, программно-целевого и комплексно-деятельностного.

Исследование осуществлялось в три этапа и предусматривало комплексное применение различных научных методов: системного анализа, ло-ппсо-исторического анализа, теоретического анализа философской и психолого-педагогической литературы, анализа и обобщения педагогического опыта и массовой практики ВУЗов по нравственному воспитанию, анализа документов по развитию высшей школы с целью определения состояния и выявления педагогических условий, спссобствугощих нравственному формированию будущих офицеров, анкетирования курсантов, преподавателей, руководящего состава ВУЗа, методов экспертных оценок, методов научного сравнения, прямых и косвенных наблюдений за реальной деятельностью обучаемых и обучающих в военном училище, педагогического эксперимента, математических и статистических методов. Его основной опытно-экспериментальной базой было Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов.

Первый этап (1992-1994 гг.) включал выбор темы исследования, разработку гипотезы исследования, цели и задач. В ходе этого этапа осуществлялось изучение взглядов и подходов по проблеме нравственности и нравственного формирования личности, изложенных в философской, психолого-педагогической литературе, анализировались материалы периодической пе-

чати, официальные документы, определяющие требования к нравственным качествам личности, обдумывался план проведения опытно-экспериментальной работы, шла предварительная апробация отдельных методик оценки нравственных качеств.

Второй этап (1994-1997 гг.) - экспериментальный. Его целью было проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению и оценке эффективности влияния педагогических условий, введенных в процесс преподавания тактики, военной истории и внеаудиторной работы, на осуществление нравственного формирования личности курсантов. К участию в экспериментальной работе были привлечены 8 учебных групп (185 курсантов), препода-ватели и офицеры подразделений училища.

На третьем этапе (1996-1998 гг.) осуществлялись анализ и обработка полученных данных, формулировались выводы и практические рекомендации, апробировались и внедрялись результаты исследования, проводилось оформление в законченном виде диссертации.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. В условиях современного постиндустриального, информационного общества человек становится основной ценностью, а его духовно-нравственное становление - предметом исследования многих наук, прежде всего педагогики. В понимание нравственности человека в современных условиях правомерно включить такие признаки как потребность и способность к творчеству (и не только в решении профессиональных проблем), способность к эмпатии (сочувствиго, сопереживаниго, пониманию другого и стремлению прийти к нему на помощь в трудных ситуациях), стремление к развитию своих сущностных сил посредством активной их самореализации в деятельностях познания, преобразования, ценностной ориентации, общения.

  2. Профессиональная подготовка будущего офицера в военном ВУЗе должна быть пронизана идеями нравственного формирования личности, ориентированными на преемственность нравственных качеств, традиционно присущих российскому офицеру.

  3. К педагогическим условиям, способствующим формированию у будущих российских офицеров таких обязательных нравственных качеств, как

!0

честь, долг, достоинство, эмпатия, воля, патриотизм, коллективизм, совесть, следует отнести: направленность содержания образования в его инвариантной, вариативной и индивидуальной составляющей на формирование потребностей в творчестве, эмпатии, самореализации сущностных сил как признаков нравственности личности; реализациго преемственности в развитии нравственных качеств личности; организацию взаимосвязи и координирование усилий педагогов на развитие деятельности личности в образовательном процессе до уровня духовно-практической, реализация которых способствует осуществлению направленности всего образовательного процесса на развитие деятельности личности до уровня духовно-практической.

Защищаемые положения определяют научную новизну и теоретическую значимость исследования, которая заключается в том, что:

уточнено представление о нравственности как педагогическом явлении, включающем в себя потребности в творчестве, в эмпатии, в самореализации сущностных сил;

дана интерпретация этого представления через комплекс нравственных качеств, которые должны быть присущи будущему офицеру российской армии;

выявлены и обоснованы условия: направленность содержания образования в его инвариантной, вариативной и индивидуальной составляющей на формирование потребностей в творчестве, эмпатии, самореализации сущностных сил как признаков нравственности личности; реализация преемственности в развитии нравственных качеств личности; организация взаимосвязи и координирование усилий педагогов на развитие деятельности личности в образовательном процессе до уровня духовно-практической, которые способствуют более успешному формированию нравственных качеств будущего офицера в условиях военного ВУЗа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное содержательное и технологическое обеспечение исследуемого процесса позволяет осуществлять более эффективную нравственную подготовку будущих офицеров в период их обучения в военном ВУЗе. Материалы настоящей работы могут быть использованы при разработке квалификационных харак-

теристик, программ курсов, спецкурсов и плановой организации воспитательной работы. На основе материалов данного исследования можно научно обосновать и отобрать содержание, определить формы и методы нравственного формирования личности будущего офицера. Результатами исследования, методическими советами и рекомендациями могут воспользоваться военные и суворовские училища, кадетские корпуса, гражданские ВУЗы, имеющие военные кафедры и общеобразовательные учреждения в специализированных военных классах.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов настоящей работы обеспечивается: использованием современных достижений философии, психологии, педагогики, позволившим построить и осуществить комплексную методику исследования; вопроизводимостью результатов, количественным и качественным их анализом, обработкой результатов эксперимента с использованием методов математической статистики и вьгаислительной техники.

Апробация и внедрение результатов диссертации осуществлялись на протяжении всего периода исследования и в ходе педагогического эксперимента. С отдельными проблемами темы исследования и материалами диссертации в форме научных докладов и сообщений автор выступал на научно-практических конференциях в авиационных училищах городов Барнаула (1995 г.), Тамбова (1996 г.), Челябинска (1993-1997 гг.).

Анализ результатов исследования проблем нравственности, нравственного формирования личности в философской и психолого-педагогической литературе

Навеки отложилась в генном фонде духовной жизни человечества формула Протагора: "Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют"[126,с.238]. Протаго-ровская формула имела многоплановый характер: она позволяла сделать морально-этические выводы, но главное в том, что впервые человек был поставлен в центр вселенной как творец, как ее властелин, как критерий измерения окружающего его мира. Впервые был совершен поворот от объективно-божественного к субъективно-человеческому фактору в решении целого ряда проблем. Протагор обосновал необходимость правильной постановки обучения и воспитания всех граждан полиса, направленных на то, чтобы привить людям чувство справедливости, внушить им общеполезный образ мыслей и действий, сделать каждого "причастным к стыду и правде"[127,с.205 J.

Сократ вошел в историю духовной культуры как "олицетворение философии" [101 ,с.99]. Он рассматривал человека преимущественно как нравственное существо. Предмет его философии - ценностное содержание человеческой жизни: вопросы отраведливости, добра, счастья, мужества и т.д. Сократ свел всякое аморальное действие к простому незнанию или заблуждению, а мудрость - к совершенному знанию I140,c.330j. Ключевое положение учения Сократа - "добродетель есть знание" - преследует цель дать рациональное, логически понятное объяснение природы нравственности, правил и норм человеческого общежития, "...нет ничего сильнее знания..."[127,с.247]. Предметом знания может быть, по Сократу, только то, что доступно целесообразной деятельности человека. Согласно Сократу, наиболее доступна человеку деятельность его души. Поэтому основной задачей познания Сократ провозглашает самопознание ("познай самого себя")(140,с.ЗЗО]. Нравственную деятельность он рассматривал с точки зрения целесообразности. Мы действуем правильно, когда наши действия достигают поставленной цели. Из этого следует, что для правильного действия необходимо знать соотношение между целями н средствами их достижения. Кроме того все наши действия только тогда являются нравственно ценными, когда мы имеем правильное познание о благе. Отсюда вытекает, что все хорошие поступки обуславливаются знанием и мудростью. Это установление неразрывной связи между знанием добра и добрыми поступками приводит Сократа к отождествлению мудрости с добродетелью, разумности - с добром [24].

Основоположения Сократа получили дальнейшее развитие у его ученика Платона - в духе крайнего идеализма. Этика Платона пронизана теологическими представлениями его теории "идей" и учения о тройственном строении бытия: истинно сущих "идей", "мировой души" и мира чувственных вещей. Эта тройственность отображается в строении души человека, в которой Платон различает три способности: интеллектуальную, волевую и аффектяую [140,с.259]. Тройственным составом души определяются три добродетели: мудрость как верховная добродетель (добродетель ума), мужество (добродетель воли) и самообладание [24]. Синтез и равновесие этих добродетелей осуществляется четвертой добродетелью - справедливостью [140,c.259J. Основное положение этики Платона - равновесие как духовных, так и телесных сил и способностей.

Свойства человеческой души - добродетели - делятся, согласно Аристотелю, на два вида: этические, возникающие на основе привычек и развивающиеся посредством воспитания, интеллектуальные, основанные на суждениях и достигающиеся путем обучения. Благодаря целенаправленному обучению и воспитанию человек может стать нравственно совершенным: "...от нас зависит, быть нам добрыми или дурными" [105,c.W5J. Тот, кто не способен вступить в общение, не чувствует в этом потребности, не являясь элементом государства, становится "либо животным, либо божеством" [105,c.378J.

Отвергая сверхъестественное происхождение нравственного чувства, Эпикур усматривает его источник в самом человеке, в естественном, присущем человеку от природы стремлении тянуться к удовольствию и избегать страдания. Путь, ведущий к счастью (высшему благу) человека, Эпикур видел в достижении независимости от внешних условий. Он не допускал никакого вмешательства богов в дела людей. "Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить" [!05,с.223], говорил он. К.Маркс и Ф.Энгельс видели в Эпикуре "...героя, впервые низвергнувшего богов и поправшего религию..." [102,с.127]. Основное правило жизнедеятельности индивидов, сформулированное Эпикуром, - "проживи незаметно". "С точки зрения Эпикура, -писал К. Маркс,- не существует никакого блага, которое находилось бы для человека вне его; единственное благо, которым он обладает по отношению к миру, есть отрицательное движение, заключающееся в том, чтобы быть свободным от мира" (104,с.б5].

Стоики не искали происхождения нравственных понятий и стремлений человека в какой-либо сверхъестественной силе, а утверждали, что сама природа содержит в себе правила и образы нравственного. То, что люди называют нравственным законом, вытекает из мировых законов, управляющих жизнью природы, утверждали они [25.C.99J. Разум человека, говорили стоики, а следовательно, и наши понятия о нравственности - ни что иное, как одно из проявлений сил природы. Все их учение направлялось к тому, чтобы помочь человеку развить в себе добро и бороться со злом и тем самым достигать наибольшего счастья. Основная мысль стоиков была та, чтобы найти основы нравственности в разуме человека. Человек должен построить свою нравственность на знании: на познании самого себя и своей природы; жить следует со своим разумом и способностями, стремиться к чему- то высшему, идеальному; в развитии душевной жизни для блага самого человека, его семьи, общества и главным образом - в достижении внутренней свободы [87,c.94J.

Таким образом, всем античным этическим системам, несмотря на все их различия, свойственна одна характерная основная черта: все они признают, что все моральное развитие есть исключительно дело рук личности и что, в сущности, оно сводится к развитию личных сил [26,с.11], и проходит мысль о внечеловеческом и внеприродном происхождении нравственного [87,с.87}.

Сущность христианской этики - личное "спасение", соединенное с покорностью судьбе и пассивным отношением к злу [87,с.43]. Вся этика христианства есть ни что иное, как указание пути возвращения к Богу, подчинение своей воли принципам божественного миропорядка. Эти принципы - Бог и то, что входит в божественное целое. Христианская мораль основана на влечении людей к высшему и себе подобному. Так, согласно Боэцию, человек способен соединиться с высшим разумом и достичь блаженства благодаря нравственному совершенствованиго.

В неоплатонизме этика прямо вытекает из метафизики, откуда и основное требование морали - освобождение от потребностей тела, достигаемое путем аскетизма. Кроме аскетизма, человека ведет к высшему миру красота, являющаяся "чувственной оболочкой духа и добра" [24,с.153]. Характерной чертой этики неоплатонизма является перемещение центра тяжести морального в чисто внутреннюю жизнь, в область помышлений, чувств и стремлений. Человек, в соответствии с этикой Августина, является лишь материалом нравственного совершенствования, истинным источником которого он признает только Бога, а необходимым посредником церковь.

Бэкон провозгласил основой этики естественный моральный закон, принципиально отверг всякую непосредственную связь этики с религией. Этот господствующий закон обнаруживается в поступках человека, направленных на достижение общего блага. Привычка, воспитание, упражнение, подражание и т.д. имеют важное значение для этого морального развития.

Гоббс развил дальше эти мысли, и для него моральный закон служит исходным пунктом, и для него моральное тождественно с полезным. Но мотивом всех человеческих поступков является эгоизм, а общая польза принимается во внимание лишь постольку, поскольку она не сталкивается с личным благом.

Историхо-педагогический анализ военного образования в России (аспект нравственного формирования личности офицера)

Ретроспективный взгляд позволяет не только глубже оценить настоящее, но и уверенно прогнозировать перспективу. Чрезвычайно полезно обращение к истории в тот момент, когда общество находится на переломном этапе своего развития, особенно, если перелом предполагает выход из тупиковой, кризисной ситуации. Исторический анализ помогает найти то главное звено в цепи нерешенных проблем, ухватившись за которое можно вытащить всю цепь. Таким звеном, на наш взгляд, являются опыт и традиции подготовки офицерских кадров в России в XVIII - начале XX века.

Престижность любой профессии определяется социальной значимостью конкретного труда в обществе, уровнем профессионального мастерства специалистов, их материальным положением и социальной защищенностью, традициями и ритуалами, связанными с данной профессией.

Профессия офицера имеет в России многовековую историю. Каковы же ее истоки? Офицер это профессиональный военный. Служба в армии для него - постоянное занятие, поэтому офицерство как социально-профессиональный слой появляется не раньше, чем возникают постоянные военные формирования с устойчивой внутренней организацией. Там, где такие формирования существовали, существовали и профессиональные командиры. В древнеримских легионах офицерский состав был представлен центурионами, которые с V-IV вв. до н.э. определяли организационный стержень армии. Социально-профессиональное положение римских центурионов и (в I в.н.э.) трибунов в принципе не отличалось от положения офицеров регулярной армии, хотя чиновно-ранговая система и атрибуты офицерской системы еще отсутствовали.

С середины XY в., когда в европейских странах началось формирование постоянной армии, пришедшей на смену рыцарскому ополчению, ее ряды все в большей степени начинают пополняться дворянами-рыцарями, для которых военное дело было естественным сословным призванием. Рыцарство, таким образом, как бы преобразовалось в офицерство, унаследовавшее рыцарские воинские традиции и психологию.

В традиционной системе представлений понятие "благородство" было неразрывно связано с армией. Высшее сословие с самого начала формировалось как военное сословие. Военная служба рассматривалась как самое достойное благородного человека занятие. Поэтому офицерство как социальный слой с самого начала оказалось естественным образом отождествляемо с дворянством.

Становление системы офицерских чинов современного типа связано с привлечением на русскую службу иностранцев. Во время русско-польской войны 1654-1667 гг. упор был сделан на национальные кадры. В имевшихся к тому времени полках "нового строя" более 70 % командного состава составляли русские дворяне.

Анализируя литературу по данной проблеме, необходимо отметить, что она раскрывает содержание отдельных элементов опыта и традиций подготовки офицерских кадров в России, однако не дает их системного анализа за рассматриваемый период времени. К примеру, С.В.Волков на основе архивных документов и материалов, литературы, изданной в основном до октября 1917 г., исследовал такие проблемы, как статус офицера в русском обществе, становление и развитие системы военных чинов, порядок прохождения офицерской службы [39].

Вообще офицерским корпусом ни в этом, ни в других аспектах в советский период никто специально не занимался, и вопрос о нем затрагивался лишь в двух-трех больших работах по истории русской армии [53,с.75] да в виде упоминаний в нескольких статьях и книгах, посвященных другим аспектам отечественной истории. По существу, единственным специалистом такого рода является А.Г.Кавтарадае, но его исследования посвящены в основном судьбам офицеров русской армии после революции Г66].

В начале 90-х годов появляется ряд публикаций в периодических изданиях о традициях русской армии, о благосостоянии и быте офицеров, их происхождении, национальном и возрастном составе, идеологии и морали, вкладе офицеров в русскую культуру [13,38,42,44,56,86,110,115,116,117,134 и др.]. В книге Ю.А. Галушко и А.А. Колесникова находят освещение проблемы воинского долга, чести и нравственности, а также обучения и воспитания в российской армии за период XVIII - XX вв. [118J.

В интеллектуальном наследии военных мыслителей России, созданном лучшими представителями российского офицерского корпуса, была высказана боль за судьбу русской армии, тревога за ее будущее, сокровенные мысли и мудрые замечания. Сочинения военных авторов по педагогике, психологии, проблемам нравственности выходили за рамки ведомственной печати, становились достоянием читающей России, переводились на иностранные языки, получали признание в Европе [44]. Реалии сегодняшних дней таковы, что забыты многие имена отечественных военных мыслителей, предано забвению их творческое наследие, обращенное к потомкам. Чтобы под новым ракурсом взглянуть на проблему подготовки офицерских кадров на современном этапе, используя в образовательном процессе прогрессивные традиции и приоритетные направления развития духовно-нравственной личности в российской армии, необходимо вернуться к традициям и опыту старой военной школы, которая во главу угла ставила нравственное воспитание офицера, формирование его общей культуры.

Выявление педагогических условии нравственного формирования личности

В педагогическом контексте воспитание обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества [80,c.4J. В.В. Краевский, И.Я. Лернер определяют воспитание как целенаправленную специально проектируемую и организуемую деятельность по приобщению подрастающих поколений к жизни общества [148,с.34].

По мнению А.П. Буевой [27,с.4б], задача педагога заключается и в подготовке детей к жизни, и к непосредственному включению их в жизнь. Первая часть задачи решается в ходе обучения, посредством которого подрастающему поколению передаются основные элементы социального опыта. Вторая часть задачи решается в ходе воспитательной работы, специфика которой включает обучение и формирование социальных и духовных отношений [171, с.49].

Таким образом, образовательный процесс в целом выполняет двуединую задачу обучения и воспитания - подготовки к жизни и включения в жизнь. B.A.4epKacoB[17I,c.57J обучение и воспитание определяет как формы образования. И.Ф.Харламов [167,с.ЗП] говорит, что процесс образования может быть реализован посредством обучения и воспитания, при этом понятие "формирование" принято считать тождественным понятию "образование" (Л.Клинберг). Мы разделяем эту точку зрения, т.к. в обученности отражается "присвоение" личностью той стороны общественного опыта, которая включает в себя знания, а в воспитанности отражается степень сформированности у человека социальных и нравственно-эстетических отношений как важнейшей стороны его личностного развития. Вслед за Б.ТЛихачевым мы считаем, что нравственное формирование состоит в формировании у личности внутренней способности быть верным общечеловеческим нравственным принципам, умении делать выбор поведения с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения и нравственного мышления [92,с.276].

В педагогике научно доказана возможность применения системного подхода, а также моделирования в исследовании педагогических проблем [19,69,83,147 и др.] и в организации образовательного процесса [65,67 и др.]. Определение нравственного формирования личности как системы позволяет использовать применительно к нему общепринятую характеристику педагогической системы как "совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами"[20,с.6].

При системном подходе образовательный процесс рассматривается как двуединая деятельность преподавателя и студента, имеющая системный характер, и предметом анализа является взаимодействие между обучающим и обучаемым [67,c.lOJ. Важным условием формирования педагогической системы является целостность образовательного процесса [9,90,179. Н.Т. Абрамова [2], И.П. Яковлев [179] и др. вьщеляют две тесно связанные стороны целостности - организованность и упорядоченность всех элементов системы.

Под целостной системой понимается организованная и упорядоченная система с развитыми внутренними и внешними связями, система, в которой появляются новые, интегральные качества, не свойственные отдельным ее компонентам [67,с.П]. В педагогике общепринято выделение совокупности компонентов, определяющих содержательные и процессуальные аспекты образовательного процесса. В.В. Краевский, И.Я.Лернер [148,с.б7] вьщеляют следующие компоненты образовательного процесса как системы: его цели, воплощенные в содержание образования, деятельность преподавателя, мотивы субъектов обучения, деятельность ученика, организационные формы, механизм реализации процесса обучения, результат обучения, характеризуемый степенью усвоения содержания. В обобщении этих компонентов мы придерживаемся точки зрения А.С. Гаязова [43] и рассматриваем следующие основные компоненты педагогической системы: обучаемые , цели, содержание, задачи, принципы, движущие силы, условия реализации, педагоги, организационные формы и методы.

Вся педагогическая система формируется на основе общественно-государственного заказа, находящего отражение в квалификационной характеристике, профессиограмме, модели личности специалиста, в соответствии с которыми можно выделить некоторые качественные характеристики выпускника военного училища: высокий профессионализм и духовность, проявляющаяся в высоких моральных качествах, в активной творческой деятельности на благо общества, в возможности и способности реализовать потребность в творчестве, в эмпатии и в свободе самореализации своих сущностных сил.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим подробнее некоторые из основных элементов педагогической системы, направленной на развитие нравственных качеств курсантов.

Всю деятельность курсанта в ВУЗе можно подразделить на учебную, служебную, общественную, научную, бытовую и культурно-досуговую. Определяющей выступает учебная деятельность, а все другие виды деятель-ности должны способствовать ее развитию. Возраст курсанта характеризуется сложным, порой противоречивым психическим складом, поэтому эту особенность необходимо учитывать педагогом в своей деятельности, знать их физическую, интеллектуальную и духовную подготовку.

Как показывает практика работы военного училища, самым сложным и трудным для курсанта является первый курс обучения. В этот период происходит перестройка определенных структур личности к новым условиям (изменяется познавательная, эмоционально-волевая, практически - действенная структура личности). Ш.Ш. Хайрулин [166] с точки зрения деятельности курсанта выделяет три разновидности адаптации: учебную (дидактическую), функциональную и военно-бытовую.

Основным в дидактической адаптации является преодоление психологического барьера в обучении. Определяющими здесь выступают такие факторы преодоления психологического барьера, как личностные данные курсанта и организация учебного процесса. Среди факторов, оказывающих негативное влияние, можно назвать: отсутствие навыков в самостоятельной работе, отсутствие навыков в организации жизнедеятельности, сложность учебного материала и ряд других.

Экспериментальная проверка педагогических условий нравственного формирования личности

Исследование проблемы нравственного формирования личности курсантов проводилось нами на протяжении трех лет. Экспериментальной базой исследования являлось Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов.

Целью эксперимента являлась проверка на практике справедливости выдвинутой гипотезы о том, что формирование нравственной личности в образовательных учреждениях общества, строящего свою жизнедеятельность на основах гуманизма и демократии будет осуществляться более успешно при наличии педагогических условий: - направленности содержания образования в его инвариантной, вариативной и индивидуальной составляющей на формирование потребностей в творчестве, эмпатии, самореализации сущностных сил как признаков нравственности личности; - реализации преемственности в развитии нравственных качеств личности; - организации взаимосвязи и координировании усилий педагогов на развитие деятельности личности в образовательном процессе до уровня духовно-практической, т.к. в этом случае обеспечивается целостность образовательного процесса, поскольку первое условие является основой педагогического целепологания, второе - ориентирует педагога на выбор средств достижения поставленных целей и третье - программирует ожидаемый результат. В задачи педагогического эксперимента входило: 1. Выявить существующий уровень развития нравственных качеств курсантов военного ВУЗа. 2. Проверить эффективность влияния на развитие нравственных качеств личности курсантов каждого педагогического условия, способствующего осуществлению нравственного формирования личности и их различных сочетаний. 3. Проверить влияние этих условий на формирование у курсантов нравственных качеств, традиционно присущих российскому офицеру. 4. Проверить достаточность выделенных условий для осуществления нравственного формирования личности курсантов военного ВУЗа. 5. Апробировать методику оценки развития нравственных качеств лич ности курсанта с целью анализа индивидуальных и коллективных достиже ний в нравственном формировании личности. Наша опытно-экспериментальная работа опиралась на принятые в отечественной педагогике теоретические и практические посылки и рекомендации, раскрывающие методологию (А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, М.Н. Скаткин и др.), методы организации и проведения как теоретического, так и экспериментального исследования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.В. Кузьмина, В.И. Петрова и др.). Наше теоретическое и экспериментальное исследование проводилось в три этапа. Первый этап (1992-1994 гг.) включал выбор темы исследования, разработку гипотезы исследования, цели и задач. В ходе этого этапа осуществлялось изучение взглядов и подходов по проблеме нравственности и нравственного формирования личности, изложенных в философской, психолого-педагогической литературе, анализировались материалы периодической печати, официальные документы, определяющие требования к нравственным качествам личности, обдумывался план проведения опытно-экспериментальной работы, шла предварительная апробация отдельных методик оценки нравственных качеств. Второй этап (1994-1997 гг.) - экспериментальный. Его целью было проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению и оценке эффективности влияния педагогических условий, введенных в процесс преподавания тактики, военной истории и в ходе внеаудиторной работы на нравственное формирование личности курсантов. К участию в экспериментальной работе были привлечены 8 учебных групп (185 курсантов), преподаватели и офицеры подразделений училища. На третьем этапе (1996-1998гг.) осуществлялись анализ и обработка полученных данных, формулировались выводы и практические рекомендации, апроби 112 ровались и внедрялись результаты исследования, проводилось оформление в законченном виде диссертации.

Для подтверждения гипотезы исследования в ходе экспериментальной работы были проведены констатирующий (1994 год), поисковый (1994-1996 гг.) и формирующий (1996-1997 гг.) эксперименты. Из общего числа участвующих в экспериментальной работе нами были выделены контрольная ( КГ - 96 человек) и экспериментальная (ЭГ - 89 человек) группы. В соответствии с планом проведения опытно-экспериментальной работы, после проведения констатирующего эксперимента и определения исходного уровня развития нравственных качеств, экспериментальная группа разделилась на четыре подгруппы, с каждой из которых определялась эффективность внедрения как всей совокупности определенных гипотезой педагогических условий (ПУ) осуществления нравственного формирования личности, так и различных их сочетаний в период проведения поискового эксперимента. При проведении формирующего эксперимента экспериментальные подгруппы вновь были объединены в одну экспериментальную группу. В таблице 10 отображен план проведения опытно-экспериментальной работы.

Принимая за основу идеи ведущих ученых в области нравственного формирования личности, что синтетической формой выражения нравственной оформированносж принято считать нравственные качества, нами выделены два блока нравственных качеств: групповой (обобщенный) и иидивидуальный. К каждому из блоков подобран набор наиболее известных в исследовательской литературе нравственных качеств.

При помощи экспертной группы (офицеры из состава управления училища, профессорско-преподавательский состав и наиболее подготовленные командиры курсантских подразделений, всего 54 человека), отвечающей на вопрос: "Какими на Ваш взгляд качествами должен обладать современный офицер?", был определен ряд самых важных (базовых) нравственных качеств. Их оказалось восемь: честь, достоинство, долг, совесть, патриотизм, коллективизм, воля, эмпатия (таблица 11).

Похожие диссертации на Педагогические условия нравственного формирования личности курсантов военного вуза