Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников Прутченков Александр Сергеевич

Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников
<
Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Прутченков Александр Сергеевич. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.06 : Москва, 1997 349 c. РГБ ОД, 71:99-13/29-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Игровая технология экономического воспитания учащихся как педагогическая проблема 23

1. Экономическое воспитание как составная часть учебно-воспитательного процесса современной школы 23

2. Место и роль игры в экономическом воспитании российских школьников 49

3. Анализ состояния экономического образования учащихся за рубежом 63

Глава 2. Теоретические основы игровой технологии экономического воспитания школьников 83

1. Понятие и педагогические возможности игровой технологии 83

2. Структура игровой технологии, ее основные компоненты 99

3. Принципы и этапы разработки игровой технологии 120

4. Типология игровой технологии экономического воспитания школьников 136

Глава 3. Использование игровой технологии в практике современной школы 163

1. Внедрение игровой технологии экономического воспитания школьников 163

2. Педагогические условия эффективного применения игровой технологии 177

3. Оценка эффективности игровой технологии экономического воспитания школьников 198

4. Профессиональная подготовка учителя в области игровых технологий 214

Глава 4. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы 230

1. Основные направления опытно-экспериментальной работы 230

2. Содержание и результаты проведенного исследования 245

Заключение 272

Библиография 1- 34

Приложение 1 - 35

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие идет активное обсуждение стратегии и тактики осуществления экономических преобразований как на макроуровне (в масштабах региона и государства), так и на микроуровне (предприятие, фирма). Повышение экономической культуры личности приобретает в связи с этим особую актуальность, так как при низкой экономической грамотности населения, отсутствии навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развитие страны все намечаемые реформы так и останутся на стадии теоретического обсуждения. Между экономической культурой личности и общества существует сложная взаимосвязь, состоящая в том, что культура личности хотя и зависит от экономической культуры общества, вместе с тем может ее опережать. Последнее означает, что возможно воспитание высокой экономической культуры отдельной категории граждан, которые в последующем помогут поднять уровень экономического развития общества. В первую очередь сказанное относится к молодежи, которая не отягощена стереотипами прежних экономических отношений. Поэтому необходимо глубокое теоретическое осмысление проблем экономической культуры молодежи, выявление ее специфики, разработка и реализация специальных программ экономического воспитания учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей. Это позволит решить актуальную проблему качественного повышения экономической культуры молодежи, су-щественно увеличивает шансы выпускника школы на жизненный успех, позволяет ему занять активную сознательную граж данскую позицию, расширяет диапазон применения его способностей и, наконец, дает возможность рассчитывать на высокий и постоянный доход. От этого во многом зависит успех экономических преобразований, происходящих в нашем обществе.

Учитывая это обстоятельство, в школах России уже вводятся различные учебные программы по экономике, охватывающие все ступени обучения, так как именно школа является важнейшим государственным институтом, дающим детям систематические знания и практическую подготовку к жизни в новых социально-экономических условиях. Эффективность экономического воспитания определяется во многом теми педагогическими технологиями, которые используются в школе.

Изучение состояния экономического воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий:

- между новыми ценностными ориентациями школьников,

«

которые стихийно адаптируются к изменяющимся социально-экономическим условиям, и консервативностью школы, как государственного института;

между меняющимся содержанием предметов гуманитарного цикла, настоятельной потребностью использовать в школе экономические программы и недостаточной подготовленностью педагогических коллективов к этому виду учебно-воспитательной деятельности;

- между необходимостью разработки и внедрения эффективных форм и методов обучения, соответствующих специфике нового учебного предмета "Экономика" и преобладанием в школе традиционных педагогических технологий;

- между имеющимися теориями игровой технологии и сложившейся практикой использования игры преимущественно в дошкольных учреждениях и в начальной школе;

- между необходимостью внедрения новых технологий, повышающих эффективность экономического воспитания школьников, и слабой материальной базой учебных заведений системы общего среднего образования.

Указанные противоречия порождают проблему, заключающуюся в необходимости разработки, внедрения и использования новых технологий экономического воспитания школьников. Решение указанной проблемы возможно с помощью игровой технологии. Актуальность и значимость исследования определяется тем, что в настоящее время сложились объективные условия, позволяющие успешно адаптировать игровую технологию, прошедшую многолетнюю апробацию в других образовательных сферах, к условиям средней школы. Например, деловая игра, используемая в высшей школе и при профессиональной переподготовке и повышении квалификации кадров, значительно повышает учебный эффект от проводимых занятий.

В настоящее время не только педагогов, но и школьников не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил, а современная социально-экономическая и нравственно-политическая ситуация стимулирует многие негативные явления, в том числе и в среде школьников (культ денег, жажда наживы, пренебрежение к знаниям и нормам морали, стремление жить только сегодняшним днем и т.п.). Задача школы - помочь растущему человеку найти смысл и свое достойное место в жизни, создать для этого соответствующие условия и предпосылки. Все это возможно при систематическом использовании игры с современным экономическим содержанием. Отсут ствие целевых педагогических исследований в области игровой технологии экономического воспитания учащихся тормозит ее широкое внедрение в учебно-воспитательный процесс школы. Вследствие этого, автор посчитал целесообразным обратиться к разработке теории игровой технологии экономического воспитания школьников.

Основанием для построения научно-теоретической концепции и программы исследования послужили работы философов, в которых содержится научный анализ природы общественных противоречий (Г.Е.Глезерман, Р.И.Косолапов, И.М.Панюшин, В.П.Тугаринов, П.Н.Федосеев, В.П.Чертков и др.) и разрабатываются методология и теория экономической культуры (Р.Г.Ахметов, В.Д.Демичев, В.Д.Попов, Г.Л.Смирнов, А.К.Уледов, В.П.Фофанов).

При изучении проблем экономической культуры, мышления и сознания автор опирался на труды экономистов (Л.И.Абалкин, Л.С.Бирман, Л.Н.Пономарев, К.А.Улыбин, В.Ш.Уразгалиев, В.Ф.Щербина, В.П.Чичканов), а при рассмотрении социологических аспектов теории и практики формирования экономической культуры на работы Л.П.Буевой, Т.И.Заславской, И.Б.Иткина, Д.Д.Рябова, Н.Смелзера, П.Сорокина, Ж.Т.Тощенко, С.С.Фролова.

В ходе исследования сущности экономического воспитания, как важнейшего фактора повышения уровня экономической культуры, были проанализированы работы экономистов Н.Я.Клепач, Б.И.Лившица, В.А.Медведева, Б.А.Райзберга, П.А.Шемякина, Л.Е.Эпштейна и др. Психологические аспекты экономического образования и воспитания изучались по трудам Н.Ф.Мягкова, А.И.Китова, С.И.Равикович, В. В. Чебыше-ва и других психологов.

Собственно педагогические аспекты экономического обра- + зования и воспитания школьников рассматривались по рабо там А.Ф.Аменда, Ю.К.Васильева, К.Н.Катханова, А.Ф.Крючкова, Л.П.Куракова, М.Л.Малышева, В.А.Полякова, В.К.Розова, Н.П.Рябининой, И.А.Сасовой, М.А.Хроменкова, Б.П.Шемякина, А.Т.Шпака. Педагогический анализ проблем, отражающий специфику экономического образования в условиях сельской школы, сделан по исследованиям М.И.Ермоленко, Н.Б.Кулаковой, А.С.Нисимчука и других авторов.

Поиски новых форм экономического образования и воспитания связаны сегодня с разработкой и внедрением эффективных технологий, в том числе и игровых. Философские и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия человека с миром, нашли отражение уже в трудах древних философов (Аристотель, Платон), в работах классиков педагогики (Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо и др.). Роль игры как социально-психологического феномена раскрыта в работах отечественных психологов: Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, Д.Н.Узнадзе и др. Проблемы психологии детской игры исследовали . М.Я.Басов, П.П.Блонский, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Е.С.Махлах, В.С.Мухина, В.И.Мясищев, С.Т.Шацкий и др.

Социально-педагогические аспекты игры исследовались по работам Н.П.Аникеевой, 0. С . Газмана, В.М.Григорьева, И.П.Иванова, Т.Е.Конниковой, А.А.Люблинекой, А.С.Макаренко, Н.Н.Михайловой, А.В.Мудрика, Л!И.Новиковой, И.Б.Первина, Е.А.Покровского, В.А.Сухомлинского, М.Н.Скаткина, В.Н.Терского, К.Д.Ушинского, Н.В.Шелгунова, С.А.Шмакова, Н.Е.Щурковой и др.

При разработке теории деловых игр изучались труды М.М.Бирштейна, В.Н.Буркова, С.Р.Гидрович, Р.Ф.Жукова, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова, В.И.Рыбальского, В.Я.Платова, А.М.Смолкина, И.М.Сыроежкина, Т.П.Тимофеевского, Б.Н.Христенко и др.

Методология и методика деловой игры рассматривается по работам Ю.В.Геронимуса, Ю.Д.Красовского, Е.А.Хруцкого и др. Из работ, непосредственно связанных с темой исследования, следует отметить научные публикации Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкина, 0.Е.Еремкина.

Анализ литературы по указанной проблематике показал, что игровая технология экономического воспитания школьников до сих пор не являлась предметом специального педагогического исследования. С учетом вышеизложенного и требований школьной практики возникла необходимость научного исследования игровой технологии экономического воспитания школьников.

Объект исследования - экономическое воспитание учащихся в целостном в учебно-воспитательном процессе современной российской школы.

Предмет исследования - игровая технология в процессе экономического воспитания школьников.

Цель исследования - разработать теоретические основы игровой технологии экономического воспитания учащихся, ее содержание и определить условия эффективного использования в школьной практике.

Гипотеза исследования. Систематическое использование игровой технологии будет способствовать значительному повышению результативности экономического воспитания школьников, целостному и системному усвоению современных экономических знаний, формированию критического

экономического мышления, овладению первичными навыками и умениями практической экономической деятельности, развитию экономически значимых качеств личности, нравственных ценностей, активной жизненной позиции и социально -психологической готовности школьников.

Эффективность игровой технологии повышается, если:

- содержательный аспект экономического образования способствует практической подготовке школьника к жизни, ориентирован на легальный и цивилизованный уровень экономических отношений в обществе, предусматривает изучение перспективных направлений их дальнейшего развития;

- в основе разработки игры лежат научно обоснованные структура игровой технологии, принципы и этапы создания данной методической оболочки;

- внедрение игровой технологии происходит при реализации системы организационных, правовых, кадровых, финансовых и других мер, в том числе психологических, и, прежде всего, при внутренней готовности педагога дополнить привычные дидактические и воспитательные приемы принципиально новым типом взаимодействия с учеником;

- при применении игры соблюдается комплекс педагогических условий, обеспечивающих ее успешное проведение, включая сопровождение учебы игровой технологией на протяжении всего времени изучения экономики в школе с I по XI класс, а также использование элементов игровой технологии при изучении других учебных предметов и во внеклассной работе при соблюдении принципа педагогической целесообразности и преемственности;

- проводится оценка эффективности используемых игр, по результатам которой осуществляется коррекция учебно воспитательного процесса, в том числе и за счет выбора различных типов игр;

- осуществляется постоянная профессиональная поддержка педагогов со стороны органов образования, учитель проходит систематическую подготовку и переподготовку по специально разработанной методике, включающей разнообразную игровую практику.

При проведении исследования принципиальным явилось предположение о возможности самостоятельной разработки игровой технологии школьными педагогами с опорой на имеющиеся модели игровой деятельности.

Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:

- выявить специфику экономического воспитания школьников и определить место и роль игры в педагогическом процессе в современных условиях;

- дать определение игровой технологии и выявить ее педагогические возможности в экономическом воспитании учащихся ;

- описать структуру, обосновать принципы и определить этапы разработки новой игры;

- разработать типологию игровой технологии экономического воспитания школьников и подробно охарактеризовать основные типы игр;

- разработать методику оценки эффективности игровой технологии;

- описать содержание и методику подготовки учителя в области игровых технологий.

Методологической основой исследования являются философские положения о противоречиях как движущей силе развития; о диалектической взаимосвязи процессов и явлений;

о влиянии макро- и микросреды на процесс развития личности; о ведущей роли деятельности в формировании общественных отношений и развитии личности; о системности и социальном управлении; о единстве теории и практики; о творческой активности личности.

В основе концепции исследования лежит положение о том, что экономическое воспитание является базовым для современного образованного человека, который должен хорошо понимать, что его личное благосостояние и уровень развития общества, всех сфер общественной жизни в первую очередь зависят от состояния экономики и активного и сознательного личного участия каждого члена общества в экономических отношениях.

Исходные теоретические позиции базируются на:

- теориях социализации личности, понимаемой как включение ребенка в систему общественных отношений (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Р.Г.Гурова, И.С.Кон, В.В.Лебединский, А.В.Мудрик, М.И.Рожков и др.);

- гуманистических идеях воспитания ребенка (Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.);

теории управления (В.Г.Афанасьев, Г.Х.Попов, Ю.А.Тихомиров, Л.И.Уманский, Р.X.Шакуров и др.);

- личностно-деятельностном подходе к организации педагогического процесса, который предусматривает сочетание личных и общественных целей (В.И.Андреева, Л.П.Буева, А.А.Кирсанов, А.Т.Куракин и др.);

- идеях единства обучения и воспитания, воспитания и самовоспитания, взаимосвязи урочных и внеурочных занятий, органическое единство которых способствует гармоничному

развитию личности (Ю.К.Бабанский, Л.Ю.Гордин, Б.Т.Лихачев, В.Й.Казаренков и др.);

теории учебно-воспитательных комплексов (Б.3.Вульфов, М.М.Плоткин, В.И.Ширинский и др.);

- теории психического развития ребенка (Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

- теории детского коллектива и коллективной деятельности (Ю.К.Бабанский, Н.С.Дежникова, В.А.Караковский, Т.Е.Конникова, В.М.Коротов, Э.Г.Костяшкин, Н.И.Монахов, Л.И.Новикова, И.Т.Огородников, И.Б.Первин, Н.Л.Селиванова, Г.Н.Филонов, С.Е.Хозе, А.Л.Шнирман, и

ДР-);

- теории педагогического творчества (В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров и др.);

- теории игровой деятельности и деловой игры.

Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач, личностно-деятельное -тным подходом, реализованным в ходе опытно-экспериментальной работы. В связи с этим использованы методы теоретического уровня: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской, социологической, экономической, психологической, педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, моделирование и программирование, ретроспективный анализ процесса экономического воспитания, осуществляемого в соответствии с разработанной технологией в различных типах учебных заведений, а также методы эмпирического уровня: изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, изучение документации, анкетирование, интервьюирование, социологические опросы, включенное наблюдение, беседа, взаимо- и самооценка, обобщение незави симых характеристик, самонаблюдение, самоотчеты учащихся и тестирование.

В основу исследования положен метод широкомасштабного педагогического эксперимента по разработке и внедрению игровой технологии экономического воспитания в условиях российской школы. Существенную роль в системе доказательств выдвинутой гипотезы выполнял анализ педагогического опыта по разработке и внедрению игровой технологии экономического воспитания школьников в различных регионах России и стран СНГ (Казахстан, Киргизия и др.).

Базой исследования выступали общеобразовательные школы различных регионов России и стран СНГ, работающие как в рамках авторского программно-методического комплекса "Экономика в школе", так и по другим учебным программам. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась в школах №№ 277, 325, 327, 825, 1042, 1252 г. Москвы, в Подмосковном банковском лицее, в школах Ш 48 и 90 г. Н-Тагила, №№ 63 и 94 г. Челябинска, № 3 г. Новый Уренгой, № 44 г. Норильска, Ш 33 и 34 г. Брянска, Ш 54 и 58 г. Но-воуральска, № 62 Нововятского района г. Кирова, № 3 и школе-гимназии г. Арзамаса Нижегородской области и в ряде других школ России, а также в школе № 55 г. Алма-Ата (Казахстан).

Широкая апробация разработанных материалов и их внедрение проводились на базе ряда областей через институты повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (Брянский, Вологодский, Кировский, Ростовский, Челябинский, Якутский).

Исследовательская работа проводилась также в специализированных экономических классах, школах юного менеджера и бизнесмена, созданных при Московской городской органи зации общества "Знание" и при Московском государственном университете. Кроме того, проводилась специализированная смена в Российском детском центре "Орленок", в ходе которой апробировался вариант политико-экономической игры "Выборы Президента". Эта игра стала составной частью программы "Будущие лидеры России", разработанной Институтом развития личности Российской Академии Образования.

Этапы исследования. В ходе проведенного исследования можно выделить пять основных этапов.

На первом этапе (1983-1987 гг.) определялись основные подходы к разработке концепции исследования и систематизировались представления об исследуемом объекте на базе общественной проблемной лаборатории Нижнетагильского государственного педагогического института "Экономическое воспитание учащихся в системе деятельности школьного коллектива" при НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, проводились первичные замеры уровня экономической воспитанности учащихся, разрабатывались методики экономического воспитания школьников.

Второй этап исследования (1988-1990 гг.) был посвящен анализу производственной деятельности первичных трудовых коллективов учащихся, выявлению уровней овладения школьниками экономической деятельностью, характеристике каждого уровня, определению зависимости эффективности экономического воспитания в первичном трудовом коллективе от уровня квалификации педагога, изучению особенностей экономического воспитания старших подростков и определению критериев его эффективности. Основные результаты исследования второго этапа изложены в кандидатской диссертации на тему "Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников" (1990 г.).

На третьем этапе (1991-1993 гг.) разрабатывались экспериментальные программы сквозного экономического образования школьников с I по XI класс, которые проверялись в базовых школах и готовились для массового использования. Одновременно разрабатывался учебно-методический комплекс "Экономика в школе", в основе которого лежит игровая технология, позволяющая активизировать процесс изучения основ экономических знаний, повысить его эффективность. Продолжалась работа над обновлением концепции экономического воспитания в свете кардинальных социально-экономических изменений. Была значительно расширена экспериментальная база, усовершенствован исследовательский инструментарий. В завершении данного этапа была подготовлена и опубликована сквозная программа экономического образования школьников, издана серия методических пособий по использованию игровой технологии (в соавторстве с доктором экономических и технических наук, профессором Б.А.Райзбергом).

В ходе четвертого этапа (1994-1996 гг.) проводилась опытно - экспериментальная работа по внедрению программ сквозного экономического образования школьников на различных уровнях: школа, район, город и область (Вологодская и Кировская области, Ростов-на-Дону, Новый Уренгой, Новоуральск и другие). Кроме того, на этом этаце дорабатывалась и совершенствовалась авторская программа, пополнялись методические материалы за счет игровой технологии, в том числе для начальной школы и Y-YIII классов. Программа и учебные пособия для старших классов прошли экспертный совет Министерства образования и были опубликованы в официальном сборнике учебных программ министерства образования (1993/94 учебный год). Учебники и

методические рекомендации по использованию игровой технологии были опубликованы издательством "Просвещение". Одновременно проводилось широкое внедрение указанных программ и игровой технологии в различных регионах страны, обобщались результаты научного исследования.

Пятый этап исследования (1996-1997 гг.) был посвящен анализу проделанной работы, изучению опыта преподавания экономики с использованием сквозной программы "Экономика в школе", определению эффективности разработанных методик. Была уточнены основные положения концепции разработки игровой технологии экономического воспитания школьников, определен комплекс мер ее успешного использования в учебно-воспитательном . процессе, намечены направления дальнейших исследований в этой области. Итогом завершающего этапа стало написание диссертационной работы, обобщившей многолетние поиски в области экономического воспитания школьников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- выявлена специфика экономического воспитания учащихся средней школы в условиях коренного реформирования экономики;

- создана методическая система, вовлекающая в сферу экономического воспитания школьников всех возрастов;

- расширен круг научных представлений о сущности и педагогических возможностях игровой технологии экономического воспитания учащихся;

- разработана структура игровой технологии экономического воспитания учащихся, ее основные компоненты;

- предложена типология игр, основанная на дифференцирующих признаках;

- обоснованы принципы и определены этапы разработки игровой технологии применительно к условиям современной общеобразовательной школы;

- определены условия эффективного использования игровой технологии экономического воспитания независимо от изучаемой учебной программы;

- разработаны содержание и методика профессиональной подготовки учителя к творческому использованию игровой технологии.

Практическая ; значимость исследования. В результате проведенного исследования разработаны и опубликованы:

- сквозная учебная программа (с I по XI класс), составной органичной частью методического обеспечения которой является игровая технология;

- учебно-методический комплекс, включающий игровую технологию экономического воспитания школьников: а) деловые игры, б) ролевые игры, в) имитационные игры, г) экономические практикумы, д) специализированный тренинг, е)комплексные экономические игры, проводимые в масштабах класса, школы и города;

- комплекс диагностических методик для определения уровня экономической грамотности учащихся, доступных для применения в школе и в который включен набор тестовых методик в обычном и компьютерном вариантах.

- занимательные материалы для учащихся младших и средних классов, включающие в себя головоломки, кроссворды и т.п.

Созданы первые компьютерные варианты экономических практикумов и деловых игр, сопровождающих учебную программу .

Материалы исследования используются в практической деятельности школьными педагогами при проведении уроков экономики и внеклассных мероприятий с экономическим содержанием, в процессе подготовки студентов педагогических вузов, в институтах повышения квалификации учителей.

Апробация и внедрение результатов проведенного исследования осуществлялись в следующих формах:

а) непосредственная педагогическая деятельность диссертанта в школах г. Москвы (№№ 325, 327, 825), в Подмосковном банковском лицее, Экспериментальном центре РАО в пос. Черноголовка, где апробировались первичные варианты программ и методик, отрабатывались различные приемы преподавания учебного материала, проводились пробные уроки с использованием новых игр, осуществлялась диагностика их педагогической эффективности и экономической воспитанности учащихся различных классов;

б) руководство экспериментальными школами в различных регионах страны, где педагогические коллективы адаптировали программы и методики к условиям своей школы или региона ;

в) разработка методических рекомендаций и их внедрение в широкую практику работы школ. Соискатель является автором более 30 сборников методических игр разного уровня. Все эти разработки неоднократно публиковались различными издательствами.

Результаты исследования обсуждались в различных аудиториях. С 1985 по 1995 гг. диссертантом сделано более 30 докладов и выступлений на научных и научно-методических конференциях и совещаниях. В течение 1994-1997 гг. успешность работы была признана в ходе следующих конференций: Москва (1994, 1996, 1997), г. Димитровград Ульяновской

области (1994), г. Брянск (1994), г. Новый Уренгой (1995,1997), г.Киров (1995), г. Самара (1996), г.Санкт-Петербург (1996), г.Н-Новгород (1996).

За этот же период автор провел более 100 специализированных семинаров для педагогов и руководителей органов образования по использованию в процессе преподавания экономики игровой технологии.

Автор неоднократно выступал на страницах периодическое печати с публикациями, посвященными проблемам экономического воспитания школьников, эффективному использованию игровой технологии. В течение четырех лет с 1993 по 1997 гг. соискатель вел постоянную рубрику Школа деловой игры" в "Социально-политическом журнале", где им опубликовано более 20 различных сценариев ролевых и деловых

игр. В течение 1996-1997 гг. автор вел игровую рубрику в

"Школьном экономическом журнале", где были изложены теоретические основы игровой технологии.

Достоверность полученных результатов. Содержащиеся в диссертации научные положения и выводы прошли длительную экспериментальную проверку. Достоверность их подтверждается воспроизводимостью результатов в различных школах и регионах страны. В Вологодской, Кировской, Ростовской и Челябинской областях, Ямало-Ненецком Автономном округе Тюменской области, в г. Москве, г. Арзамас Нижегородской области, в г. Кирове, г. Перми и г. Новоуральске Свердловской области многие школы работают по программам соискателя, успешно используя их содержание \ и методическое оснащение, включая игровые технологии. В г.г. Брянск, Новый Уренгой, Ульяновск, Челябинск и в школах ряда других регионов, которые используют иные авторские программы,

успешно применяется учебно-методический комплекс, созданный для обеспечения программы "Экономика в школе".

Положения, выносимые на защиту:

- экономическое воспитание - важнейшее средство повышения экономической культуры личности и общества, которое наполняет нравственным смыслом содержание экономического образования, обеспечивает практическую и социально-психологическую подготовку современного человека;

- игровая технология является ведущим компонентом системы экономического воспитания школьников. Она стимулирует не только мотивацию изучения экономических понятий, но и практически готовит человека к жизни, формирует нравственные ценности, которые позволяют личности ориентироваться в экономических отношениях и противостоять негативным влияниям современной действительности. Для выполнения этих функций игровая технология располагает широким спектром педагогических возможностей;

- в основе типологии игровой технологии экономического воспитания школьников лежат следующие дифференцирующие признаки: масштаб модели социально-экономической системы, реализация "цепочки решений", характер и распределение ролей, различие ролевых целей, форма взаимодействия игроков;

- основными компонентами структуры игровой технологии являются: проспект игры, сценарий, описание игровой обстановки, инструкции игрокам, руководство для руководителя игры и для экспертной группы;

- качество создаваемой игры обеспечивается при соблюдении научно обоснованных принципов и последовательности

ОСНОВНЫХ этапов разработки игровой технологии экономиче-Л ского воспитания школьников;

- успешное использование игровой технологии предполагает: деятельность по внедрению разработанной игры, включая научное руководство и консультирование педагогов, методическое, информационное, кадровое, организационное, правовое, финансовое, психологическое обеспечение; и деятельность по применению игры, эффективность-которой повышается при соблюдении комплекса педагогических условий.

Место и роль игры в экономическом воспитании российских школьников

Одной из задач исследования было изучение школьной практики использования различных методик преподавания экономики, в том числе игровой технологии, для выявления места и роли игры в экономическом воспитании школьников. Игра как специфический феномен являлся предметом исследования многих наук, и прежде всего философии (Г.Гегель, Д.Локк, Г.Спенсер и др.), социологии, психологии и педагогики. Психологи выделяют в игре способ реализации творческого потенциала личности ребенка и средство его интенсивного развития (Л.С.Выготский), считают, что дети, не доигравшие в детстве, получают "игровую дистрофию" (В.П.Зинченко), называют игру школой жизни и "практикой развития" (С.Л.Рубинштейн), трактуют игру как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых (Д.Б.Эльконин).

Педагоги подчеркивают, что в игре ребенок - уже зреющий человек, оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями (К.Д.Ушинский), что воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре (А.С.Макаренко). Многие ученые, уделяя большое внимание игре, подчеркивают ее основную роль в развитии ребенка (П.П.Влонский), считают, что в игре происходит его эмоционально-действенная ориентировка в мире социальных отношений (Л.И.Божович), утверждают, что детство без игры и вне игры анормально и аморально (С.А.Шмаков).

В последние десятилетия активизировался интерес к нового типа играм - деловым. Многими авторами подчеркивается, что суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения (Я.М.Бельчиков). Непредсказуемость деловой игры делает ее специфической формой познавательной деятельности. Именно с этой позиции игровая технология рассматривается нами как специфическая форма воспитательно-познавательной деятельности.

Изучая место и роль игры в экономическом воспитании учащихся современной российской школы, мы исследовали состояние школьной практики по двум основным направлениям: сбор и анализ научно-педагогической информации о преподавании экономики; обобщение собственных наблюдений во время посещения уроков, бесед с педагогами, завучами, директорами школ, руководителями органов образования.

При рассмотрении авторских программ, в ходе исследования особое внимание обращалось на предлагаемые методики, прежде всего игровые. Так в методическом пособии "Экономика и экология для малышей", подготовленном Л.М.Клариной (150), каждая тема начинается с постановки задач, перечисления основных изучаемых категорий. После этого излагается содержание и деятельность с указанием конкретных вопросов и действий учителя и ученика, дается информация для родителей. В конце книги дается игровой материал в виде литературного приложения: выдержки из книг, сказки, загадки, песни, стихи, так или иначе связанные с изучаемым предметом. В рабочей тетради "Уроки гнома Эконома и феи Экологии" (149) ребенку предлагается раскрасить рисунки, нарисовать предметы, найти ошибки (по рисункам), соединить линиями различные рисунки. Таким образом, в данной авторской программе существенное место отводится именно игровой форме обучения, с помощью которой объясняется основной учебный материал, активизируется интерес детей к актуальным эколого-экономическим проблемам.

Т.С.Терюкова рекомендует начинать изучение экономики с семьи, которая представляет собой самостоятельную и независимую хозяйственную единицу и с которой ребенок знаком с первых дней жизни (372). Эта сфера экономики наиболее приемлема для школьника, так как он участвует в экономических отношениях, которые складываются в его семье. Кроме того, при изучении именно домашней экономики устраняется бессмысленное накопление экономических знаний, поскольку ребенок может сразу же использовать новое знание в своей повседневной жизни, обучение делается живым, понятным, интересным; появляется возможность включения родителей в процесс обучения и т.д. Это принципиальный поход, который помогает автору решать проблему личностного включения школьника в содержание учебно-воспитательного процесса.

При всей привлекательности этой программы следует все же уйти от такого слишком узкого подхода даже в начальной школе, то есть не ограничиваться изучением только семейной экономики. Хотя элемент "готовности учителя" к разговору о экономике семьи в данном случае играет решающую роль. Учитель начальной школы в переходный период (пока готовятся кадры преподавателей экономики в педагогических училищах и институтах) может начать изучение экономики именно с семейных проблем. Тем более, что предлагаемые автором темы позволяют включать небольшие ролевые игры, в ходе которых школьники играют хорошо знакомые им роли членов семьи, занятых тем или иным видом экономической деятельности.

Типология игровой технологии экономического воспитания школьников

Деловая игра рассматривается в качестве своеобразного эталона, с которым сравниваются остальные типы игровой технологии, так как она включает в себя все основные дифференцирующие признаки в наиболее полном объеме.

Масштаб модели социально-экономической системы. Современные социально-экономические системы представляют собой сложное явление, включающее в себя объект управления, управляющую систему и элементы обратной связи. В рамках управляющей системы осуществляются общение и совместная деятельность, которая моделируется в деловой игре. Общение и совместная деятельность имеют целью выработку решений, направленных на изменение состояния функционирующей системы. В первую очередь эти изменения касаются состояния объекта управления. Например, в игре "Рыночное равновесие" есть объект управления - производство двух основных типов продукции : промышленное оборудование и потребительские товары, управляющая система -совет фирмы, который принимает управленческие решения, и обратная связь - влияние принятых советом фирмы решений на состояние производства.

Таким образом, первое принципиальное отличие деловой игры - наиболее объемный масштаб модели социально-экономической системы, которая представлена в целом, а не отдельными элементами. Реализация "цепочки решений". Суть этого признака заключается в том, что в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая. В игре это проявляется в виде так называемой "цепочки решений". Решение, принимаемое участниками игры на основе исходной (и периодически обновляемой) информации, воздействует на модель объекта управления, вызывая изменение его исходного состояния. Сведения об изменениях состояния объекта через систему оценивания деятельности участников поступают в игровую группу. На основе полученной информации игроки вырабатывают решение на следующем такте управления (в новом игровом цикле), которое снова воздействует на объект и т.д. Таких управленческих циклов может быть от 2-3 до 10-15 в зависимости от содержания игры и времени, которым располагает координатор. В промежутках между управленческими решениями в игровых группах идет деловое общение и совместная деятельность участников игры по анализу и подготовке нового решения. Вновь принятое игроками решение изменяет состояние социально-экономической модели, т.е. игроки получают сведения о последствиях принятых решений на объект управления и имеют возможность, учитывая эти последствия, изменять тактику и стратегию своих действий в последующем. Это второе принципиальное отличие деловой игры. Наличие "цепочки решений" - особенность, выделяющая деловую игру из всех остальных типов игровой технологии экономического воспитания школьников.

Характер и распределение ролей. Каждый участник деловой игры имеет свою роль. При этом допускаются роли любого уровня - от простого работника, служащего до бригадира, руководителя фирмы или министерства. Возможно групповое исполнение ролей, как правило, малыми группами в 3-5 человек, например, в игре "Фондовая биржа" участники делятся на три примерно равные группы : а) акционеров -держателей акций трех фирм, б) покупателей акций и в) брокеров - посредников между акционерами и покупателями.

Допускается исполнение ролей, не имеющих реальных аналогов на практике, что помогает использовать объекты игрового моделирования, которые еще только предстоит создавать на практике, в том числе и силами участников игры. Это принципиально важно при разработке деловой игры, ориентированной на школьную аудиторию, так как учащиеся, не зная многих реальных ограничений, который существуют в экономической действительности, могут создавать новые социально-экономические модели и "запускать" их, отслеживая эффективность их функционирования.

Количество действующих лиц в деловой игре может быть различным (от 10-15 до 150-200 человек). Однако, деятельность играющих должна проходить в условиях соперничества. Это заставляет в структуре игрового комплекса предусматривать две-три (а иногда и больше) однотипные игровые группы, решающие в игре одинаковые задачи. Следовательно, введение большого количества ролей затруднит управление ее ходом и оценивание вклада каждого участника игры в конечный ее результат. Вопрос о количестве действующих лиц в деловой игре тщательно продумывается при ее разработке, поскольку он оказывает непосредственное влияние на эффективность игры.

Характер роли в деловой игре предполагает моделирование деятельности, которая определяется должностью (местом) в объекте игрового моделирования. Поэтому введение в игру той или иной роли предполагает актуализацию имеющихся у участника, играющего эту роль, знаний, умений и навыков их использования при решении поставленных задач.

Оценка эффективности игровой технологии экономического воспитания школьников

В последнее десятилетие бурные социально-экономические преобразования активизировали и педагогические новации, в том числе в области разработки и использования игровой технологии. Но поскольку экономика вводится в качестве учебного предмета только последние 3-4 года, то в этой области еще нет достаточно апробированных диагностических методик оценки эффективности игровой технологии экономического воспитания школьников.

В ходе опытно-экспериментальной работы была поставлена задача по разработке критериев и методики оценки качества и эффективности конкретного типа игры и игровой технологии. Понятие качества носит многоаспектный характер. Это прежде всего философская категория сравнения, которая предполагает осознанное на практике восприятие обществом своих потребностей. Качество подготовки игровой технологии - это иерархическая сложная система. Она охватывает широкий круг педагогических, социальных, экономических, технических подсистем, каждая из которых оказывает свое воздействие на всю систему в целом. Причем степень этого воздействия определяется конкретными потребностями современной школы.

Ряд педагогов считает, что основным критерием, определяющим эффективности игровой технологии в учебном процессе, является достижение цели обучения с учетом условий, в которых будет проходить процесс обучения. Очень важно переориентировать сложившийся порядок постановки целей с процесса на результат. Результат для каждого ученика -это приращение к его потребностям, к его нормам, к его способностям (82, с.12). Другие называют два ведущих критерия эффективности педагогической технологии: воспроизводимость учебных процедур и гарантированность достижения поставленных целей. В идеале педагог исполняет лишь роль организатора и консультанта с уже составленными материалами, то есть проверенными и апробированными специалистами в данной области, что позволяет их воспроизводить учителю без специальной методической подготовки.

Основой гарантий достижения поставленных целей является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс при технологическом подходе к его организации. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются: постановка целей и их максимальное уточнение; строгая ориентация всего хода обучения на учебные цели; ориентация учебных целей, а вместе с ними и всего хода обучения на гарантированное достижение результатов; оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов (148, с.11-14).

Наиболее важно, в какой степени выпускник оказался подготовлен к жизни, практической деятельности, выбору профессии и постоянному повышению своей квалификации и смене профессии в случае необходимости. При таком акценте определения эффективности игровой технологии довольно затруднительно проследить жизнь большого количества выпускников после окончания школы. Многолетние контакты со студентами педагогических и экономических вузов в нашей практике имеются. Многие приходят на тренинги в качестве ассистентов, консультантов, помощников и просто участников. В настоящее время успехи и преимущества игровой технологии становятся постепенно общепризнанными не на базе сугубо объективных критериев, а на основе массового субъективного убеждения преподавателей и учащихся в ее достоинстве .

В процессе исследования автором был разработан инструмент изучения игровой технологии экономического воспитания школьников с учетом имеющихся подходов к определению эффективности педагогический деятельности. Таким инструментом является систематизированная шкала оценок игровой технологии (СШОИТ), представляющая собой оценочную таблицу, включающую такие параметры, как основные структурные компоненты игровой технологии, а также основы экономических знаний, нравственные аспекты экономического образования, ориентация на решение государственных и местных экономических проблем, общие критерии (воспроизводимость, возможность экономить учебное время и формировать практические навыки экономической деятельности). Оценка каждого параметра проводилась по четырехбалльной системе, что давало возможность выявить наиболее сильные и слабые места конкретной игры. Полученные результаты использовались для совершенствования структуры игровой технологии и учитывались при адаптации уже существующих игр.

Безусловно, предлагаемая оценка должна проводиться с учетом возрастной категории учащихся, на которых рассчитан материал. Например, при оценке разработки игры, рассчитанной на младших школьников, низкая оценка по разделу № 9 "Ориентация на решение местных экономических проблем" не будет свидетельствовать о его низком качестве разработки. Понимая, что система не исчерпывает всех возможных подходов, мы продолжаем ее совершенствование.

Основные направления опытно-экспериментальной работы

В соответствии с выдвинутой гипотезой исследования эффективность игровой технологии повышается, если она пронизывает учебный процесс школы с 1 по 11 класс, т.е. сопровождает ребенка на протяжении всего времени изучения экономики в школе, а элементы игровой технологии используются при изучении всех учебных предметов и в воспитательной работе школы при соблюдении принципа педагогической целесообразности и преемственности.

Для проверки данного положения гипотезы исследования соискателем был разработан и апробирован учебно-методический комплекс, включающий разнообразные типы игр для всех классов, с первого по одиннадцатый. Кроме того, были специально разработаны новые типы игровой технологии, которые могут быть использованы при изучении не только экономических курсов, но и других учебных предметов, а также при организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы со школьниками различных возрастов. В частности, создан целый комплекс эколого-экономических игр как для проведения уроков по экологии ("Избежать катастрофы", "Экологический баланс", "Экологический конгресс" "Земельный участок", "Международная координация", "Восстановление планеты" и т.д.), так и комплексные игры для всей школы и города ("Голубая планета", "Полярное сияние", "Планета -X").

Разрабатывая и апробируя программу сквозного экономического образования, мы понимали, что успешность овладения основами экономических знаний будет во многом зависеть не только от качества самой программы, т.е. объема знаний, последовательности изучения отдельных тем и даже не от количества выделенных учебных часов, но и от методики преподавания. Причем при разработке методического оснащения нельзя было ограничиваться только названиями предлагаемых деловых игр или экономических практикумов, даже с подробным изложением идеи. Нужны были методические разработки с указанием конкретных целей игры, описанием проспекта и детального сценария, содержанием игровой обстановки, с четкими инструкциями игрокам и руководством для координатора (педагога, который готовит и проводит игру), руководством для экспертов и словарем используемых экономических терминов.

Такая подробная методическая разработка потребовала значительных усилий, направленных на определение структуры игровой технологии, унификацию ее составных частей. Указанная работа была проделана с целью получения рабочего инструмента, который в последующем помог привести в порядок уже имеющиеся и работающие игровые формы, а также создавать новые с использованием заданного алгоритма. Теоретические основы разработки игровой технологии, включая ее структуру, мы изложили во второй главе данной диссертации. Там же дана подробная характеристика каждого типа игровой технологии экономического воспитания школьников .

Апробация игровой технологии экономического воспитания школьников, разработанной соискателем, осуществлялась в различных формах : а) непосредственное проведение игры в школьной аудитории во время проведения систематических занятий с учащимися, например, с 1992 по 1995 г.г. в средней школе № 327 г. Москвы (директор Н.С.Седых), где соискатель осуществлял апробацию программы "Человек. Жизнь. Экономика" и два года подряд проводил комплексную политико-экономическую игру "Предпринимательство"; с 1990 по 1997 г. г. в средней школе № 825 г. Москвы (директор В.А.Караковский), где прошла первая в России общешкольная игра "Бизнес" и в течение семи лет отрабатываются различные варианты социально-психологических тренингов; с 1993 по 1995 г. г. в школе № 325 (директор Е.И.Иванова), где автор апробировал различные типы игровой технологии с учащимися 8-9 классов при изучении курса-модуля "Основы рыночной экономики" в рамках воспитательно-образовательного курса "Граждановедение"; с 1995 по 1997 г.г. в Подмосковном банковском лицее (директор Ю.Г.Мамонов), где автор апробировал игровые технологии для программы "Мир экономики"; б) непосредственное проведение игры в школьных аудито риях различных регионов страны во время учебно методических семинаров для преподавателей экономики. Как правило, во время таких семинаров нам предоставлялась (по нашей просьбе) возможность демонстрировать игровую техно логию непосредственно в школьном классе для того, чтобы участники семинара смогли увидеть игру в действии, а не только услышать о ее методике. Например, в школе № 62 Но вовятского района г. Кирова (директор В.И.Самоделкин), в школе № 63 г. Челябинска (директор Г.Н.Вида), № 34 г. Брянска (директор Н.С.Коваленко), № 58 г. Новоуральска Свердловской области (директор П.С.Даминова), в экологи ческом лицее "Эко-центр" г.Нового Уренгоя (директор Т.Н.Поглазова) и т.д.; в) проведение игры с участниками семинаров. Такая практика применялась соискателем на всех учебно методических семинарах, так как, на наш взгляд, макси мальный эффект в изучении игровой технологии достигается при использовании этой игровой технологии непосредственно самими участниками семинара, то есть будущими координато рами таких игр. Участники семинара становились на время занятий игроками, получали игровые роли и включались в игровое взаимодействие. Разумеется, игра проводилась не в полном объеме, а лишь в тех пределах, которые позволяли понять ее суть. Основное внимание участников семинара об ращалось на организационно-методические моменты, соиска тель знакомил их с теми "подводными камнями", которые мо гут встретиться во время проведения игры в той или иной аудитории. Такие методические рекомендации можно (и нужно) сообщать педагогам в лекционной форме, но, как показала опытно-экспериментальная работа, понимание сути игры, ее педагогических возможностей и тех проблем, с которыми придется столкнуться при ее проведении в своей аудитории, у педагогов происходит значительно быстрее после ее проведения "в живую".

Похожие диссертации на Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников