Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Бамбуко на стихи Л.К. Гонсалеса в контексте эволюции жанра Гуменная Виктория

Бамбуко на стихи Л.К. Гонсалеса в контексте эволюции жанра
<
Бамбуко на стихи Л.К. Гонсалеса в контексте эволюции жанра Бамбуко на стихи Л.К. Гонсалеса в контексте эволюции жанра Бамбуко на стихи Л.К. Гонсалеса в контексте эволюции жанра Бамбуко на стихи Л.К. Гонсалеса в контексте эволюции жанра Бамбуко на стихи Л.К. Гонсалеса в контексте эволюции жанра
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гуменная Виктория. Бамбуко на стихи Л.К. Гонсалеса в контексте эволюции жанра : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Гуменная Виктория; [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова].- Ростов-на-Дону, 2008.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/39

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется особым местом жанра бамбуко в музыкальной культуре Колумбии Генетически восходящий к песенно-танцевальным формам конца XVIII — начала XIX в и сложившийся в музыкально-фольклорной традиции горных регионов, в процессе исторического развития он постепенно менял свой облик, в начале XX в заняв место в сфере популярной письменно-устной профессиональной музыки (mi'isica popular) Он является одним из актуальных жанров самобытной креольской музыки, бытующих в нескольких формах инструментальной танцевальной, инструментальной концертной и вокально-инструментальной

В последние два десятилетия интерес к этому явлению колумбийской музыки возрос в среде слушателей, исполнителей, композиторов, аранжировщиков и ученых разных стран

Бамбуко справедливо рассматривается как явление колумбийское и именно поэтому, в самом разном контексте он выступает в качестве национального символа Обозначив своим рождением формирование колумбийской нации, бамбуко развивался в своеобразии региональных традиций Кауки, Толимы, Сантандера и Северного Сантандера, и в особенности столицы Колумбии Боготы

Традиция бамбуко горного Кофейного региона (Eje Cafetero) оставалась до последнего времени неизученной, хотя представляет собой важное звено в развитии вокально-инструментальной разновидности жанра Здесь, благодаря деятельности в 40-е гг XX в поэта национального масштаба Луиса Карлоса Гонсалеса, произошло возрождение, актуализация и дальнейшая трансформация жанра

В изучении бамбуко приоритет отдавался историко-генетической проблематике и идее синтеза трех культур Латинской Америки - американской индейской, креольской европейской и афроамериканской При таком подходе бамбуко, вполне естественно, рассматривался обобщенно, поэтому не раскрытыми остаются аспекты исторической трансформации и региональной адаптации бамбуко, вопросы его бытования и распространения в современности До сих пор не выявлены и не описаны на репрезентативном материале стилевые особенности жанра, глубоко не изучены составляющие его компоненты и особенности их координации В вокально-инструментальной разновидности бамбуко, в частности, это относится к соотношению слова, музыки и танцевального начала Не предпринимались еще опыты создания типологии жанра

Нуждается в изучении роль в эволюции жанра авторского творчества и профессионализации исполнительской традиции Выявление механизмов, способствующих возникновению в процессе развития, регионально само-

бытных форм культуры, актуально как для самих национальных культур, так и для развития науки

Вышесказанное позволяет обосновать актуальность темы исследования

Объектом изучения выступает вокально-инструментальная разновидность жанра бамбуко как составляющая популярной музыки Колумбии

Предметом исследования стали бамбуко на стихи Луиса Карлоса Гонсалеса, рассматриваемые в контексте эволюции жанра

Цель работы заключается в выявлении особенностей бамбуко на стихи Луиса Карлоса Гонсалеса и характеристике типологических свойств жанра середины — второй половины XX века

Достижение намеченной цели возможно при условии решения задач

определения места бамбуко в составе жанров популярной музыки Колумбии,

изучения влияния на развитие вокального бамбуко поэзии Луиса Карлоса Гонсалеса,

выявления динамики изменений художественно-эстетических свойств жанра и форм бытования в XX веке,

показа интерпретации как важнейшего фактора эволюции феноменов переходных письменно-устных форм музыкальной культуры, к каковым относится бамбуко

Научная новизна. В работе впервые в типологическом ракурсе изучается жанр вокально-инструментального бамбуко горного региона Колумбии Он рассматривается сквозь призму поэтического творчества Луиса Карлоса Гонсалеса, ставшего одним из субъективных факторов формирования региональной специфики бамбуко

В научный обиход вводится большой объем фактического материала, связанный с историей музыкальной культуры Колумбии В работе впервые на русском языке рассмотрена и обобщена испано- и англоязычная литература о бамбуко, выявлены и описаны источники, в том числе нотные записи бамбуко 1980-2000-х гг, аудиозаписи 1940-2000-х гг, установлена хронология звукозаписей бамбуко Гонсалеса, уточнено авторство музыки целого ряда сочинений Диссертантом выполнены подстрочные переводы стихотворных текстов бамбуко Л К. Гонсалеса и обнародовано неизвестное в России творчество этого выдающегося колумбийского поэта

Новизна в раскрытии темы заключается и в том, что один из компонентов популярной музыки впервые изучается на современном этапе развития

Теоретическая значимость заключается в выявлении типологических свойств жанра бамбуко, осмыслении процесса его трансформации как результата взаимодействия различных типов культуры - устной и письменной Комплексный анализ явления, с учетом всех влияющих на его изменение факторов, должен стимулировать использование новых подходов к исследованию иных разновидностей бамбуко (бытовых инструментальных

танцевальных, инструментальных концертных) и других жанров популярной музыки Колумбии

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в разработке тем учебных курсов в системе образования (средних и высших специальных учебных заведениях) Колумбии и России Среди них история колумбийской музыки, история колумбийской литературы (региональный компонент), история Кофейного региона, «Внеевропейские музыкальные культуры», «Мировая музыка», «История исполнительства»

Результаты исследования уже нашли и, несомненно, найдут более глубокое отражение в учебных курсах, трудах по истории музыкальной культуры Выявленные в ходе исследования особенности исполнительства будут способствовать корректировке современной исполнительской и музыкально-педагогической практики, восстановлению прерванных традиций

Методологический подход определяется целями и задачами исследования и опирается на сложившиеся в современной науке традиции

Природа изучаемого явления, развивавшегося в условиях устной традиции и фиксировавшегося лишь в незначительной части в обобщенном виде, потребовала критики источников Это повлекло за собой необходимость опоры на положения источниковедческой науки и российской школы источниковедения и текстологии музыкальной культуры (Л Г Данько, Е. М Левашов, И Ф Петровская, В В Протопопов и др)

Аналитический метод, с учетом особенностей его применения в музыкознании, был основным инструментом исследования музыкально-поэтических текстов бамбуко Результаты анализа материала обобщены посредством классификации и нашли отражение в схемах и таблицах

Рассмотрение изучаемого явления в диахроническом аспекте потребовало применения исторического метода

Бамбуко как компонент современной музыкальной культуры невозможно рассматривать, не используя инструментария социологического метода, позволяющего выявлять структуру репертуара и формы его передачи в зависимости от национальной социальной, возрастной стратификации среды бытования

Используемый в исследовании понятийный аппарат является частью сложившейся в науке о музыкальной культуре терминологии

Спектр сфер музыки, с которыми связывается бамбуко в испаноязыч-ной научной литературе, представлен широкими понятиями, характеризующими тип культуры - фольклор (folclor), традиционная музыка (musica tradicional), популярная музыка (musica popular), - а также ее генетический аспект (этнический и ареальный) - креольская музыка (musica cnolla), ме-тисская (mestiza), автохтонная (autojtona), коренная (raizal), местная, родная (vernacula, terrigena)

Колумбийские ученые полагают, что бамбуко имеет фольклорные ис-

токи и в исторической ретроспективе может быть отнесен к креольскому фольклору или традиционной креольской музыке

В настоящей диссертации бамбуко рассматривается в контексте пласта, представляющего сферу преимущественно устного профессионализма и любительства, определяемого в западноевропейской и американской научной традиции термином «популярная музыка» (musica popular) Популярная музыка Колумбии, как и других латиноамериканских музыкальных культур, является важнейшей их составляющей, выполнившей на этапе развития композиторского творчества роль фольклорного субстрата (П А Пичугин, И А Кряжева)

Степень изученности проблемы. Широкое распространение и популярность бамбуко послужили стимулом к созданию учеными разных стран многочисленных статей и обширных монографий, исследующих данное явление

В первых научных работах 40-х годов XX в (Наранхо Мартинес, Эмирто де Лима) превалирует исторический аспект изучения бамбуко, процессов его становления и развития с позиций историко-географического и этногенетического подхода

Проблема генезиса жанра и его этнической принадлежности освещается в трудах разносторонней направленности с начала 50-х гг до наших дней (Аньес, Абадия Моралес, Пердомо Эскобар, Мазуэра, Замудио, Пардо Тобар и Пинсон Уррея, Дэвидсон, Окампо, Миньяна, Варней, Очоа, Гонса-лес Эспиноса)

Попытки ответа на вопрос об этнических истоках бамбуко породили ряд гипотез, важнейшими из которых являются три об африканских (Ибаньес, Наранхо Мартинес, Очоа, Варней, Сантамария) и испанских корнях бамбуко (Аньес, Замудио), и о бамбуко как сплаве музыки трех расовых и этнических групп, в которой переплелись элементы африканской, индейской и испанской музыки Среди перечисленных работ выделяется докторская диссертация Джона Варнея (1999), который наряду с географической атрибуцией бамбуко, основанной на сходстве африканских топонимов и наименования жанра, прослеживает связи метроритмической организации бамбуко с ритмами африканского фольклора

Второй активно обсуждаемой проблемой является адекватность отражения в нотной записи метроритмических особенностей жанра Она многократно освещалась (Абадия Моралес, Аньес, Берналь, Варней, Замудио, Мазуэра, Окампо, Пардо Тобар и Пинсон Уррея, Урибе Буэно, Сантамария Дельгадо)

Среди обобщающих работ выделяются «Фольклорный словарь» Харри Дэвидсона (1970), «Спой мне, бамбуко» Эрнана Рестрепо Дуке (1986), и «Колумбийская песня» Хайме Рико Салазара (2004) В них содержатся сведениями об авторах и исполнителях популярной вокальной музыки

В исследовании Карлоса Миньаны (1997) на основе ряда источников

установлен путь и хронология расширения ареала жанра Распространение и бытование бамбуко в XIX в изучает и Гонсалес Эспиноса (2006), и Анна Мария Очоа (1997), выделяющая такие его виды как деревенский, городской (урбанистический), семейный, средних и высших слоев общества

Из русскоязычных работ следует упомянуть статьи П А Пичугина (1974, 1991), В Доценко (1988), И А Кряжевой (1990, 1993, 1995), монографии П А Пичугина «Народная музыка Аргентины» (1971) и «Мексиканская песня» (1977), а также докторскую диссертацию И А Кряжевой «Музыка Испании и Латинской Америки Исторические очерки» (2007), в которой предлагается новый подход к изучению музыки Испании и Латинской Америки в культурном пространстве единого ибероамериканского трансатлантического региона

Материалом исследования послужили звукозаписи и нотации 1940-2000-х гг Последние имеются в рукописях и публикациях - печатных и электронных (Los bambucos de Luis Carlos Gonzalez 1995, Obras musicahzadas Maestro Luis Carlos Gonzalez 2004) Видеоматериалы представлены личными неопубликованными записями диссертанта В качестве источников использованы и периодические издания Уточнению фактов способствовали интервью, беседы, воспоминания членов семьи Гонсалеса, а также документы из личного архива поэта

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им С В Рахманинова и была рекомендована к защите Основные положения и результаты исследования апробированы в докладах на региональных конференциях по традиционной музыке Колумбии в Культурном ареале Банка Республики (Перейра, 2002-2005), на международной научной конференции «Социология музыки новые стратегии в гуманитарных науках» в РАМ им Гнесиных (2007), Всероссийском смотре-конкурсе научных работ иностранных студентов и аспирантов в Томском государственном университете (2007)

Идеи и материалы диссертации легли в основу прочитанных автором лекций по курсу гармонии и истории колумбийской музыки в Государственном Технологическом университете г Перейры в 2002-2005, «Внеевропейские музыкальные культуры» в Ростовской государственной консерватории (академии) им С В Рахманинова 2006-2007 гг

Структура работы Диссертация содержит Введение, три главы и Заключение, списки библиографии, нотографии, исполнителей-авторов бамбуко В диссертации имеются наглядные материалы схемы и таблицы, отражающие репертуар бамбуко, ритмоформулы, мелодические клише, структуры В приложениях 1-2 помещены карты Колумбии и распространения бамбуко, впервые выполненные автором подстрочные переводы стихо-

творных текстов бамбуко Л К Гонсалеса, нотные примеры, справочные материалы

На защиту выносятся положения:

  1. Жанр бамбуко прошел несколько стадий эволюции, подчиняясь, с одной стороны, обшей логике процесса обновления сферы популярной музыки за счет распространения образцов жанров других латиноамериканских стран, с другой - субъективным условиям Колумбии, и горного региона, в частности

  2. Создание Луисом Карлосом Гонсалесом в содружестве с плеядой талантливых композиторов-исполнителей (Фигероа, Масиасом, Энао, Оспиной и др ) высокохудожественного авторского бамбуко, является одним из факторов актуализации жанра

  3. В бамбуко на стихи Гонсалеса, происходит новый синтез стилистики креольских песенно-вокальных жанров (гуабины, пасильо, торбелино санхуанеро) с элементами стилистики европейских жанров, таких как итальянская песня и романс

  4. Вокально-инструментальный бамбуко XX в - жанр, синтезировавший свойства опусной и устной музыкальной культуры, проявляющиеся в процессе исполнения-сотворчества

  5. Признание бамбуко достоянием нации и культивирование в новых социальных условиях и формах конца XX - начала XXI в является результатом культурной политики государства, реализации определенной концепции развития национальной культуры

Похожие диссертации на Бамбуко на стихи Л.К. Гонсалеса в контексте эволюции жанра