Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция жанра струнного квартета и квартетное творчество А. Г. Рубинштейна Голобородько, Майя Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голобородько, Майя Александровна. Эволюция жанра струнного квартета и квартетное творчество А. Г. Рубинштейна : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Санкт-Петербургская гос. консерватория.- Санкт-Петербург, 1997.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-5/2105-8

Введение к работе

Актуальность темы. За последние десять лет в отечественном музыкознании заметно усилился интерес исследователей к забытым страницам камерно-инструментальной музыки, как одному из высших проявлений человеческого духа, неисчерпаемой по красоте и вдохновению области музыкального творчества. В настоящее время камерные концерты неизменно привлекают внимание слушателей, прежде всего, доверительностью общения и возможностью проникновения в творческую лабораторию композиторского стиля. В этой связи появилась необходимость расширить репертуар, опираясь на ценные наблюдения и новые изыскания в музыковедческой литературе.

Особо хотелось бы отметить сборник Санкт-Петербургской консерватории "Камерно-ансамблевая музыка в творчестве русских композиторов" (1993 г.), кандидатские диссертации Л. Синявской, Т. Воскресенской, Е. Сраго, монографию Т. Щербаковой. Отдельные фрагменты перечисленных работ посвящены квартетным сочинениям Рубинштейна. Однако специальных исследований, связанных с уточнением его вклада в развитие русской квартетной музыки, пока ещё нет. Поэтому объявленная нами тема диссертации актуальна, так как её выбор продиктован общей направленностью музыковедческих интересов и насущными потребностями исполшггельской практики.

А. Г. Рубинштейн вошёл в историю русской культуры как выдающийся музыкально-общественный деятель, один из великих пианистов мира, талантливый композитор, известный педагог. Во всех областях своей многогранной творческой жизни он руководствовался стремлением вывести русскую музыку на уровень европейского профессионализма, способствуя, тем самым, её дальнейшему росту и расцвету. Композиторская деятельность А. Г. Рубинштейна и, в частности, его квартетное творчество, также были подчинены этой идее. Осваивая специфику струнного квартета, ориентируясь при этом на типовую модель, сложившуюся в творчестве западноевропейских композиторов-классиков, Рубинштейн стремился утвердить этот жанр в русской музыке, что было достаточно трудным. Инструментальная лгузыка (особенно непрограммная), требующая подготовленности слушательской аудитории к её восприятию, приживалась в России постепенно. Может быть, в силу этого Рубинштейн считал свои квартетные опыты неудачными, и настало, наконец, время пересмотреть эту точку зрения, повлиявшую на недостаточное их

распространение в концертной практике, и дать реальную оценку художественной значимости струнных ансамблей композитора. Активно культивируя жанр струнного квартета, Рубинштейн прокладывал путь, по которому пошли его младшие современники: Чайковский и Бородин. В этом смысле квартетное творчество Рубинштейна не было случайным эпизодом в истории камерно-инструментальной музыки в России. Несмотря на то, что квартеты Рубинштейна редко исполнялись после смерти композитора, а ныне и вовсе не звучат, на наш взгляд, они не должны бесследно каїгуть в лету, ибо они явились фундаментом к расцвету данного жанра в 1870-е годы, без них не было бы замечательных камерных произведений последователей Рубинштейна в жанре струнного квартета, утвердивших лнрико-повествователыгую трактовку квартетной музыки.

Основной целью диссертационной работы является многоуровневое исследование квартетного стиля Рубинштейна в следующих аспектах:

1. творческой ассимиляции западноевропейской типовой модели
(жанрово-компознционных особенностей, процессуальности, фактуры,
тематического развития, циклической организации);

2. становления камерно-инструментального, в том числе,
квартетного жанра в России и исторических предпосылок его расцвета;

  1. в контексте формирования русского камерного музицирования и творчества;

  2. в контексте индивидуального композиторского стиля.

При этом были поставлены следующие задачи:

  1. проследить становление, развитие, модификацию жанрово-типовой модели западноевропейского струнного квартета;

  2. изучить камерно-инструментальное творчество предшественников Рубинштейна, прежде всего А. Алябьева, как начальный этап развития данного жанра в России;

  3. проанализировать все квартеты и установить периодизацию квартетного творчества Рубинштейна с точки зрения мастерства и художественной значимости.

  4. определить направленность стилевых поисков Рубинштейна в квартетном жанре от типовой западноевропейской модели в сторону самостоятельных творческих открытий в области музыкального языка, тематического развития, фактуры и формы.

5. раскрыть художественное значение последних квартетов Рубинштейна (ор. 90, ор. 106), ранее не представленных в специальной музыковедческой литературе; отметить едшгонаправленность поисков в области квартетного жанра трёх композиторов-современников (Рубинштейна, Чайковского, Бородина) в формировании жанрово-компознішон-ных закономерностей русского классігческого квартета.

Научная новизна данной работы определяется тем, что впервые квартетное творчество Рубинштейна стало предметом специального исследования в контексте мировой культуры. Квартеты Рубинштейна изучаются с точки зрения формирования типовой модели жанра в русской музыке в соотнесении её с жанрово-европейской традицией с момента зарождения до возникновения классических образцов в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена и выдающихся творений Шуберта, Шумана, предшествующих обращению Рубинштейна к данному жанру. Впервые предпринята попытка рассмотреть квартетное наследие композитора как целостное явление. Новым является аспект исследования стилистики поздних квартетов Рубинштейна, создававшихся в непосредственной временной близости с вершинными явлениями струнного квартета в России 70-80 гг. XIX века.

Практическая ценность работы видится в том, что её результаты могут значительно расширить общие и специальные курсы по истории западноевропейской и русской музыки и камерно-инструментального исполнительства, дополнить их ранее малоизученным материалом, включая поздние квартеты Рубинштейна. Кроме того, аналитические главы диссертации могут представить интерес для исполнительских коллективов, послужить стимулом к обогащению квартетного репертуара.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, библиографического указателя, включающего 198 наименовании, и двух приложений.

Апробация работы. Диссертация поэтапно и в целом обсуждалась на заседании кафедры теории, критики и практики музыкального искусства Санкт-Петербургской консерватории, рекомендована к защите 2.10.97 г. Материалы исследования использованы в докладе на научно-теоретической конференции "Дни А. Г. Рубішштейна" (Санкт-Петербург, 1994) и в статье сборника, посвященного наследию Рубинштейна (1997), получили отражение в опубликованных тезисах по теме и в прессе.

Похожие диссертации на Эволюция жанра струнного квартета и квартетное творчество А. Г. Рубинштейна