Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция Гущина Екатерина Эдуардовна

Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция
<
Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гущина Екатерина Эдуардовна. Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Гущина Екатерина Эдуардовна; [Место защиты: Рос. акад. музыки им. Гнесиных]. - Москва, 2008. - 282 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-17/98

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

I. «Жанровая форма» литургии 20

I. 1. Музыкальная традиция литургийного цикла: история и теория вопроса.

I. 1. 1. Концепция литургийного цикла в период партесного пения и в

эпоху классицизма 24

I. 1.2. На пути к Новому направлению. Открытие П. Чайковского 34

I. 1.3. Влияние Литургии Чайковского на развитие жанровой формы

авторских сочинений 40

I. 1.4. Жанр литургии в творчестве композиторов Нового направления:

опыт системной классификации 45

I. 1.5. Структурная организация и тональная драматургия циклов 48

I. 2. Особенности стилевой интерпретации Литургии св. Иоанна Златоуста

(ор. 37) М. М. Ипполитова-Иванова 56

I. 2. 1. Концепция циклической формы 56 і

I. 2. 2. Жанрово-стилистический анализ Литургии 62

II. Жанр Херувимских песней 99

II. 1. Историческая эволюция «жанровой формы» Херувимской песни: XII-
XX вв.. 101

II. 1. 1. «Литургический» образ жанра и его трансформация в эпоху

Нового времени 102

II. 1.2. На пути к возрождению жанра: новый взгляд на форму Херувимской в XIX веке (на примере произведений Д. Бортнянского,

М.Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского) 104

II. 1.3. Концепция формы в творчестве композиторов Нового
направления: сочинения и переложения К. Шведова, А. Никольского,
А.Гречанинова, А. Кастальского, Н. Голованова, П. Чеснокова,
С.Рахманинова 109

П. 2. «Жанровый стиль» песнопений М. М. Ипполитова-Иванова 117

II. 2. 1. Херувимская песнь из Литургии св. Иоанна Златоуста (ор. 37). 117
П. 2. 2. «Пять Херувимских песней» (ор. 38): новая концепция

драматургии 118

П. 2. 3. «Жанровая форма»: вопрос индивидуальности трактовок 122

П. 2. 4. Принципы гармонической и тембровой организации песнопений.
126

III. Жанр запричастного пения 133

III. 1. Теория и история запричастных песнопений 133

III. 1. 1. Предварительные замечания 134

III. 1. 2. Из истории хорового концерта 137

III. 1.3. Причастные стихи в наследии «новейшей» школы 139

III. 1. 4. «Концертная» музыка и «концертный» стиль на рубеже веков 142
III. 1. 5. Проблема жанровой дифференциации запричастнов в музыке
Нового направления 145

III. 2. Запричастные композиции М. М. Ипполитова-Иванова: особенности

жанровых интерпретаций 146

III. 2. 1. Псалом-концерт «Помилуй мя, Боже» 147

III. 2. 2. «Два запричастных стиха» (ор. 29) 152

III. 2. 3. Причастный стих из Литургии 157

III. 2. 4. «Кондак св. Апостолу Матфею» (ор. 49) 163

III. 2. 5. «Тропарь на празднование в честь явления Богородицы во граде
Казани» и «Тропарь преподобному Дионисию Радонежскому» из
«Юбилейного сборника» (ор. 54) 167

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180

Библиография 186

Приложения 202

Приложение 1. Список церковно-музыкальных произведений

М.М.Ипполитова-Иванова 203

Приложение 2. Нотные примеры 206

Приложение 3. Таблица звуковысотности в литургийных циклах

"новейшей" школы 264

Приложение 4. Музыкально-стилистический анализ литургийных циклов

А. Гречанинова (орр. 13, 29), А. Никольского (орр. 31, 52), К.Шведова267 Приложение 5. Анализ духовно-музыкальных произведений М.М.

Ипполитова-Иванова: Три Великих прокимна, «С нами Бог» 278

Введение к работе

Искусство преемственно, и ничто не изменит этого закона: всевозможные реформы в нём совершаются на основе прошлого.

М. М. Ипполитов-Иванов1

История отечественной музыкальной культуры богата именами разного масштаба дарования и таланта. И пусть не всем суждено занять первостепенное место, определяющее движение музыкально-исторического процесса, но значение каждого из них для русской культуры велико и неоспоримо.

Достойное место в ряду русских музыкантов XIX и XX веков занимает личность Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова (1859-1935) -композитора, дирижёра, педагога и музыкально-общественного деятеля. Творческая биография Ипполитова-Иванова принадлежит двум историческим эпохам. Ученик Н. А. Римского-Корсакова, младший современник П. И. Чайковского, композиторов «Могучей кучки», он сохранил заветы русской композиторской школы и для своих учеников -представителей новой эпохи: С. Н. Василенко, Р. М. Глиэра, Д.А.Аракишвили, А. М. Баланчивадзе и других. Воспитанный на традициях художественной культуры XIX века, лично знавший таких её корифеев, как А. К. Толстой, А. А. Фет, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, В.С.Соловьёв, И. Е. Репин, - М. М. Ипполитов-Иванов не утратил внутреннего духа «старого» времени и вдохнул его в звуковую картину современности.

Ипполитов-Иванов обогатил русскую музыкальную культуру произведениями оперного, программно-симфонического, камерно-вокального, хорового жанров. Музыкально-сценическое наследие композитора представлено операми «Руфь» (1887), «Ася» (1900), «Измена»

1 Ипполитов-Иванов М. М 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М., 1934. С. 145.

5 (1910), «Оле из Нордланда» (1916) и другими (в том числе завершённая им опера М. П. Мусоргского «Женитьба»). Симфонической музыке посвящены едва ли не самые лучшие страницы композиторского творчества. В этом жанре им созданы симфонические сюиты на восточные темы: «Кавказские эскизы» (1894), «Иверия» (1895), «Мцыри» (1924), «В степях Туркменистана» (1932). Как признанный мастер вокальной лирики, Ипполитов-Иванов оставил свыше ста романсов и ансамблей, среди которых и наиболее известные произведения композитора: «Четыре провансальские песни» на слова П. Верлена, «Три мавританские мелодии», «Десять сонетов Шекспира в переводе Н. В. Гербеля», «Пять японских стихотворений» и другие. Хоровой музыке также отводится значительное место. Это кантаты: памяти А. С. Пушкина для детского хора в сопровождении фортепиано (1899), памяти В. А. Жуковского для смешанного хора с фортепиано (1902), памяти Н. В. Гоголя для детского хора и партии фортепиано (1909), памяти В. В. Стасова для соло, хора и симфонического оркестра; «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» для смешанного хора в сопровождении 10 флейт, 2 арф, тубы и органа ad libitum (1904), а также хоры и хоровые циклы для разных составов.

Творческой натуре Ипполитова-Иванова в целом было чуждо драматическое осмысление действительности. Своё восприятие мира композитор выражал в эпических и лирических образах. По мнению С.Н.Василенко, основными устоями его музыки являются «эпическое повествование и мягкий лиризм». Музыка Ипполитова-Иванова содержит свою собственную интонацию, «свой совершенно особый чисто русский характерный стиль»2.

Композиторскую деятельность Ипполитов-Иванов сочетал с миссией общественного служения, которому он посвятил всю свою жизнь. Сразу после окончания консерватории, в 1882 году, Ипполитов-Иванов по

2 Василенко С. Н. Воспоминания // М. М. Ипполитов-Иванов. Письма. Статьи. Воспоминания. М., 1986. С. 274-275.

поручению дирекции РМО был направлен в Тифлис для организации там музыкально-общественной деятельности. Итогом десятилетнего пребывания в Грузии явилось учреждение тифлисского отделения РМО, создание музыкального училища, реорганизация оперного театра и симфонического оркестра, устроение музыкально-концертной жизни в городе. Знакомство с национальной музыкальной культурой, исследования грузинского фольклора не только обогатили музыковедческую мысль, но и явились для самого композитора источником творческого вдохновения.

Важной вехой в творческой судьбе Ипполитова-Иванова стал период его директорства в Московской консерватории с 1906 по 1922 год, который имел исключительное значение для отечественной музыкальной культуры в сложный исторический момент. Параллельно с общественно-педагогической работой он занимается исполнительством, выступая в качестве дирижёра в театрах Зимина, Мамонтова, в Большом театре, а также возглавляя Русское Хоровое Общество в Москве.

Одним из аспектов многосторонней композиторской деятельности Ипполитова-Иванова, неизученным на сегодняшний день, является его творчество в области духовной музыки. До недавнего времени о церковно-музыкальных произведениях композитора не имелось практически никаких сведений, несмотря на то, что духовной музыке посвящена значительная часть творческого наследия автора.

Возрождение забытого пласта отечественной культуры - одна из задач современного музыковедения, открывшая в конце XX века имена и сочинения её представителей. Профессиональная деятельность ряда исследователей, в их числе назовём доктора иск. М. П. Рахманову, доктора иск. Н.С.Гуляницкую, кандидата иск. С. Г. Звереву, доктора иск. Е. М. Левашова, кандидата иск. О. И. Захарову, доктора иск. Ю. И Паисова, внесла неоценимый вклад в восстановление исторической целостности

7 отечественной музыкальной культуры. Среди авторов, чьи имена воскресли для современности, - не только композиторы XX века (А.Кастальский, А.Гречанинов, П.Чесноков, А. Никольский, В. Калинников, К.Шведов, Н.Черепнин, А. Александров, Н. Голованов), но также представители века минувшего (М. Глинка, М. Балакирев, М. Мусоргский, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков и др.).

Восстановление забытой части творческого наследия М.М.Ипполитова-Иванова предпринято в 1999 году редакцией «Живоносный источник», опубликовавшей к 140-летию со дня рождения композитора большую часть духовно-музыкальных произведений. Кроме нотного материала, издание содержит три вступительные статьи - Н. С. Гуляницкой, Э.Ф.Леонова и Н.С.Голованова3.

Публикация духовной музыки Ипполитова-Иванова - первый важный шаг в деле практического освоения «церковного» творчества композитора. Неизученность этой отрасли композиторского наследия в сфере музыкальной науки актуализирует вопрос литературных источников с целью определения «состояния разработки выбранной темы». Ограничив рамки критического ^ обзора духовно-музыкальным творчеством Ипполитова-Иванова (опуская обширный исторический контекст - церковно-музыкальную традицию), сконцентрируем внимание на типологии источников.

Классифицируя материал по принципу старого / нового знания, можно говорить о двух типах литературных источников. Первый - историческое наследие, современное композитору: это каталоги, отзывы, рецензии,

3 См.: М. М. Ипполитов-Иванов. Духовные произведения для хора (нотное издание). М., 1999. Отметим, что некоторые из сочинений были известны ранее благодаря их публикации в церковно-певческих сборниках: так называемом Лондонском сборнике (1962), а также сборниках В. Чаплина, изданных Крутицким Патриаршим Подворьем: «Избранные псалмы и молитвенные песнопения» и «Иже Херувимы» (1996).

8 репертуарные и иные упоминания произведений, частично задействованные в настоящей работе4.

Второй тип - литература наших дней, порождение новейшей музыкальной критики, осмысливающей объект на расстоянии. Пройдя нелёгкий путь запретов и безвременья, надолго потеряв и вновь обретя своё «сокровище», литургическое музыковедение из области «первых впечатлений» перешло в иную стадию - исторического осмысления явлений духовной культуры. Вполне естественно, что жанровая характеристика литературы должна быть другой, а само содержание - более развёрнутое и основательное.

Тем не менее, на сегодняшний день не существует работы, всецело посвященной духовно-музыкальному творчеству Ипполитова-Иванова (её отсутствие в известной степени компенсирует новейшая публикация произведений)5. Образовавшийся в музыкознании пробел отчасти восполняют две статьи, с разных сторон раскрывающие проблему наследия автора. Это дипломная аннотация выпускника Московской регентско-певческой семинарии (МРПС) Ю. Сергеева «Духовно-музыкальные сочинения М. М. Ипполитова-Иванова»6 и вступительная статья Н. С. Гуляницкой, предваряющая юбилейное издание духовной музыки композитора7. Позволим себе вкратце охарактеризовать оба источника.

4 Среди них: Биография Ипполитова-Иванова - в черновиках воспоминаний, хранящихся в ГЦММК (Ф.2, №
ЮОаб.); книга мемуаров композитора «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях»; письма Ипполитова-
Иванова к В. М. Зарудной (М., 1999); Лисицын М. свящ. Обзор духовно-музыкальной литературы. 110
авторов, около 1500 произведений. Издание 2-е. (СПб., 1902); Матвеев М. Обзор и перечень всех духовно-
музыкальных сочинений для смешанного хора. (СПб., 1912); Никольский А. В. Каталог-указатель духовно-
музыкальных сочинений, распределённых в порядке следования их в церковных службах и разделённых по
степени трудности. (М., 1909); Русское хоровое общество. Отчёт РХО в Москве за период 1894-1905 и 1911-
1915 гг.; «Хоровое и регентское дело» (СПб.,1909-1913 гг.) и некоторые другие.

5 Заметим, что проблема неизученности авторского наследия характеризует не только область церковной
музыки, но актуальна для творчества композитора в целом. (До сих пор отсутствует подробное
монографическое исследование о Ипполитове-Иванове!) К числу, несомненно, важных научных трудов
относится кандидатская диссертация Н.Н. Соколова «Тема востока в симфоническом творчестве М.М.
Ипполитова-Иванова и традиции русского ориентального симфонизма» (1998).

6 Сергеев Ю. Духовно-музыкальные сочинения Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова. Дипломная
аннотация // Московская регентско-певческая семинария. Сб. материалов. 1998-1999. M., 2000. С. 310-319.
1 Гулянищая Н. С. М. M. Ипполитов-Иванов - представитель Нового направления // М. М. Ипполитов-
Иванов.
Духовные произведения для хора (нотное издание). М., 1999. С. 5-8.

9 Специфика работы Ю. Сергеева определяется её главной целью - «в общих чертах описать духовно-музыкальные сочинения Ипполитова-Иванова». Выражение «в общих чертах» напрямую связано с методологией исследования, в центре которого - биографический подход. «Внимание к этой области творчества было подготовлено некоторыми фактами биографии композитора, а также, что весьма существенно, тесным общением с Чайковским», - замечает автор; позитивно расценивается «деятельность композитора в Синодальном училище церковного пения в качестве преподавателя курсов музыкальной формы и контрапункта свободного стиля (1894-1896) и знакомство со С.В.Смоленским»8.

Безусловным достоинством работы Ю. Сергеева является обширное использование цитат, привлечение архивных материалов биографии композитора, а также сведений исторического и биографического характера, почерпнутых из литературных и историко-музыковедческих источников.

Примечательно, что биографическая описательность почти полностью снимает проблему собственно музыковедческого анализа. Детальный анализ «плана содержания» и «плана выражения» (термины теории стиля А.Ф.Лосева) заменяет обобщённая формулировка специфических свойств предмета: «Духовные сочинения Ипполитова-Иванова написаны, в основном, в строгом стиле, отличаются простотой изложения, и в то же время торжественностью и гармонической свежестью и новизной, при этом не утрачивая своего предназначения и смысла»9. Более точное определение композиторского стиля содержит другое высказывание Ю. Сергеева, подмечающего в духовно-музыкальных сочинениях Ипполитова-Иванова «явственную опору на традицию знаменного пения, а также приёмы имитации гласов»10.

8 Сергеев Ю. Указ. ст. С. 314-315.

9 Там же. С. 315.

10 Там же. С. 317.

10 В заключении автор поднимает вопрос о необходимости дальнейшего изучения творчества композитора, указывая на важность «исполнения его духовно-музыкальных сочинений как за богослужением, так и в концертах русской духовной музыки». «Вторая задача, - пишет Ю. Сергеев, -исследование духовно-музыкального наследия композитора (курсив наш. -Е.Г.), которое существенно обогатит наше представление об особенностях Нового направления в русской духовной музыке»11.

Решению этой проблемы посвящена вышеназванная статья Н.Гуляницкой «М. М. Ипполитов-Иванов — представитель Нового направления» . В отличие от работы Ю. Сергеева, акцентирующего внимание на культурологическом и биографическом аспектах, статья Н.Гуляницкой представляет собой первый, единственный опыт стилистического анализа произведений, опубликованных в сборнике.' Осознавая актуальность исследования - неизученность церковной музыки композитора, отсутствие «серьёзных историко-аналитических очерков или і" научных статей», - Н. Гуляницкая справедливо отмечает, что «художественный портрет композитора, и тем более всемирно известного, не д может быть адекватным без исследования всех сторон его музыкального

1 "X

творчества» . Описанием «некоторых особенностей стилистики произведений» автор стремится заполнить «пустые места» биографии композитора.

На что же, прежде всего, обращает внимание исследователь?

Центральным аспектом анализа выступает проблема жанровых ориентации: рассмотрение иерархической системы «больших» и «малых» форм, крупноциклических образований и одножанровых циклов. Стилистический обзор Литургии и Всенощного бдения — главнейших

пЦит.ст.С318.

12 Вместе с ней в сборнике опубликованы две другие статьи: Э. Ф. Леонова - «М.М. Ипполитов-Иванов» и
Н.С. Голованова - речь выступления на музыкальном собрании, посвященном памяти композитора (2
апреля 1945 года, ГЦММК им. М. И. Глинки).

13 Гуляницкая Н. С. М. М. Ипполитов-Иванов - представитель Нового направления // М. М. Ипполитов-
Иванов. Духовные произведения для хора (нотное издание). М., 1999. С. 5.

богослужебных чинов — сопряжен с анализом «манеры письма» композитора: мелодика и голосоведение, звуковысотность и ритм, фактура и «тембризация» - суть средства музыкальной выразительности, формирующие «музыкальный склад и звуковой образ» сочинений. «В этих двух циклах, -заключает автор, - ясно обозначается стиль композитора, смысл которого не в цитировании или обработке древней песенности, а в создании музыкально-интонационного образа, близкого русской традиции и характерному звучанию лучших образцов церковной музыки» (курсив наш. — Е. Г.)1 .

В этом же ключе рассматриваются циклы псалмовых композиций -«Два запричастных стиха» и «Семь псалмов царя Давида», демонстрирующие разницу подходов уставного и внебогослужебного пения.

Обращая внимание на цикличность мышления, Н. Гуляницкая подробно исследует «Пять Херувимских песней» с точки зрения '-«композиторского восприятия и толкования этого момента Литургии» и подмечает стилистическую общность приёмов, характеризующих ' «музыкальный мир» Херувимских: искусство «тембризации», выразительность фактуры, пространственно-временное распределение материала. «Итак, - резюмирует автор, - для воплощения «Трисвятой песни» композитору важна как глубина духовного содержания, так и чисто музыкальная красота, эстетически осмысленный образ»15.

Таким образом, на основании краткого обзора Н. Гуляницкая приходит к определению «церковного стиля» Ипполитова-Иванова и выделяет ряд характерных свойств: глубокая связь между словом звуком; техническое мастерство; свобода владения всем арсеналом композиционных средств, необходимых для решения ряда проблем; приоритетность свободного творчества в жанре сочинений (не переложений), интонационно связанных с русской церковно-музыкальной традицией. «Ипполитов-Иванов, - заключает исследователь, - опытной рукой мастера создал звуковой образ,

14 Цит. ст. С. 6.

15 Там же. С. 8.

12 художественность которого — в синтезировании музыкального материала, в гибком сочетании канонического и стилистического начал. <...> Композитор - представитель своего времени, начала XX века, и его «церковный стиль» сформировался не в стороне от достижений русского музыкального искусства». «Высокообразованный музыкант, всесторонне владевший техникой композиции, в том числе и вокально-хоровой, он, несомненно, внёс свой, пусть не объёмный, вклад в духовную музыку русских композиторов» (курсив наш. - Е. Г.)16.

Свой вклад в развитие отечественного музыкознания, бесспорно, внесла и эта статья, теоретическая значимость которой определяется рядом существенных фактов. Во-первых, положено начало изучению духовно-музыкальных произведений композитора, в связи с чем сформированы методы и подходы; во-вторых — воскрешение из забытья «церковной» сферы деятельности Ипполитова-Иванова обусловило высокое значение «почина» для музыкальной науки в целом, включая малоисследованную область русской духовной музыки; в-третьих, само собой определились пути и направления дальнейшего исследования, включая работу с архивами,, сравнение «духовных» и «не духовных» сочинений, анализ всех произведений и многое другое. Все вышеперечисленные положения непосредственно связаны с тематикой, содержанием и методологией диссертации.

Другая литература, так или иначе связанная с темой исследования, имеет не прямое, а косвенное отношение к предмету, опосредованное проблематикой духовно-музыкального искусства рубежа XIX-XX вв. По характеру представленной информации все работы можно разделить на две категории - историко-архивные, биографические и научно-теоретические, посвященные проблемам стиля, стилистики, жанров. Не ставя цели подробно описать множество источников, остановим внимание лишь на некоторых.

Цит. ст. С. 5.

13 Наиболее информативен для нас исследовательский труд Н.С.Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века» (М., 2002), отдельные фрагменты которого посвящены разбору сочинений композитора. Обращая внимание на особенности стилистики и стиля, автор проводит параллель со «стилем времени», подчёркивая причастность Ипполитова-Иванова искусству Нового направления.

В отличие от теоретической «Поэтики», труды «Русской духовной музыки в документах и материалах» (тт. 5, М., 1998-2006) интересуют нас с точки зрения исторических фактов, архивов, документов. Неизвестные страницы биографии композитора, атмосфера появления и исполнения ряда произведений, отзывы современников - таков круг вопросов, имеющих прямое отношение к теме исследования.

«Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825 - 1917» Е.М. Левашёва (М., 1994) - одна из ранних музыковедческих работ (написана в 1979 году). Описательно-панорамный характер источника в соединении со спецификой жанра (исторический очерк) рождают обобщённый взгляд на проблемы истории и теории духовной музыки. (По собственному признанию автора, работа представляет собой «этап предварительного накопления и общего панорамного обзора материалов»17.)

С тематикой духовной музыки Ипполитова-Иванова связаны два других произведения: научно-исследовательский труд И: А. Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» (М., 2004) и репринтное издание материалов Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 года (М., 2002). Подчёркивая индивидуальное содержание

Левашёв Е. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова. 1825-1917. Исторический очерк, нотография, библиография. М., 1994. С. 4.

14 обеих работ, отметим, что их объединяет общая специфика исторического, не теоретического, музыкознания.

Говоря о явлении «прогрессирующей секуляризации хорового церковного пения, когда музыке стали придавать первенствующее, а не служебное значение», об «увлечении светскими формами и отходе от требований устава», И. А. Гарднер упоминает имя М. М. Ипполитова-Иванова и обращает внимание на канонические и текстологические ошибки в творчестве композитора: негласовое изложение «Господи, воззвах» во Всенощном бдении и литературную неточность в пении Евхаристического

канона .

Соглашаясь с мнением учёного в вопросе «главной сущности богослужебного пения - самого богослужения», мы, однако, не можем, разделить его категоричности в оценке творчества Ипполитова-Иванова. На наш взгляд, в роли основной причины изменившегося соотношения «музыки» и обряда выступает не «светскость» композитора (воспитанника ' митрополичьего хора Исаакиевской капеллы, ученика Г. Я. Ломакина и Г.Ф.Львовского), не отсутствие необходимых литургических знаний, а эволюция богослужебного пения в целом, актуализировавшая ситуацию разобщения церковного и светского сочинительства. Более того, внимательно изучив «церковное» наследие композитора, возьмём на себя смелость утверждать, что не забота о музыкальном благозвучии, не внешняя красота и привлекательность музыки составляли смысл «духовного» творчества Ипполитова-Иванова, а нечто большее: глубокая внутренняя идея,

1 «Композиторы, бравшиеся за сочинение хоров на богослужебные тексты, прекрасно владевшие техникой композиции и знанием хора, не знали хорошо той области, для которой они брались писать хоры, не знали богослужебных требований, их оснований и принципов. Случалось даже, что они не точно знали литургийные тексты, на которую писали музыку для хора. Так, например, в «Литургии» М. М. Ипполитова-Иванова в «Милость мира» читаем: "Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф..." (т. е. композитор спутал текст пения во время Евхаристического канона с текстом гимна "Тебе, Бога хвалим"!)» {Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том II. История. М., 2004. С. 452).

15 основанная на церковно-музыкальной традиции, благоговейном отношении к музыкально-литургическому преданию Церкви .

Научная информативность другой работы -. опубликованных материалов Поместного Собора Русской Церкви - обогатила нас новым документальным знанием: впервые стало известно о приглашении Ипполитова-Иванова к участию в Соборе как одного из «авторитетных специалистов» в области церковного пения. Включение Ипполитова-Иванова в один ряд с именами Кастальского, Архангельского, Металлова, Чеснокова, Данилина, Никольского, Лисицына, Рахманинова, Гречанинова исторически документирует высокий духовно-музыкальный и профессиональный статус композитора.

В заключении отметим существенность ещё одной работы, положительно повлиявшей на становление содержания диссертации. Речь v идёт о книге В.Протопопова «Музыка русской литургии. Проблема цикличности» (М., 1999), охватывающей «явление литургических циклов от j-их возникновения в первые века христианства вплоть до произведений начала XX века». Важные выводы и научные положения, помещённые на страницах этой книги, в ряде случаев обуславливали необходимость подробного цитирования материала, выступающего в роли научно-исторического контекста.

Парадоксально, но именно знание церковной традиции и могло, на наш взгляд, случайно спровоцировать досадные канонические неточности, на которые ссылается И. А. Гарднер. Наблюдение за творчеством композитора в целом позволяет выдвинуть гипотезу о «тематическом» единстве ряда произведений: Литургии, Всенощного бдения, запричастных стихов и Великих прокимнов. Так, вечерняя стихира на «Господи, воззвах», традиционно исполняемая на мелодию церковных гласов (в особенности вторая часть песнопения «Да исправится молитва моя»), музыкально ассоциируется с одноимённой песнью литургии Преждеосвященных Даров: об этом свидетельствуют развитая мелодико-полифоническая фактура, изысканная тонально-хроматическая гармония. Аналогичным образом третий антифон (Блаженны) из Литургии св. Иоанна Златоуста ор. 37 воспроизводит текст великопостной литургии (Преждеосвященных Даров), отличающийся дополнительным проведением стихов припева («Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»). «Два запричастных стиха» (ор. 29) из 18 кафизмы связаны по тексту с великопостной вечерней, предваряющей богослужение Преждеосвященных Даров. Причастность Великих прокимнов к богослужебному циклу Триодей Цветной и Постной образует известного рода параллель к вышеуказанным жанрам. Вполне возможно, что, не будучи связаны фактическим единством, эти песнопения прорисовывают контуры иного «абстрактного» цикла, объединяющего произведения композитора разных лет.

Итак, обзор специальной литературы подвёл нас к выводу о неразработанности темы исследования, характеризуемой наличием определенной суммы знаний, частично восполняющих пробелы в этой области музыкальной науки. Синонимичными проблемам диссертации оказываются только два источника - статья Н.С.Гуляницкой и дипломная аннотация Ю. Сергеева, - по-разному раскрывающие сущность «церковного» творчества Ипполитова-Иванова. На основании этого приходим к выводу, что главным источником информации для нас является сама духовная музыка композитора - опубликованная и неопубликованная.

Основная проблема диссертации двуедина - исследовать духовно-музыкальные сочинения, обратив внимание как на стиль автора, так и церковно-художественную традицию, исторически предшествовавшую и современную деятельности Ипполитова-Иванова.

В центре, определяющем предмет исследования, находится поэтика духовно-музыкальных произведений композитора, рассматриваемая в ракурсе жанрового становления русской духовной музыки. Понятие жанра, «жанровой формы» становится для нас ключевым. В связи с этим существенную роль сыграла категория историзма. В. М. Жирмунский писал: «Понятие жанра - всегда понятие историческое»20. Отсюда - взаимосвязь и взаимообусловленность сравнительно-исторического и жанрового подходов.

Представленные ниже стороны рассмотрения произведений будут" представлять специальные задачи или субпроблемы музыковедческого анализа, среди них:

«доструктурный» и «структурный» аспекты духовных композиций (термины А. Ф. Лосева);

стилевое развитие жанров, «жанровая форма» и «жанровый стиль» духовно-музыкальных сочинений;

Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций. М, 2004. С. 403.

стилистика музыкального языка во всей совокупности средств выражения (звуковысотность, ритмическая и тембровая организация);

стилистика произведения находит выражение и в его форме; поэтому выяснение особенностей формообразования - ещё один из аспектов анализа творческой манеры Ипполитова-Иванова и других композиторов;

- и, наконец, сам стиль духовно-музыкального творчества автора.
Основной материал исследования предполагает рассмотрение

духовных опусов композитора, в том числе и неопубликованных. (Выявить в рукописях неизвестные сочинения - одна из задач, которую ставит перед собой автор.) В целях сравнения произведений Ипполитова-Иванова с духовной музыкой предшественников и современников композитора : предполагается включение обширного исторического материала -музыкальной литературы различных стилей, эпох и направлений богослужебного пения.

Научно-методологический аппарат адекватен содержанию, цели и задачам исследования. Соотнося собственный путь истолкования темы с ' методологией, сформировавшейся в работах предшественников, считаем целесообразным введение комплексной системы методов.

В центре - современный музыковедческий подход, сложившийся в разных областях теории и истории музыки. Важными для нас явились работы Н. Гуляницкой, М. Рахмановой, Е. Левашёва, Ю. Паисова, А.Кандинского, В.Протопопова, посвятивших свои труды исследованию различных сторон отечественной духовной музыки. Говоря о современности методологии, отметим её связь с музыковедческой традицией, начало которой положено в» трудах Нового направления: С. Смоленского, В.Металлова, А. Кастальского, А. Никольского, А. Преображенского, прот. М. Лисицына и других, Исследовательский опыт этих авторов сыграл положительную роль в формировании методологической базы диссертации.

Большое значение приобретает стилевой подход, раскрывающий
своеобразие авторской манеры композитора. Недостаточность изучения
теории стиля в музыке предполагает заимствование соответствующих знаний
из областей смежных с музыковедением наук - эстетики и
литературоведения. Своеобразной методологической «моделью» явилась для
нас концепция «художественного стиля» А. Ф. Лосева, сформулировавшего
закон взаимодействия «первичной модели» с «принципами

конструирования» формы.

Основной акцент сделан на проблеме соотношения категорий жанр и стиль. «Выяснить особенности внутренней жанровой формы, - считает Н.Гуляницкая, - это значит осуществить параметрический подход к духовно-музыкальному произведению»21, что мы и попытаемся сделать применительно к духовной музыке Ипполитова-Иванова. Важно, что систематизация материала по жанровому признаку наметила разницу подходов в исследовании Литургии, Херувимской и запричастного пения.

В связи с задачей сопоставления авторских и исторических стилей актуализируется роль компаративистики как ведущего метода исследования.

Содержательный аспект духовно-музыкального произведения -область специального немузыкального знания, требующая соответствующего подхода - «вхождения» в круг вопросов и тем православной музыкальной литургики, включая сферу богословской науки. Кроме того, представляется необходимым привлекать слово самого композитора и его современников. Находиться в контексте литературно-композиторских высказываний - одна из важнейших методологических задач.

Большое значение имеет понятийно-терминологический аппарат, выбор которого позволяет адекватно интерпретировать и описывать музыкальные факты. При этом, терминолексика исследования допускает

Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002. С. 48.

19 сочетание традиционных наименований и современной музыковедческой терминологии.

Исходя из проблемы, её аспектации и методологии, сформировалась и структура исследования, предполагающая деление на главы по жанровому признаку. При этом учитывался установленный в музыковедении принцип иерархии жанров: от цикла крупной формы - Литургии, к песнопениям малых форм - Херувимской песне и запричастному пению.

В процессе работы над диссертацией была выработана двухчастная модель построения глав: первая часть - вводный историко-теоретический экскурс, посвященный вопросам музыкально-богослужебной традиции жанров; вторая часть концентрирует в себе основной материал исследования, формулируя концепцию жанра в творчестве композитора.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и пяти приложений.

Похожие диссертации на Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция