Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования Труханова, Александра Геннадиевна

Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования
<
Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Труханова, Александра Геннадиевна Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 Саратов, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая Образно-смысловые универсалии 21

1 Сфера скорби 21

2 Сфера хваления 44

3 Сфера нравственного поучения 67

Глава вторая Композиционно-драматургические типы 81

1 Монотематический тип 84

2 Политематический тип 97

3 Обрядовый тип 113

4 Сюжетно-повествовательный тип 130

Заключение 143

Библиография 155

Нотные примеры

Введение к работе

В России на протяжении последних десятилетий XX века складывалась особая обстановка, новый психологический климат, когда в поисках общечеловеческих ценностей наблюдался бурный рост общественного интереса к религиозной вере, к духовным идеалам и ценностям, которые ей присущи. С середины 80-х годов было положено начало процессу изменений в отношениях государства и церкви, который особенно интенсивно стал развиваться в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Наметился устойчивый рост числа священнослужителей и возросло число граждан, посещающих храм для присутствия или участия в религиозных обрядах. Для одних интерес к церкви связан с возможностью приобщиться к культурно-историческим традициям, для других - с возникшим стремлением духовного обогащения, а в чём-то и с желанием снятия эмоционально-психологического напряжения.

Директивный атеизм сменился убеждением, что единственный источник и оплот подлинной духовности есть вера в Бога, при этом материалистическое мировоззрение потерпело историческое поражение. Речь идет о реальном духовном переломе, который можно обозначить как «религиозное возрождение России». Именно поэтому осмысление категории «духовность» и связанных с ней понятий к концу XX века становится необходимым, одним из самых актуальных требований общественной жизни.

В философии XX века «духовность выступает как способность человека к трансцендированию наличной действительности», а именно как вера в существование высших трансцендентных начал, непостижимым,

таинственным образом связанных с отдельной человеческой душой и направляющих личность в её реальном, земном существовании [258, 775]. Как отмечает "З.Фомина, присутствие в человеке «нездешних корней бытия», интуитивно улавливаемых, теоретически выражено во всей русской философии. «Невидимыми нитями человек связан с непостижимыми основами бытия, которые заявляют о себе в его неизбывной тоске по Иному» [258, 226].

Понятие «духовность» является многогранной философской сферой познания, охватывающей все стороны человеческой жизни. Осознавая всю глубину обозначенного понятия, в рамках данного исследования оно ограничивается религиозным началом, церковной сферой. Именно к такой трактовке духовности тяготел В.Даль, определяя им «...всё относящееся к Богу, церкви, вере, всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, воля» [65, 503].

Возрождение религиозности в России конца XX века связано с возрастающей сложностью жизни, с поисками психологической устойчивости перед лицом тех проблем, которые порождает современный этап общественного развития: отчуждение от природы, утрата связи с традицией и т.д. Серьёзные изменения в общественно-политической сфере общества с середины 80-х годов XX века, а именно отмена запретов на ряд явлений, особенно связанных с религией, послужили мощным толчком к возрождению духовной музыки.

Как известно, в России после революционных событий 1917 года развитие духовного музыкального творчества было искусственно прервано исключительно по идеологическим соображениям. В результате для значительной части общества произошёл обрыв традиций, связанных с постижением сущности православной культуры, и, вследствие этого, потерялась непосредственная преемственность в передаче всего

богатства духовного и эмоционального контекста музыкальных произведений, связанных с ритуалом богослужения. Тем не менее, живая нить традиций духовной культуры не прервалась окончательно в те годы, когда её существование было проблематичным, а продолжала существовать, обходя запреты в регентском деле, тесно связанного с культовым богослужением, либо сохранялась как «мирская» традиция в творчестве истинно верующих музыкантов.

В светском музыкальном искусстве 60-70-х годов духовные тенденции, связанные с возрождением интереса к религиозному сознанию, наблюдаются в некоторых вокально-хоровых сочинениях, где обращение к высокой поэзии, не столь открыто, но вполне определённо направляет мысль к образам и темам духовных жанров.

Особенно наглядно и планомерно отголоски многовековых традиций духовной культуры народа проявились в виде музыкальных иллюстраций в киноискусстве. В ряде творческих работ, где возникал круг образов, связанных со старинной обрядовостью, для полноты раскрытия атмосферы эпохи обязательным становилось включение духовной музыки, которая не только иллюстрировала кинодействие, но в определённом смысле обогащала его, создавая своеобразные звуковые «контрапункты» к зрительным впечатлениям.

Существование этого скрытого периода, так называемой «внутренней» эмиграции или, по выражению А.Тевосяна, «предвозрождения», ещё раз подтверждает огромные усилия русских художников сохранить и передать будущим поколениям бесценное наследие - великую национальную традицию духовного искусства.

Таким образом, зарождение духовной линии творчества с середины 60-х годов (поначалу в скрытых, завуалированных формах), особенно ярко заявившей о себе в 80-е годы, совершенно основательно можно на-

звать «духовным Ренессансом». О данном процессе свидетельствуют многие музыковеды. Так, например, Л.Раабен пишет о том, что «самым ярким показателем духовного Ренессанса явилось обращение композиторов к религиозной тематике, сопровождавшееся постановкой сложных мировоззренческих вопросов. Тяга к религии уже в полной мере обозначила остроту общественного кризиса сознания, заставившего в христианском вероучении искать утерянную жизненную опору» [183, 22]. Н.Гуляницкая в своей статье «Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций» также подчеркивает аспект воскрешения заживо похороненного: «многие десятилетия забытая (и "забитая"), оттеснённая (и "запрещённая") православная музыкально-художественная традиция, стала не постепенно и локально, а бурно и повсеместно возрождаться» [56, 7].

Такой прорыв духовных устремлений, который наметился как в общественной социальной жизни, так и в музыкальном искусстве в частности, является попыткой обретения утраченных нравственных устоев, которые для многих видятся прежде всего в основах религиозных учений.

Огромный интерес к духовной тематике в современном искусстве конца XX века, которая актуализируется в большей степени именно в хоровой музыке, генетически связанной с церковным пением и с каноническим словом, создание ярких и неординарных музыкальных произведений в этой области творчества делают необходимым и важным её изучение. Понятие «духовность» содержит в себе высокие нравственные идеалы. Её особая этическая значимость, неуклонно растущая в течение последних десятилетий, подтверждает своевременность исследования на данную тему.

Обзор литературы. Характеризуя современное состояние изученности данной области музыкального творчества, следует отметить, что в науке отчётливо проявляется рост интереса к отдельным историческим этапам в развитии духовной музыки. Наиболее широкое освещение в современном музыкознании получила деятельность композиторов Нового направления (период рубежа XIX-XX веков), ставшего значительным явлением в истории культовой музыки в России. Специальные и глубокие исследования А.Кандинского, Е.Левашёва, М.Рахмановой, И.Дабаевой и других авторов, в которых рассматриваются духовные сочинения русских композиторов, работавших в данный исторический период на волне возросшего интереса к сакральной тематике в конце XX века, во многом становятся основой для осмысления современных процессов, происходящих в духовно-музыкальном творчестве.

Вопросы духовного искусства конца XX столетия освещены в работах Н.Гуляницкой, Ю.Паисова, А.Тевосяна, Н.В. и Н.П.Парфентьевых, И.Степановой, Т.Рожковой, Л.Рязанцевой, А.Ковалёва и др. Современная теория и эстетика, связанная с проблемами музыкальной христианской культуры конца XX века, только начинает формироваться и утверждаться. Следует отметить, что возрождение ни одного другого жанра не сопровождалось разнообразием подходов, а самое главное — напряжёнными дискуссиями и спорами, где в центре внимания оказались не только внутримузыкальные проблемы, но неизбежно вовлекались проблемы собственно религиозные, богословские. Каждый исследователь по-своему находит объяснение тех процессов, которые происходят в современном духовно-музыкальном творчестве, в соразмеренности с его собственным видением данной проблемы.

Так, например, исследовательский подход Н.В. и Н.П.Парфентьевых устремлён к обобщающему рассмотрению духовной музыки XX века

(включая и современный период) как уникального и многогранного явления. В третьем выпуске «Истории современной отечественной музыки» впервые в масштабе всего завершающего столетия этими авторами сделана попытка взглянуть на развитие духовного отечественного искусства в целом, охватывая большой круг имён и художественных решений. Исследования А.Тевосяна в большей степени обращены к отдельным персоналиям, а точнее к индивидуальным музыкально-духовным композициям современных авторов. Сочинения В.Рубина, Н.Сидельникова, Р.Щедрина и других композиторов, которые оказались в центре внимания учёного, осмысливаются не только с позиции индивидуальных стилевых параметров, но и с точки зрения особого духовного наполнения, художественной значимости музыкальных интерпретаций на канонические тексты.

Особого внимания заслуживают исследования молодых учёных. Диссертационные работы Т.Рожковой «Современное духовно-музыкальное творчество русской православной традиции (период после 1988 года)», Л.Рязанцевой «О преломлении традиций старинных отечественных хоровых жанров в русской музыке 70-80-х годов XX века», А.Ковалёва «Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII-XX веков. Специфика жанра и организация цикла» во многом восполняют тот пробел, который образовался в научном изучении современного духовного творчества.

Самым фундаментальным опытом обобщения и обоснования музыкальных процессов, которые происходят в области современного духовного искусства на сегодняшний день, является труд Н.Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века», в котором, по словам самой исследовательницы, важным и актуальным представляется сделать попытку «установить наиболее общие музыкальные тенденции и поэтико-стилистические за-

кономерности в области духовной музыки, развивающейся в контексте современной художественной культуры» [59, 10]. Две части работы, соответственно посвященные творчеству композиторов Нового направления (начало XX века) и духовной музыке современных авторов (конец XX столетия) и определили структуру труда.

Обозначая широкий спектр проблем, связанных в первую очередь с теоретическим осмыслением духовной музыки (жанровая классификация, анализ пространственности, вопросы «тембризации», высотно-ритмических структур, фактуры и других сторон духовно-музыкальных произведений), Н.Гуляницкая в своей работе даёт простор и перспективы для дальнейших научных изысканий.

Актуальность представленного исследования. Осознавая неограниченное множество возможных путей и аспектов в изучении духовного музыкального творчества, необходимо дополнить общую картину современной научной мысли в данной области, осветив её в новом ракурсе. При широком и непреходящем интересе к духовной тематике, она менее всего изучена с точки зрения образно-смыслового содержания музыкально-поэтического ряда, а именно в соотношении толкования текста в церковной, богословской традиции и интерпретации художника, разрабатывающего данный словесный материал средствами музыкального письма.

Каждое неклиросное сочинение - это в значительной мере авторская композиция, воплощающая конкретную содержательную модель на основе тесного взаимодействия текстового и музыкального рядов. Объединение разнородных источников в современных духовных сочинениях отражает именно стилевое, а не каноническое начало; даже устойчивые жанровые формы - Литургия св. Иоанна Златоуста (текст данного богослужебного чина является наиболее распространённым в композитор-

ском творчестве), Всенощное бдение - становятся предметом новых художественных поисков, определяемых потребностями современного мироощущения. Исторический процесс обновления затрагивает не только систему выразительных средств, но прежде всего конкретное толкование духовных текстов, привнесение в музыкальный язык своеобразного композиторского «идиолекта».

Синтетическая природа духовных сочинений обязывает к изучению данного музыкального жанра с позиции соотношения музыкального и словесно-поэтического начал. Выявление особенностей развития духовной темы в представленном ракурсе рассмотрения требует последовательной и глубокой проработки для изучения тех процессов, которые происходят в духовно-музыкальной области творчества. В этом и есть актуальность представленного исследования.

Объект исследования - хоровые сочинения духовной тематики (преимущественно a cappella) отечественных композиторов конца XX века.

В качестве материала для анализа используются сочинения, представляющие как канонические, так и концертные формы. Среди авторов: Николай Ведерников, Сергей Трубачёв, архим. Матфей, Георгий Свиридов, Николай Каретников, Владимир Рубин, Николай Сидельников, Альфред Шнитке, Кирилл Волков, Владислав Успенский, Владимир Рябов, Ефрем Подгайц, Владимир Мартынов, Владимир Довгань, Алексей Ларин, Андрей Микита и другие.

Духовная тематика в своём онтологическом основании охватывает круг образов (тем, сюжетов), направляющих прежде всего к мировоззренческим основам бытия, к вопросам о смысле земного пути человека, к нравственным устоям жизни. Раскрывая связь человека с непостижимым источником мироздания, она прежде всего затрагивает сферу

трансцендентного, сакрального, приобщение к которой связано с восхождением к миру высокой духовности, к пониманию подлинной глубинной сути человеческого естества.

Как известно, духовная тематика ориентирована на догматическое богословие (поэтический материал составляют молитвословия из Псалтири, из книг, содержащих полный круг церковных служб). Сакральные тексты, раскрывая обобщённый смысл многозначных образов, отличаются особым образно-смысловым содержанием, отражающим определённое духовное состояние сосредоточенности, отрешённости от повседневной суеты перед лицом вечности. Кроме того, духовная тематика рассматривает и общечеловеческие этические ценностные ориентиры, нравственно-духовные основы человеческого бытия. Художественное воплощение подобных идей разрабатывается в светских поэтических формах (народная религиозная поэзия, авторские сочинения). Несмотря на такое многоразличие художественных позиций, глубина образной структуры духовной тематики связана с приобщением к пониманию сверхъестественных истин, к той трансцендентной глубине, которую порой очень трудно выразить словами.

В данном исследовании будет рассмотрен особый пласт духовной музыки, который непосредственно связан с русской национальной культурой, с интерпретацией духовных текстов, поэтическая основа которых сохраняет фонетику национального языка (церковнославянского, древнерусского, современного русского), имеющего прямое отношение к православной традиции.

Духовная хоровая музыка является относительно традиционной и стабильной формой творчества в отношении к генетическим истокам жанра, одним из которых является обязательное использование звучания a cappella. Как известно, отказ от инструментов в церковном православ-

ном ритуале имеет глубокий символический смысл. Пение как одно из природных качеств человека является самым естественным способом его самовыражения, в отличие от «искусственности» инструментов. В современном духовном творчестве в связи с новейшими стилевыми тенденциями, с широким спектром возможностей и эстетических позиций достаточно активно привлекаются и инструментальные средства. Выбор нетрадиционного тембрового состава исполнителей в духовно-концертных сочинениях, который может быть не только хоровым, но также с привлечением различного инструментария, становится показателем примет современного мышления в осознании духовной тематики.

Исторический период наиболее активного развития духовного творчества в современном хоровом искусстве, заявивший о себе начиная с конца 80-х годов XX века, во многом определил хронологические рамки, рассматриваемые в данном исследовании. Особое внимание привлекают сочинения, созданные в 90-е годы, в период активного и напряжённого постижения национальной духовной культуры. Для полноты рассматриваемого явления исследуются сочинения, созданные с середины 80-х, обозначившие начало этого процесса, и сочинения, созданные на протяжении последних лет (первая половина 2000-х), открывшие новые грани композиторских поисков в данной области современного искусства.

Предметом исследования является систематизация хоровых сочинений конца XX века на духовную тематику, определяемая образно-смысловым содержанием музыкально-поэтического ряда с результирующим итогом - созданием типологии.

Текстовая основа, которая раскрывает различные образные грани содержательного уровня, определяет суть данной типологии. Духовный текст - область не очень открытая. Имея сакральную, символическую направленность, он требует определённых пояснений, поэтому музыкально-

художественный анализ современных интерпретаций будет предваряться рассмотрением текстовой канвы, как основной «первичной модели содержания», что является существенной частью вопроса, раскрывающей образно-смысловой контекст духовного музыкального творчества.

Как известно, привязанность к слову, неразрывное с ним существование музыкальных форм было характерно для культового искусства. Изначально музыка в религиозных песнопениях играла подчинённую роль по отношению к сакральному слову. Её задача заключалась в том, чтобы «озвучить» текст, придать ему ту силу эмоционального воздействия, которая всегда признавалась за музыкой, ради которой и обращалась к ней церковь. Иными словами, музыка должна была облегчить восприятие «божественных слов». «Пусть раб Христов так поёт, чтобы не голоса поющего, а слова угождали Богу», - писал Иероним [144, 21]. «Безыскусный напев сплетается с Божественными словами ради того, чтобы само звучание и движение голоса изъясняло скрытый смысл, стоящий за словами...» - объяснял Григорий Нисский [144, 110]. В художественной традиции отношение к сакральному слову существенно меняется, именно это и стало причиной введения анализа текстового ряда, который и явился импульсом к созданию представленной типологии.

Внимание к избранной теме исследования определяется прежде всего богатством и разнообразием музыкального материала, высоким художественным достоинством сочинений, тем более, что многие из них ещё не стали объектом специального анализа. Значительное разнообразие существующих образцов обусловило основной ракурс рассмотрения данной проблематики и определило формулировку цели данного исследования. Ею стало выявление особенностей развития духовной тематики в русской хоровой музыке конца XX века с точки зрения образно-смыслового содержания на основе теснейшего взаимодействия двух ря-

дов - текстового и музыкального. Этот путь представляется одним из возможных для решения такой фундаментальной проблемы, как осмысление христианской культуры с точки зрения системной ценности и множественности в их диалектическом соотношении.

Сложность поставленной цели и многообразие ракурсов её осмысления определили ряд задач, решаемых в данном исследовании:

дать оценку развития духовной тематики в русской хоровой музы-

ки конца XX века, выявить её роль в современной культурной жизни;

найти принципы систематизации хоровых сочинений на духовную тематику и создать типологию с точки зрения образно-смыслового содержания музыкально-поэтического ряда и композиционно-драматургических принципов развития;

раскрыть на основе музыкально-теоретического анализа нравственно-религиозную сущность различных тематических направлений в духовном творчестве в связи с историческим обновлением жанровой системы, музыкально-выразительных средств и способов формообразования;

рассмотреть драматургические и композиционные принципы развития в циклических музыкальных сочинениях в связи с вопросом идейно-смыслового содержания;

Методология исследования. В процессе осмысления изучаемого предмета формировался метод, соединяющий в себе философский подход, соотношение с традицией, вопросы богословского контекста с конкретным звуковым материалом, вербальным по своей природе, и с методом музыкально-теоретического анализа. Методология диссертации связана с комплексным подходом к изучению духовной тематики в хо-

ровом искусстве конца XX века, что обусловило совмещение различных областей научного знания.

Для разработки данной темы основополагающее значение имели труды по философии (А.Лосев), эстетике (М.Бахтин, Ю.Лотман, Е.Назайкинский, А.Сохор). На формирование концепции оказали влияние работы выдающихся учёных-мыслителей И.Ильина и П.Флоренского, посвященные вопросам христианской культуры и искусства, а также учёных-медиевистов М.Бражникова, Н.Успенского. Освоить проблематику духовного хорового искусства конца XX века помогли работы в области литургики и истории религии (архимандрит Ки-приан Керн, митрополит Иоанн, схиигумен Савва, И.Гарднер, священник А.Мень). Музыкальным материалом исследования послужили хоровые сочинения духовной тематики, что потребовало обращения к специальным трудам по лингвистике, древнерусской поэтике (В.Жирмунский, Д.Лихачёв, Б.Томашевский, Г.Федотов). В музыковедческом аспекте наиважнейшее значение имели труды Б.Асафьева, М.Арановского, В. Бобровского, В.Васиной-Гроссман, Г.Григорьевой, Е.Долинской, Е. На-зайкинского, Е.Ручьевской, А.Сохора, В.Холоповой, а также исследования касающиеся анализа духовной музыки (среди них работы Т.Владышевской, Н.Гуляницкой, И.Дабаевой, А.Кандинского, Е.Левашёва, Л.Раабена, М.Рахмановой и других учёных).

Для выявления особенностей развития духовной тематики в русской хоровой музыке конца XX века в качестве конструктивного подхода выбирается типологический способ исследования, который ставит своей целью упорядочение эмпирического многообразия объектов посредством разделения их на группы, отвечающие определённым содержательным признакам. Типологические исследования, которые особенно распространены в других областях научного знания (лингвистика,

социология, биология и т.д.) подтвердили универсальный характер такого подхода, так как всякий познавательный процесс в определённой степени связан с необходимостью систематизации изучаемых явлений.

Как известно, «исходными для типологизации данными являются совокупности значений для рассматриваемых объектов некоторого набора признаков или характеристик» [235, 9-10]. Сложный объект, обладающий многообразными специфическими содержательными признаками в зависимости от цели исследования может быть представлен в различных классификационных группах. В качестве оснований для создания данной типологии становятся образно-смысловые параметры музыкально-поэтического ряда.

Смысловой аспект духовных текстов рассматривается исключительно в богословской литературе, в систематических трудах по истории русского церковного пения, в трудах по литургике. Так, например, известна содержательная классификация церковных песнопений И.Гарднера, в соответствии с которой различают: песнопения догматического характера, песнопения повествовательно-исторического характера, песнопения нравственно-дидактического характера, песнопения созерцательного характера, песнопения, сопровождающие то или иное литургическое действие, «гимны-песнопения ясно выраженного славо-словного (доксологического) и евхологического (молитвенного) характера» [46, 63]. Архим. Киприан (Керн) отмечает, что псалмы у древних иудеев делились по своему содержанию на псалмы хваления, покаяния и молитвенные [101, 22]. В толковой Псалтири современного издания представлена следующая классификация: псалмы хвалебно-благодарственные, молитвенные и учительные, выделяя «во внимание к важности содержания, ещё псалмы мессианские в отдельную четвёртую группу» [237, 47].

Подобный взгляд на содержательный аспект церковных песнопений стал, в определённом смысле, отправной точкой для создания типологии, представленной в данном исследовании. Тем не менее, рассмотрение духовной тематики в рамках светского музыкального искусства, где современные композиторы не ограничивают себя только каноническими поэтическими формами, вызвало необходимость введения специфической терминологии для обозначения данных тематических граней.

В представленном исследовании, обращенном к рассмотрению типологии, предполагается выделение в каждой группе наиболее общих доминирующих характеристик, имплицирующих ряд прочих. И если с системной точки зрения все сочинения духовной тематики логически равноправны, так как относятся к одному жанру — хоровому, то по своей образно-смысловой представленности в текстах они заметным образом отличаются друг от друга, что, в конечном счёте, зависит от тех смысловых позиций поэтического ряда, которые определяют индивидуальность каждой модели. Отнесение отдельно взятого сочинения к определённому типу на базе импликационно-типологических данных - это попытка создания целостного взгляда на духовное творчество в хоровом искусстве конца XX века как явление многозначное и развивающееся.

Несмотря на многопредметность содержания духовной темы в современном творчестве в рамках данного исследования выявляются наиболее обобщённые образные универсалии, обозначенные как сферы духовной тематики со сравнительно преобладающим характером смысловых позиций: сфера скорби (драматическая, покаянная); сфера хваления (гимническая, благодарственная); сфера нравственного поучения (нравственная, догматическая). Общенаучной предпосылкой изучения сочинений на духовную тематику в рамках обозначенных универсалий

является возможность осмыслить многообразие реально существующих образцов как единую, организованную систему.

Совершенно естественно, что обозначенные аспекты духовно-музыкальной тематики не изолированы друг от друга. Они активно взаимодействуют и способны составлять нерасторжимые «сплавы». Исходя из этого, сформировалась и структура работы. В первой главе рассмотрены однородные тематические образования. Во второй рассматривается их сочетание, монтаж, комбинирование в рамках многочастных циклических композиций. В результате проведённого анализа выявляются обобщённые типологические модели с определённой логикой музыкального развития - музыкальной драматургией: монотематический, политематический, обрядовый, сюжетно-повествовательпый.

Методы тематического и композиционного анализа, которые играют определяющую роль в анализе музыкальной формы, составляют постоянный предмет научного изучения в музыкознании и особенно фундаментально разработаны такими авторами, как Б.Асафьев, В.Бобровский, Е.Назайкинский и другие. В центре внимания во II главе исследовании при анализе многочастных композиций духовного творчества оказываются вопросы, рассматривающие в первую очередь образную систему, идею и концепцию сочинений, требующих философско-эстетического осмысления. Выполнение аналитических операций на различных уровнях произведения, установление глубокой, органичной взаимосвязи между интонационными, композиционными, драматургическими и другими составляющими производятся с целью получения информации об их участии в формировании образно-эмоционального смысла произведения. Таким образом, каждое циклическое сочинение рассматривается как уникальное явление, а выявление его имманентных особенностей приводит к выходу на стилевые закономерности.

Стремление в данной работе к созданию многосторонней типологии объясняется тем, что, привлекая различные критерии познания, она позволяет охватить различные аспекты духовного творчества, выявляя глубину и многообразие представленной темы. Предлагаемый типологический подход позволяет подойти к анализу с разных позиций, в равной степени важных в раскрытии общих и специфических законов музыкального содержания. Эти позиции оказались самодостаточными при рассмотрении явления на данном этапе осознания его теории. Один из подходов предполагает исследование однородных тематических образований, другой - характеристику их взаимодействия в рамках многочастных циклических композиций. Обозначенные сферы духовной тематики и композиционно-драматургические типы являются своего рода универсально-обобщёнными моделями, существование которых обеспечивает определённое единство изучаемых объектов при всём их многообразии. Именно такой подход своей конечной целью предполагает исчерпывающий и высокоинформативный взгляд на данную сферу музыкального творчества.

Научная новизна исследования. В диссертации предпринята попытка создания целостной картины развития духовной тематики в русской хоровой музыке конца XX века с опорой на работы ведущих отечественных учёных, а также на материалы по изучению святоотеческой и богословской литературы. Новизна исследования состоит в создании типологии сочинений на духовную тематику, представленной в двух аспектах: в образно-смысловом плане и с точки зрения композиционно-драматургических принципов. С позиции предложенного подхода возникла необходимость поставить ряд частных вопросов. В их числе:

сравнение с литургическим контекстом, позволяющее выявить степень приближенности или отдалённости от смыслового содержания

текстового инварианта и дающее возможность оценить современный этап в хоровом искусстве как многоохватный и неоднозначный;

раскрытие действия композиционно-драматургических принципов в сочинениях на духовную тему как проявление индивидуально-авторского творческого мышления, что вносит определённый вклад в учение о музыкальных формах.

Кроме того, введение в исследовательский обиход большого числа современных композиций, широкого круга композиторских имён также обусловили научную новизну данной работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что исследование данной темы помогает расширить представление о тех художественных процессах, которые происходят в музыкальном искусстве конца XX века. Материалы могут быть использованы в различных областях научного знания, музыковедения, истории культуры, а также в учебных курсах анализа музыкальных произведений при изучении ряда теоретических и исторических тем, в курсе «Современная хоровая литература». Некоторые научные положения диссертации могли бы стать основой в процессе дальнейших исследований при разработке этой темы.

Сфера скорби

Процесс восстановления утраченного равновесия человеческой натуры, воспринимаемой как духовное прозрение и очищение, является концепционным свойством всей отечественной культуры, где торжество идеи гармонии неосуществимо без погружения во все ужасы мира. Сама концепция воскрешения России, проявляющаяся в трагедийных произведениях Ф.Достоевского, Л.Толстого, М.Мусоргского, Д.Шостаковича, как правило, осуществлялась через развитие идей апокалипсиса, Страшного Суда, которые выступали здесь как «духовная максима», «катего рический императив». Философ и богослов О.П.Флоренский справедливо отмечает, что «человечество должно пройти по путям зла, чтобы вновь вернуться к добру, к истине» [19, 89].

Социальные катаклизмы в России конца XX века, дискредитация общественных идеалов и образование идеологического вакуума, духовный голод воспламеняют рост апокалиптических настроений в обществе, породивших давно забытый страх и покаяние, возрождают вопрос о духовной сути человека, смыкаемый с социальным анализом действительности. При дефиците нравственности в обществе центральными темами в художественном творчестве становятся христианские идеи жертвенной любви, сопереживания и сострадания. В контексте религиозного миропонимания духовное возрождение возможно только через покаяние. При этом чувство собственной недостойности, пафос самообвинения, обличения и очищения выступает как «дух совершенствования» (И.Ильин). Потребность нынешнего времени - это исповедальное и покаянное слово в искусстве как путь к правде - личной или исторической, осознание своего прошлого и настоящего.

В сфере скорби, особенно ярко развивающейся в современном духовном творчестве, выделяются несколько групп сочинений единой тематической направленности:

1) песнопения, отражающие события Страстной Седмицы;

2) песнопения Панихиды (чин Заупокой);

3) песнопения, развивающие идею апокалипсиса;

4) покаянные песнопения. Именно история, как утверждает В.Рабинович, «вновь и вновь прочитанная человеком нынешнего дня может ретроспективу обратить в перспективу», а историческую память обратить в действие - ума, сердца, совести [184, 47]. События Страстной недели, последние дни земной жизни Иисуса Христа, принявшего муки и страдания как бы в расплату за свой человеческий облик, за любовь к людям с их греховными душами, не могли не отразиться в творчестве композиторов конца XX века. Образ Христа, который был оставлен перед лицом смерти, испив до дна чашу, уготованную ему, и пережив самое страшное, что может выпасть на долю человека - одиночество и оставленность, даёт сегодня силу для перенесения собственных страданий.

В качестве поэтической основы современные композиторы выбирают тексты сюжетно и образно связанные с Великим Постом и Страстной Седмицей, входящих, главным образом, в Триодь постную. Глубокие и вечные размышления о добре и зле, о грехе и покаянии заключены в постовых текстах. П.Флоренский писал: «Среди множества дивных по своей внутренней силе песнопений церкви, песнопения Св.Четыредесятницы и Св.Пятидесятницы таинственно навеяны нарочитой духовной красотой. Как будто бесконечная глубина совершающихся Страстей Господних и Воскресения сама блистает таинственным светом на этом круге церковных служб» [240, 85]. Особое проникновение в духовное состояние канонического слова раскрыто во многих сочинениях, среди которых «Се Жених грядет в полунощи» (тропарь на Утрени в Великий понедельник, вторник и среду) в прочтении Г.Свиридова, В.Рябова; «Душе моя, восстани, что спиши» (кондак понедельника 1-й седмицы Великого поста) в творчестве В.Довганя, Ю.Фалика Р.Щедрина; «Чертог Твой вижду» (эксапостиларии на Утрени и в Великий понедельник, вторник и среду) - сочинение В.Рябова и другие.

Образный мир страстной тематики, связанный с канонической событийностью, наличием повествовательного ряда, конкретных действующих лиц произошедшей драмы диктует определённую установку на соответствующее обострённое образное восприятие. Среди наиболее ярких образных ассоциаций следует назвать образ Иуды как олицетворение предательства, разъярённой толпы - образ зла и насилия, образ страдающего Христа как выражение духовного подвига.

Новый уровень осознания канонических текстов в современном духовном творчестве, стремление к осязаемой образности влечёт за собой особый подход в интерпретации гимнографического материала даже в тех сочинениях, где композиторы используют, казалось бы, совершенно традиционные средства музыкального выражения. Так, в сочинении Г.Свиридова «Предательство Иуды» (текст тропаря 3-го гласа во Святую Четыредесятницу - «Егда славний ученицы») яркая музыкальная характеристика библейского персонажа представлена жёстким звучанием ленточного движения (параллельными квинтами) в низких голосах в умеренном темпе повествования. Унисон басов и альтов в нарочито низкой тесситуре (/"малой октавы у женских голосов и/контроктавы у басов) на слове «предает» создаёт устрашающе мрачный колорит как символ предательства, не имеющего никакого оправдания [Пример № 1].

Сфера хваления

Восхваление, благоговение перед Господом как Творцом, благодарение за различные его дары, почитание и хвала Богородицы и Святых становятся неотъемлемой частью христианской культуры, развивающей средства эстетического и художественно-образного воздействия. С богословской точки зрения, причины, побуждающие человека благодарить и славить Бога, имеют прежде всего сотериологическое основание. «Личность, - пишет протоирей В.Свешников, - переживающая конкретность своей греховной нечистоты... и опытно узнавшая Божественную силу, очищающую от греховной тяжести... благодарно отвечает Богу. Человек, прославляющий Всевышнего, совершает личный нравственный подвиг: он превозносит личность божественную выше собственной личности, любой другой личности и человеческой личности вообще, выше всего тварного мира, выше времени и пространства» [204, 76].

В отличие от сферы скорби, где заметно проявляется стремление к зрительному, осязаемому претворению музыкального образа, данная сфера обнаруживает в целом обобщённо-символическое толкование канонического слова с точки зрения понятийного содержания. При единой идейно-смысловой направленности словесного выражения (радость, благодарение, торжество), образное воплощение хвалебной тематики связано с раскрытием различных эмоциональных оттенков духовного состояния - от печально-просветлённого до радостно-ликующего. В данной сфере выделяются три группы сочинений единой тематической направленности:

1) Торжество церковного праздника - постижение образного и смыслового строя православных праздников;

2) Аллилуйные - величание, прославление, ликование в честь Христа, Богородицы, Святых;

3) Благодарственные - моление, просветлённость, идея светоносно-сти.

В современной богослужебной практике особое место занимают дни, посвященные торжественному прославлению наиболее значительных событий Священного Писания. Среди большого числа церковных праздников список самых главных открывает Пасха, к которой примы кают двунадесятые праздники. Кроме них, особое место занимают дни, посвященные Святым, почитаемых в народе: Николай Чудотворец, Илия Пророк, Георгий Победоносец, Пантелеймон Целитель, Сергий Радонежский и другие.

Постижение образности и смыслового строя православных праздников даёт человеку прежде всего определённый мировоззренческий опыт, который предполагает сознательное отношение к бытию и к вселенной. В христианском понимании он имеет особо важное соборное измерение - одухотворённую всеобщность человеческих отношений. Основной смысл христианского православного праздника, по мнению Е.Рашковского, заключается в том, что именно в такие дни «всё живое многообразие нашего мира возвращается в этот, столь насущный для каждого из нас, но столь трудно дающий нашему земному восприятию священный контекст» [189, 102\. Именно поэтому для верующего человека он становится опытом переживания особого духовного состояния от соприкосновения с Вечностью и Святыней, не имеющих временного предела.

Несмотря на то, что современное духовное творчество в целом не связано с храмовым искусством (за исключением произведений таких авторов, как Н.Ведерников, С.Трубачёв, архим.Матфей и др.), песнопения праздничных служб привлекают внимание многих композиторов. Тексты двух главных событий - Рождество Христово и Пасха - легли в основу сочинений, созданных в различных жанровых формах, представляя собой либо отдельные самостоятельные произведения, либо часть циклических композиций с определённой образно-смысловой нагрузкой в драматургии целого.

Диапазон представленных текстовых моделей весьма разнообразен. Это прежде всего канонические тексты, непосредственно связанные с рождественскими и пасхальными службами. Среди огромного богатства богослужебного гимнографического материала (огромного как в смысле обширности, так и с точки зрения разнообразия форм) сущность самого праздника излагается в таких песнопениях, как кондак, тропарь и стихира, которые относятся к числу гласовых. Другую сторону данной тематики представляют обрядовые фольклорные песни, которые являются неотъемлемой частью народных праздничных гуляний (пение весёлых колядок, святочных, волочебных песен), а также авторски-поэтические формы.

Приступая к анализу музыкально-художественных интерпретаций праздничных песнопений, прежде всего следует раскрыть содержательно-смысловой контекст названных праздников (Рождество Христово и Пасха). Для осознания той сакральной идеи, которая заложена в них, рассматривать священные события необходимо главным образом с точки зрения богословского понимания.

Монотематический тип

В современном духовном творчестве намечается тенденция к созданию характерных жанровых форм - циклически взаимосвязанных песнопений, раскрывающих единый образ, единую тематику. Своеобразие таких циклов заключается в завершённости каждого отдельного номера и в тоже время в объединении их в «собрание» молитвословий по смысловому признаку. Таким образом, песнопения становятся сопричастными друг другу через конкретный «событийный ряд». Среди циклических произведений, охватывающих единый музыкально-песенный материал, особенно выделяются сочинения, раскрывающие страстную, покаянную и богородичную тематику.

Молитвенный материал в произведениях, представляющих монотематический композиционно-драматургический тип, компонуется по авторскому усмотрению, на основе личного слышания музыкальных образов в согласовании со смыслом и настроением поэтического ряда. В результате, каждая циклическая форма становится предметом авторских поисков как с точки зрения структурных и композиционных принципов развития, так и в плане привнесения в музыкальный язык своеобразного авторского «идиолекта». В композициях подобного рода основными объединяющими принципами являются наличие единого текстового ма териала, раскрывающего один образ, и отсутствие внутреннего контраста, то есть развитие одной образно-тематической идеи. Рассматривая отмеченные три направления (страстная тематика, покаянная, богородичная), обратимся к тем произведениям, в которых раскрытие единой тематической стихии становится определяющим фактором идейно-смыслового и композиционного уровней развития.

Среди сочинений, непосредственно связанных с событиями Страстной недели, в качестве показательного можно выделить хоровой концерт «Из Триоди постной» В.Довганя, в котором идея искупительной жертвы Христа представлена исключительно текстами Великопостных и Страстных служб, суть осмысления которых связана с вечными проблемами добра и зла, греха и покаяния, света и тьмы. Строки Триоди постной достаточно ёмки по смысловому и эмоциональному выражению. Композитор Довгань называет их поэтическим шедевром, «где в немногих словах заключены глубокие и вечные размышления» [7].

Основу семичастного концерта составляют следующие церковные тексты: часть I «Услыши Боже, глас мой, внегда молитися к Тебе» (Суббота 1-я поста); часть II «Душе моя, душе моя, восстании, что спиши...» (Понедельник 1-й Седмицы, Вечер, кондак); часть III «Князи людстии собрашася на Господа и на Христа Его» (в Святой и Великий Пяток, на Утрени, антифон 1-й); часть IV «Ужас бе видети...» (Великая Пятница, час 9, тропарь); часть V «Ужасеся земля, и солнце, Спасе, скрыся...» (Великая Суббота, на Утрени, непорочны с похвалами, статия 2); часть VI «Мироносицы приидоша...» (Великая Суббота, непорочны с похвалами, статия 3); часть VII «Приидите людие» (Великая Суббота, Вечер, стихира на «Господи воззвах»). Таким образом, выстраивая композицию хорового концерта, автор ориентируется на строго церковное исследование, совершаемое в первую и последнюю неделю Великого поста.

Сочинение Довганя - это своего рода последовательный ряд «музыкально-символических образов», среди которых мольба, предательство, мученическая смерть (страсти) и погребение, поклонение и надежда. По словам самого композитора, «здесь можно услышать ужас и гнев к людским князям, которые на самого Бога идут (№ 3) и скорбь от того, что Сам Бог на кресте (№№ 4-5)... в преддверии финала... приход жён-мироносиц умягчает душу, ибо несёт надежду на спасение и подспудно предваряет известие о воскрешении Христа, даруя ожидание этого чуда (№ 6)» [7]. «Эмоциональный ряд в сочинении выстраивается по линии постепенного сгущения напряжения к центральным номерам (№№ 3-5). Крайние части, характеризуя различные эмоциональные состояния (№№ 1-2 - мольба, покаяние; №№ 6-7 - просветление, сдержанное ликование) создают некоторое подобие обрамления, уравновешивающее общий баланс "мыслечувствований" (термин А.Шнитке)» [41, 89].

Похожие диссертации на Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века : Опыт типологического исследования