Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв. Бычков Владимир Васильевич

Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв.
<
Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бычков Владимир Васильевич. Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв. : Исполнительство, музыка, инструментарий : диссертация ... доктора искусствоведения в форме науч. докл. : 17.00.02. - Санкт-Петербург, 1999. - 53 с.; 20х15 см. РГБ ОД,

Введение к работе

Предметом настоящего исследования является баянно-1 аккордеонное искусство России, Восточной и Западной Европы. Круг 1 проблем, обозначенных в опубликованных научных трудах, достаточно. широк. Он включает вопросы истории и теории исполнительства на бая- не и аккордеоне, педагогики, методики обучения игре на этих инстру-1 ментах, интерпретации, истории и теории музыки для баяна и аккордео-•, на. Необходимость комплексного изучения данного явленщПгаусловлёна рядом причин. Первая - стремительная эволюция самого инструмента. Баян и аккордеон, далеко ушедшие от своего прототипа - гармоники, -это концертные многотембровые инструменты с большим диапазоном, более чем двадцатью регистрами на правой, несколькими регистрами и двумя системами на левой клавиатурах (кварто-квинтовый басо-аккордовый комплекс и хроматическая выборная система), хорошими акустическими данными и огромными выразительными и техническими возможностями. Отечественные и зарубежные конструкторы продолжают совершенствовать инструмент (каждый из имеющихся тембров и весь многотембровый спектр); предпринимаются попытки создания педали. Вторая - интенсивное развитие отечественного и зарубежного академического баянно-аккордеонного исполнительства за несколько последних десятилетий. Третья - значительные изменения социально-воспитательной функции данного вида исполнительства в связи с выходом инструмента на профессиональную эстраду.

В контексте мировой музыкальной культуры особую значимость приобретает функционирование баяна и аккордеона как универсального портативного академического сольного инструмента, на котором можно исполнять без искажения текста оригинала сочинения мировой классической музыки и произведения, написанные специально для баяна и аккордеона. Во многих странах баяну и аккордеону уделено такое же внимание, как другим академическим инструментам. Во всех без исключения звеньях системы музыкального образования России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы (от музыкальной школы до ассистентуры-C7 яровки при ведущих вузах) существуют классы баяна и аккордеона. Голому велико значение для учебно-педагогического процесса как пе-:Фтожений классической и современной музыки, так и оригинальных отінений. Важно выявить современные тенденции развития музыки для на и аккордеона, наиболее типичные музыкально-выразительные ! ства и технико-исполнительские приемы, особенности письма, тесно Дтзанного со спецификой тембра инструмента и наличием двух системе клавиатуре.

За последние десятилетия отечественное и зарубежное академическое баянно-аккордеонное исполнительство достигло небывалого расцвета. Объединение творческих усилий исполнителей, педагогов, композиторов, исследователей, методистов, мастеров гармонного дела в нашей стране и за рубежом способствовало созданию крупных международных организаций: Международного Совета аккордеонистов (I.C.A.) и Международной конфедерации аккордеонистов (C.I.A.), объединившей с 1948 года свыше пятидесяти национальных ассоциаций и имеющей представительство в Международном музыкальном Совете ЮНЕСКО.

Актуальность темы. К настоящему времени интерес специалистов самых разных направлений (органологов, музыковедов, историков) к ба-янно-аккордеонному искусству заметно возрос. В области исследования истории развития гармоники (происхождение, формирование видов и разновидностей) достигнуты значительные успехи. Работы А. Новосельского, Г. Благодатова, К. Верткова1 положили начало формированию новой области инструментоведческой науки - гармониковедения. В исследованиях названных авторов закладываются основы отечественного ин-струментоведения, теоретически разработанные Б.А. Струве: «история инструмента, на наш взгляд, не может быть понята отдельно и оторвано от окружающей действительности... Только эволюция самой музыкальной культуры решает исторический путь инструмента - его зарождение, жизнь и смерть»2. Другим важнейшим для развития музыкальной культуры можно считать вектор «инструмент - музыка в их диалектическом взаимодействии»3.

Исследования А. Мирека, посвященные проблемам истории отечественного гармонно-баянного искусства, внесли ясность в понимание генезиса видов и типов гармоники4. В работах М. Имханицкого баян как академический инструмент рассматривается в качестве одного из компонентов письменной традиции отечественного исполнительства на народных инструментах5. Отечественная академическая баянная музыка стала предметом исследования С. Платоновой, А. Бардина, В. Чабана. Вместе с тем до сих пор не появилось ни одной работы, обобщившей такие столь разные аспекты и ракурсы отечественного и зарубежного баянно-аккордеонного искусства как явления в мировой музыкальной культуре, а также национальные традиции в исполнительстве, педагогике, оригинальной музыкальной литературе аккордеонных школ стран Восточной и

Западной Европы. Не нашли пока отражения в музыковедческой литературе и проблемы интерпретации сочинений разных стилей и эпох ведущими отечественными и зарубежными баянистами и аккордеонистами, хотя наука интерпретология имеет свои достижения в области академического и традиционного инструментального музыкального искусства. В сфере же баянной культуры такие труды стали появляться только в последние десятилетия. Зарубежные авторы затрагивают, в основном, проблемы аккордеонного искусства в своих странах и их работы могут служить лишь материалом для исследования процессов, происходящих в зарубежном аккордеонном исполнительстве. Однако изучение проблем 6а-янно-аккордеонного искусства в социокультурном аспекте (выявление общих закономерностей формирования и развития инструмента, музыки, исполнительства) остается недостаточным. Необходим пересмотр некоторых положений и уточнение терминологии, касающейся новых аспектов функционирования баяна и аккордеона как сольного инструмента, так и во взаимодействии с тембрами инструментов симфонического и народного (андреевского типа) оркестров. Создание масштабного комплексного исследования, посвященного истории и теории отечественного и зарубежного баянно-аккордеонного искусства, выявлению многообразия факторов, определяющих место этого вида музыкального искусства в мировой духовной культуре, - таково направление настоящей работы. Достижения отечественного музыкознания позволяют глубже познать академическое отечественное и зарубежное баянно-аккордеонное искусство, представляющее собой часть мировой музыкальной культуры. В этом и состоит актуальность научных изысканий в области баянно-аккордеонного искусства, которое приобрело статус самостоятельного вида академической музыкальной культуры как в России, так и за рубежом.

Целью научных трудов автора явилось исследование проблем, связанных с баянно-аккордеонным искусством, представляющим значительное явление отечественной и зарубежной музыкальной культуры и включающим три составные части - музыка, исполнительство, инструментарий - в их взаимосвязях и взаимодействии.

Методологической основой исследования является принцип историзма, поэтому в защищаемых научных трудах автор рассматривает произведения крупной формы для баяна и аккордеона отечественных и зарубежных композиторов в хронологической последовательности, освещает актуальные проблемы академической баянной музыкальной литературы во взаимосвязи с развитием исполнительства, эволюцией инструментария, выявляет качественно новые изменения, определившие ведущие тенденции современной баянно-аккордеонной музыки. В этой связи был определен аспект исследования (историко-теоретический) и выбор основополагающих методологических установок ведущих отечественных музыковедов. В ходе исследования автор опирался на фундаментальные научные труды Б. Асафьева (общие положения теории интонации, харак 6

теристика симфонизма и тематизма сонатного аллегро), И. Земцовского (теория переинтонирования), Л. Раабена (характеристика тенденций камерно-инструментальной музыки, инструментального концерта, классификация типов концерта). Для определения жанровой принадлежности тематизма сочинений для баяна и аккордеона применена терминология, введенная в научный обиход А. Сохором (цитирование, трансформация, развитие, варьирование, модуляция, многоосновность и переменность, полифония, взаимопроникновение, сплав, синтез).

При рассмотрении оригинальных сочинений использованы наблюдения Ю. Келдыша, М. Тараканова, А. Алексеева, В. Васиной-Гроссман, Г. Орджоникидзе, Ин. Попова, касавшихся в своих исследованиях вопросов общих тенденций, характерных для отечественной симфонической, камерно-инструментальной музыки и активно повлиявших на пути развития музыки для баяна и аккордеона.

При освещении вопросов истории развития гармонно-баянно аккордеонного искусства учтены результаты исследований Г. Бла годатова, Г. Британова, Л. Бендерского, К. Верткова, В. Завьялова, М. Имханицкого, Н. Кравцова, Е. Максимова, И. Мациевско-го, к. Мирека, А. Новосельского, С. Платоновой, Б. Смирнова, В. Чабана, а также зарубежных авторов.

Системный подход, положенный в основу комплексного исследования, обусловил использование еще одного метода - функционального - в подходе к проблемам инструментария, исполнительства и музыки с учетом имманентного качества каждой функции, взаимопроникновение и слияние каждой из них, а также свойства их переменности.

Оригинальная музыкальная баянно-аккордеонная литература, написанная отечественными и зарубежными композиторами, предполагает три направления: 1) направление, отражающее композиторский фольклоризм (обработки и разработки народного мелоса, фантазии, парафразы, вариации на темы народных песен и танцев и т.п., в которых используется и творчески преломляются манера и образный строй музицирования; 2) камерно-академическое направление, вливающееся в общий поток современной камерно-инструментальной музыки, использующее средства выразительности современного инструмента для решения художественных задач на уровне, достигнутом инструментами «классическими»; 3) эстрадное направление (легкая музыка). В основу нашего исследования положена оригинальная баянно-аккордеонная музыка камерно-академического направления и академическое исполнительство на баяне и аккордеоне. 

Для внесения ясности в разграничение содержания некоторых понятий в исследовании принята терминология, определяющая два противоположных направления в музыкальном искусстве, развивающихся параллельно, в то же время взаимовлияя друг на друга: 1) народное, традиционное, аутентичное; 2) академическое, и производные от них термины: устные (бесписьменные) - письменные (нотные) традиции; фольклоризм - академизм; фольклоризация - академизация; традиционный, аутентичный - академический инструмент, фольклорная среда -концертное музицирование (эстрада), любительское музицирование -профессиональное исполнительство. При этом, понятно, и профессионализм, и любительство могут проявляться и в традиционной, и в академической сфере.

При исследовании вопросов интерпретации автор опирался на работы ведущих отечественных и зарубежных ученых - инструментоведов и историков музыки (А. Алексеев, Э. Ансерме, И. Браудо, Л. Баренбойм, Д. Благой, А. Боулт, Ф. Вейнгартнер, Р. Галустян, В. Гизекинг, Л. Гинзбург, Н. Давыдов, Г. Ержемский, Г. Коган, Н. Корьгхалова, В. Кра-стинь, М. Лонг, С. Левин, Э. Лайнсдорф, А. Малиновская, С. Мальцев, И. Мациевский, Я. Мильштейн, Щ. Мюнш, Е. Назайкинский, А. Николаев, Л. Раабен, В. Рабей, С. Раппопорт, П. Робинсон, Л. Ройзман, М. Смирнов, М. Фейнберг, С. Хоцинов, А. Швейцер, И. Ямпольский), изучавших эти проблемы на разном материале (фортепиано, орган, струнные и духовые инструменты, дирижирование, традиционная инструментальная музыка).

В вопросах тембровой драматургии использованы основные положения и терминология, разработанные в инструментоведческих работах П. Чайковским, Н. Римским-Корсаковым, А. Веприком, Д. Клебановым, Н. Зряковским, А. Тарасовым, Э. Денисовым. —

В задачи исследования входит: 1. Изучение этапов развития академического гармонного исполнительства в истории отечественной и зарубежной культуры; 2. Выявление исторических предпосылок, обусловивших появление в России и за рубежом сочинений крупной формы для баяна и аккордеона - сольного инструмента в России и за рубежом; 3. Исследование структурно-функциональных особенностей первых сочинению крупной формы для баяна и аккордеона, выявление преемственности1 их связей с академической и народной музыкальной культурами;

4. Определение степени оригинальности произведений, стимулировавших развитие баянйо-аккордеонного исполнительства и создавших предпосылки для появления новых видов инструмента (многотембровый, готово-выборный) в контексте отечественной и зарубежной баянно-аккордеонной культуры; 5. Анализ состояния баянно-аккордеонной музыки камерно-академического направления в России, Восточной и Западной Европе на современном этапе, установление периодов ее формирования и выявление основных тенденций развития со времени ее основания до наших дней.

Важной задачей в решении проблем интерпретации стали: 1) выявление специфики переложений классической музыки для многотембрового инструмента и тембровой адекватности нового инструмента музыкальному материалу иной колористической сферы; 2) анализ мобильности или стабильности концепций при исполнении органной и камерно инструментальной музыки; 3) отношение к традициям органного исполнительства в новых фоновых условиях (адаптация или интерпретация).

Основной задачей в рассмотрении проблем тембра баяна и аккордеона является выяснение его тембровых функций в драматургии жанра концерта (сольный инструмент - оркестр) и тембровой полифункциональности названных инструментов (индивидуальные тембры баяна и аккордеона в сочетании с академическими инструментами; тембры баяна и аккордеона в фоновом контексте оркестра русских народных инструментов андреевского типа).

Практическое применение и апробация научных трудов. Материалы по избранной теме, опубликованные в пяти монографиях, методических пособиях и статьях, нашли практическое применение в курсах истории исполнительства на русских народных инструментах, теории исполнительства, аранжировки, инструментоведения, инструментовки для студентов средних и высших учебных заведений, постоянно фигурируют в числе научных источников теоретических трудов в указанной сфере. Научные труды могут представлять интерес для отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов, мастеров исполнительского искусства и ученых, занимающихся проблемами оригинальной литературы для баяна и аккордеона, интерпретации, переложений и транскрипций.

Основные теоретические положения диссертации были изложены на научно-теоретических конференциях, семинарах, симпозиумах, конгрессах в России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Челябинск) и за рубежом (Польша, Германия, Италия, Канада, Дания, 1986-1998). Труды автора обсуждались на кафедрах народных инструментов исполнительского факультета Челябинского института искусства и культуры, Нижегородской консерватории, секторе инструментоведения Российского института истории искусств Российской Академии наук (г. Санкт-Петербург), имеют ряд положительных отзывов отечественных и зарубежных специалистов.

Основные положения научных трудов. Рассмотрение отечественного баянного и зарубежного аккордеонного искусства в свете комплексного и исторического подхода к инструментализму «как целостному феномену одновременно материальной и духовной культуры в ее становлении и эволюции» (И. Мациевский) обусловило научные изыскания по нескольким направлениям: 1) социодемографическое, нацеленное на бытование (функционирование) баяна и аккордеона как академических инструментов в музыкальной культуре того или иного народа, группы народов, регионов, стран; 2) акустическое - нацеленное на акустико-морфологический аспект (строение тембрового спектра инструмента и его функционированием тембровой сфере); 3) музыковедческое направление - анализ применения инструмента в партитуре (характеристика направлений И. Мациевского)1. 

Похожие диссертации на Формирование и развитие баянно-аккордеонного искусства как явления отечественной и европейской музыкальной культуры, начало ХIХ - конец ХХ вв.