Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Французская музыка XVII—XVIII столетий: особенности интерпритации (на материале трактатов того времени) Панов, Алексей Анатольевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Панов, Алексей Анатольевич. Французская музыка XVII—XVIII столетий: особенности интерпритации (на материале трактатов того времени) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 1994.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Исследуемый период музыкальной истории зо Франции характеризуется прежде всего чрезвычаяно быстроя и інтенсивноя эволюцией музыкально-теоретических представления и исполнительских принципов. Теоретики и методисты того времени і своих трудах стремились максимально регламентировать испол-іительския процесс, равно как и процесс композиторского твор-іества, что не могло не находить отражения в реальной муэыкаль-юя практике XVII - XVIII столетия. В то же время творчество >ранцуэских композиторов указанного периода изучено современ-шми исследователями гораздо более полно и подробно, нежели ісобенности исполнительской теории и эстетики того времени.

Как известно, французская музыка XVII - XVIII столетия вставляет сегодня значительную часть репертуара исполнителея-ірактиков. Все большее число музыкантов - отечественных и за-'Убежных - делают попытки следовать в своем творчестве принци-іам старинноя музыкально-исполнительскоя теории; на концертных іритах мы видим названия многочисленных новых, недавно органи-юванных ансамблей и даже оркестров старинной музыки, в том исле ансамблей и оркестров, исполняющих музыку XVII - XVIII еков на инструментах старинноя конструкции. Новые, гораздо олее жесткие требования предъявляются сегодня и к солистам-ин-трументалистам - в первую очередь к органистам и клавесинис-ам - в особенности в последние несколько лет. поскольку с от-рытием "железного занавеса", возникшей для исполнителей во-можностью выезжать за рубеж и знакомиться с новейшими дости-ениями теории и практики интерпретации старинной музыки на азного рода курсах и стажировках, критерии оценки качества нтерпретации западноевропейского музыкального наследия резко зменились, прежде всего - в части соответствия интерпретации тилистическим нормативам эпохи.

Гакин образом. аутентичность интерпретации композиция XVII - XVIII столетия в настоящее время является одной из важнейших проблем в современной музыкально-испол нительскоя практике. Однако, если за рубежом за последние 30-40 лет опубликован целый ряд научных и методических трудов.по проблематике интерпретации старинноя музыки (в том числе и Французской), то в нашей стране литературы, специально посвя-иенноя изучению и изложению наиболее важных исполнительских рекомендаций авторов прошлого, содержащихся в многочисленных трактатах, словарях, справочниках, предисловиях к нотным изданиям и т.п., нет, дефицит специальной литературы на русском языке стал наиболее серьезной проблемой, препятствующей музыкантам, поставившим себе целью возрождение старинноя исполнительской традиции, действительно следовать в своем твс рчестве научно обоснованным стилистическим критериям и нормативам. Все это свидетельствует о целесообразности и своевременности обращения к теме исследования, ее актуальности и пра ктическоя значимости в настоящее время.

Цели и задачи исследования.

  1. Летально проанализировать все доступные французские тра ктаты. словари, справочники, предисловия к оригинальным нотным изданиям и т.п. второй половины XVII - и всего XVIII столетия. Выделить материалы по проблемам исполнительской реализации комплекса приемов и условностей альтерации ритма, выбор темпа исполнения, метрической структуры такта, а также рассмс треть интернальные материалы по выбору регистровки при исполнении органной музыки того времени.

  2. Показать особенности эволюции исполнительских принципов во Франции XVII - XVIII столетий, обращаясь в необходимых сл> чаях также к материалам, содержащимся в немецких, английских

итальянских трактатах того времени, с целью сравнительного анализа оригинальных исполнительских рекомендации и толкований музыкально-теоретических категория авторами, принадлежащими к различным национальным школам (как правило это делается в примечаниях к основному тексту исследования).

  1. Расмотреть в критическом и историческом аспектах старинную специальную терминологию, имеющую непосредственное отношение к проблематике диссертации.

  2. Определить особенности эволюции Французской музыкальной теории в контексте концепции размеров такта.

Новизна исследования.

  1. Более полно и подробно, чем это сделано к настоящему времени в современной отечественной и зарубежной музыкальной науке, проанализированы многочисленные французские трактаты XVII - XVIII веков, содержащие материалы по проблематике исследования, а именно - трактаты анонимного автора из Тура (манускрипт, ок. 17І0-1720): анонимного автора (1746): Басийи (1668): Лом Фр. Бело де Селль (1766-1778): Борена (1722): Бо-вена (1700): Брижонэ (1763 и 1782): Кажона (1772): Корретта (1735. 1741 и 1753): Шокеля (1759): Леможа де ла Салль (1728): Дюма (1753): Лени (1757): Люпона (1719): Дюваля (1764): Энгрэ-мелля (1775): Лакассаня (1766); де ла Шапеля (1736): Л'Аффил-лара (5/1705): Ла Вуа де Миньо (2/1666): Лулье (1696): Марку (1782): Массона (1699); Нерсена (1636); де Монтеклера (1709 и 1735): Руссо (1683): Русселя (1775): Сен-Ламбера (1702): Вага (1733); Мюссара (1779), Словари де Броссара (1701): X.-Ж.Руссо (1768): де Монпа (1787) и др.

  2. Обнаружены и впервые в музыкальной науке изучены трактаты Боне (1767) и Якоба [аббата Русьера] (1769).

  3. Сделана попытка внести окончательную ясность в толкова-

- б -

ниє ряда проблем интерпретации старинной французской музыки (проблем альтерации ритма, метрической организации и структуры такта различных размеров, темпа исполнения, выбора регистровых комбинаций для исполнения органной музыки и др.).

  1. Внесены уточнения в толкование и интерпретацию ряда специальных терминов того времени.

  2. Доказана теснейшая взаимосвязь приемов альтерации ритма, метрической структуры такта и темпа исполнения, составлявших единый и неразрывный комплекс средств музыкальной выразительности во Французской исполнительской и теоретической школе XVII - XVIII столетии.

  3. Впервые в музыкальной науке максимально полно и подробно рассмотрены рекомендации по регистровкам в органной музыке, содержащееся в ряде трактатов и предсисловий к нотным изданиям того времени. Автором использована оригинальная, не имеющая аналогов, методика изложения материала в виде легко читаемых таблиц, что позволяет всякий раз "персонифицировать" рекомендации по выбору регистровок, поскольку зарубежные исследования, касающиеся в той или иной степени данной проблематики, представляют лишь унифицированные, суммарные рекомендации, что не дает возможности исполнителям в точности следовать предписаниям конкретных композиторов при исполнении именно их музыкальных произведений.

  4. Проделана необходимая источниковедческая работа по изучению старинных и современных библиографических изданий и по изучению фондов крупнейших библиотек: автор работал во многих библиотеках Германии. Швейцарии и Италии; в работе использованы также материалы, полученные из фондов библиотек Великобритании. Австрии. Польши. Фоаниии и США. Изучены фонды библиотек Санкт-Петербурга и Москвы. В основу диссертации (более полови-

ны всех использованных интервальных источников) легла уникальная коллекция старинных словарей и трактатов, собранная в XIX столетии Н.Азанчевским и храняваяся в настоянеє время в отделе иностранной литературы научной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории.

Практическое применение. Исследованные в рамках диссертации исторические материалы и выводы автора могут быть использованы:

музыкантами-практиками, обрадоюдимися в своем исполнительском творчестве к интерпретации произведении французских композиторов эпохи барокко и галантного манеризма:

в издательской практике при редактировании и издании композиций того времени;

при разработке соответствующей части консерваторского курса лекций по истории клавирного и органного искусства, а такхе специальных курсов по проблематике старинных трактатов и по истории старинной исполнительской теории:

в теоретических исследованиях по исполнительскому искусству Франции более позднего времени и по исполнительскому искусству других западноевропейских стран ;

в исторических исследованиях западноевропейской музыки XVII

XVIII столетии.

Структура диссертации- Исследование состоит из Введения, трех глав, подразделяющихся на специальные разделы по конкретным вопросам и проблемам, заключения и примечании. Список использованной литературы составляет 216 названий (в числе которых 124 старинных издания на французском, английском, немецком, итальянском языках и латыни: 65 специальных работ на иностранных языках: 17 трудов на русском языке).

Похожие диссертации на Французская музыка XVII—XVIII столетий: особенности интерпритации (на материале трактатов того времени)