Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании : история, теория, методология Сладков Павел Порфирьевич

Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании : история, теория, методология
<
Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании : история, теория, методология Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании : история, теория, методология Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании : история, теория, методология Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании : история, теория, методология Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании : история, теория, методология Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании : история, теория, методология Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании : история, теория, методология Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании : история, теория, методология Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании : история, теория, методология
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сладков Павел Порфирьевич. Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании : история, теория, методология : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 2006.- 297 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-17/12

Содержание к диссертации

Введение

Глава I История отечественного курса сольфеджио

Параграф .1. Интонационные и аналитические упражнения в курсе сольфеджио 22

Параграф 2. Сольфеджирование и музыкальный диктант в курсе сольфеджио 64

Глава II. Теоретические основы курса сольфеджио 82

Параграф 1. Семантика языка учебного словаря сольфеджио 88

Параграфі. Интонационное содержание тезауруса сольфеджио

Параграф 3. Интонационная и аналитическая деятельность в курсе сольфеджио 143

Глава III. Методологические основы курса сольфеджио

Параграф 1. Содержание курса сольфеджио 164

Параграф 2 Различные типы музыкального слуха. 187

Параграф 3. Освоение учебного словаря сольфеджио 207

Параграф 4. Практические приёмы формирования учебного словаря сольфеджио 230

Заключение. 263

Литература 277

Публикации по теме диссертации 294

Введение к работе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Перед музыкальными учебными заведениями стоят задачи подготовки квалифицированных специалистов, и в связи с этим возникает проблема разработки теории и эффективных методов обучения, направленных на развитие способностей специалистов общего музыкального образования и музыкантов-профессионалов. В учебных планах среди дисциплин музыкально-теоретического цикла серьёзное место занимает сольфеджио, которому и посвящена настоящая диссертация

Проведённый всесторонний анализ, касающийся настоящего состояния предмета сольфеджио в музыкальных учебных заведениях, свидетельствует о том, что решение возникающих острых методических вопросов осуществляется сложно и неоднозначно

В имеющейся учебной и исследовательской литературе разрабатываются отдельные стороны развития музыкального слуха. Вместе с тем педагоги - сольфеджисты в своей практической деятельности сталкиваются с различного рода трудностями. Это определяет необходимость комплексного подхода к изучению проблемы, включающей в себя исторический, теоретический и методологический аспекты

В музыкальной педагогике отмечается дефицит новых идей, теорий и методик. Вместе с тем налицо недостаточные знания о том, что уже давно апробировано историческим опытом, что можно было бы заложить в качестве основы развития музыкального профессионального образования на начало XXI века.

Поскольку задачей сольфеджио является развитие музыкального слуха то, естественно, складывающаяся в музыкальной педагогике типология этих двух понятий почти полностью совпадает. Употребляется

множество определений видов слуха и сольфеджио в широком и узком смысле, связанных с различными их особенностями. Используются названия применительно: к своеобразию музыкального языка - стилистический слух и стилистическое сольфеджио; к специальности музыканта -вокальный, хоровой слух и вокальное, хоровое сольфеджио; к своеобразию краски звучания - тембровый слух и тембровое сольфеджио; к способу восприятия музыки - мелодический, гармонический, полифонический слух и мелодическое, гармоническое, полифоническое сольфеджио; к виду деятельности - интонационный, аналитический слух и интонационный, аналитический разделы сольфеджио; к звуковысотным и временным компонентам музыки - ладовый, ритмический слух и ладовое, ритмическое сольфеджио и т. д

Несомненно, такое понимание сольфеджио и типов слуха оправдано и заслуживает всяческой поддержки в изучении. Однако оно всё же направлено в большей степени на решение частных задач, на исследование, как мы уже отмечали, отдельных сторон музыкального слуха. В настоящей же диссертации поднимается проблема формирования и развития музыкального слуха, необходимого музыкантам всех специальностей.

В музыкальной педагогике давно существует статус специального словаря, например, «Музыкальный словарь», «Энциклопедический музыкальный словарь», «Словарь музыкальных терминов» и др. Однако словаря в том понимании, которое сложилось в лингвистике, музыкознание до сих пор не имеет, точнее сказать оно ещё его в достаточной мере не разработало. Между тем, как показала практика, школьная теория постоянно использует «словарный материал» и тем самым способствует его развитию.

Для того, чтобы понять значимость словарного материала сделаем некоторые сравнения. С оговорками можно провести параллели между

чтением литературного текста и «читкой с листа» в сольфеджио, между диктантом русского языка и диктантом в сольфеджио, межу изучением словаря русского языка и освоением словаря в курсе сольфеджио.

Для чтения литературного текста нужно, как минимум, знать: буквы, уметь складывать из них слова, которые необходимо верно произносить и понимать их смысловые значения, умело пользоваться в сочетаниях слов знаками препинания. В диктанте основополагающими являются знания, связанные с написанием слов и верным применением в тексте знаков препинания. Изложенное выше, убедительно иллюстрирует то, что и при чтении литературного текста, и записи і ~ : -^ : -, .-"х- -> диктанта опора идёт на знания словаря, без которого они неосуществимы.

В курсе сольфеджио происходит нечто подобное. Для того, чтобы прочитать пример с листа или записать его по слуху необходимо иметь слуховые представления элементов, составляющих этот пример, иначе, необходимо владеть словарём музыкального языка для выполнения названных операций.

Как известно, под сольфеджио мыслится сугубо специфичный предмет учебного плана, содержащий широкий спектр категорий (музыкальный слух, восприятие и интонирование, формы работы, стиль, тембр, теорию музыки, методические приёмы, лад, мелодию, гармонию, ритм и др.), значимость которых трактуется педагогами и учёными весьма противоречиво. Однако формирование и развитие музыкального слуха ребёнка начинается в естественных условиях, без педагогического воздействия, гораздо раньше, с первого года жизни. Разумеется, зародившийся в сознании ребенка музыкальный тезаурус «доучебного» периода служит в дальнейшем основой построения педагогической системы слухового воспитания, в которой тезаурус сольфеджио и собственно сольфеджио соотносятся как причина и следствие каждого. Это значит,

что без знания тезауруса невозможно организовать ни одну из форм работы в курсе сольфеджио, а сами они являются ничем иным как средством формирования тезауруса. Стало быть, главным в содержании курса сольфеджио является его тезаурус. Отечественная музыкальная педагогика, начиная с 70-х годов XX столетия параллельно с разработкой практического материала по современному сольфеджио, разрабатывает и методику его освоения. Однако система классического сольфеджио, в целом остается ещё неисследованной до конца и, в частности, неисследованным остаётся его тезаурус.

В нашей работе под термином «классическое сольфеджио» мыслится сольфеджио, изучающее интонационное содержание музыки художественных стилей, базирующихся на единых организующих принципах мажоро-минорной системы, а слово «тезаурус» употребляется в сугубо авторском понимании, означающем словарь музыкального языка и музыкальной речи, выражаюпцшся в ладовых единицах, максимально охватывающий его лексик}; проявляясь в двух видах: в материальном - в теоретической абстракции и идеальном - в слуховых представлениях Составляющими тезауруса служат учебный и стилистический словари, формирующие, первый - посредством технических упражнений запас слуховых представлений элементов музыкального языка, а второй - на базе художественного материала представления элементов музыкальной речи в интонационной и аналитической деятельности, традиционно используемой в виде интонационных и слуховых упражнений, диктанта и сольфеджирования.

Таким образом, тезаурус классического сольфеджио в целом образует связь формирования двух словарей, содержанием которых служат интонации, создающиеся техническими упражнениями с различными вариаштш этих же интонаций, усваиваемых в текстах художественных произведений.

Тезаурус сольфеджио в своей основе соединяет черты «интонационного словаря» в понимании Б.В. Асафьева, и особенности лингвистического словаря. Со словарём асафьевского толка его сближает то, что оба они опираются на запас музыкальных слуховых представлений, а схожесть тезауруса сольфеджио с лингвистическим словарём проявляется в процессуальной стороне, выражающейся в технике их формирования.

Актуальность диссертации обусловлена обращением к эволюции классического сольфеджио и его теоретическому обоснованию, имеющему большую научную и практическую значимость.

Своевременность и важность предпринятого исследования вытекает из понимания того, что в курсе сольфеджио решаются общие задачи воспитания слуха, необходимого музыкантам всех специальностей, поскольку решение частных задач естественным путём выносится за пределы сольфеджио - в теоретические и исполнительские классы, - где слух проходит адаптацию и дальнейшее совершенствование в новых условиях. Иначе говоря, слуховые представления, сформированные в курсе сольфеджио, способствуя решению специфичных задач других предметов, одновременно укрепляются и обогащаются в теоретических и исполнительских дисциплинах, контекстуальные и другие условия которых по объективным причинам проявляют себя намного сильнее, чем в курсе сольфеджио.

При исследовании классического сольфеджио определяется его ключевая роль в развитии музыкального слуха в целом. Музыкально-теоретические и исполнительские предметы специальной цели воспитания слуха не ставят и тем не менее, все они в той или иной мере в связи со своими потребностями развивают его. Так, кропотливая деятельность, направленная на формирование специальных навыков в исполнитель-

ских классах, сопровождается аналитической работой, которая и является, по сути, процессом развития исполнительской) слуха, включающего в себя стилевой, тембровый и многие другие компоненты. Следовательно, в полном объёме в курсе сольфеджио может быть освоен только учебный словарь, а стилистический по известным причинам охватывается лишь частично. Таким образом» четкое разграничение функций воспитания музыкального слуха между различными дисциплинами даёт ключ к решению многих проблем, касающихся в широком смысле содержания курса сольфеджио в целом.

Следовательно, важной стороной слуховой подготовки учащихся и студентов в профессиональном музыкальном образовании должно стать формирование у них учебного словаря классического сольфеджио. Музыкальная педагогика по сей день не имеет стройной, законченной его системы, а пользуется отдельными, разрозненными упражнениями, в большей своей части «живущими устной традицией». В связи с этим создание текстового содержания словаря сольфеджио является насущной и неотложной задачей. Осознание этого положения, как и других, отмеченных выше, и побудило автора к разработке обозначенной проблемы.

В данном исследовании рассматриваемый курс сольфеджио включает главным образом интонации музыки классиков и романтиков. Однако это совсем не значит, что он способен будет «обслуживать» строго только произведения названных творческих направлений. Вместе с тем, выход на определённый стиль предполагает обращение к специальной литературе3.

1 См. Масленком Л> М Некоторые вопросы современного ладового слуха II Современна! музыка в теоретических курсах вула. М.: (Хк чрудов (шым. 51) 1 'Ml Ш мы. і 'шхмных, 19X1; Хомнюа Ю. И. Как чсіь новую иуяыку XX века // Воспитание музыкального слуха, вып. 2. М, X9&S; Енысо Т.А. Современная тональная музыка в вузовском курсе сольфеджио // Методика преподавания сольфеджио. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных, выл. lift, М,1991; Лопшова Л. IL Теоретические пройкішпрапичеежой

ха. Сб. тр. МГК, сын. 3, ЪЛ, 1993; Карасёва М.В. Современное сольфеджио. Учебник для средних и шашк учсбшпзяїсдсшй. М., 19%, 1-3 частин др.

Степень научной разработанности. Специального исследования

по обозначенной проблеме не проводилось. Как известно, общий ход дознания представляет движение от изучения накопленного опыта к разработке теории. Методика, с одной стороны, обобщая педагогический опыт, опирается на теорию, а с другой, сама способствует развитию теории. Приведённые области познания стимулируют создание эффективно действующего материала В связи с этим в данной работе осуществляется рассмотрение проблемы в нескольких аспектах; историческом, теоретическом и методологическом

Анализ литературы показал, что на настоящий момент имеются две защищенньїе докторские диссертации (Л.Н. Логинова, М., 1998, М. В. Карасёва, N1, 2000), которые рассматривают «словарный материал» сольфеджио, но лишь частично и в традиционно сложившимся представлении. В этих трудах особое внимание уделено теории слуховой деятельности и психотехники развития музыкального слуха. Существенный вклад в решение общей проблемы воспитания музыкального слуха внесли работы Б.В. Асафьева, Б. М Теплова, Н.А. Гарбузова, Ю. Н. Тюлина, Е.В. Назайкинского, Ю.Н. Рагса, Н.К. Переверзеваи др.

Изучая историю курса сольфеджио в целом в нашей стране с середины ХГХ века и до начала ХХГ века, мы рассмотрели фактически процесс формирования содержания предмета с момента его зарождения и до наших дней. Интересные идеи отражены в работах дореволюционных авторов, которые непосредственно развивали методы слухового освоения словаря музыкального материала. В определённой степени решению данной задачи способствовали появившиеся в 40-х годах «Полная школа пения» А Е. Варламова и «Упражнения для усовершенствования голоса» М.И. Глинки, поскольку они кроме главного - развития голоса- содержали в себе и методические рекомендации по воспитанию слуха

Важна роль П.И. Чайковского и НА Римского-Корсакова в становлении сольфеджио. Выдающиеся композиторы конкретно не занимались разработкой теории и практики предмета, но своими прогрессивными взглядами на его преподавание определили общую тенденцию в понимании основ сольфеджио. Появившиеся «Руководство к практическому изучению гармонии» П.И. Чайковского (1872) и Практический учебник гармонии» НА Римского-Корсакова (1884) оказали заметное влияние на дальнейшее развитие сольфеджио в целом и учебного словаря, в частности.

Труд СМ. Майкапара «Музыкальный слух» (1900) явился первой работой в отечественном музыкознании, в котором автор пытается теоретически обосновать многие идеи, высказанные НА Римским-Корсаковым, касающиеся различных сторон музыкального слуха и процесса его функционирования. СМ. Майкапар вкладывает в содержание музыкального слуха большой спектр компонентов: чувство лада, ритма, нюансировки, фразировки, формы, звуковой красочности и др. Для обоснования своих теоретических положений он использует достижения в области физиологии слуха и акустики. Автор справедливо учитывает в развитии слуха не только специальные занятия, но и другие виды музыкальной деятельности. В трактате СМ Майкапара вместе с прочим разбирается вопрос о влиянии в музыке целого и элементов, говорится о значении и необходимости выделения из целого элементов и изучения их при помощи специальных упражнений. СМ. Майкапар верно утверждает, что освоение отдельных элементов (элементов учебного словаря) должно дать учащимся ясное представление о музыкальном произведении (о стилистическом словаре), привить им практические навыки, позволяющие осмысленно разобраться в том, какую роль в образовании целого играют отдельные его элементы, научить рассматривать все элементы в их взаимодействии..

В разностороннем наследии Б.В. Асафьева большое место занимает проблема музыкального восприятий. В 1930 г. Б.В. Асафьев пишет книгу «Музыкальная форма как процесс», в которой излагаются основы учения об интонации. Позднее оно (учение) более подробно и глубоко разбирается им во второй книге «Интонация» (1942), где говорится об «интонационном запасе», «музыкальном интонационном словаре», хранящимся в сознании человека, в его слуховом представлении, и о механизме формирования этого словаря. Следующая его книга «Речевая интонация» по содержанию ещё больше приближается к проблеме слухового развития.

Таким образом, интонационная теория Б.В. Асафьева явилась ключом к пониманию процессов восприятия и представления музыкального материала, которую можно непосредственно увязывать с курсом сольфеджио в целом

В теоретических работах С.С. Скребкова, Л.А Мазеля, Ю.Н. Тю-лина и других авторов, не имеющих прямого отношения к сольфеджио, частично рассматриваются вопросы психологии восприятия и интонирования, которые способствуют исследованию нашей проблемы.

Известные учебники и учебные пособия А.Л. Островского, А.Ї1 Агажанова, Е.В. Давыдовой, Ю.Н. Бычкова, Н.С. Качалиной, СЕ. Максимова, Т.Ф. Мюллера, БА Незванова, СЕ. Оськиной, И.В. Способина, М.Т. Картавцевой, Б.В. Калмыкова и ГЛ. Фридкинаи других дают добротный материал для научных поисков.

Вместе с разбором учебной литературы изучались и исследования по интересующей нас проблеме. Однако ни один из существующих отечественных трудов не рассматривает целостную систему разработки классического сольфеджио.

Настоящая проблема диссертационного исследования заключается в теоретическом и методологическом обосновании классического сольфеджио.

Авторская концепция по теме диссертации отражена в ряде работ (см. «Публикации по теме диссертации»). В них сосредоточены главным образом проблемы* связанные с содержанием сольфеджио и реализацией его в учебном процессе. Среди работ центральное место занимают: монографии «Основы сольфеджио» (М, 1997), «Тезаурус классического сольфеджио» (Астрахань, 2002), двухтомник учебника «Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио» (М., 1994), пособие «Учебный словарь классического сольфеджио» (в печати), программа «Планирование курса сольфеджио» (М, 1989) и авторская программа «Курс истории, теории и методики сольфеджио». Приведённые публикации развивают идеи предьідущих работ в виде статей и отдельных брошюр. Однако некоторые положения настоящего исследования, изложенные в напечатанных ранее работах, подверглись значительным изменениям.

Выдвигается гипотеза, согласно которой эффективность освоения курса сольфеджио в целом существенно зависит от владения его учебным словарём. Разработка теории и методики формирования учебного словаря обеспечит с меньшей затратой времени добиться нужных результатов в развитии музыкального слуха. При этом необходимым условием является разработка текстового содержания учебного словаря в тесной органической связи со стилистическим словарём, нескольку практический аспект включает в себя два компонента: интонационное содержание, выявляющееся в музыкальных текстах, и процессуальное содержание, выражающееся в закономерностях музыкального восприятия и интонирования. Только в совоісупности они обеспечивают формирование словаря сольфеджио.

В качестве объекта исследования выступает классическое сольфеджио.

Предметом исследования послужило становление и развитие классического сольфеджио с позиции целостного концептуального подхода на различных, уровнях («школа-училшце-вуз») в учебном процессе системы профессионального музыкального образования.

Цель диссертации видится в научном обосновании, разработке методов классического сольфеджио и в практическом воплощении их результатов в профессиональной подготовке музыканта.

Задачи исследования.

1. Рассмотреть эволюцию отечественного курса сольфеджио в целом, выявить и установить связи сольфеджио с теоретическими предметами и с художественным творчеством.

2. Рассмотреть семантику языка учебного словаря классического сольфеджио.

3. Определить интонационное содержание тезауруса классического
сольфеджио.

4. Дать теоретическое обоснование интонационной и аналитиче
ской деятельности в курсе сольфеджио.

  1. Изложить методологические основы классического сольфеджио.

  2. Разработать содержание учебного словаря и показать практическое его воплощение с правилами формирования (в полном объёме система формирования тезауруса излагается в учебнике -«Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио» и пособии «Учебный словарь классического сольфеджио» автора настоящей диссертации).

Методологической основой послужили теоретические труды по музыкальной и общей педагогике, психологии, акустике и обобщённый опыт методистов - практиков преимущественно отечественных авторов.

В своих установках диссертант опирался на: теорию интонации Б.В. Асафьева; теорию деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.; теорию лада, разработанную известными музыковедами; теорию музыкального интонирования в условиях нетемперированного строя КА. Гарбузова, Н.К. Переверзева, Ю.Н. Рагса, ШТ Гейнрихса и др.; теорию музыкального восприятия Б.М. Теплова, Л.В. Благонадёжиной, Е.В. На-зайкинского, М.П. Блиновой и др.; теорию поэтапного формирования умственных действии П.Я. Гальперина; основные положения, раскрывающие сущность и специфику теории слуховой деятельности Л.Н. Логиновой и теории психотехники развития музыкального слуха М.В. Карасёвой. Среди эмпирических подходов следует выделить педагогические положения.

В работе были использованы следующие методы исследования:

эмпирический;

теоретический;

системный;

сравнительный.

На защиту выносятся следующие положения:

- историю развития отечественного курса сольфеджио в целом
необходимо рассматривать во всех сферах музыкальной деятельности
(в хоровых коллективах, общеобразовательных и музыкальных школах,
педагогических и музыкальных училищах, в вузах и других структу
рах);

- эффективностьи качество развития музыкального слуха обу
чающихся в классах сольфеджио зависит от методики преподавания
предмета, которая выражается в целостной педагогической системе
формирования тезауруса сольфеджио, состоящего из двух словарей -
учебного и стилистического;

разработанная нами теория и на её основе методика и практика формирования тезауруса классического сольфеджио есть необходимое условие для развития музыкального слуха в целом

содержание курса сольфеджио в широком смысле слова образует совокупность целевых и соп)тствующих средств. Первые из них определяются степенью эффективности воздействия на механизм развития музыкального слуха, а вторые - степенью обеспеченности функционирования этого механизма, сопутствующие средства представляют собой предельно минимальный набор, без которого невозможно функционирование обозначенного механизма.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые история развития классического сольфеджио в целом и его теоретическое обоснование составляют предмет специального музыковедческого и педагогического исследования. В настоящей диссертации определяется новый подход в рассмотрении сольфеджио, в котором для исследования выделяется тезаурз'с. Тезаурус сольфеджио и собственно сольфеджио соотносятся как причина и следствие каждого. Осознание этого положения побудило автора к разработке обозначенной проблемы, в результате которой впервые:

а) исследована история развитии отечественного курса сольфед
жио в целом в системе общего и специального профессионального му
зыкального образования с середины XIX века и до наших дней;

б) проанализированы учебный и стилистический словари соль
феджио в инструктивном и художественном материале, используемые в
учебном процессе (программы, учебники и учебные пособия, хрестома
тии, сольфеджийные этюды, методические разработки и др.);

в) разработаны теория и методика освоения учебного словаря
классического сольфеджио;

г) разработаны: целостное текстовое содержание учебного словаря классического сольфеджио и специальные научно-обоснованные эффективные приёмы его освоения.

Таким образом, диссертация вносит значительный вклад в отечественную науку, поскольку она содержит в себе новые результаты по истории, теории и методологии классического сольфеджио.

Музыкальная педагогика является плотью общей педагогики. В связи с этим роль вербального словаря и сольфеджнйного едина Задача первого - способствовать формированию навыков грамотного чтения и письма, а второго - целенаправленно формировать навыки грамотного восприятия и интонирования музыки. Владение словарём литературного языка является необходимым для всех, его изучение, как и требования к знаниям сольфеджийного словаря музыкантами, распространяется на всех без исключения и не может служить привилегией лишь каких-то отдельных учебных заведений или избранных специальностей. В связи с этим существующая практика дифферешщрованного подхода к освоению сольфеджио, изначально запрограммированная разница в слуховой подготовке учащихся, оценивается нами как анахронизм. Слуховыми навыками в равной мере и хорошо обязаны владеть все без исключения музыканты. Поэтому впервые объём требований по сольфеджио для освоения внутри каждого учебного заведения мыслится общим для всех специальностей, естественно, с учётом объективно существующих сугубо специфических особенностей, свойственных каждому профилю.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении его результатов в учебный процесс различных музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведений Российской Федерации. Разработанный учебный словарь классического сольфеджио может помочь как в теоретическом осмыслении системы развития музыкального

слуха, так и в практическом её применении. Единые научно-обоснованные методические принципы развития музыкального слуха в курсе сольфеджио позволят, с одной стороны, осуществить преемственность между общим музьпсальным воспитанием и специальным музыкальным обучением, а с другой - обеспечат безболезненный переход от одного звена музыкального образования к другому.

Предложенная методика и практика освоения сольфеджио обеспечивает качественную и закоренную подготовку спещіалистов-музьїкан-тов, что является неотъемлемым требованием музыкальной педагогики. Специалист, ведущий предмет, должен иметь о нём ясное и чёткое представление в целом. В связи с этим результаты исследования могут быть использованы для создания курса «Истории, теории и методики сольфеджио», который в полном объёме и различных аспектах будет раскрывать сущность предмета. Заметим, что принятая к печати Министерством культуры РФ и опубликованная издательством «Музыка» монография автора настоящей диссертации «Основы сольфеджио» (История. Теория. Методика) по жанру одновременно является научным исследованием и учебником для высших и средних учебных заведений.

Практическая ценность исследования заключается ещё и в том, что:

а) разработанная концепция классического сольфеджио содейст
вует обогащению отечественной науки в целом, теории и практики про
фессионального музыкального образования, в частности, расширяя круг
работ по музыкальной тематике;

б) идеи диссертации использованы в разработке з'чебной програм
мы «Курс истории, теории и методики сольфеджио» и в пособии «Учеб
ный словарь классического сольфеджио», принятого к печати Мини
стерством Культуры РФ;

в) теоретические положения и рекомендации исследования представляют основ)7 для создания различных методических и практических руководств по сольфеджио для системы «школа-училище-вуз».

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материал исследования может быть использован при разработке программ, учебников и учебных пособий по сольфеджио, методике сольфеджио и курсу «Истории, теории и методики сольфеджио» для различных учебных заведений общего и специального музыкального образования; в организации учебных занятий по сольфеджио и методике сольфеджио

Апробация работы осутцествлялась в сообщениях на конференциях, педагогических чтениях, в обсуждении на кафедре музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Санкт-Петербурга, в публикациях автора и путём использования материалов исследования в различных музыкальных учебных заведениях Российской Федерации. Имеются справки и акты, подтверждающие внедрение результатов исследования в учебный процесс следующих учебных заведений: Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Тольяттинский институт искусств, Московский государственный университет культуры и искусств, Астраханская государственная консерватория, Брянское областное музыкальное училище, Ульяновское музыкальное училище, Майкопское музыкальное училище, Элистинское училище искусств, Махачкалинское музыкальное училище, Пензенское музыкальное училище и

др.

Дня достижения поставленной цели и решения вытекающих из неё задач определена структура диссертации из трёх глав. Первая глава -«История отечественного курса сольфеджио. В широком аспекте история отечественного курса сольфеджио в музыкальной науке не была

проанализирована. В данной главе осуществляется попытка дать целостное представление о малоизученной теме. В ней освещается процесс зарождения и формирования курса сольфеджио в целом

На основе анализа литературных источников вскрываются характерные особенности содержания и методов различных форм работы и перспектива дальнейшего их использования. Обзор литературы даёт возможность установить степень разработанности каждой формы и наметить пути их дальнейшего совершенствования.

Изучение истории курса сольфеджио способствует не только пониманию и осмыслению развития педагогики в области воспитания музыкального слуха, но и даёт возможность вскрыть нерешённые проблемы и ставит актуальную задачу всесторонней разработки классического сольфеджио.

Вторая глава - «Теоретические основы курса сольфеджио». Здесь проводится терминологическая систематика музыкальных понятий и определений, исследуется интонационное содержание тезауруса сольфеджио в тесном и широком смысле.

На основе обобщения достижений в области музыкальной акустики, психологии, восприятия и интонирования в условиях нетемперированного строя исследуется деятельность в курсе сольфеджио.

В результате показана диалектика взаимодействия двух словарей -учебного и стилиспгческого, устанавливаются закономерности их формирования. На основе детального анализа интонационной и аналитической деятельности формулируются общие установки, способствующие максимально интенсивному процессу формирования тезауруса классического сольфеджио.

Третья глава - «Методологические основы курса сшіьфеджио». Методологические основы сольфеджио рассматриваются как в широком смысле, выражающемся в системе методов в целом, так и в узком, про-

являющемся в методах и приёмах изучения конкретных объектов и явлений. В настоящей главе на основе результатов исследования, содержащихся в предыдущих главах, рассматривается содержание курса сольфеджио в целом, и определяются сопутствующие и целевые средства в развитии музыкального слуха. Классифицируются основные типы слуха и выявляются закономерности их формирования. Рассматриваются методические принципы упражнений учебного словаря со стилистическим словарём, составляющих в целом тезаурус сольфеджио.

В настоящей главе определён целесообразный объём элементов для изучения и найдены соответствующие механизмы. Излагается система формирования словаря сольфеджио, в которой упорядочены согласно правилам музыкальной грамматики и орфографии учебные тексты словаря ко всем темам курса, охватывающего все звенья профессионального музыкального образования - «школа-училище-вуз». Словарный материал имеет стилистическую направленность на творческие школы композиторов классиков и романтиков и в связи с этим разделяется для освоения натри вида атементов: общеупотребительные, характерные и «диалектные». Эффективность освоения словарного материала получила подтверждение в практической работе многих учебных заведений Российской Федерации.

Интонационные и аналитические упражнения в курсе сольфеджио

История свидетельствует, что раньше музыканты все необходимые профессиональные знания, как основные, так и дополнительные, получали в исполнительских классах. Со временем педагогика подошла к пониманию того, что в исполнительских классах достаточно много своих сугубо специальных задач, вместе с решением которых, обучение всем другим необходимым навыкам весьма трудное и не всегда оправданное дело.

В связи с этим из общего содержания исполнительских дисциплин стали вычленяться некоторые компоненты и образовывать самостоятельные области изучения. Иначе говоря, исполнительские дисциплины оказались естественным фундаментом рождения многих прикладных дисциплин, в том числе и сольфеджио. Первоначально сольфеджио предназначалось только вокалистам и по содержанию представляло собой упражнения для выработки навыков пения по нотам в тесной связи с формированием голоса. С включением сольфеджио в учебные планы всех специальностей, деятельность - воспроизведение и восприятие - в целом сохранилась, а формы её изменились. Восприятие, отделившись от воспроизведения (от пения), стало самостоятельной формой (слуховой анализ, диктант), а воспроизведение (сольфеджирование) в силу того, что оно стало служить не целью показа голоса, как в исполнительских классах, а средством развития слуха, несколько упростилось в художественном смысле.

Технические упражнения в сольфеджио, предназначенные для формирования слуховых представлений, приобрели большее значение по сравнению с упражнениями исполнительских специальностей, в которых они играют вспомогательную роль в формировании исполнительских навыков. Обозначенные формы работы в курсе сольфеджио сложились не сразу и разрабатывались не в одинаковой степени. Каждая из них прошла свой сложный эволюционный путь, исследование этого пути и составляет существо данной главы. Рассматривая эволюцию курса сольфеджио в целом, важно проследить процесс отбора интонационных средств из художественной практики и создания из них двух словарей -учебного и стилистического - с последующим включением их для освоения в различные формы работы1.

История развития сольфеджио в России была связана с деятельностью хоровых капелл, церковных хоров, общеобразовательных и музыкальных школ, педагогических и музыкальных училищ, педвузов и консерваторий. Поэтому и анализировать целесообразно было литературу не только применительно к какому-либо одному учебному заведению, а используемую в различных сферах музыкальной деятельности и на разных её уровнях.

Ко второй половине XY в. относится создание первого профессионального хора Государевых певчих дьяков (от этого хора ведет своё начало Санкт-Петербургская певческая капелла), который впоследствии воспитал талантливого теоретика и учителя музыки Н.П. Дилецкого, написавшего известную «Мусикийскую грамматику»2 основ партесного пения (1670). В названной книге даются облегчённый способ изучения нотной грамоты и элементарные рекомендации для осознания интервалов (см.: Локшин ДЛ. Выдающиеся русские хоры и их дирижёры. М, 1953.). Приведённое руководство и все последующие отечественные пособия до 60-х годов XIX столетия представляют собой лишь изложение теоретического материала, то есть учебного словаря, необходимого для понимания нотного текста, который предполагалось вначале исполнять по слуху, а затем по ногам1. Научить сольфеджированию по таким руководствам было, несомненно, трудно. Данное положение заставило многих методистов обратиться к пересмотру основ преподавания сольфеджио. В згой связи весьма прогрессивные мысли высказываются в 60-е годы В.Ф. Одоевским, который рекомендовал учащимся общеобразовательных школ иметь при себе ноты разучиваемых произведений и следить по ним за развитием мелодической линии песни, одновременно исполняя её. Этим самым преследовалась цель соединения у учащихся зрительного восприятия со слуховым.

Музыкальная деятельность людей в течение многих тысячелетий основывалась на практике освоения мелодий по слуху. Этот приём в качестве исходного звена был положен в систему формирования навыка пения по нотам, то есть в пении по слуху приобретались элементарные знания об определённых действиях, необходимых для воспроизведения голосом нотного текста. Идея важности первоначального пения по слуху позже была поддержана многими методистами (А. Карасёвым, А. Пузы-ревским, А. Кастальским и др.). Однако следует признать, что при исполнении художественного произведения развёртывание его звукового материала не дает возможности поющему со слабо развитым слухом остановить внимание на отдельных деталях, осмыслить их, в результате процесс восприятия протекает, скорее, интуитивно, чем сознательно.

Поэтому появляется другая точка зрения, не отрицающая пения по слуху, но сводящаяся к тому, что путь к овладению художественными образцами должен лежать через предварительное накопление слуховых представлений, что между пением по слуху и пением по нотам должно быть связующее звено-специальные интонационные упраж н е н и я, дающие возможность поющему сосредоточить внимание ва изучаемом элементе, выделить его слухом.

Другими словами, на техническом материале учащиеся имеют возможность формировать слуховые представления, вырабатывать необходимые навыки путём многократного повторення определённых ив тонации. При исполнении же художественных примеров они оперируют уже готовыми представлениями, демонстрируя навыки интонирования. С этого момента начинают взаимодействовать две формы работы. Интонационным упражнениям, составляющим учебный словарь, отводилась роль активного осмысления ладовых элементов в обобщённом виде, а пению по нотам, составляющему стилистический словарь, - укрепления представлений в новых условиях, иначе в конкретизированном проявлении.

Семантика языка учебного словаря сольфеджио

Как уже отмечалось, музыкальный словарь, находящийся в слуховых представлениях, получает своё отражение в теории, а практическое его воплощение служит основой формирования слуховых представлений. Итак, рассмотрим семантику языка словаря классического сольфеджио. Под языком мыслится система средств, необходимых для освоения всевозможных музыкальных явлений, но не вся их совокупность, а лишь та часть, которая связана с ладовой организацией звуковысотно-го материала, выражающаяся в специальных понятиях, определениях и терминах. Именно в этом смысле мы используем слово «семантика».

Знание теоретического материала, иначе знание материальной стороны словаря играет достаточно важную роль при изучении различных музыкальных предметов, включая исполнительские специальности, но особую значимость ему придают в традиционных курсах сольфеджио, связывая его главным образом с техническими упражнениями.

Поскольку задачей сольфеджио является формирование музыкальных слуховых представлений, в нашем случае на основе ладового чувства классико-романтическои тональности, то и теоретический еловарь данного предмета оправданно составляют в основном ладовые элементы названной тональности.

Авторы большинства учебных пособий и программ по сольфеджио, стремясь установить связь технических упражнений учебного словаря с теоретическими курсами, рекомендуют изучать элементы языка с соблюдением в обоих случаях синхронности. В результате упражнения часто служат для сиюминутного «озвучивания» материала словаря, проработанного в курсе теории музыки. Несомненно, данный метод имеет в себе положительный момент, так как теоретическое осознание помогает управлять восприятием и интонированием, а они в сюю очередь углубляют теоретическое осознание. Однако содержание технологического материала, то есть учебного словаря, последовательность его освоения, изложенное в теоретических курсах, нельзя механически переносить в курс сольфеджио, иначе говоря, нельзя из закономерностей теории музыки прямолинейно выводить закономерности развития музыкального слуха, хотя не следует их и напрочь игнорировать.

Несмотря на то, что теоретические знания, составляющие материальную сторону учебного словаря, в курсе сольфеджио имеют вспомогательное значение, тем не менее, их роль весьма существенна. Музыкальный словарь в форме усвоенных понятий является главным условием конкретности слуховых представлений. А.Л. Островский по этому поводу пишет следующее: «слух без научного осмысления, без теоретического обоснования повисает в сфере субъективных «переживаний»»1. Сходные мысли высказывает A.R Мясоедов: «слуховой анализ подразумевает не просто слышание, аосознанное восприятие, в противном случае ухо фиксирует слышимое лишь как магнитофон»2.

Иначе говоря, каждое слуховое представление должно соответствовать своему теоретическому определению. Более того, в устном слуховом анализе, когда внутренние слуховые представления переводятся на вербальный уровень, система теоретических понятий становится единственным средством, иначе «языком», с помощью которого учащиеся информируют педагога о результатах проделанного ими анализа. Здесь очень важно знать, насколько чётко этот «язык» разработан музыкознанием и насколько хорошо владеет каждый из учащихся данным «языком», от которого зависит степень полноты и точности информации о выявленных структурной и содержательной сторонах музыкального материала.

В процессе музыкальной деятельности сформировалась общая музыкальная система со своим «музыкальным языком», однако следует выявить, насколько полно и точно семантика этого «язьжа» способна отражать различные музыкальные явления. Е.В. Назайкинский отмечает, что «Теоретические прикладные дисциплины, сформировавшиеся в процессе дифференциации музыкальной деятельности на практическую, педагогическую и научную, получив известную самостоятельность, естественно, могли иногда вступать в противоречие с практикой»1.

Все установившиеся в теории и особенно в учебной литературе понятия, опирающиеся на стили музыки прошлых времён (преимущественно ХУШ-ХГХ веков), успели пройти проверку и закрепиться в практике. Тем не менее, среди употребляемых понятий и терминов есть такие, которые трактуются предельно узко и неоднозначно. Естественно, они не способствуют раскрытию сущности звуковысотных средств, то есть не всегда помогают оценке их выразительного, внутреннего содержания.

В связи с этим сольфеджио как наука о развитии музыкального слуха, опираясь на различные достижения в других областях, одновременно с решением основных задач должно влиять на систему теоретических знаний и понятий, а в отдельных моментах вносить в неё коррективы, что и является существом данного параграфа.

Поскольку фонические и ладовые качества служат основой музыкального словаря классико-романтической тональности, то и рассматриваются оба обозначенные качества.

В курсах сольфеджио при формировании учебного словаря воспитанию чувства фонизма отводится весьма скромное место. Как правило, большое внимание ему уделяется на ранней стадии развития слуха, в поле зрения которого находятся вначале интервалы, затем мажорные и минорные трезвучия, позже - уменьшенные и увеличенные. Со временем в работу включается доминантсептаккорд. Однако чем дальше идёт процесс вперед по пути освоения словаря аккордики, тем всё меньше внимания уделяется расшифровке фонизма созвучий. Такую тенденцию мы наблюдаем не только на уроках сольфеджио, но и в теоретических курсах.

Содержание курса сольфеджио

Несмотря на то, что отечественное сольфеджио прошло большой путь и к настоящему времени существует не только в качестве учебной дисциплины, но и приобрело значение науки, содержание предмета, на наш взгляд, остается по сей день недостаточно разработанным.

Некоторые сведения о содержании сольфеджио были рассредоточены по предыдущим разделам. Тем не менее есть необходимость дать концентрированное изложение этой темы. В связи с этим мы попытаемся обосновать и изложить указанную тему, раскрыть проблему, стоящую в курсе сольфеджио.

Каждая музыкальная деятельность формирует своеобразные слуховые представления, характерные только для обозначенной деятельности, образующие конкретные типы слуха. Например, вокальный слух, композиторский, оркестровый и др. Вместе с тем любая музыкальная деятельность создаёт и обобщённые представления, которые служат опорой слуха, свойственного каждому музыканту. Б.М Теплов назвал его «простым звуковысотным слухом»1.

Однако в процессе разучивания исполнителями произведений в специальных классах у них активно формируются целевые (исполнительские) навыки и пассивно - различные сопутствующие, в том числе и слуховые. В связи с этим родилась прикладная дисциплина сольфеджио, посвященная развитию общего музыкального слуха

История свидетельствует, что первоначально сольфеджио представляло собой упражнения для выработки навыков пения по нотам в тесной связи с формированием голоса1. С включением сольфеджио в учебные планы всех специальностей содержание его расширилось и выразилось главным образом в слуховом восприятии и интонировании элементов, изучаемых теоретическими курсами.

Весь последующий процесс развития сольфеджио иллюстрирует различное проявление двух отмеченных тенденций. В основе первой из них лежит стремление внести в сольфеджио исполнительское начало (компоненты исполнительских дисциплин). Вторая тенденция связана с изучением элементов музыкального языка (компонентов общемузыкальных). Отсюда приёмы и способы формирования интонационных и слуховых навыков, естественно, носят черты и особенности, свойственные специальности, с одной стороны, и теоретическим дисциплинам - с другой.

Поэтому рассмотрение взаимосвязей сольфеджио в целом и отдельных его разделов с исполнительскими и теоретическими дисциплинами, а также взаимосвязей общих и частных компонентов внутри курса сольфеджио необходимо не только для музьшального образования в общем, но и для совершенствования методики преподавания - в частности.

Исполнительские специальности демонстрируют замечательный образец межпредметных связей. В них нет ни одного прямого заимствования; знания, приобретённые в других дисциплинах, здесь используются в преломлении. Иначе говоря, в исполнительских классах все средства формирования необходимых навыков составляют существо профессиональной деятельности. В курсе сольфеджио, напротив некоторые элементы сами по себе не являются атрибутивными для будущей специальности (например, у вокалистов - запись диктанта, у инструменталистов - пение), но, воздействуя на развитие слуха, одного из главных орудий музыканта, признаются необходимыми. Это и послужило для многих сольфеджистов-практиков поводом включения в содержание сольфеджио различных компонентов теоретических и исполнительских классов.

Оказывая положительное влияние на общее музыкальное развитие, вместе с тем многие из этих компонентов никакого отношения к специфике процесса развития музыкального слуха не имеют. Сольфеджио - прикладная дисциплина Назначение её - обслуживать другие, но только в слуховом плане. В связи с этим сольфеджио должно включать в себя минимальный набор элементов иных дисциплин, без которого оно не может функционировать.

Поэтому оптимальным вариантом следует считать тот, когда каждый способ, приём, элемент, заимствованный из теоретических или исполнительских дисциплин, был бы строго направлен на решение какой-либо задачи в воспитании музыкального слуха

Анализ различных дисциплин показывает, что между ними много точек соприкосновения, выражающихся, прежде всего, в структурной общности следующих компонентов: 1) деятельность (восприятие и воспроизведение); 2) приёмы и способы формирования навьпсов (правила); 3) музыкальный материал (художественный и инструктивный); 4) теоретический материал (лад, метр и их элементы, другие сведения).

Различие заключается в том, что каждый компонент приведённой структуры, в зависимости от потребностей конкретной дисциплиньї, наполняется своеобразным содержанием, необходимым для выработки соответствующих навьпсов.

Похожие диссертации на Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании : история, теория, методология