Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальные традиции "Джангара" Шивлянова, Виктория Константиновка

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шивлянова, Виктория Константиновка. Музыкальные традиции "Джангара" : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Рос. ин-т истории искусств.- Санкт-Петербург, 1997.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-2/4011-3

Введение к работе

Актуальность этномузыковедческого изучения "Джангара"

:деляется необходимостью научного осмысления существующей у
іьїков, синьцзянских ойратов и монголов живой традиции эпоса,
[ставленной институтом народно-профессиональных эпических
іов - джангарчи или туульчи, исполняемыми ими напевными
аниями "Джангара" и эпической средой, выступающей залогом
іенности традиции. Возможно, рассмотрение специфики

.иционного напевного исполнения "Джангара" на уровне му-шьно-языковых категорий внесет некоторые коррективы в явшиеся филологические концепции.

Автором настоящей работы ставится цель как можно полнее ізать музыкальную традицию калмыцкого эпоса "Джангар", вставляя ее с другими национальными музыкальными традициями юго эпоса, которые бытуют среди потомков ойратов, живущих ныне

в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая и в Северо-Запад Монголии1.

В этой связи исследование нацелено на выявление, с одной сторс особенностей функционирования калмыцких национальных версий, ст] турно-синтаксической и ладоинтонациошюй организации их напев сказаний, типа интонирования. С другой стороны, важі представляется обнаружение как общих особенностей трех постойрат< музыкальных традиций - калмыцкой, синьцзян-ойратской и монгс ойратской, обусловленных генетическим родством носителей ; национальных версий эпоса, гак и индивидуальных, поскольку настоящее время каждая из них принадлежит уже определен национальной фольклорной системе. И тут мы солидаризуемс мнением А.Ш.Кичикова о том, что "каждая национальная eej "Джангара", существующая внутри фольклорной традиции, принадле только ей и отличается от других национальных версий именно в ( этой своей принадлежности к определенной фольклорной системе в каче ее элемента"2. В то же время исследуемый материал предопределяет для выявление индивидуальных особенностей мелодики напевных сказа "Джангара" и нх интонирования эпическими певцами не только в з симости от принадлежности исполнения "Джангара" отдель национальной фольклорной системе, но и в зависимости принадлежности самих певцов той или иной ойратской этнической групг

Материалом для дайной работы послужили архивные звукозаг "Джангара" (из Фонограмархива ИРЛИ (Пушкинский Дом) Р фонотеки Института искусствознания РАН (г.Москва), ар: Калмыцкого института гуманитарных и прикладных исследова личного архива китайского фольклориста Т.Джамца), звукозап выполненные диссертантом в фольклорных экспедициях в Калмыкии в I 1987 гг., а также собственные наблюдения за исполнением джанга высказывания последних об эпосе.

Сложность поднимаемых в диссертации проблем потребо привлечения данных смежных наук и дисциплин - исто этнографии, филологии (со стиховедением), фольклористики, включая о( эпосоведение. Автор используег комплексный метод исследования.

Ставя перед собой задачу этномузыковедческого исследования на
нальных версий "Джангара" диссертант опирается на выработанш
отечественной фольклористике теории "эпической традш

1 Носители зі юса "Джангар" в прошлом были связаны единой территорией прожив одним государством (Ойратское государство XV-XVII вв. " Дурбэн ойрат"), социа экономическим укладом, общим языком; появлению его национальных версий в указанных ареалах способствовала миграция ойратов из Центральной Азии - Джунга степи Нижней Волги и Предкавказья, начавшаяся в XV11 в. и продолжавшаяся впло XIX в.

- Кичиков А.Ш. Героический эпос "Джангар". Сравнитслыю-пиюлогическос на вание.М., І992.С.З.

юичсского эпоса", "сказительского искусства" (см.библиогр.: труды т.Астаховой, В.М.Жирмунского, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова). В попити феномена "Джаигара" в контексте монголо-ойратской эпической диции основополагающими для нас стали исследования ученых-іголоведов - Б.Я.Владимирцова, Г.И.Михайлова, С.Ю.Неклюдова, шгароведов - Н.Ц.Биткеева, А.Ш.Кичикова иЭ.Б.Овалова.

Методологической базой собственно музыкального анализа стали ликации этномузыковедов в области изучения разнонациональных сов: Э.Е.Алексеева, Е.Е.Васильевой, В.С.Виноградова, Е.В.Гиппиуса, [.Грицы, Б.М.Добровольского, В.В.Дубравина, Д.СДугарова, С.А.Кон-тьева, С.Н.Кондратьевой, В.В.Коргузалова, А.Б.Кунанбаевой, Ф.А.Руб-а, К.Г.Цхурбаевой, Ю.И.Шейкина. Одной из самых важных из них то считать статью И.И.Земцовского и А.Б.Кунанбаевой "Музы-ьный эпос - феномен и категория", в которой изложены принципы омузыковедческого изучения эпоса. Ею открывается единственный в ем роде сборник статей " Музыка эпоса".

В основе анализа эпического интонирования "Джангара", особенно
гой его части, касающейся поиска музыкальных и внемузыкальных
имосвязей данного интонирования, его речевых и внерсчевых
юбразов, лежит интонационная теория Б.В.Асафьева. Руководствуясь
цепцией артикуляторной отмеченности жанровых сфер фольклора
І.Зсмцовского и отталкиваясь от его понятия "артикуляторного
ряжения", автор стремится как можно полнее охарактеризовать
еобразие манеры исполнения джангарчи (звукоизвлечение, тембр, темп),
іісящее во многом от его этнической принадлежности. Особо отметим
дидатскую диссертацию А.Б.Кунанбаевой, центральными проблемами
орой выступают проблемы сказителя и сказания, классификации
ческих напевов, системы эпических жанров, и кандидатскую

сертацшо В.В.Дубравина, в которой ведущими стали проблемы онационных истоков эпической мелодики, взаимоотношения стиха и ева, ладовой организации. В докторской диссертации СИ.Грицы "Мелос айнской народной эпики" наиболее важными явились положения, осящиеся к теории "песенной парадигмы", социальной среды как огенной категории, "эпической среды". Эти работы представляют чный интерес с точки зрения обобщающего этномузыковедческого ледования национальной эпической традиции.

Итак, в диссертации приняты следующие методологические іновки:

1) Вслед за С.И.Грицей, признающей что "кульминация в развитии айнского эпоса миновала", весь музыкальный материал, на котором ована настоящая диссертация, трактуется как наследие некогда цной эпической традиции "Джангар". Этим и объясняется обращение образцам эпоса, записанным в прошлом-начале нынешнего столетия

наиболее репрезентативным, к описаниям исполнения эпоса,

характеристике певца историками, этнографами, фольклористами npoL лет, еще успевшими застать активно функционирующую традицию.

2) Все национальные версии "Джангара" являются локалы
формами бытования единой в прошлом эпической традиции ойратов.

  1. Материалом для анализа послужили собственные котировки известных нам звукозаписей напевов "Джангара" (всего - более тридц выполненные в соответствии с разработанными в отечествеї этномузыковедении принципами аналитической нотации (Е.В.Гиш А.А.Банин).

  2. Значительная доля филологического анализа текста "Джані в этномузыковедческом исследовании, на наш взгляд, оправ неразработанностью проблем стихосложения "Джангара" и тех) сказительства в джангароведении и необходимостью их рассмотрен] настоящей диссертации в связи с анализом взаимосвязи напева и тек песнях "Джангара".

  3. Недостаточная разработанность проблем сказительства, личн эпического певца в этнографической науке о "Джангаре" обусло обращение к данным проблемам в настоящем исследовании, при этом а руководствовался, преимущественно, собственными наблюдениями.

  4. Авангардное положение калмыцких версий в настоя исследовании объясняется тем, что "Джангар" как героический "классической формации" является "жанрово-стилевой доминай (термин В.АЛапипа) в фольклоре калмыков, в других же аре бытования "Джангар" таковым не выступает. Кроме того, калмы традиция отличается сравнительно большей и разносторо изученностью (автор замечает, что джаигароведсние как и складывалась в России благодаря изучению именно калмьп эпической традиции) по сравнению с монгольскими и сины ойратскими версиями.

Основываясь на традициях отечественного этномузыкознани диссертации решаются вопросы (большинство из которых впервые):

-роли эпических певцов "Джангара" и в целом наро профессиональных школ в сохранении локальных традиций эпоса;

-возможной генетической связи древнего института шамане института джапгарчи;

- особенностей бытования национальных версий "Джангар
историческом контексте;

-техники сказительства и поэтического мастерства джангар также стихосложения "Джангара";

обозначения традиционного напевного исполнения "Джангар различных регионах его бытования;

взаимоотношения напева и текста в аспекте композиционной взаимосвязи, в связи с чем вводится пои

острофы тирадного типа", обозначающее структурную единицу шииства напевных речитативов "Джангара";

интонирования национальных версий "Джангара" с точки зрения ческой характерности первого;

влияния звуковысотного строя народных инструментов - товшура мбры на ладозвукорядную организацию всех напевов "Джангара";

вероятной многосоставности музыкальных традиций "Джангара" в

ареалах его бытования - Калмыкии, Синьцзян-Уйгурском ионном районе Китая, Северо-Западной Монголии, т.к. помимо вных речитативов "Джангара" существуют "Величания" (магталы) и гическис инструментальные наигрыши, связанные с сюжетом эпоса.

Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях сектора клора Российского института истории искусств.

Частично положения диссертации отражены в выступлениях на іеренциях молодых фольклористов памяти А.А.Горковенко ІТМиК, 1985, 1988, 1989, 1997 гг.), на Всесоюзной научно-практической юренции "Проблемы изучения музыки эпоса" (Клайпеда, 1988 г.), на дународной научной конференции "Джангар" и проблемы еского творчества" (г.Элиста, 1990 г.), на Международном симпозиу-естивале "Эпос Центральной Азии " (г.Улан-Батор, 1997 г.) и представ-: в ряде публикаций.

Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Нотного ожения, Комментариев к нотным примерам, Словаря калмыцких и ольских народных инструментов и Библиографии.

Структура работы определяется поставленной автором целью эдования. В центре первой из глав стоит личность эпического певца, ая же глава целиком отведена музыковедческому анализу энациональпых исполнений "Джангара".

Похожие диссертации на Музыкальные традиции "Джангара"