Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана Галиахметова, Азалия Юсуповна

Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана
<
Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Галиахметова, Азалия Юсуповна. Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Галиахметова Азалия Юсуповна; [Место защиты: Рос. акад. музыки им. Гнесиных].- Москва, 2011.- 265 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/133

Введение к работе

Актуальность исследования. Важным и существенным для композиторских школ, возникших на территории СССР в XX веке, стало стремление не только овладеть новыми средствами выразительности, но и сохранить черты, присущие своей национальной культуре. Одним из традиционных носителей национальной идентичности в музыке издавна является ритм. Об этом пишут многие современные исследователи. Так, К.А. Джагацпанян в своей докторской диссертации, посвященной ритмике армянской музыки, справедливо отмечает, что «своеобразие национального мышления отчетливее всего проявляется в сфере ритма, поскольку эта область, в отличие от интонации, менее подвержена изменениям и субъективной интерпретации исполнителя». Неслучайно для большого числа современных композиторов, живущих в самых разных частях света, обновление музыкального языка стало связываться именно с областью ритмики.

В этом контексте композиторы Таджикистана не являются исключением. Во многих произведениях, созданных ими в последние десятилетия, очевидна опора на традиции национальной ритмики, вошедшие, что называется, в плоть и кровь каждого отдельного автора, и обусловленные его принадлежностью к региону, определенной школе, сфере поиска. Современная таджикская музыка представляет собой органичный сплав традиционного и новаторского, национально-самобытного и индивидуально-авторского.

Немаловажную роль в понимании национальных особенностей современной таджикской музыки представляет та область творчества, которая связана с обращением к скрипке. Востребованность этого инструмента в современной композиторской практике Таджикистана имеет несколько причин. Прежде всего следует назвать ее близость таджикской инструментальной культуре, способность имитировать звучание разнообразных народных инструментов - гиджака, ситора, танбура и др. Кроме того, скрипка обладает богатейшими возможностями звукоизвлечения, артикуляции, штриховой техники. Поэтому она востребована и как технически виртуозный инструмент. Интерес к художественным и техническим возможностям скрипки обусловил широкое распространение скрипичной миниатюры – жанра, обнаружившего чрезвычайную способность отвечать самым смелым художественным поискам современных таджикских композиторов.

Степень разработанности темы. Несмотря на значительное число работ, в которых заметное место занимают вопросы ритмики, в отечественном музыковедении практически отсутствуют исследования, связанные с претворением традиционной ритмики в сочинениях современных таджикских композиторов. Фундаментальные исследования ритмики касаются, прежде всего, области традиционной национальной культуры, сравнению музыкальной ритмики таджиков и родственных им народов, соотношению поэтического и музыкального ритмов. Большое внимание уделяется изучению наследия авторов, оставивших заметный след в мировой культуре - Аль-Фараби, Авиценна, Сафиуд-дин Урмави, Абд-аль Кадыр, Абу-ль-Фараджа аль-Исфахани, А.Джами.

Главная проблема исследования связана с выявлением специфических национальных черт ритмики в произведениях для скрипки современных композиторов Таджикистана.

Субпроблемы заключаются в следующем:

  1. рассмотреть вопросы ритмики в трактатах средневековых ученых Центральной Азии;

  2. обозначить роль и значение ритмики в ведущих жанрах традиционной таджикской музыки, выяснить черты сходств и отличий;

  3. проследить формы отражения ритмики ведущих жанров традиционной таджикской музыки в современных композициях для скрипки;

  4. выявить черты авторского стиля с позиций претворения традиционного и инновационного в рассматриваемых произведениях.

Объект исследования – скрипичные миниатюры современных композиторов Таджикистана. Предмет исследования – ритмика, представленная в скрипичных миниатюрах современных таджикских композиторов рубежа XX-XXI вв.

Выбор музыкального материала обусловлен обращением к сочинениям таджикских композиторов конца ХХ - начала ХХI вв., творческому процессу которых присущи поиски не только новых средств выражения, но и стремление использовать средства, характерные для своей национальной культуры. Избранный круг произведений составляют наиболее значительные образцы современной таджикской музыки, обладающие ярко выраженной ритмической характерностью. Важным критерием выбора стала для нас также принадлежность композиторов к различным регионам страны: Северному – долинному, Южному – горному и Горно-Бадахшанскому. Введение географической панорамы позволило показать богатство и разнообразие региональных культур, бытующих на территории одного государства, а также художественную самобытность творчества рассматриваемых композиторов как носителей культуры разных регионов. В числе анализируемых произведений: Толиб Шахиди - «Контрасты» (2001), Лола Толис (Пулатова) - «Маком-вариации» (2004), Талабшо Сатторов - «Поэма предков» (1993), Заррина Миршакар - «Три памирские фрески» (1977) и «Респиро» (1991).

Методология исследования. Обращение к национальным особенностям современной таджикской музыки потребовало применения ряда методов и подходов, обусловленных задачами диссертации.

В своем исследовании мы опирались на методы как музыковедения, так и ряда смежных дисциплин: философии, культурологии, этномузыкологии. Среди музыковедческих теорий, актуальных для нашей работы, назовем прежде всего теорию стиля (Н.Гуляницкая, С.Савенко) и теорию жанра, в том числе жанра миниатюры (А.Сохор, Е.Назайкинский, К.Зенкин). Особую важность имеет для нас теория ритма, разработанная как на уровне общих проблем (М.Аркадьев, М.Харлап, В.Холопова), так и в аспекте изучения национальных монодийных культур – таджикской и узбекской (Ф.Азизи, Т. Соломонова), армянской (К.Джагацпанян), азербайджанской и иранской (Т.Джани-заде, Г.Шамили). Востребованными оказались также методы, относящие к специфике скрипичного исполнительства – особым приемам игры, штриховой технике (В.Григорьев, Н. Мельникова, К. Мострас, А. Синайская).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Ритмика скрипичных миниатюр современных таджикских авторов отражает не только поиск средств выразительности, характерных для композиторов нового времени, но и базовые ритмические структуры, присущие традиционной таджикской музыке и зафиксированные в трудах средневековых ученых Центральной Азии.

2. Выбор скрипки в качестве ведущего инструмента позволяет композиторам использовать её разнообразные возможности: имитировать звучание народных инструментов, по-особому артикулировать сложные построения с присущими таджикской музыке ритмами, претворять полиритмические напластования в ансамбле с фортепиано или иным инструментом.

3. В скрипичных миниатюрах авторов, представляющих разные регионы современного Таджикистана, отражены не только индивидуально-авторские черты стиля композитора, но и специфика ритмики данного региона.

Научная новизна работы. Впервые проанализированы скрипичные миниатюры современных композиторов Таджикистана - Толиба Шахиди, Лолы Толис (Пулатовой), Талабшо Сатторова и Заррины Миршакар; показаны формы реализации в них ритмических структур, характерных для национальных профессиональных жанров – шашмакома и фалака; рассмотрены композиционные приемы, применяемые авторами в соответствии с замыслом произведения и особенностями ритмики определенного региона Таджикистана. Новым является также рассмотрение некоторых приемов, позволяющих проследить формы диалога скрипки с другими инструментами, в инструментальной штриховой технике; направленных на воссоздание национальных особенностей музыки таджиков.

Практическая значимость исследования. Аналитический материал диссертации, ее основные положения и выводы могут быть использованы в вузовских учебных курсах истории музыки внеевропейских культур, анализа музыкальных произведений, композиции, а также в исполнительской и педагогической практике.

Апробация работы. Работа неоднократно обсуждалась на кафедре теории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных. Отдельные положения стали основой выступлений на международной конференции «Взаимосвязь поэзии и музыки в традициях фарсоязычных народов», Душанбе, 21-24 октября, 2010 г., экспертном семинаре «Образовательные аспекты межкультурного диалога в СНГ», Душанбе, 17 марта 2011г, на международной конференции «Диалог культур», г. Баку, апрель 2011 г. Основные аспекты диссертационного исследования отражены в публикациях, обозначенных в конце автореферата.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав и заключения, списка литературы и двух приложений.

Похожие диссертации на Национальные особенности ритмики в скрипичных миниатюрах современных композиторов Таджикистана