Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие камерно-инструментальной культуры Петербурга шестидесятых-восьмидесятых годов XIX века (Опыт комплексной характеристики) Сраго, Елена Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сраго, Елена Михайловна. Развитие камерно-инструментальной культуры Петербурга шестидесятых-восьмидесятых годов XIX века (Опыт комплексной характеристики) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 1994.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность тем». В шестидесятые - восьмидесятые годы XIX Бека камерно-инструментальная, культура Петербурга перекивала период расцвета, который можно назвать "золотим веком" русской камерной музыки. . На фоне широкого распространения домашнего камерного музицирования и растущей популярности жанра выдающихся результатов достигли музыканты-профессионалы, творившие в этой области, музыкального искусства, к сокровищам мировой музыкальной литературы принадлежат созданные в семидесятые и восьмидесятые годы прошлого столетия ансамбли А.П.Бородина. П.И.Чайковского и А.К.Глазунова. Исполнительское искусство таких ансамблей, как "Русский квартет", квартета Л.Ауэра и Е.Альбрехта вызывало справедливое восхищение публики и критиков.

Камерно-инструментальная культура играла важную роль в музыкальной жизни пореформенного Петербурга. В частности, она способствовала формированию подготовленной слушательской аудитории, наличие которой является необходимой предпосылкой успешного социального функционирования музыки. В двадцатом веке механизмы репродуцирования квалифицированной аудитории были частично утрачены, вследствие чего наступило отчуждение значительной части потенциальной публики от классической музыки. В настоящее время идет активный поиск новых форм и путей взаимодействия исполнителя со слушателем, которые помогли бы преодолеть это отчуждение. Одним из обозначившихся направлений поиска является стремление к уменьшению дистанции между музыкантом и реципиентом при усилении творческой активности последнего. Традиционно подобные устремления связаны с интенсивным развитием искусства малых форм, в -том числе камерного ансамбля.

Наиболее рельефно имманентные черты камерно-инструментального искусства как явления музыкальной культуры проявились в период его расцвета. В целях осмысления происходящих в современной музыке процессов в диссертации предпринята попытка системного анализа камерно-инструментальной культуры пореформенного Петербурга.

Цепью предлагаемой работы является

комплексксе системное исследование камерно-ансамблевой культурі; Петербурга второй половины XIX века как целостного культурно-исторического феномена;

изучение основных заксмерностей социального функционирования камерних хлнроз в.пореформенном Петербурге;

анализ внутрисистемных связей в процессе развития камерно-ансамблевой культури;

попытка определения возможных путей развития современной музыкальной практики на основе, выявленных зависимостей. .'.'

Вместе с другими работами последнего времени, посвящен
ными камерно-ансамблевому искусству, настоящая диссертация
долота помочь в воссоздании общей картины'культурной жизни
пореформенного Петербурга. "-,...

Of пактами исследования являются такие составляющие ка- .

мерной культури иестидесятых-восьмндесятых годов XIX века в
Петербурге, как домашнее музицирование, концертное исполни
тельство, деятельность камерных классов консерватории, н'ото-
издательство к нототорговля..' .'. ' . , -

. Многочисленностью и разноплановостью объектов исследо
вания обусловлена необходимость применения различных методов
анализа, основними среди которых являются; " :" '

статистический, используемый в работе.над каталогами .ното-торговых и котоиздательских Фирм, а такхе- над программами . камерных вечеров Российского, Музыкального Общества (РМО) и общества камерной музыки.Этот метод позволяет выявить основ-кие репертуарные тенденции и проследить их в развитии: \._

перекрестный; применяемый для проверки, объективности.'-информации, содержащейся в критических ; статьях XIX века и эпнетолярии. Сопоставление различных источников обязательно при изучении концертного, исполнительства и домашнего музи-цирования. так как объективными данными. ' в том числе'живым исполнением, мы не располагаем, а .рецензии и другие письменные свидетельства носят сильный отпечаток идеологических споров того времени: "

реконструктивный, помогающий частично воссоздать исполнительский сталь ансамблей, .используя'зафиксированные ь первоисточниках Фрагменты конкретных ситуаций:

- з -- сравнительный, позволяющий увидеть динамику развития явления путем сравнения реалий различных исторических этапов и применить полученные результаты для характеристики современной музыкальной практики.

Научная новизна. Вторая половина XIX века - один из плодотворнейших и широко изученных периодов в развитии русской 'музыкальной культуры. Однако, как это ни выглядит парадоксальний, наличие значительных достижений з различных областях музыки явилось причиной того, что каждая из ііих традиционно рассматривалась в российской музыковедческой литературе в значительной степени изолированно, в результате чего вне поля зрения исследователей остались пограничные явления и внутренние взаимосвязи музыкальной культуры как целостной системы. Диссертация призвана расширить существующие представления . об исторической эволюции камерно-инструментальных жанров в XIX веке. Предпринятая в настоящей работе попытка комплексного 'исследования одного культурно-исторического феномена, а именно развития камерно-ансамблевой культуры в шестидесятые-восьмндесятые годы XIX века, содержит в себе новый подход к изучению музыкальной жизни пореформенной России.

Автор отказывается от традиционной точки зрения, заключающейся в том. что. начиная с 60-х годов XIX века, происходило постепенное вытеснение домашнего музицирования концертным исполнительством, и доказывает равноправное сосуществование обеих форм камерного исполнительства в исследуемый период.-. ' ' .

Соотнесение впервые широко рассмотренного социального функционирования камерных жанров и происходящих в них внутримузыкальных процессов подводит к пониманию внутренне многослойной природы камерного ансамбля, развитие которого во многом определяется взаимосвязью камерности и концертнос-ти.--- .. ''.''''"

Введение в научный.обиход таких достаточно объективных и.поддающихся статистической обработке материалов, как каталоги нотоиздательских фирм, .торговые проспекты нотных магазинов и ежегодные отчеты Общества камерной музыки, позволило установить ряд.новых, существенных для понимания эволюции

камерной музыки Фактов.

Практическая ценность исследования. Динамика процессов, происходящих в настоящее время в камерной культуре, имеет определенные черты сходства с развитием камерных жанров в пореформенном Петербурге, в частности: относительно быстрый прогресс. экстенсивно-интенсивный характер эволюции и т.д. Поэтому некоторые выводы настоящей работы могут быть использованы при разработке новых форм общения артистов со слушателями, а также при прогнозировании возможных путей дальнейшего развития камерной культуры. Теоретическая разработка вопросов социального функционирования, камерной музыки до/окна помочь концертирующем ансамблистам точнее ориентироваться в постоянно меняющихся реалиях сегодняшнего дня.- Кроне того. обширный материал, приведенный в диссертации, может быть использован при создании нового учебного курса по истории отечественной камерно-ансамблевой культуры для исполнительских специальностей, а также г лекшюнно-просветительской деятельности.

Биобиблиографическая справка, приложенная к диссертации, может послужить справочным аппаратом для различных научных работ.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на страницах машинописного.текста. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка исполь-зозанной литературы, включающего 323 наименования.'-Кроме того, в диссертация входят два Приложения. Приложение I содержит биографическую и библиографическую информацию о 94 малоизвестных, или забытых музыкантах..композиторах и музыкальных деятелях, имевших отношение к камерным вечерам Петербурга шестидесятых-восьмидесятых годов XIX века. Приложение II включает в себя сведения о концертных залах того времени.

Похожие диссертации на Развитие камерно-инструментальной культуры Петербурга шестидесятых-восьмидесятых годов XIX века (Опыт комплексной характеристики)