Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль



расширенный поиск

Редакции фортепианных произведений: теоретические аспекты и сравнительный анализ Булгакова Людмила Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Булгакова Людмила Викторовна. Редакции фортепианных произведений: теоретические аспекты и сравнительный анализ: автореферат дис. ... кандидата искусствоведческих наук: 17.00.02-17 / Булгакова Людмила Викторовна;[Место защиты: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки].- Новосибирск, 2012.- 27 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. Музыкальное исполнительство представляет собой специфический вид искусства, в котором используются тексты различного вида и материальной природы. В деятельности музыканта-исполнителя проблема музыкальных редакций является одной из важных, так как «общение» исполнителя с композитором и распространение музыкального произведения осуществляется посредством нотных текстов. В исполнительской практике музыканты, как правило, не играют по рукописи автора или уртексту, а чаще всего используют нотную редакцию, то есть «удобный для исполнителя специально подготовленный текст». В контексте музыкальной культуры редакция музыкального произведения выполняет роль текста-посредника между композитором и исполнителем.

Музыкальное произведение предполагает не просто перевод, озвучивание нотной записи в звуковую пространственно - временную форму, а требует перевоссоздания произведения посредством его исполнения. Процесс передачи художественного содержания музыкального произведения происходит также через его исполнение, которое в значительной степени зависит от редакции, выбранной музыкантом-исполнителем. В традиционном академическом исполнительстве музыкант воссоздаёт произведение, адекватное современному уровню знания о композиторе, его стиле, исполнительских традициях, моде, направлениях. В этом случае даже самые хорошие редакции устаревают тем быстрее, чем более подробный и частный вариант звучания они фиксируют. Возникает потребность в новой редакторской работе и в новой редакции произведения.

Любая редакция, как и всякая нотная запись, подразумевает множество исполнений, которые, тем не менее, будут соответствовать данной схематичности редакционной записи. Музыкальное произведение, подобно живому организму, перемещаясь во времени, эволюционирует – обменивается со средой пребывания информацией, оставаясь прежним, изменяется, приспосабливается. Аналогичные изменения претерпевают редакции, поскольку их автор-редактор является музыковедом-исполнителем, представителем своей интонационной эпохи и принимает активное участие в исторических и национально-географических движениях музыкального произведения.

Степень изученности проблемы. Несмотря на значимость музыкальных редакций в деятельности музыкантов, в российском музыкознании сегодня крайне мало научных работ, раскрывающих теоретические аспекты существования и применения редакций музыкальных произведений в практике исполнительского искусства. Нотный текст произведения в музыкальной редакции не рассматривался как особый вариант «толкования» и интерпретации авторского текста. В контексте метаморфоз музыкального произведения не были исследованы взаимодействие композитора – редактора – исполнителя. Фактически отсутствуют труды, посвященные истории музыкального редактирования на разных этапах его развития.

Исследуя данную проблему, необходимо рассмотреть систему музыкальной нотации, при помощи которой передаются смыслы музыкальных произведений, с позиций семиотики и герменевтики.

Цель работы состоит в выявлении специфических особенностей редакции в системе текстов музыкального произведения, в контексте деятельности редактора и музыканта-исполнителя.

Цель работы обусловила постановку следующих задач:

проанализировать научно-методическую литературу по теме диссертации, воссоздать целостную картину формирования практических и теоретических представлений о роли музыкальной редакции в исполнительском искусстве;

исследовать редактирование музыкального произведения с позиций семиотики как процесс фиксации знаками графической системы;

рассмотреть исторический процесс формирования музыкальной системы – нотации – как поиск форм сохранения и передачи музыкальных смыслов;

проанализировать формы существования музыкального произведения и его текстов;

представить процесс редактирования музыкального произведения как толкование и интерпретацию авторского текста в письменном виде с позиций герменевтики;

показать историчность этапов музыкального редактирования;

рассмотреть основные принципы редактирования музыкального произведения;

обосновать существование вариантного множества редакций музыкальных произведений (толкований авторского текста);

выявить особенности влияния стилистической направленности эпохи на редакции музыкальных произведений на примере Инвенций И.С. Баха.

Объектом исследования являются функциональные взаимодействия редакции музыкального произведения в метасистеме фортепианного исполнительского искусства. Материалом для исследования послужили Инвенции
И.С. Баха в редакциях: Urtextа, К. Черни, Ф. Бузони, Л. Хернади, И. Браудо и
Я. Экера.

Предмет исследования – нота, нотный текст в формате семантического треугольника «знак – значение – предмет обозначения» и их интерпретация в процессе музыкального редактирования. Отражение исполнительских традиций в редакциях клавирных произведений переходного периода (второй половины XVII – XVIII века) на примере сравнительного анализа Инвенций И.С. Баха в редакциях: Urtext, К. Черни, Ф. Бузони, Л. Хернади, И. Браудо и Я. Экера.

Методологической основой исследования послужил комплексный историко-теоретический подход, что обусловило применение метода анализа редакции музыкального произведения с точки зрения рассматриваемых в работе проблем.

В диссертации были использованы разработки в области семиотики, лингвистики, герменевтики: Р. Барта, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, А.М. Лосева, Ф.Г. Фреге, Г.Г. Шпета, В.Г. Карцовника, М.Г. Арановского, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Л.С. Выготского, А.А. Завельского, Д.А. Завельской, С.И. Платонова, В.К. Суханцевой, О.В. Соколова; Н. Растопчиной; в области музыкального редактирования выдающихся музыкантов – Ф. Бузони, А. Гольденвейзера, А. Тосканини, А. Шнабеля. Были использованы работы по музыкальной эстетике Е.Г. Гуренки, об исполнительском аспекте музыкального редактирования М. Гринберг, И. Комарова, Н. Копчевского, Е. Либермана, Ф. Бузони, А. Гольденвейзера, Л. Ройзмана и др.

Научная новизна работы определяется тем, что в российском музыкознании недостаточно исследований теоретического аспекта существования редакций фортепианных произведений, их роли в исполнительском искусстве и музыкальной культуре. В связи с этим было сделано следующее:

рассмотрена проблема редакции музыкального произведения в том объёме, который соответствует сложности самого объекта и потребностям исполнительской практики;

изучена и проанализирована литература, посвященная проблеме музыкального редактирования, в прикладном применении семиотики и герменевтики;

рассмотрен музыкальный текст в рамках основных законов существования текста в художественной литературе и в музыке;

исследованы предпосылки возникновения музыкального редактирования как особого рода деятельности в сфере музыкальной культуры;

проанализированы особенности редакторского процесса и причины возникновения вариантного множества музыкальных редакций;

проведён сравнительный анализ Инвенций И.С. Баха в редакциях
К. Черни, Ф. Бузони, Л. Хернади, И. Браудо и Я. Экера.

Практическая значимость. Положения, результаты исследования и аналитические материалы могут быть использованы при изучении и выборе музыкальных редакций фортепианных произведений композиторов разных стилистических направлений. Они также могут быть востребованы преподавателями курсов истории и теории музыки, истории и теории исполнительского искусства в высших и средних учебных заведениях. Результаты исследования могут применяться музыкантами - исполнителями и преподавателями по специальности «сольное исполнительство».

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедр истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки и инструментального исполнительства Института искусств и культуры Томского государственного университета. Основные положения диссертации нашли отражение в ряде публикаций и докладов на научно-практических конференциях и форумах: Всероссийском гуманитарном форуме (с международным участием) «Формирование культуры личности средствами искусства в системе классического образования» – «Сибирские Афины», Томск, 23 – 25 мая 2006 г., тема доклада: «Нотная редакция и вариантность существования музыкального произведения»; III Сибирском форуме «Педагогические чтения-2006», Кемерово, тема доклада: «Роль фортепианной редакции в учебном процессе»; IV Всероссийском гуманитарном форуме (с международный участием) «Профессионализм и культура личности» –«Сибирские Афины», Томск, 28 – 29 июня 2007 г., тема доклада: «Музыкальный текст и его интерпретация»; Международной научной конференции «Культура как предмет междисциплинарных исследований», – Томск, 15 – 16 мая 2008 г., тема доклада: «Редакция музыкального произведения в контексте музыкально-художественной культуры», а также в процессе чтения лекций на курсах повышения квалификации ОГОУ ДПО для преподавателей Томского областного музыкального колледжа им. Э. Денисова и детских музыкальных школ искусств г.Томска и области.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 175 наименований, и приложений, в которых представлены тексты и нотные примеры.