Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья Смирнова, Елена Михайловна

Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья
<
Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова, Елена Михайловна. Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Смирнова Елена Михайловна; [Место защиты: Санкт-Петербургская государственная консерватория].- Санкт-Петербург, 2010.- 640 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Первоначальным толчком к осуществлению настоящего исследования стали задачи практические, связанные с расшифровкой образцов татарского музыкально-поэтического фольклора (вряд ли найдется нотировщик, не столкнувшийся с проблемой тактировки и так или иначе ее не решавший!). Многолетняя работа по расшифровке татарских напевов, составление и музыкальная редакция фольклорных сборников стимулировали интерес к вопросам теоретическим; отсутствие устоявшихся подходов к их осмыслению стало причиной, подтолкнувшей к научным поискам.

Сферу приложения последних трудно считать оригинальной: вопросы соотношения слова и музыки, равно как и вопросы временного строя народно-песенного поэтического текста и народного напева в фольклористике - одни из центральных. В татарском этномузыкознании, однако, наличие устойчивого интереса к проблемам ритма не означает их исчерпанности или даже сколько-нибудь однозначного видения: обобщающие работы в данной области отсутствуют, рассеянные же по разного рода исследованиям наблюдения столь противоречивы, что само их многообразие едва ли не сводит на нет сам позитивный факт их существования.

Разногласия касаются как вопросов типологических, связанных с определением ритмической природы татарских напевов, так и вопросов частного порядка, касающихся, например, принципов сегментации ритмических структур. Не являются исключением и вопросы методологические, от решения которых авторы зачастую отказываются, ограничиваясь указанием на моменты сходства в ритмическом устройстве напевов с той или иной системой временной организации (число последних, опять-таки, оказывается много больше допустимого по отношению к одному явлению). Речь идет не о заведомой неправильности или ненужности такого рода сопоставлений, а о том, что описание объективных закономерностей материала в таких случаях неявно подменяется констатацией наличия большего или меньшего числа «общих» характеристик, зачастую являющихся сугубо внешними. Вряд ли стоит говорить о том, что в подобной ситуации какой бы то ни было системности в подходе к предмету исследования ожидать

не приходится, что и становится, в конечном счете, причиной наблюдаемой разноголосицы установок и мнений.

Объектом настоящего исследования является музыкально-поэтический фольклор татар-мусульман Волго-Уралья. Его временное устройство определяет предмет изучения: им становятся нормы ритмической системы квантитативного типа - как в целом, так и в связи с особенностями их преломления в фольклоре в частности.

Период существования в современной отечественной науке теории ритма относительно невелик - он едва достигает четырех десятилетий. За это время, однако, создано немало работ, ориентированных на рассмотрение временной организации в музыке. На сегодняшний день теория ритма располагает разработанным аналитическим аппаратом, развитой терминологией, типологией метрических средств и предоставляет в распоряжение исследователя гибкие методы анализа временных форм в самых разных явлениях музыкальной культуры. И все же существующие в данной области проблемы считать исчерпанными было бы преждевременным. Едва ли не в первую очередь сказанное относится к фольклорным квантитативным традициям - традициям, не связанным с аналитической саморефлексией. Так, если в арабском или тюркском аруде, в античном метрическом стихосложении - классических квантитативных музыкально-поэтических системах - соответствующие теоретические трактаты предоставляют исчерпывающие сведения о номенклатуре, иерархии, допустимых связях ритмических единиц, то при обращении к фольклорным явлениям, даже если их временной строй видится очевидно времяизмерительным, сложности возникают уже на уровне анализа стопных структур - когда исследователь сталкивается с проблемой поиска соответствующего критерия их вычленения. Существенно и то, что само определение той или иной культуры как квантитативной требует специальных доказательств - так же как и то, что понятие квантитативности обязывает к осмыслению многосоставного комплекса характеризующих это понятие признаков, что является далеко не безусловным для многих из тех, кто им пользуется.

Сказанное, по всей видимости, и стало причиной того, что представления о закономерностях квантитативного мышления сформированы на основе преимущественного изучения письменных поэтических памятников классических культур (таких, как античное стихосложение, арабо-персидский

аруд). Между тем, при всей безусловной необходимости для понимания природы времяизмерительности в поэзии и музыке, изучение классического греческого или латинского метрического стиха не может не быть в известной степени ограниченным. Прежде всего, оно не может дать адекватного представления об интонационной составляющей квантитативного музыкально-поэтического искусства - а значит, о реальном (фактическом) воплощении предписанных квантитативной теорией метрических форм.

Известно, что квантитативная поэзия - поэзия синкретическая, поэзия, в которой метр занимает «межвидовое» положение (определение В. Холоповой). Основанная на счете долгот, она предполагает напевное воспроизведение - пение или, по крайней мере, декламирование нараспев. Именно поэтому вопросы квантитативного времяисчисления, традиционно входившие в сферу компетенции филологии, сегодня изучаются и с музыкально-теоретических позиций. Анализ музыкальной составляющей квантитативного интонирования является моментом более чем необходимым; от исследователя письменных образцов классической квантитативной поэзии эта сторона остается скрытой.

Татарская народная музыкально-поэтическая культура предоставляет замечательную возможность знакомства с живой квантитативной традицией, традицией развитой, этнически и жанрово многосоставной, активно функционирующей. Уже этого было бы достаточно для выделения ее в качестве уникального объекта изучения. Этим, однако, ее привлекательность для исследователя не исчерпывается. Татарский музыкально-поэтический фольклор - точнее, ряд его жанровых компонентов, связанных с мусульманской книжностью и представленных в культуре татар-мусульман, - является полноправным наследником традиции тюркского аруда, который, в свою очередь, является не чем иным, как адаптацией на тюркской почве арабо-персидского классического стихосложения. Особые факторы историко-культурного развития сформировали в татарской культуре уникальное явление, когда традиция высокой поэзии, попав в народную среду, оказалась органично ею усвоена, продолжив свое развитие в новых условиях. Отличаясь редким сплавом черт арудных и неарудных, классических и неклассических, ритмика татарского музыкально-поэтического фолькло-

pa представляет и те, и другие в виде естественных интонационных норм, органично взаимодействующих и развивающихся, во многом помогающих одни осмыслить посредством других. Это - ситуация редкая (хотя в своем роде и не единственная) и вызывающая интерес у многих1, однако до сих пор предметом пристального рассмотрения не ставшая.

Цель настоящей работы - типологизировать ритмический строй образцов традиционной музыкально-поэтической культуры татар-мусульман Волго-Уралья, представив его специфику в комплексе внутриаспектных и межаспектных связей. Это позволит дополнить существующие представления о квантитативном типе ритмических систем, как в целом, так и в связи с особенностями его преломления в фольклоре в частности. Сказанным определяются задачи исследования, важнейшими из которых являются: 1) анализ соотношения поэтического текста и напева в образцах татарской традиционной культуры; 2) выявление метрических норм, определяющих их временную организацию; 3) установление системы разноуровневых метрических стереотипов, представленных во временной структуре татарских традиционных образцов; 4) соотнесение музыкально-поэтических метров, укорененных в татарском музыкально-поэтическом фольклоре, с метрическими нормами тюркского аруда; 5) рассмотрение звуковысотного и ритмического контекста преломления типовых метрических форм татарского музыкально-поэтического фольклора.

Материалом исследования в настоящей работе является традиционная культура татар-мусульман Волго-Уральского региона, представленных этническими подразделениями казанских татар и татар-мишарей; конфессионально и культурно обособленная общность крещеных татар оставляется в стороне. Материал, представляющий традиции татар-мусульман иных этнотерриториальных групп - астраханской и сибирской -привлекается эпизодически, большей частью для сопоставления.

Из жанровых компонентов, составляющих традиционную музыкально-поэтическую культуру казанских татар и мишарей, для рассмотрения из-

См., в частности: Беляев В. М. Персидские теснифы / В. М. Беляев // О музыкальном фольклоре и древней письменности: Статьи и заметки. Доклады. - М., 1971. -С. 198-203; Захрабов Р. Арузные метры в азербайджанских теснифах / Р. Захрабов // Проблемы музыкальной науки: сб. ст. - М., 1975. - Вып. 3. - С. 455-466.

бираются два: комплекс так называемых «книжных» жанров (жанров квйлэп уку), связанных с мусульманской традицией декламирования нараспев поэтических текстов - байты (бэетлэр), мунаджаты (мвнээщэтлдр) и исполняемые в напевной манере стихотворения классиков татарской поэзии («книжные напевы» - китап квйлэре), а также многослоговые лирические песни - озын квйлэр. Обозначенные жанры представляют фольклор раннего исторического слоя, а в нем - разные роды музыкально-поэтического творчества (повествовательный и песенный); кроме того, они принадлежат разным стилевым пластам традиционной культуры: общетатарскому, единому для разных этнических групп татар-мусульман (жанры квйлэп уку) и этнически характерному (многослоговая песенная лирика).

Источниковедческую базу работы составляют как опубликованные материалы разных авторов, так и собственные расшифровки традиционных образцов. Автором руководило стремление к возможно более полному охвату существующих источников, равно как и использованию многочисленных ссылок на йотированные образцы при доказательстве выдвигаемых положений. Последнее представляется моментом принципиально важным: в условиях фольклорной традиции статистическая обоснованность становится единственным средством, дающим возможность убедиться в не случайном, но, напротив, закономерном характере описываемых явлений.

Методологической основой диссертации является комплекс теорий и подходов, сложившихся в отечественном теоретическом музыкознании, фольклористике и литературоведении. Разработка вопросов времяизмери-тельной ритмики опирается на учение о ритме, сложившееся в современной музыкально-теоретической науке, и в первую очередь, в трудах М. Харлапа, В. Холоповой, М. Кондратьева. Рассмотрение музыкального языка в его историческом становлении производится в соответствии со стадиально-типологическим подходом, представленным в этномузыко-логических и музыкально-теоретических исследованиях, в частности, трудах Э. Алексеева и М. Харлапа. Музыкально-поэтическая природа исследуемой традиции, актуализируя вопросы соотношения слова и музыки в явлениях традиционной культуры, переводит проблематику в область, пограничную между музыкознанием и литературоведением; это обуслав-

ливает необходимость обращения к исследованиям стиховедческим, в частности, связанных с изучением квантитативного стиха (важнейшие среди них - работы Д. Фролова о классическом арабском арудном стихосложении, работы М. Хамраева, И. Стеблевой, М. Бакирова, X. Курбатова, А. Джафа-ра о тюркском аруде, работы И. Тройского, М. Харлапа, М. Гаспарова и др., посвященные изучению античного стиха). Из стиховедческих работ общетеоретического характера методологически значимыми в контексте настоящего исследования явились, прежде всего, работы В. Жирмунского и Б. Томашевского. Анализ ладомелодических особенностей народных напевов производится в соответствии с установками, сложившимися в трудах X. Кушнарева, Т. Бершадской, Э. Алексеева. Морфологический анализ традиционных напевов осуществляется в соответствии с подходами, представленными в этномузыкологических трудах соответствующей направленности - в частности, исследованиях И. Земцовского, И. Мациевского. Рассмотрение татарских напевов как феномена традиционной культуры осуществляется с учетом разработок М. Нигмедзянова, Н. Альмеевой, Р. Исхаковой-Вамбы, 3. Сайдашевой, ряда других ученых.

Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы: специальное рассмотрение временного строя татарских традиционных напевов предпринято впервые. Впервые осуществлено и изучение особенностей интонационной реализации квантитативных метрических форм. Научные результаты диссертации можно представить следующим образом:

определены основные формы временной организации музыкально-поэтической строфы татарских байтов, мунаджатов, образцов «книжного пения», многослоговой песенной лирики, составлены каталоги функционирующих в традиции слогоритмических структур;

разработана методика структурного сегментирования квантитативных метров (по отношению к явлениям фольклорных квантитативных культур такого рода методика до сих пор однозначно не определена);

-установлено место и принципы функционирования арудных метров в татарской музыкально-поэтической традиции квйлэп уку;

-показаны ритмоинтонационные формы преломления квантитативных метрических норм;

-выявлена система ладомелодических стереотипов, определяющих инвариантные параметры звуковысотной организации напевов «сказываемого стиха» и песенной лирики татар-мусульман Волго-Уралья; рассмотрены принципы вариантного преломления ладомелодических формул, что, в свою очередь, определяет механизм вариантообразования в традиции;

-предложены звуковысотные и, отчасти, ритмические характеристики одного из локальных музыкально-поэтических диалектов татар Сибири - татар Тюменской области;

- установлено место квантитативных метров в морфологической иерархии элементов татарских традиционных напевов.

В соответствии с положениями современного учения о ритме в диссертации уточнено такое фундаментальное для теории фольклора понятие, как протяжность. Это дало возможность определить особенности функционирования в квантитативных условиях таких, традиционно квалифицируемых в качестве репрезентант протяжной формы, факторов, как мелодический распев, вставные слова и огласовки.

Новизну работы обуславливает также введение в научный обиход корпуса новых нотографических источников - нотных транскрипций образцов музыкально-поэтической культуры различных этнотерриториаль-ных групп татар.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Метр разножанровых образцов татарской народной музыкально-поэтической культуры имеет квантитативную специфику; в традиционных образцах это определяет особый характер соотношения музыки и поэтического слова.

  2. В системе метров, представленных в татарских жанрах квйлэп уку, метры аруда выступают в качестве одного из элементов, функционирующих на сходных (квантитативных) основаниях с иными - неарудными -метрическими формами, что определяет возможность их органичного взаимодействия друг с другом.

  3. Будучи феноменом аметрического интонирования, понятие протяжности является неприменимым по отношению к татарской озын квй. Квантитативный строй татарской озын квй при этом не исключает воз-

можности появления в ее образцах таких характерных для лирической пе-сенности элементов, как мелодический распев, вставные слова и огласовки, определяя при этом их особые структурные и функциональные свойства.

  1. Квантитативная временная организация предполагает известную дифференциацию метрических и ритмических форм, допуская возможность «рассогласования» метрических норм и их ритмоинтонационного преломления.

  2. Времениые и ладомелодические параметры татарских квантитативных напевов обнаруживают устойчивую корреляцию: их звуковысот-ное строение предстает в виде иерархической системы ладомелодических формул, соотносимой с системой формул метрических. Тем самым наличие тотальной ладомелодической клишированности в татарской музыкально-поэтической традиции предстает в качестве условия звуковысотнои реализации квантитативных временных форм.

  3. В системе выразительных элементов традиционных музыкально-поэтических образцов квантитативные долготные формы выполняют функцию морфологической доминанты, оказываясь среди инвариантных параметров напевов - параметров, стабилизирующим музыкальную структуру целого.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут найти применение при научной разработке вопросов временной организации музыки. Выводы работы будут полезны при осуществлении сравнительных исследований традиционных культур народов Волго-Уралья, и, шире, культур разных тюркских народов. Основные положения исследования позволяют выработать устойчивые принципы записи временных параметров образцов татарского фольклора. Результаты работы могут быть использованы в вузовских лекционных курсах музыкальной этнографии, теории фольклора, истории татарской музыки, в спецкурсах по теоретическим проблемам современной фольклористики и теории ритма, а также стать основой специального семинара по проблемам ритма в курсе анализа музыкальных произведений.

Апробация работы. Основные положения исследования опубликованы в статьях, монографии, определяют принципы нотации и редакторского оформления материала в сборниках татарского музыкально-поэтического фольклора. Общий объем публикаций по теме диссертации составляет

77,68 п.л. (см. список в конце автореферата). Содержание диссертации нашло отражение в выступлениях на научных и научно-практических конференциях в Казани (1992, 1996, 1997, 2001, 2007), Москве (1998, 2001), Вильнюсе (1998), Стамбуле (1998), Уфе (1998, 2001), Бишкеке (2002). Положения диссертации применяются в практике педагогической работы на теоретико-композиторском факультете Казанской государственной консерватории: на практических занятиях по расшифровке и систематизации фольклора, в лекционных курсах по теоретическим проблемам современной фольклористики и теории ритма. Диссертация обсуждалась на кафедре гармонии и методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова 8.10.2009 года и была рекомендована к защите.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, снабжена музыкальными примерами, списками литературы и источников, включающих в себя соответственно 454 и 42 наименования. Общий объем диссертации - 26,7 п.л.

Похожие диссертации на Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья