Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование Альтшулер Марина Сергеевна

Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование
<
Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Альтшулер Марина Сергеевна. Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Альтшулер Марина Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского]. - Москва, 2007. - 158 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-17/156

Введение к работе

Среди традиционных жанров русского фольклора причитания1 занимают особое место. На протяжении многих веков этот жанр являлся обязательной частью этнической культуры. Бережно передаваемая из поколения в поколение, практика исполнения похоронных плачей сохранилась и по сей день.

Именно поэтому причитания доносят до нашего времени элементы языческой культуры и первобытных верований. И в поэтическом, и в музыкальном смысле причитания полны архаических формул, несущих важнейшую семантическую нагрузку. Вместе с тем современное бытование плачей меняет и преобразовывает эти формулы, наполняя их новым содержанием.

Русская причеть до сих пор не была изучена в той полноте, в которой этого заслуживает. Исследователь-фольклорист, впервые обратившийся к жанру причети, сталкивается с большими затруднениями. Из огромного массива неоформленных, незаконченных, неоднородных отрывков он стремится вычленить завершенные произведения искусства и, находя их, отбрасывает все остальное. Между тем, цельная картина плачевой культуры2 может сложиться только из полного объема представлений и знаний об этом необычном жанре. Основываясь на раннефольклорном происхождении причети, мы в нашей работе хотели бы отказаться от некоторых сложившихся штампов и стереотипов, расставить некоторые новые акценты в представлении о ней.

Современный подход в исследовании фольклора делает невозможным изучение причети вне ее интонирования, а также вне контекста - обряда или конкретной ситуации. Только комплексное изучение причитаний является наиболее адекватным и дает возможность изучать реальное культурное явление, а не его отражение. Для этого необходимо рассмотрение жанра в совокупности этнографических, филологических и музыкальных компонентов. Основной методологической установкой данной работы является понимание похоронного обряда как сложного многоуровневого текста, полноценный анализ которого возможен только при комплексном изучении его основных компонентов.

Специальные аспекты исследования связаны с музыковедческой проблематикой. Необходимо определить значение средств музыкальной выразительности в целостной плачевой системе, выявить типологические особенности ранних форм фольклорного интонирования, проявляющиеся в причитаниях.

Важной проблемой, встающей перед исследователем причитаний, является вопрос о наличии общих закономерностей плачевой культуры, выходящих за рамки региональных. Несмотря на нехватку материала по некоторым традициям, уже сейчас повторяющиеся особенности разнорегиональных причитаний требуют своего обобщения с учетом охвата достаточно больших территорий. Мы считаем, что есть ряд вопросов, которые необходимо обсуждать вне зависимости от региональной принадлежности предмета исследования. Поэтому спецификой данной работы является выделение некоторых общих особенностей плачевой культуры, заострение внимания на тех ее аспектах, которые свойственны практически любому региону.

Одним из таких вопросов является функционирование жанра в системе обряда. Похоронная причеть - это неотъемлемая часть обряда похоронно-поминального цикла, часто она несет на себе его основную эмоциональную нагрузку. Важно обрисовать всю звуковую сферу похоронно-поминальных обрядов, которую составляют не исключительно причитания. Необходимо рассмотреть сложный и гипотетический вопрос о причинах возникновения плачевых напевов.

Определяя роль плача в обряде погребения, необходимо помнить о том, что причитания, исполняемые вне обряда, в значительной степени трансформируются. В связи с этим, особое внимание в работе уделяется вопросам текстологии и выявлению зависимости музыкально-поэтической структуры причети от степени приближенности к обстановке обряда. Большое значение при этом приобретают немногочисленные, но крайне показательные записи, сделанные во время похоронных церемоний.

Представляется важным выяснить статус исполнителей причитаний - как профессиональных, так и рядовых плакальщиц, проанализировать систему приемов, которыми пользуются талантливые народные исполнительницы. Одной из актуальных проблем современной фольклористики является проведение последовательных ареальных исследований и определение границ распространения причетных типов. По целому ряду региональных причетных традиций уровень научного знания крайне недостаточен. В нашей работе для подобного детального изучения выбран регион древнейшего поселения восточных славян - Брянщина, плачевая культура которого до сих пор не бьша исследована в этномузыкологии.

Для определения границ распространения того или иного типа плачей, необходимо уточнить категориальный аппарат и выяснить, по каким именно музыкальным стилевым категориям необходимо производить картографирование.

В задачи исследования входит вовлечение в сферу научного знания новых полевых материалов, репрезентирующих мало известные причетные традиции южнорусских и центральных областей. Во время работы было проанализировано более 500 причитаний, лишь небольшая часть этого материала включена в текст исследования.

Наряду с приемами структурно-типологического метода анализа (К.В. Квитка, Е.В. Гиппиус, А.В. Руднева, Б.Б. Ефименкова) были использованы метод сравнительно-исторической классификации типов интонирования (Э.Е. Алексеев), а также метод контекстуального исследования.

В первой главе мы постарались изложить историю изучения жанра причитаний с позиций разных аналитических школ. Основной задачей, стоящей перед нами, является выработка единой системы критериев при подходе к материалу разных регионов и жанровых разновидностей плачей. В качестве аргументации тезиса о том, что именно мелодическая модель (а не лад и не ритмические структуры) являются определяющими в установлении региональных типов плачей, мы приводим небольшой аналитический очерк о брянских плачах.

Во второй главе рассматриваются похоронные причитания, их обрядовая функция и особенности внеобрядового исполнения. Здесь же мы уделяем особое внимание личности исполнителя причитаний, и тем музыкально-поэтическим средствам, которыми они пользуются при их создании.

Хотя основным предметом исследования являются похоронные причитания, там, где это необходимо, мы не ограничивались рамками какой-либо одной жанровой разновидности, используя для сравнения материалы по свадебным, рекрутским и полевым причитаниям. В третьей главе объектом изучения становится имитация погребального обряда во время календарных праздников. Мы попытаемся обосновать наше предположение, что в подобных «перевернутых» похоронных действах меняется функция причета, а также некоторые элементы ее музыкально-поэтического языка. Поскольку многочисленные похороны символических персонажей часто различаются по составу участников и по характеру исполнения обряда, то будет разработана типология их форм.

В приложении 1 приводятся некоторые наиболее полные интервью на тему похоронно-поминальной обрядности с информантами из разных областей России. В приложении 2 мы публикуем фотографии, иллюстрирующие материал диссертации.

Работа основывается на этнографических и фольклорных материалах, хранящихся в архиве Научного центра народной музыки МГК им. К.В. Квитки (далее НЦНМ): экспедиции Н.Н. Гиляровой в Рязанскую, Пензенскую, Липецкую и Волгоградскую области; В.М. Щурова в Липецкую, Белгородскую и Курскую области; Н.М. Савельевой в Брянскую, Белгородскую и Оренбургскую области; Т.А. Старостиной в Орловскую область, Е.Г. Богиной в Липецкую, Волгоградскую и Рязанскую области, экспедиции автора работы в Калужскую и Рязанскую область, а также стационарные записи в НЦНМ.

Автор приносит глубокую благодарность нашим информантам, хранителям народных традиций, замечательным русским плакальщицам.

В разной степени мы работали также с архивными материалами: Фольклорно-Этнографического Центра Санкт-Петербургской государственной консерватории (далее ФЭЦ; экспедиции A.M. Мехнецова в Псковскую область), Центра Народного Творчества г. Нижнего Новгорода (экспедиции Т.В. Гусаровой), личных архивов научного сотрудника Института этнологии РАН И.А. Морозова, научного сотрудника ИМЛИ РАН Е.В. Минёнок, научного сотрудника сектора фольклора РИИИ г. Санкт-Петербурга А.В. Ромодина, фольклористов Д.В.Смирнова, С.Н.Старостина. Ссылки на архивы НЦНМ и ФЭЦ делаются в тексте с указанием номера фонограмм, а на личные архивы - с указанием авторской нумерации.

Автор приносит огромную благодарность всем фольклористам за доступ к архивам и помощь в работе с ними.

Нотные примеры, а также все ссылки на цитированную литературу для удобства даются в основном тексте; библиография по теме прилагается в конце работы.

Необходимо пояснить некоторые особенности изложения музыкально-этнографического материала. Для наглядной демонстрации структуры причитания строки музыкального текста излагаются параллельно - так, чтобы аналогичные разделы координировались по вертикали (структурному ранжиру). Ключевые знаки выставляются на реальной высоте имеющихся в нотном тексте звуков. Из-за принципиально свободной метрики в большинстве плачей размер не указывается. В случаях причитаний со звуковысотной неопределенностью мы используем специальные пометы, а также необходимое количество линеек на нотоносце. Более подробно вопросы, связанные с нотацией причитаний, разбираются в 1 главе. Словесный текст плачей, а также текст этнографических комментариев по возможности воспроизводится в соответствии с его диалектным звучанием. При этом для удобства чтения используются только немногие фонетические диалектные знаки: неслоговой звук «у», фрикативный «г» (h), диалектная лексика и морфологические особенности обязательно сохраняются; также сохраняется измененная ударная гласная.

Везде, где это не оговорено специально, музыкальный материал йотирован автором. 

Похожие диссертации на Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование