Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания Рожнова Ольга Игоревна

Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания
<
Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рожнова Ольга Игоревна. Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Рожнова Ольга Игоревна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Москва, 2007.- 300 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-17/181

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность проблемы.

Состояние изученности вопроса.

Цели и задачи исследования.

Объект исследования. Предмет исследования.

Границы исследования.

Методы исследования.

Научная новизна и значимость исследования.

ПЕРВАЯ ГЛАВА.

Художественный стиль как основа сравнительного анализа генезиса журнальной формы. Основные критерии стилевой дифференциации.

1.1 Стиль как универсальная категория.

1.2 Определение понятия «художественный стиль».

1.3 Художественный стиль как система внутренних связей. между компонентами творческого процесса.

1.4 Художественный стиль как образное отражение мировоззренческой. позиции.

1.5 Стиль как принцип членения мирового художественного процесса.

1.6 Поле функционирования художественного стилей.

1.7 Слои стилистической общности.

1.8 Заключение.

ВТОРАЯ ГЛАВА.

2 Основные стилевые направления в журнальном дизайне.

2.1 ЭПОХА БОЛЬШИХ СТИЛЕЙ.

2.1.1 Барокко.

2.1.2 Классицизм.

2.2 ЭПОХА ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

2.2.1 Викторианский стиль.

2.2.2 Модерн.

2.2.3 Реализм.

2.2.4 Искусство и ремесло.

2.2.5 Плакатстиль.

2.3 ЭПОХА АВАНГАРДИЗМА.

2.3.1 Экспрессионизм.

2.3.2 Футуризм.

2.3.3 Дадаизм.

2.3.4 Де-стиль.

2.3.5 Конструктивизм.

2.3.6 Супрематизм.

2.3.7 Функцинализм.

2.3.8 Фотоэкспрессионизм.

2.3.9 Сюрреализм.

2.4 ЭПОХА МОДЕРНИЗМА.

2.4.1 Ар-деко.

2.4.2 Стримлай.

2.4.3 Станковизм.

2.4.4 Фотореализм.

2.4.5 Типографик-стиль.

2.4.6 Коммерческий модернизм.

2.4.7 Неоэкспрессионизм.

2.4.8 Художественная стилизация.

2.4.9 Неоабстракционизм.

2.4.10 Интернациональный стиль.

2.4.11 Псевдофирменный стиль.

2.4.12 Неореализм.

2.4.13 Поздний модернизм.

2.5. ЭПОХА ПОСТМОДЕРНИЗМА.

2.5.1 Неодадаизм.

2.5.2 Поп-арт.

2.5.3 Андеграунд.

2.5.4 Психоделия.

2.5.5 Эклектика.

2.5.6 Панк.

2.5.7 Постмодернизм.

2.5.8 Новая волна.

2.5.9 Новая фактурность.

2.6. ЭПОХА НЕОМОДЕРНИЗМА.

2.6.1 Неомодернизм.

2.6.2 Неоконструктивизм.

2.6.3 Минимализм.

2.7 Заключение.

ТРЕРЬЯ ГЛАВА.

3 Анатомия журнальной формы. Классификация элементов журнала.

Стилеобразующая роль элементов журнальной формы.

3.1 Журнал как неделимое единство всех его элементов.

3.2 Понятие «элемент оформления».

3.3 Классификация элементов в соответствии со способами кодирования информации.

3.3.1 шрифтовые элементы.

3.3.2 пробельные элементы.

3.3.3 иллюстративные элементы.

3.3.4 служебные или декоративные элементы.

3.3.5 иконические элементы.

3.4 Функции элементов как основа их выделения.

3.5 Классификация элементов по степени их сложности.

3.5.1 Элемент.

3.5.2 Ряды элементов.

3.5.3 Комплекс элементов.

3.5.4 Подсистема элементов.

3.5.5 Система элементов.

3.6 Классификация элементов по степени обобщения информации.

3.7 Потенциал сталеобразования элементов журнального оформления.

3.7.1 Стилистически активные и стилистически нейтральные элементы.

3.7.2 Стилистическая активность элементов одного вида как основа стиля.

3.7.3 Стилистическая активность элементов разных видов как основа стиля.

3.7.4 Стилистически нейтральные элементы как основа стиля.

3.8 Потенциал стилистической активности элементов с разным типом кодирования информации.

3.8.1 Стилистическая активность шрифтовых элементов.

3.8.1.1 Выбор гарнитуры.

3.8.1.2 Выбор принципов набора.

3.8.1.3 Выбор принципов верстки.

3.8.1.4 Рукописные текстовые элементы и каллиграфия.

3.8.2 Стилистическая активность иллюстративных элементов.

3.8.2.1 предмет изображения.

3.8.2.2 степень условности или реалистичности изображения.

3.8.2.3 Стилизованные изображения реальности.

3.8.2.4 Символичность изображения.

3.8.2.5 Техника изображения.

3.8.2.6 Композиционная структура иллюстрации.

3.8.2.7 Композиционная роль иллюстрации.

3.8.3 Стилистическая активность дополнительных или декоративных элементов.

3.8.3.1 Структура самого элемента.

3.8.3.2 Композиционная роль декоративных элементов.

3.8.4 Стилистическая активность пробельных элементов.

3.8.5 Стилистическая активность иконических элементов.

3.8.6 Информационная структура журнала и стилистическая активность элементов.

4 ВЫВОДЫ

5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Несмотря на появление новых форм передачи информации, таких как телевидение, интернет, мультимедиа, печатная продукция в 21 веке не только не потеряла своей востребованности, но скорее наоборот, получила небывалую ранее популярность. Особенно это касается журнального жанра. Необходимость конкурировать с альтернативными изданиями и другими средствами массовой информации привела к увеличению удельного веса визуальной, не вербального типа, информации в журнальных изданиях.

Возникшая в связи с этим задача максимального обобщения информации без редукции смысла решается авторами проектных решений за счет изобразительных компонентов и композиционных приемов. Как правило, именно образный визуальный ряд помогает избежать неточности прочтения информации при ее быстром предъявлении. В силу этого образные визуальные характеристики современного периодического журнального издания оказались не менее важными, чем его содержание.

Помимо жесткой конкуренции в издательском бизнесе, поиск проектного решения дополнительно усложняется отсутствием однозначных критериев успешности проектного решения и эстетичности. Современная визуальная культура, основанная на эстетическом плюрализме, не предполагает создания универсальных образов прекрасного и гармоничного, но требует постоянного поиска новых образов. Отсутствие универсального эстетического эталона, при одномоментном сосуществовании разных стилей, выразилось в разнообразии как формальных, так и эстетико-идеоло-гических подходов к современной журнальной форме.

Значительно усложнили проектирование журнальной формы и оценку проектного решения отказ от каноничных принципов проектирования, все большая и большая специализация изданий, ориентированных, как на широкие, так и на узкопрофессиональные читательские группы.

Изучение трансформации графически-образного решения журнальной формы, ее специфики и исторического развития необходимо для формирования обоснованных профессиональных принципов структурной организации и проектирования периодических изданий.

СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ВОПРОСА.

Будучи эстетическим сообщением открытого типа, журнальные издания, вне зависимости от тематики, обладают общим свойством периодичности, что предполагает постоянное обновление образного строя. Проблема поиска графического выражения адекватного современности образа в журнальном дизайне, а также изменение этого образа в ходе исторического процесса относятся к числу наименее изученных и наименее представленных в специальной литературе. Несмотря на обилие каталогов и альбомов по журнальному дизайну, выпущенных за последнее 10-летие, их содержание, как правило, представляет собой обзор наиболее известных ежемесячных изданий, классифицированных по дате выпуска, Например, ежегодное издание «PUBLICATION DESIGN ANNUAL», выпускаемое американским союзом дизайнеров или аналогичное издание вышедшее в России в 2003 году под названием «Оформление печатных СМИ каталогах», каталог «XX век. Мы в обложке», изданный к одноименной выставке ГМИИ им. Пушкина, каталог «Иллюстрированный журнал в России 1700-1920», выпушенный дизайн-студией Агей-Томеш и др. Несмотря на уникальность подобных изданий, авторы ограничиваются иллюстративными подписями, содержащими только выходные данные и фамилии дизайнеров не анализируя представленного в них изобразительного ряда.

Другая обширная группа изданий, выпущенных как в Америке, так и в Европе рассматривает анатомию журнальной формы, выявляя типовые элементы и их специфику, содержит современные примеры проектирования журнальных обложек, оглавлений, главных статей и иллюстративных приложений. (Монография Мозера Хорста «SURPRISE ME. EDITORIAL DESIGN» и др.). Однако, указанные примеры, не соотнесены с определенным культурно-историческим контекстом, и не дают представление об изменение эстетических предпочтений, побуждающих дизайнеров отказываться от уже существующих схем и приемов.

Целый ряд работ посвящен структуре модульной сетке в журнальном дизайне. Анализируя композиционные схемы, многие авторы говорят о журнальном дизайне только в контексте сложности структурной организации периодических изданий. Осуществляя детальный анализ в основном структурных, характеристик модульной сетки авторы подобных изданий (Ален Херлберт «Сетка: модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг» и др.), не касаются целого ряда приемов и средств играющих важную роль в структурной и стилистической организации журнального издания таких, как, например стилистика иллюстраций или выбор гарнитур.

Анализируя тенденции в оформлении периодики, некоторые авторы ограничиваются описанием коротких периодов истории журнального дизайна, но при этом не касаются проблем взаимосвязи нового конструктивного каркаса журнальной формы и образного визуального ряда журнала, процессов их становления и трансформации.

Несмотря на отсутствие литературы, посвященной формированию стилевых направлений в журнальном дизайне, существует обширный ряд трудов, повествующих об отдельных графических стилях, в которых журналы выступают в качестве одного из примеров отдельного стиля. Например, книга «ART DECO GRAPHICS

Кери Патриции Франц», книга «ART NOUVEAU Сембаха Каус-Юргена», книга «TYPOGRAPHY NOW. THE NEXT WAVE» Пойнора Рикка, книга «Пионеры советского дизайна» Хан-Магомедова и д.р. Однако, данные издания, позволяя сопоставить журнальный дизайн с другими видами прикладного искусства, как правило, ограничиваются изложением одной эстетической концепции и не дают возможности проследить ее изменение на протяжении истории развития журнального жанра. Кроме того, в настоящее время не существует фундаментального исследования стилевых направлений в современном дизайне, что в частности касается и журнального дизайна.

Наряду с другими жанрами графического дизайна, история трансформации графического облика журнальной формы затрагивается в трудах, посвященных общей истории графического дизайна ( Ричард Холлис «GRAPHIC DESIGN. A CONCISE HISTORY», Н. Линтон «THE STORY OF MODERN ART», Филип Merc «A HISTORY OF GRAPHIC DESIGN», Роже Ремингтон «AMERICAN MODERNISM. GRAPHIC DESIGN 1920 TO 1960, а также Рик Пойнор «INDEPENDENT BRITISH GRAPHIC DESIGN SINCE THE SIXTIES», «NO MORE RULES. GRAPHIC DESIGN AND POSTMODERNISM»), но приведенные в литературе примеры носят выборочный характер и не позволяют воссоздать целостную картину развития журнального жанра на протяжении истории его существования. Иллюстрирование общих тенденций в истории дизайна ведется на примерах различных жанров, чаще всего плакатного или книжного дизайна, но авторы не дают представления о специфике проявления той или иной тенденции в журнальном жанре. Представляя общие тенденции графического дизайна, авторы не учитывают специфическую для журнального жанра быстроту изменения графического облика и стилистических предпочтений.

Ряд исследований (Стивен Хеллер «MERZ ТО EMIGRE AND BEYOND: AVANT-GARDE MAGAZINE DESIGN OF THE TWENTIETH CENTURY» и др.). посвящены журнальному жанру исключительно в контексте авангардных течений в период с начала и по восьмидесятые годы 20 века без сравнения с периодикой, рассчитанной на массового читателя. Не смотря, на подробное описание авангардной периодики, не решались задачи выявления, сравнения и классификации тех признаков, которые характерны для журналов, выполненных под влиянием различных стилевых направлений. Обозначение тематики издания, изложение истории их возникновения, соответствует в большей степени историческому, а не искусствоведческому анализу истории развития периодики авангарда.

В отдельных исследованиях (Давид Кроул « MAGAZINE COVERS» и др.), демонстрирующих большое количество примеров, выполненных в разной стилистике, отслеживается тенденция: разделять образцы журнального дизайна по тематике или в зависимости от техники, примененной в обложечном изображении, но при этом ав торы не пользуется стилевой периодизацией для выявления основных тенденций.

Исследования ряда авторов (Диан Хансон «THE HISTORY OF MEN S MAGAZINE» , Аллан Коллинс, Стивен Хеллер и Георг Хагенауэр «MEN S ADVENTURE MAGAZINE IN POSTWAR AMERICA») намеренно посвящаются монотематической периодике - либо истории развития одного издания, либо журнальному дизайну одного автора без сравнительного анализа используемых приемов, без сопоставления с общими тенденциями журнального жанра. При анализе этих исследований невозможно сделать вывод о том, какой вклад данные авторы внесли в развитие жанра в целом.

Не смотря на многочисленные публикации как отечественных, так и зарубежных авторов, в настоящей момент не существует работ, посвященных истории дизайна в целом. Также не существует полноценного исследования истории журнального дизайна, не систематизированы стилевые направления, характерные для этого жанра. Отсутствие единой истории трансформации журнальной формы не дает возможности выявить основные тенденции стилевых направлений, характерных для журнального жанра.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Целью данной работы является историко-теоретическое искусствоведческое исследование генезиса графического облика журнальной формы на основе анализа ее структурной организации с позиции стилевой периодизации.

Только благодаря использованию категории «стиль» в качестве основы для исследования появляется возможность систематизировать историю журнального дизайна, классифицировать ее отдельные периоды в соответствии со способами графического отображения образа современности, изменяющегося вместе с изменением эстетических предпочтений.

Выделение стилевых направлений журнального дизайна не возможно без изучения влияния изменения эстетических приоритетов на графический облик журнального издания в ходе истории развития этого жанра.

Анализ основных стилевых направлений журнального дизайна предполагает изучение: -различных механизмов привлечения читательского внимания, используемых в журнальном дизайне; -выбор графических средств; -их иерархии; -выявление смысловых, композиционных и ритмических приоритетов; -выделение элементов журнальной графики наиболее и наименее часто подвергающихся изменениям; -выделение стилистически нейтральных и стилистически активных элементов.

Таким образом, задачами настоящего исследования являются:

1. анализ понятия «стиль» и выявление основных критериев стилевой дифференциации, применяемых в графическом дизайне;

2. выделение и систематизация основных стилевых направлений журнального дизайна, основанных на сравнении образцов журнального дизайне;

3. определение временных рамок отдельных стилевых направлений, с учетом тематической принадлежности журнальных изданий;

4. выявление критериев оценки журнальной формы, адекватных для решения задачи дифференцирования стилевых направлений в журнальном дизайне;

5. выявление иерархии графических средств в структурной организации журнальной формы, в соответствии с их потенцией к стилеобразованию;

6. изучение влияния изменения эстетических приоритетов на графический облик журнального дизайна в ходе его исторического развития;

7. анализ анатомии журнальной формы с классификацией и определением специфических свойств выделенных элементов;

8. выявление взаимосвязей отдельных элементов журнальной формы и структурной организации журнальной формы со стилистической принадлежностью издания;

9. выявление основных закономерностей изменения стилистической активности элементов журнальной формы.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В качестве объекта исследования в работе рассматриваются образцы журнального дизайна различной периодичности и тематики.

Исследование истории журнального жанра было направлено на выявление различных приемов стилистического решения журнальных изданий, а также на анализ предпосылок и механизмов их появления. Особый интерес представляли типовые варианты оформления, характерные для определенного временного периода и определенного стилевого направления, а также наиболее авангардные решения, ставшие основой новых стилевых направлений. Кроме того, для выявления основных тенденций в журнальном дизайне, анализировались издания, выпускаемые на протяжении длительного периода времени.

Всего проанализировано 567 иностранных и 163 русских журнальных изданий.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Предметом исследования явились специфические особенности журнальной формы в графическом дизайне.

Журнальная форма, как единство коммуникативно-графических, средств изу чалась с точки зрения ее генезиса, актуальности, стилевого решения, комплекса использованных графических средств и приемов. При этом особое внимание было обращено на исследование пластических характеристик отдельных элементов журнальной структуры, принципов их ритмического, композиционного соотношения.

При анализе сравнительных характеристик проектных решений журнальной формы, изучались типовые графические приемы и элементы журнальной структуры, а также принципы их трансформация в разных номерах одного и того же издания и в разные временные периоды существования издания.

Рассматривая журнал, как объект графического дизайна с позиции культурно-исторического контекста, исследовался художественный образ издания, а также соответствие этого образа тематике издания.

Помимо графических средств, предметом исследования явились эстетические прототипы или эстетические эталоны, обеспечивающие журнальному облику выразительность и современность.

Рассматривая историю журнального дизайна как процесс непрерывного поиска графического эквивалента понятия «современность» проводился анализ составляющих подобного эквивалента в разные эпохи, изучались соответствующие, адекватные графические средства, принципы композиции и особенности структурной организации издания в целом.

ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Изучение трансформации стилистики графического решения журнальных изданий в соответствии с поставленной задачей: выделения основных стилевых направлений в журнальном дизайне, определило временные рамки исследования. Они соответствуют периоду существования журнального жанра как такового. В работе анализируются объекты журнального дизайна, начиная с середины 17 века - времени появления первых журналов, и заканчивая современными изданиями, датированными 2005-2006 годом.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В данной работе анализировались журналы стран, в которых периодическая печать имела массовый характер, а также журналы стран, в которых зарождались новые стилевые направления, как графического дизайна, так и станкового искусства. Анализировались американские периодические издания, во многом определившие мировые тенденции развития журнального жанра в связи с ориентацией американского общества на культуру массового потребления, к которой относится периодика. Учитывался рост этого влияния в связи с массовой эмиграции в США европейских дизайнеров, художников и фотографов в период второй мировой войны. Кроме американских изданий, в работе были проанализированы наиболее известные европейские журналы, в частности английские, французские, немецкие, итальянские, швейцарские, а также русская журнальная периодика.

Принимая во внимание невозможность исследования типологии журнальной формы без учета содержательной стороны изданий, в данную работу вошла история развития журналов набранных исключительно кириллицей и латиницей. Полученная в данной работе топология стилей, может быть соотнесена исключительно с европейской и американской периодикой, и не может распространяться на периодику Японии, Китая, Ирана, а также других мусульманских стран.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Широкие хронологические рамки исследования и специфика поставленной задачи - топологизация стилевых тенденций в журнальном дизайне с выявлением специфических особенностей структурной организации журнальной формы, обусловили выбор методов исследования. В основу данной работы положен комплексный, системный подход, основывающийся на историко-искусствоведческом, типологическом, структурно-функциональном, и проектно-графическом сравнительном анализе.

В работе предпринята попытка осмысления не только проектных, но и эстети-ко-философских принципов формирования художественного образа журнального издания. С помощью исследования эстетических эталонов, возникавших в определенные периоды, сформулирована концепция, рассматривающая процесс формирования стилей, как процесс моделирования и трансформации понятия «современного журнального образа».

Помимо стилевых аспектов в работе затрагиваются вопросы функциональной природы: проблемы информативности журнального издания, как коммуникативного средства, а также технологические ограничения и возможности печати периодических изданий. Комплексному анализу подвергаются все графические элементы журнала, оказывающие воздействие на зрителя, композиционная и ритмическая структура журнала. При этом обращалось внимание на тематику, формат издания, качество печати. Помимо этого в работе учитывались эстетические, политические, социальные, философские и мировоззренческие концепции, которые повлияли на становление стилевых направлений в журнальном дизайне. Подобная схема исследования позволила определить не только стилистическую принадлежность проекта журнального издания, но и выделить факторы, повлиявшие на выбор дизайнером того или иного проектного решения.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

История журнального дизайна впервые проанализирована с целью выделения собственных стилевых направлений. Проведен анализ изменения стилистики оформления журнальной формы на протяжении всей истории существования этого жанра графического дизайна. В результате исследования предложено - разграничить историю журнального дизайна на 6 основных эпох, в рамках которых выделить 41 стилевое направление с описанием характерных особенностей каждого. Сформулирована новая концепция развития журнального жанра.

В рамках концепции «стилевые направления в журнальном жанре» проанализирована структура журнальных изданий, предложена новая классификация элементов журнальной структуры, выявлен стилеобразующий потенциал отдельных структур журнала и особенности их трансформации при смене стилевых направлений, сформулирован принцип зависимости стилистической активности элементов журнальной структуры от степени обобщения представляемой информации. В научный оборот введен большой круг ранее неизвестного изобразительного материала.

В историко-теоретическом плане работа позволяет дополнить раздел истории графического дизайна, посвященный журнальному жанру. Собранный материал и результаты проведенного анализа могут быть рекомендованы для включения в учебный курс лекций по истории графического дизайна. Полученные данные могут быть использованы для создания методических рекомендаций и пособий для студентов и дизайнеров, а также позволяют составлять алгоритм выбора графических средств, соответствующих поставленной задаче при проектировании, как отдельного номера, так и всего журнального издания в целом. В проектно-методическом плане результаты работы могут быть использованы для:

- решения проблем образной выразительности журнального издания с отказом от шаблонного следования стереотипным решениям;

- поиска современного графического языка;

- решения проблемы адекватности стилистического строя, выбранных графических средств содержанию издания;.

- определения эффективности проектных решений.

Похожие диссертации на Генезис журнальной формы. Стилеобразующая роль структуры издания