Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русское учение о грамонии второй половины XIX-начала XX века: базовые понятия и термины Дерунец Елена Станиславовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дерунец Елена Станиславовна. Русское учение о грамонии второй половины XIX-начала XX века: базовые понятия и термины : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Дерунец Елена Станиславовна; [Место защиты: Рос. акад. музыки им. Гнесиных].- Москва, 2008.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 08-3/409

Введение к работе

Актуальность исследования D истории отечественного музыковедения период второй половины XIX — начала XX века занимает особое место Он совпадает с той замечательной эпохой в развитии русской научной мысли, которая получила название «золотого века» науки Учение о іармонии этого времени представляет одно из ярких достижений отечественной музыкальной культуры В рамках данного исторического этапа был разработан значительный корпус разножанровой научной литературы, изданы переводы наиболее значительных теоретических трудов Именно этот период ознаменовался выработкой понятийно-терминологического аппарата музыковедения

Соответственно, заметно расширился и круг научных интересов, появилась плеяда замечательных авторов и переводчиков В их числе — не только выдающиеся авторы первых оригинальных учебников по гармонии П И Чайковский и НА Римский-Корсаков, но и значительный ряд теоретиков, чья роль в формировании русского учения о гармонии также оказалась весьма существенной Среди авторов пособии можно найти имена как более, так и менее известные А Аренский, В Виллуан, М Ипполитов-Иванов, А Казбирюк, Г Катуар, Н Кашкип, Н Ладухин, А Пузыревский, Ю Пусторослева, Н Соловьев, В Степанов Очевидно, что именно совместными усилиями множества педагогов-музыкантов складывался неповторимый облик одной из наиболее значительных областей русской теории музыки — учения о гармонии

Необходимость обращения к его изучению совпадает с ведущими тенденциями современной науки, где проблема самоисследования мыслится как одна из первоочередных Об этом пишет, в частности, А В Михайлов «Насгоятеїьное самоосмысление науки — наук о культуре и науки о литературе, в частности, — и есть ее исторический час сегодня, ее первоочередная и первостепенная задача»

В музыковедении последних лет появился целый ряд исследований, посвященных различным аспектам «науки о науке» Среди авторов назовем такие имена, как Т С Бершадская, Н С Гуляпицкая, Л С Дьячкова, В В Медушевский, Е В Назаининский Т И Науменко, И А Преснякова,

10 Н Холопов и ряд других

' Мтанюв 1 В Несколько іезисов о теории литературы // Литера проведение как

11 роб іема Трупы Научного совета «Наум о штературе в контексте наук о культуре» М /"\/
Наследие 2001 С 229 J к

На фоне возросшего интереса к указанной проблематике особое место принадлежит такой важнейшей области научного знания, как исследование языка науки — научной терминологии Можно сказать, что эта проблема относится к разряду «вечных» Неслучайно П А Флоренский называл терминологию «сутью науки», подчеркивая мысль о том, что «всякая наука — система терминов Поэтому жизнь терминов — и есть история науки»

Таким образом, необходимость настоящего исследования обусловлена совокупностью обстоятельств, среди которых решающими стали возросший интерес современного музыковедения к собственной истории и теории, необходимость изучения языка науки, ее понятийно-терминологического аппарата, а также недостаточная изученность одного из важнейших периодов становления русского учения о гармонии

Главной проблемой диссертации является исследование русского учения о гармонии второй половины XIX — начала XX века в единстве его содержательных подходов и средств выражения основной проблематики и особенностей понятийно-терминологического аппарата

В связи с этим необходимо решить ряд субпроблем

выявить круг источников, образующих основу учения о гармонии обозначенного периода,

осуществить их интерпретацию по жанровой и, соответственно, функциональной принадлежности в рамках развития учения,

определить значение каждой группы источников в становлении проблематики и терминолексики русского учения о гармонии,

исследовать и описать базовые понятия и термины в области учения о тональной системе и ее элементах,

исследовать и описать базовые понятия и термины в области
учения об интервалах и аккордах

Гипотеза исследования заключается в том, что в рассматриваемый исторический период русская мысль о гармонии обрела статус систематического учения, тщательно разработанного как в аспекте проблематики, так и в аспекте языка описания — научной терминолексики

' Фюренскии П А Собрание сочинений в двухтома\ т2 М Правіа 1990 С 229

Обьектом исследования является русское учение о гармонии, представленное в разножанровых учебных, теоретических и словарно-онциклопедичеекпх изданиях соответствующего периода

Предмет связан с изучением жанровой направленности источников, проблематики, а также совокупности базовых понятии и терминов, отражающих сущностный облик учения о гармонии

Материалы, использованные в диссертации, образуют «множественный объект», охватывающий значительный круг теоретических, учебных, методических источников, музыкально-энциклопедические издания, переводы, а также другие публикации, относящиеся к избранной проблематике В их числе музыкальная критика, публицистика, мемуары, эпистолярное наследие русских композиторов и ученых Среди основных источников — не только широко известные труды П Чайловского, Н Римского-Корсакова, С Танеева, Г Катуара, но и те источники, которые до сих пор находились вне поля зрения исследователей Это учебные пособия по гармонии и элементарной теории музыки, созданные такими авторами, как А Аренскии, М Ипполитов-Иванов, А Казбирюк, Н Кашкин, К) Пусторослева, А Рубец, Н Соколовский, Н Соловьев, В Степанов, К Шведов и ряд других

Методологии исследования потребовала привлечения достаточно широкого круга музыковедческих, науковедческих, лингвистических и общенаучных подходов, направленных на комплексное исследование такого сложного феномена, каким предстает музыкально-теоретическое учение Среди основополагающих назовем положения музыкального науковедения и терминоведения (Т Бершадская, Н Гуляницкая, Е Назаикинский), подходы, выработанные в области исследования учений (И Преснякова, Ю Холопов, В Ученова, С Шомова), специальные исследования в области терминолексики, выработанные в трудах ученых-лингвистов (В Виноградов, А Реформатский, В Садовский)

К анализу избранного материала привлекаются также некоторые частные методы, выработанные в смежных областях гуманитарного знания, среди которых — контекстуальный метод, выявляющий семантические процессы, сопровождающие функционирование терминов, сравнительно-исторический и сопоставительный подходы, позволяющие проследить особенности учения о гармонии в диахроническом и синхроническом срезах

Ограничения, связанные с исследуемым материалом, затрагивают те аспекты его проблематики, которые выходят за пределы двух важнейших составляющих русского учения о гармонии — учения о тональной системе и учения об интервалах и аккордах Слово «базовый» в названии нашего исследования также заключает в себе ограничительный потенциал Из общего, достаточно обширного терминологического лексикона, представленного в анализируемых трудах, были избраны термины, исторически подтвердившие свою жизнеспособность и прочно вошедшие в научный обиход последующих периодов

В исследовании не выделяется в специальную проблему анализ учебников гармонии П И Чайковского и Н А Римского-Корсакова это продиктовано, с одной стороны, значительно большей изученностью этих трудов на фоне малоизвестных русских «руководств» рассматриваемого периода, с другой — обусловлено спецификой аналитического ракурса работы, в значительной мере связанного с выявлением понятийно-терминологической специфики Разумеется, в рамках рассматриваемого в диссертации «множественного объекта» эти труды также получают свою оценку

Следует также отметить, что в круг рассматриваемых источников не вошла та часть исследований русской гармонии, которая нашла свое воплощение в двух представительных областях русского музыковедения отечественной музыкальной медиевистике и этномузыкознании Изучение особенностей музыкально-теоретических учений, выработанных в рамках данных разделов пауки, представляется нам отдельной большой проблемой

Одновременно круг анализируемых источников несколько расширен в сторону элементарной теории музыки Это в значительной степени оправдано общностью ряда задач, решаемых в русле обеих дисциплин

Научная новизна исследования определяется рядом установок, отражающих теоретические и практические ракурсы диссертации, а также современным состоянием изучения объекта исследования При всем разнообразии и широте охвата в анализе разных сторон русского классического учения о гармонии, рассматриваемый в диссертации период его развития продолжает оставаться малоизученным Среди исследований соответствующей направленности укажем на работы В О Беркова (1950), Ю Н Тюлина (1959) об учебнике гармонии Н А Римского-Корсакова, А Н Мясосдова (1972), А А Степанова (1976) о некоторых аспектах

учебника П И Чайковского, Н А Мироновой о развитии музыкально-теоретического образования в Московской консерватории (1995), статьи Л М Малшшпои, посвященные терминологическим исследованиям в области русской гармонии Существенное значение для нашей работы имеет диссертационное исследование И А Пресняковой, посвященное становлению русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в отечественных музыкальных руководствах конца XVIII — начала XIX веков Нам также известна дипломная работа Е Ануфриевой о базисных понятиях русского классическою учения о гармонии, защищенная в ГМПИ им Гнесиных (рук Н С Гуляницкая) в 1975 году

В отличие от вышеназванных работ, в нашей диссертации описание учения о гармонии как комптекса учебной и научной литера гуры, а также разработанного в этих рамках понятийно-терминологического аппарата предпринимается в системном виде впервые В научный обиход вводятся как малоизвестные труды русских музыкантов-теоретиков, так и упорядоченные, соотнесенные между собой понятия и термины русского учения о гармонии На основании их анализа выявляются системообразующие факторы, присущие как учению о гармонии в целом, так и терминологическому его аспекту Для адекватного осознания процессов развития научной мысли в отечественной теории гармонии предпринимается анализ теоретических воззрений авторов в рамках выработанного ими понятийного аппарата, а также устанавливаются соответствия с современным состоянием музыкальной терминологии

Практическое значение диссертации. Результаты исследования могут расширить представления об истории отечественного теоретического музыкознания, помочь в осмыслении процессов становления учения о гармонии в России Материалы работы могут быть внедрены в практику преподавания вузовских курсов гармонии, музыкально-теоретических систем, методики преподавания гармонии

В соответствии с целью и задачами диссертации на защиту выносятся следующие положения

1 Корпус научной и учебной литературы, разработанной в период второй половины XIX — начала XX века, является зафиксированным отражением феномена русского учения о гармонии, дающим представление о его становлении, проблематике и базовых понятиях и терминах

  1. Жанровое многообразие научных текстов, совокупно представляющих русское учение о гармонии указанного периода, свидетельствует о достаточной разработанности музыкально-теоретического знания, в полной мерс соответствующего общенаучным тенденциям своей эпохи

  2. В призме проблематики русского учения о гармонии, а также его понятийно-терминологического аппарата, отчетливо преломляются важнейшие историко-эволюционные процессы развития отечественной теории музыки в ее различных отделах, отражается ход развития самого музыкального искусства

4 Формирование русской научно-музыкальной терминологии
становится предпосылкой интенсивного развития научного аппарата
музыкальной теории в последующие периоды ее развития

Апробация диссертации состояла в многолетней практической работе автора, связанной с использованием основных положений исследования в историческом разделе курса методики преподавания гармонии на историко-теоретическом факультете РАМ имени Гнссиных Идеи работы отражены в ряде публикаций, а также прозвучали в докладах на научно-практических конференциях Музыкально-теоретическое образование на рубеже XX — XXI веков (Москва, МГУКИ, 1999), «Музыкальное образование в контексте культуры» (РАМ им Гнесиных, 2004)

Диссертация состоит из трех глав, Введения, Заключения и Библиографии

Похожие диссертации на Русское учение о грамонии второй половины XIX-начала XX века: базовые понятия и термины