Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование образного мышления оперного певца в процессе обучения Жданов, Владимир Фомич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жданов, Владимир Фомич. Совершенствование образного мышления оперного певца в процессе обучения : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Москва, 1993.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/2721-0

Введение к работе

I. Актуальность предлагаемого исследования обусловлена тем, что образное мышление являеюя важный фактором становления и развития личности певца-актера. Сложный процесс постижения основ вокально-сценического маотеротва певца-актера включает совершенствование как внешней техника (вокальной техники, техники речи, сценического движения), так и внутренней, к которой относится техника образного мышления.

Обучение образному мышлению не достиг до уровня, отвечающего современным требованиям. Причины этого явления различны. Среди них - недостаточная разработанность и стихийное использование процессуальной стороны образного мышления, сопряженной о усвоением образной кнфоркащщ и ее примененном в процессе создания вокально-сценического образа. Однако лишь стихийный опособ усвоения и применения образной информации в должной мере не обеспечивает высокий уровень вокально-сценического мас-гэротва, ибо он связан о непроизвольными, неосознаваемыми певцом мыолктелышми актами. На сценических репетициях усилиями образной памяти певец чаото воспроизводит те или иные образнкэ представления, но оамой овязи между ними и пением не всегда ооознает. Содержательная сторона образного мышления требует о? исполнителя овладения сознательным споообоы мыолнтельной деятельности, т.о. уюшіом воспроизводить, связывать различие) образные представления козлу ообой и их q процессом пенил. Неразработанность зге- проблемы, ара ее очевидное теоретической я практической аначнмооти я определили выбор уемы ноояедо-ваккя.

Ор>ецтом, изучения явилось постижение закономерностей оде-

з.

ничесхого образного мышления как одного из видов художественного мышления.

Предметом данной работы избрана процессуальная сторона образного мышления, т.е. ояотема мыслительных актов, обеспечивающая создание заынола партии-роли я его реализацию в процесое сценического выступления.

Пеяь исол^дова^рпу' выявить я охарактеризовать основные елемента, механизмы, мыолительные процедуры профессионального образного мышления, обеопечивающие исполнителю:

- процеоо оовдания и воопроизведения художественного мира
музыкального произведения;

.- рождение вотетических сценических переживаний;

- путь к змоциовально-дейотвенному пению.

Методологической ооновой исследования явилась теория отражения. Работ выдающихся маотеров драматического и оперного театра, труды психологов, музыковедов, театроведов, педагогов равных профилей послужили ооновой для нзучвния образного мышления исполнителя. Определение объекта, предмета и цели исследования позводили автору оформухировать ооновные задачи;

  1. Виявить сущнооть ж специфические особенности профессионального образного мышления как одного из главных компонентов творческого сценического мышления исполнителя.

  2. Обобщить я систематизировать приемы работы режиссера о певцом по оовоению различных мыслительных процессов, применяемых при 008Д6НИИ я воплощении вокально-сценического образа.

8- Разработать оиотему сценических упражнений и этюдов на вокализы (пение без слов).

4- Определить место и значение процессуальной стороны образного мышления в развитии вокально-сценического мастерства.

4.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественном искусствознании представлена система профессионального образного мышления в ее основных элементах и механизмах, где процессуальная сторона мышления рассматривается как непременное условие для ооздания и воплощения художественного замысла. Освещаютоя и обобщаются вопросы, связанные о созданием "художественного мира исполнителя", как среды его обитания в отражения в пении. Новым представляется также исследовательский метод, соглаоно которому процеооуальная сторона обраэ-аого мышления рассматривается в контексте законов пенил, а оо-аовные мыслительные акты и принципы их совершенствования оквозь іризму сценического творчества.

Практическая ценность работы в том, что материалы иооледо-эания могут быть включены в учебные куроы "Маогеротво актора", 'Оперный класс", работу о певцом на уроках по вокалу, о дириже-

)оы, где практическое применение методов работы над элементами, іеханизмаии, над звеньями процеоса образного мышления позволит [овыоигь уровень воех этапов вокально-сценичоокого обучения. Материал диосертацни может быть иопользован в создании опециажь-нх курсов повышения квалификации оперных певцов и ражнооеров-:адагогов музыкальных училищ и консерваторий; а гакгв разработ-а специального курса "Основы творческого сцзадчосаого шгалакня" ;дя вокальных факультетов музыкальных ВУЗов, где вооь накоплений материал может бить систематизирован по двум разделам: обрав-ов и речевое мышление (их взаимосвязь ж взаимодействие), что редоолагаат четырехэтайный процесо обучения оперного певца:

I- Драыатичеокне упражнения к «гиды, выявляйте ж трвкжру» -ве ооновкые элементы, механизмы, а также отдельные кыолжтежь-

5. ные процеооы образного мышления.

  1. Упражнения и этоды на вокализы, направленные на совершенствование музыкальной речи и осуществление синтеза элементов внутренней и внешней сценической техники о процессом пения без одов.

  2. Работу над оловом и музыкально-словесным действием как в камерном репертуаре, в частнооти, художественное решение романса у рояля, так и на сцене, а также в драматических и оперных отрывках.

  3. Работу над партией-ролью в оперной отудии.

Данный подход создает уоловия, позволяющие ликвидировать ныне существующий в обучении разрыв, т.е. переход от техники оловеоного дейотвия, черев музыкальное действие (пение без олов)к музыкально-словесному.

Апробация работа состоялась на вокальном факультете Московской государственной консерватории им.П.ИЛайквоского (ее ооновяве научные позиции обоуждалиоь 1988-1992 гг.) и была подготовлена воей деятельностью автора на атом факультете. На протяжении нескольких дет "Процессуальная сторона образного мышления" изучалась как самостоятельный предмет. Специально разработанная система упражнений и этюдов на основе .элементов, механизмов образного мышления предполагала широкое изучение различных мнолителышх процедур на базе вокализов (подготовленных и впетых на уроках о педагогом по вокалу) в оочетании с разнообразными методами и приемами сценического обучения. Эффективность данной методики была подтверждена результатами научного обследования отудентов-вокалиотов I курса группой психологов, возглавляемых профессорами В.П.Морозовым (МГК), Э.Л.Голубевой

6.

( РАО. Психологический институт), Е.Д.Хомской (МГУ).

Диссертация рекомендована к защите кафедрой оперной подготовки, а также кафедрой теории и истории исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.

Публикация материалов. Основные положения и вывода исследования опубликованы в статьях общим объемом в 2,5 п.л.

Похожие диссертации на Совершенствование образного мышления оперного певца в процессе обучения