Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв. Волкова Юлия Витальевна

Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв.
<
Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв. Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв. Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв. Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв. Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв. Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв. Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв. Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв. Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Волкова Юлия Витальевна. Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв. : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : Барнаул, 2004 254 c. РГБ ОД, 61:04-17/201

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История окна как архитектурного элемента 10

1.1 Возникновение и развитие оконного проема 11

1.2 Окно православного храма: мировоззренческий аспект 37

1.3 Светопроницаемые материалы оконного заполнения: исторический аспект 46

Глава 2. Роль оконного проема в композиции фасадов каменных храмов Алтая второй половины XVIII - начала XX вв. 61

2.1 Композиция фасадов каменных храмов Алтая XVIII в.: реминисценция барокко 62

2.2 Композиция фасадов каменных храмов Алтая первой половины XIX в.: в формах классицизма 69

2.3 Композиция фасадов каменных храмов Алтая второй половины XIX в.; в формах русско-византийского и русского стилей 76

2.4 Композиция фасадов каменных храмов Алтая начала ХА в.: в формах русско-византийского и русского стилей и неоклассицизма 89

Глава 3. Конструктивные и декоративные решения оконных проемов каменных храмов Алтая второй половины XVIII - начала XX вв. 106

3.1 Строительные материалы 107

3.2 Композиционные решения оконных проемов на фасадах каменных храмов Алтая 115

3.3 Рисунки оконных расстекловок каменных храмов Алтая 125

3.4 Декоративные решения окон культового зодчества Алтая 133

Заключение 150

Список рисунков 154

Список иллюстраций 15 6

Библиографический список и источники 163

Иллюстрации 176

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ. Современный этап развития культовой православной архитектуры выдвигает ряд проблем, среди которых важнейшей является проблема архитектурной пластики. Окно - наиболее изменчивый и подвижный элемент в архитектурном пространстве, всегда присутствующий в образе храма и являющийся конструктивной и декоративной частью здания, а также выразителем христианского мироощущения. Окно является носителем признаков стиля и элементом, индивидуализирующим образ храма. На сегодняшний день идет активное строительство и восстановление культовых построек, что повышает актуальность темы диссертации и значение проведенных в ней исследований для современной архитектурной практики. Актуальность работы состоит и в том, что в искусствоведческой литературе практически нет специальных исследований по предлагаемой теме диссертации.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Отдельные аспекты данной темы освещены в работах, которые выполнялись специалистами из разных областей знаний - историками, философами, архитекторами, искусствоведами. В соответствии с этим просматривается несколько направлений изучения окон православных храмов.

Философско-мкровоззренческие аспекты культового зодчества затрагивают философы, культурологи и искусствоведы: Е. Трубецкой [109], П. Флоренский [Н4], Н.Л. Павлов [65; 66], B.C. Турчин [111] и др.

История развития православной архитектуры Алтая охватывает в основном два стилистических направления классицизм и эклектику, поэтому в

основу работы легли труды по русскому классицизму (Д.Е. Аркин [1, 2], И.Е. Грабарь [17], Г.Г. Гримм [19], В.И. Пидявский [67, 68]) и по истории русской эклектики (АЛ, Пунин [79], ТА. Славина [87]). Вопросы стилеобразования в период эклектики рассмотрены авторами: В.Г. Власовым [129], В.А. Иконниковым [28], Е.М. Кириченко [38, 39], В.Г. Лисовским [54], В.В. Кирилловым [37].

История развития технологии производства строительных материалов представлена в трудах М. А. Безбородова [8], Н.Н. Качалова [36], Д.И. Менделеева [58], Ю. Л. Щаповой [119-121] - в области стеклоделия, а также В.П. Гинзбурга [16], СВ. Копыловой [46], Я.Н. Черняка [117] - в области кирпичного производства.

Отдельная группа работ представляет историческое развитие окна в его конструктивных и декоративных решениях. Первые упоминания об оконных проемах содержатся в письменных первоисточниках древних зодчих и философов: Витрувия в трактатах «Десять книг об архитектуре» [15], Локтация, Полибия, Феста, Геродота и др., чьи высказывания собраны в трудах В, Зубова [27]. Этой проблематике посвящены работы теоретиков XIX - начала XX вв.: В. Леонова [53], И.Б. Михайловского [60]. В XX в. к теме исторического развития окна обращались авторы: И.А. Киселев [40], Н.Л. Павлов [65, 66], В.И. Плужников [69-72], С.С. Попадюк [76, 77], B.C. Турчин [Ш], а также исследователи московского зодчества в трудах, собранных в материалах каталога «Оконные проемы и заполнения» НИПМ В/о «Союз реставрация».

К концу XX в. сложился круг литературы о культовом зодчестве Алтая, преимущественного исторического характера. Одни из первых упоминаний о культовых памятниках Алтая встречаются в работах Г.Д. Няшина [61] и А.Д. Крячкова [52]. Более углубленно тема истории храмостроения края отражена в работах АЛ. Уманского [113] (1959 г.) и СИ Баландина [4=7] (1974 г.). В 90-е гг. XX в., когда актуальность изучения культовых построек России возросла, в сборниках научных статей появились работы искусствоведов, исто-

риков и краеведов Алтая, посвященные истории строительства храмов и деятельности православной церкви.

Фундаментальным трудом этого цикла работ стала монография доктора искусствоведения Т.М. Степанской [91-105], в которой одна глава отведена культовому зодчеству Алтая XViil - начала XX вв., где проведен стилистический и искусствоведческий анализ. К теме храмостроительства обращались историки А.Д. Сергеев [84-86], И.Ю. Исупов [31, 32], ТТ. Коваленко [42, 43], рассматривавшие историю создания отдельных памятников архитектуры. В 1999 г, вышла монография М.Р.Маняхиной [56, 57], в которой представлены общая картина храмостроения и история становления церкви на Алтае как государственного института.

История возникновения и деятельность Алтайской Духовной миссии представлены в публикациях А.П. Бородавкина [13], Н.Ю. Храповой [13], Б.Х. ТСадикова [35].

Истории первого стекольного завода на Алтае (XVTTT в.) посвящен фундаментальный труд Н.Я. Савельева [82], детально исследовавшего технологию этого производства и его значение для развития края. Стеклодельным заводам Сибири посвящена статья профессора И. Пономарева в журнале «Жизнь Сибири» [75]. Материалы о деятельности стекольных заводов Алтайского горного округа XIX в. содержатся в работах В.А. Скубневского [140], А.В. Старцева [140], Ф, Григорьева [18]. Исследованием кирпичных клейм конца XVTTI = первой половины XIX вв. занимались В.Б. Бородаев [11, 12], RA. Елисеева [25] и А.В. Коптев [45].

Анализ литературы убеждает в том, что специальных исследований по теме диссертации не проводилось.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЬ! ИССЛЕДОВАНИЯ - Алтайский край с примыкающими к нему территориями, входившими в XIX в. в Алтайский Горный округ.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - вторая поло= вина XVITT - начало XX вв.

ИСТОЧНИКОВОЙ БАЗОЙ исследования являются натурные памятники - храмы Алтая, а также архитектурная графика, фотодокументы и письменные источники, находящиеся в Центральном Хранилище Архивного Фонда Алтайского Края (ф.ф. 1, 26, 31, 50, 63, 64, 89-94, 130, 131, 135, 139, 156, 242, 243), в Российском государственном историческом архиве (ф.ф. 468, 4S5, 486f 799), в фототеке Музея строительства и архитектуры им. Щусева г. Москвы (Архитектурные детали церквей второй половины ХТХ в. РТ 6288 - РТ 6299), в Российском государственном архиве древних актов.

В работе использовались материалы Центрального Хранилища Архивного Фонда Алтайского края, опубликованные в тематических сборниках документов [29] (В.А. Скубневского, Т.М. Степанской, Д.С. Сергеева). Широко использовались материалы краеведов Алтая Я.Е. Кривоносова [50, 51], Т.В.Скворцовой [51, 148], М.А. Целищевой [116], ГО.А. Крейдуна [49], основанные на архивных источниках.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - культовое зодчество Алтая середины XVIII - начала XX вв.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - динамика развития окна, как архитектурного элемента храмов Алтая середины ХУШ - начала XX вв.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявление роли окна как архитектурного элемента в композиционных решениях фасадов и исследование особенностей развития конструкций и декора окон в культовой архитектуре Алтая второй половины XVIII - начала XIX вв., в контексте общероссийской истории архитектуры.

ЗАДАЧИ:

1. Проанализировать историю видоизменения окна как архитектурного элемента и динамику развития светопроницаемых материалов, на-

шедших применение в оконном заполнении. Типизировать декоративные решения окон по образному признаку. 2< Выявить функциональные и символические аспекты окон православного храма.

  1. Проанализировать роль окна в организации фасадов храмов Алтая второй половины ХУЛ! - начала XX вв. в стилевой динамике развития.

  2. Исследовать конструктивные и декоративные решения окон в право» славных храмах Алтая и осуществить их типологическую систематизацию.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ. Методологическая основа представлена общими и конкретными методами и подходами изучения архитектурных элементов. В работе использованы междисциплинарные подходы, соответствующее современным концепциям изучения и сохранения культурного наследия. Исследование выполнено на стыке наук: истории, искусствоведения, культурологии. Большое значение для автора имела концепция М.С. Кагана, рассматривавшего формообразование архитектонических произведений: «Конструкция определяет форму, а последняя - закон обратной связи ! -влияет на конструкцию, организуя и упорядочивая ее. Таким образом, рассматриваемое отношение определяется пршщипом единства конструкции и формы (тектоничноегью). В основе синтеза материально-пространственных структур продуктов архитектуры лежат следующие необходимые и достаточные: принципы формирования конструкции ( экономичность, технологичность), принципы формообразования (образность, пластичность, организованность), принципы совмещения двух функций, специфические для художественного конструирования (содержательность и тектоничность)». В исследовании находят подтверждение концепции марксистско-ленинской эстетики, объясняющие основные законы развития материальной и духовной культуры.

При анализе динамики развития окон использовались следующие основополагающие методы: исторический, искусствоведческого описания, сравнительного анализа. Для более детального исследования окна был применен метод дифференциации, в результате которого анализ проводился отдельно для композиции окон на фасаде, конструкций проемов, декоративных решений окон и рисунков оконных переплетов. Метод типизации необходим для выявления линии развития конструктивно-декоративных решений окон. Метод статистического анализа дал возможность сделать выводы о наиболее устоявшихся традициях оформления окон. Метод интеграции применялся для создания целостной картины развития окон.

Полезными оказались методики В.И. Плужникова, основанные на изучении культовых форм отдельно взятого региона, а также методы изучения отдельных элементов фасадной пластики, основанные на правильном выборе принципов типологии и систематизации. Систематизация материала проводилась но метод>г Т.А. Славиной.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в том, что: 1) извлечены из архивных хранилищ новые материалы по теме диссертации; 2) впервые составлена таблица существовавших и предполагавшихся к строительству каменных храмов Алгая (до настоящего времени была представлена таблица с перечнем только существующих или существовавших храмов, не отражающая материал изготовления, выполненная Я.Е. Кривоносовьш); 3) осуществлена фотофиксация ранее не реставрировавшихся памятников, в результате которой были обнаружены подлинные оконные переплеты, ранее не зафиксированные в материалах публикаций; 4) была выявлена типология декоративных решений окон храмов Алтая; 5) впервые комплексно исследовано окно православного храма как архитектурный элемент в динамике изменений, проявившихся в течение конца XVIH - начала XX вв. в культовом зодчестве Алтая.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в возможности ее использования для дальнейших исследований в области каменной культовой архитектуры Алтая, для пополнения историко-философских материалов по тематике окон культовых построек, для разработки краевых строительно-архитектурных спецкурсов, для пополнения фотоматериалов и создания фототеки, а также в качестве дополнительного материала для сборников по истории архитектуры края. Материалы хорошо перекладываются в компьютерные программы, необходимые для реставраторов, искусствоведов и студентов строительных и искусствоведческих факультетов. В соавторстве со старшим преподавателем БПГУ Л.Н. Новиковой выпущено методическое пособие по курсу «История древнерусского искусства», которое используется в БПГУ им. В.М. Шукшина.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ Материал исследования обсуждался на заседаниях кафедры культурологии и истории искусств АГУ.

Различные аспекты исследуемой темы освещались автором на всероссийских и региональных научных конференциях: научно-практическая конференция, посвященная 200-летию Тульской епархии «Православие в современном обществе» (Тула, 1999 г., ТГПУ), И научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина (Барнаул, 1999 г., АТУ); научно-практическая конференция «Сохранение и изучение культурного ЙШбледия Алтая» (Барнаул, 2000 г.; АГУ), научно-практическая конференция ^Культурное наследие Сибири» (Барнаул, 2000 г., АГУ), научно-практическая конференция «Культурное наследие Сибири» (Барнаул, 2002 г., АГУ),

СТРУКТУРА РАБОТЫ обусловлена поставленными задачами исследования и направлена на их последовательное решение. Работа состоит из трех глав, вводной и заключительной частей, списка литературы, иллюстраций и списка иллюстраций.

Окно православного храма: мировоззренческий аспект

Идея духовного проникновения света. Окно храма, помимо утилитарных функций (освещение, вентиляция, создания комфорта и уюта), имеет символический смысл, поскольку оно яв етсіі и «окном» между мирами, внутренним миром храма и внешним миром -«светом». В. Турчин обращает внимание на то, что: « В культовой архитектуре мотив окна долгое время не мог обрести смысловой аспект в символической идее храма. Стены храма, защищая таинство божества, воспринимались в своей монолитности как масса, не терпящая разрывов.» [111. С. 32]. В культовой архитектуре первые отверстия появились в кровле. Н.Л. Павлов упоминает «Потребность в небесном свете, исходящем из зенита купола-небосвода, оставалась неизменной. Световые проемы у основания главного купола не всегда обеспечивали эффект света5 льющегося из зенита. С течением времени сам купол вознесся на высокий барабан со световыми проемами. Его люнет зрительно оторвался от небесного кольца, оставшегося на парусах, под барабаном. Купол повис над световым поясом барабана и зрительно вывернулся, превратился в чашу, в небесную сферу, в нижнем зраке которой, в люнете утвердился Пантокра-тор.» [65. С. 255].

В храме свет физический воспринимается как свет духовный, что лишает окно чисто утилитарной функции и наполняет его философским содержанием. Известно, что «свет» - одно из ключевых понятий христианского благовестия и образ данный в Евангелии для постижения Бога. «Я - свет миру» [151.] - говорит о себе Христос. Поэтому византийский символ веры исповедует Христа, как «Свет от света, Бога истинного от Бога истинного». Бог приходит в мир как свет: «Свет во тьме светит и тьма не объяла его» [152.]. Православное богословие строит свое учение о Боге, как о свете действующем в этом мире, через который мир спасается, просвещается и преображается.

В первой книге Моисеева Ветхого завета священного писания говорится: « ... и сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош и отделил Бог свет от тьмк. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» [153]. Таким о Ьом, свет, согласно библии, создан в первый день сотворения мира и является основой мироздания.

Известный русский мыслитель П. Флоренский рассуждает: «Бог есть свет, и это не в смысле нравоучительном, а как суждение восприятия, - духовного, но конкретного, непосредственного восприятия славы Божией: созерцая ее, мы зрим единый, непрерывный, неделимый свет. Свет не имеет дальнейшего определения, кроме того, что он есть свет беспримесный, чистый свет, в коем «несть тьмы ни единая». Определение света есть только то, что свет есть свет, не содержащий никакой тьмы, ибо в нем - все просветлено и всякая тьма от века побеждена, преодолена и просвещена» [114. С. 281].

В истории Православия были цельте эпохи размышления о свете. Они формировали учения о пути единения с Богом. Таким течением был исихазм, нашедший благодатную почву в русском монашестве.

Большое значение для исихазма имело созерцание Фаворского света, того самого света, который видели апостолы во время преображения Христа. Исполнившись этим светом, можно приобщиться к божественной жизни, то есть обожиться, освятиться. Святость запечатляет в себе присутствие бога, а стало быть и света. «Свет» и «свят» слова не просто созвучные, в них есть один смысловой корень. Поэтому окно культового здания условно олицетворяет тот божественный свет, который и есть основа религиозного смысла.

В других религиях свет также уподоблен божественным силам, пример тому мусульманство. Древние мусульманские храмы, не изобиловали окнами, и тем не менее священная ниша Михраб, осуществлявшая связь с Каабой небесной, освещалась естественным светом через окно в куполе. Его освящение соответствует словам Корана: «Аллах - свет небес и земли. Его свет точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле: стекло точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного - маслины. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету кого пожелает...» [155].

П. Флоренский уделяет внимание роди светового потока, льющегося из окон, в интерьере храма. В разделе «Небесные знамения» П. Флоренский размышляет: «... есть только энергия освещающего света и пассивность освещаемого - и не поглощающего свет, то есть свет далее себя не пропускающего вещества» [114. С. 280]. Соответственно, окно, по свойствам своих материалов и по месту расположения, пропускает свет, то есть при своей пассивности окно дает возможность энергии света проникать в храм и освещать объекты не пропускающие свет (в частности иконы).

Влияние окна на икону. П. Флоренский исследует влияние света, проникаемого через окно, на поверхность иконы: «... возьмем, например, ту же икону. Конечно, далеко не безразличен способ, каким она освещена, и, конечно, для художественного бытия иконы освещение ее должно бьпъ именно то самое, в виду которого она написана. Это освещение в данном случае - отнюдь не есть рассеянный свет художественного ателье или музейной залы, но неровный и неравномерный, колышущийся, отчасти, может быть, мигающий свет лампады. ... писанная приблизительно при тех же условиях, в келье полутемной, с узким окном, при смешанном искусственном освещении, икона оживает только в соответственных условиях и, напротив того, мертвеет и искажается в условиях, которые могли бы, отвлеченно и вообще говоря, показаться наиболее блшхшриятными для произведения кисти, - я говорю о равномерном спокойном, холодном и сильном освещении музея» [ЇІ4. С. 208]. В этом случае П. Флоренский подразумевает древние темные храмы с небольшим количеством узких окон, такие как архаичные храмы Троице - Сергие-БОЙ лавры, где П. Флоренский провел многие годы своей жизни. « ... примитивизм иконы, ее порой яркий, почти невыносимо яркий колорит, ее насыщенность, ее подчеркнутость есть тончайший расчет на эффекты церковного освещения» [114. С. 209].

Композиция фасадов каменных храмов Алтая XVIII в.: реминисценция барокко

Города Алтайского округа (их было в это время два - Бийск и Барнаул) имели разное происхождение. Город Бийск (1709 г.) изначально был крепостью, и входил в южную оборонительную гряду городов среди которых были Кузнецк (1618 г.), Семипалатинск (1718 г.) и др. [142. С. 71]. Барнаул, произошел от завода, обеспечивающего доход казне царского двора, поэтому первые каменные постройки отражают деятельность этих городов. В Барнауле первой каменной постройкой была каменная кладовая, где содержалось серебро и денежная казна, второй была построена каменная аптека (1752 г.), затем архив (1765 г.) и Петропавловская церковь (1774 г.) [4. С. 15]. В Бий-ской крепости каменное строительство началось с Успенской (Казачьей) церкви в 1789 г. , далее была построена гарнизонная гауптвахта (здание сохранилось до сих пор в искаженном виде) 1797-1800 гг. и арсенал [94. С. 77].

Задачи храмостроения Православное храмовое строительство в Сибири было очень важной составляющей освоения новых земель. На территории Алтая проживали иноверцы (язычники, сохранявшие многобожие - шаманизм), староверы, немцы, приглашенные как специалисты на Колывано -Воскресенские заводы для налаживания производства металлов среди них были католики и протестанты. С точки зрения государственной политики было важно не терять единую православную веру и распространять ее по всей Сибири. Большой поток русского населения привнес православие в культуру Алтая, сделав ее господствующей религией на Алтае. Распространение православия было невозможно без храмового строительства. Церковь для переселенцев была очагом культуры и проводником с-бнщюссийской жизни, местом общения, и компенсировала им недостаток политической и духовной информации. Православие в Сибири и, в частности, на Алтае имело те же структуры, что и в европейской части России. Долгое время заказчиком строительства церквей выступали конторы заводов, рудников и военные ведомства, которые строили храмы с императорского разрешения на казенные деньги.

Предпосылка каменного храмостроения. В архитектуре Алтая отсутствует архаичная архитектура допетровского периода и архитектура «нарышкинского» барокко, что позволяло провинциальным строителям быть не зависимыми от предшествующих строительных традиций. Отсутствие профессиональных архитекторов заставляло заниматься строительством самодеятельных мастеров и горных инженеров. Отдаленность от столиц ограничивала доступ к информации и сужала мировоззрение строителя, однако ослабленный столичный контроль за строительством в провинции давал свободу выбора авторам. Сибирский климат вносил свои коррективы в способы строительства и оформления зданий. Первые каменные постройки Алтая не подчинялись идее ансамбля, а были разрознены и выглядели обособленно, а первые храмы из-за своих выразительных форм становились архитектурными доминантами в молодых городах Алтая.

Каменное храмостроение. Первая каменная церковь на Алтае - это собор Петра и Павла г. Барнаула (1774г). Первоначальный проект был выполнен московским архитектором Д.П. Макуловым в стиле елизаветинского барокко (илл. 21 а). Затем проект переделывали служившие на заводах горный инженер И, Медер и подпоручик П. Попов (илл. 21 б). Они несколько упростили в проекте архитектуру сооружения, укоротили длину трапезной, но оставили его декор [4. С. 22-23]. Церковь Петра и Павла при переработке первоначального проекта и в процессе строительства приобрела архаичные формы, но при этом все же сохранила и черты барокко. Причинами искажений первоначального проекта послужили: удешевление строительства, что повлекло огрубление форм и непрофессиональность кадров, осуществлявших переделку проекта.2 Первоначальный проект Д.П. Макулова и переработанный проект И. Медера и П. Попова были опубликованы С.Н. Баландиным (1974 г.), а также группой авторов в издании «Памятники архитектуры Барнаула 982 г.) [24. Прил 5].

По сохранившимся проектам можно составить представление об архитектуре этой церкви. Она имела одноосное построение «кораблем», которое включало трехярусную колокольню, трапезную, основной объем, алтарь. Сравнивая проект Д.П. Макулова и проект И. Медерз и П. Попова видно, что в процессе переработки декор наличников изменился, но общие тенденции стиля сохранились.

Единообразное декоративное решение окон придает храму цельность, однако при однотипном декоре у архитектурных объемов создаются индивидуальные образы, так на фасадах трапезной угадываются черты итальянской архитектуры периода Возрождения, где парные окна, объединенные единой декоративной дугой, создают впечатление аркады, а нз фасадах колокольни за счет оформления стен рустом и скромных арочных окон создается впечатление устойчивости. Восьмерик над основным объемом имеет окна большего размера, чем окна четверика, апсиды и трапезной. Окна северного и южного фасадов основного объема и апсиды идентичны по размеру и декоративному оформлению, но смотрятся индивидуально, из-за различных фасадных членений. Фасады основного объема расчленены широкими пилястрами, зрительно воспринимаются устремленными ввысь, а фасады апсиды смотрятся вытянутыми по горизонтали, благодаря отсутствию пилястр и горизонтальной тяге на которую «подвешены» окна.

Композиция фасадов каменных храмов Алтая второй половины XIX в.; в формах русско-византийского и русского стилей

В 1844 г. Сенат издал указ о запрещении строить лицам без «звания архитектора или свидетельства от Академии или Департамента инженерного или строительного Морского или Публичных зданий, что они достаточные сведения имеют в строительном искусстве» [6. С. 6-7]. Строгая регламентация застройки и соблюдение правил архитектуры в это время были постоянной заботой строительной комиссии.

Благодаря всем организационным реформам XIX в. в области строительства и архитектуры изменился облик городов Сибири, они приобрели некоторое стилевое и архитектурное единство и эстетику своего времени. Городское строительство вели профессиональные архитекторы, число их постоянно увеличивалось, росла квалификация [6. С. 6-7].

Самым благоприятным временем для культовой архитектуры Алтая стал период эклектики. В Европейской части России этот период принято датировать с 1830 г. вплоть до 1910 г. Первые архитектурные памятники эклектики появились на Алтае с запаздыванием относительно российского запада. Период эклектики для всей страны стал важным этапом как с точки зрения создания новых конструкций, так и воплощением старых традиций в новой архитектуре. На Алтае эклектика легла на благодатную почву. В первой половине XIX в. резко увеличивается численность населения Алтая, развивается производство, растут города. Богатый край все больше привлекает купцов, и как следствие развития края, возникает потребность в строительстве, и в частности в культовом. Заказчиком на культовые сооружения становятся не только заводское и военное ведомства, но и сами прихожане, так во второй половине XIX в. государственные заказы уходят на второй план. К середине XIX в. на Алтае при хорошо развитом деревянном строительстве, каменное культовое зодчество было немногочисленно: в Барнауле было три каменные церкйи, в Бийске всего одна, по одной церкви имели некоторые рудники. Таким образом отсутствие традиций каменной архитектуры на Алтае не сковывало зодчих в сохранении единого стиля в организации ансамблей того времени и открывало широкие возможности для творчества и эксперимента. Эклектика была той благоприятной средой, где зодчий мог развивать свое творчество. Если у стиля классицизм существовали четкие правила, то в эклектических стилях не было четких критериев, и главным для архитектора было соблюсти гармоничность постройки.

Во второй половине XIX в, были построены церкви, которые демонстрируют новую народную архитектуру: Знаменский собор в г. Барнауле (1853-1859 тт.), Троицкий собор в г. Бийске (1877 г.), Казанский собор (Дмитрия Ростовского) в г. Бийске (1891 г.). Данный список церквей дополняет еще одна церковь, построенная на территории современного Горного Алтая в Ула-линском Никольском женском монастыре - Никольская церковь 1845 г.. Появление столь небольшого количества каменных церквей за 50 лет можно объяснить тем, что Сибирь традиционно строила еще деревянные церкви, особенно в сельской местности. А вот в растущих городах появляется потребность в строительстве новых каменных храмов, отвечающих требованиям прочности и пожаростойкости, поэтому этот период является В ОСНОВНОМ временем городского каменного строительства.

К статистике каменных храмов второй половины XIX в. можно отнести и церковь Иоана Крестителя г. Барнаула (1S56 г.), выполненную все еще в традициях классицизма. В 40-е и 50-е тт. классицизм еще существует на Алтае, это связано с творчеством Я.Н. Попова, так как он оставался верен этому стилю до конца своей деятельности. В 50-е гг. в Барнауле строились две церкви, одна в стиле классицизма (Иоана Крестителя), другая в русско-византийском стиле (Знаменская), что дает основание считать, что в это время параллельно сосуществуют два направления.

Появление русско-византийского стиля, Самым ранним проявлением эклектики является неосуществленный проект храма во имя Св. Захария и Елизаветы, утвержденный в 1844 г, епископом Томским и Енисейским Афанасием. Проект был разработан гражданским инженером Р. Турским (илл. 29) [56. С. 44.]. В настоящее время этот проект находится в Центральном хранилище Алтайского фонда. Согласно чертежу церковь должна была выполняться в русско-византийском стиле по типу «корабля» и иметь одноглавое завершение с луковичным куполом и небольшую колокольню с изящным шатром. В композиции храма еще наблюдаются традиции классицизма, проявляющиеся в многоосевом членении основного объема и окнах первого света, окруженных рустованными стенами, но преобладание русско-византийского стиля с сочетанием «русских», барочных и ренессансных наличников неоспоримо. А.В. Иконников определяет стиль аналогичных храмов как русско-византийский с языком классических форм [28. С. 273]. Стены Захарьевскои церкви имеют завершения з виде кокошников, но перекрытие идет не по форме кокошников, они подобно аттикам выступают из стен. Прием имитации закомар «килевидными аттиками» характерен для проектов К. Тона, который в период эклектики успешно применяли другие авторы. Окна северных и южных фасадов, трапезной и алтаря расположены в два яруса и имеют разнообразные стилевые решения, которые можно разделить на четыре типа. Первый тип - с килевидным завершением, напоминающий мотив «кокошника» русских храмов XV11 в., но рельеф их завершения более плоский и геометричний. Рисунок кокошника в данном случае не цельный с плавной линией изгиба, а состоит из полуциркульного архивольта и стрельчатой надстройкой (илл. 3). Окна этого типа расположены во втором ярусе фасадов, в апсидах и трапезных. Второй тип - с дугообразным завершением, опирающимся на импосты, расположены в нижнем ярусе трапезной и апсиды. Третий тип - окна, имеющие декоративное обрамление представляющие собой полукруглый архивольт, опирающийся на полосы рустованных стен. Окна с таким обрамлением расположены в нижнем ярусе северного и южного фасадов и нижнем ярусе колокольни. Четвертый тип - окна, имеющие завершения, заимствованные из мотивов «нарышкинского» барокко, расположенные во втором ярусе колокольни.

Композиционные решения оконных проемов на фасадах каменных храмов Алтая

В культовом зодчестве воздействие объемной характеристики на фасад намного сильнее, чем в гражданском. В церковных фасадах маскировка сложной структуры помещений за фасадной плоскостью практически не существует [71. С. 89]. В православной архитектуре западный фасад не берет на себя той решающей зрительной роли в создании образа храма, как в архитектуре католицизма и лютеранства. Исключение составляют двухколоколенные и башнеобразные храмы, не нашедшие отражения в архитектуре Алтая. Фотосъемка костелов и кирх, как правило, проводится со стороны главного входа, а православных храмов с южной и северной сторон или юго-запада и северо-запада. При одноосном построении храма наиболее выразительными оказываются северный и южный фасады. Основной объем с одной стороны граничит с апсидой, с другой стороны - с трапезной или колокольней, поэтому в одноосных многочастных храмах на южном и северном фасадах изначально заложена асимметрия. Важную роль в организации фасадов играет композиционное построение окон, ритм и взаимодействие окон с вертикальными и горизонтальными членениями. В ряде случаев симметрия композиции одноосных храмов осуществляется только на фасадах основного объема, хотя неразрывная связь храма с апсидой и трапезной дает различные варианты композиционных решений. Попытки сделать фасады симметричными путем нивелирования архитектурных объемов осуществлялись во времена господства классицизма. В этот период была введена прямоугольная апсида, устраняющая эффект оптического искажения окон в пространстве и дающая возможность создавать симметричные композиции фасадов. Прием использования трапезной и апсиды равной величины, делает храм более Северный и южный фасады храма Архангела Михаила с. Легостаевско-го имеют несимметричное решение (илд. 25). В этом храме использован редкий прием, повышающий художественную роль трапезной в ущерб основному объему храма, заключающийся в превышении объема трапезной над объемом ядра храма. Ось симметрии делит не ядро храма пополам, а восьмерик. Так как восьмерик опирается на стену, разделяющую основной объем и трапезную, и внешняя часть торца стены выходит на фасад трапезной, то в декоре основного объема пилястра, граничащая с апсидой, не имеет себе симметричной (она поглощена стеной между основным объемом и трапезной). Ось симметрии на северном и южном фасадах проходит через полукруглое окно восьмерика и дверной проем основного объема, относительно которого справа и слева расположены два идентичных окна и две пилястры коринфского ордера. Увенчанная фронтоном трапезная берет на себя зрительный акцент и имеет окна, идентичные окнам основного объема (А), с более широкими пилястрами, но с более простым (тосканским) ордером. Такая организация фасада предопределяет конкуренцию двух архитектурных объемов. Этот храм характеризуется перекликанием сходных элементов декора. Так окна апсиды, выходящие на северный и южный фасады (В), гармонируют с аналогичными окнами колокольни (Bi), где полуциркульные окна опираются на тягу, утопленные в небольшую нишу, и окружены геометрической рустовкой. Декор окон апсиды и колокольни перекликается с декоративным оформлением двери основного объема (Вде). Таким образом ритм окоп храма мояше Оїщсать схемой: (в) В АВдаА ААЛ Вх (з)10 (илл. 77 б).

Если в композиционных решениях фасадов церкви Архангела Михаила с. Легостаевского просматривается соперничество архитектурных объемов, то в церкви с. Тогульского наблюдается «иерархия» в оформлении архитектурных объемов (илл. 24). Неравенство объемов, прежде всего заключено в формах и декоративных решениях окон. Например, окна трапезной без об= рамлений смотрятся намного скромнее, опирающееся хт тяги утоштетшые и нишзх- ч м окнэ зпсипы " основного объем?.. Оиммет мя в панном случае просматривается только на фасаде основного объема. Общая схема ритма окон северного и южного фасада выглядит следующим образом - (в) АААдаАВВ (з) (илл. 77 б).

Формирование фасадов эклектических храмов сопровождающееся экспериментами с использованием дополнительных объемов, не всегда способ крова Божьей Матери города г.Барнаула, Александра Невского г.Бийска к приделам примыкают полукруглые иди граненные пристройки, окна которых при проецировании на плоскость фасада смотрятся искаженными. Разновы-сотные пристройки храмов эклектики не дают возможность рассматривать фасад как единую плоскость, что и отличает их от классических храмов. Так в храме Пророка Ильи с. Панкрупгахк видно как пристройки к апсиде меньшей высоты зрительно дробят фасад. Таким образом очевидно, что архитекторы периода эклектики не всегда ставили задачу создания симметричных фасадов.

В тех случаях, когда проявляется стремление к симметрии в одноосных храмах, предпринимаются попытки изменить форму апсиды, например, полукруглая апсида, дополненная выступами-прирубами, имеет плоскости, гармонирующие с плоскостями трапезной (апсида Александра Невского в г. Бийске).

Похожие диссертации на Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв.