Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв. Чавушьян Данил Макартычевич

Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв.
<
Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв. Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв. Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв. Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв. Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чавушьян Данил Макартычевич. Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Чавушьян Данил Макартычевич; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова]. - Москва, 2008. - 137 с. РГБ ОД, 61:08-17/88

Введение к работе

Скань (европ - филигрань) - один из самых древних ювелирных приемов, призванный выявить особые природные свойства и красоту драгоценных металлов С Ш-го тысячелетия до н э скань раскрывает свои художественные достоинсзва и декоративные возможности в различных тематических воплощениях ювелирного искусства

Каждая историческая эпоха ло-своему развивала это изысканное ювелирное мастерство, создавала свою неповторимую сканную эстетику, формировала свой образный язык, передающий особенности мировосприятия На Руси искусство скани «начинает широко прививаться» в VIII-IX веках «благодаря притоку зерненых и сканных изделий с Востока»1 С этого времени она играет заметную роль в формировании русской ювелирной традиции Соприкосновение с художественной культурой других стран, знакомство с привозными художественными изделиями и сотрудничество с «иноземными» ремесленниками постепенно образовывало русских ювелиров, обогащало их опыт профессиональными навыками, развивало вкус, открывало новые возможности для творчества На протяжении многих веков русские мастера демонстрировали свое понимание красоты сканного узора, средствами которого они умели передавать черты национального своеобразия, сохраняя самобытный и богатый художественный язык этой ювелирной техники

Актуальность данного исследования заключается в повышении интереса к возрождению русских национальных традиций как закономерной тенденции, исторически определенной нашим временем, духовным и культурным обновлением, экономической активностью, научным развитием. В этой связи искусство скани выразительнее других технических приемов золотого и серебряного дела художественно трансформирует эстетические

1 Б А Рыбаков Ремесло Древней Руси М, 1948, с 335 )

идеи своего времени (рукотворного мастерства) в изысканный образец Появившись в русском ювелирном искусстве в VIII - IX в. в, скань уже никогда не исчезала из технологического репертуара отечественных мастеров И если древнерусская скань исследована достаточно хорошо, то развитие ее в Новое и Новейшее время практически не отражено в отечественном искусствознании Кроме того, назрела необходимость взглянуть на отдельные виды ювелирного мастерства «изнутри», понять, как и в какой степени техника исполнения влияла на формообразование изделий и их декорирование Искусство скани конца XVIII - начала XX в в в этом отношении является наиболее привлекательной и благодарной техникой

Степень научной разработанности вопроса.

Несмотря на то, что авторы, писавшие о декоративно- прикладном искусстве XIX- нач XX в в справедливо упоминали технику скани как наиболее ярко выражавшую специфику русского ювелирного искусства этого времени, тем не менее, глубокого и серьезного научного исследования, посвященного технико-технологическим и художественным особенностям скани XIX- нач XX в в , до сих пор нет

Много внимания изучению русской скани уделяла М М Постникова-Лосева. В 1981 году вышла ее книга «Русская золотая и серебряная скань» Несмотря на то, что искусство скани XIX- нач XX в в рассматривается здесь достаточно поверхностно, однако наблюдения автора и сведения о технологии позволили нам восстановить некоторые этапы в изготовлении сканных изделий. Следует отметить, что в работах XIX- нач XX в в техника скани фактически не отделяется от техники эмали Такой подход встречается в книге Забелина «Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России» 1853 г, а также в книге Т М Разиной «Русская эмаль и скань» 1961 В изданиях 60-80-х годов XX века, посвященных русскому ювелирному искусству, скань рассматривается в контексте общего «разговора» о ведущих техниках исполнения и декорирования, характерных для XIX- нач. XX в в Можно вспомнить книгу М М Постниковой-Лосевой, Н Г Платоновой, Б Л

Ульяновой «Золотое и серебряное дело XV - XX веков» 1983 г и Коварской С Я, Костиной И Д, Шакуровой Е В «Русское серебро XIV - начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля» 1984, и Гилодо А А «Русское серебро Вторая половина XIX - начало XX века» , 1994

Начиная с 90-х годов XX века интерес к декоративно-прикладному искусству XIX- нач XX в в значительно возрос Этому способствовали выставки, организованные ведущими музеями России. «Национальный стиль» в русском искусстве XIX- нач XX в в //Всероссийский музей декоративно-прикладного народного искусства 1990 г, «Стиль и эпоха в декоративном искусстве, 1820-1890-е годы», «Русский стиль» (ГИМ 1998 г) Вступительные статьи каталогов интересны с точки зрения выделения этапов развития декоративно-прикладного искусства XIX- нач XX в в, а также опубликования ранее неизвестных памятников, в том числе и сканных Некоторые сведения о московской скани можно найти в каталогах и книгах, посвященных отдельным ювелирным фирмам С Я Коварской «Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова», Т Мунтян «Фаберже Великие ювелиры России» каталог, В В Скурлов, Г Г.Смородинова «Фаберже и русские придворные ювелиры» 2001 , а так же в статьях посвященных ювелирному искусству историзма и модерна Г Г Смородинова «золотое и серебряное дело Москвы рубежа XIX и XX в в, О А Коробко, ГА Ченской «Серебряная утварь московских фирм конца XIX- нач XX в в», Л А Шитовой« Русский стиль в церковном серебре XIX в »

Важными для нашего исследования явились работы, отразившие общие тенденции и закономерности стилевого развития искусства XIX - нач. XX в в Это книги Е И Кириченко «Русская архитектура 1830-1910 годы» и «Русский стиль», ГЮ Стернина «Художественная жизнь России середины XIX столе гая» 1991. «Художественная жизнь России на рубеже ХІХ-ХХ веков» «Художественная жизнь в России 1900-1910-х годов» ЕА Борисовой «Русская архитектура

второй половины XIX века», В С. Турчина «Эпоха Романтизма в России» и

Большую ценность для изучения технико-технологических процессов

представили вышедшие в конце XIX- нач XX в в практические руководства

для мастеров ювелиров, которые позволили получить информацию «из

первых рук» Уникальным изданием является труд И В. Баркова

«Существующие приемы ювелирного дела» 1893 г, в котором автор

описывает основные способы обработки металлов, в том числе и технику

скани «прямо из практики» Эта книга была предназначена для учащихся

Строгановского училища и, по словам И В Баркова, была одним из первых

руководств по серебряному делу В 1901 году вышла книга

А И Андрющенко «Руководство золотых и серебряных дел мастерства» В

ней наиболее полно отражено все разнообразие технических достижений

ювелирного искусства своего времени Важным для нашего исследования

явились разделы по технике пайки и припоям Автор подробно описывает

процесс пайки при помощи февки, а также дает рецептуру припоев,

которыми пользовались ювелиры в конце XIX- нач XX в в

Ценным источником для диссертационного исследования явились статьи и публикации в периодических и других печатных изданиях второй половины XIX- нач XX в в Например, В. Гильдта «Ювелирный металлический промысел в России», в котором автор описывает быт и условия труда мастеров сканщиков, приводит примеры наиболее характерных ювелирных изделий, цены на них

Важные сведения об оснащении ювелирных мастерских и типологии выпускаемой продукции, в том числе украшенной сканью, дают описания промышленных выставок, а так же периодические издания, отражавшие состояние декоративно - прикладного искусства того времени Журнал «Всемирная иллюстрация», Ежегодник «Московского Архитектурного мира», Ежегодник «Общество архитекторов художников», журнал «Светильник» и др В этих изданиях опубликованы в основном произведения

церковной утвари, декорированные сканью Несомненный интерес представлял для нас «Сборник работ церковной и гражданской утвари, исполненной товариществом ПИ Оловянишниковым» со вступительной статьей С И Вашкова 1911 г

Таким образом, для настоящего исследования была привлечена обширная разноплановая литература, которая отразила отдельные грани изучаемой темы Однако историография вопроса свидетельствует о том, что комплексного исследования искусства московской скани, ее художественных и технико-технологических особенностей еще не проводилось.

Цель диссертационного исследования заключалась в том чтобы определить, как технология изготовления сканных изделий влияла на характер их формообразования и декорирования, в какой степени стилевые тенденции времени определяли приоритетность используемых технологий

В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи.

- выявить истоки формирования ажурной скани в Москве в конце XVIII- нач
XIX века, обозначить ее технико -технологические особенности,
-определить основные этапы и границы в стилевом развитии скани на
протяжении XIX - первого десятилетия XX веков,

- проанализировать основные приемы в изготовлении и декорировании
сканных изделий Москвы- ажурной скани, скани эмалевой, и витражной
эмали по сканному ажуру,

- выделить механизированные приемы в изготовлении и их соотношение с
ручным набором, показать их конструктивную роль и декоративную
выразительность,

- провести художественно - стилистический анализ памятников с
выявлением характерных принципов композиционного построения,
орнаментальных мотивов, колористических предпочтений в каждый
исторический период

Предметом исследования является процесс развития искусства скани в Москве с конца XVIII- начала XX веков с характерной стилевой и технико -технологической трансформацией

Объектом исследования выступили сохранившиеся произведения московских ювелиров, выполненные в технике скани. В основном для изучения были привлечены изделия, хранящиеся в фондах Государственного Исторического Музея и Государственного Историко - Культурного Музея - Заповедника «Московский Кремль» Использованы также проекты сканных изделий и фотографии, опубликованные в периодических изданиях второй половины XIX- начала XX веков

Методика исследования В качестве основного метода исследования, в соответствии с поставленной целью, был выбран технико-технологический подход с воспроизведением и практическим повторением всех технологических этапов изготовления скани В единстве с этим методом широко использовался предметно аналитический метод изучения сканных изделий с натурным обследованием, фотофиксацией, зарисовками, обмерами Одним из основных методов, применяемым в исследованиях, явился формально стилевой, который позволил определить границы отдельных направлений и особенности их проявления в технике скани Комплексный подход в исследовании предполагал включение элементов историко-культурной и иконографической методологии, особенно при анализе церковной утвари

Границы исследования. Хронологические рамки определены концом XVIII - началом XX веков, так как именно в это время в ювелирном искусстве Москвы скань вновь переживает бурный рассвет В этот период здесь развиваются все известные технологические приемы сканного мастерства с необычайным разнообразием типов изделий, форм, их декоративной отделки.

Искусство скани в первую очередь связано с Москвой, поскольку именно здесь существуют давнишние национальные традиции Здесь

формируется «русский» и «неорусский» стиль, а скань, в сознании людей того времени, была именно той техникой, которая ярче всего выражала идеи национального и народного

Научная новизна диссертационного исследования заключена в новом подходе к изучению памятников ювелирного искусства через технологию взглянуть на проблемы стилеобразования, формообразования и декорирования Такой аспект научного исследования позволил существенно расширить наши знания о предмете и понять закономерность возникновение тех или иных форм, декоративных мотивов, связать художественные процессы с технологическими возможностями своего времени Впервые все эти аспекты исследования сведены вместе, что позволило показать художественную и технико-технологическую эволюцию искусства скани с конца XVIII - начала XX веков

Практическая ценность диссертации заключена в воссоздание различных техник изготовления скани, в частности, нами был восстановлен способ наложения витражной эмали по сканному ажуру Все имеющиеся в литературе рецепты, информация, полученная от старых мастеров, собственные предположения, проверенны на практике Результаты исследования позволят точнее атрибутировать сканные изделия, что важно для каталогизации музейных памятников Научные выводы используются в реставрационной деятельности и подготовки художников - реставраторов.

Апробация работы Все результаты технико-технологических
исследований московской скани конца XVIII начала XX в.в апробированы в
течение многолетней подготовки художников-реставраторов и отражены в их
курсовых работах и дипломных проектах, а также в учебных программах
кафедры Реставрации Художественного Металла МГХПУ

им С Г Строганова.

Похожие диссертации на Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв.