Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие русского художественного стеклоделия на примере завода "Красный гигант" (бывшего Никольско-Бахметевского) Шебаршин, Петр Владимирович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шебаршин, Петр Владимирович. Формирование и развитие русского художественного стеклоделия на примере завода "Красный гигант" (бывшего Никольско-Бахметевского) : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Шебаршин Петр Владимирович; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Москва, 2012.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/231

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено искусству отечественного художественного стеклоделия, рассматриваемого на примере Никольско-Пестровского завода Бахметьевых, в советский период преобразованного в крупнейшее предприятие – завод «Красный гигант».

Русское стекло, наделенное своеобразием и не уступающее по своим художественным достоинствам западным образцам, представляет собой целостное явление, заслуживающее глубокого и всестороннего искусствоведческого анализа. Без внимательного и полного изучения проблем, связанных с искусством стекла, осмысление развития отечественного стекольного производства будет далеко не полным.

В отечественном художественном стеклоделии постепенно формировались свой неповторимый стиль, манера и способы обработки изделий, а также складывались учебная и производственная «школы», что позволяет выделять и рассматривать русское художественное стекло как самостоятельное явление. Важной особенностью искусства стекла является тесная взаимосвязь творческих поисков с технологией производства. Формирование искусства русского художественного стекла представляет собой сложный и многоаспектный процесс, в котором слились воедино тенденции европейского художественного формообразования, технологии производства и специфика самобытной отечественной культуры.

Рубеж XVII–XVIII веков стал поворотным моментом в истории русского искусства. Серьезные изменения наблюдаются и в декоративно-прикладном искусстве, которое подверглось меньшей трансформации, чем, например, архитектура и живопись. Наряду с традиционными производствами, основанными на ручном труде мастера-ремесленника, появились новые производственные формы, конечный результат которых являлся плодом коллективных усилий. Зарождалась русская художественная промышленность. И едва ли не первой ее отраслью стало стеклоделие, возникшее в России в XVII веке и получившее свое самостоятельное развитие в первой половине XVIII столетия.

Представленное диссертационное исследование посвящено специфике отечественного искусства стеклоделия, сложившегося на российском частном предприятии Бахметьевых, его становлению, развитию, расцвету и последующей эволюции в соответствии с социально-политическими изменениями и преобразованием производства в предприятие «Красный гигант». Бывший Никольско-Бахметьевский завод, который являлся одним из крупнейших в России, выпускал на протяжении более двух веков продукцию мирового уровня. Исследование охватывает историю возникновения этого предприятия в середине XVIII столетия, этапы его развития в XIX веке, новую и новейшую историю завода с первой трети XX века до настоящих дней. Таким образом, история завода представлена обширным периодом времени, которым обусловлены хронологические рамки данной работы.

Актуальность исследования состоит в изучении истории и технологии производства русского художественного стекла на примере завода Бахметьевых – «Красного гиганта», всестороннем исследовании формирования и развития уникальной школы стеклоделия и определении перспектив ее развития в общем русле отечественного и мирового декоративно-прикладного искусства конца XX – начала XXI веков. Актуальность подкреплена стойким интересом к истории этого предприятия и его художественной продукции со стороны исследователей, коллекционеров и практикующих художников стекла. Представленная работа является первой попыткой обобщающего и всестороннего исследования эволюции художественного стекла, выпускавшегося Бахметьевским заводом – «Красным гигантом» на протяжении всей истории этого предприятия.

Таким образом, предметом исследования стали художественное оформление и стилистика изделий из стекла конца XVIII – начала XXI веков Никольско-Бахметьевского завода – «Красного гиганта». Объектом изучения – сами изделия указанного предприятия. Параллельно в работе анализируется творческий процесс создания образцов для отечественной промышленности, рассмотрена деятельность художников в области декоративно-прикладного искусства, в частности, художественное проектирование стекла и моделирование стекольных форм изделий.

Художественное стекло обозначенного периода можно условно разделить на несколько групп: изделия конца XVIII века – до 1917 года, изделия 1917 – 1940-х гг., 1950 – 1980, и, наконец, изделия с 1990 годов по сегодняшний день. Такой принцип условного деления объясняется последовательным формированием и развитием художественно-образного решения предметов, выполненных из стекла и хрусталя, их связью с социальным заказом и с развитием технико-технологического потенциала производства.

Как показано в исследовании, творческие опыты художников воплощались в жизнь, благодаря поддержке технологов и мастеров производств. Для художественного стекла Никольско-Бахметьевского завода – «Красного гиганта» на всем протяжении его существования была всегда характерна образная яркость, виртуозность исполнения и «узнаваемость», чему в немалой степени способствовала деятельность художников, имена которых приводятся в работе, согласно хронологическим периодам. Мастера и художники предприятия привнесли в производство художественного стекла неповторимые авторские идеи, отличающиеся новаторским подходом в проектировании. Высока была и роль художников завода в наполнении жилой среды функциональными и эстетически выразительными предметами.

Образцы стекольного производства Никольско-Бахметьевского завода – «Красного гиганта» являются уникальными с точки зрения отражения различных направлений в искусстве, в свою очередь передававших социо- культурные реалии своего времени: политические преобразования, достижения научного прогресса, культурные события, техническую революцию, изменения коммуникативных принципов эстетического восприятия. Эти процессы повлияли на художественное решение уникальных и массовых изделий из стекла и хрусталя.

Таким образом, цель диссертационной работы – изучение художественно-стилистических особенностей стекла для промышленного производства Никольско-Пестровского завода – «Красного гиганта», анализ художественно-образного содержания работ в эволюционном историко-культурном контексте обозначенного периода.

Задачи исследования:

проследить эволюцию художественного стекла Никольско-Пестровского завода – «Красного гиганта»;

выделить этапы его развития;

проанализировать творчество художников-стекольщиков, работавших на заводе и в экспериментальной творческой мастерской;

обозначить роль художников и мастеров в создании новых образов и идей в художественном стекле;

ввести в научный оборот новые архивные материалы, касающиеся деятельности художников с 1950-х по 1980-е годы;

рассмотреть механизм внедрения в производство созданных ими образцов;

обозначить роль и место предметов, выпускаемых на Бахметьевском заводе, а позднее на «Красном гиганте» в развитии отечественной стекольной промышленности;

выявить роль цвета и фактуры материала в решении художественных задач и обогащении внешнего вида предметов.

Методика исследования определялась комплексным подходом. Автором использован сравнительно-типологический принцип рассмотрения художественно-стилевых и технологических особенностей стекла Бахметьевского завода – «Красного гиганта». Культурно-исторический метод позволил воссоздать достоверный контекст, в котором создавалось и развивалось стекольное производство Бахметьевых – «Красного гиганта» и рассмотреть его в тесной взаимосвязи с развитием русской культуры и искусства исследуемого периода.

Степень изученности темы. Художественное наследие Бахметьевского завода – «Красного гиганта» занимает видное место в отечественной истории стеклоделия. Однако до настоящего времени оно оставалось мало изученным, его исследование носило фрагментарный характер.

Прежде всего, сведения об истории завода были представлены в редком юбилейном издании «150 лет Никольско-Бахметевского хрустального завода князя А.Д. Оболенского» (СПб., 1914). Этот исторический очерк был выпущен в свет при поддержке комитета стеклозаводчиков России. Он состоит из двух самостоятельных разделов – истории Бахметьевского завода и истории развития стеклоделия в России. Необходимо отметить, что в этом издании впервые были исследованы крупнейшие музейные собрания и частные коллекции стекла, а также архивы Министерства торговли и промышленности и Общий архив Министерства императорского двора. Видную роль в подготовке книги сыграл член Императорского археологического института С.Н. Смирнов. Следует отметить, что составителям пришлось столкнуться с существенными трудностями, такими как отсутствие клейм на изделиях, что не позволяло с твердой уверенностью выделять их среди произведений европейского стекольного искусства. В то же время в российских архивах имелась весьма скудная информация о Бахметьевском заводе. Издатели обратились к владельцу завода в тот период А.Д. Оболенскому за разрешением использовать материалы заводского и личного архива князя и экспонаты заводского музея. Именно богатство этих материалов позволило достоверно осветить развитие завода с момента его возникновения и наглядно представить лучшие образцы его продукции, выпускавшиеся до революции 1917 года.

В то же время, важной основой для написания представленной диссертации послужили работы искусствоведов, занимавшихся историей отечественного стеклоделия дореволюционного периода. Большая их часть посвящена рассмотрению художественного стекла различных заводов России, в том числе Бахметьевского, в контексте стилистической эволюции и развития отечественной художественной промышленности в целом.

Одним из крупнейших специалистов в этой области является Н.А. Ашарина. В своей работе «Русское стекло» (М., 1998) она рассматривает зарождение и развитие отечественного стекольного производства на примере Императорского стекольного завода и частных предприятий России. Н.А. Ашарина проводит подробный сравнительный анализ их продукции, начиная с момента зарождения в XVII столетии и вплоть до начала XX века.

Бахметьевское стекло XVIII века включено в обширный каталог произведений из собрания Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», составленного Е.В. Долгих (М., 1985). В нем приводятся подробные аннотации и описания экспонатов. Каталог сопровождается вступительной статьей Е.В. Долгих, в которой отмечены неповторимые особенности исторического бахметьевского стекла.

Своеобразие и высокие художественные достоинства бахметьевского хрусталя и стекла отмечали все исследователи, касавшиеся истории отечественного стеклоделия. Изделия Никольско-Пестровского завода Бахметьевых упоминаются во всех трудах, посвященных этой области декоративно-прикладного искусства. Из крупных современных исследователей, безусловно, необходимо отметить работы Е.Н. Смирновой – хранителя стекла Государственного исторического музея. Особенно интересной и ценной явилась ее публикация, посвященная русскому сульфидному стеклу, в которой приводятся редкие образцы Никольско-Пестровского завода (Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. М., 2004. № 11).

В данной работе использовались многочисленные труды отечественных исследователей, являющихся ведущимися специалистами в области отечественного современного художественного стеклоделия. Обсуждение специфики искусства стекла, его эстетики, воспитание общественного вкуса, вызвали бурную дискуссию в середине прошлого века на страницах таких журналов, как «Декоративное искусство», «Искусство и быт», в периодической прессе и др. Авторами этих публикаций были Н.Н. Качалов, Б.А. Шелковников, В.И. Мухина, Н.В. Воронов, С.М. Бескинская, Б.А. Смирнов, Н.С. Степанян, Л.Г. Крамаренко и другие ведущие искусствоведы и художники страны. Все чаще в исследованиях поднималась тема художника на производстве, тема связи мастеров искусства и художественной промышленности.

Искусство стекла, его специфика, композиция, приемы, цветность рассматривались в исследованиях таких известных авторов, как Л.Г. Крамаренко, Л.В. Казакова, Н.С. Степанян, Н. Николаева и др.

Последние годы отмечены появлением большого количества публикаций, посвященных современному стеклу. Немаловажный интерес для исследования представляет книга Л.Г. Крамаренко «Отечественное декоративное искусство XX века» (М., 2003), в которой большое внимание уделяется анализу общих вопросов стекольного производства, композиционной и колористической структуре предметов, разнице школ и художественных почерков отечественных мастеров. В книге также предпринята попытка исследовать законы рождения новых, необычных художественных образов изделий, что затрагивает пластические свойства материала и вопросы формообразования в стекле.

Базовые характеристики советского стеклоделия нашли отражение в книге Н.В. Воронова «Советское стекло» (Л., 1973).

Особенно информативными являются публикации Л.В. Казаковой, изложенные в многочисленных книгах и статьях, таких как «Советское художественное стекло» (Каталог «Русское и советское художественное стекло 11–20 вв.» Л., 1989); «Авторское стекло как художественный феномен 20 века (из истории отечественного опыта)» (Пути и перепутья. М., 2006); «Декоративное стекло в современной архитектуре (1960–1980 гг.)» (М., 1989); «Мировое художественное стекло XX века. Основные тенденции. Ведущие мастера» (М., 2007) и мн. др.

Большой документальной значимостью обладают исторические очерки и статьи директора заводского музея стекла и хрусталя Г.С. Головой в периодических изданиях 2000-х годов, ее заметки в местной прессе.

Кроме того, искусство отечественного стекла преимущественно представлялось в изданиях альбомного типа и каталогах выставок: «Прикладное искусство конца 19 – начала 20 века» (Л., 1974); «Художественное стекло 16 – 18 веков» (М., 2006); «Русское стекло XVIII века» (М., 1985); «Советское цветное стекло» (М., 1982); «Русское и советское художественное стекло» (Л., 1989) и др.

К настоящему моменту имеется многочисленная литература по технологии стекольного производства и составах сырья. К ранним и редким относятся ценные сведения о развитии стекольной промышленности до революции, представленные в книге А. Чугунова «Исследование стекловаренного производства», вышедшей в 1856 году. Она содержит обстоятельный анализ сырьевой базы, методов и технических приемов, применявшихся на частных стекольных предприятиях того времени.

Проблемам производственного дизайна стекла было посвящено относительно мало работ, и в настоящее время они не теряют своей остроты. Отчасти они затрагиваются в книге В.Ф. Рожанковского «Стекло и художник» (М., 1971). Автор анализирует основы композиции стекла, которыми руководствуются при создании произведений, специфику художественного проектирования изделий для промышленного производства.

В последнее время, с приходом в науку молодых специалистов, ситуация стала улучшаться. В 2011 году прошла успешную защиту диссертационная работа М.В. Чумаковой, посвященная Дятьковскому хрустальному заводу и проблеме уникальных и массовых изделий в творчестве художников XX века.

Настоящее исследование, его цели и задачи, перекликаются с работой М.В. Чумаковой, хотя оно посвящено другому крупному отечественному стекольному предприятию.

Историография темы представленной работы показывает, что художественное стекло Бахметьевского завода – «Красного гиганта», в своей целостности, не стало пока предметом пристального внимания специалистов. До сих пор не была введена в научный оборот богатейшая коллекция заводского музея. До настоящего времени не применялся комплексный подход в исследовании эволюционного развития художественного стекла этого крупнейшего предприятия нашей страны в обозначенный период и вплоть до наших дней. К сожалению, в настоящее время не существует публикаций, содержащих систематизированную информацию о творчестве художников-стекольщиков, работавших на производстве в советский и постсоветский период. Таким образом, отсутствуют исследования, посвященные российскому дизайну стекла, выпускавшегося и выпускаемого в настоящее время на заводе «Красный гигант».

Материалы и источники:

Основным источником исследования стала коллекция музея стекла и хрусталя Бахметьевского завода – «Красного гиганта». В то же время, в ходе сбора материала были изучены собрания художественного стекла Государственного исторического музея, Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Рыбинского музея-заповедника, частных собраний и др.

В качестве источников использовались не только произведения из стекла и хрусталя, но и графические работы, эскизы, материалы из личных архивов художников и мастеров.

Впервые были привлечены достоверные документы – архивные материалы заводского музея, среди которых «Нормы выработки и расценки на продукцию», вырабатывавшейся заводом в 1936–1941 гг., 1953–1954 гг.; «Приказы» за 1946 г.; Производственно-технический паспорт стекольного завода «Красный гигант»; «Статистическая книга приема и увольнения рабочих и служащих»; «Новые образцы изделий, выпущенные заводом в 1950-е годы» и др.

В ходе работы над диссертацией были изучены материалы российских архивов и библиотек: РГБ им. В.И. Ленина, научной библиотеки МГХПА им. С.Г. Строганова, РГАДА, ЦИАМа, РГАЛИ и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые представлена обобщающая история формирования и развития производства художественного стекла Никольско-Бахметьевского завода – «Красного гиганта» в историко-художественной парадигме Россия – Европа. На основе обширного архивного, фактологического, библиографического и иконографического материала проведен комплексный анализ стекольной продукции завода, выявлена взаимосвязь между уникальными и массовыми изделиями, определены своеобразие и самобытность художественного стекла Никольско-Бахметьевского завода – «Красного гиганта» в контексте стилевых направлений XVIII – XXI вв. Впервые подробно рассмотрена деятельность заводских художников и мастеров, в научный оборот вводится обширный круг произведений. В работе проведен сравнительный анализ художественных изделий из стекла Никольско-Бахметьевского завода – «Красного гиганта» и ведущих отечественных и зарубежных производств, выявлены общие и специфические черты данного производства в общем русле развития отечественного и зарубежного художественного стеклоделия.

Практическая значимость работы. Основные положения диссертации, а также собранный иллюстративный материал могут использоваться в разработке курсов лекций по истории декоративно-прикладного искусства, стекла, интерьера, дизайна, в семинарах, в составлении специализированных словарей по искусству стекла, в подготовке курсовых и дипломных работ студентов творческих вузов, в проектной работе. Материалы исследования станут документальной и иконографической базой в атрибуции музейных и частных коллекций, в составлении каталогов, научно-справочного аппарата к выставкам, в оформлении добавочного этикетажа коллекций стекла.

Структура работы определена поставленными в ней задачами. Она состоит из введения, двух глав и заключения. Диссертация включает подробные примечания к тексту и список использованной литературы. Исследование сопровождается приложениями, в которое вошли: аннотированный иллюстративный ряд и словарь терминов.

Похожие диссертации на Формирование и развитие русского художественного стеклоделия на примере завода "Красный гигант" (бывшего Никольско-Бахметевского)